Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ'

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / ФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИН ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич, Петров Тимофей Андреевич

Рассматриваются характерные черты профилактической деятельности органов внутренних дел как ведущего звена профилактики административных правонарушений в процессе превентивной деятельности. Принципы данной деятельности дифференцированы на социально-правовые и организационные, среди которых основным выделен принцип согласованности действий при взаимодействии органов внутренних дел с другими субъектами профилактики административных правонарушений. Задачи органов внутренних дел по предупреждению правонарушений разделены на общеправоохранительные, содержательные и управленческие. Доказано, что взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами системы профилактики административных правонарушений характеризуется вступлением первых в различные организационные связи: субординационного, реординационного влияния на органы внутренних дел, связи координационного сотрудничества органов внутренних дел и других субъектов профилактики административных правонарушений, организационного влияния органов внутренних дел на данных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич, Петров Тимофей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL BODIES OF INTERNAL AFFAIRS AS SUBJECTS OF INTERACTION IN THE SYSTEM OF PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

Based on the fact that the internal affairs bodies are the leading link in the prevention of administrative offenses, in the process of preventive activities they enter into various and numerous relationships with the subjects of the prevention system, the article reveals the characteristic features of the preventive activities of the internal affairs bodies. The principles of this activity are differentiated into socio-legal and organizational ones, among which the main one is the principle of coordination of actions in the interaction of the internal affairs bodies with other subjects of the prevention of administrative offenses. The tasks of the internal affairs bodies for the prevention of offenses are divided into general law enforcement, content and management. It is proved that the interaction of the internal affairs bodies with other subjects of the system of prevention of administrative offenses is characterized by the entry of the former into various organizational relationships: subordinate, reordinative influence on the internal affairs bodies, communication of coordinating cooperation between the internal affairs bodies and other subjects of the prevention of administrative offenses, the organizational influence of the internal affairs bodies on these subjects.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

JURISPRUDENCE

Научная статья

УДК 351.74

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-35-41 NIION: 2003-0059-6/22-482 MOSURED: 77/27-003-2022-06-681

Александр Анатольевич Беженцев1, Тимофей Андреевич Петров2

1 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, adovd@mail.ru

2 Управление МВД России по Московскому району г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия, tima5443@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются характерные черты профилактической деятельности органов внутренних дел как ведущего звена профилактики административных правонарушений в процессе превентивной деятельности. Принципы данной деятельности дифференцированы на социально-правовые и организационные, среди которых основным выделен принцип согласованности действий при взаимодействии органов внутренних дел с другими субъектами профилактики административных правонарушений. Задачи органов внутренних дел по предупреждению правонарушений разделены на общеправоохранительные, содержательные и управленческие. Доказано, что взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами системы профилактики административных правонарушений характеризуется вступлением первых в различные организационные связи: субординационного, реординацион-ного влияния на органы внутренних дел, связи координационного сотрудничества органов внутренних дел и других субъектов профилактики административных правонарушений, организационного влияния органов внутренних дел на данных субъектов.

Ключевые слова: взаимодействие органов внутренних дел с общественностью, взаимодействие полиции с общественными объединениями, система профилактики правонарушений, профилактика административных правонарушений, административная деятельность полиции, формы административной деятельности, принципы профилактики правонарушений, охрана общественного порядка, устранение причин правонарушений, программы профилактики административных правонарушений

Для цитирования: Беженцев А. А., Петров Т. А. Территориальные органы внутренних дел как субъекты взаимодействия в системе профилактики административных правонарушений // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 35-41. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-35-41.

Alexander A. Bezhentsev1, Timofey A. Petrov2

1 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia, adovd@mail.ru

2 Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Moskovsky district of St. Petersburg,

Saint Petersburg, Russia, tima5443@yandex.ru

Abstract. Based on the fact that the internal affairs bodies are the leading link in the prevention of administrative offenses, in the process of preventive activities they enter into various and numerous relationships with the subjects of the prevention system, the article reveals the characteristic features of the preventive activities of the internal affairs bodies. The principles of this activity are differentiated into socio-legal and organizational ones, among which the main one is the principle of coordination of actions in the interaction of the internal affairs bodies with other subjects of the prevention of administrative offenses. The tasks of the internal affairs bodies for the prevention of offenses are divided into general law enforcement, content and management. It is proved that the interaction of the internal affairs bodies with other subjects of the system of prevention of administrative offenses is characterized by the entry of the former into various organizational relationships: subordinate, reordinative influence on the internal affairs bodies, communication of coordinating cooperation between the

© Беженцев А. А., Петров Т. А., 2022

Территориальные органы внутренних дел как субъекты взаимодействия в системе профилактики административных правонарушений

Original article

Territorial bodies of internal affairs as subjects of interaction in the system of prevention of administrative offenses

internal affairs bodies and other subjects of the prevention of administrative offenses, the organizational influence of the internal affairs bodies on these subjects.

Keywords: interaction of internal affairs bodies with the public, interaction of the police with public associations, crime prevention system, prevention of administrative offenses, administrative activities of the police, forms of administrative activity, principles of crime prevention, protection of public order, elimination of the causes of offenses, programs for the prevention of administrative offenses

For citation: Bezhentsev A. A., Petrov T. A. Territorial bodies of internal affairs as subjects of interaction in the system of prevention of administrative offenses. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):35-41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-35-41.

Среди субъектов системы профилактики административных правонарушений важное место занимают органы внутренних дел. Характеризуя «профилактическую административную деятельность органов внутренних дел, нужно сказать, что она всегда определяла состояние профилактической работы с правонарушениями в стране в целом» [1, с. 431]. При этом место органов внутренних дел в этой системе определяется нормативно закрепленными основными задачами по превенции административных деликтов, наличием полномочий по применению упреждающих мероприятий [2], возможностью их осуществления и характером связей с другими субъектами системы: интегративных и инвариантных.

За время провозглашения Российской Федерации как правового государства в структуре органов внутренних дел, а также в других правоохранительных органах фактически отсутствуют подразделения, которые могли бы исключительно специализированно заниматься профилактикой административных правонарушений. Потребность создания таких подразделений, особенно в органах внутренних дел, очевидна.

Необходимость закрепления за органами внутренних дел статуса ведущего звена профилактики административных правонарушений признается международным законодательством. В частности, на первом конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве, 1955 год (United Nations Crime Congress) были приняты рекомендации, в которых указывалось на основную роль полиции в профилактике правонарушений и целесообразность именно в структуре полиции создать отдельные специализированные подразделения профилактики. Первоочередными задачами этих подразделений были определены:

• участие в мероприятиях, связанных с профилактикой преступности и других правонарушений, путем организации надзора за криминогенными районами и объектами;

• координация деятельности добровольных общественных организаций, участвующих в профилактике правонарушений;

• установление связей со школой и родителями несовершеннолетних, склонных к предделикт-ному, асоциальному и противоправному поведению;

• ведение разъяснительной работы среди населения с целью обеспечения их личной и материальной безопасности, используя для этого средства

массовой информации и личные контакты через специально подготовленных сотрудников правоохранительных органов;

• определение форм участия населения в контроле за уровнем правонарушений и в решении правоохранительных задач по охране правопорядка т обеспечению общественной безопасности;

• участие в разработке общенациональных и локальных программ по противоборству с правонарушениями.

Российская Федерация также выделяет для органов внутренних дел центральное место в системе профилактики правонарушений. При этом органы внутренних дел как элемент системы реализуют поставленные перед всей системой превенции задачи, но характерными только для них методами, средствами и способами. Это позволяет выделить особые черты деятельности органов внутренних дел, которые определяют особое место указанных органов в системе субъектов предупреждения административных правонарушений.

К характерным чертам профилактической деятельности органов внутренних дел относятся:

1. Постоянное сочетание методов убеждения и принуждения к лицам, которые нарушают административно-правовые нормы, и подлежащих профилактическому воздействию. Разумное сочетание методов убеждения и принуждения выступает одним из основных принципов всей деятельности органов внутренних дел, при этом, в первую очередь, главное внимание уделяется правильному применению средств убеждения [3]. Однако, упреди-тельную работу невозможно осуществлять только убеждая лиц, к которым уже давно необходимо применить строгие меры. Давно известно, что «профилактика правоохранительных органов должна быть не формально-канцелярской, возведенной к убеждению правонарушителей, а оперативно-служебной, действенной, способной не только предупредить правонарушения, но и, главное, добиться устранения их причин» [4, с. 60].

О сочетании методов убеждения и принуждения в предупредительной административной деятельности органов внутренних дел должна свидетельствовать статистика наложения административных наказаний на правонарушителей. Показателем эффективности будет весомая доля в общем количестве административных наказаний, наложенных сотрудниками полиции, не административного штрафа, а такого вида административного наказания как предупреждение, которое рассчитано на воспитательный эффект и, соответственно, направле-

но, прежде всего, на убеждение правонарушителя и других лиц не совершать противоправные действия/бездействия в будущем.

2. Наибольшая близость органов внутренних дел, и в частности полиции, к негативным явлениям, требующим постоянного профилактического воздействия. Из всех субъектов профилактики административных правонарушений органы внутренних дел выполняют наибольший спектр задач по практической реализации политики предупреждения деликтов. Именно сотрудники подразделений полиции, в частности, дежурные смены дежурных частей, сотрудники патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений полиции по делам несовершеннолетних первыми получают информацию о создании предделиктной и противоправной ситуации, осуществляют воспитательные меры непроцессуального и административно-предупредительного характера.

Близость органов внутренних дел к объектам превенции позволяет наиболее динамично реагировать на изменения уровня и структуры противозаконности на обслуживаемой территории.

3. Комплексный характер профилактической деятельности органов внутренних дел, проявляется, в следующих аспектах:

а) органы внутренних дел, в отличие от других субъектов профилактики, влияют на очень широкий круг объектов предупредительной деятельности. Как субъекты, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями, сотрудники полиции осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях, составляют протоколы об административных правонарушениях, применяют меры административного принуждения (предупреждения, пресечения, обеспечения, административной ответственности). При этом адми-нистративно-юрисдикционная деятельность полиции, одной из основных задач которой является индивидуальное и общее предупреждение и профилактика административных проступков, охватывает широкую сферу общественных отношений, в частности, общественные отношения в сферах прав граждан, здравоохранения, собственности, окружающей среды, транспорта, движения на дорогах, информации и связи, предпринимательской деятельности, режима пребывания иностранцев, управленческого порядка и правопорядка;

б) органы внутренних дел осуществляют упреждающую деятельность на всех уровнях, реализовывая при этом максимально широкий арсенал методов и средств, к тому же: «в их структуру входит ряд служб и подразделений, единственное или основное предназначение которых заключается в реализации профилактических функций [5, с. 274];

в) органы внутренних дел активно взаимодействуют со всеми другими субъектами, предоставляя им информацию об оперативно-деликтной обстановке в регионе/ районе обслуживания, выявляя детерминанты правонарушений и лиц, нуждающихся в комплексном индивидуальном профилактическом воздействии, а также оказывая методическую и практическую помощь в проведении

различных мер превенции административных и других правонарушений;

г) органы внутренних дел не только сами обнаруживают и ликвидируют деликтные факторы, но и в установленном законом порядке предъявляют другим физическим и юридическим лицам, органам и учреждениям, требования о необходимости выполнения возложенных на них функций в сфере укрепления правопорядка.

Указанные черты профилактики административных правонарушений наиболее полно проявляются в административной деятельности полиции. Более 80 % задач, которые решаются, действий, которые выполняются сотрудниками полиции, относится к сфере административной деятельности. Она играет в деятельности полиции важнейшую роль, так как, благодаря этому полиция имеет возможность непосредственно вмешиваться в ситуацию, пресекать опасные/противоправные/преступные деяния субъекта-правонарушителя, устранять детерминанты и условия, которые могут привести к тяжелым общественно-опасным последствиям.

Административная деятельность органов внутренних дел предусматривает осуществление профилактических мероприятий, на чем неоднократно останавливалось внимание классиков отечественных научных исследований, в области обеспечения охраны общественного порядка [6, с. 19], а А. П. Коренев справедливо выделяет: «профилактическую направленность административной деятельности органов внутренних дел как одну из основных черт последней» [7, с. 42].

В процессе административной деятельности органы внутренних дел вступают в разнообразные и многочисленные отношения с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными гражданами. Все эти отношения регулируются нормами административного права и, в связи с этим, являются административно-правовыми. Совокупность таких норм и отношений, возникающих на их основании, хотя они и являются разноплановыми, но имеют много общих черт, охватываются понятием «полицейская деятельность», составной частью которой является административная деятельность органов внутренних дел. На основании полицейской деятельности выделяется полицейское право как подотрасль административного права [8, с. 42].

В процессе выделения указанных норм и отношений необходимо принять меры по сохранению общей профилактической направленности административной деятельности органов внутренних дел. Более того, необходимо эту направленность закрепить в институтах полицейского права. Ведь, в настоящее время большинство правовых средств профилактики — как административных деликтов, так и преступлений — это административно-правовые нормы, правоотношения и индивидуальные предписания. Многие из административно-правовых институтов существуют исключительно или преимущественно для достижения предупредительных целей.

Принято разделять формы административной деятельности на непосредственно организационные, то есть

те, которые не вызывают правовых последствий; и чисто правовые, которые влекут возникновение, трансформацию или прекращение конкретных правовых отношений или других юридических последствий. К непосредственно организационным мероприятиям следует отнести разъяснительную работу среди населения, правовую пропаганду, организационную помощь общественным формированиям правоохранительной направленности, взаимодействие со средствами массовой информации. Значительное место в организационных мероприятиях занимает обобщение и распространение положительного опыта, проведение различных собраний, семинаров, совещаний, конференций, посвященных профилактике административных правонарушений. Все эти действия непосредственно не порождают правовых последствий, но они проводятся на основании административно-правовых норм и поэтому влияют на организацию и осуществление обеспечения охраны общественного порядка.

К правовым формам исполнительно-распорядительной деятельности полиции относятся действия, которые порождают правовые последствия. Это издание актов управления, административно-юрисдикционные действия и совершение юридически значимых действий. Большинство форм административной деятельности включают в себя профилактический элемент. Это позволяет говорить о том, что основные превентивные мероприятия органы внутренних дел, как часть системы превенции административных правонарушений, осуществляют в пределах административной деятельности полиции.

Органы внутренних дел обязаны осуществлять работу по предупреждению административных проступков на основании обоснованных руководящих направлений — принципов [9, с. 14-18]. Принципы профилактической деятельности органов внутренних дел дифференцируем на: социально-правовые; организационные (у правленческие).

К социально-правовым относятся те принципы, которые имеют общий социальный характер и реализуются в профилактической деятельности органов внутренних дел по административным правонарушениям, независимо от уровня и места того или иного органа, от должности, которую занимает сотрудник полиции, осуществляющий предохранительную административную деятельность. Значение социально-правовых принципов заключается в том, что на базисе этих принципов осуществляются главные социальные (моральные, юридические) задачи профилактической деятельности органов внутренних дел. В связи с этим такие принципы часто закреплены на законодательном уровне.

Отнесем к социально-правовым принципам полицейской профилактики административных правонарушений:

• законность, то есть осуществление органами внутренних дел предупредительных мероприятий на основании неуклонного соблюдения законодательства и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу профилактики;

• гуманизм, то есть применение преимуществен-

но методов воспитания и убеждения, предусмо-трение принятия мер принуждения только после исчерпания всех других мер воздействия;

• социальную справедливость, то есть применение органами внутренних дел мер профилактического воздействия адекватных его целям, недопущение их избыточной интенсивности; применение таких мер, независимо от социального статуса лиц, подлежащих профилактическому воздействию;

• сочетание гласности и служебной/профессиональной тайны, то есть рядом с обязанностью органов внутренних дел систематически освещать в средствах массовой информации и государственной статистики сведения о состоянии профилактики административных правонарушений, сотрудники органов внутренних дел обязаны не разглашать государственную и служебную тайны, а также сведения, касающиеся личной жизни граждан, унижающие их честь и достоинство, полученные в процессе служебной деятельности;

• привлечение к профилактике общественности, то есть деятельность полиции должна быть построена так, чтобы общественные формирования территориальных образований и их представители поддерживали профилактические мероприятия органов внутренних дел и принимали в них активное самое участие.

К организационным (управленческим) относятся принципы, на основе которых создается и функционирует система деятельности органов внутренних дел по профилактике административных правонарушений. Применение указанных принципов позволяет рационально распределить компетенции между субъектами, устранить параллелизм и дублирование в реализации функций профилактической деятельности. Поскольку профилактика административных правонарушений является управленческим процессом, то: «принципы такой деятельности целесообразно рассматривать, используя общие принципы социального управления и их реализацию в управлении органами внутренних дел» [10, с. 16-23]. К таким принципам относятся — плановость, целеустремленность, непрерывность, оптимальность, эффективность, принцип главного звена, принцип разграничения компетенций, согласованности действий при взаимодействии, маневренность, пропорциональность ответственности.

Среди организационных принципов особого внимания заслуживает принцип согласованности действий при взаимодействии органов внутренних дел с другими субъектами профилактики административных правонарушений, поскольку от соблюдения этого принципа зависит как эффективность профилактической деятельности полиции, так и оптимальность функционирования всей системы превенции административных деликтов.

Выполняя задачи профилактики административных правонарушений, сотрудники полиции действуют от выявления причин и условий административных правона-

рушений к мероприятиям индивидуальной и общей профилактики, в частности они:

• организуют работу органов внутренних дел, связанную с охраной общественного порядка, предотвращением административных правонарушений, их прекращением и обеспечением производства по делам об этих правонарушениях, рассмотрение которых возложено на органы внутренних дел;

• обеспечивают профилактику правонарушений, вносят центральным и местным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, организуют проведение среди населения разъяснительной работы по вопросам охраны общественного порядка и противодействия преступности.

Таким образом, выделим следующие блоки задач органов внутренних дел по профилактике административных правонарушений:

1. Общеправоохранительные задачи — это защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от деликтных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, установленного порядка управления. Эти задачи присущи любой деятельности органов внутренних дел, независимо от объекта такой деятельности, в том числе и профилактической. При этом указанные задачи актуальны для полиции на любой стадии профилактического процесса.

2. Содержательные задачи — это такие, которые раскрывают содержание деятельности органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений:

• выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, принятие мер по их устранению;

• правовое воспитание населения, разъяснительная работа по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, противодействия административным правонарушениям, информирования населения о средствах правомерной защиты от противоправных посягательств;

• установление лиц, готовящихся к совершению правонарушения либо посягающих на его совершение;

• выявление лиц, противоправные действия которых дают основания для применения к ним соответствующих мер предупредительного воздействия;

• принятие мер для прекращения правонарушений.

3. Управленческие задачи — это такие, решение которых обеспечивает организацию и функционирование системы превентивной административной деятельности органов внутренних дел. К ним относится совокупность задач, необходимых для любого управленческого процесса: сбор и анализ информации, прогнозирование,

принятие решения, выполнение решения, контроль и проверка исполнения. Для решения перечисленных задач, если речь идет о профилактической деятельности выделим:

• участие в разработке и реализации программ предупреждения административных правонарушений, а также специальных планов профилактики отдельных групп административных правонарушений;

• организацию взаимодействия с общественностью (в том числе с общественным формированиями правоохранительной направленности), органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, правопослушны-ми гражданами в профилактике административных правонарушений.

Определяя характерные черты деятельности, основные принципы и задачи полиции в профилактике административных правонарушений, взаимодействие с другими субъектами системы признаем необходимым условием профилактической деятельности органов внутренних дел. Кроме того связи, определяющие систему взаимодействия органов внутренних дел, характеризующие место и роль указанных органов в системе превенции административных деликтов играют ключевую роль. Понимание природы и специфики этих связей дает возможность укреплять организационные структуры профилактики, повышать степень ее организованности. Для того чтобы найти необходимые средства профилактического воздействия, обеспечить его комплексность, во многих случаях достаточно организовать или усилить определенные связи между несколькими взаимодействующими субъектами профилактики.

Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами системы профилактики административных правонарушений характеризуется вступлением первых в различные организационные связи. Эти связи по распределению полномочий по организации профилактических мероприятий можно дифференцировать на:

• связи субординационного влияния на органы внутренних дел «сверху вниз» со стороны вышестоящих подразделений и органов МВД России с целью налаживания взаимодействия с другими субъектами системы;

• связи реординационного влияния на органы внутренних дел в административной деятельности по профилактике правонарушений со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• связи координационного сотрудничества органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями в профилактике административных правонарушений;

• связи организационного влияния органов внутренних дел на других субъектов профилактики административных деликтов.

Кроме того, указанные связи также целесообразно рассматривать, учитывая уровень их реализации: обще-

государственный, региональный или местный.

Связи субординационного влияния (с помощью непосредственного воздействия) относятся к управленческим взаимосвязям профилактики административных правонарушений и играют существенную роль в ее организационной структуре. Осуществление органами внутренних дел непосредственных упредительных мероприятий обуславливает необходимость согласованного взаимодействия с другими исполнителями мероприятий общей и индивидуальной превенции административных проступков, и соответственно, субординационного влияния на органы внутренних дел «сверху». При этом содержание субординационного воздействия зависит от характера взаимоотношений органов внутренних дел и координирующего органа. В частности, МВД России субординационно «сверху» влияет на упреждающую административную деятельность территориальных органов внутренних дел в регионах, то есть, такие отношения являются строго субординационными. Другим примером строгих субординационных взаимоотношений будет и влияние на профилактическую деятельность по профилактике правонарушений органов исполнительной власти регионов России со стороны непосредственно Правительства Российской Федерации.

Однако органы внутренних дел не подчинены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому последние осуществляют реординацион-ное влияние в форме «мягкого» управления, при котором имеется равенство участников, самостоятельность каждого из них, а органы исполнительной власти регионов России выполняют организационные, по сути, рекомендательные функции. При этом они вправе осуществлять контроль за выполнением принятых в отношении профилактической деятельности органов внутренних дел решений. Такие отношения и составляют собственно реординационные связи, одним из основных признаков которых является наличие каналов обратной связи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя организацию воздействия на органы внутренних дел, должны получать от них необходимую информацию, анализировать ее для принятия управленческого решения и его последующего контроля. В данном контексте, руководящий субъект «мягкого» управления способен влиять на решения подведомственного субъекта, при этом все же окончательное решение принимает подведомственный субъект самостоятельно. Такие взаимоотношения назовем реординационным взаимодействием, специфической чертой которых, является взаимное информирование, а «информационное обеспечение носит коммуникативный характер» [11, с. 183].

Итак, органы внутренних дел занимают ведущее место в системе субъектов профилактики административных правонарушений. На региональном и местном уровнях органы внутренних дел вынуждены вступать во взаимоотношения с различными субъектами при осуществлении профилактики административных правонарушений. Сотрудничество в профилактике административных правонарушений целесообразно реализовывать при относительном равенстве субъектов деятельности

в выполнении определенного вида работы, а порой полной или частичной автономией субъектов предупредительной административной деятельности. При этом часто органы исполнительной власти субъекта, органы местного самоуправления иногда не имеют возможности оперативно организовать взаимодействие в деятельности по профилактике административных правонарушений, поэтому органы внутренних дел по своей инициативе дополнительно на основании совместных нормативно-правовых актов, либо на основании договоров вступают во взаимоотношения с другими, в том числе негосударственными субъектами упредительной деятельности.

Список источников

1. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М. : Академия МВД СССР, 1980. 528 с.

2. Султанов К. А., Кашкина Е. В. Анализ администра-тивно-юрисдикционной деятельности полиции по профилактике административных правонарушений // Вестник экономической безопасности. 2020. № 6. С. 235-239.

3. Ведяшкин С. В. Становление и реформа профилактики административных правонарушений в России // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 1 (41). С. 92-93.

4. Зарипов З. С. Правовой механизм профилактики правонарушений. Ташкент : Издательство «Узбекистан», 1990. 158 с.

5. Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика : теория, опыт, проблемы. Монография. М. : Издательство «НОРМА», 2001.

6. Саввин М. Я., Силаев А. И. Эффективность административно-правовой деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и ее оценка. Пособие. М. : ВНИИ МВД СССР, 1990. 64 с.

7. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник / Бочаров С. Н., Герт Г. П., Еремичев И. А. / Под редакцией А. П. Коренева. М. : Издательство «Щит-М», 2002. 309 с.

8. Аврутин Ю. Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России : теория, история, перспективы / Глава : «Истоки формирования полицейского права и института полиции». СПб : Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. 501 с.

9. Тимко С. А., Кузнецова И. А., Тюфяков Н. А. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Учебное пособие. Омск : Омская академия МВД России, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Основы управления в органах внутренних дел. Учебник. Под редакцией А. П. Коренева. М. : МЮИ МВД России, издательство «Щит-М», 1999. 356 с.

11. Крусян А. Р. Информационно-коммуникативные связи в механизме взаимодействия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления // Актуальные проблемы государства и права. 2001. № 11. С. 183-186.

References

1. Avanesov G. A. Criminology and social prevention. Moscow : Academy of the Ministry of Internal Affairs of the

USSR, 1980. 528 p.

2. Sultanov K. A., Kashkina E. V. Analysis of the administrative and jurisdictional activities of the police for the prevention of administrative offenses // Bulletin of economic security. 2020. № 6. P. 235-239.

3. Vedyashkin S. V. Formation and reform of the prevention of administrative offenses in Russia // Bulletin of the O.E. Kutafin (MSUA). 2018. № 1 (41). P. 92-93.

4. Zaripov Z. S. Legal mechanism for the prevention of offenses. Tashkent : Publisher «Uzbekistan». 1990. 158 p.

5. Alekseev A. I., Gerasimov S. I., Sukharev A. Ya. Criminological prevention : theory, experience, problems. Monograph. Moscow : Publishing house «NORMA», 2001.

6. Savvin M. Ya., Silaev A. I. The effectiveness of the administrative and legal activities of the internal affairs bodies in the field of public order and its assessment. Study guide. Moscow : VNII MVD USSR, 1990. 64 p.

7. Administrative activities of the internal affairs bodies. The part is common. Textbook / Bocharov S. N., Gert G. P.,

Eremichev I. A. / Ed. A. P. Korenev. Moscow : Publishing house «Shield-M», 2002. 309 p.

8. Avrutin Yu. E. Police and militia in the mechanism of ensuring state power in Russia : theory, history, prospects / Chapter «The origins of the formation of police law and the police institution». SPb : Publisher «Legal Center Press», 2003. 501 p.

9. Timko S. A., Kuznetsova I. A., Tyufyakov N. A. Prevention of crimes and administrative offenses by internal affairs bodies. Tutorial. Omsk : Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021.

10. Fundamentals of management in the internal affairs bodies. Textbook. Ed. A. P. Korenev. Moscow : MUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, publishing house «Shield-M», 1999. 356 p.

11. Krusyan A. R. Information and communication links in the mechanism of interaction between local executive authorities and local governments // Actual problems of state and law. 2001. № 11. P. 183-186.

Информация об авторах

А. А. Беженцев — начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент;

Т. А. Петров — заместитель начальника отдела полиции Управления МВД России по Московскому району г. Санкт-Петербурга.

Information about the authors

A. A. Bezhentsev — Head of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

T. A. Petrov — Deputy Head of the Police Department of the Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Moskovsky district of St. Petersburg.

Вклад авторов

А. А. Беженцев — научное руководство; постановка проблемы; формулирование гипотезы и концепции исследования; развитие методологии; анализ результатов исследования; описание результатов и формирование выводов исследования;

Т. А. Петров — критический анализ литературы; сбор эмпирических данных, их анализ и интерпретация; написание исходного текста; доказательство гипотезы исследования; итоговые выводы.

Contribution of the authors

A. A. Bezhentsev — scientific guidance; formulation of the problem; formulation of the hypothesis and concept of the study; development of methodology; analysis of research results; description of the results and formation of the conclusions of the study;

T. A. Petrov — critical analysis of literature; collection of empirical data, their analysis and interpretation; writing the original text; proof of the research hypothesis; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 23.08.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 23.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.