Научная статья на тему 'Правовое регулирование как условие эффективности оперативно-зонального контроля'

Правовое регулирование как условие эффективности оперативно-зонального контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ / ИНФО Р МАЦИ О ННО Е ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ / ZONAL LEADER / OFFICIAL BUSINESS TRIPS / DATAWARE / EFFICIENCY OF THE CHECKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнеев Вадим Владимирович

Рассматривается наиболее эффективный состав руководителей зонального контроля, информационное обеспечение по контролируемым субъектам, организационные и тактические формы реализации управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнеев Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование как условие эффективности оперативно-зонального контроля»

Корнеев Вадим Владимирович

заместитель начальника Краснодарского университета по заочному обучению (тел.: 88612585146)

Правовое регулирование как условие эффективности оперативно-зонального контроля

Аннотация

Рассматривается наиболее эффективный состав руководителей зонального контроля, информационное обеспечение по контролируемым субъектам, организационные и тактические формы реализации управленческих решений.

Annotation

It is considered the most efficient composition of the leaders of the zonal checking, dataware on controlled subject, organizing and tactical forms to realization of the management decisions.

Ключевые слова: зональный руководитель, служебные командировки, информационное обеспечение, эффективность контроля.

Key words: zonal leader, official business trips, dataware, efficiency of the checking.

овершенствование организационных структур и систем управления является важнейшим направлением происходящей в органах внутренних дел в настоящее время. Важность решения этой проблемы вытекает из требований Президента РФ и Правительства РФ по вопросам совершенствования социального управления. Это диктует необходимость повышения эффективности внутрисистемного управления в правоохранительной среде, более четкой организации системы оперативнозонального контроля в органах внутренних дел.

Оперативно-зональный контроль, возникающий в управленческой практике МВД, ГУВД, УВД как реакция на обособленность отраслевых установок, обеспечивает проникновение в суть сложившейся оперативной ситуации и предполагает наличие полномочий у субъектов, его осуществляющих, направлять с учетом ее особенностей действия руководителей горрайорганов. Оперативнозональный контроль, выступает при этом в качестве своеобразного способа управления подчиненными органами, основанного на системе непрерывного слежения за изменениями оперативной обстановки в городах и районах, является следствием разделения труда и специализации в сфере управления. Он обеспечивает сочетание контрольной функции аппаратов МВД, ГУВД, УВД с комбинированным методом управления

горрайорганами на основе территориальноотраслевого принципа.

В значительной степени затрудняет осуществление эффективного контроля за деятельностью подчиненных органов внутренних дел дублирование функции контроля между работниками Штаба и отраслевыми службами.

Практика работы МВД по Республике Калмыкия показывает, что закрепление кураторов из числа руководящего состава МВД, сотрудников Штаба, зональных работников по линиям служб создает необходимые условия для осуществления комплексного анализа оперативной обстановки, как в целом по республике, так и в оперативных зонах и отдельном горрайоргане внутренних дел, выработки необходимого комплексного управленческого решения и обеспечение его реализации по всем направлениям деятельности органов внутренних дел зоны. Назначение в качестве руководителя зоны одного из заместителей министра позволяет не отвлекать от выполнения своих основных обязанностей руководителей функциональных служб, в то же время должностное положение позволяет им компетентно и в достаточно полном объеме решать вопросы комплексного участия отраслевых служб в зональном контроле, контролировать и координировать деятельность начальников отделов (управлений) по их участию в решении вопросов отработки зон, оказании помощи горрайорганам внутренних дел. В то же время

C

____________________________ш

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №1

признано нецелесообразным вовлекать в систему зонального контроля весь начальствующий состав МВД, ГУВД, УВД, так как создается излишний формализм в работе (невозможно решать проблемы в деятельности горрайорганов, входящих в зону, без участия заместителей министра, начальника УВД), что делает систему слабоуправляемой и малоэффективной. Это связано с тем, что:

закрепленные за конкретными горрайорганами начальники служб, управлений, отделов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации не располагают реальной властью (у них отсутствуют властные полномочия в решении комплексных вопросов, проблем, выходящих за рамки компетенции начальника ГРОВД; они не вправе решать без санкции руководства МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации вопросы материально-технического и финансового обеспечения, социального обустройства сотрудников), что ставит их в положение только "контролеров";

в решении вопросов по оперативному обслуживанию ГРОВД, материально-техническому и финансовому обеспечению начальники горрайорганов внутренних дел практикуют непосредственное обращение к руководителю МВД, ГУВД, УВД, по субъектам Российской Федерации минуя начальников отраслевых служб (кроме хозяйственной, финансовой и кадровой);

вынужденные создавать видимость активного решения вопросов в горрайоргане, начальники служб аппарата МВД, ГУВД, УВД компенсируют отсутствие соответствующих властных полномочий мелочной опекой начальника горрайоргана внутренних дел (затребование многочисленных справок, выезды в курируемый орган и проведение совещаний с личным составом по любому поводу).

Это связано и с тем, что на зонального работника отраслевой службы, в соответствии с его функциональными обязанностями, с учетом складывающейся оперативной обстановки в зоне, возлагается обязанность направлять организаторскую деятельность начальников горрайорганов, принимать меры по совершенствованию стиля работы, форм и методов управления, при отсутствии у них опыта управленческой деятельности, а прежде, всего реальных полномочий в осуществлении возложенных на них задач. Также, в компетенцию работников отраслевых служб, осуществляющих зональный контроль, входит обязанность оказывать управляющее воздействие на руководителей отраслевых служб горрайорганов внутренних дел, прежде всего через оказание им помощи в организации работы, решении кадровых и штатных вопросов, материально-техническом и финансовом

обеспечении, что в современных условиях нереально без личного участия первого руководителя министерства.

В МВД по Республике Калмыкия ежемесячно каждый руководитель зоны (куратор горрайоргана из числа руководящего состава министерства) рассматривает результаты оперативно-служебной деятельности курируемых органов внутренних дел с выездом на места, на оперативных совещаниях с личным составом. Ежеквартально состояние оперативной обстановки в зоне, итоги оперативнослужебной деятельности рассматриваются руководителем зоны с кураторами органов внутренних дел и зональными работниками с приглашением начальников горрайорганов и их заслушиванием. Негативные тенденции в оперативной обстановке, недостатки в оперативнослужебной деятельности органа тщательно анализируются, определяются меры по их устранению, которые берутся на контроль (с использованием контрольных карточек), а в настоящее время активно внедряется автоматизированный контроль на основе ПЭВМ, как в Штабе, так и в отраслевых службах. Их выполнение систематически (не реже 2-х раз в месяц) проверяется с выездом на места с последующим докладом руководителю зоны.

Обобщенный анализ оперативной обстановки по зонам, который ежемесячно готовят сотрудники Штаба, одновременно с предложениями, разрабатываемыми совместно со службами, докладывается руководителям зон для принятия управленческих решений.

В качестве одного из примеров успешного осуществления зонального контроля, применения комплекса методов и форм его осуществления может служить ОВД по Ики-Бурульскому району. Длительное время в этом районе, несмотря на его, сравнительно небольшую территорию, преимущественно сельское население, отсутствие каких-либо дестабилизирующих факторов, отмечалось систематическое ухудшение результатов оперативно-служебной деятельности, рост тяжких преступлений, снижение раскрываемости, отсутствие выявленных преступлений экономической направленности и другие негативные явления.

В ходе предварительного изучения причин создавшегося положения установлено, что во многом оно объясняется серьезными недостатками и просчетами в организации оперативно-служебной деятельности. По предложению руководителя зоны было проведено комплексное инспектирование этого органа внутренних дел. Состав бригады подбирался в основном из числа зональных работников, курирующих ОВД. Проведенная

119

проверка вскрыла серьезные просчеты в организации работы начальника ОВД и его заместителей.

Результаты инспектирования были рассмотрены на оперативном совещании при министре внутренних дел. Отдельные руководители ОВД были привлечены к дисциплинарной ответственности, утвержден план мероприятий по устранению выявленных недостатков, выполнение которого ежемесячно проверялось и результаты докладывались руководителю оперативной зоны. ОВД оказывалась практическая и методическая помощь бригадами сотрудников МВД (теми же зональниками), что оказало позитивное воздействие на общее состояние дел. Было проведено постепенное обновление руководства ОВД, общая штатная численность сотрудников возросла на 11%. По инициативе вновь назначенного начальника ОВД по Ики-Бурульскому району главой администрации района издано постановление "О создании территориальных пунктов милиции", выделено отдельное здание под служебные помещения ОВД, выделен дополнительный автотранспорт.

В результате принятого комплекса мер организационного и практического характера по результатам оперативно-служебной деятельности за прошедший и текущий годы ОВД по Ики-Бурульскому району вошел в первую тройку лучших ОВД сельской местности по республике.

Для повышения уровня контроля и исполнительности на местах важное значение в практике работы руководителей министерства и отраслевых служб (зональных кураторов) имеют ежедневные селекторные совещания. На них обычно обсуждаются состояние преступности и результаты работы горрайорганов по укреплению правопорядка за истекшие сутки. Как правило, селекторные совещания проводятся заместителями министра (руководителями оперативных зон). Это позволяет держать под непрерывным контролем оперативную обстановку в каждом горрайоргане и в целом по зоне, адекватно реагировать на ее изменение.

Осуществление всех мероприятий в рамках зонального контроля замыкается, прежде всего, на штабе Министерства. Этот аппарат представляет собой межотраслевой координационный центр, который интегрирует усилия отдельных подразделений МВД, ГУВД, УВД и ряда органов внутренних дел по решению стоящих проблем борьбы с преступностью. В данном случае зональный контроль уже приобретает целевой характер.

Одним из важнейших элементов зональной деятельности является ее информационное обеспечение. Источниками информации, как пока-

зывает практика, прежде всего, являются: суточные сводки дежурных частей; данные информационных центров о состоянии преступности и результатах оперативно служебной деятельности; судебная статистика; сведения налоговой инспекции, службы занятости населения, учреждений образования и медицины; материалы координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; представления прокуратуры, определения судов; материалы социологических, криминологических, в том числе сравнительных исследований; результаты выездов сотрудников министерства на места в виде справок о командировках, комплексном инспектировании, контрольных проверках, о проверках выполнения отдельных приказов и решений коллегии.

Из целого комплекса самой разнообразной информации можно сделать определенные выводы об уровне и состоянии организаторской работы органа внутренних дел. Поступающая информация чаще всего концентрируется в Штабе, в контрольнонаблюдательных делах.

В них накапливаются аналитические сведения, планы, материалы инспекторских, контрольных, целевых проверок и другие документы, отражающие криминогенную обстановку и оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел. Это позволяет зональным работникам из числа сотрудников Штаба следить за состоянием организаторской и практической работы в горрайорганах и подразделениях. Если в службах, управлениях, отделах МВД такая информация копится по соответствующим направлениям, линиям работы, то в штабе по органам внутренних дел и зонам. Такая форма концентрации необходимого объема информации позволяет следить за состоянием организаторской работы, изучать стиль и методы руководства органов внутренних дел и своевременно вносить необходимые коррективы. На зональника возлагается задача разработки предложений, проектов решений по оперативному реагированию на негативные процессы и явления в обстановке, складывающейся в зоне. Причем, эти управленческие решения должны быть конструктивными, реально взвешенными, своевременными, и контролируемыми, предварительно согласованными с другими службами.

На практике наиболее часто используются такие формы, как: участие руководителей МВД, ГУВД, УВД в итоговом совещании органов внутренних дел курируемых зон; обобщение практики, направление обзоров на места; информационные письма в местные органы власти и управления; заслушивание отчетов руководителей горрайорганов внутрен-

___________________________________120

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №1

них дел и их служб у руководства МВД, ГУВД, УВД по узловым, комплексным проблемам правоохранительной деятельности; выезды на места с целью контроля, проведение сквозных проверок по отдельным узловым проблемам оперативно-служебной и организационной деятельности; комплексное инспектирование и контрольные проверки; оказание комплексной практической помощи органам внутренних дел (по согласованию с руководством ГРОВД), работающим в наиболее сложной обстановке; внедрение в практику передовых форм и методов работы; проведение выездных заседаний коллегии, постоянно действующих комиссий, межотраслевых совещаний, рабочих встреч непосредственно в органах внутренних дел; разработка и принятие решений на оперативное реагирование на обстановку, по рациональному использованию сил и средств, координацию их действий; разработка и принятие решений совместно с заинтересованными службами центрального аппарата по повышению готовности органов внутренних дел к действиям в условиях резкого обострения оперативной обстановки и при чрезвычайных ситуациях; оказание помощи в подборе кадров, в организации боевой и служебной подготовки; помощь в финансовом, материальнотехническом обеспечении ГРОВД, строительстве и по другим вопросам.

Организационные и тактические формы реализации управленческих решений, их эффективность во многом зависят от того, насколько тесно налажено взаимодействие Штаба и отраслевых служб министерства.

Большой резерв в повышении эффективности деятельности аппарата МВД по осуществлению зонального контроля заложен в организации служебных командировок. Так, выезды сотрудников служб МВД в органы и подразделения внутренних дел осуществляются, как правило, на основе квартальных планов командировок с учетом зонального кураторства сотрудников. Их основная цель - решение на местах практических проблем совершенствования организации работы ГРОВД. Именно на решение этой задачи нацеливается сотрудник в разрабатываемой Штабом или его отраслевой службой план-задание. Основные усилия сосредотачиваются, прежде всего, на оказании горрайоргану внутренних дел методической помощи, внедрении современных технологий и методик, решении кадровых, материально-технических и других вопросов ресурсного обеспечения деятельности горрайорганов.

По итогам каждого квартала Штабом анализируется эффективность выездов и работы на местах сотрудников аппарата МВД (зональных кураторов)

в горрайорганы и подразделения, вносятся министру предложения об устранении недостатков.

Проведенный за два прошедших года анализ командировок показывает, что от 60% до 70% выездов сотрудников МВД по Республике Калмыкия в горрайорганы имели целью оказание практической помощи горрайорганам внутренних дел, из них 64% осуществлялось в составе бригады или группы. Во время каждой третьей командировки изучались причины, осложняющие оперативную обстановку, состояние оперативнослужебной деятельности органа внутренних дел и принимались соответствующие практические меры, совместно с руководством и сотрудниками ГРОВД, к устранению имеющихся недостатков, прежде всего в сфере совершенствовании управления.

Предпринятый службой ГИОС МВД по РК в сентябре 2007 г. экспресс-опрос 50 руководителей в аппарате МВД по Республике Калмыкия от заместителей Министра до начальников отделений включительно показал, что идея зонального контроля за деятельностью ГРОВД принимается всеми безоговорочно, но лишь как средство наблюдения или контроля за конечными результатами их оперативно-служебной деятельности, а не как система оперативного управления.

Респондентам был предложен вопрос о трудностях: возникающий при организации зонального контроля. Ответы распределились следующим образом: отсутствие нормативной базы, как значительную трудность в осуществлении зонального контроля отметило 52% опрошенных; отсутствие методических разработок - также 52%; частичная оценка идеи зонального контроля за ГРОВД - 32%; непонимание сути, форм и методов зонального контроля - 32%; трудностей нет - ответило 16%; плохая организация - 14%. Итак, половина опрошенных склонна считать, что именно отсутствие нормативной и методической базы -главная трудность при выполнении функций зонального контроля. В свете этого доминирующего мнения становится нетрудным объяснить ответы на вопрос, какие проблемы существуют при осуществлении зонального контроля в аппарате МВД. Наиболее многочисленная группа опрошенных (68%) полагает, что - это, прежде всего, слабое взаимодействие зональных работников разных служб. На второе место было поставлено отсутствие систематического контроля за деятельностью зональных работников в аппарате МВД (40%). Затем следуют: недостаточная подготовленность зональных работников для осуществления управленческой деятельности (36%); и на-

деление субъектов зонального контроля только правами контролеров по отношению к курируемому органу (32%). Отсутствие координирующего центра отметило 18% респондентов, 16% обратило внимание на закрепление за одним зональным работником большого числа объектов контроля и 14% - на отсутствие четкого оперативного и информационного обеспечения.

Таким образом, зональные сотрудники не используют своего арсенала приемов, посредством которых можно добиться положительного эффекта от управленческого воздействия. Такое положение становится возможным не только из-за того, что управленцы - зональники не

обучены этим приемам, но и из-за отсутствия необходимых прав на принятие самостоятельных решений коррегирующего характера при значительной ответственности за состояние дел в курируемых органах. Указанное обстоятельство приводит к тому, что ''неуправляющий управляющий" видит свою задачу в констатации и доведении до сведения руководства негативных факторов и тенденций, делает его сторонним наблюдателем, порождает у него "организационную вялость, безынициативность, отсутствие достаточного уровня управленческой культуры, преобладание кабинетного стиля, ожидание указаний сверху".

___________________________________122

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.