О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСПЕКТОРСКИХ ПРОВЕРОК ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ
НА РАЙОННОМ УРОВНЕ
ON THE PROBLEMS OF ORGANIZING ZONE CONTROL AND IMPROVING THE EFFICIENCY OF INSPECTIONS OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT THE DISTRICT LEVEL
УДК 342.98
Д.А. ТРОФИМОВ,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России, Россия, Москва) [email protected]
А.П. АНИСИМОВ,
кандидат технических наук (Академия управления МВД России, Россия, Москва) [email protected]
DMITRY A. TROFIMOV,
Candidate of Law (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow, Russia)
ALEKSEY P. ANISIMOV,
Candidate of Technical Sciences (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow, Russia)
Аннотация: одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации территориальными органами МВД России своих правоохранительных функций является осуществление ведомственного контроля за их деятельностью, который позволяет проверить фактически достигнутые результаты, определить имеющиеся проблемы и выработать меры по их решению, предотвратив неблагоприятное развитие ситуации. Из видов ведомственного контроля следует выделить зональный контроль, который позволяет планомерно осуществлять мониторинг работы подконтрольного органа и своевременно реагировать на возможные негативные изменения, а среди его фактических форм -инспекторские проверки, направленные на комплексное изучение состояния дел на месте, оценку эффективности деятельности подразделений и выработку предложений по ее повышению. Вместе с тем осуществление зонального контроля и инспекторских проверок территориальных органов МВД России на районном уровне не всегда отвечает требованиям, предъявляемым к их организации, что не позволяет достичь целей ведомственного контроля и обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель исследования заключается в анализе системных проблем организации зонального контроля и инспекторских проверок территориальными органами МВД России на региональном уровне. Его результаты могут оказать теоретико-методологическую помощь должностным лицам, наделенным соответствующими полномочиями по осуществлению ведомственного контроля, в их деятельности.
Ключевые слова: контроль, зональный контроль, инспектирование, проверка, органы внутренних дел,полиция.
Для цитирования: Трофимов Д.А., Анисимов А.П. О проблемах организации зонального контроля и повышения эффективности инспекторских проверок территориальных органов МВД России на районном уровне // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 4. С. 59-62.
Abstract: one of the most important conditions for ensuring the effectiveness of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia of their law enforcement functions is the implementation of departmental control over their activities, which allows you to check the actual results achieved, identify existing problems and develop measures to address them, preventing the adverse development of the situation. Of the types and forms of departmental control, zone control should be distinguished, which allows you to systematically monitor the work of the controlled body and respond in a timely manner to possible negative changes, as well as inspections aimed at a comprehensive study of the situation
on the spot, evaluating the effectiveness of the units and developing proposals for its increase. At the same time, the implementation of zone control and inspections of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level does not always meet the requirements for their organization, which does not allow achieving the goals of departmental control and determines the relevance of the chosen topic.
The purpose of the study is to analyze the systemic problems of organizing zone control and inspections by the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level. Its results can provide theoretical and methodological assistance to officials endowed with the appropriate authority to exercise departmental control in their practical activities.
Keywords: control, zone control, inspection, checking, bodies of internal affairs, police.
For citation: Trofimov D.A., Anisimov A.P. On the problems of organizing zone control and improving the efficiency of inspections of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 4. P. 59-62.
В постоянно меняющихся условиях функционирования органов внутренних дел Российской Федерации1 контроль является одной из ведущих составляющих системы управления. Его основная направленность - обеспечение качественного выполнения оперативно-служебных задач с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств. Одним из ключевых видов ведомственного контроля является зональный контроль.
В последние годы в МВД России принят ряд мер по совершенствованию зонального контроля: в нормативные правовые акты внесены изменения, направленные на оптимизацию порядка проведения инспекторских, контрольных и целевых проверок, снижение документооборота, изменены подходы к оценке деятельности территориальных органов по итогам проверок, переработаны методики оценки отдельных направлений, в том числе управленческой деятельности.
Вместе с тем проводимые МВД России проверки свидетельствуют о сохраняющихся проблемах в организации зонального контроля и проведении инспекторских проверок территориальных органов МВД России2 на районном уровне. Так, комиссии МВД России продолжают выявлять многочисленные факты влияния на показатели, включенные в ведомственную оценку, и статистику раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, соединения без достаточных на то оснований в одно производство уголовных дел о нераскрытых преступлениях и, наоборот, необоснованного деления на эпизоды продолжаемых уголовно наказуемых деяний, по которым лица, их совершившие, установлены, и т.д.
На эти и подобные проблемы должны обращать внимание должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению ведомствен-
1 Далее - органы внутренних дел.
2 Далее - территориальные органы.
ного контроля, однако приведенные примеры свидетельствуют о том, что система зонального контроля на местах работает недостаточно эффективно. Особенно наглядно это проявляется, когда сотрудники МВД России в ходе инспекторских проверок выявляют существенные нарушения в работе территориальных органов на районном уровне, которые ранее проверяли комиссии региональных министерств или управлений и зафиксировали там лишь незначительные недостатки.
Важнейшим условием эффективности зонального контроля является его непосредственное осуществление. Он реализуется в двух формах: документальной и фактической. Причем первая их них, призванная на постоянной основе в период длительного отсутствия выездов в конкретный территориальный орган обеспечить реагирование на складывающиеся негативные тенденции, в значительной мере недооценивается.
Документальная форма контроля включает в себя две составляющие: 1) постоянный мониторинг состояния и оценку эффективности деятельности подконтрольного органа путем сбора, обобщения и анализа информационных статистических и иных материалов, характеризующих условия организации и результаты его функционирования; 2) разработку и внесение предложений о мерах по совершенствованию деятельности подконтрольного органа.
Работе по первому направлению свойственны недостатки, типичные для аналитической деятельности. Так, несмотря на возможность использования в ходе осуществления мониторинга большого количества источников информации, при подготовке соответствующих материалов превалирует один - статистические сведения. Как следствие, в документах описываются только основные результаты работы по выявлению, профилактике, раскрытию преступлений путем их обычной констатации,
а не оценки. Мало внимания уделяется изучению принятых на совещаниях подконтрольного органа решений, что могло бы позволить выявить не только недоработки по качеству их подготовки, но и установить факты возможного нацеливания личного состава на достижение количественных показателей, тем самым предотвратить возможные нарушения законности.
Недостаточное значение уделяется анализу представлений органов прокуратуры, поступивших в территориальные органы МВД России, которые могут послужить сигналом субъекту зонального контроля о необходимости осуществления целевой проверки того или иного подразделения или направления деятельности и не допустить дальнейшего внесения аналогичных актов прокурорского реагирования уже на региональный уровень.
Также зачастую остаются без внимания результаты служебных проверок, рассмотрений обращений граждан, мониторинга общественного мнения, публикации средств массовой информации и другие источники информации.
Реализация второй составляющей зонального контроля напрямую зависит от первой, и вследствие отмеченных выше замечаний единственным вносимым предложением, как правило, является «продолжить работу», «указать на недостатки в организации» и т.д. При этом не определяются конкретные сроки и возможности осуществления контроля их исполнения.
Говоря о следующей форме зонального контроля - фактической, необходимо отметить, что если в МВД России она осуществляется преимущественно путем проведения инспектирования, контрольных и целевых проверок, то для регионального уровня также характерны еще и периодические однодневные выезды. Это дает дополнительные возможности для осуществления контроля в части оперативного реагирования на отдельные проблемные вопросы, обеспечения внезапности и негласности проверок, фактического изучения хода устранения недостатков и т.д. Вместе с тем ввиду отсутствия координации таких выездов подобная практика приводит к тому, что отдельные органы внутренних дел, как правило, находящиеся в административном центре субъекта Российской Федерации, подвергаются проверкам по несколько раз в день.
В результате руководитель районного уровня не ощущает значимости подобных выездов и, как следствие, должным образом не реагирует на выявленные нарушения, а осуществляемый контроль не приносит пользы.
В этой связи актуальным становится вопрос об избирательном контроле, обеспечивающем
рациональное распределение сил и средств, направление их в наиболее проблемные органы внутренних дел, имеющие в своей работе системные недостатки, изучение самых важных и сложных участков работы.
Рассматривая зональный контроль, нельзя не остановиться на его усиленном варианте - особом контроле. Как показывает практика, основными причинами, влияющими его эффективность, являются нарушения условий постановки на особый контроль, непонимание задач его осуществления и т.п. Практически повсеместно распространено мнение о том, что особый контроль заключается в увеличении числа проверок и отчетов со стороны соответствующего подразделения. При этом оказанию практической помощи не уделяется должное внимание. Зачастую выезды в подконтрольные органы не только не приносят пользу, но и влекут необоснованное отвлечение сотрудников от выполнения обязанностей, а также расходование материально-технических средств.
Переходя к основной форме фактического зонального контроля - инспекторской проверке, необходимо отметить, что не всем территориальным органам на региональном уровне удается правильно и эффективно его использовать.
Основными задачами инспекторских проверок являются в том числе выявление причин и условий, влияющих на возникновение нарушений, а также выработка мер и рекомендаций по приведению организации деятельности органов внутренних дел в соответствие установленным требованиями. Вместе с тем типичной становится ситуация, при которой обнаруженные нарушения констатируются без оценки факторов, которые привели к их образованию. В результате предпосылки для возникновения аналогичных недостатков сохраняются.
Анализ предлагаемых по результатам инспекторских проверок мер по устранению нарушений и недостатков свидетельствует об определенной их шаблонности. Даже при наличии значимых нарушений основные предложения зачастую дублируют нормативные предписания либо сводятся к формулировкам «провести служебные проверки», «устранить выявленные нарушения», «доложить» и т.д., а иногда отсутствуют вовсе. При наличии же конкретных предложений традиционной проблемой является недостаточность контроля их исполнения.
Например, множественный характер носят факты, когда поручения технического характера (выставить корректирующие статистические карточки, издать приказ о закреплении или возложении обязанностей и т.п.), не требующие финансовых затрат, не реализуются, а ранее выяв-
2019' 4
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ
ленные нарушения повторно устанавливаются прокуратурой или комиссией МВД России.
В заключение хочется отметить, что система контроля в целом и зонального в частности - это механизм, который требует постоянного совершенствования: меняются законы, приказы, статистические формы, условия работы, а с ними появляются новые недостатки. Формируются
неизвестные ранее способы искажения статистической отчетности, укрытия преступлений от учета, фальсификации отдельных материалов. В этой связи результативность контроля и, как следствие, повышение эффективности деятельности органов внутренних дел зависят от наличия соответствующей инициативы и творческого подхода субъектов контроля.
Литература
1. Звонарева А.Ю. Принятие управленческих решений в органах внутренних дел на основе результатов изучения общественного мнения // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 1. С. 110-114.
2. Болдырев У.К. Актуальные проблемы оценки эффективности организации правоохранительной деятельности в территориальных органах МВД России на районном уровне // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 4. С. 67-69.
3. Болдырев У.К. Руководство как функция организаторской деятельности начальника территориального органа МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3. С. 105-109.
4. Потапова С.А. Организация контроля в управленческой деятельности территориального органа МВД России / Проблемные вопросы экономики и права: сборник тезисов и статей Международной научно-практической конференции. - Москва, 2019. С. 146-150.
5. Соколов Е.В. К вопросу о понятии «транснациональной» и «межрегиональной» преступности как объекта противодействия правоохранительных органов / Уголовно-процессуальные и криминалистические чтения на Алтае: материалы Всероссийской научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 г.). - Барнаул, 2016. С. 108-111.
6. Ульянов А.Д. Контроль служебной деятельности как способ обеспечения исполнительской дисциплины в территориальных органах МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1. С. 94-99.
References
1. ZvonarevaA.Yu. Prinyatie upravlencheskikh reshenii v organakh vnutrennikh del na osnove rezul'tatov izucheniya obshchestvennogo mneniya // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2014. № 1. S. 110-114.
2. Boldyrev U.K. Aktual'nye problemy otsenki effektivnosti organizatsii pravookhranitel'noi deyatel'nosti v territorial'nykh organakh MVD Rossii na raionnom urovne // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2016. № 4. S. 67-69.
3. Boldyrev U.K. Rukovodstvo kak funktsiya organizatorskoi deyatel'nosti nachal'nika territorial'nogo organa MVD Rossii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 3. S. 105-109.
4. Potapova S.A. Organizatsiya kontrolya v upravlencheskoi deyatel'nosti territorial'nogo organa MVD Rossii / Problemnye voprosy ekonomiki i prava: sbornik tezisov i statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Moskva, 2019. S. 146-150.
5. Sokolov E.V. K voprosu o ponyatii «transnatsional'noi» i «mezhregional'noi» prestupnosti kak ob"ekta protivodeistviya pravookhranitel'nykh organov / Ugolovno-protsessual'nye i kriminalisticheskie chteniya na Altae: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (17-18 noyabrya 2016 g.). - Barnaul, 2016. S. 108-111.
6. Ul'yanov A.D. Kontrol' sluzhebnoi deyatel'nosti kak sposob obespecheniya ispolnitel'skoi distsipliny v territorial'nykh organakh MVD Rossii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 1. S. 94-99.
(статья сдана в редакцию 31.10.2019)