Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
675
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зональный контроль / территориальный орган / мониторинг / законность / организация контроля / практическая помощь / служебная дисциплина / zonal control / territorial authority / monitoring / legality / organization of control / practical assistance / service discipline

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пролетенкова Светлана Евгеньевна, Беликов Александр Павлович, Власов Константин Александрович

Введение: в статье на основе анализа действующего законодательства и научной литературы рассматривается сложившаяся система организации и осу-ществления внутреннего административного контроля за состоянием законности и дисциплины в деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел России, а также поиск перспектив модернизации данного вида организационно-контрольной деятельности. Материалы и методы: нормативной основой исследования являются дей-ствующие правовые акты Министерства внутренних дел и создаваемые в целях их реализации правовые акты территориальных органов. Методологическую основу составляют дедукция, индукция, общий диалектический метод научного познания, системный, логический, формально-юридический методы исследования, анализ, синтез и обобщение. Результаты исследования: основные идеи по модернизации системы орга-низации и осуществления зонального контроля авторами представлены в виде раз-работанной ими принципиальной модели зонального контроля, выстраиваемой и функционирующей на уровне территориальных органов Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации за деятельностью подчиненных территори-альных органов. Выводы и заключения: делается обоснованный вывод о необходимости модернизации действующей системы зонального контроля на уровне территори-альных органов Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации за деятельностью подчиненных территориальных органов, перспективности вно-симых авторами предложений с учетом их принципиального характера и обяза-тельности более детальной и скрупулезной проработки профильными специали-стами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пролетенкова Светлана Евгеньевна, Беликов Александр Павлович, Власов Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF ZONAL CONTROL IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Introduction: based on the analysis of current legislation and scientific literature, the article examines the existing system of organization and implementation of internal administrative control over the state of legality and discipline in the activities of territori-al bodies of the Ministry of Internal Affairs in search of prospects for modernization of this type of organizational and control activities. Materials and Methods: the normative basis of the research is the current legal acts of the Ministry of internal Affairs and the legal acts of its territorial bodies created for their implementation; the methodological basis is deduction, induction, General dia-lectical method of scientific knowledge, system, logical, formal legal research methods, analysis, synthesis and generalization. Results of the Study: the main ideas for modernizing the system of organization and implementation of zonal control are presented by the authors in the form of a funda-mental model of zonal control developed by them, which is built and operates at the level of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs in the subject of the Russian Fed-eration for the activities of subordinate territorial bodies. Findings and conclusions: it is a reasonable conclusion about the necessity of modernization of the current system of zonal control at the level of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs on subjects of the Russian Federation over activity of subordi-nate territorial bodies of the prospects introduced by the authors of the proposals, given their fundamental nature and commitment to more detailed and scrupulous specialists.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 342.9

DOI: 10.24411/2312-3184-2020-10098

Пролетенкова Светлана Евгеньевна

главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России доктор юридических наук E-mail: [email protected]

Беликов Александр Павлович

ученый секретарь

специального диссертационного совета Всероссийского

научно-исследовательского института МВД России

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Власов Константин Александрович

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Proletenkova Svetlana Evgenievna

Chief scientific officer of

All-Russian Scientific Research Institute

of the Ministry of Internal Affairs of the

Russian Federation,

Doctor of Law, Associate Professor

E-mail: [email protected]

Belikov Aleksandr Pavlovich

Scientific secretary of the Special Dissertation Council of All-Russian Scientific

Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Candidate of law E-mail: [email protected]

Vlasov Konstantin Aleksandrovich

Associate Professor of the

Department of State and Legal Disciplines

of Far Eastern Law

Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russian Federation

Candidate of law

E-mail: [email protected]

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Введение: в статье на основе анализа действующего законодательства и научной литературы рассматривается сложившаяся система организации и осуществления внутреннего административного контроля за состоянием законности и дисциплины в деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел России, а также поиск перспектив модернизации данного вида организационно -контрольной деятельности.

Материалы и методы: нормативной основой исследования являются действующие правовые акты Министерства внутренних дел и создаваемые в целях их

реализации правовые акты территориальных органов. Методологическую основу составляют дедукция, индукция, общий диалектический метод научного познания, системный, логический, формально-юридический методы исследования, анализ, синтез и обобщение.

Результаты исследования: основные идеи по модернизации системы организации и осуществления зонального контроля авторами представлены в виде разработанной ими принципиальной модели зонального контроля, выстраиваемой и функционирующей на уровне территориальных органов Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации за деятельностью подчиненных территориальных органов.

Выводы и заключения: делается обоснованный вывод о необходимости модернизации действующей системы зонального контроля на уровне территориальных органов Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации за деятельностью подчиненных территориальных органов, перспективности вносимых авторами предложений с учетом их принципиального характера и обязательности более детальной и скрупулезной проработки профильными специалистами.

Ключевые слова: зональный контроль, территориальный орган, мониторинг, законность, организация контроля, практическая помощь, служебная дисциплина.

MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF ZONAL CONTROL IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Introduction: based on the analysis of current legislation and scientific literature, the article examines the existing system of organization and implementation of internal administrative control over the state of legality and discipline in the activities of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs in search of prospects for modernization of this type of organizational and control activities.

Materials and Methods: the normative basis of the research is the current legal acts of the Ministry of internal Affairs and the legal acts of its territorial bodies created for their implementation; the methodological basis is deduction, induction, General dialectical method of scientific knowledge, system, logical, formal legal research methods, analysis, synthesis and generalization.

Results of the Study: the main ideas for modernizing the system of organization and implementation of zonal control are presented by the authors in the form of a fundamental model of zonal control developed by them, which is built and operates at the level of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs in the subject of the Russian Federation for the activities of subordinate territorial bodies.

Findings and conclusions: it is a reasonable conclusion about the necessity of modernization of the current system of zonal control at the level of territorial bodies of the

Ministry of Internal Affairs on subjects of the Russian Federation over activity of subordinate territorial bodies of the prospects introduced by the authors of the proposals, given their fundamental nature and commitment to more detailed and scrupulous specialists.

Keywords: zonal control, territorial authority, monitoring, legality, organization of control, practical assistance, service discipline.

Административный контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, начиная с президентского контроля, осуществляемого персонально, и заканчивая контролем вышестоящих должностных лиц за деятельностью нижестоящих сотрудников. Аппарат органов, осуществляющих контроль за деятельностью органов внутренних дел, достаточно обширен. Это и внутриведомственные контрольные структуры, и инспекционные органы и т.д. [1, c. 61-62].

Осуществляется внутренний административный контроль конкретными должностными лицами или структурными подразделениями, или специально созданными контрольными образованиями внутри «ведомства». Преимущества внутреннего контроля за деятельностью полиции в его систематичности (постоянно или с определенной регулярностью), в профессионализме контролирующих лиц, в организации процесса [2, c. 28].

Внутренний административный контроль (в обычном понимании) представляет собой контроль, осуществляемый руководителем (например, начальником территориального органа МВД России). Объектами контроля выступают: четкое исполнение и соблюдение законодательства (состояние законности), служебная и исполнительская дисциплина, характеризуемая качеством и эффективностью деятельности. Эффективность контроля обеспечивается психологическим компонентом: состояние, при котором сотрудник находится под постоянным наблюдением, формирует в нем необходимость направления усилий на более качественное и быстрейшее достижение результата при соблюдении режима законности.

Задачами внутриведомственного контроля являются: повышение эффективности деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, оценка фактического положения дел в сфере обеспечения правопорядка, оценка профессиональных качеств сотрудников, совершенствования форм и методов их работы, проверка порядка выполнения нормативных правовых актов по различным направлениям служебной деятельности, проверка состояния законности и дисциплины, выявление и устранение недостатков в работе и привлечение виновных к тому или иному виду юридической ответственности, выявление и устранение условий, способствующих совершению правонарушений, выявление и распространение положительного опыта служебной деятельности [3].

В настоящее время действует один из важнейших нормативных актов в сфере административного внутреннего контроля в деятельности органов внутренних дел, а именно приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ве-

домственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации», наделяющий субъектов такого контроля соответствующими полномочиями.

т~ч __и и _

В статье изложена концепция модернизации действующей модели осуществления зонального контроля на примере УМВД России по Хабаровскому краю.

Объектом зонального контроля МВД России устанавливаются его территориальные органы на окружном и региональном уровнях в целом и (или) их структурные подразделения.

Объектом зонального контроля территориального органа МВД России на региональном уровне являются подчиненные ему территориальные органы на районном уровне, их структурные подразделения (ГУ МВД России по СКФО, УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России на межрегиональном уровне и ТО республик, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации).

Субъектами зонального контроля МВД России являются:

- главный инспектор МВД России;

- организатор зонального контроля МВД России - лицо руководящего состава главных управлений, департаментов, управлений МВД России, ФГКУ «ЭКЦ МВД России», ФКУ «ГИАЦ МВД России» (и др.), на которое возложены организация и осуществление контроля за деятельностью соответствующих структурных подразделений территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях, отнесенных к зоне его ответственности;

- исполнитель зонального контроля МВД России - сотрудник Организационно-аналитического департамента МВД России, управления (отдела, отделения) подразделения МВД России, на которого возложен контроль за деятельностью одного или нескольких подконтрольных органов (подразделений);

- субъектами зонального контроля территориального органа МВД России на региональном уровне (конкретно УМВД по Хабаровскому краю) являются:

- руководители оперативных зон;

- кураторы территориальных органов - руководители (заместители) подразделений УМВД России по Хабаровскому краю, либо лица, временно исполняющие их обязанности, которые организуют и осуществляют контроль за деятельностью территориальных органов;

- организаторы зонального контроля - руководители подразделений УМВД России по Хабаровскому краю, либо лица, временно исполняющие их обязанности, которые организуют и осуществляют контроль за деятельностью соответствующих структурных подразделений территориальных органов;

- исполнители зонального контроля УМВД России по Хабаровскому краю -сотрудники подразделений УМВД России по Хабаровскому краю, на которых распорядительными документами организаторов зонального контроля возложены функции контроля за соответствующими структурными подразделениями одного или нескольких территориальных органов.

с ТО (СП) -■

ТО (СП)

■ ТО (СП)

Рис. 1. Организация зонального контроля МВД России

На уровне Министерства схема довольно проста: главный инспектор МВД России организует и обеспечивает систему контроля (деятельность подчиненных, сбор информации, взаимодействие, оказание методической помощи, решение кадровых вопросов, осуществление выездных проверок, формулирование способов устранения недостатков и нарушений в оперативно-служебной деятельности, участие в заседаниях коллегий (совещаниях), заслушивание отчетов и т.п.).

Права по осуществлению зонального контроля направлены на реализацию обязанностей: запросы информации, внесение предложений (по совершенствованию зонального контроля, реагирование на сложившуюся обстановку, принятие мер), производство встреч и совещаний и т.п.

Организатор зонального контроля в силу обязанностей обеспечивает мониторинг оперативной обстановки в зоне ответственности и результатов служебной деятельности подконтрольных подразделений, предоставляет информацию главному инспектору, организует и контролирует деятельность исполнителей (в том числе по формированию и ведению контрольно-наблюдательных дел - КНД), вносит предложения по принятию мер, осуществляет взаимодействие, оказывает помощь контролируемому подразделению, осуществляет фактические проверки.

Прав у организатора немного: запрашивать информацию, вносить ряд предложений по результатам осуществляемых проверок.

Обязанности исполнителя зонального контроля включают: сбор, систематизацию, обобщение и анализ информации об оперативной обстановке и результатах оперативно-служебной деятельности подконтрольных подразделений - формирование (ведение) КНД, предоставление данной информации организатору, а также осуществление фактических проверок и оказание помощи.

Прав у исполнителя также немного: запрос информации у контролируемого подразделения, внесение предложений, проведение проверок.

Рис. 2. Организация зонального контроля УМВД России по Хабаровскому краю

На уровне УМВД России по Хабаровскому краю схема несколько сложнее (приказ УМВД России по Хабаровскому краю от 14 августа 2018 г. № 303 «Об организации контроля за деятельностью подчиненных территориальных органов МВД России», проецированный от приказа № 77 от 3 февраля 2012 г.). Руководитель оперативной зоны имеет только обязанности и они во многом повторяют обязанности главного инспектора МВД России (дублируются в основной их части): организация системы контроля и координация кураторов, организаторов и руководителей подконтрольных территориальных органов, организация и проведение фактических проверок, оказание помощи, изучение (и решение) кадровых, ресурсных, материально-технических вопросов, организация выработки мер по устранению недостатков. Организует, проводит и участвует в совещаниях, принимает необходимые меры.

Обязанности главного инспектора инспекции УМВД России по Хабаровскому краю России несколько шире (изложены развернуто), но фактически повторяют обязанности (как и права) главного инспектора МВД России: организация системы

контроля, включая сбор и обработку информации, информационное взаимодействие, оказание методической и практической помощи руководителям территориальных органов, осуществление фактических проверок, участие в выработке различных мер, участие в совещаниях, выставление рейтинговых оценок. Вместе с тем есть и обязанности по исполнению отдельных поручений в рамках зонального контроля, обеспечению контроля за выполнением решений, формирование и ведение КНД. Имеет право запрашивать из территориальных органов и у организаторов информацию, вносить предложения по совершенствованию зонального контроля и проводить рабочие встречи с организаторами; вносить на рассмотрение руководства предложения: о мерах реагирования на осложнение оперативной обстановки и снижение результативности работы территориального органа (его структурного подразделения), о необходимости проверки его деятельности или заслушивании руководителей, о проведении их аттестации, применении к ним мер и т.д.

Куратор территориального органа обязан обеспечивать контроль за состоянием оперативной обстановки и результатами служебной деятельности подконтрольных территориальных органов, включенных в зону контроля, взаимодействовать со всеми субъектами зонального контроля, вносить предложения и принимать необходимые меры по оказанию помощи территориальному органу. Осуществлять фактические проверки и вести КНД на территориальный орган. Его права ограничены сбором информации, внесением предложений и участием в инспекторских, контрольных и целевых проверках.

Организатор зонального контроля обязан обеспечивать организацию контроля, взаимодействовать со всеми субъектами и направлять главному инспектору сведения о ходе и результатах контроля. Организует, координирует и контролирует работу исполнителей зонального контроля, вносит предложения и принимает необходимые меры, оказывает помощь, осуществляет фактические проверки. Права аналогичны правам куратора.

Исполнитель зонального контроля - низовое звено контроля собирает и анализирует информацию о деятельности и состоянии оперативной обстановки структурного подразделения территориального органа и доводит её до сведения организатора, осуществляет информационное взаимодействие с другими исполнителями, формирует и ведет КНД на структурное подразделение территориального органа, осуществляет фактические проверки и оказывает помощь.

Права аналогичны только на уровне деятельности структурного подразделения территориального органа

Следует отметить, что наличествует некоторая путаница среди описываемых прав и обязанностей субъектов контроля, выражающаяся в одновременном упоминании, например: организатор обязан осуществлять инспектирование территориального органа и одновременно с тем прописывается аналогичное право.

Сложная, запутанная и неэффективная модель вызвана недостаточной продуманностью принципиальной схемы распределения прав и обязанностей, построения системы взаимодействия между субъектами.

Рис. 3. Организация взаимодействия субъектов зонального контроля УМВД России

по Хабаровскому краю

Для того чтобы понять предлагаемую модернизацию действующей системы, напомним, что все права и обязанности делятся на три основные группы: контрольные, целевые (результативные), обеспечивающие.

Зональный контроль - система, построенная на сочетании линейно-территориального и линейно-функционального принципов, в связи с этим предлагаем модель, которая должна выглядеть из двух параллельно и совместно работающих систем.

Рис. 4.

Линейно-территориальная составляющая схемы организации зонального контроля территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации

Данная система предназначена для обеспечения контроля за деятельностью всего территориального органа и территориальных органов в пределах оперативной зоны.

Основным субъектом является куратор. Он аккумулирует и анализирует информацию, предоставляемую от:

- организаторов (в виде сублимированных сведений о деятельности структурных подразделений территориального органа, готовых отчетов и предложений по принятию мер). Для удобства предлагается ввести коллегиальный орган «Совет организаторов», посредством которого будет анализироваться положение дел каждого территориального органа, исходя из совместного обсуждения дел, входящих в него структурных подразделений и подготовки предложений по органу в целом (секция по территориальному органу);

- руководителя территориального органа;

- главного инспектора.

Ведет контрольно-наблюдательное дело на территориальный орган, осуществляет контроль (самостоятельно путем запросов, проверок, анализа поступа-

ющей информации от О, ГИ, ТО)1, самостоятельно (и/или при помощи предлагаемого для создания совета организаторов) разрабатывает, согласует (с главным инспектором) и выносит для обсуждения предложения о принятии различных мер, организует, контролирует, осуществляет реализацию принятых решений (по мерам реагирования) в отношении территориального органа.

«Совет кураторов», возглавляемый заместителем начальника УМВД (упразднить руководителя оперативной зоны), поможет избавить от излишней функциональной нагрузки последних и за счет коллегиального рассмотрения предложений, согласованных заранее с главным инспектором, сформулировать окончательное и оптимальное решение по конкретному территориальному органу или по всем, входящим в оперативную зону.

Рис. 5. Линейно-функциональная составляющая схемы организации зонального контроля территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации

1Далее: СОО и РСД - состояние оперативной обстановки и результатов служебной деятельности; ТО - территориальный орган; СП ТО - структурное подразделение территориального органа; ОЗ - оперативная зона; ГИ - главный инспектор; СО - совет организаторов; О - организатор; К - куратор; И - исполнитель; КНД - контрольно-наблюдательное дело; СК - совет кураторов.

Данная модель предназначена для обеспечения контроля за деятельностью структурных подразделений территориального органа и всего вида «службы» в пределах оперативной зоны.

Основным субъектом является организатор.

Он аккумулирует и анализирует информацию предоставляемую от:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- кураторов (в виде сублимированных сведений о деятельности территориального органа);

- руководителя территориального органа;

- руководителя соответствующего структурного подразделения территориального органа;

- главного инспектора;

- исполнителя.

Ведет КНД на соответствующие структурные подразделения (вид службы)

по ОЗ.

Исполнители ведут КДН на конкретное СП ТО.

Осуществляет контроль (самостоятельно путем запросов, проверок, анализа поступающей информации от ГИ, К, И, ТО, СП ТО).

Самостоятельно (а лучше при помощи предлагаемого совета организаторов) разрабатывает, согласует (с ГИ) и выносит для обсуждения предложения о принятии различных мер:

- куратору через СО (секция по территориальному органу) по СП отдельного

ТО;

- РОЗ (совету кураторов, секция по видам службы) по направлению деятельности (виду службы) по всем ТО в ОЗ.

Организует, контролирует, осуществляет реализацию принятых решений (по мерам реагирования) в отношении территориального органа.

Организует, контролирует деятельность исполнителей.

По нашему мнению, все права и обязанности субъектов должны выглядеть следующим образом (с учетом предложенного варианта):

РОЗ (совет кураторов).

Обязанности: контрольные (контролирует деятельность и результаты деятельности ГИ, К, О, ТО; наблюдает за СОО и РСД ТО в ОЗ; анализирует СОО и РСД ТО в ОЗ; изучает деловые качества руководителей ТО в ОЗ; выезжает в служебные командировки для установления СОО и РСД, проведения проверок; заслушивает отчеты руководителей ТО (СП)); целевые (участвует в формировании предложений по оказанию практической помощи; вносит предложения на рассмотрение СК, СО, начальнику УМВД; организует устранение недостатков ТО (СП) по результатам проверок, мониторинга); обеспечивающие (организует деятельность ГИ, К, О, ТО; возглавляет СК, СО; осуществляет информационное взаимодействие с О, К, ГИ, СО СК, РОЗ; получает необходимую информацию от О, К, ГИ, СП ТО, ТО, СК, СО; участвует в заседаниях, совещаниях, форумах, конференциях и т.д.).

Права: контрольные (запрашивает информацию у ТО, СП ТО, К, О, ГИ.); целевые (вносит предложения СК, СО, начальнику УМВД: о принятии мер управлен-

ческого воздействия к ТО (СП) и его руководителю; о проведении внеочередной целевой проверки; оказании практической помощи); обеспечивающие (вносит предложения СК, СО, начальнику УМВД о совершенствовании организации ЗК, о принятии мер управленческого воздействия к ТО (СП) и его руководителю, о проведении внеочередной целевой проверки).

Главный инспектор.

Обязанности: контрольные (сбор, систематизация, обобщение и анализ информации о СОО и РСД ТО, СП ТО в ОЗ; наблюдение за СОО и РСД ТО, СП ТО в ОЗ (мониторинг); выявление причин и условий, повлекших и способных повлечь ухудшение СОО и РСД ТО, СП ТО в ОЗ; выезд в служебные командировки для установления СОО и РСД, оценки деятельности, проведения проверок; изучения деловых качеств руководителей ТО, СП ТО в ОЗ; заслушивание отчетов руководителей ТО, СП ТО в ОЗ); целевые (о результатах анализа СОО и РСД ТО, СП ТО в ОЗ информирует О, К, ИГ, СО, СК, РОЗ, начальника УМВД; подготавливает предложения по оказанию практической помощи ТО, СП ТО по ОЗ; оказывает практическую помощь СП ТО, ТО на основании принятого решения (или в пределах компетенции); выезжает в служебные командировки для оказания практической помощи СП ТО, ТО; проводит анализ принимаемых мер); обеспечивающие (организует деятельность СК, СО, К, О, И, СП ТО, ТО; обеспечивает деятельность СК, СО; контролирует деятельность и результаты деятельности К, О, И; проводит процедуру согласования предложений О, К, РОЗ, СК, СО; формирует выработанные (в том числе коллегиальными органами) предложения в виде проектов актов управления, направляет руководителю УМВД для принятия окончательного решения; доводит до сведения руководителей о результатах мероприятий, осуществленных И, О, К (в рамках своей компетенции); осуществляет и обеспечивает информационное взаимодействие с И, О, К, ГИ, СО СК, РОЗ; получает необходимую информацию от И, О, К, ГИ, СП ТО, ТО, СК, СО; по предложениям И, О, К, СО, СК организует и обеспечивает привлечение в рамках оказания помощи ТО и ЗК в целом участие иных лиц (ученых, экспертов и т.д.); участвует в заседаниях, совещаниях, форумах, конференциях и т.д.; осуществляет общий контроль за организацией и эффективностью мер реагирования в отношении СП ТО, ТО, их руководителей (включая исполнение решений, оказание помощи); формирует и ведет КНД на совокупную деятельность ТО в ОЗ).

Права: контрольные (запрашивать информацию у ТО, К, О, иных субъектов); целевые (вносить предложения РОЗ, СО, СК, начальнику УМВД о: принятии мер управленческого воздействия к СП ТО, ТО и его руководителю; проведении внеочередной целевой проверки; оказании практической помощи); обеспечивающие (вносить предложения РОЗ, СО, СК, начальнику УМВД о: совершенствовании организации ЗК; принятии мер управленческого воздействия к СП ТО, ТО и его руководителю; проведении внеочередной целевой проверки).

Куратор.

Обязанности: контрольные (сбор, систематизация, обобщение и анализ информации о СОО и РСД ТО; наблюдение за СОО и РСД ТО (мониторинг); выявле-

ние причин и условий повлекших и способных повлечь ухудшение состояния СОО и РСД СП ТО; выезжает в служебные командировки для установления состояния СОО и РСД, оценки деятельности, проведения проверок; изучает деловые качества руководителей ТО; заслушивает отчеты руководителей ТО); целевые (о результатах анализа СОО и РСД ТО информирует О, ИГ, СО, СК; подготавливает предложения по оказанию практической помощи ТО; оказывает практическую помощь ТО на основании принятого решения (или в пределах компетенции); выезжает в служебные командировки для оказания практической помощи ТО; проводит анализ принимаемых мер); обеспечивающие (организует деятельность О, ТО; контролирует деятельность и результаты деятельности О; осуществляет информационное взаимодействие с О, К, ГИ, СО СК, РОЗ; получает необходимую информацию от О, К, ГИ, СК, СО, ТО; участвует в заседаниях, совещаниях, форумах, конференциях и т.д.; формирует и ведет КНД на ТО).

Права: контрольные (запрашивать информацию у О, К, ГИ, ТО); целевые (вносить предложения РОЗ, СК, ГИ о: принятии мер управленческого воздействия к ТО и его руководителю; проведении внеочередной целевой проверки; оказании практической помощи); обеспечивающие (вносит предложения РОЗ, СК, ГИ о: совершенствовании организации ЗК; принятии мер управленческого воздействия к ТО и его руководителю; проведении внеочередной целевой проверки).

Организатор.

Обязанности: контрольные (сбор, систематизация, обобщение и анализ информации о СОО и РСД СП ТО в ОЗ; наблюдение за СОО и РСД СП ТО в ОЗ (мониторинг); выявление причин и условий повлекших и способных повлечь ухудшение СОО и РСД СП ТО в ОЗ; выезжает в служебные командировки для установления СОО и РСД, оценки деятельности, проведения проверок; изучения деловых качеств руководителей СП ТО; заслушивания отчетов руководителей СП ТО); целевые (о результатах анализа СОО и РСД СП ТО в ОЗ информирует К, ИГ, СО, СК; подготавливает предложения по оказанию практической помощи СП ТО, СП ТО по ОЗ; оказывает практическую помощь СП ТО на основании принятого решения (или в пределах компетенции); выезжает в служебные командировки для оказания практической помощи СП ТО; проводит анализ принимаемых мер); обеспечивающие (организует и контролирует деятельность и результаты деятельности И; осуществляет информационное взаимодействие с И, О, СО СК; получает необходимую информацию от И, О, К, ГИ, СП ТО, ТО; участвует в заседаниях, совещаниях, форумах, конференциях и т.д.; формирует и ведет КНД на совокупную деятельность СП ТО в ОЗ).

Права: контрольные (запрашивать информацию у СП ТО, ТО); целевые (вносить предложения К, СО, СК, ГИ о: принятии мер управленческого воздействия к СП ТО и его руководителю; проведении внеочередной целевой проверки; оказании практической помощи); обеспечивающие (вносит предложения К, СО, СК, ГИ о: совершенствовании организации ЗК; принятии мер управленческого воздействия к СП ТО и его руководителю; проведении внеочередной целевой проверки).

Исполнитель.

Обязанности: контрольные (сбор, систематизация, обобщение и анализ информации о СОО и РСД СП ТО; наблюдение за СОО и РСД СП ТО (мониторинг); выявление причин и условий повлекших и способных повлечь ухудшение СОО и РСД СП ТО; выезд в служебные командировки для установления СОО и РСД, оценки деятельности, проведения проверок); целевые (о результатах анализа СОО и РСД СП ТО информирует О; подготавливает предложения по оказанию практической помощи СП ТО, оказывает практическую помощь СП ТО на основании принятого решения (или в пределах компетенции), выезжает в служебные командировки для оказания практической помощи СП ТО, проводит анализ принимаемых мер); обеспечивающие (осуществляет информационное взаимодействие с И, О; получает необходимую информацию от И, О, К, ГИ, СП ТО, ТО; участвует в заседаниях, совещаниях, форумах, конференциях и т.д.; формирует и ведет КНД на СП ТО).

Права: контрольные (запрашивать информацию у СП ТО); целевые (вносит предложения О о: принятии мер управленческого воздействия к СП ТО и его руководителю; проведении внеочередной целевой проверки; оказании практической помощи); обеспечивающие (вносит предложения О о: совершенствовании организации ЗК, принятии мер управленческого воздействия к СП ТО и его руководителю, проведении внеочередной целевой проверки).

Как было показано, функция управления содержит в себе особо важный элемент, без которого не может существовать - внутренний контроль. Поддержание стабильности и развития, защиты системы от внешних и внутренних факторов обеспечивается надлежащим контролем за организацией и функционированием управляющего механизма в соблюдении изначальных правил, установок внешнего и внутреннего свойства.

Внутренний административный контроль за деятельностью территориальных органов внутренних дел представляет собой механизм организационных и фактических мер, обеспечивающих и реализующих проверку и объективную оценку соответствия фактического состояния дел действующему законодательству как самой деятельности территориального органа, так и окружающей (контролируемой) обстановки.

Содержание понятия контроля предполагает идентичность целей контроля и результата деятельности подконтрольного субъекта. Контроль должен выявлять количественно-качественные характеристики достижения поставленной цели (реализуемых функций), наличие и степень отклонений от нормальных показателей, качество соблюдения принципов законности, профессионализма, компетентности, объективности и гласности.

Зональный контроль - вид управленческой деятельности, заключающийся в наблюдении и анализе результатов управленческого воздействия подконтрольных территориальных органов (структурных подразделений), а также в подготовке для руководства вышестоящего территориального органа в отношении контролируемых органов проектов комплексных управленческих решений краткосрочного и перспективного характера с последующим контролем за их выполнением, основан- ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ —

ный на сочетании функционального (отраслевого) и территориального (зонального) принципов управления, гибкой организационной формы оперативного воздействия территориальных органов МВД на региональном уровне на повседневную деятельность подчиненных территориальных органов внутренних дел [4].

Зональный контроль призван на основе оперативного выявления детерминант, отрицательно влияющих на оперативную обстановку, сформировать достаточное информационное обеспечение для разработки и реализации комплекса организационных и непосредственных мер по преодолению сложившихся трудностей, исправления ситуации, увеличения эффективности использования сил и средств (организационно-управленческих отношений) территориального органа по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также внутренней работы на обслуживаемой территории с учетом ее специфики.

Основные рекомендации по модернизации существующей модели:

1) цели зонального контроля требуют пересмотра (коррекции) и расширения его задачи, поскольку содержание зонального контроля (его цель как на теоретическом, так и на практическом уровнях) несколько шире и разнообразнее (в формах и методах достижения цели), нежели чем представлено правовыми актами, тем более некоторые полномочия субъектов контроля не соотносятся с представленными задачами;

2) решение поставленных задач предполагает реализацию разнообразных функций зонального контроля, которые следовало бы скорректировать:

- сбор, анализ, предоставление информации совершается не на всех уровнях субъектов контроля;

- предоставление необходимой информации не имеет полного замкнутого

цикла;

- система подготовки, согласования и принятия управленческих решений в рамках реагирования по существу зонального контроля в принципе отсутствует;

- обязанности и права субъектов зонального контроля не взаимосвязаны между собой, выходят за рамки задач зонального контроля (а в части и не обеспечивают существующие), наличествует путаница в правах и обязанностях (одно выдается за другое, субъекту вменяются обязанности без предоставления прав (полномочий) для их реализации).

В целях устранения данных проблем предложены принципиальные модели:

- прав и обязанностей субъектов контроля;

- информационного обмена между субъектами;

- контрольно-информационной функции зонального контроля;

- реализации зонального контроля с соблюдением (реализацией) линейно-функционального и линейно-территориального подходов (сбора, анализа информации, аккумулирования, порядка подготовки и принятия решений, контроля внутрисистемного и внешнего, взаимоподчиненность и взаимодействие);

- также предложено введение коллегиальных органов (СК, СО) в целях усиления ответственности субъектов контроля, повышения эффективности принимаемых решений, углубления анализа выявляемых детерминант и переориентирования

зонального контроля на профилактику (вместо предупреждения и противодействия с отрицательными последствиями);

3) оказание практической помощи. Употребляемая формулировка «выработка мер по оказанию помощи» не есть еще само оказание помощи. Декларативная задача с пустым содержанием. К тому же указанных видов помощи (организационно-методической и практической) в настоящее время явно недостаточно. Возможно следует рассмотреть вопрос о включении и других видов, например правовой (юридической), кадровой, морально-психологической, информационной (информационно-аналитической), учебно-методической, научной, материально-технической и иных видов помощи. Данное потребует рассмотрения порядка использования подобных инструментов и организации взаимодействия с организациями или специальными субъектами.

Более того следует включить в обязанности сотрудников, осуществляющих зональный контроль, не только подготовку предложений, но и оказание самой помощи. Возможно следует предусмотреть реализацию компетентностного подхода к данному процессу и разделить объем (сферы) оказания помощи на два блока.

Первый объем решений принимается должностным лицом в пределах своего уровня ответственности (возможна процедура согласования с главным инспектором или одобрения (корректировки) коллегиальным органом, как СК, СО), решения исполняются им же самостоятельно, после анализа следует отчет о принятых мерах и их эффективности.

Второй объем решений должностного лица в пределах своего уровня ответственности требует подготовку предложений, согласований, процедуры корректировки через коллегиальные органы и вынесение на принятие решения начальнику УМВД по субъекту Российской Федерации;

4) с введением коллегиальных органов может отпасть необходимость в определении такого субъекта, как руководитель оперативной зоны. Формально заместители начальника будут осуществлять организационно-контрольные функции, являясь председателями коллегиальных органов, и сохранят свои полномочия в рамках зонального контроля. Однако при этом нагрузка на них значительно снизится за счет такой формы организации подготовки, корректировки и принятия решений, а также контроля за их исполнением и эффективностью;

5) порядок зон ответственности должен быть единообразен и закреплен приказом для всех категорий субъектов зонального контроля;

6) в перечень рассматриваемой информации включить сведения о:

- повседневной фактической оперативно-служебной деятельности (вопросы, которые решаются с затруднениями и требуют вмешательства в виде какой-либо помощи, установления особого контроля или иного оперативного вмешательства);

- состоянии служебной дисциплины и законности (о возбужденном дисциплинарном производстве, вынесенном решении, обжаловании или опротестовании вынесенного решения, о вступившем в силу решении по дисциплинарному делу). Результаты служебных проверок, касающиеся организации деятельности ТО (СП),

не только руководителей, но и подчиненного состава, если этот проступок затрагивает вопросы организации деятельности ТО (СП);

- состоянии исполнительской дисциплины и законности при исполнении служебных функций;

- формально-психологическом состоянии в коллективах и сотрудников, служащих, работников; степени оценки последними прямого и непосредственного руководства;

- материально-технической и кадровой оснащенности, распределении служебных функций;

- профессионализме сотрудников (речь идет о применении механистической теории менеджмента при определении индивидуальных способностей каждого сотрудника);

- работе с добровольными народными дружинами (ДНД), казачеством, с внештатными сотрудниками, ОО (ранее ЧОП), частными сыщиками, с организациями патриотического воспитания (военного, политического и иного толка), тиров, спортивных клубов и секций, о владельцах систем централизованного видеонаблюдения, расположении органов государственной власти (в особенности находящихся под охраной или имеющих собственную), объектах профилактической работы (182-ФЗ, 120-ФЗ, 64-ФЗ и т.п.)

- служебной переписке и т.д.

Также наблюдается несогласованность по срокам предоставления сведений, справок, докладных записок.

Требуется закрепление незамедлительного реагирования на каждую публикацию в средствах массовой информации, недельного и помесячного обзора.

В таком сублимированном виде отражены основные идеи по модернизации (совершенствованию) и повышению эффективности зонального контроля, осуществляемого УМВД России по субъекту Российской Федерации, за деятельностью подчиненных территориальных органов. Несомненно, данные предложения носят принципиальный характер и требуют более детальной и скрупулезной проработки различного профиля специалистами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Приказ МВД России от 3.02.2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».

2. Приказ УМВД России по Хабаровскому краю от 14.08.2018 г. № 303 «Об организации контроля за деятельностью подчиненных территориальных органов МВД России».

3. Соломатина Е.А., Сосновская Ю.Н. К вопросу о ведомственном контроле за деятельностью полиции // Вестник института мировых цивилизаций. - 2015. -№ 10. - С. 57-64.

4. Амельчаков И.Ф., Катаева О.В., Карагодин А.В. Совершенствование ведомственного контроля за деятельностью территориальных органов МВД России в со- ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ —

временный период реформирования органов внутренних дел // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. статей по материалам ежегодной всерос. науч.-практич. конф. (Сорокинские чтения): В 3 т. Т. 3 / под ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2016. - С. 123-127.

5. Бельский К.С. Полицейское право: курс лекций. - М., 2004. - 816 с.

6. Корнеев В.В., Корнеева М.В. Совершенствование управления органов внутренних дел для повышения эффективности влияния аппаратов МВД, ГУВД, УВД на организацию и конечные результаты работы // Общество и право. - 2010. -№ 1 (28). - С. 247-251.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated February 3, 2012 No. 77 "On the basics of organizing departmental control over the activities of internal Affairs bodies of the Russian Federation".

2. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia for the Khabarovsk territory dated August 14, 2018, № 303 "About the organization of control over activities of subordinate territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia".

3. Solomatina E. A., Sosnovskaya Yu. N. On the issue of departmental control over police activities // Bulletin of the Institute of World Civilizations. - 2015. - №10. -P. 57-64.

4. Amelchakov I.F., Kataeva O.V., Karagodin A.V. Improvement of departmental control over the activities of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in the modern period of reform of internal Affairs bodies // Actual problems of administrative and administrative-procedural law: collection of articles and materials of the annual all-Russian scientific-practical conference (Sorokin readings): In 3 vol. Vol. 3 / ed. by Y.E. Avrutin, A.I. Kaplunova. - St. Petersburg: publishing house of the St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2016. - P. 123-127.

5. Belsky K. S. Police Law: lecture course. - M., 2004. - 816 р.

6. Korneev V. V., Korneeva M. V. Improving the management of internal Affairs bodies to increase the effectiveness of the influence of the Ministry of internal Affairs, GUVD, ATC on the organization and final results of work // Society and Law. - 2010. -No. 1 (28). - P. 247-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.