УДК 343.98 ББК 67.53
ЗОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СИДОРЕНКО,
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Волгоградской академии МВД России E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается организация зонального контроля за ОВД по обеспечению экспертно-криминалистиче-ской деятельности. Применительно к рассматриваемой тематике, дается авторская трактовка экспертно-криминалистиче-ской деятельности ОВД, раскрываются системные позиции зонального контроля; определяются его цели, задачи, объект, субъект, предмет, функции и методы, рассматриваются формы зонального контроля. Осуществление зонального контроля влияет на эффективность деятельности ОВД по применению экспертно-криминалистических средств и методов.
Ключевые слова: экспертно-криминалистическая деятельность, экспертно-криминалистические подразделения, зональный контроль, ведомственный контроль, система управления, зоны ответственности.
Abstract. The article deals with the organization of territorial (area) control over the interior bodies to provide forensic science activities. In addition to discussed problem the author gives his own interpretation of forensic science activities of the interior bodies, explains system positions of territorial (area) control, formulates its goals, tasks, object, subject, functions and methods and analyzes its forms. Territorial (area) control affects the efficiency of the interior bodies activities to use forensic science means, methods and techniques.
Keywords: forensic science activity, forensic science units, territorial (area) control, departmental control, management system, areas of responsibility.
В условиях реформирования МВД России требуется установление действенного контроля за деятельностью органов внутренних дел (ОВД), в том числе и экспертно-криминалистических подразделений, в целях обеспечения гибкого и четкого управления, поиска и внедрения прогрессивных форм и методов руководства. Решению данных задач способствует система зонального контроля за деятельностью территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях.
Рассмотрение вопроса о зональном контроле целесообразно начать с изучения понятия экспертно-криминалистической деятельности (ЭКД) ОВД. Согласно толкования С.И. Ожегова: деятельность — работа каких-нибудь органов, а также сил природы [3, С. 140]. Д.Н. Ушаков определяет деятельность
как работу, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области [8, С. 114]. В психологии деятельность — это мотивированный процесс использования тех или иных средств, для достижения цели [7].
Исходя из существующих общепринятых мнений, и применительно к рассматриваемой тематике можно сформулировать определение экспертно-криминалистической деятельности ОВД как мотивированный процесс работы органов внутренних дел по систематическому применению экспертно-криминалистических средств и методов для выявления, предупреждения и в ходе раскрытия и расследования преступлений.
Экспертно-криминалистическими методами являются научные способы и приемы, а экспер-
тно-криминалистические средства — это приборы, инструменты, оборудование, материалы, вещества предназначенные для обнаружения, фиксации, изъятия и последующего исследования следов и объектов преступления. Таким образом, под экспер-тно-криминалистическими средствами и методами понимаются законные (разрешаемые, допускаемые законом) научно-технические методы и средства, разработанные и (или) предложенные (рекомендованные) криминалистикой и судебной экспертизой и (или) закрепленные криминалистической и судебно-экспертной практикой, используемые для собирания, изучения и применения судебных доказательств в ходе и для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. [1, С. 3].
Федеральным законом от 2 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что осуществление экспертно-криминалистической деятельности является одной из основных функций полиции России. В системе органов внутренних дел ЭКД регламентируется Наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России [4], оно определяет функции ЭКП, в числе которых осуществление государственной судебно-экспертной деятельности, применение технических средств и специальных знаний в уголовном и административном судопроизводстве, в оперативно-розыскной деятельности, участие в осуществлении государственной геномной и дактилоскопической регистрации, участие в деятельности по предупреждению преступлений, оказание содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.
Таким образом, на законодательном уровне подтвержден факт неразрывной связи экспертно-кри-миналистической деятельности с системой правоохранительных органов.
Следовательно, в целях эффективного применения экспертно-криминалистических средств и методов необходима организация системы управления данной формой деятельности.
Составной частью управленческой деятельности является система контроля, которая оказывает большое влияние на совершенствование работы по выполнению функций управления.
Организация системы контроля подразумевает определение задач, установление сроков, объема, разделение функций между отдельными субъектами контроля, использование наиболее целесообразных форм осуществления организационных мероприятий. Система контроля позволяет оценить эффективность ЭКД подконтрольного органа и подчиненного ему ЭКП, установить причины способствующие возникновению негативной ситуации и выработать управленческие решения для стабилизации обстановки.
В органах внутренних дел предусмотрено два вида ведомственного контроля: зональный и особый.
Зональный контроль как одна из форм контроля в системе МВД России заключается в непрерывном наблюдении за территориальным органом (определенной зоной), отслеживанием оперативной обстановки, анализе предпосылок и причин снижения деятельности в рамках возложенных задач, выработке управленческих решений направленных на повышение результативности решаемых функций.
В системе МВД России зональный контроль регламентируется Инструкцией по организации зонального контроля Министерства внутренних дел Российской Федерации за деятельностью территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации [6].
Исходя из положений данной Инструкции и применительно к нашей теме, зональный контроль — это вид ведомственного контроля, осуществляемый сотрудником ЭКП (ЭКЦ МВД России, аппарата управления на областном, краевом уровне) за деятельностью территориального органа и структурного подразделения ЭКЦ, по осуществлению ЭКД, отнесенного в установленном порядке к зоне его ответственности.
Рассматривая зональный контроль с системных позиций необходимо оперировать такими важными категориями управления, как цель, задачи, предмет, субъект, функции, принципы, методы.
К предметам зонального контроля (применительно к ЭКД) относятся как специфическая составляющая деятельности по применению экспер-тно-криминалистических средств и методов, так и общие вопросы деятельности ОВД (соблюдение законности, учетно-регистрационной дисциплины, работа с гражданами и т.д.).
Основной целью зонального контроля является обеспечение соответствия организации деятельности подконтрольного подразделения требованиям законодательства Российской Федерации, актов Президента и правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России и локальным нормативным актам, регламентирующих ЭКД.
Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи зонального контроля:
• изучение положения дел в подконтрольном подразделении, при этом изучается состояние дел как непосредственно в ЭКП, так и всего территориального органа, в подчинении (прямом или оперативном) которого находится ЭКП. В этих целях выявляется соответствие организации и результатов деятельности органа и подразделения требованиям законодательства и управленческим решениям;
• выявление проблемных вопросов в организации деятельности подконтрольного подразделения, как при осуществлении экспертно-криминали-стической деятельности, так и при взаимодействии служб;
• предотвращение неблагоприятного развития ситуации в подконтрольном подразделении, выражающееся в выявлении и устранении причин, способствующих возникновению неблагоприятной ситуации;
• выработка мер по оказанию организационно-методической и практической помощи подконтрольному подразделению, направленных на повышение осуществления функций ЭКД;
• контроль за выявлением и внедрением в деятельность подконтрольного подразделения положительного опыта, позволяющего наиболее эффективно применять экспертно-криминали-стические средства и методы для выявления, предупреждения и в ходе раскрытия и расследования преступлений;
• повышение ответственности руководителей подконтрольного подразделения, за выполнение возложенных на орган задач по осуществлению ЭКД.
В целях решения поставленных задач предполагается реализация следующих функций:
• сбор, обобщение, систематизация и анализ оперативной обстановки;
• информационное взаимодействие субъектов контроля;
• контроль выполнения поставленных задач;
• контроль выполнения устранения недостатков, выявленных при проверках;
• оценка эффективности ЭКД подконтрольного органа;
• оказание практической помощи;
• выработка и успешная реализация управленческих решений.
Система зонального контроля строится на определенных принципах, соблюдение которых ведет к
эффективному управлению:
• оптимальное сочетание управления руководителей аппарата ЭКЦ и руководителей территориального органа, выражающееся в едином и сбалансированном подходе к решению вопросов обеспечения ЭКД;
• дифференцированный подход к деятельности ЭКП в зависимости от численности личного состава, материально-технического обеспечения, территории обслуживания и иных факторов, влияющих на осуществление ЭКД;
• инициативность влияния на складывающуюся оперативную обстановку, выражающуюся в своевременном реагировании и принятии управленческих решений, направленных на стабилизацию негативной ситуации;
• концентрация информации о подконтрольном органе в единый массив, позволяющий получить полную и объективную информацию о деятельности данного органа;
• обеспечение баланса прав, обязанностей и ответственности субъектов зонального контроля по положению дел в подконтрольном подразделении. При этом следует отметить, что при реализации данного принципа роль руководителя подконтрольного подразделения не уменьшается и не снимает с него ответственности за выполнение своих функциональных обязанностей. Система зонального контроля должна иметь такое структурное построение управления, при котором на основе анализа и оценки обстановки в подконтрольном подразделении, с целью нормализации негативных ситуаций вырабатываются, контролируются и реализовываются меры оперативного влияния
региональных аппаратов на территориальные органы.
Процесс управления зональным контролем предполагает выполнение ряда управленческих действий таких как: группировка подконтрольной территории на зоны ответственности (влияния); закрепление за зонами субъектов контроля; распределение обязанностей между субъектами контроля.
При формировании зон ответственности следует обращать внимание на количество сотрудников, входящих в штат ЭКП, протяженность обслуживаемой ими территории, количество населения, уровень и направление развития проводимых экспертиз. Учитывать возможности ЭКП, входящих в зону ответственности и потребности в объемах осуществления ЭКД. Так, согласно перечня базовых межрегиональных отделов (отделений) специальных экспертиз и исследований экспертно-криминали-стических центров территориальные органы МВД России поделены на 21 зону обслуживания, а перечень закрепления базовых отделов по проведению ДНК-анализа и ведению экспертно-криминалисти-ческого ДНК-учета разделяет ЭКЦ на 32 зоны обслуживания [5].
При назначении сотрудников зонального контроля от аппаратов управления следует учитывать их профессиональные качества, опыт работы в ЭКП, организаторские способности, умение быстро и правильно реагировать на складывающуюся оперативную обстановку. Сотрудник зонального контроля должен иметь возможность использовать свои опыт и знания не только при выработке управленческих решений, но и при оказании практической помощи, а при необходимости и выполнении функций руководителя подконтрольного подразделения.
В процессе формулирования функциональных обязанностей сотрудников зонального контроля от аппарата управления стоит учитывать требования действующих нормативных правовых актов, решений, указаний всех уровней, предусмотреть права, обязанности и ответственность, формы взаимодействия с зональными сотрудниками других служб.
Взаимодействие служб, при осуществлении зонального контроля, имеет большое значение для достижения желаемых целей, т.к. при взаимодействии осуществляется: планирование работы по оперативному управлению подчиненного органа; системати-
ческий обмен информацией между сотрудниками подразделений; выработка совместных управленческих решений; осуществление комплексных проверок и оказание практической помощи.
Следует согласиться с мнением Корнеева В.В., который считает, что реализация задач зонального контроля осуществляется системой методов (способов) управления, которые можно разделить на две группы: слежения за оперативной обстановкой и воздействия на нее. В основе способа слежения лежат информационно-аналитические методы, а способ воздействия основан на постоянном и жестком контроле за подчиненным органом (подразделением) [2, С. 132].
Нормативно с системе МВД России закреплено, что зональный контроль осуществляется в документальной и фактической форме [6], т.е. документальная форма является методом слежения, а фактическая — воздействием.
Документальная форма зонального контроля включает в себя:
• постоянный мониторинг состояния и оценку эффективности ЭКД подконтрольного органа (подразделения) путем сбора, обобщения, анализа информационных, статистических и иных материалов, характеризующих условия, организацию и результаты его работы;
• разработку на основе изученных документов и внесение руководству предложений о мерах по совершенствованию ЭКД подконтрольного органа и подчиненного ему ЭКП. Информационную основу документального зонального контроля ОВД по осуществлению ЭКД составляют:
• планирующие, управленческие документы, справочные материалы об их исполнении;
• решения коллегии (совещаний), информационные материалы об их исполнении;
• статистические данные ведомственной отчетности, оценка деятельности подконтрольного подразделения (основной формой статистической отчетности ЭКП является форма 1-НТП «Отчет о работе Экспертно-криминалистического центра», также оценка ЭКД складывается из сведений форм 1-А «Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах выявления и раскрытия преступле-
ний» и 3—ЕГС «Сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях»);
• материалы инспекторских, контрольных и целевых проверок, а также материалы о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков;
• материалы по осуществлению особого контроля за направлением ЭКД подконтрольного органа;
• представления органов прокуратуры, определения судов о нарушениях закона в деятельности подконтрольного подразделения и материалы по их рассмотрению;
• результаты служебных проверок;
• публикации средств массовой информации и результаты мониторинга информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о деятельности подконтрольного подразделения, материалы по их рассмотрению.
Для решения задач документального зонального контроля необходимо установление четкого информационного взаимодействия между зональным работником и подконтрольным подразделением.
Фактический зональный контроль ЭКД включает в себя:
• организацию и осуществление выезда зонального работника в подконтрольный орган (подразделение) с целью изучения и оценки состояния ЭКД, а также оказания практической помощи в решении возникающих проблемных вопросов;
• разработку на основе итогов проверки и внесение руководству предложений о мерах по совершенствованию ЭКД подконтрольного территориального органа и ЭКП.
Основными формами фактического зонального контроля за ЭКД подконтрольных органов (подразделений) являются инспектирование, контрольная и целевая проверки.
Инспектирование направлено на установление фактического положения дел в подконтрольном органе и ЭКП, совершенствование организации и повышения ЭКД.
Контрольная проверка в своей основе направлена на изучение хода устранения недостатков, выявленных при инспектировании.
Целевая проверка служит для установления фактического положения дел в подразделении по
одному (или нескольким) из направлений деятельности, а не всего органа в целом.
Таким образом, системный подход к реализации зонального контроля приводит к повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических средств и методов, что способствует более полному сбору информации необходимой для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
Литература
1. Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.А. Снет-кова. М., 1996. 104 с.
2. Корнеев В.В. Зональный контроль как форма анализа и проверки оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2009. № 1. С. 129—133.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус.яз., 1987. 797 с.
4. Об утверждении наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 11.01.2009 № 7. Доступ из СТРАС «Юрист».
5. О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России и признании утратившим силу приказа МВД России от 10 июня 2009 г № 445 [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 20.07.2011 № 855. Доступ из СТРАС «Юрист».
6. Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 03.02.2012 № 77. Доступ из СТРАС «Юрист».
7. Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы: [Электронный ресурс] URL: http://intuit.ru НОУ ИНТУИТ (дата обращения: 04.03.2016).
8. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 800 с.
References
1. The activity of forensic science units of law-enforcement bodies on the application of forensic science methods and means in disclosing and investigation of crimes / under the editorship V.A. Snetkov. M., 1996. 104 p.
2. Korneev V.V. Territorial (area) control as a form of analysis and verification of operational activity of internal Affairs bodies // BULLETIN of Krasnodar University of Russian MIA. 2009. № 1. P. 129—133.
3. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language: about 57 000 words / under the editorship N.Y. Shvedova. 18 edition, stereotype. M.: Russian language, 1987. 797 p.
4. Manual on the organization of forensic science activity in Ministry of Internal Affairs system of Russia [Electronic resource]: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 11.01.2009 No 7. Access SGDAS «Lawyer».
5. On making amendments in normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the invalidation of order of Ministry of internal Affairs of Russia from June 10, 2009 № 445 [Electronic resource]: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 20.07.2011 № 855. Access SGDAS «Lawyer».
6. Relating to the departmental control over the activities of internal Affairs bodies of the Russian Federation [Electronic resource]: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 03.02.2012 № 77. Access SGDAS «Lawyer».
7. The human psyche as a system, its structure, components and elements: [Electronic resource] URL: http://intuit.ru NOU INTUIT (date of access: 04.03.2016).
8. Ushakov ^.^.Explanatory dictionary of modern Russian language. M.: Adelant, 2013. 800 p.
УДК 343.9 ББК 67
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА СОКОЛОВА,
доцент кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены современные тенденции развития криминалистической диагностики. Отмечено, что в настоящее время интенсивное развитие данного направления связано с современным уровнем развития технических средств, внедрением инновационных технологий, компьютерных программ и т.д.
Ключевые слова: криминалистическая диагностика, «неидентификационные» исследования, диагностические исследования, диалектический анализ сложных систем, судебно-следственная диагностика.
Abstract. The article considers modern tendencies of development of criminalistic diagnostics. It is noted that at present intensive development of this direction is connected with the modern level of technical development, the introduction of innovative technologies, computer programs, etc.
Keywords: forensic diagnostics, «non-identity» research, diagnostic research, dialectical analysis of complex systems, forensic diagnostics.
Насущными проблемами следственной и экс- имствован из медицины и приспособлен для нужд пертной практики термин «диагностика» был за- криминалистики. В медицине данный термин ас-