СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЖУРНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОв Мвд РОССИИ НА тРАНСПОРтЕ
MODERN PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF DUTY UNITS OF TERRITORIAL AUTHORITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RuSSIA ON
TRANSpORT
УДК 342.9
О.В. КАТАЕВА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
OLGA V. KATAEVA,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
А.Н. АЛЕКСАНДРОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
ALEKSEY N. ALEKSANDROV,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в научной статье рассматриваются актуальные вопросы деятельности подразделений дежурных частей МВД России как органа оперативного управления силами и средствами, от умения которых качественно подготовить наряды полиции к несению службы, постоянного взаимодействия с ними, своевременного реагирования на информацию о преступлениях и происшествиях во многом зависит состояние правопорядка на территории обслуживания территориального органа МВД России. При этом подчеркивается специфика деятельности подразделений дежурных частей территориальных органов МВД России на транспорте и анализируются проблемные вопросы их функционирования.
Авторами поднимается ряд существенных проблем, отрицательно влияющих на эффективность деятельности подразделений дежурных частей территориальных органов МВД России, в числе которых - отсутствие на протяжении длительного времени четкой нормативной определенности их правового статуса, значительное сокращение в современный период реформирования штатной численности сотрудников дежурных частей при увеличении количества информации, поступающей в территориальные органы МВД России, и ряд других. При этом в качестве основной проблемы поднимается вопрос кадровой составляющей подразделений дежурных частей.
В качестве одного из путей решения имеющихся проблем предлагается организация специальной подготовки сотрудников для подразделений дежурных частей территориальных органов МВД России на транспорте, с учетом специфики выполнения возложенных задач в условиях функционирования транспортного комплекса. Делается вывод о необходимости разрешения проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для этих подразделений как первоочередной задачи.
Ключевые слова: дежурная часть, оперативное реагирование, следственно-оперативная группа, транспортный комплекс.
Для цитирования: Катаева О.В., Александров А.Н. Современные проблемы организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России на транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 1. С. 12-16.
Abstract: the scientific article considers the importance of the units of duty units of the Ministry of internal Affairs of Russia as a body of operational management of forces and means, as their ability to prepare police squads for service, constant interaction with them, timely response to information about crimes and incidents largely depends on the state of law and order in the territory of service of the territorial body of the Ministry of internal Affairs of Russia. At the same time, the specificity of the units of the duty units of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport is emphasized and the problematic issues of their functioning are analyzed. The authors conclude that there are significant problems in the organization of the units of the duty units of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport and the need for their early resolution.
Keywords: duty unit, operational response, investigative team, transport complex.
For citation: Kataeva O.V., Aleksandrov A.N. Modern problems of the organization of activity of duty units of territorial authorities of the Ministry of internal Affairs of Russia on transport // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 1. Рр. 12-16.
В настоящее время руководством МВД России особое внимание уделяется вопросу организации эффективного управления. Руководителям всех уровней ставится задача в условиях высоких нагрузок на личный состав обеспечить обоснованность и актуальность принимаемых управленческих решений.
Подразделения дежурных частей являются важнейшими элементами системы управления. Они осуществляют управление комплексными силами и средствами органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах, и от эффективности их работы во многом зависит успешная деятельность других подразделений.
Особую роль дежурных частей в работе полиции подчеркнул заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Аркадий Александрович Гостев: «Сегодня дежурная часть - это структурное подразделение органов внутренних дел, которое выполняет не только функции оперативного реагирования на заявления граждан, но и центра оперативного руководства, представляющего интересы всех служб, объединяющего цели и задачи по охране общественного порядка, раскрытию преступлений, а также обеспечение согласованности их действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств с незамедлительным реагированием на изменение обстановки, управляя нарядами, задействованными по плану комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах (единая дислокация)» [1].
Современная дежурная часть, занимая важное место в структуре территориального органа
МВД России, является самостоятельным многофункциональным подразделением. Ее самостоятельность определяется специфическим социальным назначением, отличающимся от других подразделений ОВД, организационно-структурной определенностью в системе МВД России, строгой нормативной правовой регламентацией деятельности.
Необходимо отметить, что ведомственными нормативными правовыми актами на дежурные части органов внутренних дел возложен достаточно широкий и разнообразный круг задач. В дежурные части сходятся все потоки сигналов и сообщений об оперативной обстановке, на них выведены системы оперативной связи, сосредоточены оперативные планы по реагированию на чрезвычайные происшествия и критические ситуации. Сотрудники дежурных частей обеспечивают сохранность специальных средств, вооружения, осуществляют его выдачу личному составу органов внутренних дел для несения службы по охране общественного порядка, выполняют обязанности по всестороннему разбирательству с гражданами, доставленными в дежурные части, и содержанию правонарушителей в специальных помещениях для задержанных лиц.
При этом дежурная часть призвана выполнять свои функциональные обязанности не только путем непосредственного исполнения, но и путем оперативного руководства и контроля за деятельностью сотрудников иных подразделений.
Как орган оперативного управления дежурные части призваны в сжатые сроки выполнить практически весь управленческий цикл (начиная с анализа оперативной обстановки, принятия решения и заканчивая, в зависимости от ее динамики,
корректированием уже принятых управленческих решений), в том числе решение вопросов о необходимом межведомственном взаимодействии.
Все это говорит об особом статусе дежурных частей и значимости этих подразделений для организации эффективной деятельности территориального органа МВД России в целом, при этом для территориальных органов МВД России на транспорте важность четкой и слаженной работы дежурных частей еще более очевидна.
Особенно наглядно это видится на примере реализации одной из наиболее значимых функций дежурной части, такой как прием и регистрация поступивших заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, а также обеспечение своевременного реагирования на нее. Необходимость такого оперативного реагирования обусловлена тем, что, как показывает практика, если преступление не обнаружено и не расследуется в ближайшее время после его совершения, то впоследствии приходится затратить значительно больше сил и средств для установления истины по делу и изобличения преступников.
В условиях функционирования транспортного комплекса повышение оперативности реагирования особенно важно, что определяется рядом обстоятельств, таких как высокая динамика процессов перемещения граждан, значительная протяженность территории, необходимость организации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.
В настоящее время руководство МВД России ставит перед территориальными органами на транспорте ряд перспективных задач, касающихся повышения эффективности раскрытия преступлений, снижения уровня преступлений, совершаемых в общественных местах, обеспечения безопасности и охраны правопорядка на объектах транспорта.
Во многом реализация этих задач будет зависеть именно от того, насколько профессионально и грамотно будут выполнять свои функции дежурные части. Вместе с тем сегодня имеется ряд существенных проблем в организации их деятельности как объективного, так и субъективного плана.
Так, не могло не сказаться на деятельности этого подразделения отсутствие на протяжении длительного времени четкой нормативной определенности его правового статуса. До реформирования органов внутренних дел дежурные части не имели четкого отнесения ни к милиции общественной безопасности, ни к криминальной милиции. В ходе реформирования данная структура выделилась в самостоятельное подразделение полиции1.
1 Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС КонсультантПлюс.
Однако в ряде территориальных органов МВД России на региональном уровне долгое время ввиду отсутствия должности заместителя начальника полиции по данному направлению дежурная часть была подчинена заместителю начальника полиции по охране общественного порядка. В настоящее время, учитывая исключительную важность данного направления деятельности, эти должности введены, поэтому актуальной задачей сегодня является организационное и методическое обеспечение деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России на районном уровне. Однако сохраняется проблема на местах, где штатным расписанием не предусмотрена должность начальника дежурной части и дежурная часть подчиняется начальнику полиции.
При этом в рамках организационно-штатных мероприятий, связанных с реформированием органов внутренних дел и оптимизацией их деятельности, штатная численность сотрудников дежурных частей значительно сокращается, при этом нагрузка на сотрудников дежурной части возрастает. Ежегодно увеличивается количество поступающей в территориальные органы МВД России информации, требующей незамедлительного реагирования. К числу факторов, обусловливающих рост количества обращений граждан, относятся: открытость деятельности органов внутренних дел, повышающаяся сознательность и активность населения, гражданская позиция в вопросах участия в борьбе с преступностью, в профилактике и пресечении правонарушений. Так, приняты меры по обеспечению приема заявлений в электронном виде, созданы «телефоны доверия», входящие в систему «горячей линии МВД России», точки экстренной связи «гражданин-полиция» (в рамках аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»), по которым необходимо обеспечить весь комплекс мероприятий по организации реагирования, задержанию преступников (правонарушителей), раскрытию совершенных преступлений, предотвращению правонарушений [2].
В качестве другой проблемы необходимо с сожалением отметить невысокий социальный престиж службы в подразделениях дежурных частей, который необходимо поднимать в целях привлечения высококвалифицированных кадров, в том числе путем проведения различного рода мероприятий, направленных на ее популяризацию. При этом определенную сложность составляет то, что на сегодняшний день отсутствует официально закрепленная дата празднования дня образования подразделений дежурных частей, хотя за свою историю дежурные части прошли достойный путь становления и развития с XVIII века, начиная от введения полицейских
приставов, выполнявших в круглосуточном режиме функции дежурной части по приему заявлений и сообщений граждан, допросу приведенных лиц, взятию под стражу преступников, и до приобретения ими современного вида, структуры и функций на рубеже 70-80-х годов XX века, когда были оптимизированы их организационно-штатное и материально-техническое обеспечение, правовое регулирование.
В некоторых неофициальных источниках (например, Википедии) датой образования службы дежурных частей МВД России считается 28 марта 1918 года. Полагается, что в этот день была утверждена первая инструкция дежурному по Народному комиссариату внутренних дел РСФСР однако источник информации не подтвержден. Поэтому актуальная задача научных исследований сегодня - это тщательный анализ истории становления и развития подразделений дежурных частей органов внутренних дел, результатом которого должно стать официальное закрепление даты празднования дня ее образования.
Но основной проблемой сегодня, конечно, остается вопрос кадровой составляющей подразделений дежурных частей.
Необходимо отметить, что ранее в соответствии с ведомственным приказом к кандидатам на должность оперативного дежурного предъявлялись особые требования: на эти должности назначались профессионально подготовленные сотрудники, имеющие, как правило, высшее образование и стаж практической службы не менее 3 лет.
В настоящее время назначение на должности сотрудников дежурных частей осуществляется в общем порядке, установленном правовыми актами МВД России, а именно: в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»2 для назначения на должности старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации обязательно наличие стажа службы в органах внутренних дел не менее 3 лет или стажа (опыта) работы по специальности не менее 4 лет; на должности среднего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации - не менее 2 лет или стажа (опыта) работы по специальности не менее 3 лет.
С одной стороны, это, безусловно, облегчает проблему комплектования подразделений дежурных частей в современных условиях кадрового
2 Приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС КонсультантПлюс.
дефицита, однако, с другой стороны, отрицательно сказывается на уровне профессионализма сотрудников. Кроме того, в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов, в связи со служебной необходимостью обязанности по должности оперативного дежурного (помощника оперативного дежурного) могут быть временно возложены на сотрудников других подразделений территориального органа МВД России. Как правило, это наиболее подготовленные сотрудники, владеющие оперативной обстановкой, знающие территорию обслуживания, по своим деловым качествам способные принимать самостоятельные и правильные решения. С ними организуется правовая и служебная подготовка по направлениям оперативно-служебной деятельности сотрудников дежурных частей, однако отсутствие специальной подготовки, безусловно, отрицательно сказывается на качестве выполнения ими должностных обязанностей.
Таким образом, приходится констатировать, что на практике сегодня в подразделения дежурных частей территориальных органов МВД России зачастую привлекаются сотрудники, имеющие недостаточный уровень подготовки для выполнения возложенных на них управленческих функций.
На сегодняшний день из образовательных организаций МВД России, в соответствии с профи-лизацией деятельности, осуществляет подготовку кадров для подразделений дежурных частей только Казанский юридический институт МВД России, что в масштабах ведомства недостаточно.
Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина также имеет значительный опыт подготовки сотрудников для подразделений дежурных частей территориальных органов МВД России по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, при этом институт располагает возможностью специальной подготовки сотрудников для подразделений дежурных частей территориальных органов МВД России на транспорте, с учетом специфики выполнения возложенных задач в условиях функционирования транспортного комплекса, что может послужить успешному решению имеющейся проблемы.
Подводя итог, необходимо отметить, что сегодня в организации деятельности подразделений дежурных частей территориальных органов МВД России на транспорте имеется ряд существенных проблем, требующих скорейшего разрешения в целях создания эффективных механизмов реализации их управленческих функций. При этом проблему подготовки высококвалифицированных кадров для этих подразделений требуется решать как первоочередную.
- Литература -
1. http: // www.ormvd.ru/pubs/102/the-duty-of-yesterday-today-and-tomorrow.
2. http: // www.ormvd.ru/pubs/102/the-duty-of-yesterday-today-and-tomorrow.
3. Кумышева М.А. Проблемы организации работы дежурных частей территориальных органов МВД России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 88-90.
4. Толдиев А.Б. Какой должна быть современная дежурная часть органов внутренних дел? // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 3(29). С. 127-132.
5. Кобозев А.А. Правовые и организационные вопросы деятельности дежурных частей горрайорганов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности: монография. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2001. - 265 с.
6. Хозаев П.Б. К вопросу о деятельности дежурных частей ОВД как основного элемента оперативного управления в системе МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 7. С. 203-205.
7. Агафонов С.И., Адмиралова И.А., Бадальянц А.Н. К вопросу о правовом регулировании деятельности дежурных частей органов внутренних дел // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 143-146.
8. Овсянников В.С. Дежурные части территориальных органов МВД России как основной субъект реагирования на изменения в оперативной обстановке // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 4(77). С. 125-130.
= References =
1. http: // www.ormvd.ru/pubs/102/the-duty-of-yesterday-today-and-tomorrow.
2. http: // www.ormvd.ru/pubs/102/the-duty-of-yesterday-today-and-tomorrow.
3. Kumysheva M.A. Problemy organizacii raboty dezhurnyh chastej territorial'nyh organov MVD Rossii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 4. S. 88-90.
4. Toldiev A.B. Kakoj dolzhna byt' sovremennaya dezhurnaya chast' organov vnutrennih del? // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2014. № 3(29). S. 127-132.
5. Kobozev A.A. Pravovye i organizacionnye voprosy deyatel'nosti dezhurnyh chastej gorrajorganov vnutrennih del po obespecheniyu obshchestvennogo poryadka i bezopasnosti: monografiya. - Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2001. - 265 s.
6. Hozaev P.B. K voprosu o deyatel'nosti dezhurnyh chastej OVD kak osnovnogo ehlementa operativnogo upravleniya v sisteme MVD Rossii // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2016. № 7. S. 203-205.
7. Agafonov S.I., Admiralova I.A., Badal'yanc A.N. K voprosu o pravovom regulirovanii deyatel'nosti dezhurnyh chastej organov vnutrennih del // Vestnik ehkonomicheskoj bezopasnosti. 2017. № 2. S. 143-146.
8. Ovsyannikov V.S. Dezhurnye chasti territorial'nyh organov MVD Rossii kak osnovnoj sub»ekt reagirovaniya na izmeneniya v operativnoj obstanovke // YUrist»-Pravoved». 2016. № 4(77). S. 125-130.
(статья сдана в редакцию 12.02.2019)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 1'19 16