22. Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частного охранника (вместе с «Типовой программой профессионального обучения для работы в качестве частного охранника» - «Программа профессиональной подготовки охранников», «Типовой программой профессионального обучения для работы в качестве частного охранника» - «Программа повышения квалификации охранников») : приказ МВД России от 25 августа 2014 г. № 727 // Российская газета. - 2014. - № 299. - 31 декабря.
23. Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ для руководителей частных охранных организаций (вместе с «Типовой дополнительной профессиональной программой для руководителей частных охранных организаций» - «Программа повышения квалификации руководителей частных охранных организаций, впервые назначаемых на должность», «Типовой дополнительной профессиональной программой для руководителей частных охранных организаций» - «Программа повышения квалификации руководителей частных охранных организаций») : приказ МВД России от 2 июля 2014 г. № 442 // Российская газета. - 2014. - № 202. - 5 сентября.
24. Об отдельных полномочиях должностных лиц Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и её территориальных органов : приказ Росгвардии от 17 октября 2016 г. № 312 // Российская газета. - 2016. - № 259. - 16 ноября.
25. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2014 г. № 05АП-11876/2014 по делу № А59-2762/2014.
26. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 05АП-7509/2014 по делу № А59-380/2014.
27. Решение Северодвинского городского суда по делу 12-24/2016 (12-728/2015) [Электронный ресурс] // Сайт «Роспраавосудие». - Режим доступа: https: // rospravosudie.com/court-severodvinskij-gorodskoj-sud-arxangelskaya-oblast-s/act-550474247 (дата обращения: 20.02.2017).
28. Владимир Путин обозначил важнейшие задачи Нацгвардии [Электронный ресурс]. // Сайт «RT на русском». - 2016. - 21 апр. - Режим доступа: https://russian.rt.com/ article/159846 (дата обращения: 14.06.2018).
29. Официальный сайт МВД России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:https://mvd.ru.
30. Официальный сайт Национальной гвардии России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rosgvard.ru.
© Макеева И.А., Черепанова Ю.Е., 2017.
УДК 351.74
А.Ю. Темников, Т.А. Сахарова
ТЕМНИКОВ, Алексей Юрьевич, доцент кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-906-253-45-88. E-mail: [email protected].
TEMNIKOV Alexey Yurievich, docent of the department of administrative activity of the internal affairs agencies of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, candidate of juridical sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 8-906-253-45-88. E-mail: [email protected].
САХАРОВА, Татьяна Александровна, доцент кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-911-240-48-81. E-mail: [email protected]
SAKHAROVA Tatiana Alexandrovna, docent of the department of administrative activity of the internal affairs agencies of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, colonel of police, candidate of juridical sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 8-911-240-48-81. E-mail: [email protected].
О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля за деятельностью дежурных частей территориальных органов МВД России на районном уровне
On some issues related to the implementation of departmental control over police dispatch centers activity of the territorial agencies of the MIA of Russia at the district level
Авторами рассматриваются вопросы осуществления ведомственного контроля за деятельностью дежурных частей территориальных органов МВД России на районном уровне в целях поддержания эффективности и законности их функционирования. Анализируются существующие формы контроля со стороны руководителя территориального органа МВД России и его заместителей, направления проверки организации деятельности дежурных частей сотрудниками вышестоящих органов. Выводы авторов могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: контроль, проверка, дежурная часть, территориальные органы МВД России, деятельность дежурной части.
The issues related to the implementation of departmental control over the activities of the police dispatch centers of territorial agencies of the MIA of Russia at the district level in order to maintain the effectiveness and legality of their operation are considered in the article. The existing forms of control by the head of the territorial agency of the MIA of Russia and his deputies, the direction of verification the organization of police dispatch center activity by the employees of higher bodies are examined. Authors' conclusions can be used in law enforcement practice.
Keywords: control, verification, police dispatch center, territorial agencies of the MIA of Russia, police dispatch center activity.
Законность и дисциплина - два составляющих фактора, наиболее ярко характеризующих деятельность ОВД по обеспечению безопасности личности, уважению прав и свобод человека и гражданина.
Законность относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни, выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии.
Н.С. Куликова определяет законность как «общественно-политический режим, который характеризуется господством права и закона в общественной жизни, точным исполнением и соблюдением правовых предписаний всеми участниками общественных отношений, противодействием противоправному поведению граждан и должностных лиц, обеспечением порядка и организованности в обществе» [1, с. 58].
Следует признать, что законность - широкомасштабная категория, отражающая различные стороны, как государственного управления, так и общественной жизни. Поэтому, пожалуй, можно согласиться с С.С. Пчелинцевым, отметившим, что законность - это: «а) политико-правовой режим; б) принцип деятельности государственных органов; в) строгое, точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового акта; г) совокупность взаимосвязанных, выражающих объективные потребности жизнедеятельности и развития требований общества, государства и права к деятельности участников общественных отношений» [2, с. 11].
Анализ статистической информации и данных мониторинга по итогам 2017 г. свидетельствуют о достижении определённых положительных результатов в работе по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел и росте доверия граждан к деятельности полиции.
Тем не менее факты нарушения законности в различных подразделениях полиции, в т.ч. среди сотрудников дежурных частей, остаются. Все ещё значительное количество сотрудников ежегодно привлекаются к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Это свидетельствует о том, что задача кардинального укрепления служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел в полной мере не решена. Большая часть преступлений, совершенных личным составом, - должностные. При этом совершению должностных преступлений зачастую способствует стремление отдельных руководителей к достижению высоких показателей оперативно-служебной деятельности любой ценой, провоцирование подчинённых на грубые нарушения служебной дисциплины, уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Кроме того, нередко в отношении задержанных граждан применяется насилие.
Одним из способов обеспечения законности в деятельности подразделений полиции является контроль, который может быть как общественным, так и государственным. Одним из видов государственного контроля является ведомственный, который проводится по двум направлениям:
а) организация контроля за соблюдением законности со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими;
б) организация контроля за соблюдением законности сотрудниками полиции в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне.
Контроль и проверка исполнения в органах внутренних дел является неотъемлемой составной частью организаторской работы, важнейшим средством совершенствования их деятельности, укрепления законности и дисциплины и повышения культуры в работе. Они направлены на обеспечение своевременного выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел.
Контроль представляет собой деятельность по проверке фактического положения дел на подконтрольном объекте, обнаружению недостатков, их устранению, а также привлечению к ответственности виновных лиц.
С позиции теории государственного управления внутриведомственный контроль за деятельностью полиции можно кратко охарактеризовать как «систему наблюдения и проверки органами внутренних дел процесса функционирования полиции с целью соблюдения режима законности и правопорядка, а также корректировки её деятельности согласно заданным направлениям и параметрам» [3, с. 61].
Контроль может быть общим и специальным, внешним и внутренним, предварительным, текущим и последующим.
Контроль и проверка исполнения в органах внутренних дел является неотъемлемой составной частью организаторской работы, важнейшим средством совершенствования их деятельности, укрепления законности и дисциплины и повышения культуры в работе. Они направлены на обеспечение своевременного выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел.
Контроль за деятельностью дежурной части осуществляется в целях обеспечения эффективного выполнения возложенных на дежурную смену задач.
Как справедливо отмечает С.Н. Шатилович, «важнейшим оперативным подразделением любого территориального органа МВД России является дежурная часть, в которую в любое время суток гражданин имеет право обращаться за помощью для восстановления и защиты нарушенных прав. От эффективности работы дежурной части во многом зависят результаты деятельности территориального ОВД. Более того, дежурные части территориальных
органов МВД России, являясь центрами оперативного реагирования, в полном объёме испытывают на себе воздействие всех происходящих в стране преобразований и реформ, возрастания социально-политической активности населения, увеличения числа особо тяжких преступлений» [4, с. 81].
Проверка организации деятельности дежурных частей осуществляется:
1) уполномоченными на проверку должностными лицами в пределах их полномочий, определённых приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России;
2) сотрудниками вышестоящего территориального органа МВД России в пределах полномочий, указанных в предписании на право проверки;
3) сотрудниками, замещающими должности в подразделениях собственной безопасности органов внутренних дел, в отношении дежурных частей территориальных органов МВД России, находящихся в их оперативном обслуживании.
Руководитель территориального органа МВД России определяет систему контроля за деятельностью дежурной части, перечень руководителей, допущенных к проведению проверок, и пределы их полномочий; организует ежедневную проверку готовности заступающей дежурной смены к выполнению служебных задач; проверяет состояние служебных помещений дежурной части, соблюдение установленного порядка хранения вооружения, боеприпасов, специальных средств, средств защиты, обороны, связи, оперативной и криминалистической техники.
Контроль со стороны руководителя территориального органа МВД России и его заместителей может осуществляться в различных формах: проверка деятельности дежурной части и её сотрудников непосредственно на месте; ежедневная проверка начальником территориального органа МВД России готовности заступающей дежурной смены к выполнению служебных задач, оценка работы сменяющегося наряда; заслушивание докладов дежурных на оперативных совещаниях при начальнике территориального органа; проведение плановых и неплановых проверок работы дежурной части; заслушивание мнения руководителей служб и подразделений о работе дежурных смен; изучение мнения населения, рассмотрение писем, предложений и жалоб граждан о работе дежурной части.
Контроль осуществляется путём проведения проверок несения службы дежурной смены, обоснованности принимаемых решений по организации реагирования по поступившим заявлениям, сообщениям и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, об организациях выездов группы немедленного реагирования и следственно-оперативной группы на места происшествий, управления дежурными нарядами, сохранности оружия и боеприпасов, порядка ведения служебной документации, обеспечения антитеррористической защиты собственных объектов, технической укреплённости, организации работы с доставленными и задержанными, наличия и порядка ведения служебной документации.
Записи о проверках дежурной части, проведённых уполномоченными на проверку должностными лицами, производятся в Книге приёма и сдачи дежурств, а сотрудниками вышестоящего территори-
ального органа МВД России - в Книге замечаний и предложений проверяющих.
Руководитель территориального органа МВД России на районном уровне подводит итоги работы дежурных частей и определяет направления дальнейшего совершенствования их деятельности ежемесячно, а в территориальном органе МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях - не реже одного раза в квартал.
Важную роль в осуществлении контроля за деятельностью дежурной части играет начальник дежурной части, который непосредственно подчиняется руководителю территориального органа МВД России, а в его отсутствие - заместителю руководителя - начальнику полиции. Начальник дежурной части:
- контролирует осуществление дежурным нарядом непрерывного слежения за изменением оперативной обстановки, организацией работы по раскрытию преступлений в дежурные сутки, обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан;
- отвечает за своевременную подготовку проектов оперативных сводок о преступлениях, правонарушениях и чрезвычайных происшествиях, объективное и полное информирование руководства вышестоящего территориального органа МВД Росси об оперативной обстановке;
- обеспечивает потребности оперативного управления и повседневной организации работы территориального органа МВД России, на его основе принимаются меры реагирования на конкретные правонарушения и преступления, вносятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств;
- осуществляет контроль за правильностью ведения книг, журналов, картотек и другой служебной документации;
- контролирует соблюдение требований учёт-но-регистрационной дисциплины в подчинённом подразделении, а также полноту и качество ведения необходимой служебной документации на этом направлении деятельности;
- контролирует выполнение оперативными дежурными распоряжений и указаний руководства территориального органа МВД России;
- осуществляет контроль за строгим соблюдением порядка хранения, выдачи и приёма оружия сотрудникам территориального органа МВД России;
- осуществляет текущее и ежемесячное подведение итогов работы дежурных нарядов территориальных органов МВД России.
Сотрудниками вышестоящего территориального органа МВД России проверку организации деятельности дежурных частей целесообразно осуществлять по следующим направлениям.
1. Обеспечение сохранности вооружения, боеприпасов, специальных средств. Особое внимание обращается на соответствие предъявляемым требованиям инженерно-технического оборудования комнаты для чистки оружия (наличие пулеуловителя, плакатов по материальной части оружия, огнетушителя и т.д.); правильность ведения записей в Книге выдачи и приёма вооружения и боеприпасов, наличие подписей сотрудников в получении оружия в соответствии с расстановкой; соответствие количества оружия, находящегося в комнате хранения оружия,
описям в сейфах, на стенде и записям в Книге выдачи и приёма вооружения и боеприпасов; раздельное хранение оружия разных категорий (табельное, автоматическое, сигнальное, изъятое и признанное вещественным доказательством и т.д.); наличие общей описи имущества комнаты хранения оружия, в которой должно быть указано назначение каждого шкафа или сейфа); наличие образцов мастичных печатей (начальника подразделения, начальника дежурной смены, оперативного дежурного, подменных оперативных дежурных, ответственного за вооружение); наличие отдельного сейфа для временного хранения изъятого, найденного, добровольно сданного оружия и боеприпасов; на недопустимость хранения изъятого оружия в сейфе для оперативного дежурного, не сданного по истечению одних суток на хранение ответственному по вооружению; наличие и количество изъятого, найденного, добровольно сданного оружия и боеприпасов в сейфе ответственного за вооружение; наличие описей и списков закрепления оружия в каждом шкафу (сейфе) и копий на стенде; вооружение личного состава в соответствии с Единым расчётом сил и средств (расстановкой) подразделения на дежурные сутки.
2. Управление и контроль за деятельностью дежурной части руководством территориального органа МВД России. Особое внимание обращается на штатную численность дежурной части (наличие некомплекта); наличие у сотрудников дежурной части личных карточек с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности, служебных удостоверений, табельного огнестрельного оружия; наличие служебных автомобилей, закреплённых за дежурной частью, за дежурной следственно-оперативной группой, за группой немедленного реагирования, штатную численность водителей; наличие изданного начальником территориального органа МВД России приказа, определяющего систему контроля за деятельностью дежурной части, перечень должностных лиц, допущенных к проведению проверок дежурной части и пределы их полномочий; наличие списка лиц, имеющих право доступа в дежурную часть; наличие выписок протоколов оперативных совещаний при начальнике территориального органа МВД России с рассмотрением вопросов организации работы дежурной части (ежемесячно на районном уровне, а в территориальном органе МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях - не реже одного раза в квартал), справок о выполнении принятых на оперативных совещаниях решениях; подготовку ежемесячных аналитических справок по деятельности дежурной части к оперативным совещаниям при начальнике территориального органа МВД России с указанием проблемных вопросов и предложений о возможных путях их решений.
3. Обеспечение антитеррористической защиты собственных объектов, техническая укреплён-ность. Особое внимание обращается на наличие и соответствующее оформление плана «Крепость» (согласование с взаимодействующими службами, органами, подразделениями, организациями и учреждениями - с территориальными органами МВД России, ФСБ России, МЧС России, воинскими частями, прокуратурой, администрацией района (города, муниципального образования) и т.д., ознакомление с планом руководителей подразделений территори-
ального органа МВД России, сотрудников дежурной части, знание сотрудниками дежурной части места сбора личного состава при нападении на здание территориального органа в нерабочее время, наличие списка сотрудников, имеющих гладкоствольное и нарезное оружие, табельное огнестрельное оружие, закреплённое на постоянное ношение и хранение; соответствие помещений дежурной части требованиям приказов МВД России от 12 апреля 2013 г. № 200дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России», от 30 марта 2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» [5] - требования к входной двери в здание территориального органа МВД России (наличие звонка, переговорного и запирающего устройства или переговорно-замочного устройства, наличие засовов), к входной двери в помещение дежурной части (состояние, наличие звонка и электромагнитного запирающего устройства или переговорно-за-мочного устройства, наличие засовов), наличие на окнах металлических ставней с бойницами (внутри) и решёток (снаружи), наличие решёток на внутренних окнах зала оперативного дежурного, обзор входа и холла через внутреннее окно, наличие и исправность, срок хранения записи системы видеонаблюдения, наличие кнопки тревожной сигнализации на рабочем месте оперативного дежурного, кнопки тревожной сигнализации и охранно-пожарной сигнализации с выводом на пункт централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны, наличие декоративно замаскированной ловушки для сброса ключей от комнаты хранения оружия); наличие приказа начальника территориального органа МВД России по контрольно-пропускному режиму, режиму работы поста; состояние комнат приёма пищи и отдыха сотрудников дежурного наряда (соответствие санитарным требованиям, наличие холодильника, электрочайника, СВЧ-печи, кроватей, постельного белья); ведение записей в Книге проверки исправности и учёта повреждений аппаратуры.
4. Организация работы с доставленными и задержанными. Особое внимание обращается на количество и состояние помещений для содержания задержанных лиц (соответствие норме санитарной площади, ограждённая система освещения, скрытая под штукатуркой электропроводка, запирающие устройства, отсутствие предметов, которые могут быть использованы в целях самоубийства или совершения нападения на сотрудников полиции, вентиляция, размер и состояние скамей, санитарное состояние); соответствие служебного помещения, предназначенного для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, предъявляемым требованиям (прикрепление мебели к полу, наличие металлического шкафа, медицинской кушетки (дивана), укомплектованной аптечки для оказания первой помощи, оборудование электрическим освещением, прокладка электропроводки скрытно под штукатуркой, наличие средств прямой проводной связи и скрытой кнопки тревожного вызова, установленной на рабочем столе дежурного по разбору, и выведенными в зал оперативного дежурного); наличие в общедоступном
месте стенда с информацией о правах доставленных лиц (выписки из положений Конституции Российской Федерации, КоАП РФ, Уголовного кодекса Российской Федерации, УПК РФ, Федерального закона «О полиции», приказа МВД России от 30апреля 2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с необоснованным доставлением, задержанием или порядком содержания доставленных лиц); соответствие установленным правилам ведения Книги учёта лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России (все ли графы заполнены, в т.ч. основание доставления, данные о документе, удостоверяющим личность, дата и время освобождения); при наличии задержанных проверяется качество проведения и составления протоколов личного досмотра, полнота имеющихся материалов, основания и сроки задержания); наличие заключённого договора на питание, постельных принадлежностей; наличие паролей у каждого сотрудника дежурной части к Интегрированному банку данных - Регион, отсутствие данных паролей в памяти рабочего компьютера, под чьим паролем работают сотрудники в момент проверки.
Текущий контроль за исполнением обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляется должностными лицами территориальных органов МВД России, ответственными за организацию работы дежурных частей.
Начальник территориального органа МВД России несёт персональную ответственность за исполнение обязанностей и реализацию прав полиции соответствующими оперативными дежурными после доставления граждан в дежурные части территориальных органов МВД России.
Контроль за полнотой и качеством исполнения обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений установленного порядка совершения предусмотренных приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» действий, прав лиц, доставленных в дежурные части, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц подразделений территориального органа МВД России.
5. Приём, регистрация, поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, иных обращений граждан и обеспечение своевременного реагирования на них. Особое внимание обращается на правильность ведения Квитанционной книжки талонов-уведомлений (наличие записей фамилии, имени, отчества
заявителя, номера по КУСП, краткого содержания заявления, подписей заявителя и сотрудника, выдавшего талон-уведомление); порядок ведения Тетради для записей оперативного дежурного (наличие записей сообщений, не зарегистрированных в КУСП, отсутствие рисунков, посторонних записей); наличие материалов с нарушенными сроками рассмотрения; заполнение Книги учёта заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, в т.ч. заполнение графы № 6 - время выезда наряда, состав следственно-оперативной группы, изъятые предметы и документы; наличие приказа начальника территориального органа МВД России о создании комиссии по учётно-реги-страционной дисциплине и утверждении её состава; подключение всех телефонных линий дежурной части к системе регистрации телефонных вызовов и речевых сообщений «Незабудка», соблюдение сроков хранения записей, наличие системы автоматического определения номера, соответствие записей «Незабудки» с записями в Книге учёта заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; наличие и режим работы дежурной следственно-оперативной группы и резервной следственно-оперативной группы, время отдыха и место дислокации, ежегодного приказа начальника территориального органа МВД России о создании следственно-оперативной группы с пофамильным перечнем сотрудников; наличие и режим работы группы немедленного реагирования, наличие в составе офицеров, ежегодного приказа начальника территориального органа МВД России о создании группы немедленного реагирования с пофамильным перечнем сотрудников; наличие в вестибюле информационного стенда для посетителей (фамилия, имя, отчество руководства территориального органа МВД России, время приёма, служебные телефоны; порядок предоставления услуги по добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан Российской Федерации, место и время её проведения, образцы заявлений; информационный листок «Ваш контроль»; электронный адрес территориального органа МВД России; для заявителей - выписки из приказа МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [6], Уголовно-процессуального кодекса РФ, телефоны и адреса для обжалования неправомерных действий сотрудников полиции); наличие абонентских номеров «телефона доверия» на бортах служебных автомобилей, на фасаде здания территориального органа МВД России.
6. Наличие и порядок ведения служебной документации. Особое внимание обращается на наличие плана местности на стене, электронной план-схемы (карты) с расположением всех имеющихся на территории камер видеонаблюдения, независимо от собственности; наличие основных нормативных документов, регламентирующих деятельность дежурной смены; наличие должностных регламентов сотрудников дежурной части.
Таким образом, ведомственный контроль за работой дежурной части в целом и её сотрудников
является неотъемлемым элементом поддержания эффективности и законности ее функционирования. Он осуществляется путём проверок несения службы дежурным нарядом, обоснованности принимаемых решений по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлениях, управления задей-
ствованными силами и средствами, организации выездов группы немедленного реагирования и следственно-оперативной группы на места происшествий, сохранности оружия и боеприпасов, порядка ведения книг, журналов, картотек и другой служебной документации.
Список литературы
1. Куликова, Н. С. Внутриведомственный контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - № 4. -С. 55-61.
2. Пчелинцев, С. С. Реализация принципа законности на государственной службе в контексте правового государства: конституционно-правовые аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Пчелинцев Сергей Сергеевич. [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2010. - 24 с.
3. Соломатина, Е. А., Сосновская, Ю. Н. К вопросу о ведомственном контроле за деятельностью полиции // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2015. - № 10. - С. 57-64.
4. Шатилович, С. Н. Повышение эффективности предупреждения нарушений законности в деятельности сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - № 3 (41). - С. 79-85.
5. Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан : приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 (в ред. от 19 июня 2014 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 26 февраля 2012 г. № 24696) // Российская газета. - 2012, - 11 июля. - № 156.
6. Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях : приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 (в ред. от 7 ноября 2016) (зарегистрировано в Минюсте России 6 ноября 2014 г. № 34570) // Российская газета. - 2014. - 14 нояб. - № 260.
© Темников А.Ю., Сахарова Т.А., 2018