Научная статья на тему 'Становление и развитие штабных подразделений органов внутренних дел'

Становление и развитие штабных подразделений органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1416
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТАБ / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ИНСПЕКТИРОВАНИЕ / INSPECTION / МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / STAFF / INTERSECTORAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Ю. Ю.

Рассматриваются вопросы становления и развития штабных подразделений органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Орлова Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The establishment and development staff of internal affairs

This article deals with the formation and development staff of internal affairs.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие штабных подразделений органов внутренних дел»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШТАБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ю.Ю. ОРЛОВА

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс

E-mail: orl.55@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы становления и развития штабных подразделений органов внутренних дел.

Ключевые слова: штаб; контроль; планирование; инспектирование; межотраслевое взаимодействие.

THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT STAFF OF INTERNAL AFFAIRS

YU.YU. ORLOVA

graduated in a military academy offaculty ofpreparation of scientific and pedagogical and scientific shots

of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. This article deals with the formation and development staff of internal affairs. Key words: staff; control; planning; inspection; intersectoral cooperation.

В органах внутренних дел МВД России функции общего управления возложены на штабные подразделения, которые обладают межотраслевыми полномочиями.

После образования в 1917 г. Народного Комиссариата внутренних дел в его системе стали появляться первые штабные формирования.

С октября 1918 г. по 1931 г. приказом № 1 по Главному управлению Рабоче-крестьянской милиции Народного Комиссариата внутренних дел созданы Инспекторский и Информационный отделы. В последствие они реорганизованы в Инструктор-ско-инспекторский отдел, который в конце 1919 г. вошел в Инспекцию Главного управления милиции, а к январю 1920 г. при губернских управлениях организованы подотделы инспекции1.

Задачами Информационного отдела были: сбор и обобщение данных о численности и качественном составе милиции; сбор, обобщение, анализ данных о состоянии преступности. Инструкторский отдел занимался нормотворческой деятельностью. Инструкторы выезжали в губернии для проведения ревизий и инструктирования милиции на местах.

С появлением Положения об Инспекции Главного управления милиции обозначились основные

штабные функции. Инспекция регулярно проверяла работу на местах для определения реальных результатов, несмотря на нехватку кадров. Инспекция следила за устранением выявленных недостатков, заводила по каждому факту нарушения отдельное

дело и прекращала его только после устранения на-

«2

рушений2.

В Инспекции работала группа инспекторов по одному на каждое направление деятельности милиции. Другими словами, каждый район находился под постоянным контролем со стороны инспекторов. Фактически можно говорить о зарождении функционального и зонального контроля.

В Инспекции работали три подотдела: организационно-инспекторский; организационно-статистический и организационно-строевой.

К полномочиям губернских органов Инспекции относилось: наблюдение за выполнением уездными органами милиции их обязанностей; принятие жалоб на действие сотрудников милиции и проведение проверок по данному факту; обобщение сведений об административном состоянии губернии; составление статистических данных о преступлениях.

С 1920—1921 гг. в милиции начинает осуществляться планирование. Планирование является од-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

ной из функций управления, программой действий на предстоящий период, т.е. взаимосвязанной системой целей и средств.

В апреле 1926 г. приказом по НКВД утверждена единая схема составления квартальных планов. Так же, составлялись и перспективные планы — на год, в отдельных случаях — на 5 лет3.

В 1931 г. образована Главная инспекция ОГПУ по милиции и уголовному розыску.

Это подразделение инспектировало деятельность милиции и уголовного розыска; занималось разработкой необходимой документации, регламентирующей организацию центральных и местных органов; занималось нормотворчеством; вело статистику преступлений и занималось распространением передового опыта в деятельности милиции.

Таким образом, на всех уровнях действовала штабная структура, осуществлялось инструктирование органов милиции на местах, информационно-аналитическая работа, нормотворчество, обобщение данных о преступности, планирование, т.е. управленческие функции, которые присущи штабным подразделениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В 1934 г. в составе НКВД СССР образована Главная инспекция НКВД, на которую были возложены исключительно только контрольные функции. Она просуществовала до 1957 г. В этом наблюдается необоснованное сужение штабной работы, что повлияло на деятельность органов внутренних дел не в лучшую сторону.

В 1961—1962 гг. образовываются отделы, отделения, группы, аналогичные организационно-методическому отделу, функционирующие в управлениях наиболее крупных регионов4.

Но данные подразделения лишь частично возобновили отдельные штабные функции. Поначалу они занимались распространением передового опыта, позднее стали заниматься планированием и инспектированием.

В октябре 1966 г. образовано МООП СССР. В его состав входил Контрольно-инспекторский отдел (КИО) с подчинением непосредственно Министру. В его компетенцию входило инспектирование и контроль подразделений министерства, совершенствование системы управления на всех уровнях. В 1968 г.,

в связи с образованием МВД СССР, отдел преобразован в Организационно-инспекторское управление (ОИУ). Задачами данного управления являлись: контроль и инспектирование; руководство дежурной службой; организация информационно-аналитической, организационно-методической, статистической, нормативно-уставной работы; методическое обеспечение профилактической работы; научная организация труда; вопросы внешних сношений с правоохранительными органами зарубежных стран5.

Только лишь в 1968—1969 гг. повсеместно были созданы организационно-инспекторские подразделения.

В сентябре 1971 г. ОИУ реорганизовано в Штаб МВД СССР6. В 1972 г. в состав Штаба входили Главная инспекция и 6 отделов: организационно-аналитический; оперативный (входила дежурная часть); организационно-зональный; организационно-научный; организационно-штатный; внешних сношений. В оперативное подчинение Штабу переданы Главный научно-исследовательский центр управления и информации и организационно-методический центр МВД СССР по передовому опыту.

В 1971—1972 гг. организационно — инспекторские аппараты во всех МВД, ГУВД, УВДТ, УВД преобразованы в штабы7. В декабре 1972 г. утверждено Положение о Штабе МВД СССР, а в 1973 г. разработано Типовое положение о Штабе МВД, УВД.

В Положении было отмечено, что Штаб организует свою работу во взаимодействии с отраслевыми службами МВД СССР, которое осуществляется путем взаимного обмена информацией, совместной подготовкой и осуществлением комплексных мероприятий, подготовкой управленческих материалов, проведением проверок деятельности подчиненных органов.

В этот период на плановую основу поставлены комплексное инспектирование и контрольные проверки деятельности органов внутренних дел.

Штабы функционировали во всех министерствах и управлениях внутренних дел, а также в крупных горрайорганах России уже к концу 1982 г.

Коренным образом изменилась система статистической отчетности о состоянии преступности, результатах надзорно-профилактической, оперативно-розыскной, следственной и административной деятельности органов внутренних дел.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

Хотелось бы отметить, что в данный период совершенствовалась структура штабных подразделений, появились новые направления практической деятельности. Но вместе с тем, оставалось неизменным основное назначение штаба — органа межотраслевого оперативного управления.

С приходом к руководству МВД генерала армии Ф.Ф. Федорчука (явного противника штабов на всех уровнях) началось замораживание научных исследований по управлению. Был упразднен Штаб Центрального аппарата и штабы МВД, УВД, в МВД СССР Организационно-методический центр по передовому опыту т.д. и как следствие, перестала осуществляться прогностическая функция управления. Были образованы инспекторские управления, исполняющие лишь функции контроля, инспектирования и планирования работы. Штабы горрайорга-нов были ликвидированы, а дежурные части стали подчиняться секретариатам и т.д.

Только в 1986 г. в структуру вновь образованных организационно-инспекторских управлений, отделов, отделений МВД, УВД возвращены подразделения информации и анализа, обобщения передового опыта и дежурные части.

На первое место выдвинута задача координации действий служб центрального аппарата.

В январе 1990 г. из МВД СССР выделено МВД РСФСР. На базе организационно-инспекторских аппаратов созданы: в МВД РСФСР — Служба организации управления и правового обеспечения (СО-УПО), в МВД, УВД — службы, отделы, отделения организации управления.

Штабу Министерства, как и в 1983 г. были предоставлены права координации оперативно-служебной деятельности подразделений центрального аппарата, контроль за деятельностью подчиненных подразделений, контроль за состоянием исполнительской дисциплины.

Необходимо отметить издание в 1993 г. приказа МВД России № 420 о совершенствовании работы горрайорганов внутренних дел, в котором было предусмотрено создание штабов на всех уровнях.

В приказе впервые определены обязанности начальников городских и районных органов внутренних дел, а также нормативно закреплено право старших оперативных начальников для всех дислоцированных на обслуживаемой территории подраз-

делений, организаций, за исключением непосредственно подчиненных МВД России.

30 октября 1995 г. приказом МВД России № 401 объявлена утвержденная Правительством Российской Федерации структура центрального аппарата Министерства. В ней предусмотрено создание Главного штаба МВД России.

Приказом МВД России от 8 апреля 1996 г. № 180 предусмотрено преобразование служб организации управления в штабы и т.д. Возросла координирующая роль штабов в решении общесистемных межотраслевых комплексных правоохранительных задач.

Данный период характеризуется укреплением роли штабных подразделений в органах внутренних дел. Возросла координирующая роль штабов в решении межотраслевых задач. Одновременно с функциями анализа и планирования, контроля и координации штабы начали заниматься оперативной подготовкой руководящих кадров, планированием и организацией мероприятий по обеспечению служебно-боевой и мобилизационной готовности подразделений органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и в военное время, организационно-штатной и нормативно-правовой работой, совершенствованием специальной и оперативной связи.

В настоящее время развитие штабных подразделений органов внутренних дел связано с реформированием системы МВД России8.

Приказом МВД России от 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» определена структура органов внутренних дел на различных уровнях.

В соответствии с указанным приказом штабные подразделения сохраняются, но, по сравнению с ранее существовавшими, в их структуре сохранены только функции анализа, планирования и контроля.

Основное направление деятельности штабов в современных условиях — контроль за учетно-ре-гистрационной дисциплиной, так как руководство Министерства внутренних дел Российской Федерации считает необходимым осуществление вневедомственного контроля по отношению к полиции, для получения реальной картины действительности, в рамках борьбы с приписками и формализмом.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

Приведенный выше экскурс в историю возникновения и развития штабных подразделений в органах внутренних дел показывает их роль, значение и место в механизме управления органами внутренних дел.

Подводя итог, можно констатировать, тот факт, что именно штаб является субъектом, непосредственно организующим и осуществляющим административно-правовое обеспечение управленческой деятельности в органах внутренних дел, так как управление органами внутренних дел — сложный, многофакторный процесс.

1 См.: Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Развитие конституционно-правовых основ организации и деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 18.

2 Центральный государственный архив Российской Федерации. Ф. 393.Оп. 6. Д. 1-2. Л. 41; Оп. 15. Д. 1 а. Л. 144.; История Советской милиции. Т. 1. М., Академия МВД ССР, 1977. С. 98.

3 См.: История советсткой милиции. Т. 1. М., 1977. С. 98; Косачев А.Н. Штаб — орган межотраслевого оперативного управления // Штабная практика. 1997. № 34(24). С. 65.

4 См.: Набока С.В. Становление и развитие штабной функции в органах внутренних дел. Омск, 1982. С. 34.

5 См.: Приказ МООП СССР № 0218 от 17.10.66 г.

6 См.: Приказ МВД СССР № 257 ОИ от 06.09.71 г.

7 См.: Вестник штабной работы. М., 1973. № 10. С. 11.

8 См.: Федеральный закон «О полиции». М.: Проспект, 2012.

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И.В. ПОТАПЕНКОВА

преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс

Рецензент: кандидат юридических наук Низаметдинов А.М.

E-mail: irina_abuzova@mail.ru

Аннотация. Выделяются критерии, позволяющие разграничить такие правовые категории, как «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность», «безопасность личности» и роль деятельности полиции в их обеспечении. Предлагается комплекс мер, направленных на упорядочение общественных отношений, связанных с работой полиции по предупреждению и выявлению правонарушений в сфере общественной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность; государственная безопасность; общественная безопасность; безопасность личности; меры направленные на обеспечение общественной безопасности; подразделения и службы полиции, осуществляющие деятельность по обеспечению общественной безопасности; обязанности полиции по обеспечению общественной безопасности; права полиции по обеспечению общественной безопасности.

QUESTIONS OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE POLICE PUBLIC SAFETY

I.V. POTAPENKOVA

teacher of chair of administrative activity of law-enforcement bodies of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The author highlights criteria allow to differentiate the legal categories such as «national security», «state security», «public safety», «security of the person» and the role of the police in their welfare. Offers a complex of measures aimed at regulation of public relations related to the work of the police for the prevention and detection of offences in the area of public security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.