Научная статья на тему 'Рейтинг как инструмент оценки результатов финансового контроля в системе МВД России'

Рейтинг как инструмент оценки результатов финансового контроля в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФИНАНСОВАЯ ДИСЦИПЛИНА / КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫЕ ОРГАНЫ / FINANCIAL CONTROL / THE EVALUATION RATING / THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / FINANCIAL DISCIPLINE / CONTROL AND AUDITING BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвиненко Александр Николаевич, Грачев Александр Владимирович

В статье представлен инструмент анализа состояния финансово-хозяйственной дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел. Он основан на рейтинговой оценке данных подразделений по результатам проверок и ревизий, проводимых контрольно-ревизионными органами МВД России. В статье представлены цель, последовательность аналитических процедур и математический инструментарий проведения рейтинговой оценки, которая основана на расчете сводного показателя состояния финансово-хозяйственной дисциплины. Оценку состояния финансово-хозяйственной дисциплины предлагается проводить на основе данных карт учета результатов ревизии. Предлагаемая методика позволяет проводить сопоставление подразделений между собой в части соблюдения ими финансовой дисциплины, а также проводить сравнение контролируемых объектов. Авторы предлагают использовать представленную методику при осуществлении финансового контроля в системе МВД России при анализе результатов контрольно-проверочных мероприятий органов и подразделений внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Литвиненко Александр Николаевич, Грачев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING AS AN ASSESSMENT TOOL OF FINANCIAL CONTROL IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article provides the tool for the analysis of the condition of financial and economic discipline in the departments and subdivisions of internal Affairs. It is based on the assessment rating of these units basing on the results of inspections and audits conducted by the control and auditing bodies of the MIA of Russia. The article presents the goal, the sequence of analytical procedures and mathematical tools for rating evaluation, which is based on the calculation of a composite indicator of the condition of the financial and economic discipline. The assessment of the condition of financial and economic discipline is supposed to be conducted on the basis of the swipe cards taking into account the results of the auditing. The proposed method allows to conduct the comparison of divisions between each other in terms of their compliance with the financial discipline, as well as to compare the controlled objects. The authors propose to use the presented methodology in the implementation of financial control in the Ministry of internal Affairs of Russia together with the analysis of the results of verification activities of the bodies and subdivisions of internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Рейтинг как инструмент оценки результатов финансового контроля в системе МВД России»

УДК 338.462

Рейтинг как инструмент оценки результатов финансового контроля в системе МВД России

ЛИТВИНЕНКО АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ,

доктор экономических наук, профессор, начальник учебно-научного комплекса экономической безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: Lanfk@rambLer.ru

ГРАЧЕВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,

анализа и аудита учебно-научного комплекса экономической безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: grachevaLexunder@rambLer.ru

АННОТАЦИЯ

В статье представлен инструмент анализа состояния финансово-хозяйственной дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел. Он основан на рейтинговой оценке данных подразделений по результатам проверок и ревизий, проводимых контрольно-ревизионными органами МВД России. В статье представлены цель, последовательность аналитических процедур и математический инструментарий проведения рейтинговой оценки, которая основана на расчете сводного показателя состояния финансово-хозяйственной дисциплины. Оценку состояния финансово-хозяйственной дисциплины предлагается проводить на основе данных карт учета результатов ревизии. Предлагаемая методика позволяет проводить сопоставление подразделений между собой в части соблюдения ими финансовой дисциплины, а также проводить сравнение контролируемых объектов. Авторы предлагают использовать представленную методику при осуществлении финансового контроля в системе МВД России при анализе результатов контрольно-проверочных мероприятий органов и подразделений внутренних дел.

Ключевые слова: финансовый контроль, рейтинговая оценка, органы внутренних дел, финансовая дисциплина, контрольно-ревизионные органы.

Rating as an Assessment Tool of Financial Control in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ALEXANDER N. LITVINENKO,

Doctor of Economics, Professor, the head of the educational-scientific complex of economic security of St. Petersburg University of MIA of Russia, Saint-Petersburg, Russia E-mail: Lanfk@rambLer.ru

ALEKSANDER V. GRACHEV,

Ph. D. in Economics, associate Professor, Department of accounting, analysis and auditing of educational-scientific complex of economic security of St. Petersburg University of MIA of Russia, Saint-Petersburg, Russia E-mail: grachevalexunder@rambler.ru

ABSTRACT

The article provides the tool for the analysis of the condition of financial and economic discipline in the departments and subdivisions of internal Affairs. It is based on the assessment rating of these units basing on the results of inspections and audits conducted by the control and auditing bodies of the MIA of Russia. The article presents the goal, the sequence of analytical procedures and mathematical tools for rating evaluation, which is based on the calculation of a composite indicator of the condition of the financial and economic discipline. The assessment of the condition of financial and economic discipline is supposed to be conducted on the basis of the swipe cards taking into account the results of the auditing. The proposed method allows to conduct the comparison of divisions between each other in terms of their compliance with the financial discipline, as well as to compare the controlled objects. The authors propose to use the presented methodology in the implementation of financial control in the Ministry of internal Affairs of Russia together with the analysis of the results of verification activities of the bodies and subdivisions of internal Affairs.

Keywords: financial control, the evaluation rating, the internal Affairs bodies, financial discipline, control and auditing bodies.

Финансовый контроль в казенных учреждениях, в том числе в подразделениях органов внутренних дел, выступает обязательным условием эффективного управления финансовыми ресурсами. Его значимость возрастает в условиях ограниченности имеющихся в распоряжении правоохранительных органов финансовых ресурсов, что предопределяет недопустимость их нецелевого, неэффективного и незаконного использования. В настоящее время в ведомственном финансовом контроле МВД России происходят изменения, которые связаны с внедрением в него элементов аудита, а также с внедрением новых аналитических процедур оценки результатов контрольно-ревизионной деятельности*. В аналитической деятельности контрольно-ревизионных подразделений МВД России получила распространение рейтинговая оценка, используемая при анализе эффективности работы отдельных ревизоров и контрольно-ревизионных органов в целом. Вместе с тем одна из сфер возможного использования рейтинговой оценки как аналитического инструмента в деятельности контрольно-ревизионных органов МВД России осталась без внимания. Эта сфера — оценка состояния финансово-хозяйственной дисциплины в подконтрольных органах и

* Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России: приказ МВД России от 12.10.2015 № 980. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.11.2015).

подразделениях. В этой связи актуальной является разработка порядка рейтинговой оценки органов и подразделений внутренних дел по состоянию финансово-хозяйственной дисциплины по итогам проведенных контрольно-проверочных мероприятий, проводимых подразделениями Контрольно-ревизионного управления (КРУ) МВД России.

В методическом плане выделяются два основных типа рейтинговых оценок: классификационный (группировка) и упорядоченный (ранжирование) [1, с. 415]. Отличительные черты каждого из них представлены в таблице.

По информационному обеспечению можно выделить два основных подхода к построению комплексных рейтинговых оценок: отчетно-статистический и экспертный подходы [1, с. 239].

Отчетно-статистический подход предполагает, что при построении рейтинговой оценки хозяйствующего субъекта исследователь использует доступные ему данные о деятельности субъектов (финансовая, статистическая, управленческая отчетность, акты проверок, ревизий).

Экспертный подход, в отличие от отчетно-статистического, более субъективен, так как основан на данных, полученных в ходе опроса экспертов. Им предлагается оценить исследуемый хозяйствующий субъект (или каждый хозяйствующий субъект анализируемой группы) на основе опыта, квалификации и анализа качественной и количественной информации, имеющейся в их распоряжении.

Одним из основных показателей эффективности ведомственного финансового контроля в системе МВД России является состояние финансовой дисциплины в подконтрольных подразделениях. В настоящее время проведение проверок контрольно-ревизионными органами заканчивается составлением актов ревизии и последующим контролем устранения недостатков, возмещения убытков, выявленных в ходе ревизий, а также привлечением к ответственности виновных должностных лиц. При этом не проводится сопоставление подразделений между собой в части соблюдения ими финансовой дисциплины, что приводит к невозможности должным образом сравнить контролируемые объекты.

Предлагаемая рейтинговая оценка по своему типу в соответствии с рассмотренной классификацией является разновидностью ранжирования (упорядочивания). То есть в итоге органам и подразделениям внутренних дел будут присвоены ранги от 1 до т (т — это количество ранжируемых подразделений) в соответствии со значением сводного показателя, характеризующего состояние финансово-хозяйственной дисциплины.

Оценку состояния финансово-хозяйственной дисциплины предлагается проводить на основе данных карт учета результатов ревизии (проверки), которые формируются по результатам каждой проведенной ревизии. Таким образом, по источнику информации для проведения рейтинговой оценки разрабатываемая методика

относится к типу отчетно-статистических, что повышает ее объективность.

Можно выделить три основные цели рейтинговой оценки органов и подразделений внутренних дел по состоянию финансово-хозяйственной дисциплины:

1. Информационное обеспечение контрольно-ревизионных подразделений при сравнении качественных и количественных характеристик подконтрольных органов и подразделений между собой, что дает возможность оценить степень риска совершения нарушения финансовой дисциплины в будущем, а следовательно, — методы и характер контрольных мероприятий в отношении конкретного подразделения — функция дифференциации подконтрольных объектов.

2. Информационное обеспечение проверяемых органов и подразделений внутренних дел при оценке состояния финансовой дисциплины в сравнении с другими подразделениями, выявлении слабых и сильных сторон их деятельности — функция диагностики финансово-хозяйственной дисциплины подконтрольного объекта.

3. Информационное обеспечение вышестоящих органов и подразделений внутренних дел для принятия соответствующих мер стимулирующего характера [2, с. 21].

Предлагаемая методика рейтинговой оценки основана на расчете сводного показателя состояния финансово-хозяйственной дисциплины, определяемого на основе предварительного сравнения частных показателей.

Отличительные черты упорядоченного и классификационного рейтингов

Характеристика Тип рейтинговой оценки

Классификация (группировка) Ранжирование (упорядочивание)

Определение Отнесение субъекта к определенной группе на основе рассчитанного показателя (показателей) Определение позиции субъекта на определенной рейтинговой шкале

Применение При классификации или группировке субъектов При ранжировании субъектов

Построение Сравнение показателей субъекта с показателями границ той или иной группы (класса) субъектов Сравнение показателей субъекта с аналогичными показателями других субъектов

Что определяется Группа (класс), к которой принадлежит субъект Место субъекта среди совокупности хозяйствующих субъектов

В процессе разработки методики рейтинговой оценки нами был применен метод экспертной оценки для определения:

• перечня частных показателей, участвующих в рейтинге;

• весовых коэффициентов частных показателей, участвующих в рейтинге.

Опрос экспертов, в качестве которых выступали сотрудники КРУ МВД России, позволил сформировать следующий перечень частных показателей, по которым проводилась рейтинговая оценка:

• реальный ущерб, выявленный в ходе контрольно-ревизионного мероприятия;

• нецелевое использование средств общего объема финансирования подразделения органов внутренних дел;

• неэффективные расходы общего объема финансирования подразделения органов внутренних дел;

• неучтенное имущество, поставленное на баланс в ходе контрольно-ревизионного мероприятия;

• недоплаты личному составу.

Апробация методики была основана именно

на этом перечне.

Однако следует учесть, что этот перечень не является закрытым. С учетом современных реалий он может включать следующие частные показатели:

• недостачи денежных средств и материальных ценностей;

• порча материальных средств;

• незаконный расход денежных средств и материальных ценностей (по направлениям использования: денежное довольствие и заработная плата; продовольственное обеспечение; вещевое обеспечение; транспортные расходы при проезде в отпуск; обеспечение льгот и компенсаций, пособия уволенным из органов внутренних дел; пенсионное обеспечение; командировки и служебные разъезды; товарно-материальные ценности, выполнение работ и предоставление услуг; горюче-смазочные материалы; капитальное строительство; ремонтно-строительные работы; услуги связи; коммунальные услуги; другие расходы);

• излишне начисленные и перечисленные налоги;

• неучтенная, необоснованно списанная дебиторская задолженность;

• нарушения жилищного законодательства;

• неполученные доходы;

• непроизводительные расходы;

• недоплаты личному составу;

• иные нарушения.

Данный перечень соответствует структуре новых карт учета результатов ревизии (проверки) в подразделениях МВД России.

Расчет интегрального показателя состояния финансово-хозяйственной дисциплины для каждого участвующего в рейтинге подразделения (/-го подразделения (1ФД )) проводится по следующей формуле:

^ =1 (1" )2'

(1)

где й . — весовые коэффициенты показателей финансово-хозяйственной дисциплины;

q/j — /-й частный показатель, участвующий в расчете интегрального показателя финансово-хозяйственной дисциплины /-го подразделения;

п — количество частных показателей, участвующих в расчете интегрального показателя финансово-хозяйственной дисциплины.

В основе предлагаемой рейтинговой оценки лежит метод «эталонного субъекта».

Результаты оценки зависят не только от состояния самого подразделения, но и от выбранной базы сравнения. В рамках разработанной методики таким эталоном выступает наихудшее значение частного показателя среди участвующих в рейтинговой оценке подразделениях.

Все фактические значения частных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную дисциплину, приводятся в сопоставимый вид. Это обеспечивает возможность сравнения разнородных показателей путем их приведения к безразмерным величинам, принадлежащим интервалу от 0 до 1.

Перевод абсолютных значений показателей (р.) в относительные величины осуществляется следующим образом.

Если эталоном выступает максимальное значение показателя, то

=1

qv_ Р , (2)

Pi max Pi min

если эталоном выступает минимальное значение показателя, то

q _ Pi max Pij

4ij i (3)

Pi max Pi min

где q.. — относительный частный показатель финансово-хозяйственной дисциплины по i-му параметру j-го подразделения;

P.. — абсолютный частный показатель финансово-хозяйственной дисциплины по i-му параметру j-го подразделения;

P. . — минимальное значение i-го частного

1 /min

абсолютного показателя финансово-хозяйственной дисциплины среди всех подразделений;

P. — максимальное значение i-го частного

1 zmax

абсолютного показателя финансово-хозяйственной дисциплины среди всех подразделений.

В данной методике все эталонные (наилучшие) относительные показатели будут равны 1. Значение отдельного показателя анализируемого подразделения в данном случае может быть меньше или равно 1. Превышение единицы означает необходимость в пересмотре эталона.

Для определения коэффициента значимости каждого частного показателя финансово-хозяйственной дисциплины предлагается использовать метод экспертных оценок.

Весовые коэффициенты d показателей финансово-хозяйственной дисциплины определялись по следующему алгоритму:

1. Проводится опрос r экспертов, которые присваивают каждому показателю ранг R.. (j — номер эксперта) таким образом, чтобы наиболее важный, по их мнению, показатель получил ранг «1», следующий по важности — «2» и так до ранга «K». Ранжирование строгое, эксперт не может присвоить одинаковые ранги двум и более показателям.

2. Вычисляются преобразованные ранги по формуле

R _ K-Rj. (4)

3. Рассчитывается сумма рангов по каждому показателю:

Д =±Щ. (5)

]=1

4. Определяются веса показателей финансово-хозяйственной дисциплины:

=-#-, (6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

]=1

где / — номер показателя финансово-хозяйственной дисциплины.

При разработке данной методики в качестве экспертов при определении весовых коэффициентов выступали сотрудники КРУ МВД России.

Применяя формулу (1), рассчитывается сводный показатель состояния финансово-хозяйственной дисциплины для каждого участвующего в рейтинговой оценке подразделения. Использование в данной формуле математического действия «вычитание из единицы» позволяет привести сводные показатели в вид, где максимальное значение сводного показателя будет соответствовать более высокому уровню финансово-хозяйственной дисциплины. После расчета сводного показателя подразделениям присваивается ранг от 1 до п по убыванию величины сводного показателя.

Для повышения сопоставимости разных по масштабам деятельности подразделений возможно два направления:

1. Использование в качестве частных показателей не абсолютных значений, отраженных к контрольных картах, а относительных величин, определяемых как отношение абсолютного значения частного показателя к объему финансирования за период, в котором была выявлена соответствующая сумма ущерба или иного частного показателя, участвующего в рейтинге. Данный способ позволит проводить сравнение всех подразделений МВД России в едином рейтинге, однако связан с проведением дополнительных расчетных процедур.

2. Предварительная группировка участвующих в рейтинге подразделений в группы с

приблизительно одинаковыми масштабами деятельности и финансирования.

Результаты оценки уровня финансовой дисциплины можно представлять как в сжатом (отражаются только сводный показатель уровня финансово-хозяйственной дисциплины подразделений и его место в рейтинге), так и в детализированном виде (отражаются все частные критерии уровня финансово-хозяйственной дисциплины подразделений).

Построение такого рейтинга позволит не только объективно оценивать состояние финансово-хозяйственной дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел, но и мотивировать подразделения к его улучшению, реализуя в некоторой мере принцип соревновательности при обязательном стимулировании «передовых» в части соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины подразделений.

Литература

1. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2009. 416 с.

2. Грачев А.В., Сиденко И.К., Михайлин Е.В. Методика рейтинговой оценки органов и подразделений внутренних дел по состоянию финансово-хозяйственной дисциплины: методические рекомендации. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. 40 с.

3. Грачев А.В., Лашина Д.К. Оценка влияния отдельных факторов на эффективность ведомственного финансового контроля на основе метода экспертных оценок // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 3 (59). С. 108-113.

References

1. Sheremet A.D. Kompleksnyi analiz khoziaistvennoi deiatel'nosti: ucheb. Posobie [A Comprehensive analysis of the economic activity: a textbook]. Moscow, Infra-M — Infra-M, 2009, 416 p. (in Russ.).

2. Grachev A.V., Sidenko I.K., Mikhailin E.V. Metodika reitingovoi otsenki organov i podrazdelenii vnutrennikh del po sostoianiiu finansovo-khoziaistvennoi distsipliny: metodicheskie rekomendatsii [The methods of rating evaluation bodies and divisions of Internal Affairs according to the state financial and economic discipline: guidelines]. Saint Petersburg, Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii — The Publishing house of St. Petersburg University of MIA of Russia, 2015, 40 p. (in Russ.).

3. Grachev A.V., Lashina D.K. Otsenka vliianiia otdel'nykh faktorov na effektivnost' vedomstvennogo finansovogo kontrolia na osnove metoda ekspertnykh otsenok [The evaluation of the influence of individual factors on the effectiveness of the departmental financial control according to the of method of expert estimations]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii — The Bulletin of St. Petersburg University of MIA of Russia, 2013, no. 3 (59), pp. 108-113 (in Russ.).

0 КНИЖНАЯ ПОЛКА

■ХиншеоаыйтшЕмитЕГ

ПОНЯТИИНЫИ АППАРАТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Понятийный аппарат информационной безопасности финансово-экономических систем: энциклопедический словарь / сост. Г.О. Крылов, В.Л. Никитина. М.: Финансовый университет, 2016. 256 с.

ISBN 978-5-7942-1331-7

В словаре изложены основные понятия информационной безопасности финансово-экономических систем, связанные, в частности, со вступлением России во Всемирную торговую организацию и с необходимостью выполнения международных требований к информационной безопасности финансово-экономических систем. Издание предназначено для бакалавров, магистрантов, аспирантов, а также для научных работников, преподавателей, сотрудников правоохранительных органов, изучающих проблемы информационной безопасности финансово-экономических систем. При подготовке словаря использована СПС «КонсультантПлюс». Публикуется в авторской редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.