Научная статья на тему 'Особенности реагирования МВД России на информацию о происшествиях с участием иностранных граждан или лиц без гражданства'

Особенности реагирования МВД России на информацию о происшествиях с участием иностранных граждан или лиц без гражданства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1329
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАГИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / НЕЛЕГАЛ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / ДОСТАВЛЕНИЕ / RESPONSE / INFORMATION / THE ILLEGAL IMMIGRANT / ADMINISTRATIVE DETENTION / DELIVERY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буренок Федор Васильевич

Статья посвящена исследованию механизма оперативного взаимодействия дежурных частей полиции, участковых уполномоченных полиции и территориальных органов Федеральной миграционной службы России по реагированию на информацию о происшествиях с участием иностранных граждан или лиц без гражданства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Буренок Федор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of reaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the information on incidents with participation of foreign citizens or persons without citizenship

The article is devoted to research of the mechanism of operative interaction of duty units of the police, the district militia officer of the police and of the territorial bodies of the Federal migration service of Russia for responding to information on incidents with participation of foreign citizens or persons without citizenship.

Текст научной работы на тему «Особенности реагирования МВД России на информацию о происшествиях с участием иностранных граждан или лиц без гражданства»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Конституционное право, административное право, административная деятельность ОВД

УДК 351.74 Ф.В. Буренок*

Особенности реагирования МВД России на информацию о происшествиях с участием иностранных граждан или лиц без гражданства

Статья посвящена исследованию механизма оперативного взаимодействия дежурных частей полиции, участковых уполномоченных полиции и территориальных органов Федеральной миграционной службы России по реагированию на информацию о происшествиях с участием иностранных граждан или лиц без гражданства.

Ключевые слова: реагирование, информация, нелегал, административное задержание, доставление.

F.V. Burenok*. Features of reaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the information on incidents with participation of foreign citizens or persons without citizenship. The

article is devoted to research of the mechanism of operative interaction of duty units of the police, the district militia officer of the police and of the territorial bodies of the Federal migration service of Russia for responding to information on incidents with participation of foreign citizens or persons without citizenship.

Keywords: response, information, the illegal immigrant, administrative detention, delivery.

Тема реагирования подразделений МВД России на заявления и сообщения граждан в настоящее время является особенно актуальной. Государственная функция по приему, регистрации и проверке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» возложена на полицию.

Информация о совершенном или готовящемся преступлении, административном правонарушении, ином происшествии, как правило, поступает непосредственно в дежурную часть полиции, на что сотрудники дежурных частей подразделений полиции обязаны незамедлительно отреагировать.

Дежурная часть полиции (далее — ДЧ) — это самостоятельное структурное подразделение в системе органов внутренних дел, которое призвано осуществлять руководство и контроль за деятельностью разнообразных по характеру и функциям служб и аппаратов различных уровней управления в целях эффективного решения задач в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью [1, с. 50].

Отметим, что экс глава МВД России Р.Г. Нургалиев, выступая 15 августа 2011 г. на ведомственном совещании в Петрозаводске, назвал оперативного дежурного ДЧ полиции «хорошим управленцем, который, по сути дела, в рамках единой дислокации управляет силами и средствами» [2]. А днем позже на аналогичном совещании в Вологде министр подчеркнул, что от общения оперативных дежурных

* Буренок, Федор Васильевич, адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 191G15, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 5G/52. E-mail: [email protected].

* Burenok, Feodor Vasilevich, the chair of administrative activity of authority on internal affair’s adjunct the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 191G15, St.-Petersburg, Suvorovsky prospect, 5G/52. E-mail: [email protected]

© Буренок Ф.В., 2G12

с обращающимися гражданами и оперативности рассмотрения их заявлений во многом зависит отношение общественности к полиции в целом. «От того, какой дежурный, так оценивается и все подразделение районного, городского, республиканского уровня», — заявил Р.Г. Нургалиев [2].

Высшим звеном в системе дежурных частей полиции является дежурная часть МВД России, низшим — дежурная часть территориального отдела (отделения, пункта) полиции. Статус дежурного подразделения полиции зависит от уровня и компетенции органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Деятельность ДЧ осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами МВД России.

Фундаментальной основой деятельности ДЧ полиции является информация. Порядок работы с информацией красной нитью проходит по всем пунктам должностных инструкций сотрудников дежурных частей. В контексте данной статьи понятие «информация» представляет собой сведения о ком или о чем-либо, которые независимо от формы их представления в дежурную часть являются объектом преобразования в конкретные приемы оперативного реагирования. Сбор и обработка информации осуществляется дежурными частями непрерывно, круглосуточно. Это означает, что дежурная часть поддерживает постоянную информационную связь с подчиненными органами, службами, подразделениями, нарядами, осуществляет непрерывное слежение за оперативной обстановкой, готовит предложения по реагированию на ее изменения, представляет информацию руководителю органа внутренних дел, в вышестоящие ОВД, органы местного самоуправления. Через ДЧ полиции проходит наибольшее количество всех заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, иной информации о происшествиях, поступающих в правоохранительные органы по различным каналам. В связи с этим не удивителен тот факт, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 (в ред. от 6 декабря 2011 г.) «О полиции» одной из основных обязанностей полиции является прием заявлений и сообщений граждан, в т.ч. в электронной форме.

Порядок работы с обращениями граждан строго регламентирован нормативно-правовыми актами как государственной власти [3], так и ведомственными приказами, распоряжениями, инструкциями МВД России [4,5] и включает в себя:

1) прием сообщений о происшествиях — действия должностного лица ОВД, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии. Все поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени их свершения, а также полноты содержащихся в них сведений, формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел;

2) регистрацию сообщений о происшествиях — присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксацию в учетной документации кратких сведений о нем. Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется круглосуточно в ДЧ полиции независимо от территории оперативного обслуживания;

3) разрешение сообщений о происшествиях — проверку фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами ОВД и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Первичная проверка фактов, излагаемых в сообщении о происшествии, как правило, осуществляется сотрудником дежурной части в момент получения информации. При этом дежурный должен получить качественную информацию применительно к конкретной ситуации. Достоверность и полнота информации крайне важна, т.к. на основании полученных сведений принимается решение о вводе в действие имеющихся сил и средств. К сожалению, бывают ложные сообщения, например, заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 Уголовного кодекса РФ). Опасность этого преступления

— в дезорганизации деятельности органов власти и охраны правопорядка, отвлечении сил и средств на проверку несуществующего в действительности факта, причинении материального ущерба, вызванного нарушением нормального ритма работы организаций, учреждений и транспортных средств. Тем не менее каждое поступающее в ОВД сообщение о преступлении, административном правонарушении, ином происшествии подлежит немедленной и тщательной проверке. Данная дефиниция прописана в законе «О полиции» (п. 1. ст. 12) и является общей обязанностью всех российских полицейских.

Успех реагирования на конкретное изменение обстановки зависит от времени выработки управленческого решения и его реализации, в связи с чем, на практике широко применяются алгоритмы неотложных действий дежурной смены и нарядов ОВД по реагированию на различные виды преступлений. Этому в первую очередь способствует знание дежурным всех элементов оперативной обстановки на обслуживаемой территории, а также то, насколько он умело владеет навыками в работе. В числе наиболее значимых критериев профессионализма сотрудника дежурной части — его потенциальные профессиональные возможности, индивидуальные качества, способность принимать хладнокровные решения в критических ситуациях, мгновенно мобилизоваться и осуществлять правоохранительную деятельность в соответствии с конкретными условиями. Также для сотрудника ДЧ полиции важны опытность и стаж работы в полиции, поскольку максимально точно оценить сложившуюся ситуацию и четко организовать меры реагирования возможно, только обладая определенным опытом. 7 сентября 2011 г., выступая перед личным составом магаданской полиции,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

Конституционное право, административное право, административная.

Р.Г. Нургалиев подчеркнул: «В дежурных частях подразделений полиции должны служить только профессиональные и опытные сотрудники, которые не “спят на посту”» [6].

Таким образом, для решения задач по обеспечению общественной безопасности, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, дежурная часть полиции призвана осуществлять:

— непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информации об оперативной обстановке;

— прием, регистрацию поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также своевременное реагирование на них;

— непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по горячим следам;

— безотлагательную организацию действий по обеспечению общественного порядка, ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;

— организацию разбирательства с гражданами, в т.ч. с задержанными и доставленными;

— передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.

К сказанному следует добавить, что порядок предоставления первичной информации осуществляется по инстанции, от дежурной части низшего звена к дежурной части вышестоящего. Данное положение обеспечивается ведомственной связью и сетью передачи данных АИС ДЧ.

Автоматизированная информационная система дежурных частей (далее — АИС ДЧ), предназначена для автоматизации основных процессов деятельности дежурных частей полиции в целях повышения оперативности реагирования на факты преступлений, правонарушений, и иных происшествий чрезвычайного характера, которая позволяет [7]:

— производить автоматизированное документирование принимаемых по телефонным каналам голосовых сообщений в интерактивном режиме;

— осуществлять автоматический поиск и территориальную локализацию абонентов и другой информации на электронной карте города с использованием современных геоинформационных технологий;

— проводить повторное прослушивание фонограмм при заполнении контрольных карточек и редактировании информации;

— передавать информацию (Карточки 02) на контроль и исполнение, оповещать соответствующих должностных лиц;

— автоматизировать полномасштабное (по времени и по охвату соответствующих должностных лиц) ведение Книги учета сообщений;

— вести протокол работы и реестр Карточек 02, формировать отчеты и выдавать по запросу отдельные данные;

— автоматизировать ведение Книги учета лиц, доставленных в территориальные отделы полиции;

— обеспечить автоматизированное представление (формирование сводок, их передача, прием и регистрация входящих данных);

— обеспечить автоматизированное взаимодействие с региональным Ситуационным центром;

— идентифицировать и разграничить доступ пользователей, а также регистрировать и контролировать действия операторов.

В настоящее время, в соответствии с приказом МВД России № 333 от 30 апреля 2011 г. «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России», АИС ДЧ функционирует на трех последовательных уровнях:

1) территориальные органы МВД России на окружном уровне — главные управления МВД России по федеральным округам (далее по тексту — ГУ МВД России);

2) территориальные органы МВД России на районом уровне (далее — О(У) МВД России);

3) отделы (отделения, пункты) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне (далее — территориальные подразделения полиции).

При этом служба «02» является ключевым звеном дежурной части Главного управления МВД России по федеральному округу, ее основная задача — приём и перераспределение потока информации, поступающей по телефону «02». Сигнал о возникновении той или иной внештатной ситуации путем заведения номерной электронной карточки фиксируется оператором «02». Электронная карточка «02» автоматически передается в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне, а далее (после детальной идентификации обстоятельств) переправляется в дежурную часть отдела (отделения, пункта) полиции, в зоне обслуживания которого выявлен факт происшествия.

Ведение электронных карточек, срок хранения которых фактически неограничен, позволяет автоматически отслеживать ход развития событий, контролировать сроки отработки экстренных ситуаций, а также формировать статистические справки и аналитические отчеты. Данные карточки имеют классификацию в соответствии с характером и видом происшествия. Информация о событиях, участниками которых являются иностранные граждане, отображается в особом реестре. Например: «кража у иностранного гражданина», «ножевое ранение иностранного гражданина», «разбойное нападение на иностранного гражданина», «крики о помощи на иностранном языке», «драка с участием

иностранных граждан», «труп иностранного гражданина» и др. В случае подтверждения причастности иностранца к какому-либо происшествию информация об этом передается в отделение дежурных смен (ОДС) УФМС.

Сообщение о преступлении, совершенным иностранным гражданином или в отношении иностранного гражданина, подлежит рассмотрению и разрешению в общем порядке, установленном ст. 141 и ст. 144 УПК РФ. Тем не менее имеется ряд особенностей, которые следует учитывать при общении с иностранцами:

— знание иностранным гражданином языка, на котором ведется уголовное судопроизводство в данной местности;

— основания пребывания иностранного гражданина на территории РФ;

— наличие или отсутствие права на дипломатическую неприкосновенность у иностранного гражданина, и т.д. по обстановке.

Если у иностранного гражданина нет при себе документов, удостоверяющих личность, необходимо принять меры к установлению его личности. Если заявителем является иностранный гражданин, не владеющий языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, то одной из особенностей получения сообщения о преступлении в данном случае является обеспечение участия переводчика с момента получения сообщения (заявления). В связи с этим желательно, чтобы в дежурной части подразделения, на территории обслуживания которого часто совершаются преступления иностранными гражданами или в отношении иностранных граждан, были сведения о лицах, которые могут быть приглашены в качестве переводчиков при общении с иностранными гражданами. Хотя на практике в подобной ситуации дежурных по ОМВД России на районном уровне выручают сотрудники оперативно-розыскной части полиции (ОРЧ), специализирующиеся на работе с иностранцами и постоянно контактирующие с бюро переводов. Сотрудники данного подразделения несут круглосуточное дежурство в составе наряда «ответственных лиц» ГУ МВД России и находятся в оперативном подчинении дежурной части территориального органа МВД России на окружном уровне.

В случае задержания иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция в соответствии со ст. 14 Закона «О полиции» уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства.

Процедура административного задержания иностранных граждан, лиц без гражданства должна быть рассмотрена особо, поскольку административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. Примечателен факт, что сотрудники ФМС России не включены законодателем в перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание: данную меру вправе применять сотрудники ОВД (полиции). Также осуществить административное задержание без применения меры доставления нарушителя практически невозможно. Согласно ст. 27.2 КоАП РФ, доставление — это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Пункт 15 ч. 1 указанной статьи уполномочивает должностных лиц ФМС России осуществлять доставление правонарушителей, причем в служебные помещения ОВД (полиции) или в помещения местного самоуправления сельского поселения. Но практика применения данной меры показывает, что иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших нормы миграционного законодательства, доставляют в дежурную часть территориального подразделения полиции, где составляются соответствующие процессуальные документы. В соответствии с приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. № 248 «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органов внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан», после доставления человека в дежурную часть оперативный дежурный обязан принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный рапорт или рапорт с протоколом об административном правонарушении, установить личность доставленного лица, его возраст и место его жительства.

В случае если при установлении личности доставленного лица выясняется, что в соответствии с законодательством РФ доставленное лицо обладает неприкосновенностью, такое лицо незамедлительно освобождается, о чем в «Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть полиции» производится соответствующая запись. О доставлении указанного лица составляется письменный рапорт на имя начальника ОМВД России на районном уровне, информируется дежурная часть вышестоящего органа внутренних дел и прокурор.

В случае доставления в дежурную часть иностранных граждан, не пользующихся дипломатическим иммунитетом, оперативный дежурный проводит процессуальные действия на общих основаниях. Доставленный гражданин проверяется по централизованному учету правонарушений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также в отношении их (АИС «Криминал-И») ГИАЦ МВД России.

При наличии информации о возможной причастности иностранного гражданина к противоправным деяниям, а также в случае, если иностранный гражданин доставлен без документов, либо с документами, которые содержат признаки поддельных, в установленном порядке проводится проверка указанных лиц по линии НЦБ Интерпола при МВД России.

Исключительным обстоятельством применения меры административного задержания в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что оно может применяться

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

Конституционное право, административное право, административная.

сроком до 48 часов, тогда как по общему правилу Кодекса об административных правонарушениях РФ применяется на срок до 3 часов.

Развивая тему реагирования полиции на информацию о событиях с участием иностранных граждан, хотелось бы подчеркнуть, что сегодня в России вопрос выработки и реализации государственной политики в сфере миграции — злободневный и резонансный. Защита законных интересов государства, прав и свобод мигрантов, поддержание надлежащего правового порядка в управлении миграционными процессами является одной из приоритетных задач МВД России. Основная нагрузка по обеспечению контроля и реализации миграционного законодательства ложится на передовые подразделения и службы МВД России: дежурные части полиции, службу участковых уполномоченных полиции (далее — УУП), территориальные органы ФМС России (ТО ФМС). При этом ДЧ полиции выступает стационарным командным пунктом в деле противодействия нарушениям миграционного законодательства.

Учитывая то обстоятельство, что наибольшее притяжение к населению имеет участковый уполномоченный полиции в соответствии с принципом обслуживания закрепленного за ним административного участка, то и проверку поступающих в полицию сообщений о происшествиях с участием иностранных граждан осуществляет он же, за исключением случаев явно криминального характера.

Ежедневно перед заступлением на службу на административных участках должностное лицо из числа руководителей территориального подразделения полиции при участии оперативного дежурного проводит инструктаж участковых уполномоченных полиции. Инструктаж заключается в проверке готовности УУП к несению службы, соответствию форменного обмундирования и доведения до них необходимой оперативной информации о состоянии оперативной обстановки на территории обслуживания. Оперативный дежурный объявляет результаты служебной деятельности за прошедшие сутки и на текущий период времени, разъясняет недостатки и упущения при несении службы на административных участках, ставит участковым задачи, разъясняет порядок связи и взаимодействия, отвечает на имеющиеся вопросы. В период рабочего времени оперативный дежурный обязан фиксировать в книге постовых ведомостей время выхода на связь всех находящихся на службе УУП, а по окончании несения ими службы принимать от них рапорт о результатах служебной деятельности с последующей передачей руководству ОМВД России на районном уровне. В случае неявки участкового в конце рабочего времени в дежурную часть оперативный дежурный незамедлительно докладывает об этом начальнику территориального подразделения полиции или ответственному от руководства и действует в соответствии с полученными указаниями.

Участковый же при несении службы, наряду с выполнением, возложенных на него общих обязанностей, должен своевременно докладывать в дежурную часть об изменении оперативной обстановки на административном участке, а также о результатах проверочных мероприятий, проведенных по заявкам и заданиям оперативного дежурного.

Практика реагирования УУП на сигналы дежурных частей в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства свидетельствует о готовности и способности участковых справляться с возникшими вопросами самостоятельно, без привлечения дополнительных сил, но все-таки бывают случаи, когда поддержка участковым необходима.

Наиболее распространенные ситуации можно представить в следующих вариантах.

Вариант № 1 (рис. 1) Инициатором реагирования является ДЧ полиции. Данный вариант в большей степени отображает повседневную деятельность полпцпп, поскольку, как уже упоминалось выше, вся информация о происшествиях, в т.ч. и с участием иностранных граждан, регистрируется в дежурной части.

Дежурная смена в течение дежурных суток обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные об ее изменениях, докладывать о них начальнику органа внутренних дел с предложениями о мерах реагирования, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые решения, отдавать соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом Рнс.1.

начальнику органа внутренних дел.

Таким образом, при поступлении в дежурную часть заявления или сообщения о событии некриминального характера с участием иностранных граждан или лиц без гражданства, на место происшествия выдвигается участковый уполномоченный полиции, обслуживающий данную территорию, который обязан правильно оценить ситуацию и дать ей правовую квалификацию. В случае причастности иностранцев к происшествию, участковый информирует оперативного дежурного, а тот в свою очередь уведомляет об этом сотрудников дежурной службы УФМС.

Вариант № 2 (рис. 2). Обмен информацией между службами УУП и ТО ФМС осуществляется через третью сторону — ДЧ полиции.

Данный вариант является примером косвенного взаимодействия службы УУП и ТО ФМС, при котором контакт двух заинтересованных сторон (служб)

осуществляется через третью сторону (ДЧ полиции). К Рис. 2

сожалению, сегодня далеко не нова ситуация, когда участковый

полиции и курирующий его сотрудник ТО ФМС даже незнакомы. В подобных случаях оперативность и своевременность оказания профессиональной поддержки сомнительна. Поэтому нередко участковый остается один на один с нелегальными мигрантами или гражданами, дающими основания считать себя таковыми. Часто бывает, что при встрече указных граждан, установить личность или

УУІІ ^ , ДЧ ТО ФМС

, ,

<^=

удостовериться в подлинности регистрационных документов на месте не представляется возможным, в связи с чем участковый вынужден доставить «сомнительного» гражданина в дежурную часть территориального отдела полиции, где возможно идентифицировать его личность и проверить по централизованным учетам ИЦ, АИС «Криминал».

Обратная связь сторон, инициатором которой может выступить ТО ФМС, также осуществляется через дежурную часть полиции. Например, мотивированный запрос руководителя подразделения системы УФМС России об участии сотрудников полиции в совместной проверке, как правило, направляется в дежурную часть территориального подразделения полиции перед началом проверки либо в процессе ее проведения.

Вариант № 3 (рпс. 3) Доставление правонарушителей в служебное помещение ОВД (дежурную часть территориального подразделения полиции).

Здесь наглядно представлена ситуация, складывающаяся на завершающем этапе взаимодействия служб УУП и ТО ФМС по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства РФ.

При этом ДЧ полиции становится «центром» документирования правонарушений, приема и задержания правонарушителей. Иными словами, если в ходе совместных проверочных мероприятий УУП и сотрудников ТО ФМС были выявлены факты нарушений законодательства РФ в сфере миграции, то физическое лицо, деяние которого содержит признаки преступления либо административного правонарушения, принудительно препровождается в дежурную часть. Порядок действий уполномоченных должностных лиц по исполнению обязанностей и реализации прав полиции после доставления граждан в дежурные части был рассмотрен выше.

Доставление нарушителя в ДЧ полиции необходимо еще и потому, что оно является составной частью меры административно-процессуального принуждения — административного задержания. Поэтому в ДЧ полиции имеются специальные помещения — КСЗЛ (комната для содержания задержанных лиц) или КАЗ (комната административно задержанных), а также комната для проведения процессуальных действий с доставленными лицами. Вдобавок к этому дежурные части оснащены прочными несгораемыми металлическими шкафами (сейфами), которые предназначены для хранения изъятых у доставленных лиц документов или малогабаритных вещей, являющихся орудием совершения либо предметом административного правонарушения (преступления).

Подводя итог вышесказанному, необходимо напомнить, что 6 августа 2011 г. в Москве экс министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев в ходе рабочей встречи с региональными руководителями МВД России подчеркнул, что «качественная работа с заявлениями граждан» — одна из первостепенных задач деятельности полиции в новом формате. Обращаясь к коллегам, российский министр попросил их лично контролировать работу с заявлениями и обращениями граждан. По словам Нургалиева, это самый важный этап, с которого начинается деятельность полиции и всех ее звеньев, поскольку именно по этой работе граждане оценивают органы внутренних дел в целом. Любые сбои в этой работе следует рассматривать как чрезвычайное происшествие [5].

Анализируя речь министра внутренних дел Р.Г. Нургалиева в рамках исследуемой темы, следует обратить внимание на то, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере миграции. В связи с этим реагирование на информацию о происшествиях с участием иностранных граждан или лиц без гражданства организуется с учетом ряда специфических особенностей, рассмотренных выше. Таким образом, каждая из перечисленных служб (служба УУП, ДЧ полиции, ТО ФМС) представляет собой самостоятельное структурное подразделение МВД России и выполняет правоохранительные функции в пределах своей компетенции, однако в случае необходимости указанные подразделения (как и все подразделения и службы МВД России) обязаны объединить усилия и действовать в едином ритме по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Список литературы

1. Зубач, Л. В., Кокорев, Л. Н. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах: учебное пособие. — М.: Щит-М, 2007. — 351 с.

2. Нургалиев назвал службу в дежурных частях «работой настоящих профи» [Электронный документ]. — Режим доступа: иКЬ:кир://’^№^кт.ш/у-го88и/2011/09/07/ргауоокЬгапке1пуе-о^апу-v-rossii/nurga1iev-nazva1-s1uzhbu-v-dezhumykh-chastya (дата обращения: 07.09.2011).

3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) / / Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2060.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» от 22 сентября 2006 г. № 750 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 14.10.2011).

5. Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации, сообщений и иной информации о происшествиях» от 4 мая 2010 г. № 333 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 14.10.2011).

6. Служба в дежурных частях полиции — только для профи, заявил Нургалиев. [Электронный документ]. — Режим доступа: иКЬ: http://ria.ru/society/20110907/431580257.html (дата обращения: 11.09.2011).

7. http://mag.e-gorod.ru/1ib/13061/ (дата обращения: 22.09.2011).

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.