Научная статья на тему 'О правовых аспектах ограничений, установленных в целях противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации'

О правовых аспектах ограничений, установленных в целях противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭЛЕМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / МЕХАНИЗМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ БОРЬБЫ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ELEMENTS OF COUNTERACTION / MECHANISMS OF ANTI-CORRUPTION FIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольшевская Анна Владимировна

Детально рассмотрены правовая основа антикоррупционного законодательства в органах в органах внутренних дел Российской Федерации , а также основные обязательства, установленные в целях противодействия коррупции. Сделана попытка отразить значимые моменты по усовершенствованию антикоррупционного законодательства на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ольшевская Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About legal aspects of the restrictions established for the purpose of counteraction of corruption in the internal affairs bodies of the Russian Federation

Discussed in detail the legal basis of anti-corruption in this article are subject to analysis of the legal aspects of anti-corruption legislation in the bodies of internal affairs of the Russian Federation. Namely, the main obligations established in order to combat corruption are subject to consideration. An attempt is also made to reflect the significant points on the improvement of anti-corruption legislation in Russia.

Текст научной работы на тему «О правовых аспектах ограничений, установленных в целях противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10418

ББК 67 © А.В. Ольшевская, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

О ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ОГРАНИЧЕНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анна Владимировна Ольшевская, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: Anna-olshevskya@mail.ru

Аннотация. Детально рассмотрены правовая основа антикоррупционного законодательства в органах в органах внутренних дел Российской Федерации , а также основные обязательства, установленные в целях противодействия коррупции. Сделана попытка отразить значимые моменты по усовершенствованию антикоррупционного законодательства на территории России.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, органы внутренних дел Российской Федерации, элементы противодействия, механизмы антикоррупционной борьбы.

ABOUT LEGAL ASPECTS OF THE RESTRICTIONS ESTABLISHED FOR THE PURPOSE OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Anna V. Olshevskaya, docent of the administrative law department, candidate of juridical sciences Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: Anna-olshevskya@mail.ru

Abstract. Discussed in detail the legal basis of anti-corruption in this article are subject to analysis of the legal aspects of anti-corruption legislation in the bodies of internal affairs of the Russian Federation. Namely, the main obligations established in order to combat corruption are subject to consideration. An attempt is also made to reflect the significant points on the improvement of anti-corruption legislation in Russia.

Keywords: corruption, anti-corruption legislation, bodies of internal affairs of the Russian Federation, elements of counteraction, mechanisms of anti-corruption fight.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ольшевская А.В. О правовых аспектах ограничений, установленных в целях противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):262-7.

В современной России сегодня проблема коррупции стоит в одном ряду с такими, несомненно, значимыми проблемами человечества как терроризм, сохранение природы, безопасность экономики и многими другими, и при этом, интерес к вопросам изучения данного негативного явления с течением времени только усиливается.

Если государством не будут совершенство-

ваться механизмы антикоррупционной борьбы, то очень быстро коррупция займет одно из основных мест среди разрушительных процессов, и превратится в серьезную угрозу верховенству закона, демократическим преобразованиям и правам человека, что молниеносно приведет к тяжелейшим социальным последствиям. Как следствие, это подорвет доверие к властным структурам, приведет

к деградации социума, политических и социальных отношений, нанесет урон имиджу и престижу любой страны в современном мире, захлестнув современную власть на всех ее уровнях, и сделает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя.

В рамках систематизированных федеральных правил антикоррупционной политики Президентом нашей страны в 2008 году был объявлен политический курс на борьбу с ней, и 25 декабря 2008 года Государственной Думой был принят Закон о противодействии коррупции [1], а в дальнейшем его нормы были детализированы целым «антикоррупционным пакетом правовых актов».

Деятельность органов исполнительной власти в большей степени по сравнению с другими органами публичной власти подвержена коррупции, это связано с тем, что здесь сосредоточено правление организационными, финансовыми, кадровыми и иными ресурсами. Повышенную подверженность коррупции органов исполнительной власти предопределяют следующие факторы:

• отсутствие должного механизма реализации ответственности за коррупционные проступки;

• уровень материальной оплаты труда государственных служащих и ряд других.

Существенная роль в решении проблемы противодействия коррупции отведена эффективному взаимодействию правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти.

Координационная деятельность по профилактике коррупционных и иных правонарушений в системе МВД России осуществляется отделом организации профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента государственной службы и кадров МВД России.

Так, нормативной правовой составляющей противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации является Федеральный закон о службе в органах внутренних дел [2], статья 14 которого содержит ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации. Данная статья является отсылочной к двум другим правовым актам — Закону о противодействия коррупции и Закону о государственной гражданской службе [3].

Хотелось бы обратить внимание, что на сотрудников органов внутренних дел Российской Федера-

ции распространяются отдельные нормы Закона о государственной гражданской службе, а именно статьи 17, 18, 20.

Эти правовые акты определяют основополагающие начала противодействия коррупции, организационно-правовые основы предупреждения, борьбы, а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Так, рассмотрим, к примеру, некоторые ограничения, возлагаемые на государственных служащих, установленные вышеуказанными федеральными законами.

На гражданина, замещавшего должность государственной службы, налагается ограничение при заключении им трудового и гражданско-правового договора.

В соответствии со статьей 12 Закона о противодействии коррупции, статьей 64.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Освещая данное направление, хотелось бы обратить внимание, что на практике граждане, замещавшие должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы при заключении договоров с организациями не обращаются к бывшему работодателю за получением согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих к урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о

противодействии коррупции, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в письменной форме в десятидневный срок в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ответственность работника за несоблюдение требований части 2 статьи 12 Федерального закона. Частью 3 статьи 12 Закона о противодействии коррупции закреплены последствия для работника несоблюдения им (бывшим госслужащим) требования об уведомлении нового работодателя о прежнем месте работы (службы). Такое нарушение бывшим госслужащим требований закона влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Ответственность работодателя за несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового договора с гражданином, ранее замещавшим должность государственно службы. Несообщение работодателем сведений о заключении с бывшим государственным служащим трудового договора является правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 19.29 КоАП Российской Федерации «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего)» в виде наложения административного штрафа:

• на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

• на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Дела о данной категории административных правонарушений возбуждаются прокурором и рассматриваются судьей.

Рассмотрев данное ограничение, возлагаемое на государственных служащих, хотелось бы также

обозначить аспекты о мерах ответственности за нарушение ограничений.

Привлечение к ответственности за несоблюдение коррупционного законодательства производится на основании проверок соблюдения госслужащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных законами [4].

Данные проверки имеют отличия от проверок, проводимых согласно приказу МВД России от 26.03.2013 № 161 [5].

Доклад о результатах проверки соблюдения ограничений и запретов антикоррупционного законодательства, согласно Указу Президента РФ от 21.09.2009 № 1065, подготавливается подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, на которого возложены функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений), а заключение служебной проверки готовится должностным лицом, которому поручено ее проведение руководителем (начальником) подразделения.

Также имеются различия в сроках проведения проверок по вышеуказанным нормативным актам: согласно Указу Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении. Согласно Приказу МВД России от 26.03.2013 № 161 служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Государственный служащий в отношении, которого назначена проверка согласно требованиям Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего решения, должен быть уведомлен в письменной форме о ее начале, и ему должно быть разъяснено, какие сведения, представляемые им, и соблюдение каких требований к служебному поведению, подлежат проверке. Данные требования не отражены в приказе МВД России от 26.03.2013 № 161.

Также имеются различия в принятии решения

о привлечении к дисциплинарной ответственности после подготовки мотивированного доклада (заключения). Так, подготовленный доклад о результатах проверки согласно Указу Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 выносится на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и по урегулированию конфликтов интересов. На основании и по рекомендации данной комиссии руководителем, назначившим данную проверку, принимается решение о привлечении (непривлечении) к дисциплинарной ответственности государственного служащего, нарушившего антикоррупционное законодательство Российской Федерации. В случае же, когда государственный служащий в ходе опроса признает факт совершения им коррупционного правонарушения, согласен на привлечение к дисциплинарной ответственности и подтверждает это в своем письменном объяснении, к нему может быть применен упрощенный порядок применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений, за исключением увольнения за утрату доверия. Упрощенный порядок применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений исключает необходимость проведения подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений соответствующей проверки (предусмотренной Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065).

Согласно изменениям, внесенным в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции [6], статьями 50.1 и 51.1 Закона о службе в органах внутренних дел предусмотрен особый порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнение обязательств, установленных в целях противодействия коррупции.

С этого периода срок привлечения к ответственности за совершение данных правонарушений исчисляется не со дня их совершения, а с момента поступления информации об их совершении.

На сотрудника органов внутренних дел в случае несоблюдения им данных требований, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

• замечание,

• выговор,

• строгий выговор,

• предупреждение о неполном служебном соответствии,

• перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел,

• увольнение со службы в органах внутренних дел.

Одновременно с этим, Закон о службе в органах внутренних дел дополнен статьей 82, содержащей исчерпывающий перечень действий, при совершении которых сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Так, сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) неприятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является;

2) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия сотрудника органов внутренних дел на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности;

5) вхождения сотрудника органов внутренних дел в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) нарушения сотрудником органов внутренних дел, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми, запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника органов внутренних дел личной заинтересованности, которая приводит или

может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Сведения о применении к сотруднику органов внутренних дел взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором сотрудник проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Закона о противодействии коррупции.

Подводя итоги актуальной на взгляд автора темы соблюдения антикоррупционного законодательства в Российской Федерации исполнительной властью Российской Федерации и в частности, должностными лицами системы МВД России, хотелось еще раз отметить, что, несмотря на относительную «молодость» данного направления, в законодательстве можно проследить положительные тенденции к устранению пробелов в этой сфере, а также приведения всех нормативных актов этой области к однородности, содержащей все антикор-рупционые позиции.

Литература

1. Федеральный закон от 25.08.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Парламентская газета от 31.12.2008 № 90, Собрание законодательства Российской Федерации от 29.12.2008 № 52 (часть I) ст. 6228, Российская газета от 30.12.2008 № 266.

2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Парламентская газета от 02.12.2011 № 52-53, Российская газета от 07.12.2011 №275, Собрание законодательства Российской Федерации от 05.12.2011 № 49 (часть I) ст. 7020, Официальный интернет-портал правовой информации (www. pravo.gov.ru) 01/12/2011.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Парламентская газета от 31.07.2004 № 140-141, Российская газета от 31.07.2004 № 162, Собрание за-

конодательства Российской Федерации от 02.08.2004 № 31 ст. 3215.

4. Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // Российская газета от 22.09.2009 № 177, Собрание законодательства Российской Федерации от 28.09.2009 № 39 ст. 4588.

5. Приказ МВД РФ от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета от 14.06.2013 № 127.

6. Федеральный закон от 22.12.2014 № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), Российская газета от 24.12.2014 № 293, Собрание законодательства Российской Федерации от 29.12.2014 № 52 (часть I) ст. 7542.

References

1. Federal law of 25.08.200 No. 273-FZ "On combating corruption" // Parliamentary newspaper of 31.12.2008 No. 90, Assembly of legislation of the Russian Federation of 29.12.2008 No. 52 (part I) article 6228, Russian newspaper of 30.12.2008 No. 266.

2. Federal law No. 342-FZ of 30.11.2011 "On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" // Parliamentary newspaper No. 52-53 of 02.12.2011, Rossiyskaya Gazeta No. 275 of 07.12.2011, Collection of legislation of the Russian Federation No. 49 (part I) of article 7020 of 05.12.2011, Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) 01.12.2011.

3. Federal law of 27.07.2004 No. 79-FZ "On the

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

state civil service of the Russian Federation" // Parliamentary newspaper of 31.07.2004 No. 140-141, Russian newspaper of 31.07.2004 No. 162, Assembly of the legislation of the Russian Federation of 02.08.2004 No. 31 art. 3215.

4. The decree of the President of the Russian Federation dated 21.09.2009 No. 1065 "On check of reliability and completeness of the information submitted by citizens applying for replacement of posts of Federal public service and Federal public servants, and compliance with Federal civil servants of requirements to office behavior" // Russian newspaper from 22.09.2009 №177, Collection of legislation of the Russian Federation from 28.09.2009 № 39,

article 4588.

5. The Order of the Interior Ministry of 26.03.2013 № 161 "On approval of Procedure for conducting internal audit in the bodies, organizations and units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" // Russian newspaper from 14.06.2013 № 127.

6. Federal law No. 431-FZ of 22.12.2014 "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on combating corruption" // Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru), Rossiyskaya Gazeta No. 293 of 24.12.2014, Collection of legislation of the Russian Federation No. 52 (part I) of article 7542 of 29.12.2014.

Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя

Актуальные проблемы

административного I права и процесса I

Актуальные проблемы административного права и процесса. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О.В. Химиче-вой, О.В. Мичуриной. 480 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.

Для подготовки магистров юриспруденции, аспирантов, специалистов по программам Правовое обеспечение национальной безопасности и Правоохранительная деятельность. Может быть полезен научно-педагогическим работникам, занимающимся проблемами административного права и административного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.