Научная статья на тему 'Из опыта административной и профилактической деятельности органов внутренних дел Украины по обеспечению национальной безопасности'

Из опыта административной и профилактической деятельности органов внутренних дел Украины по обеспечению национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Криштанович М. Ф.

В статье обобщены содержание и практика административной и профилактической деятельности органов внутренних дел Украины как государственно-властной деятельности по обеспечению национальной безопасности. Освещены особенности, формы и методы этой деятельности ОВД как субъекта системы национальной безопасности. Раскрыто значение управленческих решений для органов внутренних дел по обеспечению внутренней безопасности государства, общества и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Криштанович М. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта административной и профилактической деятельности органов внутренних дел Украины по обеспечению национальной безопасности»

УДК 351.74(477)

Криштанович М.Ф.,

докторант кафедры европейской интеграции и права Львовского РИГУ при Президенте Украины, кандидат наук с государственного управления

(Украина, г. Львов).

ИЗ ОПЫТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье обобщены содержание и практика административной и профилактической деятельности органов внутренних дел Украины как государственно-властной деятельности по обеспечению национальной безопасности. Освещены особенности, формы и методы этой деятельности ОВД как субъекта системы национальной безопасности. Раскрыто значение управленческих решений для органов внутренних дел по обеспечению внутренней безопасности государства, общества и гражданина.

Ключевые слова: органы внутренних дел, национальная безопасность, государственное управление, Украина.

Государство, олицетворенное системой правоохранительных органов, является непосредственным субъектом регулирования всех отношений в сфере обеспечения национальной безопасности и главной силой их реализации. Соответственно ОВД как органы исполнительной власти призваны обеспечивать внутреннюю безопасность страны — защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств. Особую роль в процессе обеспечения внутренней безопасности государства и общества играет административная и профилактическая работа органов внутренних дел.

Эти вопросы нашли определенное отражение в трудах украинских и российских ученых, в частности: А. Бандурки, А. Бекетова, Ю. Битяка, В. Булавчика, А. Ефремова, М. Игошина, В. Коваленка, А. Комзюка, М. Левицкой, В. Липкана, В. Мамонова,

A. Милехина, Г. Пономаренко, Т. Пикули,

B. Тарасова, X. Ярмаки и др. Одновременно данная проблематика не нашла должного

отражения в государственно-управленческой науке. Целью статьи является анализ опыта административной и профилактической деятельности ОВД Украины как субъекта системы национальной безопасности.

Одним из важнейших аспектов (элементов), в комплексе определяющих деятельность ОВД по обеспечению внутренней безопасности страны, являются направления их деятельности [1]. Особенность деятельности органов внутренних дел по отдельным направлениям заключается в их общем назначении и социальной роли в механизме государства и в специфике содержания деятельности как субъекта системы обеспечения национальной безопасности, вытекающих из разделения труда среди соответствующих органов исполнительной власти, что и предопределяет соответствующие формы и методы деятельности, закрепленные соответствующими нормативно-правовыми актами.

Следует отметить, что содержание и деятельность органов внутренних дел Украины определяются уровнем и направлением угроз жизненно важным интересам государства и общества. Согласно результатам социологических опросов, проведенных Центром Разумкова, большинство граждан Украины (от 79,1% до 91,2%) чувствовали себя не защищенными от крупных стихийных бедствий, техногенных катастроф, терактов, различных преступлений и нарушений правопорядка, а также реальную угрозу потери собственности и бизнеса. Это вступает в противоречие с утверждениями, что "действующая в Украине система обеспечения национальной безопасности позволяет эффективно противодействовать имеющимся и потенциальным угрозам практически во всех сферах жизнедеятельности украинского общества" [2, с. 329].

Поэтому управленческие решения по обеспечению национальной безопасности должны осуществлять мощное влияние на направленность, содержание, результативность и эффективность деятельности ОВД по всем проявлениям существующих и потенциальных угроз. Отметим, что управленческая деятельность в сфере обеспечения внутренней безопасности страны

осуществляется МВД Украины и представляет собой процесс взаимосвязанных и в определенном порядке выполняемых действий [3]. Он определяет содержание и динамику реализации целей обеспечения национальной безопасности органами внутренних дел с помощью системы операций, которые меняются, развиваются и совершенствуются. Этот процесс осуществляется одновременно в разных направлениях деятельности ОВД, включая административную и профилактическую.

Административная деятельность признается одним из важнейших направлений деятельности милиции по обеспечению внутренней безопасности страны [4]. Она занимает первое место потому, что является самой значительной по объему, в ее реализации задействованы большинство работников органов внутренних дел Украины. Преимущественно при осуществлении административной деятельности приходится иметь дело с тремя основными типами отклонений: преступлениями, административными правонарушениями, нарушениями моральных норм.

Административная деятельность ОВД Украины имеет четко выраженный государственно-властный характер и осуществляется в официальном порядке от имени государства, делегируя право на применение специфических мер административного воздействия, которые, как правило, не используются другими органами исполнительной власти. А. Бандурка справедливо отмечает, что "общественная безопасность зависит от выполнения специальных организационных правил, установленных государством с целью предупреждения тяжелых последствий, которые могут наступить в результате действий стихийных сил природы или деятельности физических и юридических лиц, связанной с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей " [5, с. 13-18].

Возможность применения санкционированных законом принудительных мер является наиболее важным признаком полицейской деятельности, которую можно считать универсальной. Присущим всем полициям (милициям) мира является и то, что их приоритетные задачи и функции от-

носятся к сфере противоправных деяний, а также событий, которые угрожают социальной безопасности, жизни, здоровью, правам и свободам человека, государственным и общественным институтам. Согласно действующему законодательству, милиция имеет право осуществлять административный надзор - гласный и негласный - за кем-то или чем-то. В процессе осуществления надзора органы милиции могут присматривать за людьми, организациями, органами государства, но исключительно с точки зрения закона, не вмешиваясь в их профессиональную деятельность. Административный надзор имеет целью не только предупреждение противоправных действий, устранение причин и условий, способствующих правонарушениям, но и применение мер административного принуждения, в том числе административной ответственности в случае выявления нарушений общеобязательных правил.

Важнейшими среди методов административной деятельности милиции в контексте обеспечения внутренней безопасности страны и общества являются убеждение и принуждение, которые признаются как универсальные и комплексные методы государственного управления в целом. Основным (определяющим) методом деятельности милиции по обеспечению правопорядка является метод убеждения. Относительно его использования следует согласиться с А. Новиком, который отмечает, что "убеждение как эффективный метод правоохранительной деятельности кардинально решает проблему обеспечения правопорядка, поскольку человек, в котором сформированы правовые убеждения и правосознание, не только сам соблюдает права и законы, но и способствует их соблюдению другими" [6, с. 123]. Метод убеждения способствует формированию у людей понимания необходимости добровольного, активного выполнения предписаний, правил и норм, которые функционируют в обществе, добросовестного выполнения требований закона и иных правовых норм, а содержание его составляет комплекс разнообразных конкретных мероприятий и средств такого воздействия. В практической деятельности милиции этот метод ре-

ализуется в различных формах: а) правовое воспитание; б) постоянное информирование населения о состоянии правопорядка и борьбы с преступностью; в) агитационно-разъяснительная работа среди населения;

г) критика антиобщественных проявлений;

д) применение мер поощрения; е) работа с правонарушителями, лицами из так называемых групп риска; ж) распространение и популяризация передового опыта в борьбе с нарушениями общественного порядка и т.д. [7, с. 4].

Именно убеждение сопровождает меры принуждения, переплетается с ними, решая общую задачу внутренней безопасности государства и общества, которая заключается в воспитании чувства долга и ответственности перед обществом, трудовым коллективом, семьей, государством. Но поскольку соблюдение установленных правил, к сожалению, еще не стало обычным правилом поведения для всех членов общества, то некоторые из них нарушают установленный правопорядок, действующее законодательство. В этих условиях государство вынуждено наряду со средствами убеждения применять и средства принуждения к лицам, которые совершают правонарушения. Государственное принуждение — единственное принуждение, которое может применяться от имени всего общества к любым лицам и организациям, находящимся на территории государства, а также включает в себя мероприятия, которые не могут использовать другие социальные субъекты [8].

В свою очередь, административное принуждение — это властное, осуществляемое в одностороннем порядке и в предусмотренных правовыми нормами случаях применение от имени государства к субъектам правонарушений, во-первых, мер предупреждения правонарушений, во-вторых, принудительных мер относительно правонарушений, в-третьих, мер ответственности за нарушение нормативно-правовых положений [9, с. 194].

Та или иная административно-принудительная мера используется в государственном управлении, во-первых, для охраны общественных отношений, возникающих в этой сфере государственной деятельно-

сти, во-вторых, она применяется в целях охраны правопорядка, т.е. предупреждения или прекращения правонарушений или привлечения виновных к ответственности (как правило, административной), в-третьих, применяется такая мера именно в принудительном порядке, то есть независимо от воли и желания субъекта, к которому применяется, часто с возможностью использования для ее реализации других мер принуждения, в-четвертых, она применяется к лицам, не подчиненным органу или должностному лицу милиции, которые ее используют, и, в-пятых, основания и порядок применения этого мероприятия установлены административно-правовыми нормами.

Эти меры органами внутренних дел Украины применяются с тройной целью: а) для предотвращения различных антиобщественных проявлений, недопущения образования определенной противоправной ситуации; б) для прекращения начатого или уже совершенного противоправного деяния и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; в) для наказания лиц, совершивших правонарушения [10].

Отметим, что административные методы деятельности милиции, которые имеют волевой, обязывающий характер, не следует отождествлять с волюнтаризмом, произволом, администрированием, которые, в сущности, являются антиподами административных методов. Хотя ОВД Украины широко используют меры административного принуждения, их применение не является самоцелью, оно дополняет проведение воспитательных и организационных мер и осуществляется на принципах гласности и строгого соблюдения требований законодательства, охраны прав граждан, предприятий и организаций. Принуждение в административной деятельности милиции в контексте национальной безопасности применяют прежде всего к лицам, ранее осужденным за преступления, и другим категориям лиц, которые стоят на учете в милиции [11].

Таким образом, административная функция органов внутренних дел реализуется через их административно-правовую

деятельность, которая является управленческой, подзаконной и подконтрольной соответствующим органам государственной власти, исполнительно-распорядительной, го судар ств енно - властной деятельно стью, заключающейся в обеспечении внутренней безопасности государства, охране общественного порядка, предупреждении и прекращении противоправных действий, оказании помощи гражданам в реализации конституционных прав и свобод.

Важным направлением деятельности ОВД в сфере обеспечения национальной безопасности является профилактическая работа. Она, согласно Закону Украины "О милиции" [12], является одной из главных задач деятельности милиции Украины. Ее сущность заключается в предотвращении преступлений и других правонарушений, выявлении и устранении причин и условий, им способствующих.

Следует отметить, что в целом среди правоохранительных органов Украины нет такого, который бы специально был создан для проведения профилактической работы. Эту функцию должны выполнять все без исключения правоохранительные органы. Дело в том, что осуществление других функций так или иначе служит предупреждению преступности и других правонарушений. Но это не исключает, а, наоборот, предполагает целенаправленные действия, в частности ОВД, для реализации этой функции наряду с теми функциями, которые являются их основными. С этой целью приказом МВД Украины от 9 июня 2011 года создан Департамент профилактики правонарушений [13]. В его состав вошли: управления участковых инспекторов милиции, управления профилактической работы среди детей и управления разрешительной системы, лицензирования и государственного охранного надзора.

Профилактика правонарушений представляет собой сложный комплекс мероприятий, основанных на применении закона, знаниях психологии и педагогики. Эти меры несовместимы с действиями, связанными с унижением человеческого достоинства, обманом, неправомерными ограничениями прав граждан. В рамках индивидуальной профилактики в процессе

воспитательной работы с правонарушителями ОВД должны четко придерживаться правил взятия их на учет, знать основания и порядок применения предусмотренных мер воздействия на таких лиц с целью их исправления и перевоспитания [14].

Профилактическая деятельность ОВД Украины происходит на фоне объяснения населению форм преступной деятельности и консультаций о возможностях защиты от уголовно наказуемых посягательств. Чем сильнее угроза нарушения правопорядка со стороны организованной преступности, терроризма и насильственных акций, тем более обоснованными должны быть предупредительная деятельность с применением современных методов наблюдения и обработки данных (согласование данных в рамках критериального розыска преступников, видеосъемка, наблюдательный розыск, привлечение к розыску гражданских лиц и VIP-лиц) или принятие мер без подозрения о наличии угрозы, а потому и в отношении тех, кто не совершает правонарушения (например, контроль на улицах, так называемый завуалированный розыск).

Сотрудники подразделений ОВД Украины в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предупреждения и пресечения преступлений взаимодействуют с органами представительной и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, трудовыми коллективами, общественными объединениями и гражданами, информируют их и средства массовой информации о своей деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Подразделения ОВД на местах вносят в центральные и местные органы государственной исполнительной власти, на предприятия, в учреждения и организации представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, организуют среди населения разъяснительную работу по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Но, осуществляя общепрофилактическую работу, организуя выступления в прессе, по радио и телевидению, органы внутренних

дел не должны обнародовать не проверенные до конца факты, касающиеся чести и достоинства граждан.

Основная нагрузка по проведению общей и индивидуальной профилактики, как правило, возлагается на участковых инспекторов милиции. Они ближе всего к народу, а поэтому знают все насущные проблемы его жизни. На территории закрепленных за ними участков, в городе или сельской местности, участковые инспекторы выполняют основной объем правоохранительных и правоприменительных функций, возложенных законом на гор-райорганы внутренних дел, и несут ответственность за состояние общественного порядка.

Участковые инспекторы милиции в пределах своей компетенции принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, участвуют в правовом воспитании населения, проводят профилактическую работу с лицами, которые ведут антисоциальный образ жизни и проявляют склонность к совершению преступлений, осуществляют административный надзор за лицами, в отношении которых он установлен, и контроль за осужденными к уголовным наказаниям, не связанными с лишением свободы. В лице участковых инспекторов граждане видят своих защитников и надежных помощников в беде. Сегодня именно "украинские шерифы" играют исключительную роль в проведении профилактической работы [15].

Значительное внимание заслуживает профилактическая работа ОВД в отношении несовершеннолетних. Стоит отметить, что по состоянию на 2011 год в учреждениях отбывания наказаний Украины находилось 1432 несовершеннолетних. Более половины из них (54,8%) осуждены к лишению свободы сроком от 3 до 5 лет, 58,3% ранее привлекались к уголовной ответственности, не связанной с лишением свободы, а 24,9% до осуждения нигде не учились и не работали [16]. Остро стоят проблемы оперативной осведомленности о преступлениях в молодежных преступных группировках, которые готовятся, и взаимодействия служб и подразделений органов внутрен-

них дел по предупреждению подростковой преступности [17].

Групповая преступность среди несовершеннолетних в Украине стала в последнее десятилетие одним из главных объектов внимания работников милиции, психологов, педагогов, социологов, социальных работников, что связано с возникновением и развитием неформального молодежного движения и его последующей трансформацией в более опасные формы поведения.

Причины девиаций могут быть самые разнообразные: быстро получить материальную пользу, преуспеть в глазах семьи, несмотря на незаконность действий, самоутверждение, сомнительное повышение собственного авторитета в глазах окружающих и др. [18, с. 77]. Поэтому сегодня чрезвычайно актуальными для ОВД стоят задачи: исследовать и проанализировать особенности и причины преступности среди несовершеннолетних, сформировать основные профилактические мероприятия по предупреждению этого негативного общественного явления. В частности, в направлении профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, согласно Указу Президента Украины от 24 мая 2011 г. в "Концепции развития уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине" [19], предполагается проведение информационной, разъяснительной работы с семьями, в том числе по законодательству в сфере уголовной юстиции; внедрение современных методов и форм работы с детьми, склонными к совершению правонарушений; совершенствование мониторинга состояния детской преступности и соблюдения прав детей, попавших в конфликт с законом, и т.д. Если эти меры окажутся положительными, то в будущем несовершеннолетними не будут совершены сотни исследуемых преступлений.

Важным направлением профилактической деятельности милиции является выявление неблагополучных, неполных семей, дети которых, как показывает практика, пополняют категорию правонарушителей. В этом плане заслуживает внимания положительный опыт, накопленный в деятельности милиции Днепропетровской области. Так, в школах Октябрьского района

г. Днепропетровска было создано подразделение милиции по обеспечению общественного порядка. Результатом внедрения этого опыта стало уменьшение количества правонарушений. Однако отсутствие правового и организационного обеспечения деятельности этих подразделений привело к их ликвидации. Поэтому целесообразно в рамках эксперимента создать аналогичную службу в крупных учреждениях высшего образования, общеобразовательных школах. К задачам этих подразделений следует отнести: общение с несовершеннолетними и их родителями, оказание правовой помощи, реагирование на обращения несовершеннолетних о нарушении их прав, предупреждение нарушений прав и свобод несовершеннолетних, выявление групп несовершеннолетних антиобщественного направления и взрослых, которые вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность, профилактика наркомании, осуществление правовой пропаганды и т.п. [20, с. 146].

Говоря о внутренней безопасности Украины и определяя роль ОВД в ее обеспечении, на наш взгляд, следует обратить внимание на еще один немаловажный и деликатный аспект проблемы — профилактическую работу по этнополитической безопасности Украины, которая связана с опасностью этнополитической нестабильности и сопровождается попытками разыграть так называемый "этнополити-ческий кризис"[21]. Следует отметить, что МВД Украины, органы внутренних дел непосредственно отвечают за противодействие этнической преступности. Их задачей является урегулирование этнопо-литических конфликтных ситуаций, которые реально влияют на состояние этнополитической безопасности. Особенно это касается отношений власти и ранее депортированных крымских татар, связанных с проблемами восстановления утраченных ими социально-политических и экономических прав [22]. Восстановление этих прав сопровождается крайне болезненными процессами, поскольку предполагает перераспределение ограниченных природных и других ресурсов Автономной Республики Крым. Причем эти притя-

зания на них являются одной из основных причин идеологического, политического и психологического столкновения крымских татар с нетатарским населением автономии. Поэтому профилактическая деятельность ОВД в сфере этнополитической безопасности требует реорганизации существующего в составе МВД Украины отдела наработки и реализации стратегии борьбы с этнической преступностью, создания в структуре министерства отдельного отдела, ответственного за профилактику преступлений, совершенных на почве расовой, национальной или религиозной вражды. Важно систематически проводить анализ и обобщение наиболее типичных конфликтных ситуаций, с которыми сталкиваются представители этнических меньшинств. Результаты должны представляться на рассмотрение руководству МВД и ОВД для учета в дальнейшей работе [23, с. 29]. Кроме того, необходимо принять ряд нормативно-правовых актов для дальнейшего совершенствования политико-правовых основ этнонациональной политики, управления межэтническими отношениями.

Понятно, что профилактическая работа — дело не только органов внутренних дел. Во многих странах мира, в том числе и в Украине, есть неисчерпаемый резерв общественных, самодеятельных негосударственных учреждений, которые в состоянии значительную часть работы в этом плане взять на себя. Сотрудничество, взаимодействие милиции с населением и общественными формированиями по профилактике преступности является процессом осуществления совместных, согласованных, скоординированных действий, направленных на недопущение и нейтрализацию противоправного поведения отдельных лиц на совершение преступления. Это должна быть согласованная с целью, временем и местом, общая, взаимосвязанная деятельность, направленная на достижение определенного результата. Безусловно, сотрудничество милиции с другими субъектами предупреждения преступности, в том числе и с общественными формированиями, должно осуществляться в рамках установленной компетенции и

иметь целью наиболее полное использование возможностей профилактического воздействия.

Таким образом, проведенный анализ административной и профилактической деятельности ОВД Украины определяет перед учеными и специалистами задачу — учесть роль и значение этих направлений в процессе формирования стратегии преобразования органов внутренних дел на современную правоохранительную структуру, призванную обеспечивать национальную безопасность государства, общества и личности.

Библиографический список

1. Булавчик В.Г., Грищенко Т.А., Иго-шин Н.А. Основы управления в органах внутренних дел / Под ред. Бугель Н.В. СПБ.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2009. — 239 с.

2. Дмитренко М.А. Сусшльт транс-формацп та полгтичт аспекти загроз на-цюнальнш безпещ Украши. — К.: Знання Украши, 2006. — 348 с.

3. Дзюба I. Напрямки д1яльноси Мшс-терства внутршшх справ Украши // Вкник Ки!в. нацюн. ун-ту iм. Тараса Шевченка. Сер1я юридичт науки. 2007. — № 77 — 78. — С. 96 — 98.

4. Бекетов О.И. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. М.: ЦОКР МВД России, 2009. — 264 с.

5. Бандурка О.М. Роль адштстративного законодавства в змщнент правопорядку // Проблеми охорони громадського порядку i вдосконалення законодавства: матерiали наук.-практ. конф. Харюв. 2001. С. 19 — 21.

6. Новж О. Правоохоронна д1яльтсть: И бачення крiзь призму людини // Право Украши. 2003. № 9. С. 121 — 124.

7. Битяк Ю.П., Зуй В.В., Комзюк А.Т. Переконання i примус у державному управлшт. Адмшстративна в1дпов1дальшсть: конспекти лекцш. Харюв: Украшська юридична академ1я, 1994. 44 с.

8. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: Монография / Под ред. В.П. Сальникова. — СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2004. — 378 с.

9. Колпаков В.К. Адмшстративне право Украши: шдручник. К.: Юрiнком 1нтер, 1999. 736 с.

10. Комзюк А.Т. Заходи адмшстратив-ного примусу в правоохороннш д1яльност1 мШцп: поняття, види та оргашзацшно-пра-вовi питання реал1зацп: монографiя / За заг. ред. О.М. Бандурки. — Харкiв: Вид-во Нац. ун-ту внутр. справ, 2002. 345 с.

11. Думко Ф.К., Ульянов О.1., Ярма-Ki Х.П. Адмш1стративний нагляд мiлlцii за особами, зв1льненими з м1сць позбав-лення вол1. Одеса: Одеський ш-т внутр. справ.,1999. 122 с.

12. Про мШщю. Закон Укра1ни в1д 20 грудня 1990 р. // В1сник Верховно1 Ради Укра1ни. 1991. № 4. Ст. 20.

13. Про затвердження Положення про Департамент профилактики правопору-шень: наказ МВС Украши в1д 09.06.2011 року № 312. [Электронный ресурс]. http: // www.mvs.gov.ua /mvs /control /main /uk/ publish/ article/628033

14. Горбул1н В.П.,Белов О.Ф., Литвиненко О.В. Нащональна безпека: порядок денний для Украши. К.: ВД "Стилос", 2009. 126 с.

15. Супрунюк £.В. Функц1я забезпечен-ня прав i свобод людини в Украшськш дер-жав1 // В1че. 2005. № 9. С. 16-21.

16. Судова практика у справах про зло-чини неповнол1тн1х i втягнення ix у зло-чинну д1яльн1сть [Электронный ресурс] // Верховний суд Украши [сайт]. scourt.gov. ua/clients/vs.nsf.

17. Петренко О.1. Державна правова орган1зац1я проф1лактики правопо-ру-шень серед неповнол1тн1х // Сучасн1 пра-вов1 проблеми проф1лактики та розкриття злочишв, як1 скоюються неповнол1тн1ми: матер1али м1жвуз. наук.-практ. конф. До-нецьк: Д11ЗС, 2002. С. 95-97.

18. М1нц М.О., Чуб А.Г. Злочинн1сть серед неповнол1тн1х та заходи щодо ii проф1-лактики // Науков1 прац1. Соц1олог1я. 2011. Вип. 144. Том 156. С. 76-79.

19. Концепщя розвитку кримшально! юстицн щодо неповнол1тн1х в Украш! Указ Президента Украши в1д 24 травня 2011 року № 597. [ Електронный ресурс]. http: // www.mvs.gov.ua

20. С1чкар В.О. Використання досв1-ду пол1ц11 заруб1жних кра!н в д1яльност1

мшцн Укра1ни по забезпеченню прав та свобод людини (оргашзацшно-правовий аспект). Дис. канд. юрид. наук: 12.00.07. 1р-niHb, 2007. 187 c.

21. Маруховська О. Етнополтична безпека як рiзновид нащонально1 безпеки // Демократiя i державшсть в Украш: проблеми гармошзацп. К.: Логос, 1997. С. 61—62.

22. Рафальський О. Етнополiтична си-туацiя а Автономнiй Республiцi Крим як чинник стаб^ьноси в Украш // Центр íh-формацп та документацп кримських татар. [Электронный ресурс]. http: // www.cidct. org.ua/uk / documents/.

23. Забезпечення захисту прав i свобод людини шляхом реалiзацil громадянами права на звернення до оргашв МВС Укра-1ни: сучасний стан та шляхи покращення якоси / Одеська правозахисна група "Ве-рггас". Харкiв: Права людини, 2010. 60 с.

References

1. Bulavchyk V.G., Gryschenko T.A., Ihoshyn N.A. Fundamentals of management of internal affairs bodies/ed. Bugel N.V., St. Petersburg: St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009. 239 p.

2. Dmytrenko M.A., Social transformation and political aspects of threats to the national security of Ukraine. — K.: Knowledge of Ukraine, 2006. 348 p.

3. Dziuba I. Activities of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine // Bulletin of Taras Shevchenko National University of Kyiv. A series of legal science. 2007. № 77-78. P. 96-98.

4. Beketov O.I., Administrative activity of the internal affairs bodies. General part. M.: TSOKR MVD of Russia, 2009. 264 p.

5. Bandurka O.M., The role of administrative law in strengthening the rule of law // The problems of public order legislation and improvement materials scientific and practical. conf. Kharkiv. 2001. P. 19-21.

6. Novick O. Law enforcement: its vision through the prism of human // Right Ukraine. 2003. № 9. P. 121-124.

7. Bytyak J.P., Zui V.V., Komzyuk A.T., Persuasion and coercion in public administration. Administrative responsibility: lectures. Kharkov: Ukrainian Academy of Law, 1994. 44 p.

8. Kaplunov A.I., Administrative coercion exercised by Internal Affairs: Theory and

Practice. Monograph / Ed. V.P., Omental. St. Petersburg.: St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia. 2004. 378 p.

9. Kolpakov V.K., Administrative Law of Ukraine: a tutorial. K.: Inter Yurinkom, 1999. 736 p.

10. Komzyuk A.T., Measures of administrative coercion of law enforcement officers: concept, types and organizational and legal issues of implementation: monograph / edited by O.M. Bandurka. — Kharkiv: Publishing House of National University of Internal Affairs, 2002. 345 p.

11. Dumko F.K., Ulyanov O.I., Yarmaki H.P. Administrative supervision officers for persons released from prison. Odessa: Odessa Institute of Internal Affairs, 1999. 122 p.

12. On the police. Law of Ukraine on December 20, 1990 // Bulletin of the Verk-hovna Rada of Ukraine. In 1991. Number 4. Article. 20.

13. On approval of the Department of Crime Prevention: Order Ministry of Ukraine of 09.06.2011, № 312. [Web resource]. http:// www.mvs.gov.ua/mvs/control/main/uk/ publish/article/628033

14. Gorbulin V.P., Belov O.F., Lytvynen-ko O.V., National Security: an agenda for Ukraine. K.: Publishing House «Stylos», 2009. 126 p.

15. Suprunyuk E.V., Function of ensuring the rights and freedoms in Ukrainian state // Viche., 2005. № 9. S. 16-21.

16. Judicial practice in juvenile crimes and their involvement in criminal activity [Web resource] / / Supreme Court of Ukraine [website]. scourt.gov.ua/clients/ vs.nsf.

17. Petrenko O.I. Public legal organization process of juvenile crime prevention // Current Legal Problems of prevention and detection of crimes that are committed by juveniles: materials of scientific and practical conf. Donetsk: DIYIZS, 2002. P. 95-97.

18. Mintz M.O., Chub A.G., Juvenile delinquency and measures for its prevention / / Scientific works. Sociology. 2011. Issue. 144. Volume 156. P. 76-79.

19. The concept of criminal justice for juveniles in Ukraine. Decree of the President of Ukraine of 24 May 2011 № 597. [Web resource]. http://www.mvs.gov.ua

20. Sichkar V.O., Using the experience of foreign countries police in the activity of Ukrainian police to ensure the rights and freedoms (organizational and legal aspects). Dissertation on the receipt of scientific degree of candidate of legal sciences after specialty 12.00.07 - Irpin', 2007.

21. Maruhovska O. Ethno political security as a form of national security // democracy and statehood in Ukraine: problems of harmonization. K.: Logos, 1997. P. 61-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Rafalskyi O., An ethno-political situation in the Autonomous Republic of Crimea as a factor of stability in Ukraine // Center for Information and Documentation of Crimean Tatars. [Web resource]. http://www.cidct. org.ua/uk/documents /

23. Ensuring the protection of human rights through the implementation of their right to appeal to the Ministry of Internal Affairs of Ukraine: current status and ways to improve the quality / Odessa Human Rights Group «Veritas». Kharkiv: Human Rights, 2010. 60 p.

Kryshtanovych M.F., e-mail: [email protected]

Doctoral candidate at the department of European integration and law, Lviv Regional Institute of Public Administration National Academy of Public Administration, the Office of the President of Ukraine, PhD in Public Administration (Ukraine, Lviv)

BY EXPERIENCE OF ADMINISTRATIVE AND PREVENTIVE OPERATION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF UKRAINE TO ENSURE NATIONAL SECURITY

This paper generalizes the content and practice of administrative and preventive operation of internal affairs bodies of Ukraine as a state and power activity to ensure national security. Particularities, forms and methods of this activity of internal affairs bodies as a subject of national security system are considered in this paper. The meaning of administrative decision for internal affairs bodies in ensuring internal security of state, society and citizen is discovered in this research.

Key words: internal affairs bodies, national security, public administration, Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.