ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА КУШНАРЕВА,
заместитель начальника 1 отдела Управления анализа, планирования и контроля Штаба ГУ МВД России по г. Москве — начальник организационного отделения Российская Федерация, 127994, г. Москва, ул. Петровка, д. 38 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
УДК 351.74:331.107.1
DOI 10.24412/2072-9391-2021-359-89-97
Дата поступления статьи: 15 июня 2021 г. Дата принятия статьи в печать: 10 сентября 2021 г.
YELENA VLADIMIROVNA KUSHNARYOVA, Deputy Head of the First Department of Management Analysis, Planning and Control of the Headquarters of the Main Department of the Ministry of internal Affairs of Russia in Moscow — Chief Organizational Department Russian Federation, 127994, Petrovka St., 38 E-mail: [email protected]
Scientific Specialty: 12.00.11 - Judicial Activity, Prosecutor's Activity, Human Rights and Law Enforcement Activities.
Алгоритм подготовки и проведения совещаний в территориальных органах МВД России
Algorithm of Preparation and Holding of Meetings in the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Аннотация
Актуальность: одной из форм коллегиального принятия управленческих решений в органах внутренних дел Российской Федерации являются совещания.
Вместе с тем проводимые проверки в территориальных органах МВД России на районном уровне показывают, что качество подготавливаемых документов к совещанию зачастую не отвечает предъявляемым требованиям. В связи с чем решения, принимаемые на совещании, не способствуют повышению эффективности деятельности конкретных подразделений. Результаты исследований показывают, что качество вырабатываемых на совещании управленческих решений напрямую зависит от организации его проведения.
Постановка проблемы: отсутствие единого нормативно закрепленного подхода к организации совещательного процесса, как четко выстроенной последовательности определенных этапов, актуализирует необходимость выработки алгоритма порядка подготовки и проведения совещаний в территориальных органах МВД России на районном уровне.
Цель исследования: разработка алгоритма порядка подготовки и проведения совещаний в территориальных органах МВД России на районном уровне.
Abstract
The relevance: one of the forms of collective management decision-making in the internal affairs bodies of the Russian Federation are meetings.
At the same time, the inspections carried out in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level show that the quality of the documents prepared for the meeting often does not meet the requirements.
In this connection, the decisions taken at the meeting do not contribute to improving the efficiency of the activities of specific departments. The research results show that the quality of management decisions developed at the meeting directly depends on the organization of its holding.
The problem statement: the lack of a unified normative approach to the organization of the consultative process, as a clearly structured sequence of certain stages, actualizes the need to develop an algorithm for the procedure for preparing and holding meetings in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level.
The purpose of the study: to develop an algorithm for the procedure for preparing and holding meetings in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level.
90
Методы исследования: анализ нормативных правовых актов, специальной литературы, социологической опрос.
Выводы:
1. На сегодняшний день управленческая деятельность любого руководителя территориального органа МВД России, прежде всего на районном уровне, невозможна без эффективно проведенных совещаний любых форм и видов, что подтверждается результатами проведенного исследования.
2. Четкий нормативно закрепленный порядок подготовки и проведения совещаний поможет не только регламентировать их проведение, но и стать одним из важнейших условий обеспечения их эффективности, тем самым расширяя потенциальные возможности выработки оптимального коллективного решения правоохранительных задач.
Ключевые слова: совещание; алгоритм организации подготовки и проведения совещания; коллегиальность; коллегиальные формы; управленческая деятельность; управленческое решение.
The research methods: analysis of normative legal acts, special literature, sociological survey.
The conclusions:
1. To date, the managerial activity of any head of a territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia, primarily at the district level, is impossible without effectively held meetings of any forms and types, which is confirmed by the results of the study.
2. A clear regulatory procedure for the preparation and conduct of meetings will help not only to regulate their conduct, but also become one of the most important conditions for ensuring their effectiveness, thereby expanding the potential for developing an optimal collective solution to law enforcement tasks.
Key words: meeting; algorithm of organization of preparation and holding of the meeting; collegial-ity; collegial forms; managerial activity; managerial decision.
Необходимость совершенствования оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России во многом продиктована трендом оптимизации подходов в государственном управлении, повышения эффективности работы органов власти, что неизбежно влечет поиск рациональных форм и методов реализации полномочий. При этом, как представляется применительно к системе МВД России, такая инновация должна затронуть не только осуществление непосредственно полицейских функций, но и подходы к выработке управленческих решений.
Наиболее перспективным с этой позиции, по нашему мнению, является пересмотр существующих подходов к проведению совещаний, как наиболее затратных (в человеко-часах) форм коллективной деятельности. Актуальность этой позиции подчеркивается сохраняющимися недостатками в этой сфере, которые регулярно отмечаются как комиссиями Министерства, так и ГУ МВД России по г. Москве, а наиболее наглядно они проявляются на районном уровне.
В органах внутренних дел Российской Федерации традиционно широко применяются коллегиальные1 формы обсуждения проблемных вопросов с целью принятия управленче-
1 Коллегиальность (от лат. collegium) - форма обсуждения и принятия управленческих решений группой лиц, коллегией, с учетом общего мнения участвующих в обсуждении.
ских решений компетентными и ответственными должностными лицами. Наиболее распространенной формой является совещание2. Правовым основанием его проведения в территориальных органах МВД России на районном уровне является Типовое положение об этих подразделениях. В соответствии с п. 17 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне3 при начальнике территориального органа МВД России действует оперативное совещание для рассмотрения текущих вопросов деятельности.
Ввиду многообразия и большого объема задач, присущих деятельности подразделений системы МВД России, грамотные управленческие решения, принимаемые в ходе совещаний, играют важную роль для эффективного осуществления функций, выполняемых органами внутренних дел [3, с. 45].
Качество выработанных управленческих решений напрямую зависит от организации проведения совещания, начиная от этапа планирования и проработки вопросов, выносимых
2 Форма управленческой деятельности, содержанием которой является совместная работа определенного количества участников управленческого процесса в точно установленный хронологический период в предварительно обусловленном месте для выработки и принятия решения по заранее определенному вопросу.
3 Об утверждении Типового положения о территориальном
органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355
(в ред. от 30 июня 2020 г.).
Диаграмма 1
На Ваш взгляд, имеется ли необходимость нормативного закрепления четкого алгоритма подготовки и проведения совещаний в системе МВД России?
для обсуждения, и заканчивая оформлением результатов проведения совещания и подготовкой итогового документа, содержащего принятые управленческие решения [8, с. 146].
В системе МВД России основным правовым актом, регламентирующим данное направление деятельности, является приказ от 15 августа 2011 г. № 9484. В соответствии с п. 3 данного документа в территориальных подразделениях на окружном и региональном уровнях разработаны и утверждены локальные правовые акты, определяющие вопросы организации и проведения любого рода совещаний [5, с. 133—138].
Так, в ГУ МВД России по г. Москве таким правовым актом является приказ от 30 июня 2021 г. № 2445, который регламентирует основные формы и виды совещаний, существующие в системе Главного Управления МВД России по г. Москве (плановое, внеплановое, рабочее, селекторное, инструктивное, согласительное, расширенное, выездное, совместное). При этом в целях конкретизации требований правовых актов, регламентирующих рассматриваемую сферу деятельности, в 2015 г. ГУ МВД России по г. Москве были разработаны Методические рекомендации по документальному оформлению материалов оперативных совещаний при начальниках органов внутренних дел, подчиненных ГУ МВД России по г. Москве (на примере материалов оперативного совещания при начальнике гарнизона Московской полиции).
Вместе тем результаты выездов показали, что качество подготавливаемых документов
4 О коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, совещании у Министра внутренних дел Российской Федерации и совещании у заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 948 (в ред. от 23 декабря 2020 г.).
5 О коллегии ГУ МВД России по г. Москве и оперативном совещании при начальнике ГУ МВД России по г. Москве: приказ ГУ МВД России по г. Москве от 30 июня 2021 г. № 244 (в ред. 30 июля 2021 г.) (п. 7 Приложения № 3).
по проводимым совещаниям зачастую не отвечает предъявляемым требованиям, а сами совещания, которые должны способствовать выработке управленческих решений и повышению эффективности деятельности подразделения, фактически не выполняют данные функции. Данные проведенного экспресс-опроса, в котором принял участие руководящий состав подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве6, показали, что на сегодняшний день существует необходимость выработки четкого алгоритма7 подготовки и проведения совещаний в системе МВД России (диаграмма 1) [10, с. 79].
Изучение данного вопроса показало, что одной из причин низкой эффективности использования методических рекомендаций является правовой статус данного документа. С позиции права они не обязательны для исполнения, а являются документом, содержащим описание последовательности и способов выполнения действий, способствующих внедрению методов и форм работы8. На вопрос: имеется ли необходимость нормативного закрепления четкого алгоритма подготовки и проведения совещаний в системе МВД России, были получены следующие ответы (диаграмма 1):
Иными словами, опрос подтверждает необходимость правовой регламентации и создания четкого алгоритма подготовки и проведения совещаний. Вместе с тем, на наш взгляд, на при-
6 В экспресс-опросе приняли участие более 1 000 (1 044) руководителей системы ГУ МВД России по г. Москве, в том числе руководители структурных подразделений ГУ МВД России по г. Москве и территориальных подразделений на районном уровне (УВД по Административным округам г. Москвы, УВД на Московском Метрополитене, Четвертого управления МВД России, отделов МВД России по районам г. Москвы). Ошибка выборки составила 3 %.
7 Алгоритм (лат. - а^опШт^ - совокупность и последовательность действий, система правил для решения конкретной задачи, способ нахождения искомого результата.
8 Об утверждении Инструкции по делопроизводству в орга-
нах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 (в ред. от 23 декабря 2020 г.).
92
мере самого многочисленного гарнизона полиции имеется возможность распространения полученных результатов на другие территориальные органы МВД России на районном уровне.
Существующая нормативно-правовая база не раскрывает всех аспектов порядка подготовки и проведения совещаний, в том числе оформления материалов, о чем свидетельствуют результаты проведенных выездов в отделы МВД России по районам г. Москвы и структурные подразделения ГУ МВД России по г. Москве.
С учетом практически ежегодно выявляемых в ходе инспектирований комиссиями Министерства недостатков в анализируемой сфере деятельности актуализируется целесообразность нормативного закрепления алгоритма порядка подготовки и проведения совещаний в системе МВД России в целом.
Исходя из вышеизложенного, основываясь на личном опыте организации проведения совещаний, а также анализе обобщенных результатов теоретических исследований и эмпирического материала, предлагаем следующий примерный алгоритм порядка подготовки и проведения совещаний:
1. Планирование деятельности совещаний в территориальных органах МВД России на районном уровне. Определение наиболее эффективного времени и продолжительности заседания.
Основной формой проведения совещания является плановое совещание, т. е. проводимое в соответствии графиком. Несмотря на то, что термин «оперативное совещание» закреплен только в Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, сложившаяся практика их проведения показывает, что оперативное совещание это и есть совещание, проводимое в соответствии с графиком, т. е. плановое [9, с. 38—39].
Эффективность деятельности совещаний закладывается уже на этапе планирования. В соответствии с Инструкцией об организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 26 сентября 2018 г. № 6239, в территориальных органах внутренних дел проводится анализ состояния оперативной обстановки, отдельных направлений оперативно-служебной деятельности. В результате проведенного анализа выявляются проблемные вопросы, для решения которых требуется коллегиальное обсуждение с целью выработки управленческих решений [4, с. 151].
9 Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 сентября 2018 г. № 623 (в ред. от 3 июля 2020 г.).
На основании проведенных анализов готовятся обоснованные предложения для включения в график проведения совещаний.
График формируется, исходя из предложений, которые предоставляют заместители начальника и руководители структурных подразделений, представляемых до двадцатого числа месяца, предшествующего планируемому периоду в Штаб соответствующего органа внутренних дел; указаний МВД России о рассмотрении конкретных вопросов на оперативных совещаниях.
С этой целью субъекты планирования (как правило, штабные подразделения либо отдельные сотрудники, выполняющие их функции) до 5 числа месяца, следующего за отчетным, готовят и направляют в структурные подразделения запросы о представлении предложений в график проведения совещаний с отражением: вопроса, планируемого к рассмотрению; основания для включения в график; ответственных исполнителей (соисполнителей) за подготовку необходимых документов для рассмотрения вопросов; предполагаемой даты рассмотрения; кандидатуры докладчиков и выступающих; а также списка участников совещания, предполагаемых к приглашению для обсуждения рассматриваемого вопроса.
Следует отметить, что если предлагаемый вопрос касается двух и более направлений оперативно-служебной деятельности, то инициатор согласовывает предложение с заместителем (заместителями) руководителя территориального органа МВД России на районном уровне, ответственного(-ыми) за соответствующее направления деятельности.
При отсутствии предложений от заинтересованных органов (подразделений) или их представлении с нарушением сроков субъект планирования вправе выдвинуть предложения самостоятельно10, при необходимости по письменному указанию руководителя подразделения. В этом случае согласование вопросов с заместителями руководителя, ответственными за рассматриваемые направления деятельности осуществляется субъектом планирования самостоятельно.
Однако в практической деятельности сотрудников штабных подразделений встречается другая ситуация, при которой структурные подразделения предоставляют значительное количество вопросов для рассмотрения на оперативных совещаниях. В данной ситуации необходимо расставить акценты, выявить приоритеты, при этом часть вопросов перене-
10 Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 октября 2020 г.
№ 683 (п. 31 Приложения № 1).
сти на следующий планируемый период в случае их актуальности, а некоторые вопросы снять с рассмотрения (запланировать к рассмотрению на заседаниях иных совещательных органов). Изучение значительного количества проблем в рамках одного совещания приводит к снижению качества подготовки рассматриваемых вопросов, к излишней за-организованности совещательного процесса и, как следствие, снижению эффективности его проведения.
Необходимо отметить, что в практической деятельности ГУ МВД России по г. Москве отдельные вопросы рассматривают в рамках подведения итогов деятельности за квартал, полугодие и год.
На основании поступивших предложений до 25 числа месяца, предшествующего отчетному периоду, готовится и утверждается график проведения совещаний, который в суточный срок с момента утверждения рассылается в структурные и подчиненные подразделения территориального органа внутренних дел.
С учетом значительного количества мероприятий совещательного характера, в которых принимает участие руководитель органа внутренних дел в процессе повседневной деятельности, планирование оперативных совещаний необходимо производить с учетом целесообразности их проведения, исходя из потребности в коллегиальном принятии управленческих решений по вопросам служебной деятельности. Как показывает практика, наиболее эффективным будет проведение совещания, на котором рассматривается не более трех вопросов.
Стоит отметить, что в соответствии с п. 3 приказа МВД России от 15 августа 2011 г. № 948 совещания действуют не только при руководителях территориальных органов внутренних дел, но и при их заместителях. Регламенты проведения указанных совещаний утверждаются правовыми актами руководителей соответствующих территориальных подразделений.
Так, например, в подразделениях ГУ МВД России по г. Москве обеспечивается единый порядок работы оперативных совещаний руководящего состава. Кроме оперативного совещания при начальнике, также функционируют оперативные совещания при его заместителях, совещания (оперативные совещания) при руководителях подразделений ГУ МВД России по г. Москве11.
11 О коллегии ГУ МВД России по г. Москве и оперативном совещании при начальнике ГУ МВД России по г. Москве: приказ ГУ МВД России по г. Москве от 30 июня 2021 г. № 244 (в ред. от 3 июля 2021 г.) (п. 45 Приложения № 3).
2. Подготовка к проведению совещаний и основные документы, разрабатываемые к их заседаниям.
Имеющийся опыт показывает, что одним из важных документов при подготовке к оперативному совещанию является указание о его проведении, которое подписывается председателем совещания либо иным должностным лицом по поручению председателя совещания. В данном документе отражаются: дата; время; место проведения совещания; способ его проведения; состав участников; перечень рассматриваемых вопросов; организационно-техническое обеспечение работы совещания (работоспособность техники, средств связи, обеспечение участников совещания канцелярскими принадлежностями, прохладительными напитками (при необходимости), обеспечение температурного режима); сроки предоставления материалов совещания и требования к ним; а также иные мероприятия, необходимые для обеспечения проведения совещания. Указанный документ целесообразно готовить не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения совещания.
Не позднее чем за три рабочих дня до даты совещания, готовится его повестка, которая включает в себя дату, время, место проведения совещания, перечень и порядок рассмотрения вопросов, персональный состав должностных лиц и форма их выступления (доклад, содоклад, отчет), временной регламент для каждого выступления. Повестка проведения совещания готовится на основании графика и соответствует ранее запланированным к рассмотрению вопросам.
Повестка является основным элементом любого совещания независимо от количества его участников или уровня управления, обозначает структуру совещания, а также последовательность рассмотрения вопросов. Повестка проведения совещания подписывается руководителем штабного подразделения либо руководителем, на которого возложены функции организации подготовки и проведения совещаний, и утверждается председателем совещания.
Одним из наиболее актуальных аспектов хода проведения совещания является его продолжительность [7, с. 195]. По результатам исследования, проведенного среди руководителей системы ГУ МВД России по г. Москве, в качестве наиболее оптимальной длительности полагаем возможным рассматривать период от 40 до 60 минут. При этом продолжительность совещания в отдельных случаях может быть дольше вышеобозначенного времени, например, с учетом сложности и характера рассматриваемых вопросов (диаграмма 2).
94
Диаграмма 2
Выскажите мнение, какова должна быть продолжительность проведения заседания
любого совещания в МВД России?
60% 40% 20%
0%
Исходя из общей продолжительности совещания, оптимальными временными рамками для выступлений (докладов, отчетов) являются 5—10 минут, а для вступительного и заключительного слова председателя совещания — не более 5 минут. Итоговый доклад может быть 30—45 минут (в редких случаях).
Следует отметить, что по решению председателя совещания в ходе заседания могут быть рассмотрены вопросы, не предусмотренные повесткой. В итоговом документе (протоколе) такие вопросы отражаются с пометкой «разное».
Что касается материалов совещания, то они должны отвечать следующим требованиям: предложения в проект решения совещания должны содержать конкретные поручения по рассматриваемому вопросу организационно-распорядительного характера с указанием сроков и лиц (подразделений), ответственных за их исполнение; подписываться ответственным исполнителем; информационная справка должна содержать краткое и объективное изложение существа вопроса, выносимого на оперативное совещание; описание недостатков, существующих проблем и возможных путей их решения; анализ соответствующих действующих нормативных правовых актов; оценки, выводы и предложения по запланированному вопросу. Информационная справка визируется ответственным исполнителем.
Материалы такого совещания готовятся в соответствии с установленными правилами подготовки документов в системе МВД России, объем их текста, как правило, не должен превышать: для предложений в проект решения оперативного совещания — три страницы машинописного текста (14 шрифт, одинарный интервал); для информационной справки — 5 страниц машинописного текста.
При этом ответственный исполнитель обобщает поступившие от соисполнителей информационно-справочные материалы и предложе-
ния, на основе которых готовит проект решения оперативного совещания, а также предложения по списку членов оперативного совещания с указанием докладчика (содокладчиков) и выступающих на оперативном совещании. За пять рабочих дней до установленной даты проведения такого совещания исполнитель представляет в штабное подразделение в бумажном и электронном виде информационную справку. В том случае, если материалы совещания не соответствуют предъявляемым требованиям, сотрудники штабных подразделений (либо ответственные за организацию подготовки совещаний) докладывают рапортом на имя начальника о нарушениях, выявленных в ходе подготовки совещания, и действуют в соответствии с его указаниями.
Выступления (доклады, отчеты) в ходе совещания могут быть дополнены мультимедийным графическим сопровождением (слайды, презентации). По решению председателя совещания тексты выступлений (доклады, содоклады, отчеты) приобщаются к материалам совещания.
Кроме того, исходя из характера и количества рассматриваемых вопросов и числа выступающих лиц, для председателя совещания (по его решению) может готовиться сценарий проведения совещания, в котором в последовательной форме отражается порядок и предполагаемый ход проведения совещания, вступительное и заключительное слово председательствующего, его возможные реплики, вопросы к докладчикам, выступающим и присутствующим. Так, в ГУ МВД России по г. Москве подготовка сценариев активно используется при проведении совещаний под председательством «первого лица».
Вместе с тем по решению председателя совещания могут быть подготовлены иные документы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения вопроса (материалы инспектирований, контрольных и целевых проверок, ин-
формационные справки по отдельным направлениям деятельности) [6, с. 130].
После сбора и обобщения материалов совещания, не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения, сотрудники штабных подразделений (либо ответственные за организацию подготовки совещаний) направляют материалы оперативного совещания постоянным участникам совещания, а также по указанию председателя совещания - иным членам и участникам оперативного совещания.
3. Проведение заседания совещания. Ход обсуждения рассматриваемых вопросов и выработка управленческих решений.
Рекомендуется каждое заседание начинать с регистрации его участников по заранее подготовленным спискам. Стоит отметить, что при проведении совещаний с большим количеством участников необходимо предусмотреть сотрудников для встречи и сопровождения приглашенных лиц, рассадки участников в зале по заранее подготовленной схеме.
Важная роль на данном этапе отводится председателю совещания, который для соблюдения регламента должен начать совещание в установленное время, придерживаясь повестки или руководствуясь сценарием, обратиться к участникам совещания со вступительным словом и далее строго соблюдать требования, предусмотренные к проведению совещания.
В ходе проведения совещания в процессе обсуждения изучаемых вопросов вырабатываются управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности по рассматриваемому направлению. Проекты управленческих решений могут готовиться заранее, а в ходе обсуждения вопроса в них при необходимости вносятся корректировки и дополнения с учетом мнений выступающих.
Подводя итоги заседания, председателю необходимо оценить эффективность его проведения, акцентировать внимание участников на принятых в ходе совещания решениях. Протоколирование хода проведения совещания осуществляется сотрудниками, на которых возложены функции по подготовке и проведению совещаний. В случае необходимости готовится стенограмма заседания.
Протокол является первичным документом, на основании которого начальник получает возможность документально зафиксировать собственные управленческие решения и контролировать их выполнение. Решение при необходимости может готовиться специальной комиссией (в случае обсуждения наиболее значимых и требующих глубокой проработки вопросов) или назначенным лицом. Вместе с тем часто решение формулируется самим руководителем непосредственно на совещании.
4. Оформление результатов проведения совещания и принятых управленческих решений.
По итогам проведения совещания готовится протокол, который состоит из преамбулы и распорядительной части, располагающихся после каждого отраженного в протоколе вопроса и фамилий лиц, докладывающих по нему.
В преамбуле в сжатой форме излагается ход рассмотрения вопроса, в распорядительной части - принятые решения и поручения организационно-распорядительного характера, данные в ходе проведенного совещания, с указанием сроков и должностных лиц, ответственных за их исполнение. Не допускается в качестве сроков исполнения решений и поручений указывать их периодичность: «еженедельно», «ежемесячно», «ежеквартально», «постоянно».
В протоколе указываются: порядковый номер, дата, место проведения оперативного совещания; должность, специальное звание, инициалы и фамилия председательствовавшего; должности, инициалы и фамилии присутствовавших постоянных участников оперативного совещания; должности, инициалы и фамилии лиц, приглашенных для участия в оперативном совещании; должности, инициалы и фамилии постоянных участников оперативного совещания, принявших участие в его работе; рассмотренные вопросы, инициалы и фамилии докладчиков и выступавших. Срок подготовки протокола не должен превышать трех рабочих дней, если председателем совещания не установлен иной порядок.
Необходимо отметить, что протокол не должен быть перегружен принятыми управленческими решениями, а требования к управленческим решениям, вносимым в протокол, должны соответствовать таковым при подготовке проекта решения. Проект протокола оперативного совещания согласовывается: с заместителями начальника, ответственными за соответствующие направления деятельности; с подразделениями тылового и финансового обеспечения — по поручениям, которые требуют финансового и (или) материального обеспечения; с организационно-штатными подразделениями - по поручениям, требующим изменения организационно-штатной структуры; правовыми подразделениями - по поручениям, требующим проработки проектов нормативных правовых актов, а также подготовки предложений по внесению в них изменений. Подписанный протокол в суточный срок рассылается постоянным участникам оперативного совещания, а также в заинтересованные подразделения.
Помимо плановых оперативных совещаний, одной из форм их проведения являются внеочередные совещания, которые проводятся по указанию председателя совещания и в определенном им порядке для решения неотложных вопросов [2, с. 27—29].
Особыми формами таких совещаний являются служебные (рабочие), согласительные, инструктивные и селекторные, которые отличаются узким кругом участников, конкретностью и актуальностью решаемых задач, отсутствием обязательного протоколирования, заочным участием руководителей с помощью технических средств связи (ВКС, СВКС, видеоплатформы). Решения, принятые в ходе проведения таких совещаний, могут быть оформлены в виде поручений [1, с. 17].
В качестве итога проведенного исследования предлагаем алгоритм подготовки и проведения совещания в территориальных органах МВД России на районном уровне, который можно структурировать следующим образом:
1. Планирование деятельности совещаний:
1.1. Анализ результатов оперативно-служебной деятельности и поиск проблемных вопросов, требующих рассмотрения на совещании при руководителе органа внутренних дел.
1.2. Запрос предложений в график проведения совещаний.
1.3. Сбор и анализ поступивших предложений.
1.4. Подготовка графика проведения совещаний и его направление в заинтересованные подразделения.
2. Подготовка к проведению совещания:
2.1. Подготовка указания о проведении совещания.
2.2. Подготовка повестки проведения совещания.
2.3. Сбор и анализ материалов для проведения совещания.
2.4. Тиражирование материалов и их предоставление председателю совещания и постоянным участникам совещания.
3. Проведение совещания:
3.1. Регистрация участников совещания.
3.2. Рассадка участников совещания.
3.3. Непосредственное обсуждение вопросов, выработка управленческих решений.
3.4. Протоколирование хода проведения совещания.
4. Документальное оформление результатов и управленческих решений, выработанных в ходе проведения совещания:
4.1. Подготовка проекта протокола и его согласование.
4.3. Подписание и рассылка протокола участникам совещания.
Стоит отметить, что в постоянно меняющихся условиях по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции применение данного алгоритма будет особенно эффективно, за исключением пункта 3.2., ввиду того, что совещания проводятся в режиме видеоконференций.
На сегодняшний день управленческая деятельность любого руководителя территориального органа внутренних дел невозможна без эффективно проведенных совещаний любых форм и видов, что подтверждается результатами исследования. Так, на вопрос может ли система МВД России отказаться от проведения заседаний совещаний при решении правоохранительных задач, были получены следующие ответы (таблица).
Таблица
На Ваш взгляд, может ли система МВД России отказаться от проведения заседаний совещаний
при решении правоохранительных задач?
Может отказаться, но при этом эффектность деятельности в реализации правоохранительной функции снизится 14 %
Может отказаться, при этом эффективность деятельности останется на том же уровне 16 %
Не может отказаться, ввиду того, что проведение совещаний и выработка управленческих решений являются основной частью управленческой деятельности любого руководителя 68 %
Иное 2 %
96
Предложенный алгоритм обобщает и раскрывает содержащиеся в различных нормативных актах основные требования к организации проведения совещаний в территориальных органах МВД России, в том числе на районном уровне [2, с. 31—32]. Четкий нормативно закрепленный порядок их проведения, например, в виде отдельного распоряжения МВД Рос-
сии с обязательным изучением в системе профессиональной служебной подготовки, в том числе с руководящим составом и возложением при этом ответственности за его неукоснительную реализацию на руководителей территориальных органов МВД Российской Федерации, может не только упорядочить подготовку совещаний, но и стать одним из важнейших условий
обеспечения их эффективности, тем самым расширяя потенциальные возможности выработки оптимального коллективного решения актуальных правоохранительных задач.
Вместе с тем считается целесообразным положения данного алгоритма внести в «Мето-
дику изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России» (распоряжение МВД России от 28 августа 2019 г. № 1/9711) и оценивать их при проведении инспекторских проверок в территориальных органах МВД России.
Список литературы:
References:
1. Болтачев Э. Ф. Методы и модели анализа и оценки криминогенной обстановки с использованием средств визуализации данных: автореф. канд. ... техн. наук. Москва, 2020.
2. Бельский К.. С. Полицейское право. Лекционный курс. Москва, 2004.
3. Волгин Б. Н. Деловые совещания. Москва, 1981.
4. Глущенко А. Н. О сущности и содержании информационно-аналитического обеспечения в органах внутренних дел // Молодой ученый. 2019. № 34 (272).
5. Демидов Ю. Н, Костенников М. В., Куракин А. В. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник: в 2 ч. Домоде-во, 2016. Ч. 1.
6. Маркушин А. Г. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов / А. Г. Маркушин, О. Л. Морозов. Москва, 2019.
7. Мацкевич Р. С. Ресурсное обеспечение производства знаний в целях интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики // Бизнес в законе. 2014. №1.
8. Орлова Ю. Ю. Характеристика основных направлений управленческой деятельности в системе Министерства Внутренних дел Российской Федерации // Вестник Москов ского Университета МВД России. 2014. №
9. Пирогов Е. Ю. Локальное правотворчество МВД России // Вестник экономической безопасности. 2020. № 3.
10. Райзберг Б. А, Лозовский Л. Ш, Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-изд., испр. Москва, 1999.
1. Boltachev E. F. Metody i modeli analiza i ocen-ki kriminogennoj obstanovki s ispol'zovaniem sredstv vizualizacii dannyh: avtoref. kand. ... tekhn. nauk. Moskva, 2020.
2. Bel'skij K.. S. Policejskoe pravo. Lekcionnyj kurs. Moskva, 2004.
3. Volgin B. N. Delovye soveshchaniya. Moskva, 1981.
4. Glushchenko A. N. O sushchnosti i soderzhanii informacionno-analiticheskogo obespecheniya v organah vnutrennih del // Molodoj uchenyj. 2019. № 34 (272).
5. Demidov Yu. N, Kostennikov M. V., Kurakin A. V. Administrativnaya deyatel'nost' organov vnutrennih del: uchebnik: v 2 ch. Domodevo, 2016. Ch. 1.
6. Markushin A. G. Osnovy upravleniya v organah vnutrennih del: uchebnik dlya vuzov / A. G. Markushin, O. L. Morozov. Moskva, 2019.
7. Mackevich R. S. Resursnoe obespechenie proizvod-stva znanij v celyah intellektualizacii pravoohrani-tel'noj deyatel'nosti v sfere ekonomiki // Biznes v zakone. 2014. №1.
8. Orlova Yu. Yu. Characteristics of the main areas of administrative activity of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Ros-sii. 2014. № 8.
8. 9. Pirogov E. Yu. Lokal'noe pravotvorchestvo MVD Rossii // Vestnik ekonomicheskoj bezo-pasnosti. 2020. № 3. 10. Rajzberg B. A, Lozovskij L. Sh, Starodubce-va E. B. Sovremennyj ekonomicheskij slovar'. 2-izd., ispr. Moskva, 1999.
Для цитирования:
For citation:
Кушнарёва Елена Владимировна. Алгоритм подготовки и проведения совещаний в территориальных органах МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59). С. 89—97.
Kushnaryova Elena Vladimirovna. Algorithm of preparation and holding of meetings in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3 (59). P. 89-97.