Научная статья на тему 'Проблемы организации контроля в территориальных органах МВД России. Сущность инспектирования как формы внутриведомственного контроля'

Проблемы организации контроля в территориальных органах МВД России. Сущность инспектирования как формы внутриведомственного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3246
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / CONTROL / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ В МВД РОССИИ / INCREASE OF EFFICIENCY OF CONTROL / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ / ИНСПЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МВД РОССИИ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ / THE MONITORING SYSTEM IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / INSPECTION ACTIVITY IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / A TECHNIQUE OF CARRYING OUT INSPECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркина Э. В., Сосновская Ю. Н.

Рассматривются проблемы организации контроля в территориальных органах МВД России, методы повышения эффективности. Анализируются задачи, цели, методы, виды контроля деятельности в МВД России. Дается характеристика инспектирования как формы внутриведомственного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the organization of control in territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Essence of inspection as forms of interdepartmental control

The author considers problems of the organization of control in territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, efficiency increase methods. The author also analyzes tasks, the purposes, methods, types of control of activity in the Ministry of Internal Affairs of Russia, gives the characteristic of inspection as forms of interdepartmental control.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации контроля в территориальных органах МВД России. Сущность инспектирования как формы внутриведомственного контроля»

УДК 34 ББК 67

проблемы организации контроля

В ТЕРРИТОРИАЛЬНыХ ОРГАНАХ МВД РОССИИ.

сущность инспектирования как формы внутриведомственного

контроля

элеонора викторовна маркина

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент;

Юлия николаевна сосновскля

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД, доцент, кандидат юридических наук Суслова г.Н.

Скайоп-индекс в электронной библиотеке НииоН

Аннотация. Рассматривются проблемы организации контроля в территориальных органах МВД России, методы повышения эффективности. Анализируются задачи, цели, методы, виды контроля деятельности в МВД России. Дается характеристика инспектирования как формы внутриведомственного контроля.

Ключевые слова: контроль, система контроля в МВД России, повышение эффективности контроля, инспекторская деятельность в МВД России, методика проведения инспектирования.

Annotation. The author considers problems of the organization of control in territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, efficiency increase methods. The author also analyzes tasks, the purposes, methods, types of control of activity in the Ministry of Internal Affairs of Russia, gives the characteristic of inspection as forms of interdepartmental control.

Keywords: control, the monitoring system in the Ministry of Internal Affairs of Russia, increase of efficiency of control, inspection activity in the Ministry of Internal Affairs of Russia, a technique of carrying out inspection.

Возникновение и развитие функции контроля определяется общественным характером человеческой деятельности, объективной необходимостью распределения труда, в том числе и труда по управлению. Необходимость социального контроля вытекает из его главной задачи — проверять эффективность любой деятельности с учетом интересов общества. Поэтому функция контроля занимает важное место в процессе управления. Её осуществление — непременная составная часть организаторской работы руководителей аппаратов управления любого звена и уровня. На современном этапе развития Российского государства в условиях динамичных социальных изменений, роста безработицы и преступности возросли и усложнились задачи территориальных органов МВД России. В связи с этим повышаются требования к формам и методам их работы с преступностью, обеспечению охраны обще-

ственного порядка, укреплению законности. Многогранность задач, которые решают органы внутренних дел, требуют высокой дисциплины, организованности, точного и неуклонного исполнения законов, приказов и указаний. В связи с этим, правильная организация контрольной деятельности в органах внутренних дел имеет огромное значение, является главным рычагом управления, неотъемлемой частью всей организаторской работы.

Контроль является действенным средством борьбы за своевременное выполнение решений президента и правительства, приказов и указаний МВД РФ. Он помогает выявлять силы и средства органов внутренних дел, обеспечивает выявление недостатков и причин, их порождающих.

Контроль способствует совершенствованию организаторской работы органов внутренних дел и улуч-

шению выполнения функциональных обязанностей каждым сотрудником, позволяет на практике устанавливать рациональную систему руководства. Контроль дает возможность определить деловые качества сотрудников, содействует целеустремленной и слаженной работе всех звеньев системы МВД сверху донизу.

Практикой установлено, что в тех территориальных органах внутренних дел, где система контроля отработана и постоянно действует, обеспечивается своевременное и качественное исполнение управленческих решений, непрерывное улучшение показателей оперативно-служебной деятельности.

Среди проблем повышение эффективности контроля всегда было и остается основной проблемой по улучшению организации этой деятельности. Для ее решения контроль необходимо рассматривать не вообще, а применительно к конкретной отрасли или сфере управления, предметному содержанию исполнительно-распорядительной деятельности, в частности, органов внутренних дел.

Необходимость контроля вытекает из его главной задачи — проверять и повышать эффективность любой деятельности с учетом интересов общества, а потому функция контроля занимает важное место в процессе управления. Его осуществление является непременной составной частью организаторской работы руководителей аппаратов любого назначения, звена, уровня.

Существует много мнений различный ученых по поводу определения понятия «контроль». Например, выдающийся советский ученый в области организации управления П.М.Керженцев в свое время отмечал, что «самое трудное и самое важное в работе — это поставить правильный контроль над ней».

Наиболее полным представляется определение контроля, как социальной функции, как составной части организующей деятельности, назначением которой является изучение фактического положения дел в различных областях общественной и государственной жизни с тем, чтобы объективно отображать действительность, проверять исполнение принимаемых решений, выявлять соответствие деятельности государственных и общественных организаций, их должностных лиц, а в определенных пределах и деятельности отдельных граждан, интересам государства, народа1.

Контроль в территориальных органах внутренних дел служит двум основным целям; во-первых, направлять деятельность территориальных органов внутренних дел на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степени реальности выполнения принятых решений и заданий; во-вторых, управлять

процессом непрерывного совершенствования деятельности территориальных органов внутренних дел путем своевременного обнаружения и устранения возникших отклонений и их причин2.

Для осуществления этих целей руководитель территориального органа внутренних дел должен четко представлять в каждый момент, как идет работа, каковы её результаты в подчиненных службах и подразделениях, где и по каким причинам произошли отклонения от намеченных планов, что необходимо сделать для устранения обнаруженных недостатков. Контроль должен пронизывать деятельность территориальных органов внутренних дел по всем направлениям, обеспечивать организационное единство действий различных служб и подразделений, способствовать совершенствованию форм и методов работы.

Позитивным фактором проведенного первого этапа реформирования МВД России, стало сохранение жесткой вертикали централизованного управления в системе МВД РФ, принятие нормативных правовых актов, соответствующих международным стандартам работы полиции. «Принятые на первом этапе реформы меры были необходимы. Однако для получения результата они оказались недостаточны, не оправдали в полной мере ожидания граждан. Именно поэтому важна оптимизация нашей работы, предстоит еще многое сделать, чтобы граждане реально ощутили позитивные изменения в системе органов внутренних дел»3. Необходимо подчеркнуть, что без изменения системы учета и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях, без качественного улучшения организации реагирования на них, без отказа от укоренившихся стереотипов оценки эффективности деятельности полиции, стимулирующих сотрудников на укрытие противоправных фактов, манипуляцию со статистикой в целях создания картины мнимого благополучия оперативно-служебной деятельности, цель реформы достигнута не будет, следовательно полиция не сможет эффективно противодействовать коррупции, организованный преступности, на должном уровне обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность в городах и иных муниципальных образованиях.

Органы внутренних дел не смогут продуктивно осуществлять свою деятельность, если нарушена система управления и не обеспечиваются требования нормативных правовых актов.

Наиболее важным направлением организации исполнения управленческих решений является контроль и проверка исполнения. Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, иными

словами — результаты воздействия субъекта на объект.

Инспекторские аппараты играют важнейшую роль в осуществлении инспектирования как высшей формы внутриведомственного контроля. В период реформирования МВД России, одним из актуальных вопросов стал соблюдение законности, повышение эффективности деятельности территориальных органов МВД России.

Субъектом осуществления контроля в форме инспектирования является специально создаваемые комиссии МВД России. Формирование и организация работы которой осуществляется руководителем, который назначается Министром внутренних дел Российской Федерации из числа главных инспекторов МВД России.

В состав комиссии МВД России включаются сотрудники структурных подразделений центрального аппарата Министерства: Организационно-аналитического департамента, Следственного департамента, Департамента государственной службы и кадров, Департамента информационных технологий, связи и защиты информации, Главного управления собственной безопасности, Главного управления уголовного розыска, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Главного управления вневедомственной охраны, Главного управления на транспорте, Оперативного управления,

Вместе с тем эффективность проведения инспекторских проверок в территориальных органах внутренних дел оставляет желать лучшего. Проверки в последнее время производились шаблонно и поверхностно.

Всестороннее инспектирование строго ограничивается положениями нормативных правовых актов МВД России. Однако с нашей точки зрения, инспектирование является способом совершенствования деятельности инспектируемых органов в тесном сочетании с оказанием практической помощи, как эффективной формы управляющего воздействия на подчиненных.

За последнее время в целях совершенствования оценки деятельности территориальных органов внутренних дел, были изданы следующие нормативные правовые акты: Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД РФ»; Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью ОВД РФ».

Однако в настоящее время нет единой точки зрения относительно оптимальности этих документов.

Речь идет о том, что разработанная нормативная правовая база ориентирована в основном на проверяемую сторону, тогда как эффективность плановых инспекторских проверок зависят от взаимодействия проверяющей и проверяемой стороны, связанных с подготовкой и проведением инспектирования и устранения недостатков.

Методика проведения инспектирования сформировалась несколько десятилетий назад, еще в советское время, и с тех пор претерпела существенные изменения. Организационно-аналитический департамент разрабатывает новые подходы к инспектированию и проверке оперативно-служебной деятельности территориальных органов внутренних дел.

В соответствии с Приказом МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью ОВД РФ» закреплено два способа инспектирования: плановые и внеплановые целевые проверки.

Плановые целевые проверки осуществляются в соответствии с планом служебных командировок сотрудников подразделений МВД России на квартал (план служебных командировок).

Подразделения МВД России, деятельность которых подлежит проверке в предстоящем квартале, определяются Министром внутренних дел Российской Федерации с учетом: предложений первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, статс-секретаря — заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента МВД России, ответственных за соответствующие направления деятельности.

Деятельность территориального органа МВД России подлежит плановой проверке не реже одного раза в два года. Периодичность плановых целевых проверок подразделения, организации МВД России и плановых проверок структурных подразделений территориальных органов МВД России не устанавливается.

Внеплановая целевая проверка проводится в соответствии с решением Министра внутренних дел Российской Федерации по предложению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за соответствующее направление деятельности, а также по предложению организационно-аналитического департамента МВД России, Договорно-правового департамента МВД России, Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России, главного инспектора МВД России.

В отношении территориальных органов внутрен-

них дел целевая проверка производится по определенным направлениям деятельности в соответствии с распоряжением Министра внутренних дел Российской по рекомендациям Организационно-аналитического департамента МВД России, главного инспектора МВД России, а также по предложению организатора зонального контроля МВД России от подразделения МВД России, являющегося субъектом зонального контроля МВД России.

Инспектирование (инспекторская проверка) — форма ведомственного контроля, включающая в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке, оценке состояния и результатов деятельности органов внутренних дел, выработке мер по ее эффективности.

Об инспектировании деятельности органа внутренних дел подписывается распоряжение об инспектировании, которое подписывается руководителем инспектирующего органа внутренних дел.

Важность и значимость анализа механизма инспектирования обусловлена тем, что он является необходимым инструментом для определения целей инспектирования и их достижения. Целями инспектирования являются: изучение и оценка фактического положения дел в инспектируемом органе с последующим информированием Министра внутренних дел Российской федерации; совершенствование организации и повышение эффективности деятельности инспектируемого органа, а также формирование инспекторской оценки для включения в итоговую комплексную оценку деятельности территориального органа МВД России за год. Причем необходимо четко представлять, что цели вытекают из потребностей практической деятельности, а не из формальных построений теории, т.е. должны рассматриваться не как предопределенные, а как результаты глубокого изучения проблемной ситуации.

По окончании инспектирования в инспектируемом органе готовятся: акт о результатах инспектирования; план реализации предложений по устранению нарушений и недостатков, выявленных при инспектировании. Результаты инспектирования рассматриваются на совещании руководящего состава проинспектированного органа с приглашением руководителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации и правоохранительных органов. Окончательное решение по оценке деятельности проинспектированного органа принимает Министр внутренних дел Российской Федерации.

В случае признания деятельности проинспектированного органа более чем по половине основных направлений неудовлетворительной, а также при выявлении серьезных нарушений и недостатков в организации работы на приоритетных направлениях про-

тиводействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности по предоставлению руководителя комиссии МВД России в установленном порядке решается вопрос о привлечении руководителя проинспектированного органа, его заместителей, заместителей начальника полиции к дисциплинарной ответственности либо об их соответствии занимаемой должности.

Особое место занимает организация и осуществление особого контроля МВД России. Это усиленный вариант контроля МВД России за деятельностью территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях, устанавливаемый на определенный период времени, и предусматривающий разработку и реализацию дополнительных мероприятий организационно-практического характера, направленных на улучшение организации и результатов деятельности территориального органа МВД России. Целью особого контроля является устранение нарушений и недостатков в деятельности подконтрольного органа, явившихся причиной установления особого контроля, приведение ее в соответствие с требованиями законодательства РФ, актов Президента РФ, нормативных правовых актов МВД России, с управленческими решениями руководства МВД России и складывающейся оперативной обстановкой.

В течение 2014 года особый контроль МВД России осуществлялся за служебной деятельностью 13 территориальных органов МВД России: УМВД России по Томской области, УМВД России по Забайкальскому краю, УМВД России по Магаданской области, ГУ МВД России по Нижегородской области, МВД по Республике Марий Эл, МВД по Удмуртской Республике, ГУ МВД России по Московской области, УМВД России по Приморскому краю, МВД по Кабардино-Балкарской Республике, ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УМВД России по Владимирской области, МВД по Республике Ингушетия.

В отчетном периоде особый контроль МВД России по направлениям деятельности подразделений территориальных органов МВД России, реализующих задачи и функции, отнесенные к компетенции ГУОООП МВД России, снят с МВД по Республике Марий Эл, ГУ МВД России по Нижегородской области, УМВД России по Забайкальскому краю, Томской области, Магаданской области и Приморскому краю. По состоянию на 01.01.2015 особый контроль МВД России продолжает осуществляться за служебной деятельностью 6 территориальных органов МВД России, в том числе: 5 по направлениям деятельности ГУОООП МВД России (МВД по Удмуртской Республике, ГУ МВД России по Московской области, г. Москве, г. Санкт-Петербургу

юридические науки

и Ленинградской области, УМВД России по Владимирской области) и 1 в целом (МВД по Республике Ингушетия).

Работа, направленная на устранение причин и условий, послуживших основанием для установления особого контроля МВД России, осуществляется на плановой основе, в рамках которой ГУОООП МВД России с соответствующими территориальными органами МВД России реализует комплекс необходимых организационных и практических мероприятий, направленных на устранение негативных тенденций в деятельности указанных выше подразделений, а также на улучшение основных результатов их служебной деятельности и оказания практической и методической помощи.

По результатам осуществления контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных соответствующими планами по устранению нарушений и недостатков, послуживших основаниями для постановки указанных подразделений на особый контроль МВД России, ГУОООП МВД России в установленном порядке направляет необходимую информацию в ОАД МВД России.4

Всего в 2014 году осуществлено 354 (плановых — 164, или 46,3%) выезда в служебные командировки в территориальные органы МВД России на региональном уровне, из них групповых — 139 (39,3%), одиночных — 215 (60,7%). Принято участие в 30 выездах в составе групп, возглавляемых представителями ОАД МВД России, в т.ч. 10 инспекторских, 4 контрольных

проверках и 16 комплексных выездах, из них 3 — вне-плановых5.

Приоритеты контрольной (инспекторской) деятельности сформулированы и отработаны, прежде всего с ориентиром на главную цель: вернуть полиции доверие граждан, развернуть все полицейские коллективы и каждого сотрудника в отдельности в сторону реальной, гарантированной защиты прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства.

1 Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью ОВД РФ».

2 Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности: науч. издание / В.Я. Кикоть, С.С. Маилян, Д.И. Грядовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3 Выступление Главы МВД России на расширенном заседании коллегии Минестерства 21 марта 2014 года В.В. Коло-кольцева.

4 Информационно-аналитические материалы об итогах служебной деятельности ГУОООП МВД России, а также о состоянии обстановки по обеспечению охраны общественного порядка и профилактике правонарушений, результатах служебной деятельности подразделений полиции, реализующих задачи и функции, отнесённые к компетенции ГУОООП МВД России, за январь-декабрь 2014 года.

5 Информационно-аналитические материалы об итогах служебной деятельности ГУОООП МВД России, а также о состоянии обстановки по обеспечению охраны общественного порядка и профилактике правонарушений, результатах служебной деятельности подразделений полиции, реализующих задачи и функции, отнесённые к компетенции ГУОООП МВД России, за январь-декабрь 2014 года.

Профайлинг в деятельности органов внутренних дел.

Учеб. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. В.Л. Цветкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

Рассмотрены теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Систематизированы представления о технологиях оценки личности на основе визуальной психологической диагностики; рассмотрены методы противодействия психологическому воздействию со стороны потенциальных преступников; раскрыты особенности коммуникации с объектами профайлинга; представлены методы психической саморегуляции эмоциональных состояний в деятельности профайлера; показаны пути развития навыков распознания потенциальных преступников по их словесному портрету и типологии поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.