Кофтина Юлия Николаевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки
УДК 340.114.6 DOI 10.24412/2072-9391-2023-266-31-40
Дата поступления: 2 декабря 2022 г.
Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2023 г.
Yulia Nikolaevna Koftina,
Candidate of Law,
Associate Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and organization of work with personnel, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific Specialty: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences
Управленческий аспект деятельности руководителя (начальника) органа внутренних дел по реализации кадровой политики МВД России
The Managerial Aspect of the Activities of the Head (Chief) of the Internal Affairs Body for the Implementation of the Personnel Policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Аннотация
В статье проведен теоретико-прикладной анализ основных направлений реализации кадровой политики в сфере внутренних дел руководителем органа, организации, подразделения МВД России. Решение проблем по формированию профессионального кадрового состава в системе МВД России в настоящее время является первостепенным в связи с интенсивной сменой кадров органов внутренних дел, оказывающей негативное влияние на выполнение оперативно-служебных задач. Автором статьи предметно рассматривается влияние управленческого аспекта на формирование и реализацию основных направлений кадровой политики МВД России и предлагаются оптимальные пути решения проблем в сфере кадрового обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации.
Постановка проблемы: Министерство внутренних дел Российской Федерации традиционно занимает ключевое место в правоохра-
Abstract
The article presents a theoretical and applied analysis of the main directions of the implementation of personnel policy in the field of internal affairs by the head of a body, organization, division of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Solving the problems of forming professional personnel in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is currently paramount, due to the intensive change of personnel of internal affairs bodies, which has a negative impact on the performance of operational and official tasks. The authors of the article consider in detail the influence of the managerial aspect on the formation and implementation of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia and propose optimal ways to solve problems in the field of staffing of the internal affairs bodies of the Russian Federation.
Problem statement: the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation traditionally occupies a key place in the law enforcement system of Russia and is directly responsible for ensuring
32
нительной системе России и несет прямую ответственность за обеспечение общественного порядка, находится на передовой борьбы с преступностью. Успешное выполнение обязанностей полиции, закрепленных в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», требует установления высоких требований к оперативности и качеству управленческой деятельности в органах внутренних дел как необходимых условий для выработки, принятия и реализации управленческих решений, позволяющих оптимально использовать силы и средства органов внутренних дел для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Цель исследования: с позиции теории управления сформулировать научно обоснованные предложения по разрешению проблем кадрового обеспечения органов внутренних дел и обосновать ключевую роль руководителя (начальника) органа внутренних дел по формированию высокопрофессионального кадрового состава МВД России.
Методы исследования: общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение) и специальные методы (контент-анализ литературы и ведомственных документов по проблеме исследования, метод экспертных оценок, анкетирование, опрос).
Выводы: организация работы с кадрами является одной из функций субъекта управления органами внутренних дел; формирование, использование и развитие кадрового потенциала выдвигается на передний план. Для реализации способностей сотрудника и развития его личности должны быть созданы определенные условия, которые рассматриваются как фактор повышения эффективности служебной деятельности и, как следствие, улучшения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Правоохранительные органы функционируют в строгом правовом режиме. Неукоснительное соблюдение законов требует высокой ответственности, точной исполнительности, служебной дисциплины сотрудников. Поэтому каждый сотрудник органов внутренних дел должен предъявлять строгие требования к себе, а управление призвано отличаться властностью, требовательностью руководства, активным использованием форм, средств, способов и приемов управленческой деятельности.
Таким образом, управленческий контроль и проверка исполнения могут быть успешны при двух условиях: систематичности этой деятельности и непререкаемом авторитете руководителя, ее осуществляющего [9, с. 208].
public order, is at the forefront of the fight against crime. Successful performance of police duties stipulated in the Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ "On the Police" requires the establishment of high requirements for the efficiency and quality of management activities in the internal affairs bodies, as necessary conditions for the development, adoption and implementation of management decisions that make it possible to optimally use the forces and means of the internal affairs bodies to protect the life, health, rights and freedoms of citizens, combating crime, protecting public order, property and public safety.
The purpose of the study: from the standpoint of management theory to formulate scientifically sound proposals for solving the problems of staffing of internal affairs bodies and to justify the key role of the head of the internal affairs body in the formation of highly professional personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Research methods: general scientific methods (analysis, synthesis, induction, deduction, analogy, comparison) and special methods (content analysis of literature and departmental documents on the research problem, the method of expert assessments, questionnaire, survey).
Conclusions: work with personnel is one of the functions of the subject of management of internal affairs bodies; the formation, use and development of human resources is brought to the fore. For the realization of the employee's abilities and the development of his personality, certain conditions must be created, which are considered as a factor in increasing the efficiency of official activity and, as a result, improving the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation.
Law enforcement agencies operate in a strict legal regime. Strict compliance with the laws requires high responsibility, precise performance, and employee discipline. Therefore, each employee of the internal affairs bodies must make strict demands on himself, and management is designed to differ in authority, demanding leadership, active use of forms, means, methods and techniques of managerial activity.
Thus, management control and performance verification can be successful under two conditions: the systematic nature of this activity and the indisputable authority of the head who carries it out [9, p. 208].
Summarizing the research on the role of the managerial activity of the head (head) of the body, organization, division of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the implementation of the personnel policy of the department, we believe it is necessary to note that its goal is to create a radically new personnel composition of the internal affairs bodies, the main characteristics of which should be high professionalism, orientation to the
Говоря о роли управленческой деятельности руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России по реализации кадровой политики ведомства, необходимо отметить, что его цель заключается в создании кардинально нового кадрового состава органов внутренних дел и соответствии современным политическим, социальным, экономическим условиям, основными характеристиками которого должны стать высокий профессионализм, морально-психологическая готовность и ориентация на успешное выполнение задач, стоящих перед правоохранительными органами, - обеспечение правопорядка, защита прав и интересов граждан, общества и государства.
successful solution of the tasks facing law enforcement agencies - ensuring law and order, protecting the rights and interests of citizens, society, and the state.
Ключевые слова: кадровая политика; кадровое обеспечение; управление;управленческая деятельность; резерв кадров; руководитель; органы внутренних дел.
Keywords: personnel policy; staffing; control; management activities; personnel reserve; supervisor; internal affairs bodies.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно отмечал необходимость эффективного использования оперативного, кадрового и технического потенциала органов внутренних дел в целях повышения уровня безопасности людей, надежной защиты их прав, свобод и собственности [1].
Деятельность МВД России сосредоточена на совершенствовании правовой основы прохождения службы в органах внутренних дел и его организационного механизма. Она проводится достаточно последовательно и целенаправленно, о чем свидетельствует ряд принятых нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы кадрового обеспечения органов внутренних дел.
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев на расширенном заседании Коллегии МВД России отметил, что безусловным приоритетом службы в органах внутренних дел является обеспечение безопасности граждан, защита их прав и законных интересов. В этих условиях процесс реформирования все больше направлен на совершенствование работы с кадрами. Важно делать акцент не на количестве, а на качестве личного состава. Для этого необходимо целенаправленно заниматься вопросами повышения профессионального уровня сотрудников, внедрять передовые методы и современные информационные технологии профессиональной подготовки. Структура преступлений меняется, криминал использует высокотехнологичную электронную сферу. Возрастают требова-
ния к интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной и моральной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Все это значительно переориентирует процесс реформирования правоохранительной системы в сторону работы с кадрами [2].
Для повышения эффективности реализуемых и планируемых изменений в системе МВД России управленческая деятельность на всех уровнях должна быть эффективным условием реализации кадровой политики ведомства, что обеспечит последовательность и непротиворечивость управленческих воздействий.
В контексте обоснования предлагаемого вывода, а также для уточнения понятийного аппарата обратимся к толкованию термина «кадровая политика».
Научное осмысление кадровой политики МВД России как деятельности нашло свое отражение в трудах многих ученых в области государственной службы. Теоретической основой настоящего исследования стали идеи и концепции таких деятелей науки, как: Л. М. Колодкин, А. Я. Кибанов, В. Я. Кикоть, М. В. Костенни-ков, Х. Х. Лойт, А. Ф. Ноздрачев, А. Н. Роша. Мы солидарны с их мнением, что кадровая политика — неотъемлемая часть внутренней государственной политики в целом, отличающаяся от других ее сфер объектом, предметом, целью, задачами и методами.
В системе МВД России кадровая политика призвана принять во внимание кадровый потенциал сотрудников в настоящем и будущем времени, для чего необходимо как укреплять и сохранять профессиональное ядро из состоявшихся профессионалов, так и привлекать, за-
34
интересовывать молодежь. Опора в кадровой политике органов внутренних дел на принцип профессиональной преемственности профи-лактирует кадровое голодание и позволяет стабилизировать массив сотрудников. Организация деятельности по проведению продуманной, рациональной, последовательной кадровой политики предоставляет руководителю возможность получить эффект во всех направлениях оперативно-служебной деятельности, быстро и качественно выполнять поставленные перед МВД России задачи.
В данном контексте справедливо мнение профессора Л. М. Колодкина о том, что «кадровая политика будет действительно организующей, если она проводится комплексно, последовательно, с учетом психологии, социологии личности и межличностных отношений, складывающихся в коллективе. В арсенале средств достижения поставленных целей у руководителя органов внутренних дел кадровая политика является решающим инструментом, так как дает возможность использовать значительные резервы интенсификации труда за счет использования так называемого человеческого фактора [5, с. 24].
Исследовательское поле по данной проблеме в целом обширно и является достаточной базой для дальнейшего научного анализа.
Так, профессор А. Ф. Ноздрачев под кадровой политикой на государственной службе понимает общий курс и последовательность действий государства по формированию требований к государственным служащим, по их отбору, подготовке и рациональному использованию с учетом состояния и перспектив развития государственного аппарата, прогнозов о количественных и качественных потребностях в кадрах государственных служащих [6, с. 226]. Такая трактовка кадровой политики представляется вполне удачной, поскольку кадровая политика должна учитывать определенные перспективы государственного строительства и своевременно обеспечивать его качественными управленческими кадрами, причем самого различного характера.
Вместе с тем мы придерживаемся широкой интерпретации понятия кадровой политики как неотъемлемой части управленческой деятельности руководителя органа, организации и подразделения МВД России по формированию кадрового состава, при этом субъектами кадровой политики непосредственно являются руководители органов внутренних дел и подчиненные ему кадровые службы, которые путем профессиональных технологий реализуют направления кадровой политики.
С другой стороны, на реализацию кадровой политики МВД России оказывают влия-
ние субъективные факторы, а именно: что понимается руководителем под кадровой политикой; насколько последовательно, планомерно, какими методами и средствами руководитель осуществляет управленческую деятельность по реализации основных направлений кадровой политики. Отвечая на данные вопросы и принимая во внимание широту и значимость полномочий руководителя органа, организации, подразделения МВД России, очевидно, что отсутствие или нехватка у руководителя необходимых профессиональных знаний и навыков управленческой деятельности — крайне негативный фактор. Более того, не обладая достаточными профессиональными компетенциями, руководитель не способен рационально распределить нагрузку и квалифицированно, справедливо оценить вклад и результаты труда подчиненных.
Учитывая многофункциональный характер деятельности органов внутренних дел, к организационно-управленческому мастерству руководителя предъявляются высокие требования. Для того чтобы проанализировать сущностные характеристики управленческой деятельности, необходимо определить данную дефиницию на теоретическом уровне.
В истории теории управления существовал ряд научных школ и направлений, которые различались концептуальными подходами к проблематике управления. Рассматривая отношения в данной области, исследователи выявляют элементы управленческой системы, устанавливают между ними закономерности, определяют основополагающие принципы ее построения, детально разрабатывают понятийный аппарат и тем самым развивают теорию и методологию науки управления. Научный подход в управлении способствует обоснованному, целесообразному отбору управленческого инструментария (форм, методов, средств, в том числе технических) для получения оптимального результата в управлении на разных его уровнях (от оперативного до стратегического), что, очевидно, совершенствует сам процесс.
Обобщая сказанное, отметим, что понимание руководителями органов, организаций, подразделений системы МВД России научной сущности управленческих категорий, их значимости в профессиональной и служебной деятельности становится сегодня необходимым условием эффективности управления. Современные требования государства, а значит, и общества к органам, охраняющим порядок в стране и права граждан, проецируют на руководителей этой структуры необходимость обладания ими высоким уровнем профессиональных и вместе с тем личностных компетенций, сформированными ценностными установками на мо-
рально-нравственные принципы, научно-теоретическими знаниями и практическим опытом управления в правоохранительной системе.
В связи с этим мы согласны с точкой зрения ученых А. М. Кононова и И. Ю. Захвато-ва, по мнению которых управленческая деятельность в органах внутренних дел представляет собой целенаправленную деятельность субъекта управления, в качестве которого выступает руководитель или аппарат управления по организации и обеспечению выполнения объектами управления (подчиненными органами, подразделениями и отдельными сотрудниками) возлагаемых на них задач [8, с. 7].
Вместе с тем управленческую деятельность стоит рассматривать как деятельность руководителя и подчиненного ему аппарата управления по выполнению функций управления, то есть это работа руководителя и подчиненного ему личного состава по определению цели и задач управления, анализу информации, а также выработке управленческих решений, при этом целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования организационной системы.
Заслуживают внимания направления управленческой деятельности, выделенные А. Д. Ульяновым, к числу которых относятся:
— формирование функциональной и организационно-штатных структур подразделения;
— подбор, расстановка и ротация кадров;
— установление устойчивого взаимодействия отдельных структурных подразделений органа внутренних дел;
— определение форм и методов контроля за исполнением принимаемых управленческих решений [10, с. 26].
Таким образом, системный характер осуществленного научного поиска позволил установить, что одним из ведущих направлений управленческой деятельности руководителя органа, организации, подразделения МВД России является реализация кадровой политики ведомства.
Учитывая научные идеи и взгляды, под кадровой политикой мы понимаем деятельность руководителя по распоряжению кадровым потенциалом в направлениях непосредственного задействования объектов в профессиональной деятельности, эффективного их распределения по горизонтали и вертикали, а также дальнейшего перспективного роста.
Следует иметь в виду, что с точки зрения де-ятельностного подхода кадровая политика в общем понимании есть управленческая деятельность по распоряжению кадровым потенциалом, существующим в настоящее время.
Классифицируя управленческую деятельность по цели, принято различать следующие ее
виды: стратегическое управление; тактическое управление; оперативное управление.
По мнению ученых Н. Н. Иванова и Ю. Г. Карпухина, под стратегическим управлением следует понимать «деятельность соответствующих руководителей и органов управления по определению и реализации приоритетных, крупномасштабных целей развития органов внутренних дел в соответствии с правоохранительной политикой государства и прогнозируемой оперативной обстановкой, обеспечивающую успешное решение задач правоохраны, защиты правоохраняемых ценностей: личности, собственности, среды обитания» [4, с. 20].
Безусловно, кадровая политика является неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя стратегического характера, она направлена на решение долгосрочных задач: на период 5 лет осуществление планов комплектования высвобождающихся вакантных руководящих должностей посредством формирования резерва кадров; направление кандидатов на обучение в образовательные организации МВД России для дальнейшего комплектования вакантных мест по окончании ими высших учебных заведений.
Тактическое управление — деятельность управленческого состава, направленная на создание условий для обеспечения деятельности органов внутренних дел, обусловленная среднесрочными временными рамками.
Кадровая политика на тактическом уровне управления призвана решать задачи среднесрочного характера продолжительностью от одного года. На данном этапе руководителю совместно с кадровым аппаратом необходимо осуществлять планирование непрерывного процесса обучения и повышения квалификации сотрудников на долгосрочную перспективу развития кадрового потенциала.
В свою очередь, оперативное управление представляет собой непосредственное реагирование на изменения оперативной обстановки, а также обеспечение повседневной деятельности органов внутренних дел. Оперативное направление кадровой политики нацелено на организацию профессионального обучения сотрудников; проведение аттестации и воспитательной работы; улучшение социальных условий служебной деятельности сотрудников; осуществление контроля над соблюдением сотрудниками служебной дисциплины; применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий; осуществление мероприятий по изучению, подбору и профессиональной подготовке сотрудников. В данном контексте руководителю необходимо максимальное применение принципа преемственности кадров, а именно использование опыта, знаний и навыков «ста-
36
рослужащих» кадров в профессиональном становлении молодых сотрудников.
Таким образом, обобщая определения дефиниции управленческой деятельности через призму познания кадровой политики в научных исследованиях, отметим, что рассмотрение процесса управления в органах внутренних дел создает методологическую основу для выработки решений прикладного характера, в том числе по реализации кадровой политики, направленных на совершенствование управленческой деятельности в системе МВД России в целом.
Далее, необходимо рассмотреть основные задачи управления по реализации кадровой политики в органах внутренних дел, а именно:
— создание благоприятного социально-психологического климата в подразделении;
— обеспечение соблюдения служебной дисциплины и законности;
— обеспечение исполнительской дисциплины подчиненных сотрудников;
— кадровое обеспечение, профессиональная и служебная подготовка личного состава подразделения.
Решение указанных выше задач связано с проведением общих организационных мероприятий, направленных на нейтрализацию негативных факторов, дезорганизующих работу органа внутренних дел. Данные меры носят шаблонный характер, то есть, как правило, не зависят от специфики конкретного органа внутренних дел. Например, усиление контроля за исполнением управленческих решений, назначение служебных проверок по фактам их несвоевременного либо некачественного исполнения с принятием мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, доведение до личного состава подразделения информации о допущенных нарушениях и принятых мерах реагирования являются общими мерами, направленными на укрепление исполнительской дисциплины подчиненного личного состава. Особо можно выделить личный пример руководителя, выступающий важнейшим фактором не только формирования психологического климата в служебном коллективе, но и непосредственного исполнения функциональных обязанностей.
Рассмотрим организацию деятельности руководителя территориального органа внутренних дел, которая закреплена Типовым положением о территориальном органе внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденным приказом МВД России от 5 июня 2017 г. № 355. В соответствии с гл. 3 указанного положения начальник решает вопросы, связанные с отбором, расстановкой, воспитанием сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа, обеспечением
их направления для прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, а также с организацией и осуществлением морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности территориального органа1.
Кроме того, руководитель (начальник) должен вносить в соответствующий территориальный орган МВД России предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей, а также других руководителей (начальников), должности которых входят в номенклатуру территориального органа МВД России.
Вместе с тем в обязанность руководителя входит прием на службу в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе, увольнение сотрудников и работников территориального органа; применение в отношении подчиненного личного состава мер поощрения и дисциплинарных взысканий; присвоения сотрудникам специальных и квалификационных званий.
Таким образом, очевидно, что роль и место кадровой политики в управленческой деятельности руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России занимают ведущие позиции. Кадровая политика является неотъемлемой частью управленческой деятельности на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях планирования.
Проведя прикладной анализ данного исследования, констатируем, что по результатам анкетирования 368 сотрудников органов внутренних дел (в их числе: слушатели факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов внутренних дел Академии управления МВД России, сотрудники УТ МВД России по СКФО, ГУ МВД России по Ростовской области, УМВД России по Брянской области) были выявлены проблемные вопросы в организации работы с личным составом.
Так, результаты проведенного опроса показали: 26,6 % респондентов утверждают, что в органе, организации, подразделении внутренних дел, где они проходят службу, руководителем не проводятся беседы о возможности дальнейшего прохождении службы с сотрудниками, принявшими решение об увольнении по каким-либо основаниям, что позволяет сделать вывод о том, что руководитель не заинтересован в сохранении кадрового ядра своего подразделения.
Более того, 15,6 % респондентов заявили, что в их органе внутренних дел сотрудникам соз-
1 Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне : приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355.
даются неблагоприятные морально-психологические условия для прохождения дальнейшей службы, которые приводят к стремительному оттоку кадров. Полученные результаты не могут оставаться без внимания ввиду того, что складывающаяся ситуация может привести к полному вымыванию кадрового ядра системы МВД России.
Наибольшее количество респондентов — 53,9 % ответили, что со стороны руководящего состава принимаются действенные меры по сохранению личного состава вверенного подразделения, и лишь 3,9 % считают, что увольнение сотрудника в их подразделении рассматривается руководящим составом как повод для анализа проводимой кадровой политики. Полагаем, что показатель данной категории должен превалировать над максимальным значением, что позволит руководителю при анализе имеющихся недостатков и положительных показателей управленческой деятельности спрогнозировать и усовершенствовать одно из важнейших ее направлений — кадровое обеспечение.
Вместе с тем необходимо отметить недостаточную процессуальную организацию применения различных мер поощрения к сотрудникам органов внутренних дел, что приводит к увеличению влияния субъективного фактора отдельными руководителями в их использовании и, как следствие, к недостаточной эффективности института поощрения. Так 50,3 % респондентов ответили, что снятие ранее наложенного взыскания — единственный вид поощрения, применяемый в их подразделении; 36% респондентов утверждают, что поощрение сотрудников основано только на «личной симпатии» руководителя, а 13,7 % — в их подразделении меры поощрения к сотрудникам не применяются.
Подчеркнем, что система поощрения личного состава органа внутренних дел служит определенным фундаментом для профессиональной мотивации правомерного поведения сотрудников и достижения положительных результатов оперативно-служебной деятельности. Однако проведенный опрос показал отсутствие практических направлений совершенствования профессиональной мотивации со стороны руководителей опрашиваемых сотрудников органов внутренних дел, которое может послужить еще одной причиной сменяемости и оттока кадров.
Своевременный мониторинг кадрового обеспечения МВД России выявляет комплекс актуальных направлений профессиональной деятельности, нуждающихся в корректировке, с позиции замены, добавления, перевода конкретных сотрудников. Важным направлением в аспекте перспективы развития органа, организации, подразделения внутренних дел становится подготовка резерва кадров.
Р. Г. Нургалиев считает, что резерв управленческих кадров является институциональным звеном, особенность которого состоит в том, что он позволяет с учетом принципов объективности и прозрачности, на основе выработанных критериев выдвигать в руководство предельно достойных, образованных, профессионально компетентных, способных к управлению сотрудников на всех уровнях государственной власти [7, с. 82].
Следует отметить, что имеющиеся в настоящее время проблемы в организации работы с кадровым резервом носят как формальный характер (основной результат которого — продвижение на основе формальных критериев и методов, то есть фактически не тех кадров и не теми способами), так и сочетаются с дефектами аттестации (оценки) сотрудников органов внутренних дел, следствием которых выступает отсутствие объективных данных о кандидатах в резерв и развитии самих участников резерва. Формальный подход к работе с резервом в применяемых методах в своей совокупности приводит к тому, что движение кадрового резерва происходит медленно и безрезультативно. Данные официальной статистики не иллюстрируют реального положения, а основной качественный показатель результативности работы с резервом — удельный вес руководящих должностей, замещенных резервистами. Вместе с тем в ряде случаев такая работа сводится к неформальному «квотированию» руководящих должностей, замещаемых из резерва, или к противоположной тенденции — зачислению в резерв фактически «готовых» руководителей, которые не должны были бы пребывать в резерве, а включаются для целей обеспечения потребных статистических показателей в определенные периоды. Работа с кадровым резервом в ряде случаев осуществляется в отрыве от программ обучения и повышения квалификации.
На необходимость работы с кадровым резервом в системе МВД России неоднократно обращал внимание глава государства В. В. Путин. Так, выступая на расширенном заседании Коллегии МВД России, он отметил: «Важно обеспечить системность в работе при назначении руководящего звена, принципиально подходить к профессиональным и личным качествам сотрудников всех уровней. Предстоит продолжить формирование и подготовку кадрового резерва, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом должна быть повышена внутренняя дисциплина и спрос с руководителей за действия своих подчиненных» [3].
Стоит обратить внимание на то, что индивидуальное и коллективное развитие кадров органов внутренних дел, как правило, реализуется лишь в рамках работы с кадровым резер-
38
вом, которую нельзя в большинстве случаев назвать эффективной. В данной сфере причинами проблем и противоречий могут быть названы отсутствие необходимого организационного ресурса, а также надежных апробированных методик работы, прежде всего в сфере планирования индивидуального и коллективного роста в целом, недостаточно эффективное взаимодействие кадровых работников с непосредственными руководителями.
Результаты проведенного анкетирования иллюстрируют фактическое положение о формировании и реализации механизма кадрового резерва в органах внутренних дел. Так, на вопрос: «Может ли кадровый резерв стать эффективным механизмом для своевременного замещения руководящих должностей высококвалифицированными сотрудниками?» 47,3 % респондентов ответили положительно, 29,9 % — отрицательно, 22,8 % — затруднились ответить.
Таким образом, работа с резервом кадров на руководящие должности в органах внутренних дел требует дальнейшего совершенствования ее правовых и организационных основ.
В настоящее время сложилась сложная ситуация по сохранению кадрового потенциала органов внутренних дел. В связи с этим повышается роль руководителя органа внутренних дел, от которого зависит формирование положительных качеств сотрудников вверенного подразделения. Умение знать и применять на практике имеющиеся управленческие приемы составляет важнейшее содержание профессиональной деятельности руководителя органа, организации, подразделения внутренних дел.
Не менее важное значение в организации управленческой деятельности имеет задача руководителя по воспитанию личного состава, в том числе патриотической направленности, решение которой ведет к достижению высокого уровня сознательности и ответственности сотрудников, а следовательно — к укреплению служебной дисциплины и законности.
Исходя из этого профессиональная подготовка сотрудников не ограничивается юридическим обучением, а включает различные направления воспитательной работы, такие как: патриотическое, правовое, профессиональное, нравственно-этическое и эстетическое, в целях формирования и развития профессиональной культуры у сотрудников органов внутренних дел. Реализация указанных направлений предполагает разнообразие воспитательного инструментария, который в совокупности с содержательной составляющей развивает у сотрудников целый ряд мировоззренческих убеждений и профессионально-личностных качеств, среди которых особое место занимают профес-
сиональная ответственность, служебный долг, честь мундира, гуманность и справедливость.
Руководитель органа внутренних дел — это профессиональный воспитатель, которому постоянно приходится решать бесчисленное множество различных педагогических задач. Для того чтобы уверенно прогнозировать результат, принимать научно обоснованные решения в области воспитательной работы, необходимы обширные психолого-педагогические знания, широкая эрудиция, высокий уровень методической подготовки и педагогической деятельности. Все это обеспечит возможность создания профессионального сплоченного коллектива, способного решать специфические задачи, стоящие перед органами внутренних дел.
Организация деятельности по укреплению кадрового состава, его профессиональному развитию и воспитанию на современном этапе является составляющей в деятельности руководителя органа, организации, подразделения МВД России. Речь идет о повышении эффективности морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, прежде всего за счет воспитательной функции. В числе приоритетов остается формирование профессиональной надежности и готовности полицейских к выполнению задач в любых условиях оперативной обстановки. Этот аспект всегда имел принципиальное значение, а с учетом текущей внешнеполитической ситуации его актуальность сложно переоценить. В функциональные обязанности руководителя входит выработка актуализированных управленческих решений по реализации направлений кадровой политики ведомства и развитие кадрового потенциала. Первичным здесь должно стать создание условий для реализации профессиональных способностей каждого сотрудника, что, несомненно, окажет конструктивное влияние на всю правоохранительную систему в целом.
Стоит отметить, что на стадии стратегического планирования кадрового обеспечения деятельности МВД России анализ кадрового потенциала органов внутренних дел является необходимостью, при этом в ходе его оценки рассматривается как положительная, так и отрицательная динамика в организации работы с личным составом, определяются первостепенные направления развития и совершенствования кадрового потенциала, среди которых заслуживают особого внимания следующие направления:
— реализация задач стратегического управления по формированию кадрового состава органов внутренних дел;
— целенаправленная (многоуровневая) профессиональная ориентация молодежи с целью
привлечения к обучению в образовательных организациях МВД России;
— повышение качественного состава кадров органов внутренних дел за счет укомплектования вакантных должностей преимущественно выпускниками образовательных организаций МВД России, что позволит укрепить кадровый потенциал органов внутренних дел с долгосрочной перспективой, а также планомерно осуществить передачу практического опыта молодым специалистам;
— проведение мероприятий, направленных на популяризацию службы в органах внутренних дел и на ее престиж;
— систематическое повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел и переподготовка сотрудников, в том числе зачисленных в кадровый резерв;
— целенаправленное проведение работы по укреплению служебной дисциплины и законности, по профилактике правонарушений среди сотрудников органов внутренних дел;
— совершенствование профессиональных и личностных качеств сотрудников;
— совершенствование морально-психологического обеспечения личного состава органов внутренних дел;
— совершенствование материально-технических условий прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел;
— совершенствование организационно-правовых средств стимулирования и социальной обеспеченности сотрудников органов внутренних дел;
— использование и совершенствование инновационных технологий в организации работы с личным составом с учетом информатизации МВД России.
Обобщая исследование по вопросам роли управленческой деятельности руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России по реализации кадровой политики ведомства, полагаем необходимым отметить, что его цель заключается в создании кардинально нового кадрового состава органов внутренних дел и соответствии современным политическим, социальным, экономическим условиям, основными характеристиками которого должны стать высокий профессионализм, морально-психологическая готовность и ориентация на успешное выполнение задач, стоящих перед правоохранительными органами, — обеспечение правопорядка, защита прав и интересов граждан, общества и государства.
Список литературы:
1. Выступление В. В. Путина на заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию 6 февраля 2020 г. // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/ events/state-council/62744 (дата обращения: 12.11.2022).
2. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации // Министерство внутренних дел Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https:// мвд.рф/news/item/23305248/ (дата обращения: 17.04.2023).
3. Заседание коллегии МВД России // Сайт Президента России. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/62860 (дата обращения: 12.11.2022).
4. Иванов Н. Н, Карпухин Ю. Г. Сущность стратегического управления в органах внутренних дел // Закон и право. 2008. № 2.
5. Колодкин Л. М. Понятие и содержание кадровой функции управления : учеб. пособие. М., 1975.
6. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. М., 1999.
References:
1. Vystuplenie V.V. Putina na zasedanii prezi-diuma Gossoveta i Soveta po nauke i obrazova-niyu 6 fevralya 2020 g. // Sajt Prezidenta Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/events/state-coun-cil/62744 (data obrashcheniya: 12.11.2022).
2. Vystuplenie Ministra vnutrennih del Rossij-skoj Federacii generala policii Rossijskoj Fe-deracii Vladimira Kolokol'ceva na rasshirennom zasedanii kollegii Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Federacii : ofic. sajt. URL: htt-ps://mvd.rf/news/item/23305248/ (data obrashcheniya: 17.04.2023).
3. Zasedanie kollegii MVD Rossii // Sajt Prezidenta Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/62860 (data obrashcheniya: 12.11.2022).
4. Ivanov N. N, Karpuhin Yu. G. Sushchnost' stra-tegicheskogo upravleniya v organah vnutrennih del // Zakon i pravo. 2008. № 2.
5. Kolodkin L. M. Ponyatie i soderzhanie kadro-voj funkcii upravleniya : ucheb. posobie. M., 1975.
6. Nozdrachev A. F. Gosudarstvennaya sluzhba. M., 1999.
7. Nurgaliev R. G. Organy vnutrennih del i ih rol' v obespechenii social'no-ekonomicheskoj bezo-pasnosti strany. M., 2010.
7. Нургалиев Р. Г. Органы внутренних дел и их роль в обеспечении социально-экономической безопасности страны. М., 2010.
8. Организация управления органами внутренних дел : учеб. / под общ. ред. А. М. Кононова, И. Ю. Захватова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2017.
9. Сталин И. В. Речь при открытии I Всероссийского совещания ответственных работников РКИ 15 октября 1920 г. // Сталин И. В. Сочинения. Т. 4. URL: https://www.marxists. org/russkij/stahn/t4/meetmg_semor_offirials. htm (дата обращения: 12.11.2022).
10. Ульянов А. Д. Вхождение руководителя органа внутренних дел в должность : фондовая лекция по курсу «Организация управления». М., 2012.
8. Organizaciya upravleniya organami vnutrennih del : ucheb. / pod obshch. red. A. M. Kononova, I. Yu. Zahvatova. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2017.
9. Stalin I. V. Rech' pri otkrytii I Vserossijskogo soveshchaniya otvetstvennyh rabotnikov RKI 15 oktyabrya 1920 g. // Stalin I. V. Sochineniya. T. 4. URL: https://www.marxists.org/russkij/ stalin/t4/meeting_senior_oiiicials.htm (data obrashcheniya: 12.11.2022).
10. Ul'yanov A. D. Vhozhdenie rukovoditelya organa vnutrennih del v dolzhnost' : fondovaya le-kciya po kursu "Organizaciya upravleniya". M., 2012.
Для цитирования:
For citation:
Кофтина Юлия Николаевна. Управленческий аспект деятельности руководителя (начальника) органа внутренних дел по реализации кадровой политики МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 2 (66). С. 31-40.
Koftina Yulia Nikolaevna. The Managerial Aspect of the Activities of the Head (Chief) of the Internal Affairs Body for the Implementation of the Personnel Policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 2 (66). P. 31-40.
4G