Научная статья на тему 'К вопросу о процессе разработки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел Российской Федерации'

К вопросу о процессе разработки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3520
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
органы внутренних дел / управленческие решения / принятие и разработка управленческих решений / Internal Affairs Bodies / management decisions / adoption and development of management decisions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Улюмджи Константинович Болдырев

Актуальность: повышение эффективности деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц во многом является производным от совершенствования организационной работы, осуществляемой в территориальных органах в четком соответствии с требованиями теории управления и практики правоохранительной деятельности. В связи с этим значимая роль должна быть отведена процессу выработки и принятия решений управленческого характера и их последующей реализации. Соответственно, типовые технологии являют собой гармонично выстроенное представление субъектов административной деятельности органа внутренних дел о специфических признаках оперативной обстановки, которые складываются на территории оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел, а также об ожидаемых прогнозах ее динамики. Постановка проблемы: решение управленческого характера объединяет в своей внутренней структуре весь объем административных умений и компетенций должностного лица органа внутренних дел, полномочного принимать такие властные решения. От таких решений, их грамотности и актуальности в прямой зависимости находится скорость и полнота разрешения значительного числа проблемных ситуаций, возникающих в сфере правоохранительной деятельности. Управленческие решения – это форма, определяющая реакцию органов внутренних дел и их должностных лиц на состояние и качество правоотношений, возникающих в сфере правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты в своих правовых предписаниях содержат лишь наиболее общие положения о полномочиях сотрудников органов внутренних дел принимать юридически властные управленческие решения. Имеющиеся в распоряжении субъектов управления органов внутренних дел методические рекомендации, определяющие порядок принятия управленческих решений в органах внутренних дел, не в полной мере раскрывают все аспекты. Цель исследования: на основе изучения процесса разработки и принятия управленческих решений определить типовые требования к формированию и принятию решений, выделить этапы принятия управленческих решений в органах внутренних дел Российской Федерации. Методы исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический, обобщение, анализ, сравнение, описание. Результаты и ключевые выводы: в статье рассмотрены виды управленческих решений и предъявляемые к ним требования, предложены меры, направленные на совершенствование процесса принятия управленческих решений в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of the Process of Developing and Making Managerial Decisions in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

The relevance: improving the efficiency of the activities of internal affairs bodies and their officials is largely derived from improving the organizational work carried out in territorial bodies in strict accordance with the requirements of management theory and law enforcement practice. In this regard, a significant role should be assigned to the process of developing and making managerial decisions and their subsequent implementation. Accordingly, standard technologies represent a harmoniously constructed representation of the subjects of administrative activity of the internal affairs body about those specific signs of the operational situation that develop in the territory of the operational and official activities of the internal affairs bodies, as well as about the expected forecasts of its dynamics. The problem statement: a decision of a managerial nature combines in its internal structure the entire scope of administrative skills and competencies of an official of the internal affairs body authorized to make such power decisions. The speed and completeness of the resolution of a significant number of problematic situations arising in the field of law enforcement is directly dependent on such decisions in the Department of Internal Affairs, their literacy and relevance. Management decisions are a form that determines the reaction of internal affairs bodies and their officials to the state and quality of legal relations arising in the field of law enforcement activities of internal affairs bodies. Legislative and subordinate regulatory legal acts in their legal prescriptions contain only the most general provisions on the powers of employees of internal affairs bodies to make legally authoritative managerial decisions. The methodological recommendations available to the subjects of management of internal affairs bodies that determine the procedure for making managerial decisions in internal affairs bodies do not fully disclose all aspects. The purpose of the study: based on the study of the process of developing and making managerial decisions, to determine the standard requirements for the formation and decision-making, to identify the stages of making managerial decisions in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The research methods: dialectical method, comparativelegal, statistical, formal-logical, generalization, analysis, comparison, description. The results and key conclusions: the article considers the types of managerial decisions and the requirements imposed on them, suggests measures aimed at improving the process of making managerial decisions in the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «К вопросу о процессе разработки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел Российской Федерации»

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

органов внутренних дел

УЛЮМДЖИ КОНСТАНТИНОВИЧ

БОЛДЫРЕВ,

старший преподаватель кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.

УДК 351.741

DOI 10.24412/2072-9391-2021-359-78-88

Дата поступления статьи: 13 мая 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 сентября 2021 г.

ULUMJI KONSTANTINOVICH BOLDYREV,

Senior Lecturer of the Department of Organization of the Activities of Internal Affairs Bodies of the Center for Command and Staff Exercises, Candidate of Law

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]

Scientific Specialty:

12.00.11 — Judicial Activity, Prosecutor's Activity, Human Rights And Law Enforcement Activities.

К вопросу о процессе разработки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел Российской Федерации

On the Issue of the Process of Developing and Making Managerial Decisions in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

Аннотация

Актуальность: повышение эффективности деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц во многом является производным от совершенствования организационной работы, осуществляемой в территориальных органах в четком соответствии с требованиями теории управления и практики правоохранительной деятельности. В связи с этим значимая роль должна быть отведена процессу выработки и принятия решений управленческого характера и их последующей реализации. Соответственно, типовые технологии являют собой гармонично выстроенное представление субъектов административной деятельности органа внутренних дел о специфических признаках оперативной обстановки, ко-

Abstract

The relevance: improving the efficiency of the activities of internal affairs bodies and their officials is largely derived from improving the organizational work carried out in territorial bodies in strict accordance with the requirements of management theory and law enforcement practice. In this regard, a significant role should be assigned to the process of developing and making managerial decisions and their subsequent implementation. Accordingly, standard technologies represent a harmoniously constructed representation of the subjects of administrative activity of the internal affairs body about those specific signs of the operational situation that develop in the territory of the operational and official activities of the internal affairs bodies, as well as about the expected forecasts of its dynamics.

торые складываются на территории оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также об ожидаемых прогнозах ее динамики.

Постановка проблемы: решение управленческого характера объединяет в своей внутренней структуре весь объем административных умений и компетенций должностного лица органа внутренних дел, полномочного принимать такие властные решения. От таких решений, их грамотности и актуальности в прямой зависимости находится скорость и полнота разрешения значительного числа проблемных ситуаций, возникающих в сфере правоохранительной деятельности.

Управленческие решения - это форма, определяющая реакцию органов внутренних дел и их должностных лиц на состояние и качество правоотношений, возникающих в сфере правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты в своих правовых предписаниях содержат лишь наиболее общие положения о полномочиях сотрудников органов внутренних дел принимать юридически властные управленческие решения. Имеющиеся в распоряжении субъектов управления органов внутренних дел методические рекомендации, определяющие порядок принятия управленческих решений в органах внутренних дел, не в полной мере раскрывают все аспекты.

Цель исследования: на основе изучения процесса разработки и принятия управленческих решений определить типовые требования к формированию и принятию решений, выделить этапы принятия управленческих решений в органах внутренних дел Российской Федерации.

Методы исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический, обобщение, анализ, сравнение, описание.

Результаты и ключевые выводы: в статье рассмотрены виды управленческих решений и предъявляемые к ним требования, предложены меры, направленные на совершенствование процесса принятия управленческих решений в органах внутренних дел.

The problem statement: a decision of a managerial nature combines in its internal structure the entire scope of administrative skills and competencies of an official of the internal affairs body authorized to make such power decisions. The speed and completeness of the resolution of a significant number of problematic situations arising in the field of law enforcement is directly dependent on such decisions in the Department of Internal Affairs, their literacy and relevance.

Management decisions are a form that determines the reaction of internal affairs bodies and their officials to the state and quality of legal relations arising in the field of law enforcement activities of internal affairs bodies. Legislative and subordinate regulatory legal acts in their legal prescriptions contain only the most general provisions on the powers of employees of internal affairs bodies to make legally authoritative managerial decisions. The methodological recommendations available to the subjects of management of internal affairs bodies that determine the procedure for making managerial decisions in internal affairs bodies do not fully disclose all aspects.

The purpose of the study: based on the study of the process of developing and making managerial decisions, to determine the standard requirements for the formation and decision-making, to identify the stages of making managerial decisions in the internal affairs bodies of the Russian Federation.

The research methods: dialectical method, comparative-legal, statistical, formal-logical, generalization, analysis, comparison, description.

The results and key conclusions: the article considers the types of managerial decisions and the requirements imposed on them, suggests measures aimed at improving the process of making managerial decisions in the internal affairs bodies.

Ключевые слова: органы внутренних дел; управленческие решения; принятие и разработка управленческих решений.

Key words: Internal Affairs Bodies; management decisions; adoption and development of management decisions.

Управленческое решение это — правовой акт уполномоченного руководителя (начальника) органа внутренних дел (далее — ОВД), основанный на анализе и оценке оперативной обстановки и содержащий постановку целей, обоснование способов и средств их достижения, имеющий директивный характер, принятый в установленном порядке, обеспечивающий ор-

ганизационную устойчивость, а также направленный на совершенствование деятельности ОВД при решении возлагаемых на них задач1.

1 Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 сентября 2018 г. № 623.

80

Актуальность вопроса выработки и принятия управленческих решений в ОВД дополнительно обусловлена насущной необходимостью не только теоретического обоснования возможности и необходимости задействования коллегиальной составляющей в процессе рассмотрения проектов управленческих решений. Достаточно проблемным является процесс легитимации такого коллегиального творчества, в рамках реализации принципа единоначалия при принятии управленческих решений в ОВД.

Обратившись к результатам научного поиска исследователей общих вопросов управленческой деятельности [4, с. 17; 11 с. 65], мы можем выделить типовые требования, предъявляемые к процессу формирования и принятия управленческих решений:

— не только процесс поиска и постановки проблемных вопросов администрирования, но и вытекающая из этого административная деятельность по формированию и принятию соответствующего управленческого решения должны осуществляться на том уровне «управленческой пирамиды», на котором имеется в наличии достаточный объем информационных ресурсов;

— информационные данные, необходимые как для формирования управленческого решения, так и его последующей реализации, должны поступать из всех подразделений и аппаратов ОВД, оперативно-служебная деятельность которых попадает в поле административно-властного воздействия субъекта управления, принимающего такое решение;

— формирование и принятие управленческого решения субъектом административной деятельности ОВД должно соответствовать не только сфере деятельности его подчиненных, но и их возможностям в полной мере достичь цели и разрешить задачи направленного им на реализацию решения;

— в процессе выработки принятия управленческого решения субъект административной деятельности ОВД должен строго руководствоваться рамками своих властно-распорядительных полномочий, требуя от исполнителей неуклонного соблюдения служебной дисциплины и законности, проявляя при этом разумную требовательность и обязательность субординации, включая ее проявление среди групп и коллективов подчиненных сотрудников ОВД.

В настоящее время в территориальных органах МВД России по субъектам Российской Федерации существует практика, когда коллегиальные органы управления зачастую формально осуществляют свою функцию по коллегиальному принятию решений. Вместе с тем фактически вся полнота формирования управленческих решений находится у соответствующего руководи-

теля ОВД. Роль коллегиальных органов управления в отдельных случаях сводится к озвучиванию и принятию управленческих решений, выносимых на повестку дня заседаний таких органов по согласованию с руководителем. Более того, управленческие решения, сформулированные и принятые в ОВД коллегиальными органами управления (например, коллегия МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту Российской Федерации, УТ МВД России по федеральному округу или ученый совет образовательной организации высшего образования системы МВД России), приобретают официальный статус и юридическую силу после их утверждения соответствующим министром или начальником.

В рамках деятельности по принятию и реализации управленческих решений в ОВД проявляется ярко выраженная государственно-властная природа. Вследствие этого успешность и полнота реализуемых управленческих решений дополнительно гарантируется нормативно закрепленной системой мер административно-правового и дисциплинарного принуждения. Наличие такого властно-принудительного ресурса никак не ограничивает право исполнителей в добровольном порядке соблюдать административные предписания и исполнять полученные в установленном порядке управленческие решения.

Правовое регулирование деятельности по принятию и реализации управленческих решений в ОВД объединяет в своей структуре императивно-властный характер управленческой деятельности, наравне с базовыми механизмами практической реализации субъектами управления своих нормативно закрепленных полномочий. Реализация правового регулирования придает первостепенное значение такой характеристике, как «правомочность», под которой понимается нормативно закрепленное наделение участников административно-правовых отношений специфическими комплексами присущих им прав и обязанностей. Правовое регулирование принятия и реализации управленческих решений в наиболее обобщенном виде представляет собой систематизированную совокупность воздействия не только всех возможных административно-правовых методов, но и непосредственно процедуры регулирования управленческой деятельности.

Такая процедура традиционно состоит из трех последовательных элементов:

— правовое опосредование отношений административного характера, которые возникают и проистекают в ходе непосредственной реализации объектами управления поступивших управленческих решений;

— вариативность, подвижность и возможная изменчивость административно-правового предписания, ее непосредственное практическое применение, влекущее за собой появление

или корректировку существующего административно-правового отношения;

— фактическое воплощение в реальность комплекса специфических прав и обязанностей участников административного правоотношения в процессе принятия и реализации управленческого решения. Именно в ходе такого воплощения возможно достижение целей и решение задач управленческого решения.

Управленческим решениям в деятельности ОВД уделяется значительное внимание, так как на всех уровнях управления этот вопрос является особенно важным. Функции подготовки и принятия управленческих решений являются наиболее ответственными и сложными. Ответственными потому, что принимаемые управленческие решения затрагивают судьбы людей и интересы государства, а сложными оттого, что в ОВД часто приходится иметь дело с многофакторными и недостаточно прогнозируемыми явлениями социальной действительности [10, с. 62—63].

А. П. Коренев отмечает, что весь процесс управления представляет собой непрерывную цепь управленческих решений, включающих в себя программу действий, которая выражена в форме предписания и содержит постановку цели, определение трудовых и материальных ресурсов, пути и средства достижения цели, а также формы организующей деятельности субъектов и объектов управления в реализации решения [12, с. 126].

Главной целью эффективного и качественного управленческого решения в ОВД является обеспечение формирования и функционирования такого состояния управляемой системы, которое в максимальной степени, насколько это возможно, соответствует требованиям внешней среды и наиболее рациональному использованию ресурсов и возможностей внутренней среды [1, с. 93].

По мнению О. В. Петровой, условием эффективной управленческой деятельности и требованием, предъявляемым к каждому решению, служит его своевременность. Соблюдение данного требования предполагает обязательное обоснование целесообразности каждого решения с учетом реальных потребностей, оценки новизны целей и задач, выяснения ожидаемых последствий. Формальное отношение либо игнорирование указанного требования приводят к бессмысленному росту невыполненных бумажных предписаний, дезорганизуют управление. Выполнение этих объективных требований зависит от компетентности, т. е. знаний, опыта, квалификации работников, подготавливающих и принимающих решение, их умения ориентироваться в разнообразных управленческих ситуациях, правильно оценивать обстановку [13, с. 76].

Важным базовым элементом выработки, принятия и последующей сеткой реализации управленческого решения выступает наличие у субъекта управления необходимого объема информационных ресурсов управленческого характера. По мнению Ю. Е. Булыгина, в качестве информации управленческого характера следует понимать систематизированный набор данных, иллюстрирующих те процессы, которые реализуются в рамках той или иной общественной среды субъектом администрирования (конкретном сотрудником или подразделением). [2, с. 128].

Ю. В. Колесников под управленческой информацией считает необходимым понимать данные инновационного характера, детализирующие и «расшифровывающие» ситуацию управленческого характера. По его мнению, эти данные конкретизируют предполагаемое в результате управленческого решения будущее, им свойственна «полезность» для достижения планируемых задач управленческого характера [7, с. 274].

Как отмечает Д. В. Граждан, информационные ресурсы применительно к процессу администрирования вообще и принятия решений управленческого характера в частности играют первостепенную роль по сравнению со взаимодействующей с ней организацией [5, с. 94].

Изучая понятие и природу управленческих решений, Е. Ф. Яськов приходит к умозаключению, что управленческое решение является разновидностью социального акта. Обратной стороной такого решения являются акты волеизъявления субъекта администрирования, носящие выраженный индивидуальный характер. Они не несут социально значимой нагрузки ни для общественных институтов, ни для социума [17, с. 29].

Обоснованность, строгая просчитанность целей и предполагаемых результатов выступают обязательными требованиями к любому управленческому решению, принимаемому уполномоченными должностными лицами ОВД. Волевая составляющая управленческих решений особенно ярко проявляется в сфере административной деятельности ОВД, где принятие и последующее исполнение таких решений требует и от руководителей, и от объектов управления компетентности, собранности, строгого соблюдения требований законности, а подчас и личного мужества и твердости характера.

Всякий субъект управления в процессе подготовки управленческого решения должен осуществлять полноценный прогнозный анализ проблемной ситуации, требующей разрешения. Значимость такого анализа проистекает из необходимости для субъекта администрирования в минимальные сроки выбрать наиболее опти-

82

мальный способ разрешения возникшей управленческой проблемы. Качественная подготовка управленческого решения базируется на положительных и отрицательных результатах анализа ранее принимавшихся решений, степени сложности административной проблемы, подлежащей разрешению.

В своем исследовании природы управленческих решений Е. Ф. Яськов отстаивает мысль, что в каждом органе власти (МВД России и его территориальные органы в данном случае не являются исключением) должен быть разработан и введен в ординарную практику алгоритм выработки управленческих решений, дающий возможность субъектам управления принимать решения в строгом соответствии с требованиями принципов эффективности и максимальной быстроты достижения предполагаемых целей [16, с. 23].

Каждое управленческое решение, разработанное и отданное в установленном порядке субъектом административной деятельности, является для объекта управления обязательным к исполнению. В системе ОВД на данное обстоятельство прямо указывают нормы Дисциплинарного устава ОВД2. Руководствуясь действующим в ОВД единоначальным принципом администрирования, субъект внутриорганиза-ционной административной деятельности имеет право самостоятельно выносить управленческое решение. Получив такое решение, подчиненные сотрудники ОВД обязаны принять его к незамедлительному исполнению. Данная модель управленческо-волевых отношений относится к разряду правоотношений, поскольку в системе ОВД обязанность руководителя разрабатывать и контролировать исполнение управленческих решений, а подчиненных — их незамедлительно и полнообъемно исполнять закреплены нормами права.

Управленческое решение представляет собой волевой акт, имеющий социальную природу, носящий императивно-обязывающий характер. Его подготовка должна базироваться на основе предварительно проведенного анализа проблем, возникающих в процессе текущей оперативно-служебной деятельности и ранжированных по степени их значимости. Данное решение должно содержать цели, значимые в социальном и служебном плане, перечень прикладных задач, решение которых позволяет достичь заявленные цели, а также указание на конкретные формы и методы их достижения.

МВД России в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской

2 О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377. URL: https://rg.ru/2012/11/12/ustav-dok.html (дата обращения: 12.03.2021).

Федерации3 осуществляет формирование, принятие и последующую реализацию ведомственных управленческих решений. В рамках установленной системы территориальных органов МВД России территориальные ОВД межрегионального, регионального, районного уровней исполняют управленческие решения МВД России. Как указывает В. В. Кардашевский, в пределах предоставленных полномочий данные ОВД осуществляют самостоятельную административную деятельности, выработку, принятие и последующую реализацию управленческих решений [6, с. 63].

МВД России и его территориальные органы обладают самым многочисленным штатом сотрудников среди отечественных правоохранительных органов. Должный уровень эффективности разрабатываемых и принимаемых в системе ОВД управленческих решений может поддерживаться субъектами управленческой деятельности на базе:

— тщательной проработки проблемных вопросов как теоретического, так и практического плана, возникающих в сфере социального управления; осуществляемого ОВД администрирования такой составляющей государственного управления, как обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на территории оперативного обслуживания;

— практического разрешения субъектами административной деятельности органов внутренних дел проблемных вопросов, возникающих в области фактического управления правоприменительной деятельности ОВД (полиции).

Самостоятельным направлением повышения эффективности управленческой деятельности в части выработки и последующего принятия в ОВД управленческих решений, по мнению С. С. Маиляна, выступает увеличение количества и качества соответствующих решений, принимаемых коллегиальными субъектами администрирования [9, с. 15—16]. Несмотря на приведенную указанным ученым аргументацию, в рамках существующей единоначальной модели управленческой деятельности, а соответственно, выработки и принятия управленческих решений в ОВД, его воззрения остаются во многом лишь научной точкой зрения. Вместе с тем указанная идея С. С. Маиляна оказалась достаточно актуальной для использования в образовательных организациях системы МВД России. Как отмечает В. В. Васильев, в образовательных

3 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016 г. № 52 (ч. 5). Ст. 7614.

организациях высшего образования системы МВД России существуют и продолжают развиваться традиции выработки и принятия управленческих решений коллегиальными органами вуза [3, с. 314].

Многие ученые, исследовавшие проблематику процесса выработки и принятия управленческих решений, роли данных решений для существования и развития различного рода социальных систем, обращали внимание на состав типовой социальной системы. Традиционно выделяется четыре системообразующих элемента:

— общественные институты;

— ценности социального характера;

— нормы и предписания, относимые к категории социальных;

— отношения социального характера.

В том случае, отмечают исследователи, когда вырабатываемые и принимаемые в системе правоохранительной деятельности ОВД управленческие решения не отвечают своему предназначению — повышению устойчивости соответствующей социальной системы и ее развитию, фиксируется снижение показателей стабильности системы [8, с. 34]. Базовым предназначением такого социального института, как система Министерства внутренних дел Российской Федерации, является обеспечение надлежащего состояния общественного порядка, общественной безопасности. Данная обязанность реализуется субъектами управления в сфере внутренних дел посредством выработки, принятия и последующей реализации необходимых управленческих решений, направленных на предупреждение, коррекцию и купирование проблемных ситуаций, возникающих при реализации МВД России государственной политики в сфере внутренних дел.

Наблюдающееся на современном этапе бурное развитие цифровых коммуникационных технологий, появление у субъектов административно-правовых отношений в сфере внутренних дел принципиально новых способов создания управленческих решений и объективации своей воли в них в определенной степени усложняет процесс администрирования в процессе выработки и реализации государственной политики по охране правопорядка и противодействия преступности. Безудержное проникновение 1Т-технологий во все сферы жизнедеятельности российского общества не только требует от МВД России и его сотрудников принятия должных мер реагирования на всплеск интеллектуальной преступности, на что прямо указал Президент России в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России по итогам служебной деятельности за 2020 г. [16, с. 2].

Внедрение указанных 1Т-технологий в текущую административную деятельность руководящего состава МВД России и его территориальных органов, руководителей подразделений ОВД (полиции) приводит к тому, что соответствующим субъектам управления в сфере внутренних дел становится все более сложно вырабатывать и принимать максимально эффективные управленческие решения в рамках превалирующей в ОВД единоначальной модели организации и внутриорганизационной, и внешневластной административной деятельности. С. С. Маиляном было высказано мнение, что в ходе поступательного развития демократических начал в правоохранительном блоке федеральных органов исполнительной власти число и значимость управленческих решений, разрабатываемых и принимаемых единолично субъектом управления, будет постепенно снижаться параллельно с сокращением сферы применения единоначально принятых административных решений [10, с. 35].

Не во всем соглашаясь со столь категоричным заявлением автора многочисленных исследований в сфере теории и практики управленческой деятельности ОВД, следует признать, что в настоящее время начальники территориальных органов МВД России на районном и региональном уровнях управления вынуждены исполнять функции не только и не столько субъектов внутриорганизационной административной деятельности, но и специалистов по аналитической работе, и экспертов в различных социально-технических сферах, а также политической фигуры. Все эти направления деятельности не только отнимают у руководителя ОВД большую часть служебного времени, но фактически не дают ему возможности без помощи подчиненных сотрудников достичь должного уровня профессиональной компетенции одновременно по всем указанным направлениям административно-служебной деятельности.

В процессе выработки и принятия в ОВД управленческих решений важное значение принадлежит умению руководителя максимально задействовать интеллектуальные и иные ресурсы подчиненного личного состава, с одной стороны. С другой стороны, невозможно субъектам управления в современных условиях игнорировать самообразовательную деятельность и пытаться обойтись без этого ценного ресурса. Именно самообразование позволит поспевать за стремительными социокультурными и инфраструктурными изменениями, сократить социальную дистанцию между сотрудниками ОВД разных поколений. Как нам представляется, наиболее предпочтительным является «целера-циональный» тип самообразовательной деятель-

84

ности. В этом случае самообразование становится «средством, инструментом, способствующим достижению поставленных целей и задач в различных сферах жизнедеятельности» [14, с. 20].

Отметим, что активное вовлечение руководителем ОВД своих подчиненных в процесс выработки управленческих решений является дополнительным стимулом не только для сплочения коллектива и повышения административного потенциала руководителя, но и становления профессиональных качеств личного состава подразделения ОВД, формирования творческих начал каждого сотрудника.

Несмотря на то, что коллегиальная разработка управленческих решений в органах внутренних дел предполагает максимально широкий учет всех возможных точек зрения и мнений всех субъектов такой разработки, не следует умалять роль единоличного руководителя органа, подразделения ОВД, который должен осуществлять общее руководство данной творческой деятельностью, задействуя при необходимости свой властный административный ресурс. Именно за руководителем остается последнее слово в окончательной редакции управленческого решения, на него возлагается обязанность его принятия. Без такого властного ресурса и роли субъекта управленческой деятельности процесс коллективной выработки управленческого решения может превратиться в лоббирование своих интересов и приоритетов каждым из участников творческого процесса. Значимость для руководителя ОВД осуществления общей координации процесса коллективного формирования управленческого решения состоит еще и в том, что обязанности по обеспечению полнообъемного достижения целей такого решения, соблюдению требований законности возлагаются именно на руководителя, для которого должностным регламентом (должностной инструкцией) устанавливается персональная ответственность за принимаемые решения управленческой природы.

В общей теории управления довольно часто можно встретить мнение, что в качестве управленческого решения надлежит рассматривать определенного рода результат аналитической и прогнозной деятельности, дополненный оптимизацией, обоснованием экономических составляющих и обязательным поиском возможных альтернативных вариантов, объединенных в единую технологическую цепь [15, с. 275].

Процедура принятия управленческих решений в любой социальной группе, включая систему МВД России и его территориальных органов, обусловливает оперирование такими управленческими категориями, как оперативная подчиненность и служебная иерархия, целевые социальные коллективы (ОВД, его подраз-

деления), многофункциональные по своим направлениям служебной деятельности и объему полномочий, различного рода правила и последовательности действий, формальные по своей природе, разнообразные планы проведения тех или иных мероприятий, а также горизонтальные связи между различными подразделениями и аппаратами ОВД, принимающими участие в реализации принятого решения.

В целях совершенствования правовой работы и повышения ее эффективности в МВД России издан приказ, согласно которому определены: во-первых, виды нормативных правовых актов, издаваемых МВД России; во-вторых, процесс планирования нормотворческой деятельности в МВД России; в-третьих, порядок подготовки проектов нормативных правовых актов; в-четвертых, закреплены требования, предъявляемые к структуре и содержанию проектов нормативных правовых актов, а также иные важнейшие процедуры подготовки управленческих решений руководства МВД России в различных видах (приказы, положения, уставы, инструкции, правила, наставления и иные нормативные правовые акты)4. Такое нормативное правовое регулирование позволяет значительно повысить эффективность правовой работы в части упорядоченности процесса подготовки и принятия управленческих решений.

Задействование в процессе принятия решений управленческого характера планирующих документов по различным направлениям оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел нацелено прежде всего на общее руководство всей административной деятельностью в ОВД (его подразделении). Сам по себе процесс планирования выступает более чем значимой разновидностью административной деятельности ОВД. Начальник территориального органа внутренних дел, руководитель его структурного подразделения в силу своего административно-правового статуса обязан уделять достаточно внимания планирующей деятельности. Реализуя свои должностные полномочия в части организации планирования по различным направлениям оперативно-служебной деятельности, субъект управления осуществляет административную координацию приоритетов и интересов подчиненных ему подразделений на различных уровнях управленческой пирамиды. Получая оперативную информацию от организационно-аналитических подразделений, отслеживающих динамику и качество исполняемых планирующих документов, руководитель, утвердивший данный план, имеет воз-

4 Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России: приказ МВД России

от 27 июня 2003 г. № 484.

можность внесения необходимых дополнений и корректив в такого рода планы. Единоначаль-ная модель администрирования органами внутренних дел фактически исключает возможность изменения и дополнения планирующих документов нижестоящим субъектом управленческой деятельности в том случае, когда план утвержден вышестоящим руководителем ОВД.

При принятии в органах внутренних дел управленческих решений следует отметить, что технология администрирования в социальной системе объединяет в себе ряд системообразующих элементов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— максимально общее администрирование процессом принятия решений управленческого характера;

— типовые нормативные предписания (правила), опосредующие процедуру принятия административного решения;

— планирующие документы, определяющие порядок принятия административных решений;

— принятие совместных (чаще всего межведомственных) управленческих решений руководителями различных ОВД, подразделений, органов исполнительной власти, базирующихся на воле руководителей органов внутренних дел или органов исполнительной власти, принимающих решение о взаимодействии;

— принятие управленческих решений многофункциональными группами, создаваемыми по целевому признаку;

— принятие управленческих решений на базе взаимодействия по матричной основе.

Из перечисленных элементов технологии принятия управленческих решений в органах внутренних дел первые три создают базу для организации внутриведомственного иерархического взаимодействия в рамках соответствующей административной деятельности. Оставшимися элементами обеспечивается надлежащее состояние горизонтальных связей, а также эффективность взаимодействия между субъектами принятия управленческих решений. В зависимости от сложности формируемых и принимаемых управленческих решений, широты их распространения на разные уровни иерархии ОВД разработчиками таких решений может быть использован как облегченный, так и усложненный, многофункциональный механизм управленческого взаимодействия.

Принцип общего администрирования процессом принятия управленческого решения в органах внутренних дел заключается прежде всего в реализации идеи единоначалия. Руководство деятельностью по формированию и принятию административного решения осуществляет единолично один руководитель системы ОВД, встроенный в систему иерархи-

ческой пирамиды МВД России и его территориальных органов. Он в свою очередь подчиняется вышестоящему руководителю ОВД с большим объемом административно-распорядительного ресурса. С точки зрения оптимальности технологии принятия правленческих решений и требований нормативных правовых актов МВД России, определяющих порядок обращения подчиненного сотрудника к непосредственному и прямому руководителю, сотрудник органа внутренних дел категории «руководитель» должен решать возникающие трудности в оперативно-служебной и управленческой деятельности со своим непосредственным начальником — вышестоящим руководителем ОВД.

Анализ должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников категории «руководитель» позволяет утверждать, что начальники ОВД, руководители (начальники, командиры) подразделений несут персональную ответственность не только за свою управленческую деятельность, но и за качество организации деятельности их подчиненных, полноту, правильность и эффективность формирования, принятия управленческих решений, реализацию решений, принятых вышестоящими руководителями ОВД. Полагаем вторую составляющую особенно значимой. Руководители нижестоящих ОВД, руководящий состав подразделений оказывают помощь вышестоящему руководителю как в принятии, так и в реализации управленческих решений, по требованию представляют отчетные документы по данным направлениям административной деятельности.

Раскрывая этапы принятия решения управленческого характера, следует указать, что в типовом варианте соответствующей административной деятельности их выделяют пять.

1. Четкое определение и обоснование проблемы, требующей своего разрешения соответствующим управленческим решением. Достаточно часто причиной некачественных и малоэффективных административных решений выступает непонимание (недостаточно всеобъемлющее понимание) проблемы социального управления в ОВД, разрешение которой возможно административно-распорядительным решением. В практике субъектов административной деятельности ОВД среднего уровня управления достаточно часто встречается принятие управленческих решений в тех областях социального управления, в которых реальные проблемы отсутствуют. Для того чтобы принимаемое управленческое решение выполнило свою цель — разрешение проблемной ситуации, субъекту администрирования необходимо осуществить разрешение следующих вопросов:

— основное предназначение планируемого к принятию управленческого решения;

86

— какие конкретно меры планируется задействовать для разрешения проблемной ситуации;

— какая конкретно технология (алгоритм) должна быть задействована;

— какие и в каком объеме ресурсы должны быть задействованы (привлечены дополнительно) для реализации управленческого решения;

— сроки, в течение которых должны быть решены задачи административного решения и достигнута его цель;

— пределы распространения административно-властного воздействия принимаемого управленческого решения;

— какие конкретно цели должны быть достигнуты принимаемым решением.

2. Поиск сходных вариантов с основным управленческим решением проблемной ситуации. После того, как уполномоченный на принятие административного решения субъект управления в органе внутренних дел фиксирует наличие проблемы, он определяет наиболее типовой алгоритм ее разрешения. Исходя из того, что типовой вариант далеко не всегда отражает все специфические особенности выявленной проблемы, руководитель ОВД должен осуществить поиск и выявление других альтернативных вариантов купирования и ликвидации такой проблемы. Такой поиск может быть осуществлен посредством:

— использования метода «мозгового штурма»;

— задействование технологии графической фиксации с отображением на диаграммах и графиках возможных последовательностей развития проблемы при использовании альтернативных вариантов.

На данном этапе технологического процесса принятия управленческого решения субъект управления должен обеспечить максимальным информационным ресурсом как себя, так и всех участников принятия решения. Вместе с тем чрезмерное количество часто не соотносящихся друг с другом фактов, касающихся проблемной ситуации в административной деятельности ОВД, может затруднить разработчикам выбор наиболее оптимального алгоритма реализации управленческого решения, особенно в условиях ограниченного временного ресурса на принятие такого решения.

3. Определение и утверждение наиболее оптимального (из всех возможных альтернатив) технологического алгоритма реализации управленческого решения. Для этого все выявленные альтернативные варианты разрешения проблемной ситуации должны быть оценены разработчиком (коллективом разработчиков) административного решения. Типовыми способами такой оценки выступают:

— интуиция субъекта управления и/или руководителя группы разработчиков решения. Без наличия высокого уровня компетенций в данной

сфере интуиция может подвести должностное лицо ОВД, принимающее управленческое решение;

— максимально объективная оценка альтернативных вариантов по основанию тех последствий и результатов, которых возможно достичь при использовании того или иного варианта.

В условиях реализации программы цифро-визации деятельности органов исполнительной власти и реализации государственной антикоррупционной политики важными направлениями совершенствования процесса принятия управленческих решений в ОВД выступают:

— максимально широкое использование цифровых 1Т-технологий поиска информационных ресурсов для повышения объективности и практической направленности принимаемого управленческого решения;

— привлечение возможностей общественного контроля деятельности полиции к обсуждению проекта принимаемого административного решения, включая интернет-обсуждение проектов программных решений ОВД;

— проведение антикоррупционной экспертизы принимаемого управленческого решения (при наличии к тому оснований).

Подводя итог, можно отметить, что процесс разработки и принятия управленческих решений в ОВД Российской Федерации, организации непосредственного исполнения в системе МВД России и его территориальных органах сформированных и принятых в установленном порядке управленческих решений представляет собой сложную разновидность административной деятельности.

Руководство органов и подразделений внутренних дел, сотрудники организационно-аналитических подразделений ОВД в постоянном режиме организуют реализацию принимаемых административных решений. Процесс реализации управленческих решений в ОВД базируется на практическом использовании участниками административно-правовых отношений совокупности основополагающих идей и методов, определяющих порядок осуществления управленческой деятельности в социальной сфере. Качество административной деятельности, в рамках которой формируется, принимается и реализуется указанное решение, находится в прямой зависимости от внутреннего наполнения проводимой организационной работы.

Нормативные правовые акты и утвержденные правила, добавляя системе администрирования ОВД дополнительную стройность и устойчивость, вместе с тем препятствуют оперативному внедрению в управленческую деятельность инновационных технологий, а также создают помехи для быстрой коррекции реализуемого управленческого решения, потребность в которой возникает в связи с изменениями оперативной обстановки.

Список литературы:

References:

1. Амельчаков И. Ф, Голева Т. В. Управленческие решения в органах внутренних дел: теоретические и методологические аспекты: монография. Белгород, 2018.

2. Булыгин Ю. Е. Организация социального управления (основные понятия и категории): словарь-справочник. Москва, 1999.

3. Васильев В. В. Организация программирования непрерывного образования в образовательных организациях МВД России // Право и практика. 2017. № 4.

4. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. Москва, 2008.

5. Граждан Д. В. Социальное управление как профессиональная и общественная деятельность // Социальное управление: курс лекций. Москва, 2000.

6. Кардашевский В. В. Административно-правовое и организационное обеспечение исполнения управленческих решений штабными подразделениями органов внутренних дел: монография. Москва, 2007.

7. Колесников Ю. В. Кибернетизация и коммуникации в управлении // Социальное управление: курс лекций. Москва, 2000.

8. Кудрявцев В. Н. Социальные деформации. Москва, 1992.

9. Маилян С. С. Единоначалие и коллегиальность в управлении органами внутренних дел. Москва, 2002.

10. Маилян С. С. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел: опыт системного исследования групповых форм. Москва, 2000.

11. Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Москва, 2002.

12. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. А. П. Коренева. Москва, 2001.

13. Петрова О. В. Методология принятия управленческих решений: учебное пособие. Москва, 2020.

14. Передня Д. Г. Самообразование курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ и его институциональное регулирование (социологический анализ): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Москва, 2003.

15. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. Москва, 2002.

16. Расширенное заседание коллегии МВД России. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина. URL: https://www.kremlin.ru/

1. Amel'chakov I. F, Goleva T. V. Upravlencheskie resheniya v organah vnutrennih del: teo-reticheskie i metodologicheskie aspekty: mono-grafiya. Belgorod, 2018.

2. Bulygin Yu. E. Organizaciya social'nogo uprav-leniya (osnovnye ponyatiya i kategorii): slovar'-spravochnik. Moskva, 1999.

3. Vasil'ev V. V. Organizaciya programmirovaniya nepreryvnogo obrazovaniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // Pravo i praktika. 2017. № 4.

4. Gerchikova I. N. Menedzhment: uchebnik dlya vuzov. 4-e izd., pererab. i dop. Moskva, 2008.

5. Grazhdan D. V.Social'noe upravlenie kak professional'naya i obshchestvennaya deya-tel'nost' // Social'noe upravlenie: kurs lekcij. Moskva, 2000.

6. Kardashevskij V. V. Administrativno-pravovoe i organizacionnoe obespechenie ispolneniya up-ravlencheskih reshenij shtabnymi podrazdele-niyami organov vnutrennih del: monografiya. Moskva, 2007.

7. Kolesnikov Yu. V. Kibernetizaciya i kommuni-kacii v upravlenii // Social'noe upravlenie: kurs lekcij. Moskva, 2000.

8. Kudryavcev V. N. Social'nye deformacii. Moskva, 1992.

9. Mailyan S. S. Edinonachalie i kollegial'nost' v upravlenii organami vnutrennih del. Moskva, 2002.

10. Mailyan S. S. Podgotovka i prinyatie uprav-lencheskih reshenij v organah vnutrennih del: opyt sistemnogo issledovaniya gruppovyh form. Moskva, 2000.

11. Meskon M. H. Osnovy menedzhmenta: per. s angl. / M. H. Meskon, M. Al'bert, F. Hedouri. Moskva, 2002.

12. Osnovy upravleniya v organah vnutrennih del: uchebnik / pod red. A. P. Koreneva. Moskva, 2001.

13. Petrova O. V. Metodologiya prinyatiya uprav-lencheskih reshenij: uchebnoe posobie. Moskva, 2020.

14. Perednya D. G. Samoobrazovanie kursantov vy-sshih voenno-uchebnyh zavedenij MO RF i ego institucional'noe regulirovanie (sociologich-eskij analiz): avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Moskva, 2003.

15. Fathutdinov R. A. Konkurentosposobnost' orga-nizacii v usloviyah krizisa: ekonomika, marketing, menedzhment. Moskva, 2002.

16. Rasshirennoe zasedanie kollegii MVD Ros-sii. Vystuplenie Prezidenta Rossijskoj Federa-cii V. V. Putina. URL: https://www.kremlin.ru/ catalog/keywords/115/events/65090 (data ob-rashcheniya: 12.03.2021).

17. Yas'kov E. F. Upravlencheskie resheniya. Moskva, 2006.

catalog/keywords/115/events/65090 (дата обращения: 12.03.2021). 17. Яськов Е. Ф. Управленческие решения. Москва, 2006.

Для цитирования:

For citation:

Болдырев Улюмджи Константинович. К вопросу о процессе разработки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59). С. 78-88.

Boldyrev Ulyumdzhi Konstantinovich. On the issue of the process of developing and making managerial decisions in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3 (59). P. 78-88.

as

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.