Научная статья на тему 'Правовое и организационно-методическое обеспечение противодействия коррупции в органах внутренних дел на региональном уровне'

Правовое и организационно-методическое обеспечение противодействия коррупции в органах внутренних дел на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / CORRUPTION / CORRUPTION PREVENTION / ANTI-CORRUPTION / LEGAL / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильичёв И.Е.

МВД России, согласно действующему законодательству и Положению о Министерстве, решает двуединую задачу: а) в составе иных субъектов противодействия коррупции осуществляет борьбу с коррупцией в пределах установленных полномочий в масштабах всей страны и б) осуществляет широкий круг мер, направленных на предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел. Эффективность этой деятельности во многом зависит от ее организационно-методического обеспечения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В статье исследуются правовые и организационно-методические основы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. В качестве опорного субъекта избрана Белгородская область. Объектом исследования являются имеющие нормативный и (или) рекомендательный характер ведомственные акты Минтруда России и МВД России по исследуемой тематике. В работе используются общие методы научного исследования, в том числе диалектический, общефилософский, сравнительно-правовой, аналитический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильичёв И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL, ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF ANTICORRUPTION IN THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS AT THE REGIONAL LEVEL

The Ministry of Internal Affairs of Russia, in accordance with the current legislation and the Regulation on the Ministry, solves a two-fold task: a) as part of other anti-corruption entities, fights corruption within the established authority throughout the country and b) implements a wide range of measures aimed at preventing corruption in the authorities internal affairs and the formation of anti-corruption behavior of employees and employees of internal affairs bodies. The success and effectiveness of this activity largely depends on its legal, organizational and methodological support at the federal, regional and municipal levels. This paper examines the organizational and methodological foundations of the fight against corruption in the constituent entities of the Russian Federation. The Belgorod region was elected as the supporting subject. The object of the study is the departmental acts of the Ministry of Labor of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia on the subject under study that have normative and (or) recommendatory nature. The work uses generally accepted methods of scientific research, including dialectic, general philosophical, comparative legal, analytical.

Текст научной работы на тему «Правовое и организационно-методическое обеспечение противодействия коррупции в органах внутренних дел на региональном уровне»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ

УРОВНЕ

LEGAL, ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF ANTI-CORRUPTION IN THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS AT THE REGIONAL LEVEL

Аннотация: МВД России, согласно действующему законодательству и Положению о Министерстве, решает двуединую задачу: а) в составе иных субъектов противодействия коррупции осуществляет борьбу с коррупцией в пределах установленных полномочий в масштабах всей страны и б) осуществляет широкий круг мер, направленных на предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел. Эффективность этой деятельности во многом зависит от ее организационно-методического обеспечения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В статье исследуются правовые и организационно-методические основы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. В качестве опорного субъекта избрана Белгородская область. Объектом исследования являются имеющие нормативный и (или) рекомендательный характер ведомственные акты Минтруда России и МВД России по исследуемой тематике. В работе используются общие методы научного исследования, в том числе диалектический, общефилософский, сравнительно-правовой, аналитический.

Ключевые слова: коррупция, предупреждение коррупции, противодействие коррупции, организационно-методические основы, органы внутренних дел.

Для цитирования: Ильичёв И.Е. Правовое и организационно-методическое обеспечение противодействия коррупции в органах внутренних дел на региональном уровне // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 1. С. 14-20.

Abstract: the Ministry of Internal Affairs of Russia, in accordance with the current legislation and the Regulation on the Ministry, solves a two-fold task: a) as part of other anti-corruption entities, fights corruption within the established authority throughout the country and b) implements a wide range of measures aimed at preventing corruption in the authorities internal affairs and the formation of anti-corruption behavior of employees and employees of internal affairs bodies. The success and effectiveness of this activity largely depends on its legal, organizational and methodological support at the federal, regional and municipal levels.

This paper examines the organizational and methodological foundations of the fight against corruption in the constituent entities of the Russian Federation. The Belgorod region was elected as the supporting subject. The object of the study is the departmental acts of the Ministry of Labor of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia on the subject under study that have normative and (or) recommendatory nature. The work uses generally accepted methods of scientific research, including dialectic, general philosophical, comparative legal, analytical.

Keywords: corruption, corruption prevention, anti-corruption, legal, organizational and methodological foundations, internal affairs bodies.

For citation: Il'ichev I.E. Legal, organizational and methodological support of anti-corruption in the bodies of the internal affairs at the regional level // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 1. P. 14-20.

УДК 343.35

И.Е. ИЛЬИЧЕВ,

доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) ilicigor@yandex.ru

IGOR E. IL'ICHEV,

Doctor of Law, Professor

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

КРИМИНОЛОГИЯ

Морально-нравственный облик, приверженность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации антикоррупционной модели поведения воспринимаются и оцениваются обществом в качестве одного из векторов развития правового государства [1], а любое проявление коррупции - как угроза обществу и государству, угроза национальной безопасности [2]. Любое раскрытое преступление коррупционного характера способствует минимизации социальных последствий коррупции [3]. Применение научно обоснованных «средств, мер и принципов антикоррупционного поведения государственных служащих приводит к значительному уменьшению количества коррупционных преступлений в органах внутренних дел и затрудняет в дальнейшем появление преступных посягательств коррупционной направленности» [4].

Формирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел в значительной степени определяется наличием, количеством и качеством правового и методического обеспечения воспитательного процесса в подразделениях органов внутренних дел, качеством планирования и четкой организацией воспитательной работы с сотрудниками. Таким образом, соответствующий анализ имеющейся правовой и методической базы противодействия коррупции в органах внутренних дел на региональном уровне становится актуальной задачей.

Сайт УМВД России по Белгородской области дает богатейшую информацию по запросу «Противодействие коррупции». Здесь есть отсылка к разделу «Противодействие коррупции» МВД России, приводятся нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции, формы документов для заполнения, связанных с противодействием коррупции, номер телефона доверия, новости в сфере борьбы с коррупцией, пакеты материалов по иным разделам противодействия. В своей совокупности указанные материалы в целом содействуют реализации п. 50 Типового положения о территориальном органе МВД России в субъекте Российской Федерации1, согласно которому территориальный орган «обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции... в территориальном органе, подчиненных органах и организациях».

Пакет «Методические материалы» сайта УМВД России по Белгородской области содер-

1 Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 25.12.2019) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

жит 22 документа, в том числе методические рекомендации, одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, а также методические рекомендации МВД России.

Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции протоколом от 25 сентября 2012 г. № 34 одобрил три документа: методические рекомендации «Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений», методические рекомендации «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих» и методические рекомендации «Организация в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов».

Методические рекомендации «Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» содержат краткую информацию о правовой основе профилактики коррупционных и иных правонарушений, столь же краткое описание основных направлений деятельности подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В состав указанных основных направлений деятельности входят правовое просвещение, обучение и консультирование государственных служащих по вопросам противодействия коррупции, соблюдения ими запретов, ограничений, требований к служебному поведению; подготовка методических материалов, подборок нормативных правовых актов; создание и ведение в сети Интернет страницы подразделения кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе; оценка коррупционных рисков и мониторинг антикоррупционных мероприятий, осуществляемых в федеральном государственном органе.

Приложение 1 к указанным рекомендациям содержит обстоятельный Перечень обязанностей, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, возлагаемых на федеральных государственных служащих. Оформленный в виде таблицы Перечень цитирует положения соответствующих статей федеральных законов, дает на них ссылки, описывает необходимые действия и ответственность за не-

КРИМИНОЛОГИЯ

соблюдение норм законодательства. Указанная информация касается сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, конфликта интересов, уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям, получения подарков, услуг, наград и иных благ, выполнения государственным или муниципальным служащим иной работы.

Методические рекомендации «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих» содержат перечень нормативных правовых актов, регламентирующих организацию антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих, общие положения, касающиеся размещения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, рекомендуемые подходы к планированию этой деятельности, методологические основы формирования соответствующих образовательных программ и примерное содержание их разделов.

Методические рекомендации «Организация в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов» содержат общие положения, касающиеся цели антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, описание организационной основы этой деятельности, принципы независимой антикоррупционной экспертизы, оформления результатов антикоррупционной экспертизы и соответствующей отчетности, ответственности за некачественное и несвоевременное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Приложения к методическим рекомендациям содержат формы заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы и информации о проведении антикоррупционной экспертизы.

Правовую основу противодействия коррупции в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» (ст. 2) составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, указанный Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, в том числе ведомственные акты МВД России.

Реализуя свои полномочия в сфере противодействия коррупции, МВД России разработало

пакет ведомственных актов по данной проблеме, которые размещены на официальном сайте Министерства. В своей совокупности указанные акты создают правовой механизм реализации положений федерального законодательства о противодействии коррупции в системе МВД России.

Приказом МВД России от 19 апреля 2010 г. № 293 утвержден Порядок уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Согласно указанному приказу (п. 2) обязанность уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения, в том числе о ставших известными фактах обращения к другим сотрудникам, военнослужащим, гражданским служащим, в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений возлагается на всех сотрудников, военнослужащих и гражданских служащих системы МВД России. Уведомление осуществляется посредством подачи специального документа, выполненного в произвольной форме либо в соответствии с примерным образцом. В уведомлении указываются сведения об обратившемся лице, источнике поступления обращения в целях склонения к коррупционному правонарушению и иные данные. К уведомлению прикладываются материалы, подтверждающие обстоятельства обращения. Запрещается составление уведомления от имени другого лица или лиц. Проверка информации, содержащейся в уведомлении, проводится в течение 30 суток со дня поступления уведомления в орган внутренних дел. Результаты проверки с выводами и предложениями докладываются представителю нанимателя (работодателя), ее назначившему. По результатам проведенной проверки представителем нанимателя (работодателя) принимается одно из следующих решений: 1) о передаче уведомления и материалов его проверки для рассмотрения в органы прокуратуры; 2) об окончании проведения проверки в случае, если указанные в уведомлении сведения не нашли своего объективного подтверждения.

Приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 (ред. от 03.10.2017) установил обязательность проведения антикоррупционной экспертизы в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, обязал начальников главных управлений, управлений МВД России, руководителей иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, организовать такую работу силами подразделений и сотрудников, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы.

Приказ МВД России от 31 июля 2012 г. № 746 (ред. от 07.11.2016) установил порядок форми-

КРИМИНОЛОГИЯ

рования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и урегулированию конфликта интересов, создаваемых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821. Руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, предложено в состав комиссий в качестве постоянных членов с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне включать представителя (представителей) научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, представителя общественной организации ветеранов органов внутренних дел, представителя профсоюзной организации. Все установки данного приказа нашли отражение в Положении о комиссии УМВД России по Белгородской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Результаты работы комиссии находят, хотя и с задержкой, отражение на сайте УМВД России по Белгородской области. Указанные результаты свидетельствуют о единичных выявленных случаях коррупционного поведения сотрудников, что отражает в целом здоровую морально-психологическую обстановку в коллективах действующих в области подразделений органов внутренних дел.

Приказом МВД России от 31 июля 2012 г. № 747 (ред. от 04.09.2013) утверждены формы статистической отчетности, в том числе отчета о ходе реализации мер по противодействию коррупции в системе МВД России. Руководителям подразделений территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, поручено организовать исполнение данного приказа, а также обеспечить контроль за сбором информации, ее полнотой, достоверностью и своевременностью представления в ДГСК МВД России.

Приказом МВД России от 26 июня 2013 г. № 472 (ред. от 01.02.2017) утверждено Положение об осуществлении в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством. Согласно Положению решение об осуществлении проверки принимается отдельно в отношении каждого гражданина или работника и оформляется в письменной форме. При осуществлении проверки кадровое подразделение вправе проводить беседу с гражданином или работником, получать от него пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам, по окончании проверки обязано ознакомить работника с результатами проверки. По результатам проверки руководитель, имеющий право назначения на соответствующую должность, принимает одно из следующих решений: 1) назначить гражданина на должность; 2) отказать гражданину в назначении на должность; 3) применить к работнику меры дисциплинарной ответственности. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в соответствующие государственные органы.

Приказом МВД России от 12 мая 2015 г. № 555 утвержден Порядок уведомлений о получении сотрудниками органов внутренних дел подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей, регистрации уведомлений, приема и хранения подарка и определения его дальнейшей судьбы в соответствии с действующим законодательством.

Приказом МВД России от 30 июля 2015 г. № 799 утвержден Порядок уведомлений работодателя работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Уведомление работником организации осуществляется в произвольной форме либо в соответствии с рекомендуемым образцом. В уведомлении, помимо данных о лице, заполняющем уведомление, указываются: сведения о физическом или юридическом лице, склоняющем к совершению коррупционного правонару-

КРИМИНОЛОГИЯ

шения, о других сотрудниках или работниках, в случае если стали известны факты обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционного правонарушения; сущность коррупционного правонарушения, которое должно было быть совершено по просьбе обратившегося лица; способ и обстоятельства склонения к совершению коррупционного правонарушения; время, дата и место склонения к совершению коррупционного правонарушения. К уведомлению прикладываются материалы, подтверждающие обстоятельства обращения. Уведомление подается непосредственно работодателю в ходе личного приема. Уведомление должно быть рассмотрено работодателем в течение суток (за исключением выходных и нерабочих праздничных дней) со дня его личного получения или регистрации в подразделении делопроизводства. По результатам рассмотрения уведомления работодателем принимается одно из следующих решений: 1) об оставлении уведомления без рассмотрения (если оно является анонимным или в нем содержатся сведения, по которым ранее в установленном порядке проводилась проверка, в ходе которой они не нашли своего объективного подтверждения); 2) о назначении в установленном порядке проверки изложенных в нем сведений; 3) о передаче уведомления, если в нем содержатся сведения, имеющие признаки преступления, в органы, наделенные полномочиями возбуждать уголовные дела; 4) о передаче уведомления уполномоченному вышестоящему должностному лицу или в вышестоящее подразделение системы МВД России, если рассмотрение уведомления по существу выходит за пределы его должностных полномочий.

Приказом МВД России от 31 июля 2015 г. № 804 утвержден Порядок формирования и деятельности Комиссии территориального органа МВД России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МВД России. Согласно указанному порядку численный и персональный состав Комиссии утверждается приказами руководителей (начальников) территориальных органов МВД России на окружном уровне, оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, территориальных органов МВД России на региональном уровне. Комиссию возглавляет заместитель начальника территориального органа МВД России. В состав Комиссии включаются секретарь Комиссии - начальник подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России либо должностное лицо подраз-

деления по работе с личным составом территориального органа МВД России, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также определяемые начальником территориального органа МВД России представители подразделения по работе с личным составом, правового подразделения, других подразделений, представитель (представители) образовательных и научных организаций, деятельность которых связана с государственной службой. В состав Комиссии могут быть включены представители общественного совета при территориальном органе МВД России. При этом число членов Комиссии, не замещающих должности государственной службы в территориальном органе МВД России, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов Комиссии. Обязательным условием формирования состава Комиссии является исключение возможности возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.

Приказом МВД России от 5 апреля 2016 г. № 158 утвержден порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, и работниками, замещающими эти должности. Указанный порядок распространяется на граждан, претендующих на замещение должности в организациях МВД России, а также на работников этих организаций. Согласно приказу гражданин, претендующий на замещение должности, представляет такие сведения о себе, своих супруге и несовершеннолетних детях по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности. Работник организации, замещающий должность, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет аналогичные данные за отчетный период (с 1 января по 31 декабря). Действие приказа распространяется на следователей, дознавателей, оперуполномоченных, участковых уполномоченных полиции всех наименований, инспекторов всех наименований подразделений по делам несовершеннолетних, в том числе подразделений для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, на должности всех наименований подразделений патрульно-постовой службы полиции, а также на должности всех наименований, в служебные обязанности которых входит осуществление полномочий по защите интересов органов внутренних дел в судах и (или) по про-

КРИМИНОЛОГИЯ

ведению правовой экспертизы проектов конкурсной документации и документации об аукционе, запросов котировок цен на товары, работы, услуги для обеспечения нужд МВД России, включая проекты соответствующих договоров, соглашений, государственных контрактов.

Приказом МВД России от 7 ноября 2016 г. № 709 утвержден Порядок принятия решения об осуществлении контроля за расходами сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, а также за расходами их супругов и несовершеннолетних детей. Приказ определяет процедуру принятия решения об осуществлении контроля за расходами сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, а также за расходами их супругов и несовершеннолетних детей, представление сведений о которых предусмотрено ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». На региональном уровне решение об осуществлении контроля за расходами сотрудников, гражданских служащих принимается руководителем (начальником) подразделения территориального органа МВД России, образовательной, научной, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организации и подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, - в отношении лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.

Приказом МВД России от 14 декабря 2016 г. № 838 утвержден Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными граждански-

ми служащими системы МВД России. На региональном уровне действие приказа распространяется на руководящий состав территориальных органов МВД России, органов предварительного следствия системы МВД России, органов управления и подразделений Госавтоинспекции, образовательных и научных организаций системы МВД России, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 3 мая 2017 г. № 258 утвержден Порядок уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Приказ регламентирует процедуры представления и регистрации уведомления о возникновении личной заинтересованности, но не регламентирует процедур его рассмотрения и принятия решения. При этом аналогичный по смыслу, но более детально проработанный приказ МВД России от 30.07.2015 № 799 объявляется утратившим силу.

Приказом МВД России от 1 июня 2017 г. № 334 утвержден Порядок сообщения в системе МВД России о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, порядок сдачи подарка, его оценки и реализации, в том числе выкупа. Прилагаемый к приказу Порядок сообщения о получении подарка устанавливает запрет на получение подарка сотрудником, государственным служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, подлежат передаче уполномоченным организациям (подразделениям), осуществляющим прием, хранение, определение стоимости и реализацию подарков. На региональном уровне таковыми являются со-

КРИМИНОЛОГИЯ

ответствующие федеральные казенные учреждения хозяйственного и сервисного обеспечения территориальных органов МВД России.

Приведенный выше обзор показывает, что формирование ведомственного пакета нормативных актов в исследуемой области, начавшись в 2010 году, в основном завершено в 2017 году. В последующий период, включая 2019 год, в действующие акты вносятся изменения и дополнения, отражающие текущие изменения в федеральном законодательстве.

А.С. Дугенец, Ф.П. Васильев и А.Н. Гугунский отмечают позитивную роль внутриведомственных административных регламентов как формы, способствующей формированию антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел [5]. С этим мнением можно было бы согласиться, если бы не сохраняющийся высоким уровень коррупции в органах внутренних дел. Безусловно, правы коллеги из Дальневосточного юридического института МВД России, настаивающие на поиске новых подходов в борьбе с коррупцией в органах внутренних дел, включая внедрение передового зарубежного опыта [6].

В Европе борются с коррупцией, с одной стороны, поддерживая высокий уровень жизни на-

селения (живущий в достатке гражданин не нуждается в коррупции как способе решения своих проблем), с другой - усиливая повседневный контроль деятельности чиновников. Создание с этой целью Генеральной инспекции в Греции в короткий срок позволило более чем вдвое - с 15 до 7 процентов - понизить долю граждан, регулярно дающих взятки.

Положительный опыт есть и у наших ближайших соседей. Сайт Генеральной Прокуратуры Кыргызской Республики содержит две базы данных: Единую базу данных в отношении лиц, осужденных за совершение должностных преступлений, и Единый реестр преступлений и проступков. Попадание лица в указанные базы является хорошим предостережением для работодателей и кадровых служб как в государственной (муниципальной) службе, так и в бизнесе. В Китайской Народной Республике широко применяется хорошо зарекомендовавший себя во многих странах мира принцип конфискации «in rem» [7]. Представляется, что применение имеющегося положительного зарубежного опыта способно дать надлежащий эффект и в России, и не только в органах внутренних дел, и не только на региональном уровне.

Литература

1. Овсяк А.М., Соколов В.А., Корчагина К.А. Формирование антикоррупционной модели поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как один из векторов развития правового государства // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 1 (84). С. 135-140.

2. Костарев В.В. Коррупция как угроза безопасности России // Инновационная наука. 2016. № 7-8. С. 104-105.

3. Федулов И.Н., Квач С.С. Противодействие коррупции в Российской Федерации: современное состояние и перспективы // Вестник Югорского государственного университета. 2019. Вып. 3 (54). С. 26-31.

4. Грачёв Ю.А., Никишкин А.В., Ветрова Е.В. Меры по противодействию коррупции в Российской Федерации на современном этапе развития // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 4 (84). С. 99-106.

5. Дугенец А.С., Васильев Ф.П., Гугунский А.Н. Современные особенности регулирования вопросов борьбы с коррупцией в системе органов внутренних дел России // Российский следователь. 2011. № 9. С. 29-31.

6. Олейник А.Е., Власов К.А. Противодействие коррупции в органах внутренних дел: разнообразие средств и поиск новых решений // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 325-331.

7. Трощинский П.В. Нормативно-правовое регулирование борьбы современного китайского государства с коррупцией // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 2. С. 169-177.

References

1. OvsyakA.M., Sokolov V.A., Korchagina K.A. Formirovanie antikorruptsionnoi modeli povedeniya sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii kak odin iz vektorov razvitiya pravovogo gosudarstva // Yurist"-Pravoved". 2018. № 1 (84). S. 135-140.

2. Kostarev V.V. Korruptsiya kak ugroza bezopasnosti Rossii // Innovatsionnaya nauka. 2016. № 7-8. S. 104-105.

3. Fedulov I.N., Kvach S.S. Protivodeistvie korruptsii v Rossiiskoi Federatsii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy // Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. Vyp. 3 (54). S. 26-31.

4. Grachev Yu.A., Nikishkin A.V., Vetrova E.V. Mery po protivodeistviyu korruptsii v Rossiiskoi Federatsii na sovremennom etape razvitiya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 4 (84). S. 99-106.

5. Dugenets A.S., Vasil'evF.P., GugunskiiA.N. Sovremennye osobennosti regulirovaniya voprosov bor'by s korruptsiei v sisteme organov vnutrennikh del Rossii // Rossiiskii sledovatel'. 2011. № 9. S. 29-31.

6. OleinikA.E., Vlasov K.A. Protivodeistvie korruptsii v organakh vnutrennikh del: raznoobrazie sredstv i poisk novykh reshenii // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2019. № 4 (49). S. 325-331.

7. Troshchinskii P.V. Normativno-pravovoe regulirovanie bor'by sovremennogo kitaiskogo gosudarstva s korruptsiei // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2016. № 2. S. 169-177.

(статья сдана в редакцию 25.01.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.