Научная статья на тему 'Современное состояние административно-правового обеспечения управленческой деятельности в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и пути повышения ее эффективности'

Современное состояние административно-правового обеспечения управленческой деятельности в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и пути повышения ее эффективности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGEMENT ACTIVITY / РУКОВОДИТЕЛЬ / MANAGER / ШТАБНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ADMINISTRATIVE AND LEGAL SUPPORT MANAGEMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Ю.Ю.

Рассматривается современное состояние административно-правового обеспечения управленческой деятельности в территориальном органе МВД России на районном уровне и пути повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Орлова Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of the administrative and legal support of management activities in the territorial bodies of the Ministry of the Russian Federation vnutreenih at the district level and ways to improve its effectiveness

This article describes the current state of the administrative and legal support of management activities in the territorial bodies of the Ministry of the Russian Federation vnutreenih at the district level and ways to improve its effectiveness

Текст научной работы на тему «Современное состояние административно-правового обеспечения управленческой деятельности в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и пути повышения ее эффективности»

ББК 67.401.133 УДК 342.951

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА ОРЛОВА,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, Научная специальность 12.00.14 — Административное право;

административный процесс Научный руководитель: начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент В.В. Кардашевский Рецензент: доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук,

доцент Г.Н. Суслова E-mail: orl.55@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается современное состояние административно-правового обеспечения управленческой деятельности в территориальном органе МВД России на районном уровне и пути повышения ее эффективности.

Ключевые слова: управленческая деятельность; руководитель; штабное подразделение; административно-правовое обеспечение управленческой деятельности.

Annotation. this article describes the current state of the administrative and legal support of management activities in the territorial bodies of the Ministry of the Russian Federation vnutreenih at the district level and ways to improve its effectiveness

Keywords: management activity; manager; administrative and legal support management activities .

Сущность административно-правового обеспечения управленческой деятельности в органах внутренних дел МВД России состоит в исполнительно-распорядительной организующей деятельности органов государственной власти, органов и подразделений системы МВД России, их должностных лиц, направленной на создание условий, гарантирующих эффективное функционирование механизма административно-правового регулирования управленческой деятельности.

В данной связи следует отметить позицию Лунева А.Е. «отсутствие правового регулирования деятельности любого органа управления отрицательно сказывается на его работе»1.

Административно-правовое обеспечение управленческой деятельности в органах внутренних дел имеет свою специфику. Центральным звеном данного

обеспечения выступает правовой статус, включающий в себя цели, задачи, функции, структуру органа внутренних дел.

В настоящее время нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность штабных подразделений, является приказ МВД России от 12 февраля 1997 года № 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел»2, который нуждается в существенной доработке, так как с момента его издания прошло более 18 лет.

Например, уже в названии приказа прослеживается неточность, употребляется понятие «служба штабов». Однако, во вводной части Наставления авторы раскрывают, что «под службой штабов в настоящем Временном наставлении понимается деятельность штабов по обеспечению управления подразделениями органов внутренних дел». Напрашивается вопрос

№ 11 I 2015

Вестник Московского университета МВД России

221

о правомерности включения в него проблем правового статуса штабных подразделений. В настоящий период штабную деятельность выполняют подразделения, не называющиеся «штабом». В территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне — группы анализа и планирования. И как результат, ставится под сомнение правомерность применения данного документа.

Нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что в данном Наставлении присутствуют нормы права, регулирующие правовой статус штабов, процедуры их функционирования. Однако, данная прерогатива, согласно приказа МВД России от 30 апреля 2011 года № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»3, принадлежит территориальному органу МВД России на региональном уровне. Ведь каждый субъект России имеет свои отличительные признаки, следовательно правовой статус штабных подразделений может быть различен. Таким образом, предметом правового регулирования должны быть также методы и процедуры управленческой деятельности.

Рассмотрим другой пример — приказ МВД РФ от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации»4. В нем нет ни одного показателя, относящегося к оценке результатов выполнения задач управленческой деятельности, а подлежат оценке функции данной деятельности.

Анализ правовых норм5 показывает отсутствие приказа по организации управленческой деятельности в территориальных органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации, и как следствие, в территориальных органах внутренних дел МВД России на районном уровне. Так, например, такой приказ6 действует в Главном управлении МВД России по городу Москве с 2006 года и в Главном управлении МВД России по Челябинской области7.

Рассмотрим более подробно приказ об управленческой деятельности, действующий в городе Москве. В каждом из административных округов образованы территориальные УВД ГУ МВД России по городу Москве, в свою очередь в них входят территориальные отделы МВД России по районам. В каждом административном округе руководитель штаба УМВД имеет свою субъективную позицию на необходимость разработки данного приказа на районном уровне, поэтому не во всех территориальных органах МВД России на районном уровне он разработан. Некоторые территориальные УВД ГУ МВД России по г. Москве пользуются в своей деятельности только приказом Главного Управления МВД России по г. Москве от 2006 года. Данный подход не совсем правильный, ведь каждый район города федерального значения имеет свои особенности, которые следует обязательно учитывать. Например, для сравнения, в отделе МВД Китай-город нет жилого сектора, а на территории отдела МВД по району Чертаново Северное г. Москвы проживает 104,4

тыс. человек8.

В настоящее время структурные подразделения аппаратов управления расширяют пределы своей компетенции за счет осуществления управленческого воздействия, которое должно реализовываться на более низких уровнях управления. Например, Департаменты, Главные Управления, Управления центрального аппарата МВД России берут на себя функции нижестоящих подразделений, чем подменяют деятельность руководителей территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне (вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции и другое). Данная практика приводит к увеличению объемов информационного шума, превращая информацию в информационный шум.

К сожалению, на данный момент времени отсутствует единый информационный банк данных (каждая из служб имеет свои информационные массивы, которые разобщены между собой) и как следствие, возрастает документооборот, что в значительной мере снижает эффективность функционирования механизма административно-правового регулирования управленческой деятельности.

Таким образом, целесообразно разработать и внедрить в практику органов внутренних дел единую автоматизированную систему во всех субъектах Российской Федерации.

Как показывает анализ нормативных правовых актов, в органах внутренних дел отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий аналитическую работу. На практике организационно-аналитические подразделения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне составляют лишь разные статистические показатели, не производят надлежащего анализа, объясняющего причинно-следственную связь происходящих явлений. Получается, что они не в полной мере отвечают своему предназначению. Сотрудники данного подразделения должны осуществлять разработку новых подходов к аналитической работе, внедрять научные методы, передовой опыт, потому что именно на штабные подразделения возлагается необходимость комплексного анализа оперативной обстановки.

В территориальных подразделениях внутренних дел МВД России на районном уровне недостаточно внимания уделяется прогнозированию управленческих решений. Указанное направление управленческой деятельности не регламентировано, а ведь не полностью продуманное управленческое решение может нанести существенный вред. Так, в условиях изменяющейся внешней среды, отсутствия методик прогнозирования планирование имеет «вероятностный характер» и приходится вносить множество корректировок в план основных организационных мероприятий на год. На практике, зачастую прогнозирование осуществляется, в лучшем случае, на основе анализа оперативной обстановки за предыдущий период. Получается, что дан-

222

Вестник Московского университета МВД России

№ 11 / 2015

ные мероприятия эффективны были бы в предыдущем периоде, а их актуальность на предстоящий период спорна.

Существенное влияние на административно-правовое обеспечение управленческой деятельности оказывает система планирования. Планирование необходимо для придания повседневной работе целенаправленный, конкретный характер. Оно способствует решению поставленных задач.

Данное направление деятельности не совсем детализировано. В приказе МВД России от 26 сентября 2012 года № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации»9 структура плана работы отдела МВД России по району не определена.

Одной из задач штабного подразделения территориального органа МВД России на районном уровне является оптимизация планирования, в первую очередь за счет внедрения научно обоснованных методов работы. Также следует отметить тот факт, что плановые предписания находятся как в планах работы, так и в указаниях, решениях совещаний и т.п., что в конечном итоге увеличивает документооборот. По нашему мнению данные документы целесообразнее отнести в систему планирования.

Следующая проблема — внесение изменений в планы основных организационных мероприятий, разрабатываемых на год. Зачастую на практике разрабатываются дополнительные планы, в связи с поступлением руководящих документов с плановыми предписаниями. Таким образом, получаем несколько планов, вместо одного, что негативно сказывается на эффективности административно-правового обеспечения управленческой деятельности.

Важную роль в управленческой деятельности имеет контроль. Система контроля в органах внутренних дел МВД России громоздка — это и предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль, особый, зональный, отраслевой и тд. А если рассмотреть в совокупности все формы и виды контроля с учетом всех структурных подразделений, осуществляющих контрольные функции, то получается, что объекты управления не могут проявить инициативу, лишены самостоятельности, что в конечном итоге приводит к негативным последствиям. Таким образом, для нормального функционирования системы контроля, на наш взгляд следует: упорядочить схему контроля, выделив субъектов контроля, виды контроля, сроки проведения; создать информационный массив

по результатам контроля в штабном подразделении территориального органа внутренних дел МВД России на районном уровне, для того, что руководитель имел полное представление о результатах контроля, независимо какими структурными подразделениями он проводился.

Обобщая изложенное автор приходит к следующему выводу:

• не все направления управленческой деятельности регламентированы;

• имеющиеся в арсенале нормативные правовые акты нуждаются в доработке;

• нет системного подхода к административно-правовому обеспечению управленческой деятельности в органах внутренних дел.

1 Лунев А.Е. Право и эффективность управления. — М.: Наука, 1973. С.11.

2 Приказ МВД России от 12 февраля 1997 года № 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел».

3 Приказ МВД России от 30 апреля 2011 года № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

4 Приказ МВД РФ от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».

5 Приказ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 12 августа 2011 г. N 1029 «Об утверждении Положения о штабе главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области»; Приказ МВД России по Республике Коми от 24 августа 2010 года № 411 «Об утверждении Регламента работы Министерства внутренних дел по Республике Коми, Положения о коллегии Министерства внутренних дел по Республике Коми, Регламента работы совещания при Министре внутренних дел по Республике Коми»; приказ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 17 ноября 2011 № 619 «Об утверждении Положения о коллегии Главного управления МВД России по Красноярскому краю, Регламентов коллегии и проводимых совещаниях в органах и подразделениях внутренних дел края» и ряд других.

6 Приказ ГУВД по г. Москве от 31 декабря 2006 года № 673 «Об управленческой деятельности».

7 Приказ ГУ МВД России по Челябинской области от 07 ноября 2011 года № 712 «О совершенствовании управленческой деятельности и утверждении регламентов в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области».

8 Справочно-информационный портал. URL: http://www.vz/ society// ( Дата обращения 3 марта 2015 года).

9 Приказ МВД России от 26 сентября 2012 года № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации».

№ 11 / 2015

Вестник Московского университета МВД России

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.