Научная статья на тему 'О видах и формах ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации'

О видах и формах ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5095
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGEMENT ACTIVITY / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ИНСПЕКТИРОВАНИЕ / INSPECTION / КОНТРОЛЬНЫЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОВЕРКИ / CONTROL AND TARGET INSPECTIONS / ЗОНАЛЬНЫЙ / ОТРАСЛЕВОЙ И ОСОБЫЙ КОНТРОЛЬ / INDUSTRIAL AND CUSTOM CONTROL / КУРАТОРСТВО / ZONED / CURATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Юлия Юрьевна

Рассматривается контроль с его видами и формами как направление управленческой деятельности в органах внутренних дел МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The types and forms of institutional control over the activities of the Interior authorities of the Russian Federation

This article examines the types and forms of control and the direction of management activity in the organs of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «О видах и формах ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации»

работы, требующей специальных знаний, если это требование установлено федеральным законом или иным нормативным правовым актом;

• заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

• другие случаи, предусмотренные федеральными законами.

Согласно ст. 84' ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С данным приказом (распоряжением) работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) невозможно довести до све-

дения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на нем производится соответствующая запись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона. В ней должна быть ссылка на соответствующие статью, часть или пункт статьи законодательного акта.

О ВИДАХ И ФОРМАХ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА ОРЛОВА,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России, Научная специальность 12.00.14 - административное право;

административный процесс Научный руководитель: начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент Кардашевский В.В.

Рецензент: доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел,

кандидат юридических наук, доцент Суслова Г.Н.

E-mail: orl.55@mail.ru

Аннотация. Рассматривается контроль c его видами и формами как направление управленческой деятельности в органах внутренних дел МВД России.

Ключевые слова: управленческая деятельность; контроль; инспектирование; контрольные, целевые проверки; зональный, отраслевой и особый контроль; кураторство.

Annotation. this article examines the types and forms of control and the direction of management activity in the organs of Internal Affairs of Russia.

Keywords: management activity; control; inspection; control and target inspections; zoned, industrial and custom control; curator.

Согласно приказу ГУВД по г. Москве от 31 декабря 2006 г. № 673 «Об управленческой деятельности» под контролем понимается «совокупность действий, направленных на обеспечение своевременного и полного выполнения планируемых ме-

роприятий, распорядительных документов, управленческих решений и поручений»1. Иначе, контроль - это деятельность, устанавливающая соответствие исполнения принятому решению путем сравнения фактически достигнутых промежуточных или

конечных результатов и задач, предусмотренных управленческим решением.

Для эффективного достижения целей, необходимо постоянно контролировать, насколько сделанное соответствует поставленным задачам. Однако, это вовсе не означает, что следует только выявлять недостатки и упущения в работе. На наш взгляд, прежде всего, важно анализировать любые отклонения как в положительную, так и в отрицательную сторону, уметь вовремя поправить, оказать помощь исполнителю.

В соответствии с приказом ГУВД по г. Москве № 673 - 2006 г. в органах внутренних дел МВД России осуществляются следующие формы контроля: изучение информационных материалов, характеризующих работу подконтрольных органов и подразделений; заслушивание исполнителей об их работе; непосредственное ознакомление с деятельностью исполнителей на местах путем: непосредственного наблюдения руководителя за работой исполнителей; проведение инспекторских, контрольных проверок деятельности, комплексных или целевых выездов. Осуществляются следующие виды контроля в органах внутренних дел МВД России:

а) по месту в процессе управления: предупредительный контроль; текущий контроль; последующий контроль;

б) по назначению контроль в системе органов внутренних дел делится на: зональный контроль, который осуществляется по территориальному принципу (по зонам контроля), охватывает все стороны деятельности контролируемого органа; отраслевой контроль, осуществляемый по отраслевому принципу (по направлениям контроля), охватывает отдельные направления деятельности органов внутренних дел; особый контроль (устанавливается и осуществляется в течение определенного периода времени как за деятельностью органов внутренних дел в целом, так и за отдельными направлениями их деятельно сти)2.

Согласно толковому словарю русского языка под видом понимается «разновидность, тип»3, а под формой «способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением»4.

По своей сути инспектирование является формой контроля. К примеру, рассмотрим проведение инспектирования ГУ МВД России по г. Москве как УВД округов по г. Москве, так и своих управлений (подразделений). Если проводится инспектирование ГУ МВД России по г. Москве в управлении уголовного розыска, то формой контроля будет инспектирование, а видом контроля - отраслевой контроль. Если рассмотрим инспектирование ГУ МВД России по г. Москве в УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве, то формой контроля является инспектирование, а видом контроля - зональный контроль. Так же и с особым контролем. Он может устанав-

ливаться ГУ МВД России по г. Москве за отраслевым подразделением ГУ МВД России по г. Москве, в этом случае контроль будет особым и отраслевым. Так же может устанавливаться ГУ МВД России по г. Москве особый контроль за УВД по округу ГУ МВД России по г. Москве, то в этом случае контроль будет и особым и зональный.

Контрольные проверки отличаются от инспекторских содержанием и объемом работы, сроком их проведения и способом обобщения результатов. Обязательно контрольной проверке подвергаются органы и подразделения, получившие неудовлетворительные оценки и поставленные на особый контроль как в целом, так и по направлениям деятельности, а также допустившие после инспектирования ухудшение результатов деятельности. Вместе с тем, контрольной проверке подвергаются все органы внутренних дел, за исключением тех подразделений, в которых существенно изменились результаты деятельности в лучшую сторону.

Таким образом, зональный, отраслевой и особый контроль - это виды контроля, а проведение инспекторских, контрольных и целевых проверок деятельности - формы контроля. Сам же контроль является одним из основных направлений управленческой деятельности.

На основе полученной информации в ходе осуществления контроля принимается новое решение и управленческий цикл повторяется. Контроль объективно присутствует везде, где осуществляется управленческая деятельность, а инспекторские аппараты выполняют главную роль в осуществлении инспектирования. Не случайно, в центре внимания руководства МВД России находятся вопросы совершенствования нормативной правовой базы инспекторских проверок и повышения уровня их проведения. Повышение организационного уровня инспектирования в последнее время стало неотъемлемой составной частью крупномасштабного реформирования системы МВД России.

До 1995 г. отсутствовали единые критерии оценки деятельности органов внутренних дел, что негативно сказывалось на результатах инспекторских проверок, не позволяло объективно оценивать оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел. Лишь с введением в действие приказов в 1995 и 1997 гг., инспекторские подразделения получили методику о порядке инспектирования ОВД. Эта методика способствовала дальнейшему развитию нормативной базы, регулирующей порядок организации и проведения инспекторских и контрольных проверок, а также целевых выездов по оказанию практической и методической помощи отделам органов внутренних дел. При наличии определенных недостатков это был четкий нор-

мативный документ, с ясными требованиями для проверяющих и проверяемых. С изданием последующих приказов МВД России нормативная база инспектирования определенным образом была усовершенствована, учтены новые моменты в организации работы органов внутренних дел и новые требования к их оценке. Ныне действующий приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации» ввел ряд Инструкций по осуществлению зонального, особого, ведомственного контроля, а также контрольных, целевых проверок деятельности подразделений5.

Механизмом осуществления зонального и отраслевого контроля в органах внутренних дел МВД России является институт кураторов6.

По нашему мнению, не совсем корректно под механизмом осуществления зонального и отраслевого контроля подразумевать один лишь институт кураторов, ведь бывают ситуации, когда проводится инспектирование комиссией ГУ МВД России по г. Москве.

Согласно приказу ГУВД по г. Москве от 31 декабря 2006 г. № 673 «Об управленческой деятельности», целью института кураторов является повышение эффективности всех видов контроля за оперативно-служебной деятельностью органов внутренних дел. Куратор - это высококвалифицированное должностное лицо из числа руководящего состава аппарата управления, которому в дополнение к имеющимся должностным обязанностям, поручено осуществлять общий или специальный контроль за состоянием оперативно-служебной деятельности закрепленного за ним органа (подразделения). Следует различать кураторов и по должности - должностные лица из числа руководящего и оперативно-начальствующего состава аппарата управления, в функциональные обязанности которых входит осуществление контроля за деятельностью вверенных ими курируемых органов. Основными задачами кураторов является обеспечение всех видов контроля в подконтрольном органе с целью повышения эффективности его деятельности, устранения имеющихся недостатков и усиления результативности в решении поставленных задач. Обеспечение всех видов контроля осуществляется при использовании учета, анализа, прогнозирования и т.д.'

По нашему мнению, не совсем правильно относить осуществление всех видов контроля к задачам кураторов, так как не всегда это возможно. Например, куратор не имеющий соответствующей формы допуска, не может осуществлять все виды контроля. Он не может осуществить контроль за оперативной, агентурной деятельностью, контроль за организацией боевой готовности и гражданской обороны и т.д.

Итак, можно предположить, что деятельность института кураторства является одним из частных направлений управленческой деятельности в органах внутренних дел МВД России, так как осуществляется при использовании одного, двух или практически всех основных направлений управленческой деятельности (например, для оказания помощи и осуществления контроля куратор должен использовать учет, анализ и т.д.).

Изложенное позволяет нам сделать следующие выводы:

• контроль имеет свои виды и формы; является одним из основных направлений управленческой деятельности в органах внутренних дел МВД России;

• виды контроля - зональный, отраслевой и особый контроль;

• формы контроля - инспектирование; проведение контрольных, целевых проверок;

• деятельность института кураторов является одним из частных направлений управленческой деятельности в органах внутренних дел МВД России.

1 См.: Приказ ГУВД по городу Москве от 31 декабря 2006 г. № 673 «Об управленческой деятельности».

2 См.: Приказ ГУВД по г. Москве от 31 декабря 2006 г. № 673 «Об управленческой деятельности»

3 www.lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_a_d.txt.

4 См.: Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988, С. 699.

5 См.: Приказ МВД России от 03 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».

6 См.: КардашевскийВ.В. Организация и осуществление зонального, отраслевого и особого контроля оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (на примере ГУВД по г. Москве): учебное пособие/ М.: Московский университет МВД России, 2009. 42 с.

7 См.: Приказ ГУВД по г. Москве от 31 декабря 2006 г. № 673 «Об управленческой деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.