УДК 338.2: 351.74
DOI: 10.24412/2312-3184-2021-1-231-240
Дубровин Алексей Кириллович
доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД ВосточноСибирского института МВД России кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Dubrovin Alexey Kirillovich
Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Internal Affairs bodies, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Candidate of Law, Associate Professor E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Введение: в статье рассматриваются проблемы подготовки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел. Определена нормативная основа подготовки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел, общие признаки управленческого решения. Дана классификация управленческих решений в органах внутренних дел, обозначены требования к ним.
Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют нормы административного права, регламентирующие вопросы, связанные с подготовкой, принятием управленческих решений в органах внутренних дела. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, методы логической дедукции, индукции, познавательные методы, сравнения, анализа, обобщения и описания.
Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации и предложения, направленные на совершенствование подготовки и принятия управленческих решений, определены общие признаки управленческого решения, предложена их классификация.
Выводы и заключения: управленческие решения в практике ОВД не стоит рассматривать только в качестве детализированных директивных решений вышестоящих органов. Их четкость, гибкость обеспечивает эффективность организации деятельности служб и подразделений подчиненных им территориальных органов МВД России на каждом уровне с целью реализации поставленных задач. Определены проблемы на этапе подготовки и принятия управленческих решений в органах ОВД, в основе которых лежат причины организационно-управленческого (субъективного) общесистемного характера.
Ключевые слова: подготовка, принятие, управленческое решение, ОВД, требования.
PROBLEMS OF PREPARATION AND ADOPTION OF MANAGERIAL DECISIONS IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Introduction : the article deals with the problems of preparing and making managerial decisions in the Internal Affairs bodies. The regulatory framework for the preparation and adoption of management decisions in the Internal Affairs bodies, general features of management decisions made in the Internal Affairs bodies are defined. The classification of management decisions in the internal Affairs bodies is given, and the requirements for them are indicated.
Materials and Methods: the normative basis of the research is formed by the norms of administrative law regulating issues related to the preparation and adoption of managerial decisions in the Internal Affairs bodies. The methodological basis of the research is the General dialectical method of scientific knowledge, which has a universal character, methods of logical deduction, induction, cognitive methods, comparison, analysis, generalization and description.
Results of the Study allowed us to formulate recommendations and suggestions aimed at improving the preparation and adoption of management decisions, identify common features of management decisions, and propose a classification of management decisions.
Findings and Conclusions: management decisions in the practice of Internal Affairs should not be considered only as detailed policy decisions of higher authorities. Their clarity, flexibility, ensures the effectiveness of organization of services and departments, their subordinate territorial bodies of the MIA of Russia at every level to implement the tasks. Problems at the stage of preparation and adoption of managerial decisions in the Internal Affairs bodies are identified, which are based on organizational and managerial (subjective) reasons of a system-wide nature.
Key words: preparation, acceptance, management decision, ATS, requirements.
Целью органов внутренних дел является обеспечение надлежащей защиты личности, общества и государства от правонарушений. Для выполнения данных задач необходима эффективная организация деятельности подразделений территориальных и линейных органов внутренних дел, достигаемая оптимальной постановкой задач и путей их выполнения, что возможно при правильной системе управления.
Проводимые в период с 2015 по 2020 г. анкетирования слушателей, обучающихся по программам профессиональной переподготовки сотрудников, включенных в кадровый резерв территориальных органов МВД России на районном уровне, отметили ряд проблем, которые послужили основанием данного исследования.
В результате анкетирования было определено, что к основным задачам управления следует отнести:
- повышение эффективности управления и уровня профессиональной подготовки сотрудников ОВД, их профессиональных компетенций и исполнительской дисциплины;
- обеспечение безопасности населения, институтов государственного общества, а также безопасности системы ОВД;
- обеспечение исполнения нормативно-правовых норм.
Соответственно, для обеспечения указанных задач управления в органах ОВД предусмотрены управленческие решения.
Управленческое решение представляет собой сознательно выбранное решение руководителя, основанное на операциях анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, умозаключения и вывода [3, а 29].
Управленческое решение применительно к системе ОВД представляет собой определенный нормативный акт, характеризующийся направленностью на конкретного индивида, группу, орган власти или социальный институт. В связи с этим можно утверждать, что «социальный характер» управленческого решения ОВД имеет целью удовлетворение потребностей большинства граждан, а также обеспечение их защиты, разрешение проблемных ситуаций с учетом норм права.
Нормативной основой подготовки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел является ряд документов:
- приказ МВД России от 27.06.2003 № 484 (ред. от 25.05.2020) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 22.09. 2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота»;
- приказ МВД России от 27.08. 2009 № 661 «О вводе в эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы дежурных частей органов внутренних дел Российской Федерации»;
- приказ МВД России от 21.06. 2011 № 699 «Об утверждении Положения об Организационно-штатном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
- приказ МВД России от 27.06. 2011 № 727 «Об утверждении Положения об Организационно-аналитическом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации» и ряд других документов [1, а 4-5].
Исходя из анализа данных документов, целесообразно отметить, что управленческое решение в системе ОВД - социально ориентированное, принимаемое в установленном порядке компетентными органами власти или должностными лицами и требующее обязательного исполнения.
Рассмотрим классификацию управленческих решений в органах внутренних дел, предлагаемую разными авторами в научных и методических изданиях:
1. По уровням управления:
- уровень всей системы ОВД (уровень МВД России);
- региональный уровень (УВД (ГУВД) края, республики, области, автономных образований);
- городской уровень;
- районный уровень;
- уровень конкретных служб, подразделений и структур.
Распределение управленческих решений по уровню управления позволяет оценить масштабность влияния решения.
2. По кругу решаемых управленческих вопросов:
- общие - охватывают всю систему органов внутренних дел;
- частные - относятся к отдельным направлениям деятельности ОВД;
- локальные - относятся к деятельности подразделений, групп, отдельных работников.
3. По характеру:
- нормативные - содержат нормы права, т. е. официально принятые документы (приказы, положения, правила, инструкции, уставы) [2, а 23];
- общезначимые - направлены на решение проблем управления (например, решение об увеличении штатной численности подразделения или о создании новой структуры);
- индивидуальные - касаются конкретных вопросов управления;
- смешанные - могут содержать в себе как нормы права, так и нормы общего и индивидуального характера.
4. По сроку действия - оперативные (текущие), среднесрочные и досрочные. По данному критерию также разделяют стратегические, рассчитанные на действие в течение длительного времени, и тактические или оперативные управленческие решения.
5. По наименованию - приказы, распоряжения, акты, издаваемые руководителями органов, служб, учреждений и подразделений.
6. По форме выражения - устные и письменные. В органах ОВД решения выражаются преимущественно устно, письменные решения принимаются в процессе оперативного решения вопросов управления.
7. По целенаправленности - внутренние и внешние. В первом случае речь идет о решениях в целях разрешения организационных вопросов, касающихся управления деятельностью нижестоящих по подчиненности органов и подразделений. Внешние управленческие решения принимаются для обеспечения выполнения возложенных на органы внутренних дел задач и функций.
8. По содержанию - предписывающие, уполномочивающие, запрещающие, разрешающие [6, а 61].
9. По характеру инициативы принятия - принимаемые по инициативе органа, должностного лица, от которого они исходят, и принимаемые по указанию, предложению или просьбе заинтересованных органов, должностных лиц, организаций, объединений, граждан.
10. По функциям управления - плановые (планы работы), финансовые, хозяйственные, контрольные и др.
К управленческим решениям предъявляются следующие требования:
1. Требование научной обоснованности решения зависит от объективности принимаемого решения, компетентности руководителя, его профессионализма, необходимости обсуждения возникшей проблемы с представителями служб и подразделений, которые:
- компетентны в вопросах решения подобных проблем;
- или которым предстоит организовывать исполнение данного решения.
2. Соблюдение законности подготовки, принятия, оформления решения и его последующего исполнения.
3. Конкретность управленческого решения, эффективность которого зависит от четкости сформулированных целей и задач, определения круга компетенций исполнителей, ресурсного обеспечения, календарных сроков исполнения, обязанностей по исполнению у соответствующих структур и служб, соблюдения контроля и критериев оценки результатов исполнения [9, с. 95].
4. Своевременность управленческого решения, соблюдение которого позволяет ориентироваться в сложившейся обстановке, оперативно решить проблему и снизить возможные негативные риски.
5. Логичность, доступность и непротиворечивость позволяет быстро и верно воспринять управленческое решение. Это обеспечивается согласованностью с методами и средствами их выполнения, отсутствием противоречий и нарушений компетенции соответствующего органа внутренних дел.
6. Адресность управленческого решения направлена на его исполнение конкретными сотрудниками [8, с. 59].
7. Гибкость управленческого решения заключается в учете всех возможных факторов в процессе его принятия, позволяющем при необходимости скорректировать уже принятое решение при возможном изменении управленческой ситуации [10, с. 47].
8. Мотивированность. «Мотивирование - это процесс управления деятельностью посредством оказания влияния на поведение сотрудников. Ни одна система управления не способна функционировать на условиях максимальной эффективности, если она не будет включать в себя действенную систему мотивации» [4].
Отметим, что деятельность ОВД основана на подготовке и принятии различного рода решений. Важным моментом является стадия подготовки и принятия решений, которая характеризуется как самостоятельностью, так и взаимосвязанностью с последующими и предшествующими стадиями, наличием как общих задач и доку-ментационного обеспечения, так и свойственных только данной стадии частных задач. При этом решение каждой задачи регламентируется определенными документами, предназначенными для правомерного исполнения решения и оформления итогов проведенной деятельности.
Сущность деятельности органов внутренних дел заключается в повседневном исполнении законов, подзаконных актов, направленных на регулирование обще-
ственного порядка. Принятие и исполнение управленческих решений является важной частью деятельности ОВД. В процессе выполнения своих обязанностей сотрудники различных подразделений ОВД - ГИБДД, отделение паспортно-визовой службы, инспекция по делам несовершеннолетних, сотрудники дежурной части, участковые инспекторы полиции вступают в административно-правовые отношения с организациями, учреждениями, гражданами. При этом принимаемые управленческие решения ОВД имеют общие черты:
- наличие нормативно-правовой основы (издается от имени государственного учреждения, влечет за собой последствия в случае неисполнения);
- обязательный характер исполнения: выражение в форме предписания, обязательного для адреса - это обеспечивается либо добровольным исполнением предписаний, либо принудительным посредством ряда мер в отношении нарушителя;
- содержат обязательные правила поведения или регулирования существующих нормативно-правовых управленческих отношений;
- регулирующая функция, направленная на координацию общественных отношений, например, в соответствии с ФЗ от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в обязанности сотрудников ОВД входит обязательное сообщение непосредственному руководителю о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;
- односторонний порядок принятия выражает волю субъекта исполнительной власти;
- принимается субъектом исполнительной власти в рамках его компетенций и подкреплено определенными правовыми документами;
- субъективный характер с учетом объективных условий среды, системы управления, особенностей конкретной ситуации, профессиональных и личностных качеств лиц;
- дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность;
- возможность оспаривания в судебной инстанции субъектом исполнения;
- управленческие решения принимаются в рамках компетенции субъектов управления (органов власти и должностных лиц), за которыми закреплен круг задач, функций, прав и обязанностей;
- процедурный характер принятия управленческого решения - четкий регламент процедуры подготовки проектов, к которым относятся рассмотрение, согласование, правовая экспертиза, принятие;
- подготовка на основе анализа и оценки нескольких вариантов с выбором наиболее оптимального;
- принятие со стороны уполномоченных лиц на основе соответствующих нормативных правовых актов;
- ориентированность на улучшение, совершенствование условий, состояния среды [5, а 78].
Стадия подготовки и принятия управленческих решений имеет в своей структуре две стадии: подготовка решения и его принятие.
В процессе подготовки решение проходит этап правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов ее разрешения, а также подготовки проекта.
Основанием для принятия либо отмены решения могут выступать заявление гражданина, поручение вышестоящего органа, инициатива субъекта власти, обращение организации и т.д. В случае, если есть юридические основания и объективная потребность, то решение принимается.
Анализ ситуации позволяет выяснить реальное положение дел, оценить масштабы проблемы, а также определить возможные варианты ее решения.
Проект подготавливается на основании имеющейся информации: определяется один из предложенных вариантов правового регулирования, согласовывается, обсуждается, оформляется.
Эффективность принятия решения зависит от того, насколько полно и качественно проведена предварительная работа. Большая часть нормативно-правовых актов принимается единолично, однако возможно коллегиальное обсуждение и голосование. При единоличном принятии на данной стадии происходит подписание проекта либо внесение изменений.
При оформлении решение проходит окончательное редактирование, подписание, ему присваивается порядковый номер.
Самостоятельной стадией является доведение решения до исполнителей и заинтересованных лиц или граждан посредством индивидуального ознакомления (устно, отправка письменных копий, повесток, определений, решений) либо в СМИ (к примеру, об изменениях законов).
Этап подготовки и исполнения отличается сложностью, высокой ответственностью, требует большого количества времени и усилий специалистов разного уровня и профессиональных компетенций субъектов, принимающих решения.
Среди основных проблем, возникающих на этапе подготовки и принятия управленческих решений, можно отметить:
1. Недостаток информации: недостаточный учет специфики деятельности и компетенции службы - исполнителя, объем, содержание, качество информации, реальные возможности принятия решения, количественные и качественные характеристики исполнения не позволяют подготовить объективное, конкретное и непротиворечивое решение.
2. Несвоевременность донесения и получения информации до исполнителей и (или) смежных подразделений и служб (несоблюдение сроков поступления отдельных видов информации).
3. Несвоевременная корректировка управленческих решений с длительными сроками действия [7, с. 74]. Ввиду постоянно развивающейся окружающей среды и системы управления, целевых установок системы управленческие решения требуют либо частичной корректировки, либо полного обновления, что ведет к увеличению документооборота, сложностям в понимании и усвоении «цепочки» решений по одному и тому же вопросу. Примером могут служить управленческие решения с кор-
ректировками типа «пункт (такой-то) документа (такого-то) изложить в следующей редакции», «пункт... решения... считать утратившим силу» и т. п.
4. Отсутствие коммуникативности информации, проявляющееся в нелогичности построения сообщения, сложности восприятия информации, однозначности и последовательности изложения, что допускает разночтение решения.
5. Возрастающий объем разнообразной управленческой информации. Данная ситуация обусловлена большим количеством решаемых ОВД комплексных задач по борьбе с правонарушениями и нехваткой сотрудников для аналитической работы. Совершенствование служб и подразделений по информационно-аналитической работе в штабных подразделениях позволит возложить обязанности по сбору, анализу, обобщению входящей информации, обеспечить своевременную квалифицированную обработку, хранение и выдачу информации и оперативность ее использования, а также освободить исполнителей от излишней документации. Более того, централизация и интеграция информации в рамках одного подразделения или единой системы деятельности органов внутренних дел позволит улучшить контроль исполнения управленческих решений и повысить эффективность их исполнения.
Данные проблемы целесообразно объединить в следующие группы:
- проблемы административно-организационного характера;
- проблемы организационно-кадрового управления;
- проблемы организационного управления.
Первая группа проблем заключается в недостаточно эффективной деятельности подразделений как организационных звеньев. Так, О. А. Кнаус отмечает, что «эффективность управления в той или иной сфере общественных отношений прямо зависит от правильной ее организации, где исполнителю понятна и мотивирована его цель» [4, а 173].
Организационно-кадровые проблемы связаны с неэффективным выбором исполнителей, недостаточной компетентностью руководителей, принимающих решение. К данной группе можно отнести проблемы, связанные с реформированием структуры МВД, начатой в 2014 г. К примеру, Росгвардия не входит в структуру МВД, а подчиняется непосредственно Президенту. В результате ввиду появления большого объема работы, выполняемого меньшим количеством сотрудников, в обеих структурах появились дублирующие функции. Возрастающий объем информации, уменьшение численности и нестабильность кадрового состава, отток высококвалифицированных сотрудников сопряжен с увеличением бумажной работы, снижением мотивации выполнения служебной деятельности, ухудшением психологического состояния сотрудников.
Группа проблем организационного управления охватывает все этапы организации исполнения управленческих решений, что, в свою очередь, влечет за собой проблемы на этапах планирования, контроля и подведения итогов процесса управления деятельностью исполнителей. Сущность проблем данной группы заключается в недостаточной подготовке планов, проектов, их корректировки и внесения изменений, недостаточном анализе опыта работы и действий исполнителей, а также ресурсного обеспечения их деятельности. В современном обществе решения должны принимать-
ся оперативно и целенаправленно. Однако проблемы ресурсообеспечения в большинстве случаев ограничены и не соответствуют требованиям времени.
Таким образом, управленческие решения ОВД целесообразно рассматривать как комплексные явления, четкость, детализированность, директивность и гибкость которых обеспечивает эффективность деятельности подразделений ОВД на каждом уровне с целью реализации поставленных задач. Тем не менее в основе большинства проблем подготовки и принятия управленческих решений в органах ОВД лежат причины организационно-управленческого (субъективного) характера, которые в большинстве случаев имеют общесистемный характер.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Амельчаков И. Ф., Голева Т. В. Делегирование полномочий как инструмент формирования компетентности и развития личностного потенциала сотрудников в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел / И.Ф. Амельчаков, Т.В. Голева // Вестник Белгородского юридического института МВД России. -2017. - № 1. - С. 4-9.
2. Бавсун И.Г. Документирование управленческой деятельности в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие / И.Г. Бавсун. - Омск: Образование Информ, 2017. - 100 с.
3. Кильмашкина Т. Н. Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования / Т. Н. Кильмашкина // Труды Академии управления МВД России. - 2018. - № 2 (46). - С. 28-33.
4. Кнаус О. А. Мотивирование сотрудников органов внутренних дел в системе оценки оперативно-служебной деятельности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2019. - № 1 (88).- С. 172-179.
5. Логинов В. Н. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / В.Н. Логинов. - М.: КноРус, 2017. - 224 с.
6. Москвитин Г.И. Теория и практика принятия управленческих решений: учебник / под ред. Г.И. Москвитина. - М.: КноРус, 2017. - 340 с.
7. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов / А.Г. Маркушин, В.В. Казаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 270 с.
8. Основы управления в органах внутренних дел: курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.Г. Булавчика. - СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016. - 164 с.
9. Петрова О. В. Методы принятия управленческих решений / О.В. Петрова // Приоритетные направления развития современной юридической науки: сб. тезисов и статей междунар. науч.-практич. конф. / ред. кол. Г.М. Калашников, Д.В. Кайргалиев, Е.А. Тришкина. - Ульяновск, 2019. - С. 94-99.
10. Управленческие решения в органах внутренних дел: теоретические и методологические аспекты: монография / И.Ф. Амельчаков. Т.В. Голева. - Белгород: Бе-лЮИ МВД РФ им. И.Д. Путилина, 2018. - 104 с.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. Amelchakov I.F., Goleva T.V. Delegation of powers as a tool for the formation of competence and development of the personal potential of employees in the management ac-
tivities of the head of the internal affairs bodies / I.F. Amelchakov, T.V. Goleva // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - No. 1. - 2017. - P. 4-9.
2. Bavsun I.G. Documenting management activities in the internal affairs bodies: a teaching aid / I.G. Bavsun. - Omsk: Education Inform, 2017. - 100 p.
3. Kilmashkina T.N. Management decision: essence, classification, requirements / T.N. Kilmashkina // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. - No. 2 (46). - P. 28-33.
4. Knaus O. A. Motivation of employees of internal affairs bodies in the system of assessment of performance evaluation // Eastern Siberia Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. - 2019. - No. 1 (88). - P. 172-179.
5. Loginov V.N. Methods for making managerial decisions: textbook / V.N. Logi-nov. - M.: KnoRus, 2017. - 224 p.
6. Moskvitin G.I. Theory and practice of managerial decision-making: textbook / ed. G.I. Moskvitin. - M.: KnoRus, 2017. - 340 p. Organization of management of internal affairs bodies: textbook. 2nd ed., Add. and revised / under total. ed. Kononova A.M., Zakh-vatova I.Y. - M.: Sputnik +, 2016.
7. Fundamentals of management in the internal affairs bodies: a textbook for universities / A.G. Markushin, V.V. Kazakov. - 2nd ed., Rev. and add. - M.: Yurayt, 2017. - 270 p.
8. Fundamentals of management in the internal affairs bodies: a course of lectures, 3rd ed., Rev. and add. / ed. V.G. Pin. Publishing house of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - SPb.: LLC R-KOPI, 2016. - 164 p.
9. Petrova O.V. Methods for making managerial decisions / O.V. Petrova // Priority directions of development of modern legal science: a collection of abstracts and articles of the International Scientific and Practical Conference / ed. count G.M. Kalashnikov, D.V. Kairgaliev, E.A. Trishkina. - Ulyanovsk: Sirius Publishing House, 2019. - P. 94-99.
10. Management decisions in the internal affairs bodies: theoretical and methodological aspects: monograph / I.F. Amelchakov. T.V. Goleva; BelYuI Ministry of Internal Affairs Ros. Them. I. D. Putilina, 2018. - 104 p.