Управленческие модели организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности учащихся 7-11-х классов в школах Елизовского района Камчатского края
Литвинов Даниил Владимирович
Управленческие модели организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности учащихся 7-11-х классов в школах Елизовского района Камчатского края1
Managerial Models of Organization of the Research, Project and Career Guidance Activities for the Students of Grades 7-11 in Schools of the Elizovsky District of the Kamchatsky Krai2
Аннотация. Изучены и рассмотрены действующие модели организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности в рамках перехода от традиционного к современному образованию. По результатам научной экспедиции описаны практики внутришкольного управления инновационной деятельностью учащихся 7-11-х классов в школах Елизовского района Камчатского края с учетом особенностей региона. В качестве основной проблемы выявлена замкнутость школ — малочисленность внешних контактов для эффективной организации проектной, исследовательской и профориентационной деятельности учащихся ввиду сложных географических, природно-климатических и социальных условий.
Ключевые слова: управленческие модели организации образования, школьное образование, управление образованием, управленческие стратегии
Abstract: The current models of organizing the research, project and career guidance activities throughout the transition from traditional to modern education are studied and described. Also, the practices of intra-school management of innovative activity of students in grades 7-11 in schools of the Elizovsky district of the Kamchatksky Krai are given, taking into account the characteristics of the region, learned during a scientific expedition to the Kamchatsky Krai. The main problem identified upon the following study is the isolation of schools within themselves, the small number of external contacts
Работа выполнена под научным руководством А. С. Обухова, канд.психол. наук, ведущего эксперта Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
2
The following research is carried out under the scientific supervision ofAlexey Obukhov, Ph. D. in Psychology, Scientific Supervisor of the International Research School, Leading Expert of the A. A. Pinsky Center for General and Additional Education, Institute of Education, National Research University "Higher School of Economics"
Литвинов
Даниил
Владимирович,
студент ОП «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ, стипендиат Правительства Москвы, преподаватель обще-ствознания, г. Москва e-mail:
dvlitvinov@edu.hse.ru Daniil
Litvinov,
Student of the HSE University "Public Administration" program, Moscow government scholarship holder, social studies teacher, Moscow
for the effective organization of the project, research and career guidance activities of students due to difficult geographical, climatic and social conditions.
Keywords: managerial models of the organization of education, school education, education management, management strategies
Эталонная управленческая модель организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности в средней и старшей школе
Важно понимать социальный и психический характер образования, основанный на коммуникации, для выявления эталонной модели управления. В образовательном процессе участвуют не только ученики и учителя, но и родители, администрация, психологи и другие специалисты. Взаимодействие и согласованность отношений между всеми участниками образовательного процесса являются ключевыми факторами для позитивного развития образования. Вследствие этого формируются две модели образовательного взаимодействия между учителем и учеником: «знаниевая», поскольку в ней основной акцент делается на самоценность неизмененного знания и «деятельностная», в которой основной упор делается на освоение универсальных и специальных видов деятельности» [Обухов, 2018].
Организация учебно-исследовательской работы с обучающимися включает три этапа: подготовительный, развивающий и завершающий [Леонтьева, 2018]. Подготовительный этап направлен на формирование познавательного интереса, выбор темы и определение целей исследования. Развивающий этап предполагает активное проведение исследовательской работы, сбор и анализ данных, а также разработку выводов. Завершающий этап связан с представлением результатов исследования и обобщением полученных знаний и навыков.
Во многих странах образовательная деятельность в области проектной и исследовательской сферы координируется общественными организациями. В России также необходимо, чтобы «педагогическое сообщество, активно развивающее проектную и исследовательскую деятельность, приняло на себя ответственность за это направление и представляло его интересы на государственном уровне» [Леонтович, 2018]. Примером организации инновационной деятельности служит Межрегиональное движение творческих педагогов «Исследователь», направленное на создание системы экспертизы, научно-методического и консультационного сопровождения образовательных учреждений в регионах [Леонтович, 2018]. Как пишет сам автор: «главный результат реализации проекта — развитие сети образовательных организаций,
Литвинов Даниил Владимирович
реализующих программы научно-практического образования, как инфраструктуры общественной поддержки инновационного развития образовательной системы, реализации государственной политики в сфере образования и построения общества, основанного на знаниях» [Леонтович, 2018].
В связи с этим стоит отметить важность организации школой проектной деятельности для учеников. Это подчеркивают и результаты исследования, иллюстрирующего тот факт, что учащиеся, занимающиеся в проектно-ориентированных классах, демонстрировали более высокие результаты по национальному показателю достижений в области науки по сравнению с учащимися из традиционных классов [Barron, Schwartz, 1998].
Исследовательская и проектная деятельность — приоритетное направление развития современного образования [Bevan et all., 2015; Kolodner et all., 2003; Schneider et all., 2002; Windschitl, 2008]. Они способствуют развитию творческого и критического мышления, проблемному и исследовательскому подходу к обучению, а также развивают ключевые компетенции учащихся, такие как самоорганизация, коммуникация, коллаборация и инициативность при борьбе с рисками. Однако качество и успешность реализации исследовательской и проектной деятельности существенно зависит от управленческой модели, которая применяется в организации. По результатам анализа научной литературы, оптимальной управленческой моделью является симбиоз «деятельностного» и «личностного» принципов взаимодействия педагога с учеником. «Деятельностный» подход предполагает активное вовлечение учащихся в практическую деятельность, решение задач, исследования и проекты, которые имеют реальное значение и цель. В то же время «личностный» подход учитывает особенности каждого ученика, его интересы, потребности и способности. Это помогает создать условия, в которых ученик может проявить свой творческий потенциал и достичь наилучших результатов. Кроме того, сетевой подход в образовании, который интегрирует различные учебные заведения в единое научно-исследовательское поле, также является частью эффективной управленческой модели. Такой подход позволяет объединить ресурсы, опыт и знания разных учреждений, обеспечивает обмен опытом и позволяет создать более широкие возможности для исследовательской деятельности учащихся.
По мнению многих ученых, эффективная профориентация учащихся на востребованные специальности в современной образовательной среде достигается через комбинацию традиционных и инновационных методов на уроках и во внеучебное время, направленных на формирование ценностного отношения к выбору профессии и смыслов будущей профессиональной деятельности.
Про взаимосвязь исследовательской и профориентацион-ной деятельности рассуждали М. Ю. Ширяева и Н. Б. Довгопол. Несмотря на значимость профориентационной работы
с использованием проектно-исследовательской деятельности, она пока не внедрена в достаточной мере в образовательную практику [Ширяева, Довгопол, 2012]. Однако именно в этой форме ученики могут самостоятельно опробовать свои профессиональные навыки. Профориентация через научно-исследовательскую работу нуждается в постоянной поддержке и развитии. Проектная, исследовательская и практическая деятельность должны присутствовать на профильных и элективных курсах, и это отмечают учащиеся 10-х и 11-х классов [Ширяева, Довгопол, 2012].
Исходя из вышесказанного, базой управленческой модели, на основе выводов Б. Бэррон, может быть стимулирующая обстановка для обучающихся, создание контекстов обучения, связанных с реальными проблемами и ситуациями, поощрение сотрудничества и коммуникации между школьниками, а также постоянная оценка и отслеживание прогресса учащегося. Во многом такая модель соответствует «деятельностной» модели организации инновационной деятельности.
Обобщая все вышесказанное, становится очевидно, что внутришкольная управленческая модель, связанная с организацией исследовательской деятельности может иметь несколько особенностей, которые специфичны для школьной среды. Таким образом, эталонная управленческая модель выглядит следующим образом (Таблица 1).
Таблица 1. Эталонная управленческая модель организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности
Критерии Эталонная модель
Характер управления Вовлеченный,право «последнего слова»
Наличие отдельного «ядерного» звена Для профориентационной деятельности — да, для исследовательской и проектной — союз педагогов
Уровень коммуникации по вертикали Инициативно-восходящий
Сотрудничество с внешними организациями Да, иногда делегирование полномочий по организации/контролю за исследовательской и проектной деятельностью
Направление организации исследовательских работ Внедрение исследовательской деятельности как в учебный процесс, так и во внеурочные мероприятия
Принципы взаимодействия педагога с учеником Симбиоз «деятельностной» и «личностной» модели
Интегрирование в единое информационное/научное поле Активное
Взаимосвязь проектной и профориентационной деятельности Проектная деятельность как способ профориентации учащихся
Ресурсное обеспечение По результатам
Вовлеченность директора в организацию исследовательской и проектной деятельности Высокая
I Литвинов Даниил Владимирович
Экспедиция в Камчатский край по изучению практики деятельности школ Елизовского района
В рамках экспедиции планировалось изучить организацию образовательных практик исследовательской, проектной и профориентационной деятельности в следующих школах: Елизовская средняя школа № 1 имени М. В. Ломоносова, Елизовская средняя школа № 2, Елизовская средняя школа № 3, Елизовская средняя школа № 4, Елизовская средняя школа № 7 имени О. Н. Мамченкова, Елизовская средняя школа № 8, Елизовская средняя школа № 9, Паратунская средняя школа, Термальненская средняя школа имени Героя РФ А. Н. Попова, Николаевская средняя школа, Пионерская средняя школа имени М. А. Евсюковой, Корякская средняя школа, Раздольненская средняя школа, Начикинская средняя школа, Нагорненская средняя школа, Средняя школа Вулканного ГП, Лесновская основная школа (Рисунок 1).
Первым делом были проанализированы интернет-ресурсы школ. Обработанные данные, которые позволяют сделать предположения о внутришкольных управленческих моделях, сгруппированы в Таблицу 2.
Рисунок 1. Карта экспедиции студентов НИУ ВШЭ осени 2022 года под руководством А. С. Обухова
Таблица 2. Характеристики школ (посведениям, собранным в ходе экспедиции)
Школа (условный номер) Критерии анализа характеристик школ
Кол-во уч-ся Доп. сотрудники школы Сетевое взаимодействие Исследовательская и проектная деятельность Проф-ориента-ционная деятельность
1 876 4 Информационное сотрудничество школы с организациями по целевому обучению Популяризация участия в олимпиадах. Проводится научно-практическая конференция Пропаганда целевого набора на Камчатке. Правовая организация, помогающая поступить на «Юриспруденцию»
2 453 4 Внешние спикеры в рамках программы «Я-гражданин России». Сотрудничество с проектом «Другое дело» и центром «Точка Роста» Различные конкурсы от центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» Мероприятия с центром «Точка Роста»
3 768 5 Договоры о сотрудничестве с тремя МБУ, педагогическим колледжем и КамГУ им. Беринга Ежегодная общешкольная конференция исследовательских и проектных работ для 1-11-х классов Несколько мероприятий в год, встречи с представителями колледжей
4 174 2 Отсутствует. Упоминание одного университета в рамках «открытых дверей» Реализация курса «Проектная деятельность В новостном разделе один раз упоминалось мероприятие по профориентации в школе
5 903 6 Сотрудничество с «Камчатским центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Слабо выражена Профориентационная работа с КПТ (Камчатский промышленный техникум)
6 786 6 Развитие сотрудничества с университетами, колледжами и всероссийскими проектами Активное участие в научно-практических конференциях. В учебном плане есть «Индивидуальный проект». Активное развитие научно-исследовательской среды Участие в региональном проекте «Успех каждого ребенка», предлагающий профориентационную работу. Есть отдельная должность, ответственная за профориентационную работу в школе
7 772 4 Сотрудничество с организациями доп. образования Участие в олимпиадах, развитие проектной деятельности В программе развития отдельный модуль «Профориентация»
8 193 4 Сотрудничество в рамках центра «Точка Роста» Есть в формате реальных практик в области технологий Реализуется проект «Наставничества», зафиксирована профориентационная работа
Литвинов Даниил Владимирович
Критерии анализа характеристик школ
Школа (условный номер) Кол-во уч-ся Доп. сотрудники школы Сетевое взаимодействие Исследовательская и проектная деятельность Проф-ориента-ционная деятельность
9 147 4 Слабо выражено Есть план работы по индивидуальному проекту. Есть активности по ВсОШ Есть профессиональный навигатор, информация по целевому обучению, план профориентационной работы
10 112 5 Сотрудничество в рамках центра «Точка Роста», с МБУ ДО и ПЦ «Патриот» Исследовательская и проектная деятельность включена в программы доп. Образования (7 программ) Специальные учебные курсы, профориентаци-онная выставка, встречи с интересными людьми, участие в днях открытых дверей вузов
11 650 4 Сотрудничество с крупнейшим мясным холдингом края «Агротек», птицефабрикой «Пионерская», молокозаводом «Петропавловск» и т.п, институтом вулканологии, карьерным центром Есть в формате общественно-полезных мероприятий Создание из числа старшеклассников группы информаторов для работы с младшими школьниками. Экскурсии на предприятия района
12 452 4 Сотрудничество в рамках центра «Точка Роста» Есть в формате общественно-полезных мероприятий, деятельности школьного краеведческого музея Обучение по программе «Медиация в школе». Проекты на базе центра «Точка Роста»
13 230 3 Сотрудничество с МБУДО «ЦДТ», центрами творчества, КамГУ им. Беринга и колледжами Слабо выражена Слабо выражена
14 130 2 Сотрудничество с Камчатским филиалом РУК Активная поддержка индивидуального проекта Информационная поддержка о вариантах поступления в вузы
15 197 2 Сотрудничество с педагогическим колледжем, промышленным техникумом, ФГБОУ им. Беринга, Центром развития предпринимательства Слабо выражена, но есть интерес к развитию Профориентация в качестве прохождения практики в заведениях. Беседы с учащимися старшей школы
16 185 6 Периодическое взаимодействие с ФГБОУ ВО РЭУ им. Плеханова Присутствует у ряда учителей в рамках их предметной области Проекты от центра «Точка Роста», «Цифровое производство» и «Система наставничества»
Критерии анализа характеристик школ
кола (условный >мер) к о X > о ? эп.сотрудники колы Сетевое взаимодействие Исследовательская и проектная деятельность Проф-ориента-ционная деятельность
3 £ о К С! Э
17 89 1 Положение о двух школьных объединениях. Периодическое взаимодействие с кулинарным техникумом Ежегодный конкурс проектных и исследовательских работ Есть еженедельные внеурочные занятия для девятиклассников «Мой профессиональный выбор». Для учащихся 5-9-х классов в январе проходят диагностики, игра, просмотр презентационных материалов и конкурс рисунков (месячник профориентации)
Школы по критериям сетевого взаимодействия, исследовательской, проектной и профориентационной деятельности можно разделить на следующие три группы:
1. Группа школ с высоким уровнем развития сетевого взаимодействия, исследовательской, проектной и/или профориентационной деятельности (группа А: школы с номерами 6, 9, 11, 12, 14, 17в таблице):
• эти школы активно взаимодействуют с другими образовательными учреждениями, вузами, СПО и профессиональными сообществами. У них развиты механизмы сотрудничества и партнерства, которые включают стажировки, практики школьников, организацию экскурсий и приглашение специалистов извне;
• учащиеся этих школ активно участвуют в исследовательских проектах и конференциях, как внутренних, так и внешних. Они имеют возможность проводить проектную деятельность, принимать участие в конкурсах и развивать свои профессиональные интересы и навыки;
• в этих школах также организована профориентационная работа, которая включает разнообразные формы и темы, а также наличие планов воспитательной работы с учетом индивидуальных потребностей учащихся.
2. Группа школ с умеренным уровнем развития сетевого взаимодействия, исследовательской, проектной и/или профо-риентационной деятельности (группа Б: школы с номерами 1, 2, 4, 7, 10, 16в таблице):
• школы этой группы имеют определенный уровень сетевого взаимодействия и сотрудничества, однако оно не так широко и интенсивно, как в первой группе;
Литвинов Даниил Владимирович
• исследовательская и проектная деятельность в этих школах также присутствует, но в меньшей степени и с меньшим количеством проводимых мероприятий и проектов. Профориентационная работа в этих школах может быть более ограниченной и ориентированной на основные направления, без особого разнообразия форм и тематик. 3. Группа школ с низким уровнем развития сетевого взаимодействия, исследовательской, проектной и/или профориентационной деятельности (группа В: школы с номерами 3, 5, 8, 13, 15 в таблице):
• в этих школах сетевое взаимодействие и сотрудничество ограничены или отсутствуют;
• исследовательская и проектная деятельность в данных школах находится на низком уровне развития или не проводится вовсе;
• профориентационная работа в этих школах может быть недостаточно организованной и ограниченной, не предоставляя достаточных возможностей для профессионального самоопределения учащихся.
Важно отметить, что эти группы являются обобщением и не охватывают все возможные вариации и уровни развития школ. Каждая школа имеет свои особенности и уникальные характеристики в сфере сетевого взаимодействия, исследовательской, проектной и профориентационной деятельности, которые возможно оценить лишь путем полевого исследования. Именно поэтому на данном этапе нельзя определить управленческие модели внутришкольной организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности. Данные результаты являются промежуточными и потребуются на камеральном этапе исследования.
Экспедиция в Камчатский край, проведенная в рамках проекта «Открываем Россию заново» с 26 сентября по 7 октября 2022 года под руководством А. С. Обухова, представляла собой уникальный исследовательский выезд, нацеленный на изучение практик деятельности школ Елизовского района. Этот проект был осуществлен фактически по заказу правительства Камчатского края с целью расширения знаний о современной школьной системе образования и выявления особенностей практик организации инновационной деятельности, которые могут быть доработаны и доведены до совершенства. Состав экспедиции включал студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и руководителей из Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ — ведущего эксперта А. С. Обухова, эксперта Е. В. Овакимян и аспиранта К. М. Анчикова.
В рамках полевого сбора данных по школам было проведено более 60 фокус-групп с учениками и интервью с администрацией, учителями и родителями. Фокус-группы представляли беседу
с группой учеников (от 10 до 20 человек) в свободной форме по полуструктурированному плану. Последний блок вопросов касался организации исследовательской и проектной деятельности в школе. Продолжительность фокус-групп варьировалась от 30 до 50 минут. Также, беседа предполагала анализ профориента-ционной деятельности в школе. Интервью с администрацией и учителями преимущественно проводились руководителями экспедиции и аспирантами НИУ ВШЭ. Формат интервью зависел от возможностей школы предоставить свободных педагогов для диалога. Продолжительность интервью составляла примерно 1 час.
Кроме того, было проведено более 40 профориентаци-онных тренингов, специально разработанных для учеников 7-11-х классов. Целью этих тренингов было помочь учащимся определить свои интересы, навыки и предпочтения в выборе будущей профессии. Благодаря такому подходу школьники имели возможность принимать осознанные решения относительно своего образовательного пути и карьерных перспектив. Профориентационный тренинг включал игру на умение разграничивать понятия «вина» и «ответственность», анализ личностных характеристик и возможных карьерных перспектив.
Также было организовано три семинара с учителями, на которых обсуждались проблемы исследовательского и проектного обучения. Учителя были ознакомлены с передовыми методами преподавания, стимулирующими развитие творческого мышления и исследовательских навыков учеников. Эти семинары способствовали повышению профессионального уровня педагогов и побуждали к улучшению качества образования в школах.
В рамках данного исследования за основу оценки качества организации исследовательской, проектной и профориента-ционной деятельности будут взяты результаты фокус-групп с учащимися школ, а за основу специфики управленческой организации данной деятельности — полуструктурированные интервью с учителями/администрацией трех школ, относящихся к разным промежуточным группам, определенным ранее.
Для начала следует проанализировать ответы учащихся в рамках проведения фокус-групп. После каждой фокус-группы был заполнен отчет, отражающий основные высказанные школьниками тезисы. В рамках анализа качества организации мероприятий и сбора обратной связи от учеников представляется возможным ввести следующие уровни по определенным показателям:
• «Отличное» качество: предоставляется возможность самостоятельного выбора темы исследования. Эта инициатива поддерживается учителями. Есть обширная возможность пользоваться ресурсами школы — библиотеками, экспериментальными классами, оборудованием школы. Школа предлагает ученикам обучение различным методам исследования, предоставляет им возможность применить эти навыки на практике (дополнительные курсы или предмет в школе), поощряет учеников представлять свои
Управленческие модели организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности учащихся 7-11-х классов в школах Елизовского района Камчатского края
Литвинов Даниил Владимирович
исследовательские работы на соревнованиях, научных конференциях, выставках и других платформах. Школа предоставляет возможность масштабировать проект. Есть системные профориентационные мероприятия.
• «Хорошее» качество: предлагают интересные и актуальные темы исследования, есть возможность выбрать тему самостоятельно. В случае необходимости школа готова предоставить нужные ресурсы. Периодически проходят мероприятия по повышению исследовательской грамотности. Большинство учителей осведомлены о специфике проектной деятельности и готовы помочь. Есть системное сотрудничество с внешними организациями по профориентации, однако не все они актуальны.
• «Удовлетворительное» качество: возможность выбора темы исследования из ограниченного списка, но в ряде случаев можно предложить свою тему, если она поддержана педагогом. Школьники не участвуют во внешних проектных мероприятиях, с трудностью называют конкретные конкурсы/олимпиады/конференции. Затрудняются подробно рассказать об исследовательской и проектной деятельности. Профориентационные мероприятия несистемные, чаще всего если проводятся, то не коррелируют с запросами учащихся.
• «Плохое» качество: заставляют делать неинтересные проекты. Инициативность не поддерживается, отсутствие творческой свободы. Нет мотивации со стороны школы участвовать в исследованиях и делать проекты. Профориентационные мероприятия не проводятся.
Исходя из анализа фокус-групп возможно представить Таблицу 3 (не по всем школам возможно дать характеристику, так как в некоторых школах проводились лишь тренинги).
Таблица 3. Качество исследовательской, проектной и профориентационной деятельности
Школа Качество организации деятельности
Исследовательской и проектной Профориентационной
1 удовлетворительное хорошее
2 хорошее удовлетворительное
3 удовлетворительное удовлетворительное
4 удовлетворительное удовлетворительное
5 удовлетворительное плохое
6 хорошее удовлетворительное
7 удовлетворительное удовлетворительное
8 удовлетворительное удовлетворительное
9 удовлетворительное удовлетворительное
11 плохое плохое
12 плохое плохое
13 плохое плохое
14 удовлетворительное хорошее
15 плохое удовлетворительное
16 удовлетворительное удовлетворительное
17 хорошее хорошее
Стоит отметить, что такая оценка является субъективной. Ни одна из школ ни по одному показателю не получила оценку «отличное» качество. Более того, во многих случаях оценка «удовлетворительное» качество очень близка к «плохое» качество, а оценка «хорошее» качество лишь выделяет ту или иную школу по сравнению с другими, не отражая действительное качество организации инновационной деятельности. Данный анализ качества исследовательской, проектной и профориен-тационной деятельности позволяет в дальнейшем классифицировать школы из группы 2 (согласно Таблице 2) на две управленческие модели.
Анализируя интервью с учителями/администрацией школ, можно выделить следующую специфику образовательной работы с детьми в этой сфере (Таблица 4).
Таблица 4. Специфики управленческой организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности
Критерий Школа 5 (учителя) Школа 8 (администрация) Школа 6 (учителя)
Стратегия развития исследовательской и проектной деятельности Поддержка старшеклассников в реализации обязательных исследований и проектов. Ориентация на прикладные проекты в начальной школе Несистемное участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах. Слабо развита исследовательская и проектная деятельность Внедрение исследовательских практик в учебный процесс
Стратегия развития профориентационной деятельности Отсутствует. Несистемные профориентацион-ные мероприятия Отсутствует. Несистемные профориен-тационные мероприятия Трудовые бригады, мероприятия с колледжами
Сотрудничество и коммуникация с внешней средой Участие в проектах и конкурсах на муниципальном уровне Систематическое сотрудничество отсутствует Сотрудничество с колледжами несистемное
Специфика организации оценки и мониторинг реализации принятых решений Не систематическое Не систематическое. Не систематическое
Отношение к инновациям На практике отрицательное, но есть желание внедрять инновационные практики Отрицательное Неопределенное
На основе полученных данных становится возможным описать управленческие модели организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности групп школ, объединенных по схожим характеристикам. Стоит отметить, что школы, отнесенные к группе А (согласно результатам анализа по Таблице 2), относятся к приспосабливающейся
Литвинов Даниил Владимирович
модели, в то время как школы, отнесенные к группе В (согласно результатам анализа по Таблице 2), относятся к игнорирующей модели. Данные управленческие модели представлены в Таблице 5.
Таблица 5. Модели управленческой организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности школ Елизовского района Камчатского края
Критерий Приспосабливающаяся модель Игнорирующая модель Эталонная модель
Характер управления Курирующий, частичное делегирование полномочий Либо авторитарная модель при строгом контроле за любое отклонение от зафиксированной программы, либо либеральная модель при отсутствии контроля и стимулирования педагогов Вовлеченный, право «последнего слова», делегирование полномочий
Наличие отдельного «ядерного» звена Чаще всего отсутствует, однако есть неформальное «объединение учителей» по исследовательским блокам Отсутствие проектного офиса. Педагог-предметник организует любую исследовательскую и проектную деятельность Для профориентационной деятельности — да, для исследовательской и проектной — союз педагогов
Уровень коммуникации по вертикали Инициативно-нисходящий Директивно-нисходящий Инициативно-восходящий
Сотрудничество с внешними организациями Стремление к сотрудничеству с крупными проектами, отсутствие системного взаимодействия с партнерами Слабое сотрудничество с внешней средой Да, иногда делегирование полномочий по организации/контролю за исследовательской и проектной деятельностью
Направление организации исследовательских работ Нацеленность на успешность сдачи и защиты обязательных проектов в 9-х и 11-х классах. Попытки привлечения учащихся в исследовательскую жизнь В рамках обязательных проектов в 9-х и 11-х классах Внедрение исследовательской деятельности как в учебный процесс, так и во внеурочные мероприятия
Принципы взаимодействия педагога с учеником Переход от «знаниевой» к «деятельностной» модели Преобладание «знаниевой» модели Симбиоз «деятельностной» и «личностной» модели
Интегрирование в единое информационное/научное поле Не активное Не активное Активное
Взаимосвязь проектной и профориен-тационной деятельности Прикладные проекты, развивающие профессиональные качества Слабая взаимосвязь. Профориентационная деятельность осуществляется периодически и несистемно Проектная деятельность как способ профориентации учащихся
Ресурсное обеспечение По целям По плану (формальное) По результатам
Вовлеченность директора в организацию исследовательской и проектной деятельности Умеренная Низкая Высокая
Школы с номером в таблице 4, 6, 9, 11, 12, 14, 17 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10, 13, 15, 16 17 (из всех представленных школ ближе всех к этой модели, однако включена с рядом ограничений)
Таким образом, ни одна из школ не соответствует «эталонной» модели организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности. Лишь одна школа стремится соответствовать требованиям «эталонной» модели, однако с рядом допущений и ограничений. Изучаемые школы можно отнести к двум управленческим моделям: игнорирующая и приспосабливающаяся.
Игнорирующая модель организации исследовательской и проектной деятельности в школах характеризуется отсутствием поддержки, мотивации и участия со стороны всех участников образовательного процесса. В такой модели руководство школы не придает значимости исследовательским и проектным работам, не выделяет ресурсы и не предоставляет необходимые условия для их осуществления. Отсутствие поддержки и признания со стороны руководства школы приводит к низкой мотивации учителей, которые не обладают достаточными знаниями и навыками для организации такой деятельности. Они не предоставляют методическую поддержку, не руководят работой учащихся и не обучают их необходимым навыкам. Также учащиеся не видят важности и ценности исследовательской и проектной деятельности, поскольку их интересы не учитываются. Они лишены возможности выбирать темы проектов, самостоятельно исследовать и разрабатывать проекты. В результате учащиеся не получают стимулов для активной участии в таких деятельностях, а их творческий потенциал и интеллектуальные способности остаются неразвитыми.
Результатом игнорирующей модели является недостаток инноваций, низкий уровень активности и самостоятельности учащихся, а также упущение возможности развивать их творческий и исследовательский потенциал.
Приспосабливающаяся модель организации исследовательской и проектной деятельности в школах характеризуется особенностями, направленными на создание благоприятной среды посредством несистемных практик. В этой модели руководство
Литвинов Даниил Владимирович
школы осознает важность и ценность исследовательской и проектной работы и старается предоставляет необходимые ресурсы — стать частью масштабных проектов. Школы медленно приспосабливаются к новым требованиям и нормативам, настороженно к включению инновационных элементов исследовательской и проектной деятельности. Учителя чаще всего получают соответствующую методическую поддержку и в редких случаях обучение. Такая модель активно сотрудничает с учащимися посредством руководства их работой, оказывает помощь и стимулирование их творческой активности. Однако взаимодействие с внешней средой довольно скованное и неуверенное, чаще всего носит непродолжительный характер. Учащиеся в данной модели имеют возможность выбирать интересующие темы проектов в рамках одобренных и предложенных тем — ограниченная свобода исследовательской и проектной деятельности.
Результатом такой модели является стремление к высокому уровню мотивации учащихся, развитие их творческого потенциала и способностей посредством несистемных мероприятий, а также повышение общего уровня образования и достижений школьников с помощью частичного интегрирования в крупные образовательные проекты. В этой модели очень важна роль директора, ведь принятые им решения могут трансформировать управленческую модель.
Таким образом, на данном этапе развития «приспосабливающаяся» модель является промежуточным этапом для организации «эталонного» внутришкольного управления, который бы позволил выйти школе на новый уровень развития исследовательской, проектной и профориентационной деятельности. Большинство школ, старающихся способствовать развитию у обучающихся надпредметных способностей, относятся именно к этой управленческой модели. Однако есть ряд школ с низким уровнем развития сетевого взаимодействия, исследовательской, проектной и/или профориентационной деятельности, которые избрали тактику «избегания» проблем. Такие школы чаще всего де-юре оказывают содействие развитию такой деятельности, однако де-факто системно ничего не организуют.
Заключение
На основе теоретического анализа была выстроена «эталонная» модель организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности, которая представляет инновационный подход в образовании, в полной мере учитывающий потребности и интересы учащихся. Данная модель характеризуется вовлеченным управлением директора и всего коллектива школы. Для профориентационной деятельности эталонная модель предусматривает наличие отдельного «ядерного» звена, где специалисты помогают учащимся определить свои профессиональные предпочтения. В исследовательской и проектной деятельности участвуют педагоги, объединяющие свои усилия и инициирующие активное обучение школьников,
обеспечивается инициативно-восходящий уровень коммуникации, где как ученики, так и учителя имеют возможность вносить свои идеи и мнения. В большинстве случаях, такая модель также включает сотрудничество с внешними организациями, которым делегируются полномочия по организации и контролю исследовательской и проектной деятельности. В эталонной модели внедряется исследовательская деятельность как в учебный процесс, так и во внеурочные мероприятия. Принципы взаимодействия педагога с учеником основаны на симбиозе «деятельностной» и «личностной» моделей. Активное интегрирование эталонной модели в единое информационное и научное поле позволяет создать благоприятные условия для развития учащихся. Проектная деятельность в эталонной модели является способом профориентации, помогающим учащимся определить свои интересы и цели.
Наиболее распространенными управленческими моделями исследовательской, проектной и профориентационной деятельности учащихся 7-11-х классов в Елизовском районе Камчатского края являются «приспосабливающаяся» и «игнорирующая». Во многих школах выявлена «приспосабливающаяся» модель, которая является промежуточным этапом достижения «эталонной» модели организации внутришколь-ного управления. К сожалению, ни одну из 17 школ нельзя охарактеризовать как школу с «эталонным» управлением, только одна из них ближе всех к внедрению принципов, соответствующих такому уровню. Диаметрально противоположной моделью является «игнорирующая» модель организации внутриш-кольного развития инновационной деятельности.
Основными проблемами, затрудняющими переход школ к «эталонной» модели, является неготовность к территориальной мобильности педагогов и родительского сообщества для развития профессиональных качеств, отсутствие сетевого взаимодействия, преобладание несистемных исследовательских и профориентационных практик над системными, а также замкнутость образовательной среды, проявляющаяся в неготовности к интеграции с научным и исследовательским сообществом.
Обобщая все вышесказанное, стоит отметить, что ввиду сложных географических, природно-климатических и социальных условий уровень организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности в школах Елизовского района Камчатского края довольно низкий. Ни одна из школ системно не реализует в полной мере управленческие практики по внедрению инновационных подходов в образовании. Для улучшения качества организации данной деятельности школам следует способствовать развитию эко-системности в образовании, расширению сетевого взаимодействия и закреплению системных практик по внедрению
Литвинов Даниил Владимирович
исследовательских, проектных и профориентационных мероприятий.
Однако, важно отметить, что в школах не столь актуализирована дискуссия по поводу необходимости исследовательских и проектных методов, новых методов профориентационной работы. В большинстве школ факт необходимости таких методов в образовании легитимизирован присутствием требований по их реализации во ФГОС. Школы с разными типами управленческих моделей проявляют различный уровень готовности к внедрению новых подходов в свою практику. Школы сильно отличались по степени «открытости»/«закрытости» к оказанию методической и консультативной помощи. Во многих школах достаточная материальная база для реализации проектной и исследовательской деятельности, а в крае есть разнообразный потенциал по развитию интересных практик профориен-тационной работы. Представляется, что те школы, коллективы в которых осознают необходимость собственного развития в области трансформации практик исследований и проектов в сопряжении с профориентационной работой, переводя их из формально-номинальной реализации в увлекательную для учащихся и педагогов деятельность — имеют все возможности для перехода к «эталонной» модели управления в этой сфере. ш
Литература:
273-ФЗ — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Бельницкая, 2017 — Бельницкая Е. А Профориентация учащихся в современной образовательной среде: традиции и инновации // Национальный институт образования. Минск, 2017.
Профориентация учащихся в современной образовательной среде: традиции и инновации // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения. Сборник научных статей (по материалам международной научно-практической конференции) / Науч. ред. А. П. Орлова. 2011. С. 20-22.
Гриншпун, 1994 — Гриншпун С. С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе // Школа и производство, 1994. № 6. С. 11-12.
Леонтович, 2018 — Леонтович А. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход // Народное образование, 2018. № 6-7. С. 116-121.
Леонтьева, 2018 — Леонтьева Н. В. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении // Организация и управление исследовательской и проектной деятельностью учащихся. Сборник программ и методических разработок / Редактор-составитель А. С. Обухов. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. С. 52-69. URL: http://issledovatel-researcher.ru (дата обращения: 25.03.2023).
Обухов 1999 — Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирование мировоззрения // Народное образование, 1999. № 10. С. 168-161.
Обухов 2018 — Обухов А. С. Организация и управление в образовании: от воздействия к взаимодействию // Организация и управление исследовательской и проектной деятельностью учащихся. Сборник программ и методических разработок / Редактор-составитель А. С. Обухов. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. С. 4-9. URL: http://issledovatel-researcher. ru (дата обращения: 25.03.2023).
Полуостров Камчатка, 2022 — Полуостров Камчатка. Электронная летопись Камчатского края: электронный ресурс. URL: https://poluostrov-kamchatka.ru (дата обращения: 30.01.2023).
Резапкина, 2005 — Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофиль-ной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. М.: Генезис, 2005. 208 с.
Смирнов, 2018 — Смирнов Э. В. Метод проектов как способ профориентации учащихся старших классов // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: XII Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского. Владивосток: ДВФУ, 2018. С. 259-262.
Урвачева, 2020 — Урвачева А. А. Профориентация учащихся средней школы // Вестник АЭН, 2020. № 4 (41). С. 50-54.
ФСГС, 2022 — Федеральная служба государственной статистики. Оперативные итоги миграции населения Камчатского края за 2022 год: электронный ресурс. URL: Миграция -06.pdf — Яндекс.Документы (yandex.ru) (дата обращения: 25.01.2023).
Ширяева, Довгопол, 2012 — Ширяева М. Ю, Довгопол Н. Б. Исследовательское проектирование в области естественных наук как средство профориентации учащихся // V Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А. С. Обухова. Т. 2. Технологии и практика организации. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2012. С. 61-66. URL: http://issledovatel-re-searcher.ru (дата обращения: 25.03.2023).
Barron, Schwartz, 1998 — Barron B. J. S, Schwartz D. L. Doing with understanding: Lessons from research on problem- and project-based learning // Journal of the Learning Sciences, 1998. № 7 (3-4). Р. 271-311.
Bevan et all., 2015 — Bevan B, GutwillJ. P., PetrichM., Wilkinson K. Learning through STEM-rich tinkering: Findings from a jointly negotiated research project taken up in practice // Science Education, 2015. № 99 (1). Р. 98-120.
Kolodner et all., 2003 — Kolodner J. L, Camp P. J., Crismond D, Fasse B, Gray J., Holbrook J., Ryan M. Problem-based learning meets case-based reasoning in the middle-school science classroom: Putting Learning by Design into practice // Journal of the Learning Sciences, 2003. № 12 (4). Р. 495-548.
Schneider et all., 2002 — Schneider R. M., Krajcik J., Marx Ronald W, Soloway E. Performance of students in project-based science classrooms on a national measure of science achievement // Journal of Research in Science Teaching, 2002. № 39 (5). Р. 410-422.
Windschitl, 2008 — WindschitlM. Beyond the scientific method: Model-based inquiry as a new paradigm of preference for school science investigations // Science Education, 2008. № 92 (5). Р. 941-967.