Научная статья на тему 'Противодействие коррупции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации'

Противодействие коррупции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9255
1117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / THE EXECUTIVE AUTHORITIES / ANTI-CORRUPTION LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поляков Максим Михайлович

В статье рассмотрены и проанализированы полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции в системе государственного управления. Изучены положения антикоррупционных нормативных правовых актов, планов и программ, направленных на минимизацию коррупционных проявлений в государственном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поляков Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO CORRUPTION EXECUTIVE AUTHORITIES OF SUBJECTS RUSSIAN FEDERATION

The article reviewed and analyzed the powers of the executive authorities of the Russian Federation subjects to counter corruption in public administration. Examine the provisions of anticorruption of normative legal acts, plans and programs aimed at minimizing corruption in public administration.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

Flerovsky, V. V. Veresaev, Bolshevism, Menshevism, the law of war and peace.

Olejnikov V.V., candidate jurid. Sciences, Lecturer of Chair of the Theory and History of State and Law of the Odintsovo University for the Humanities (Russia, Moscow reg., Odintsovo).

УДК 342.5

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.М. Поляков

В статье рассмотрены и проанализированы полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции в системе государственного управления. Изучены положения антикоррупционных нормативных правовых актов, планов и программ, направленных на минимизацию коррупционных проявлений в государственном управлении.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, органы исполнительной власти, антикоррупционные нормативные правовые акты.

Оценивая существующие сегодня угрозы в области государственного управления, необходимо отметить, что одной из самых опасных среди них является именно коррупция. Данное социально-правовое явление крайне отрицательным образом сказывается на существующей системе государственно-властных отношений. Коррупция резко снижает эффективность государственного управления, разрушает концептуальные основы функционирования государственной службы, уменьшает доверие населения к органам исполнительной власти. В этой связи, автор разделяет справедливое мнение ведущих учёных-правоведов Тульского государственного университета А.Ю. Головина, Е.С. Дубоносова, С.Н. Ковалева, которые небезосновательно отмечают тот факт, что коррупция в рамках общественных отношений «существенно влияет на разрушение социальных связей, падение нравственных устоев, ведёт в нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности» [1, с. 3]. Применительно к теме данной статьи, автор также хочет отметить очень актуальную позицию профессора Д.К. Нечевина, который предлагает всесторонне познать специфические законы функционирования коррупции и выработать адекватные методы воздействия на её делинквентные проявления, замечая при этом, что от этого зависит будущее современной государственности [2, с. 175].

Для преодоления сложившейся негативной ситуации в Российской Федерации последние несколько лет проводится целый комплекс

антикоррупционных мероприятий. Приняты законы и подзаконные акты против коррупции, в органах государственной власти и местного самоуправления созданы антикоррупционные подразделения, в средствах массовой информации тема коррупции стала освещаться намного чаще.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Закон о противодействии коррупции) [3] Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики в области противодействия коррупции. Данные антикоррупционные направления нашли своё непосредственное отражение в Национальной стратегии противодействия коррупции [4], а также федеральных, ведомственных и региональных планах по противодействию коррупции. В настоящее время основные направления по реализации российской антикоррупционной политики на федеральном уровне закреплены в Указе Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» [5].

В п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции содержится легальное определение противодействия коррупции, под которым понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах, имеющихся у их полномочий. К данным полномочиям непосредственно относятся:

- предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

- минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Объективно, наибольшую опасность для общества и государства представляют коррупционные правонарушения, которые совершаются в системе реализации исполнительной власти или, другими словами, в системе государственного управления. Закон о противодействии коррупции в определении понятия коррупции (п. 1 ст. 1) фактически раскрывает перечень наиболее опасных противоправных деяний, относящихся к коррупционным правонарушениям, которые совершаются преимущественно в системе государственного управления. К ним относятся:

- злоупотребление служебным положением;

- дача взятки;

- получение взятки;

- злоупотребление полномочиями;

- коммерческий подкуп;

- перечисленные выше противоправные деяния от имени или в интересах юридического лица.

Ответственность за данные преступления закреплена в уголовном

законодательстве Российской Федерации. В частности, ответственность за коммерческий подкуп установлена ст. 204 УК РФ, за злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ, за получение взятки - ст. 290 УК РФ, за дачу взятки - ст. 291 УК РФ, за посредничество во взяточничестве -ст. 291.1 УК РФ [6].

Стоит отметить, что круг противоправных деяний, которые можно охарактеризовать как коррупционные правонарушения, значительно шире. К их числу можно отнести коррупционные административные правонарушения (ст. 19.28. «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и ст. 19.29. «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего» КоАП РФ [7]), коррупционные дисциплинарные проступки (так, например, особенности применения взысканий за коррупционные правонарушения к государственным гражданским служащим регулируются ст. 59.3. Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [8]) и коррупционные гражданско-правовые деликты (к примеру, согласно ч. 1 ст. 575 ГК РФ не допускается дарение государственным служащим подарков стоимость которых превышает 3 000 рублей [9]). Кроме того, в системе государственного управления существует большое количество проявлений (лоббизм, фаворитизм, кумовство, непотизм, покровительство), которые по своим признакам во многом схожи с коррупционными правонарушениями. По мнению автора, сегодня назрела настоятельная необходимость в детальной правовой регуляции данных отношений.

Поручения, закреплённые в Национальной стратегии и национальных планах противодействия коррупции, распространяются не только на федеральные органы государственной власти, но и на органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. На основании пп. «б» п. 5 Указа Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460 органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано руководствоваться пунктом 4 Указа в отношении планов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.

В этой связи Правительству РФ, президиуму Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции было поручено разработать проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации.

Реализация антикоррупционных планов и программ имеет чрезвычайно важное значение для повышения качества и эффективности государственного управления в Российской Федерации. Данное обстоятельство удостоверяется целым рядом ключевых направлений для реализации, которые закреплены в п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции. Применительно к системе государственного управления из их числа можно выделить:

- внедрение в деятельность органов государственной власти и органов

местного самоуправления инновационных технологий;

- совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок;

- дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

- повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

- совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

- совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;

- повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих и т.д.

Противодействие коррупции - это процесс, который включат в себя системную работу, как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Антикоррупционные планы и программы на уровне субъектов РФ принимаются в различных видах. Так, например, в Санкт-Петербурге антикоррупционный план является приложением к нормативному постановлению [10], а в Тульской области антикоррупционный план является приложением к нормативному распоряжению главы субъекта [11].

Примером специализированного органа исполнительной власти субъекта РФ, занимающегося вопросами противодействия коррупции, является Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции, входящий в состав Правительства города Москвы. Согласно п. 1 Положения о данном департаменте, противодействие коррупции осуществляется, в частности, путём реализации полномочий по:

- взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами в целях обеспечения противодействия коррупции;

- обеспечению деятельности коллегиальных органов города Москвы (комиссий, групп, штабов) по вопросам обеспечения профилактики коррупционных правонарушений и противодействия коррупции;

- координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, общественных объединений граждан и иных организаций в сфере противодействия коррупции;

- проведению мониторинга, анализа и осуществление прогноза в сфере обеспечения противодействия коррупции в городе Москве;

- подготовке на рассмотрение Мэром Москвы и Правительством Москвы проектов правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией [12].

Органы исполнительной власти субъектов РФ для профилактики и

предупреждения коррупционных проявлений в системе государственной гражданской службы также принимают ведомственные антикоррупционные планы и программы. К примеру, входящий в состав Правительства г. Москвы Департамент экономической политики и развития, разместил на своём официальном сайте сети Интернет не только Приказ от 12.09.2014 № 97-ПР «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции на 2015 год», но и специальный онлайн-курс «Противодействие коррупции в органах исполнительной власти города Москвы», а также Доклад о ходе реализации в Департаменте экономической политики и развития города Москвы мероприятий по противодействию коррупции во втором полугодии 2013 года [13]. Из содержания доклада департамента следует, что данный государственный орган достиг вполне определённых результатов в рамках антикоррупционной деятельности. Так, согласно данным доклада, за первое полугодие 2013 года Департамент экономической политики и развития:

- провёл проверку соблюдения служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

- увеличил количество антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов на 300%;

- повысил общее количество служащих, прошедших обучение по вопросам противодействия коррупции на 25%;

- увеличил количество проведённых мероприятий правовой и антикоррупционной направленности (подготовка памяток, методических пособии по антикоррупционной тематике, консультации служащих на тему антикоррупционного поведения) на 250%.

Анализ правоприменительной практики деятельности органов исполнительной власти свидетельствует о том, что антикоррупционной деятельностью занимаются и территориальные органы исполнительной власти. В Москве управы районов, которые согласно Постановлению Правительства Москвы «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» [14] являются территориальными органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными Правительству Москвы, также имеют собственные перспективные планы и программы противодействия коррупции. В частности, Управа района Северное Тушино г. Москвы запланировала для реализации целый комплекс антикоррупционных мероприятий [15]. Меры по противодействию коррупции разделены на две большие группы. Первая группа включает в себя мероприятия по реализации антикоррупционного законодательства, к которым относятся, например, осуществление контроля за оказанием государственных услуг, связанных с взаимодействием государственных гражданских служащих с физическими и юридическими лицами, внесение в административные регламенты положений, направленных на профилактику коррупции. Вторая группа называется «Организационные мероприятия противодействия коррупции» и включает в себя:

- конкретные организационные меры по противодействию коррупции;

- совершенствование организации прохождения государственной гражданской службы;

- развитие системы размещения государственных заказов;

- развитие взаимодействия с гражданами и юридическими лицами;

- мероприятия в рамках принципа «одного окна».

К числу организационных мер по противодействию коррупции в Управе района Северное Тушино относятся:

- проведение служебных проверок по поступившим обращениям и информации о коррупционных проявлениях в деятельности государственных гражданских служащих;

- обеспечение формирования действующего резерва кадров по замещаемым должностям в соответствии с действующим законодательством;

- проведение конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы;

- обеспечение предоставления государственными гражданскими служащими управы района сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

- принятие мер для предотвращения конфликта интересов на государственной гражданской службе;

- разработка и утверждение состава рабочей группы управы района по противодействию коррупции и т.д.

Совершенствование организации прохождения государственной гражданской службы согласно антикоррупционному плану района Северное Тушино города Москвы, включает в себя:

- исключение случаев вовлечения государственных гражданских служащих в коммерческую деятельность;

- осуществления контроля за выполнением процедуры уведомления государственными гражданскими служащими города Москвы представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего города Москвы к совершению коррупционных правонарушений;

- участие государственных гражданских служащих города Москвы в семинарах по основам государственной гражданской службы и предупреждения коррупции для государственных гражданских служащих, в том числе с участием правоохранительных органов;

- направление государственных гражданских служащих, связанных с коррупционными рисками, на курсы повышения квалификации по антикоррупционной тематике;

- организация работы проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательств имущественного характера, предоставляемых государственными гражданскими служащими;

- размещение информации на сайте управы района сведений о доходах, имуществе и обязательств имущественного характера государственных

гражданских служащих за прошедший календарный год и т.д.

Активно ведётся борьба с коррупцией и в других субъектах Российской Федерации, причём многие из них достигли в этой области значительных успехов. Примером такой положительной практики для нашей страны может послужить антикоррупционный опыт Республики Татарстан. В ст.1 Закона РТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» закреплено крайне важное определение антикоррупционной политики под которой понимается деятельность субъектов антикоррупционной политики Республики Татарстан в пределах их полномочий, направленная на противодействие коррупции и сокращение её негативного влияния [16]. Акцент в данном определении сделан именно на минимизацию негативного влияния коррупции в различных сферах функционирования общества и государства. Данный тезис подтверждается текстом стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан, принятой ещё в 2005 году, где зафиксировано, что «коррупция не может быть побеждена полностью» [17]. Кроме того, по мнению автора, тезисы антикоррупционной стратегии Татарстана, перечисленные во вводной части документа, абсолютно логично и адекватно определяют суть данной работы, а также перспективы по противодействию коррупции в республике на ближайшее будущее. В стратегии отмечается:

- ощутимое для граждан и экономики снижение коррупции займёт не одно десятилетие;

- коррупция не может быть ограничена в результате разовой кампании, необходимо сделать антикоррупционную политику постоянной функцией государственный властей;

- нужно различать борьбу с коррупцией и борьбу с коррупционерами, только репрессивными мерами коррупцию не ограничить, основные усилия антикоррупционной политики должны быть направлены на устранение причин и условий, порождающих коррупцию, и, тем самым, на повышение эффективности государственного и муниципального управления;

- органы власти, тем более, когда они поражены коррупцией, не в состоянии самостоятельно решить проблему ограничения коррупции, - это возможно сделать только находясь в партнёрских отношениях с обществом;

- важнейшее политическое условие, при котором возможно ограничение коррупции, - это эффективная демократия.

Специализированным органом по противодействию коррупции в Республике Татарстан выступает Совет при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции, являющийся совещательным органом при главе региона [18]. Одними из основных задач совета являются:

- рассмотрение вопросов и подготовка предложений Президенту Республики Татарстан по реализации на территории республики государственной политики в области противодействия коррупции и повышению ее эффективности;

- обеспечение взаимодействия органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов

исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления в Республике Татарстан, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц при осуществлении в пределах их полномочий на территории Республики Татарстан деятельности по противодействию коррупции (далее - субъекты противодействия коррупции);

- разработка мероприятий по противодействию коррупции и осуществлению контроля за их реализацией;

- рассмотрение предложений субъектов противодействия коррупции и разработка мероприятий по их реализации.

По мнению автора, сегодня в России необходимо создание специализированных органов (департаментов, управлений, отделов) по противодействию коррупции на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, где они не организованы в настоящее время. Реализация данного предложения позволит усилить проводимую в настоящее время политику по противодействию коррупции, в том числе и в сфере государственного управления.

Кроме того, автор считает, что в настоящее время необходимо на федеральном уровне рассмотреть вопрос о принятии соответствующего нормативного правового акта, регулирующего координацию деятельности специализированных органов субъектов Российской Федерации, занимающихся противодействием коррупции.

В заключении необходимо отметить, что антикоррупционная борьба в России заметно активизировалась. Большинство положений федеральных, региональных и местных планов по противодействию коррупции реализованы или находятся на стадии реализации. В обозримой перспективе это даст возможность гораздо эффективнее и результативнее развиваться системе государственного управления, а также обеспечит серьёзный задел для формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции.

Список литературы:

1. Головин А.Ю., Дубоносов Е.С., Ковалев С.Н. Антикоррупционное воспитание в сфере высшего профессионального образования (по опыту работы Тульского государственного университета) // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. II. Юридические науки. - Тула.: Изд-во ТулГУ., 2014.

2. Нечевин Д.К. Рецензия на рукопись учебного издания «Курс основ антикоррупционного права» (часть I) К.В. Суркова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 5. Ч. II. Юридические науки. -Тула.: Изд-во ТулГУ, 2013.

3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

4. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане

противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http: // www.pravo.gov.ru

5. Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http: // www.pravo.gov.ru

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации, http: //pravo .gov.ru

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации, http: // pravo .gov.ru

8. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации, http: // pravo .gov.ru

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации, http: //pravo .gov.ru

10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 № 829 (ред. от 17.07.2014) «О Плане противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы» // СПС «КонсультантПлюс»

11. Распоряжение Губернатора Тульской области от 19 октября 2012 г. № 389-рг «О комплексном плане противодействия коррупции в органах исполнительной власти Тульской области на 2013-2016 годы» // Электронный Портал Правительства Тульской области, URL: http://tularegion.ru/tula/regionalsecurity/antikor/Planantikorr/

12. Постановление Правительства Москвы от 25 февраля 2014 г. № 79-ПП «О переименовании Департамента региональной безопасности города Москвы и утверждении Положения о Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы» // Официальный сайт Правительства Москвы, URL: http://www.mos.ru

13. Официальный сайт Департамента экономической политики и развития г. Москвы // Электронный ресурс, URL: http: //depr. mo s. ru/anti-corruption/plans-papers-reports-reviews-static-information-on-combating-corruption/

14. Постановление Правительства г. Москвы от 24 февраля 2010 г. № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» // Электронный ресурс, URL: https://www.mos.ru/documents/index.php?id 4=125082

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Официальный сайт управы района Северное Тушино города Москвы // Электронный ресурс, URL: http://severnoe-tushino.mos.ru/anti-corruption/plans-papers-reports-reviews-static-information-on-combating-corruption/detail/1037779.html

16."Закон РТ от 04.05.2006 № 34-ЗРТ (ред. от 12.06.2014) «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» // Республика Татарстан, № 93, 07.05.2006.

17. Указ Президента Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. № УП-127

«О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан» // Официальный интернет-портал Республики Татарстан, URL: http : //tatarstan.ru/rus/anticorruption/strategy.htm

18. Указ Президента РТ от 21 февраля 2011 г. № УП-71 «О Совете при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции» // Официальный интернет-портал Республики Татарстан, URL: http : //tatarstan.ru/rus/anticorruption. htm

Поляков Максим Михайлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Тел: + 7(968)586-45-51, E-mail: maxpol84@yandex.ru (Россия, Москва)

COUNTERACTION TO CORRUPTION EXECUTIVE AUTHORITIES OF SUBJECTS

RUSSIAN FEDERATION M. M. Polyakov

The article reviewed and analyzed the powers of the executive authorities of the Russian Federation subjects to counter corruption in public administration. Examine the provisions of anticorruption of normative legal acts, plans and programs aimed at minimizing corruption in public administration.

Keywords: corruption, anti-corruption, the executive authorities, anti-corruption legal acts.

Polyakov Maxim Mikhailovich, candidate of juridical sciences, associate professor of administrative law and process Moscow State University of Law by the name O.E. Kutafin (MSLA),

Tel.: +7(968)586-45-51, e-mail: maxpol84@yandex.ru (Russia, Moscow)

УДК 342

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ВНУТРЕННЕГО

КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.С. Посулихина

В статье рассмотрены рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; авторское определение конфликта интересов в сфере здравоохранения; административная процедура урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности; комплекс мер, направленных на противодействие коррупции в деятельности работников медицинской организации.

Ключевые слова: внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, конфликт интересов, коррупция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.