Научная статья на тему 'Основные требования, ограничения, запреты и обязательства, установленные в целях противодействия коррупции в органах исполнительной власти Российской Федерации, и основные проблемные вопросы при осуществлении антикоррупционного законодательства в органах внутренних дел Российской Федерации'

Основные требования, ограничения, запреты и обязательства, установленные в целях противодействия коррупции в органах исполнительной власти Российской Федерации, и основные проблемные вопросы при осуществлении антикоррупционного законодательства в органах внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
748
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / противодействие коррупции / профилактика коррупции / эффективность антикоррупционной деятельности / антикоррупционное законодательство / органы исполнительной власти Российской Федерации / органы внутренних дел России. / corruption / anti-corruption / prevention of corruption / effectiveness of anti-corruption activities / anti-corruption legislation / executive authorities of the Russian Federation / internal affairs bodies of Russia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Владимировна Ольшевская

Рассмотрена правовая основа антикоррупционного законодательства в органах исполнительной власти Российской Федерации; проанализованы проблемные аспекты при реализации антикоррупционного законодательства в органах исполнительной власти Российской Федерации; изучены основные требования, ограничения, запреты и обязательства, установленные в целях противодействия коррупции. Даны предложения по усовершенствованию антикоррупционного законодательства в Российской федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN REQUIREMENTS, RESTRICTIONS, PROHIBITIONS AND OBLIGATIONS ESTABLISHED FOR THE PURPOSE OF RESISTING CORRUPTION IN THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MAIN PROBLEMATIC ISSUES IN THE IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The legal basis of anti-corruption legislation in the executive authorities of the Russian Federation has been considered; Analysed problematic aspects in the implementation of anti-corruption legislation in the executive authorities of the Russian Federation; The basic requirements, restrictions, prohibitions and obligations established for the purpose of combating corruption have been studied. Proposals to improve anti-corruption legislation in the Russian Federation have been given.

Текст научной работы на тему «Основные требования, ограничения, запреты и обязательства, установленные в целях противодействия коррупции в органах исполнительной власти Российской Федерации, и основные проблемные вопросы при осуществлении антикоррупционного законодательства в органах внутренних дел Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411 /2073-0454-2020-1003 8 © А.В. Ольшевская, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ЗАПРЕТЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, УСТАНОВЛЕННЫЕ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анна Владимировна Ольшевская, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: Anna-olshevskya@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена правовая основа антикоррупционного законодательства в органах исполнительной власти Российской Федерации; проанализованы проблемные аспекты при реализации антикоррупционного законодательства в органах исполнительной власти Российской Федерации; изучены основные требования, ограничения, запреты и обязательства, установленные в целях противодействия коррупции. Даны предложения по усовершенствованию антикоррупционного законодательства в Российской федерации.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, профилактика коррупции, эффективность антикоррупционной деятельности, антикоррупционное законодательство, органы исполнительной власти Российской Федерации, органы внутренних дел России.

THE MAIN REQUIREMENTS, RESTRICTIONS, PROHIBITIONS AND OBLIGATIONS ESTABLISHED FOR THE PURPOSE

OF RESISTING CORRUPTION IN THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MAIN PROBLEMATIC ISSUES IN THE IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Anna V. Olshevskaya, associate professor of Department of administrative law, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: Anna-olshevskya@mail.ru

Abstract. The legal basis of anti-corruption legislation in the executive authorities of the Russian Federation has been considered; Analysed problematic aspects in the implementation of anti-corruption legislation in the executive authorities of the Russian Federation; The basic requirements, restrictions, prohibitions and obligations established for the purpose of combating corruption have been studied. Proposals to improve anti-corruption legislation in the Russian Federation have been given.

Keywords: corruption, anti-corruption, prevention of corruption, effectiveness of anti-corruption activities, anti-corruption legislation, executive authorities of the Russian Federation, internal affairs bodies of Russia.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ольшевская А.В. Основные требования, ограничения, запреты и обязательства, установленные в целях противодействия коррупции в органах исполнительной власти Российской Федерации, и основные проблемные вопросы при осуществлении антикоррупционного законодательства в органах внутренних дел Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):173-180.

В любой развитой стране мира антикоррупционная политика занимает одно из основных мест в рамках построения государственности, повышения имиджа и престижа страны на международной арене. При

этом отсутствие механизмов борьбы с данным негативным явлением ведет к серьезной угрозе верховенству закона, демократическим преобразованиям и правам человека, делает неравным доступ людей к

материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя.

В 2008 г. Президентом РФ Д. Медведевым был объявлен политический курс на борьбу с коррупцией и 25 декабря 2008 г. Государственной Думой был принят Закон о противодействии коррупции1, а вместе с ним и целый «пакет антикоррупционных законов». Вместе они установили рамочные федеральные правила (институциональное оформление) антикоррупционной политики.

Деятельность органов исполнительной власти в большей степени, по сравнению с другими органами власти, подвержена коррупции; это связано с тем, что здесь сконцентрировано оперативное управление финансовыми, информационными, материально-техническими, экономическими, кадровыми и иными ресурсами. Повышенную подверженность коррупции органов исполнительной власти предопределяют следующие факторы:

♦ активные контакты с физическими или юридическими лицами;

♦ существенная значимость полномочий, принадлежащих органам исполнительной власти и многие другие.

Существенная роль в решении проблемы противодействия коррупции отведена эффективному взаимодействию правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти.

Координационная деятельность по профилактике коррупционных и иных правонарушений в системе МВД России осуществляется отделом организации профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента государственной службы и кадров МВД России.

В ходе обсуждения данной темы следует отметить ряд причин, по которым сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России, а также работникам организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, тяжело воспринимаются запреты, связанные с коррупцией. Это происходит, в частности, из-за отсутствия единого однородного акта, содержащего все антикоррупционные позиции, их переплетение, а также относительную «молодость» данного направления законодательства.

Так, нормативной правовой составляющей противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации является Закон о службе2, ст. 14 которого содержит ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации. Данная статья является отсылочной к двум другим — Закону о противодействия коррупции и Закону о государственной гражданской службе3.

Хотелось бы обратить внимание, что на сотрудников органом внутренних дел Российской Федерации распространяются отдельные нормы Закона о государственной гражданской службе, а именно ст. 17, 18, 20.

Данные законы устанавливают ключевые основы предупреждения, борьбы, а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Рассмотрим основные запреты, ограничения и обязанности, возлагаемые на государственных служащих, установленные вышеуказанными федеральными законами.

1. Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Итак, государственные служащие в системе МВД Российской Федерации представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с требованиями ст. 8 и 81 Закона о противодействии коррупции и ст. 12 Закона о службе.

Приказами МВД России определен перечень должностях лиц, обязанных предоставить вышеука-

1 Федеральный закон от 25 августа 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228.

2 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. I). Ст. 7020.

3 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

занные сведения4, а также порядок предоставления этих сведений5.

Особенности заполнения сведений о доходах освещены в соответствующих рекомендациях6.

В процессе заполнения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возникают следующие вопросы.

1. Является ли уважительной причиной невозможность предоставить указанные сведения в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в отпуске по уходу за ребенком или командировке? — Нет, не является. Данные сведения подлежат обязательному представлению.

2. Является ли уважительной причиной невозможность предоставить сведения в отношении несовершеннолетних детей, проживающих с бывшими супругами, а также супругов, отказывающих давать информацию о своих доходах, счетах в банках и остатках на них? — Невозможность предоставить сведения в отношении несовершеннолетних детей, проживающих с бывшими супругами и супругов, оформляется в виде рапорта на имя руководителя с последующим рассмотрением данного вопроса на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Отказ супругов не предоставлять сведения о своих доходах, счетах не является основанием для исключения из общего порядка подачи данных сведений.

Основные ошибки при заполнении указанных сведений заключается в: не указании доходов от вкладов в банки, продажи ранее принадлежащего имущества; не способности правильно заполнить раздел «Сведения о расходах»; не указании всех счетов, открытых на имя государственных служащих и на имя их супругов; указании приблизительных сумм остатков на счетах на отчетную дату и др.

2. Обязанность сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов на государственной службе и принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Ввиду многогранности ситуаций, обладающих признаками конфликта интересов, данная обязанность наиболее подвержена нарушениям.

Понятие конфликт интересов содержится в ст. 10 Закона о противодействии коррупции.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность — это (ч. 3 ст. 19, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона государственной гражданской службе) заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей; понимается как возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера для себя, членов своей семьи или для третьих лиц (родители, су-

4 Приказ МВД России от 16 декабря 2016 г. N° 848 «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // URL://http://www.pravo.gov.ru

5 Приказ МВД России от 14 декабря 2016 г. № 838 «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» // URL://http://www.pravo.gov.ru

6 Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2019 г. № 10-9/10/В-36 «О Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки для использования в ходе декларационной компании 2019 г. (за отчетный 2018 г.) // URL://https://rosmintrud.ru/шinistry/anticorrup-tion/Methods

пруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей, а также граждане или организации, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами).

В Законе о службе содержится ст. 71, устанавливается следующие обязанности.

1. Сотрудник органов внутренних дел обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Сотрудник органов внутренних дел обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно.

3. Прямой руководитель (начальник) или непосредственный руководитель (начальник), которым стало известно о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию.

В МВД России действует особый порядок уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов7.

Согласно данному порядку, сотрудники обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало известно о возникновении личной заинтересованности, предоставить представителю нанимателя (работодателю) в ходе личного приема или через кадровое подразделение соответствующее уведомление в письменном виде.

Непринятие государственным служащим, работником, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего, работника с государственной службы.

Обращаясь к проблемным вопросам, следует отметить, что возможность возникновения личной заинтересованности у сотрудников, связанных иными близкими отношениями, в первую очередь, возни-

кает у последнего из назначенных. Здесь сотрудники, вновь поступающие на службу, а также переводящиеся их других территориальных подразделений не уведомляют представителя нанимателя о прохождении в данном территориальном подразделении службы его родственника (свойственника), что является нарушением законодательства Российской Федерации. В данной ситуации уведомление о возможности возникновения конфликта интересов при прохождении службы в одном подразделении сотрудниками и государственными гражданскими служащими должны подаваться на стадии рассмотрения документов кадровыми подразделениями и служащими, замещающими должности в подразделении и кандидатами на должность.

3. Обязанность в целях предотвращения конфликта интересов предавать ценные бумаги, акции (доли, паи в уставных (складских) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственной служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

Статья 12.3 Закона о противодействии устанавливает обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов, в случае если владение этими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов. Аналогичные положения установлены в качестве запретов для государственных служащих в федеральных законах, регулирующих прохождение различ-

7 Приказ МВД России от 3 мая 2017 г. № 258 «Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (зарегистрировано в Минюсте России 24 мая 2017 г. № 46824) // URL://http://mvd.wwwxonsultantm/documents

ных видов государственной службы (для гражданской службы — ч. 2 ст. 17 Закон государственной гражданской службе). Такие предписания являются общим для всех государственных служащих запретом, связанным с государственной службой.

Передача государственными служащими принадлежащих им ценных бумаг, акций (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление является мерой предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

4. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Сотрудник, федеральный государственный гражданский служащий или работник, которому поступило обращение в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, обязан уведомить в день поступления этого обращения представителя нанимателя (работодателя) в ходе личного приема или через подразделение, осуществляющее делопроизводство.

Стоит обратить внимание, что представителем нанимателя является руководитель, с которым у сотрудника и государственного гражданского служащего заключены контракты о прохождении службы. Работник уведомляет должностное лицо, поименованное в трудовом договоре в качестве работодателя.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, примерный образец уведомления, а также перечень сведений, содержащихся в уведомлении, установлены.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим данного требования является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы и привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наряду с обязанностями на государственных служащих, в связи с прохождением ими службы, также налагаются и запреты.

1. Запрет отдельными категориями лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Россий-

ской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В целях установления данного запрета подготовлен самостоятельный нормативный акт8.

Особенностями регулирования данных правоотношений, является субъективный состав. В МВД России он определен профильным приказом от 3 июня 2015 г. № 6589, который утверждает перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, замещение которых влечет за собой запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Данный запрет распространяется на:

1) руководителей, назначение которых осуществляется Президентом Российской Федерации;

2) лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы высшей группы должностей;

3) лиц, замещающих должности руководителей (начальников) и заместителей руководителей (на-

8 Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2306.

9 Приказ МВД России от 3 июня 2015 г. № 658 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, замещение которых влечет за собой запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // URL://http://www.pravo.gov.ru

чальников) организаций, создаваемых для выполнения задач, возложенных на МВД России, в том числе замещаемые на основании трудового договора.

Данный запрет распространяется также и на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей всех вышеуказанных лиц.

Одновременно с этим следует выделить две группы лиц, замещающих:

1) должности руководителей (начальников), заместителей руководителей (начальников) территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте из числа должностей старшего начальствующего состава;

2) должности всех наименований, исполнение обязанностей по которым предусматривает допуск к сведениям особой важности.

Супруги и несовершеннолетние дети лиц, замещающих указанные должности, в возможностях владения указанными счетами не ограничены.

Несоблюдение указанного запрета влечет за собой досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой должности или увольнение в связи с утратой доверия.

2. Запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией.

Согласно ст. 17 Закона о государственной гражданской службе и ст. 14 Закона о службе государственному служащему заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией запрещено.

Исключением считается участие в управлении политической партией; участие на безвозмездной основе в управлении органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участие на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями в качестве единоличного исполнительного ор-

гана или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя.

3. Запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, оплату развлечения, отдыха и иные вознаграждения).

Сотрудники, государственные гражданские служащие и работники не вправе получать подарки, связанные со своим должностным положением или исполнением обязанностей.

Получить подарки можно только в связи с протокольными мероприятиями и служебными командировками. При этом обязательному уведомлению подлежат все случаи получения подарка в связи с протокольными, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Иные подарки получать запрещено.

Порядок сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 1010, а в системе МВД России данный порядок закреплен приказом МВД России от 1 июня 2017 г. № 33411.

Все подарки подлежат сдаче, так как являются собственностью Министерства. Подарки подлежат передаче в уполномоченную организацию:

1) в центральном аппарате — в ГЦАХиТО МВД России;

2) в территориальных органах МВД России на региональном уровне и подчиненных им территори-

10 Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» // СЗ РФ. 2014. № 3. Ст. 279.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Приказ МВД России от 1 июня 2017 г. № 334 2 «Об утверждении Порядка сообщения в системе МВД России о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа)» // URL://http://www.pravo.gov.ru

альных органов на районном уровне — в соответствующие федеральные казенные учреждения хозяйственного и сервисного обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне;

3) иные органы, организации, подразделения МВД России (в том числе их тыловые подразделения).

Не позднее трех рабочих дней уведомление о получении подарка в двух экземплярах вместе с подарком, чеком и другими документами передаются в уполномоченную организацию, где регистрируются. Важно отметить, что если стоимость подарка известна и она составляет менее 3 тыс. руб., то подарок также сдается. После оценки и подтверждения его рыночной стоимости он будет возвращен. В случае стоимости подарка более 3 тыс. руб., уполномоченная организация (уполномоченное подразделение) обеспечивает включение в установленном порядке принятого к бюджетному учету подарка, в реестр федерального имущества, а служащему предлагается его выкупить.

4. Запрет заниматься без письменного разрешения руководителя иной оплачиваемой деятельностью.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о службе, сотруднику органов внутренних дел запрещается работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением преподавателей, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организа-

ций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Проблематикой данного направления является то, что уведомления об иной оплачиваемой деятельности служащими подаются руководителям после заключения договора со сторонними организациями, что является нарушением. Такое легкомыслие может отразиться на репутации сотрудника двояко: как не отображение в сведениях о доходах фактически полученного дохода, так и наоборот — как отсутствие уведомления при фактическом отображении дохода в справке.

Привлечение к ответственности за несоблюдение коррупционного законодательства производится на основании проверок соблюдения госслужащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных законами12.

Данные проверки имеют отличия от проверок, проводимых согласно приказу МВД России от 26 марта 2013 г. № 16113.

Доклад о результатах проверки соблюдения ограничений и запретов антикоррупционного законодательства, согласно Указу Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, подготавливается подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, на кого возложены функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений), а заключение служебной проверки готовится должностным лицом, которому поручено ее проведение руководителем (начальником) подразделения.

Также имеются различия в сроках проведения проверок по вышеуказанным нормативным актам: согласно Указу Президента РФ от 21 сентября 2009 г.

12 Указ Президента РФ от 21сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // СЗ РФ. 2014. № 39. Ст. 4588.

13 Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 14 июня.

№ 1065 — проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении. Согласно приказу МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 — служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Государственный служащий, в отношении которого назначена проверка, согласно требованиям Указа Президента РФ от 21 февраля 2009 г. № 1065 в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения должен быть уведомлен в письменной форме о ее начале и ему должны быть разъяснены какие сведения, представляемые им и соблюдение каких требований к служебному поведению, подлежат проверке. Данные требования не отражены в приказе от 26 марта 2013 г. № 161.

Также имеются различия в принятии решения о привлечении к дисциплинарной ответственности после подготовки мотивированного доклада (заключения). Так, подготовленный доклад о результатах проверки, согласно Указу Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, выносится на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и по урегулированию конфликтов интересов. На основании рекомендаций данной комиссии руководителем, назначившим данную проверку, принимается решение о привлечении (непривлечении) к дисциплинарной ответственности государственного служащего, нарушившего антикоррупционное законодательство Российской Федерации. Исключением

из этого является, если государственный служащий в ходе опроса признает факт совершением им коррупционного правонарушения, согласен на привлечение к дисциплинарной ответственности и подтверждает это в своем письменном объяснении, то к нему может быть применен упрощенный порядок применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений, за исключением увольнения за утрату доверия. Упрощенный порядок применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений исключает необходимость проведения подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений соответствующей проверки (предусмотренной Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065).

Согласно изменениям, внесенным в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции14, ст. 501 и 511 Закона о службе предусмотрен особый порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или о регулировании конфликта интересов, неисполнение обязательств, установленных в целях противодействия коррупции.

Подводя итоги можно еще раз отметить, что, несмотря на относительное новаторство данного направления, в законодательстве Российской Федерации можно проследить и увидеть положительные тенденции в устранении пробелов в законодательстве этой сферы.

14 Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. I). Ст. 7542.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.