Научная статья на тему 'Вариативность траекторий поступления выпускников 9-го и 11-го классов школ Елизовского района Камчатского края'

Вариативность траекторий поступления выпускников 9-го и 11-го классов школ Елизовского района Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
траектории поступления / исследовательская деятельность / проектная деятельность / образовательные стратегии / Камчатский край / Елизовский район / admission trajectories / research activities / project activities / educational strategies / Kamchatsky Krai / Elizovsky district

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Мария Александровна

В данной статье анализируются траектории поступления выпускников старшей и средней школы Елизовского района Камчатского края. В качестве базы данных были использованы материалы, собранные в ходе экспедиции в Камчатский край осенью 2022 года: интервью с учителями, учениками и представителями администрации. Проведен корреляционный анализ взаимосвязи выбора пути поступления после сдачи экзаменов и развитости проектной и исследовательской деятельности в школе. На основе данного анализа школы Елизовского района разделены по группам, отличающимся по процентному соотношению поступивших в колледжи и вузы на Камчатке, в других регионах Дальнего Востока и в остальных регионах России, а также имеющих различные показатели по исследовательской и проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variability of the Admission Trajectories for Graduates of Grades 9 and 11 of Elizovsky District Schools in the Kamchatsky Krai

This article analyzes the admission trajectories of the Elizovsky district senior and secondary school graduates in the Kamchatsky Krai. The article is based on the materials collected during the expedition to the Kamchatsky Krai in the fall of 2022: interviews with teachers, students and administration members. The correlation diagnosis of the interdependence of path of admission choice, made after the exam passage, and the development level of the project and research activities at school, is given. As a result of the following analysis, the Elizovsky district schools are divided into groups with different indicators on research and project activities, as well as the different percentage of applicants to the educational institutions of Kamchatka, other regions of the Far East and the rest of the Russian regions.

Текст научной работы на тему «Вариативность траекторий поступления выпускников 9-го и 11-го классов школ Елизовского района Камчатского края»

Симонова

Мария Александровна,

студентка программы «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ, стипендиат Правительства Москвы, специалист по развитию талантов и обучению сотрудников в компании Multon Partners, г. Москва

e-mail: masimonova@edu. hse.ru

1 Работа выполнена под научным руководством А С. Обухова, канд. психол. наук, ведущего эксперта Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.

2 The following research is carried out under the scientific supervision

of Alexey Obukhov, Ph. D. in Psychology, Scientific Supervisor of the International Research School, Leading Expert of the A. A. Pinsky Center for General and Additional Education, Institute of Education, National Research University "Higher School of Economics"

Вариативность траекторий поступления выпускников 9-го и 11-го классов школ Елизовского района Камчатского края1

Variability of the Admission Trajectories for Graduates of Grades 9 and 11 of Elizovsky District Schools in the Kamchatsky Krai2

Аннотация. В данной статье анализируются траектории поступления выпускников старшей и средней школы Елизовского района Камчатского края. В качестве базы данных были использованы материалы, собранные в ходе экспедиции в Камчатский край осенью 2022 года: интервью с учителями, учениками и представителями администрации. Проведен корреляционный анализ взаимосвязи выбора пути поступления после сдачи экзаменов и развитости проектной и исследовательской деятельности в школе. На основе данного анализа школы Елизовского района разделены по группам, отличающимся по процентному соотношению поступивших в колледжи и вузы на Камчатке, в других регионах Дальнего Востока и в остальных регионах России, а также имеющих различные показатели по исследовательской и проектной деятельности. Ключевые слова: траектории поступления, исследовательская деятельность, проектная деятельность, образовательные стратегии, Камчатский край, Елизовский район

Abstract. This article analyzes the admission trajectories of the Elizovsky district senior and secondary school graduates in the Kamchatsky Krai. The article is based on the materials collected during the expedition to the Kamchatsky Krai in the fall of 2022: interviews with teachers, students and administration members. The correlation diagnosis of the interdependence of path of admission choice, made after the exam passage, and the development level of the project and research activities at school, is given. As a result of the following analysis, the Elizovsky district schools are divided into groups with different indicators on research and project activities, as well as the different percentage of applicants to the educational institutions of Kamchatka, other regions of the Far East and the rest of the Russian regions.

Симонова Мария Александровна

Keywords: admission trajectories, research activities, project activities, educational strategies, Kamchatsky Krai, Elizovsky district

Введение

Выбор траектории поступления — одно из наиболее значимых для будущей жизни решений выпускника школы, определяющее его дальнейшее образовательное и профессиональное развитие. Уже на этапе обучения в школе ученики выстраивают путь своего развития, выбирая определенный профиль обучения и решая, оставаться в школе или уходить после окончания 9-го класса. При этом выбор выпускников зависит от множества различных факторов: влияние окружения, наличие в школах профориентационной деятельности и специализированных проектов, ориентация на мнение родителей и друзей, развитие информационных каналов об обучении в вузах и колледжах, а также различные эффекты «колеи» («проторенные дорожки» предшествующих выпускников школы). Эти и другие факторы, определяющие принятие школьниками решения о том, какую образовательную траекторию выбрать, будут рассмотрены в данной работе.

Особенный интерес, с учетом специфики Камчатского края, представляет территориальный критерий выбора выпускниками вуза или колледжа. Ограниченность связей с материковой зоной и пограничное расположение региона оказывают влияние на то, что достаточно большое количество школьников выбирают образовательные учреждения либо в ближайших к Камчатскому краю городах Дальнего Востока (таких как Владивосток, Хабаровск и Магадан), либо уезжают далеко от дома в регионы Сибири, Урала или Европейской части России.

На данный момент реализуется масштабный проект по развитию Камчатского края, чтобы сделать его более привлекательным с социальной, экономической и туристической стороны. Это связано со значительным оттоком населения из Камчатского края в другие регионы: например, за 2022 год в Камчатский край на постоянное место жительства прибыло 12 920 человек (89,7 % от показателей 2021 года), выбыло 15 913 человек, что больше, чем годом ранее на 3 932 человека или на 32,8 % [Камчатстат, 2022].

Механизмы долгосрочного развития региона прописаны в Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года [Долгосрочный план развития, 2023], а также отражены в мастер-плане по развитию города Петропавловск-Камчатского [Мастер-план развития, 2023]. В январе-феврале 2023 года в НИУ ВШЭ проходила планерная сессия «Камчатка — центр притяжения» в рамках Дней Камчатского края. Были рассмотрены предложения по развитию различных областей социально-экономической жизни региона, в том числе,

Maria

Simonova,

Student of the HSE University "Public Administration" program, Moscow government scholarship holder, Talent development and employee training Specialist at Multon Partners, Moscow

анонсированы были предварительные результаты исследования в области школьного образования в Елизовском районе Камчатского края.

Актуальность изучения образовательных возможностей, профориентационных практик, исследовательской и проектной деятельности школьников, сопряженной со своей территорией, обосновывается тем, что снижение оттока населения региона и повышение его привлекательности для притока новых жителей напрямую зависит от того, находят ли выпускники школ подходящие варианты для поступления в своем регионе и готовы ли возвращаться обратно после обучения в других регионах. Понимание факторов, влияющих на выбор школьниками траекторий поступления, может стать основой для выбора механизмов по развитию социально-просветительской деятельности в регионе.

В данной работе проанализированы траектории поступления школьников, на основе которых можно сделать выводы об устойчивости имеющихся тенденций и выделить устойчивые контекстные факторы, определяющие их. Также на основе данных, собранных в экспедиции в Камчатский край осенью 2022 года, будет проведено распределение школ по группам в зависимости от показателей по поступлению, сравнение получившихся групп и поиск взаимосвязей между особенностями, предлагаемых в школах Елизовского района возможностей и выбором траектории поступления школьников. Отдельный акцент будет сделан на связи выбора выпускниками образовательного пути и развитости в школах исследовательской и про-фориентационной деятельности.

Особенности Елизовского района Камчатского края

Камчатский край — восточный регион Российской Федерации, что определяет его стратегически важное значение при реализации внешней политики с соседями по границе: Китаем, Южной Корей, США и Японией. Как субъект Российской Федерации Камчатский край был образован 1 июля 2007 года в результате слияния Камчатской области и Корякского автономного округа. На настоящий день в его состав входят 87 населенных пунктов, административным центром является город Петропавловск-Камчатский. Национальный состав региона разнообразен: всего насчитывается 134 национальности, при этом коренное население — коряки, эвенки, чукчи, ительмены — составляют всего 2 % от численности всего населения [Камчатский край, 2023].

Для территорий, расположенных на границе с океаном в относительно суровых климатических условиях характерно неравномерное распределение численности населения [Морские

Симонова Мария Александровна

порты мира, 2023] — это связано с тем, что распределение ресурсов является затруднительным в связи с неразвитой инфраструктурой и жители концентрируются вокруг крупных городов. Таким экономическим центром на Камчатском крае является его административный центр — город Петропавловск-Камчатский. Среди территориальных единиц региона он занимает первое место по населенности, второе — Елизовский район.

Для Камчатского края характерно постепенное снижение количества жителей региона. По данным федеральной службы государственной статистики на 1 февраля 2023 года численность населения с 2012-го по 2022-й снизилась на 8,7 % — при этом наибольший спад произошел в 2021 году — 9,2 %. За последние 100 лет пик количества проживающих на территории Камчатского края составлял 478 541 человек и приходился на 1991 год. После достижения этого показателя статистика пошла на спад и на протяжении 30 лет только два раза произошли небольшие отклонения, связанные с приростом — в 2012 году (на 393 человека) и 2018-м (на 928 человек). По данным Камчатстата, за последний десяток лет количество жителей от 14 до 35 лет сократилось на 22,7 тысячи человек, что составляет 20,5 %. Получается, что с полуострова уехал каждый пятый представитель молодежи [Камчатстат, 2022].

Таким образом, благодаря своему географическому положению, Камчатский край, с одной стороны, имеет преимущества в развитии рыболовного дела и доступ к уникальным природным ресурсам, а с другой — подвержен сейсмической опасности и низкая доступность некоторых населенных пунктов предполагает логистические проблемы и повышенные цены.

Проблемы и перспективы развития Камчатского края

По состоянию на август 2021 года Камчатский край вошел в Т0П-10 самых криминальных регионов России [62 % жителей Камчатки..., 2021]. Рейтинг государственно-частного партнерства Минэкономразвития России в 2020 году проиллюстрировал снижение эффективности регионального развития в этой области — по сравнению с предыдущим годом показатель упал на 12 пунктов [Рейтинг регионов., 2022]. Согласно рейтингу, предоставляемому Газпромом, Камчатка не вошла в список регионов, которые успешно развивают инфраструктуру для транспорта на газомоторном топливе: из семи базовых мер поддержки оказались реализованными на практике всего две, благодаря чему Камчатский край занял 52 место из всех регионов РФ [62 % жителей Камчатки., 2021].

Несмотря на выделенные ограничения в социально-экономическом развитии Камчатского края, присутствуют позитивные тенденции, которые обеспечивают отсутствие

стагнации в регионе и его развитие. Например, происходит реализация проектов ТОР «Камчатка» и режима «Свободный порт Владивосток», направленных на привлечение инвестиций, что ведет к повышению экономической привлекательности региона. В регионе невысокий уровень безработицы относительно других регионов — 2,5 %, что ниже общероссийского на 1,3 % [Камчатский край, 2023].

Камчатское рейтинговое агентство совместно с региональным ИА «41» провели опрос с камчадалами, чтобы выяснить настроения жителей региона по поводу переезда с полуострова. Как показало исследование 62 % респондентов хотят навсегда покинуть Камчатский край и уехать на материк [62 % жителей Камчатки..., 2021]. Основные причины: высокие цены на базовые продукты питания, самая дорогая в РФ оплата ЖКХ, отсутствие специалистов узкого профиля и некачественная медицина. 38 % жителей Камчатки не готовы переезжать — частично, потому что любят свой край и не хотят менять его даже на более комфортные для жизни регионы. В числе положительных сторон полуострова отмечаются уникальная природа, отсутствие пробок и чистый воздух. Опрошенные во время экспедиции школьники также отдельно выделяли качество воды, которую можно пить прямо из-под крана, вкус более приятный, по их мнению, чем во всех других городах.

Таким образом, неразвитость инфраструктуры, высокие цены, недостаточная безопасность при высоком уровне криминала и отсутствии должного укрепления жилищ с учетом сейсмичности региона, нехватка узкопрофильных специалистов, медикаментов, неудобство перемещения и зависимость экономики от рыболовной деятельности делают условия жизни в Камчатском крае неблагоприятными для его жителей. Тем не менее, красивая природа, уникальные ресурсы и нежелание менять привычный уклад жизни являются основными критериями, которые удерживают некоторых камчадалов от переезда на материк.

Социально-экономическое положение Елизовского района

Елизовский муниципальный район является самым крупным регионом Камчатского края и вторым по населенности на полуострове. Особенную роль в экономическом секторе района занимает сфера туризма — на территории Елизовского района работают 42 базы отдыха, 16 гостиниц и гостевых домов, а также свыше 100 пунктов общественного питания. Единственный на Камчатке аэропорт федерального значения, названный в честь Витуса Беринга, расположен в Елизовском районе, что повышает логистические возможности района и привлекает в него не только туристов, но и жителей других районов Камчатского края. Елизовский район обладает огромным запасом ресурсов,

Симонова Мария Александровна

которые могут эффективно использоваться вместо привозного топлива, к ним относятся: месторождения угля, гидроэнергия рек, гидротермальные ресурсы — уникальный редкий источник энергии. В реках и прилегающих акваториях в год добывается более 2 тысяч тонн лосося, а в пяти расположенных на территории района рыбозаводах — 30 миллионов мальков кеты, чавычи и кижуча. Большая часть Елизовского района относится к охраняемым природным территориям [Муниципальная программа Елизовского района, 2022].

За последние 15 лет в рамках уделения особенного внимания туристической сфере в районе был реализован определенный ряд мероприятий. Например, с 2010 года в Елизовском районе работает единственный на Дальнем Востоке крупный Туристический визит-центр, который помогает туристам выбрать наиболее подходящий вариант маршрута. Были обустроены сезонные смотровые площадки по направлению вулкана Мутновского. Проводились программы по развитию туристической привлекательности, обустраивались туристические маршруты — «Голубые озера», а также близ горного массива Вачкажец и озера Тахколоч. Сейчас в районе реализуются инвестиционные проекты в сфере туризма: реконструкции санаторного-курортного комплекса ООО «Санаторий Начикинский», строительство спортивной базы «Лесная». Администрация Елизовского района отмечает, что реализация указанных мероприятий приводит к повышению качества услуг в сфере бизнеса и сравнивает его с международным уровнем [Муниципальная программа Елизовского района, 2022]. На данный момент на рассматриваемой территории реализуется подпрограмма «Развитие туризма в Елизовском муниципальном районе на 2020-2024 годы».

По результатам опроса школьников Камчатского края было выявлено, что для местных жителей некоторые природные объекты, посещаемые богатыми туристами с материка, оказываются недоступными. Например, тур в долину Гейзеров был обозначен учениками 11-го класса как «вариант для элитного выпускного», да и то не все могут позволить себе даже раз в жизни слетать туда на вертолетах. Получается, что высокие цены на туры в труднодоступные места ограничивают население Камчатки в путешествиях по своему краю.

По официальной статистике наибольшее количество индивидуальных предпринимателей Елизовского района осуществляют свою деятельность в торговле (25 %), транспорте и связи (15,4 %), в организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды (19,7 %), обрабатывающих производствах (8,9 %). Основная часть агропромышленных предприятий Камчатского края находится именно в Елизовском районе. В целях содействия предпринимателям на территории региона планируется проведение конкурса «Предприниматель

года» и ряда стимулирующих мероприятий [Муниципальная программа Елизовского района, 2022].

На основе анализа жалоб жителей Елизовского района на официальном сайте администрации Елизово можно выделить основные: недоступность лекарственных аппаратов в сельских населенных пунктах — Пионерском, Начикинском, Николаевском, жилищные и коммунальные вопросы, жалобы о нарушении закона тишины и т. д.

Таким образом, социально-экономическая жизнь Елизовского района развивается: создаются культурные и спортивные мероприятия, развивается туристическая сфера. Учитывая, что город Елизово является вторым по населенности после Петропавловска-Камчатского, он является отправной точкой для туристических маршрутов по Елизовскому району. Тем не менее, даже в туристической сфере присутствуют зоны роста, которые на сегодняшний день затрудняют развитие района в этой области: недостаток квалифицированных кадров, высокая стоимость некоторых туров, отсутствие достаточного объема инвестиций.

Особенности образования в Камчатском крае

По результатам фокус-групп с учащимися 9-11-х классов, проведенных в экспедиции в Елизовский район Камчатского края осенью 2022 года, более 90 % школьников, которые переходят в старшую школу, хотят уехать с Камчатского края. Однако для большинства окончание старшей школы и сдача ЕГЭ — это способ отъезда с Камчатки через поступление в вуз «на материке». Некоторые готовы вернуться, но получить высшее образование хотели бы в других городах, хотя факты возвращения «с материка» фиксируются очень редко. Естественно, что поступление школьников в вузы Дальнего Востока или более отдаленные от Камчатки регионы России зависит от результатов ЕГЭ: при успешной сдаче и наличии достаточного количества баллов, школьники предпочтут покинуть Камчатский край.

В статье «Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах» [Пинская и др., 2013], основанной на данных исследования Института образования ВШЭ, описываются характеристики, относящиеся к школам с высокими и низкими показателями по баллам ЕГЭ. Устойчиво низкие показатели показывают школы, в которых учится сложный контингент: дети, у родителей которых нет работы и/или низкий уровень образования, ученики с неродным русским языком и девиантным поведением. Также на показатели экзаменов влияет наличие квалифицированных кадров и достаточное финансирование образовательных программ. По словам авторов статьи, школы, находящиеся в сложных социальных контекстах, могут повысить уровень образования своих учеников

Симонова Мария Александровна

с помощью создания определенной стратегии развития и соответствующей поддержки муниципальных органов.

Обучение на Камчатке имеет свои особенности, связанные с географическим положением и уникальностью природного ландшафта. Тот факт, что Камчатка расположена на Дальнем Востоке России, может оказывать влияние на доступность ресурсов и образовательных возможностей. Некоторые населенные пункты на Камчатке могут находиться на большом расстоянии друг от друга, что создает особые условия для организации обучения и обеспечения доступа к образовательным ресурсам. Благодаря богатству природы на Камчатке школьники имеют возможности для изучения уникальной природы — вулканов, геотермальных источников, флоры и фауны региона.

Некоторые школы организуют экскурсии и полевые исследования для практического знакомства с природным окружением. Школы на Камчатке могут активно включать в свои программы изучение окружающей среды и участие в экологических проектах. По анализу интервью со школьниками Елизовского района, действительно, в образовательную программу часто включаются проекты, связанные с изучением флоры и фауны края. Например, в школе № 10, по словам учащихся, организуются экологические проекты — ребята связывают их наличие с инициативой педагога, которая регулярно приглашает их к участию в походе на природу и изучению флоры Камчатки или аналитическим исследованиям, по большей части, в области флоры полуострова. В Елизовской школе № 8 школьники ездили с учителем биологии изучать биоразнообразие цветковых растений, а некоторые — ходили к вулканам. Однако, как мы наглядно увидели в школе № 6, выходы школьников за пределы учебного заведения могут быть сопряжены с существенными рисками. И поэтому есть ограничения для регулярности практики выходов и выездов со школьниками на природу. Так, в с. Коряки во время нашей экспедиции, учителя вызывали родителей после окончания уроков, чтобы те забрали учеников из школы домой. Это было связано с тем, что в общий чат жителей был размещен видеоролик с медведем, свободно гуляющим по одной из улиц поселка.

Образовательные программы на Камчатке соответствуют действующим федеральным государственным образовательным стандартам Российской Федерации, но в связи с особыми потребностями региона, некоторые школы предлагают дополнительные учебные материалы и курсы, связанные с природными науками, геологией, экологией и туризмом. Кроме того, Камчатка является местом проживания разнообразных этнических групп, включая коренные народы Камчатки, такие как коряки, эвены, чукчи и другие. В некоторых школах проводятся мероприятия, направленные на сохранение и изучение традиций и культуры этих народов.

Анализ данных о поступлении выпускников Елизовского района

Цель нашей экспедиции в Елизовский район Камчатского края осенью 2022 года — изучение социально-образовательной траектории школьников Камчатского края с учетом контекста территории со сложными географическими и природно-климатическими условиями. Участниками экспедиции стали бакалавры, магистранты и аспиранты НИУ ВШЭ. Руководители — ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Алексей Сергеевич Обухов и аналитик этого же Центра Елена Вячеславовна Овакимян. Во время экспедиции делался акцент на двух направлениях: первое — практики реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся, второе — практика профориентационной работы в школах. Результаты исследования планируется использовать в трехлетнем проекте социального воздействия, запускаемом осенью 2023 года в Камчатском крае. За две недели экспедиции получилось посетить 15 школ Елизовского района и провести несколько десятков фокус-групп со учениками 9, 10 и 11-х классов. В экспедиции также происходило общение с администрацией и педагогическим составом школ, но в данной статье мы сфокусируемся именно на данных, полученных от учащихся или касающихся учащихся.

В школах проводилось два типа работы: диагностические фокус-группы, целью которых была систематизация размышлений школьников об их планах на будущее, а также мастер-классы по профориентации. Во время бесед со школьниками выяснились определенные тенденции по тому, что они думают о перспективах обучения на Камчатке, видят ли смысл оставаться до 11-го класса и какими профессиями хотят овладеть. Стоит отметить, что все представленные далее результаты будут основаны на транскрибированных интервью школьников, что сопряжено с рядом ограничений относительно точности статистических данных и расчете процента от общего числа ответов, однако дает возможность содержательно раскрыть изучаемые вопросы.

По результатам фокус-групп оказалось, что в качестве основных причин, по которым школьники хотят покинуть родной край, называются:

• низкое качество обучения, отсутствие нужных специальностей в крае;

• меньшие возможности для работы в регионе, чем в больших городах;

• неинтересная жизнь, мало мероприятий, связанных с досугом;

• высокие цены на товары и услуги.

Симонова Мария Александровна

Основные ассоциации, которые школьники выделяли при описании своего региона: туризм, вулканы, океан, мало возможностей, высокие цены, зима, холод. При этом большинство из опрошенных (92 %) отметили, что любят свой край за красивую природу — этот фактор оказался главным среди выделенных школьниками плюсов своего региона.

При проведении фокус-групп со школьниками респондентам задавался вопрос о том, какие профессии они выбирали в начальной школе и кем хотят стать сейчас. В основном школьники продолжают мечтать о том же, о чем и раньше (54 %): чаще всего называют профессии, связанные с медициной, ветеринарией, дизайном. Школьники отмечают, что изменение их выбора основано на том, что они стали старше и поменяли свои взгляды на жизнь, больше думают о прибыльности профессии, а в некоторых случаях отмечается, что на их выбор оказали влияние учителя.

Результаты ответов девятиклассников о том, выбрали ли они профессиональный путь, отличаются от того, как ответили десяти- и одиннадцатиклассники, так как представители старшей школы с большей вероятностью определились в своей будущей профессии — отчасти поэтому они не стали уходить после 9-го класса и выбрали профильный класс (при его наличии).

Направления поступления выпускников 11-го класса

Для построения графиков по траекториям поступления школьников использовались следующие данные:

• материалы экспедиции, в которой проводились интервью и фокус-группы у учеников, учителей и администрации школ Елизовского района осенью 2022 года;

• данные о поступлениях выпускников, которые ежегодно предоставляют школы в Управление образованием Елизовского района.

Направления поступления школьников были разбиты на несколько групп:

1) Поступающие в вузы и СПО Камчатского края.

2) Поступающие в вузы и СПО других регионов Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Магадан, Благовещенск и другие города).

3) Поступающие в вузы и СПО других регионов России, за пределами Дальнего Востока.

Такое распределение было обусловлено тем, что по статистике поступления выпускников 11-х классов большинство выбирает либо другие регионы Дальнего Востока, либо широкий спектр городов, находящихся за пределами Дальнего Востока. Поступающие в вузы других стран не выделялись, поскольку такая практика редко встречается (всего за пять лет только

Рисунок 1. Поступление выпускников 11-го класса школ Елизовского района 2018-2022 годов

6 учеников школ Елизовского района уехали поступать заграницу, по большей части выбрав азиатское и тихоокеанское направления). Названия школ заменены с целью сохранения конфиденциальности данных.

Важно отметить, что репертуар, куда поступать на Камчатке и спектр направлений подготовки — невелик. Всего на Камчатке действуют два самостоятельных вуза и три филиала вузов: Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, Камчатский государственный технический университет, Камчатский филиал Российского университета кооперации, Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли, Петропавловско-Камчатский филиал РАНХИГС.

В целом ситуация по школам Елизовского района довольно устойчивая. В основном выпускники школ поступают после школы «на материк» и только в 2022 году поступление одиннадцатиклассников в вузы и СПО на Камчатке достигло своего максимального значения — 41 %, в то время как «материк» выбрало минимальное количество выпускников за весь период — 40 %, что на 13 % меньше, чем в 2021 году (Рисунок 1). Также за последний год резко выросло число поступающих на Дальний Восток — 18 %, что больше, чем в два раза превосходит показатели прошлого года. В основном преобладают города Владивосток и Хабаровск.

На Рисунке 2 представлено суммарное за все пять лет распределение направлений поступления одиннадцатиклассников (в процентах). Стоит заметить, что показатели варьируются в зависимости от школы, но при этом можно найти определенные сходства и распределить по группам. Например, разделение школ по количеству одиннадцатиклассников, поступивших на Камчатку:

• 23-42 %: Школа 1, Школа 2, Школа 3, Школа 4, Школа 5, Школа 13, Школа 11;

• 43-55 %: Школа 10, Школа 7, Школа 8;

• 56-83 %: Школа 6, Школа 9, Школа 12, Школа 14;

Симонова Мария Александровна

Камчатка »Дальний Восток ■ Континент

В школах наблюдается относительно стабильная тенденция по процентному отношению поступивших на Камчатку к поступившим «на материк». Опираясь на характеристику городских школ (Школа 1, Школа 2, Школа 3, Школа 4, Школа 5) в сопоставлении с сельскими школами, можно сделать вывод, что в городских школах у выпускников больше возможностей для поступления, чем в сельских. Тем не менее, исключением является Школа 12 (на протяжении всего рассматриваемого периода сохраняющая высокие показатели по поступлению «на материк» и насчитывающая на 2022 год всего лишь 10 человек, обучающихся в старшей школе).

Траектории поступления выпускников 9-го класса

Всего на территории Камчатского края находится 25 сред-неспециальных учебных заведений — из них 4 в Елизовском районе: Камчатский колледж технологии и сервиса, Камчатский промышленный техникум, Профессиональное учреждение № 5, Профессиональное учреждение № 6. В г. Петропавловске-Камчатском расположены 13 колледжей — больше, чем во всех других городах и поселках края в совокупности.

При анализе траекторий поступления выпускников 9-го класса рассматривались следующие направления: Елизовский район, Петропавловск-Камчатский и «материк» (за пределами Камчатки). Выбор именно такого территориального распределения вызван тем, что в основном после 9-го класса выпускники остаются на полуострове, но частично переезжают из своего района в город Петропавловск-Камчатский, а количество уезжающих «на материк» сравнительно мало и разделение на ближайшие и отдаленные его регионы, как это сделано при анализе траекторий одиннадцатиклассников, не будет являться показательным критерием.

Стоит отметить, что ни один выпускник за весь период, охваченный предоставленными школами данными,

Рисунок 2. Распределение поступления выпускников 11-го класса по школам Елизовского района с 2018 по 2022 год

не уехал поступать в другой район Камчатки, кроме города Петропавловск-Камчатский (куда учащиеся, по большей части, и выбирали поступление в СПО). «На материк» для поступления в СПО переезжала незначительная часть выпускников 9-х классов.

Количество поступающих в Елизовский район за последние годы постепенно увеличивалось: в совокупности за пять лет на 14 % (Рисунок 3). Поступление «на материк» и в Петропавловск-Камчатский связаны обратной зависимостью: в 2019 году количество выпускников, выбравших колледжи в Петропавловске-Камчатском, достигло максимума за выбранный период (72 %), в то время как «на материк» уехало минимальное количество (2 %) от всех выпускников 9-го класса.

Рисунок 3. Направления поступления выпускников 9-го класса школ Елизовского района с 2018 по 2022 год

На Рисунке 4 показано распределение школ по тенденции поступления в Петропавловск-Камчатский — направление, которое является приоритетным среди выпускников 9-х классов:

• 42-62 %: Школа 1, Школа 2, Школа 4, Школа 7, Школа 9, Школа 10; Школа 13;

• 63-79 %: Школа 3, Школа 5, Школа 6, Школа 12;

• 80-90 %: Школа 8, Школа 9, Школа 11, Школа 14.

Рисунок 4. Распределение поступления выпускников 9-го класса школ Елизовского района с 2018 по 2022 год

Симонова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По анализу траекторий поступления выпускников каждой школы с 2018 по 2022 год нельзя сделать однозначных выводов о том, что в определенной школе есть тенденция поступать в колледжи конкретного города. Процент поступления в город Петропавловск-Камчатский может зависеть от профессиональных предпочтений выпускников, так как там есть направления, которым не обучают в Елизовском районе: медицина, торговля, культура и искусство. Стоит выделить тот факт, что в среднем «на материк» поступает значительно меньше учащихся, чем на полуостров. Это связано с тем, что учащиеся 9-го класса, решившие не переходить в старшую школу, чаще всего нацелены на то, чтобы остаться на Камчатке и выбирают колледжи, находящиеся недалеко от дома.

Исследовательская и проектная деятельность в школах во взаимосвязи с траекториями обучения после 9-го класса

Несмотря на то, что во всех исследуемых школах Елизовского района на сайтах и в других официальных источниках было прописано достаточно много программ дополнительного образования, элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся, оказалось, что школьники либо не знают о существовании такого рода практик, либо слышали лишь названия, но мало сталкивались с их реализацией. Наиболее популярный ответ на вопрос «Какие проекты или исследования вы подготавливаете в школе?» состоял в том, что существует общеобязательный проект в 9-х и 11-х классах. За редким исключением, школьники высказывались о нем неодобрительно как о формальной практике написания рефератов.

При этом нам удалось найти «очаги», где внедрение ФГОС в аспекте реализации проектной и исследовательской деятельности произошло содержательно. Рассмотрим несколько примеров рассказов школьников из различных школ Елизовского района о таких случаях.

Так, в Школе 6 проект школьники восприняли с энтузиазмом, выбирали темы, связанные с профессиями, которые им самим интересны и нравятся. Многие ребята из опрошенной группы собираются использовать знания по построению проекта во время учебы в вузе и при написании курсовых работ, поэтому прикладывают усилия для изучения тонкостей проектной деятельности в школе, пользуясь помощью куратора. Однако и в этой ситуации обязательность проектной деятельности вызывает у старших подростков отторжение. Например, ребята высказывались о том, что хотели бы использовать проект не как обязательный метод оценки знаний, а в качестве инициативы: «самое обидное, что ты только для галочки делаешь что-то, и у тебя это интереса не вызывает особого, просто приходится, потому что это нужно,

а так вообще неинтересно». Аналогичная проблема прослеживается в Елизовской школе 7, где школьники сказали, что не совсем понимают зачем им нужна проектная деятельность, потому что учителя их сильно ограничивают — что и как они могут реализовать в рамках проектов. Например, были десятиклассники, стремившиеся делать большие исследования, но сталкивающиеся с необходимость сокращать объем и масштаб работ.

Многим не нравятся темы исследований, привязка к предмету, а также школьники отмечали, что учителя не всегда способны дать грамотный совет или дополнительную информацию по проекту — в основном все ответы на вопросы ищутся с помощью интернета. В Школе 8 также проекты подбираются под интересы учеников и треть участников фокус-группы брали темы, связанные с выбранной профессией — при этом немаловажную роль сыграла учительница биологии, благодаря которой школьники полюбили предмет и выбрали направления биологии и экологии. Ученики Школы 9 представляют работу над проектом скорее как реферирование, хотя факультативно проектная и исследовательская деятельность включается с 5-го класса. Одна девочка поделилась тем, что ее желание делать проект погубила фраза учителя «проект надо додумать и тема не исследовательская». Это демонстрирует значимость роли педагога в поддержке реализации исследовательской деятельности и проектов школьниками.

Ориентируясь на ответы учеников средней и старшей школы, можно разделить образовательные учреждения на две группы — с обязательной и необязательной для школьников практикой реализации исследований и проектов.

Высокая заинтересованность в реализации школами проектной деятельности учащихся не зависит от удаленности школ от города. Мы постарались выявить наличие связи между готовностью девятиклассников перейти в старшую школу и наличием практики исследовательской и проектной деятельности в школе.

Рисунок 5. Траектории поступления выпускников 9-х классов школ Елизовского района на момент осени 2022 года

Вариативность траекторий поступления выпускников 9 и 11 классов школ Елизовского района Камчатского края_

I Симонова Мария Александровна

Сопоставляя Рисунок 5, на котором отражены потенциальные траектории поступления школьников и Таблицу 1 с распределением школ по уровню развитости проектной деятельности, была составлена Таблица 2. Полужирным шрифтом обозначены школы, где присутствует высокая доля желающих поступить в 11-й класс, курсивом - средняя и без выделения шрифта — низкая. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что развитость практики проектной деятельности на данный момент слабо связана с траекториями поступления школьников. Однако, если фиксация траекторий поступлений — это объективные факты, то отнесение к уровню развития проектной деятельности — очень условное, так как оно проведено в основном по субъективным мнениям учащихся (высказываниям школьников в рамках фокус-групп).

Таблица 1. Распределение школ Елизовского района по развитости проектной и исследовательской деятельности и сравнение с траекториями поступления девятиклассников

Проектная деятельность развита Проектная деятельность развита недостаточно Проектная деятельность слабо развита или ее нет

Школа 4 Школа 1 Школа 3

Школа 6 Школа 2 Школа 5

Школа 8 Школа 7 Школа 7

Школа 10 Школа 9

Школа 13 Школа 11

Отмечается, что даже активно участвующие в проектах школьники часто не хотят «тратить два года впустую» и хотят поскорее выйти на работу, закончив 9 классов, или успевают определиться с выбором профессии к концу 9-го класса, предпочитают сразу углубиться в свою сферу деятельности, поступив в колледж (обычно это будущие медики, ветеринары, сварщики, электрики). Часть учеников отказывается поступать в старшую школу, так как «боятся сдавать ЕГЭ», причем частично на это решение оказывают влияние учителя, рассказывающие о том, каким сложным может оказаться выпускной экзамен.

Сравнивая графики с траекториями поступления в колледжи выпускников 9-го класса, можно отметить, что выбор поступления в Петропавловск-Камчатский, Елизовский район или «на материк» также не зависит от наличия исследовательской деятельности, как и выбор между переходом в старшую школу или поступлением в колледж.

Сопоставление исследовательской деятельности школ и траекторий поступления выпускников школ после 11-го класса

Рассмотрим взаимосвязь траекторий поступления выпускников 11-го класса с развитостью практики исследовательской и проектной деятельности в школах. В Таблице 2 мы используем следующие условные обозначения: полужирным шрифтом выделены школы с высоким процентом поступивших на Камчатку, курсивом — со средним процентом поступления в вузы Камчатки, без выделения — с низким процентом. Еще раз отметим, что отнесение школ к уровню развития практики исследований и проектов — условное, базирующееся на субъективных данных, полученных от школьников. Так, например, многие одиннадцатиклассники не успевают посещать проектные мероприятия — это подчеркивали ученики Елизовской школы № 3, Школы 6 и Школы 10. То есть в школах практика организации исследований и проектов существует, а ученики в нее могут быть не очень вовлечены.

Таблица 2. Распределение школ Елизовского района по развитости проектной и исследовательской деятельности и сравнение с траекториями поступления одиннадцатиклассников

Проектная деятельность сильно развита Проектная деятельность развита недостаточно Проектная деятельность слабо развита или ее нет

Школа 4 Школа 6 Школа 8 Школа 10 Школа 13 Школа 2 Школа 12 Школа 3 Школа 7 Школа 9 Школа 11

Получается, что взаимосвязи между траекториями поступления школьников и проектной деятельностью не прослеживается. Согласно ответам школьников, большинство хотят поступить на «материк», но при этом часть готова вернуться. На Рисунке 6 отражены результаты опроса одиннадцатиклассников шести школ про их намерения остаться или уехать с Камчатки.

Практически во всех школах 11-классники предъявляют намерение уехать с Камчатки (92 %), при этом по результатам опроса 25 % после обучения в вузах готовы вернуться, чтобы работать на Камчатке. Ученики аргументируют это тем, что здесь достаточно высокие зарплаты для хороших специалистов, а кто-то предпочитает жизнь на полуострове, но нашел подходящее обучение по своему направлению только «на материке». Как заметили ученики: «Так на Камчатке меньше выбора, каждый, кто хотел поступить на Камчатке, ушел после 9-го класса».

Симонова Мария Александровна

III

III

III

Школа 1 Школа 2 Школа 3 Школа 4 Школа 6 Школа 11

Уехать "Остаться

Дополнительно проведя анализ взаимосвязи выбора траектории и мнения окружающих, заметим, что в ряде школ родители существенно влияют на профориентацию. При этом большинство родителей говорит о том, что они советуют тот или иной выбор своим детям, но не настаивают на определенной траектории. Многие школьники берут работу родителей за антипример, а в некоторых случаях даже не знают, чем точно занимаются их родители (обычно это оказываются профессии менеджеров, экономистов и бухгалтеров).

Рисунок 6. Траектории поступления выпускников 11-го класса школ Елизовского района на момент осени 2022 года

Ориентируясь на полученные в опросах данные, можно сказать, что только половина школьников говорит о том, что они опираются на свое мнение при выборе траектории поступления. Иногда важную роль играют учителя (9,3 %) — часто именно по биологии (многие проекты связаны с флорой, фауной, а также экологией Камчатки и организуют их именно учителя биологии, благодаря чему повышают интерес школьников к предмету).

Некоторые ученики ориентируются на пример друзей, старших братьев и сестер, поступая в те же колледжи и вузы, что и их знакомые. По мнению учеников, профориентацион-ная деятельность не развита в достаточной мере ни в одной из школ. Иногда проводятся тесты, но результаты школьникам не предоставляются; приезжают представители вузов и колледжей, однако судя по опросу школьников ни один ученик

Рисунок 7. Значимость факторов, определяющих траекторию поступления школьников Елизовского района на момент осени 2022 года (распределение по школам)

Рисунок 8. Значимость факторов, определяющих траекторию поступления школьников Елизовского района на момент осени 2022 года (среднее по району)

не изменил своего мнения по поступлению после общения с приезжими гостями. При беседе с ребятами выяснилось, что многим не хватает знаний особенностей поступления в разные учебные заведения. «Было бы хорошо, если бы приезжали студенты с материка, такие как вы» — говорили интервьюерам респонденты.

Получается, что учащимся не хватает проводимых в школе профориентационных мероприятий, хотя в некоторых школах их профессиональный выбор формируют учителя, организующие интересные проекты (обычно учителя по биологии) и привлекающие сдавать на экзаменах их предметы.

Заключение

Особенности социально-экономического положения Камчатского края, а также его отдаленное географическое положение порождают ряд специфических черт, связанных не только с уровнем жизни населения региона, но и с уровнем образования в школах, СПО и вузах, находящихся на территории полуострова. Многие школьники хотят уехать «на материк», так как не удовлетворены возможностями для получения достойного образования и высокооплачиваемой работы у себя в регионе. Также одним из основных факторов, влияющих на низкий процент поступивших в вузы Камчатки выпускников, по мнению наших респондентов, являются не только малочисленность возможных направлений подготовки в вузах региона, но и другие факторы (дорогие продукты питания, «скучная жизнь», суровые природные условия жизни).

В Елизовском районе Камчатского края в целом школы имеют неплохое оснащение для реализации проектной и исследовательской деятельности. Однако данная практика развита не столь широко. Школы дифференцируются по уровню вовлеченности учащихся в проекты и исследования.

Также школы Елизовского района различаются по траекториям обучения и выбору профессии после 9-х или 11-х классов. Есть школы с превалирующим числом учащихся, переходящих в 10-11-е классы, есть школы с минимальным числом учащихся, переходящих в старшую школу. После 11-го класса большинство учащихся уезжают с Камчатки в связи с поступлением в вузы вне региона.

Активно участвующие в проектах школьники часто не хотят «тратить два года впустую» и хотят поскорее выйти на работу или пойти в СПО для быстрого освоения выбранной профессии,

Симонова Мария Александровна

что, порой, дает обратную связь вовлеченности в проектную и исследовательскую деятельность школьников с продолжением обучения в старшей школе. Таких учащихся наиболее привлекают практико-ориентированные проекты. Процент поступления в город Петропавловск-Камчатский может зависеть от профессиональных предпочтений выпускников, так как там есть направления, которым не обучают в Елизовском районе: медицина, торговля, культура и искусство. Поступление после школы в рамках региона в основном связано с получением среднего профессионального образования. Траектория высшего профессионального образования во многом связана с отъездом из региона. Переход из средней в старшую школу в основном рассматривается как способ отъезда с Камчатки.

Видение своего будущего в связке с регионом во многом рассматривается без обучения в старшей школе, через поступление в СПО на Камчатке. Ученики, имеющие цель остаться в регионе, аргументируют это тем, что здесь достаточно высокие зарплаты для хороших специалистов. При этом уровень СПО на Камчатке, в отличии от уровня вузов, большинством школьников оценивается как высокий.

«На материк» уезжают больше одиннадцатиклассников из крупных городских школ (Школа 1, Школа 2, Школа 3, Школа 4, Школа 5). При этом лишь в Школе 4 достаточно сильно развита проектная деятельность (по данным опроса учащихся). Большинство учеников 10-11-х классов, вне зависимости от школы, собираются покинуть Камчатский край после завершения обучения. Выбор траектории одиннадцатиклассников чаще всего зависит от баллов ЕГЭ — если они достаточно велики, школьники чаще уезжают «на материк», если нет — остаются, поступая в региональные вузы.

Профориентационная деятельность, по мнению учащихся, не развита ни в одной из школ. Однако, наблюдается высокая связь практик сотрудничества конкретных школ и СПО с последующими траекториями обучения выпускников этих школ, особенно после 9-го класса.

Выбор предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ определяется, по мнению учащихся, на 50 % — самими учениками, на 33 % — влиянием семьи (навязывание мнения, по стопам родителей/братьев и сестер), на 9 % — учителями и на 8 % — примером друзей. В ряде школ (особенно в Школе 10 и Школе 12) отмечается, что родители существенно влияют на профориентацию. При этом мало кто знает в точности о профессиональной деятельности своих родителей (менее 40 %). Самостоятельно траекторию поступления выбирают не более половины учеников (по их же мнению). Многие ориентируются на пример старших братьев и сестер.

Поставленная изначально гипотеза о связи исследовательской и проектной деятельности с характером траекторий поступления в СПО и вузы была опровергнута.

Вне зависимости от наличия школьных проектов и исследований девятиклассники решают, что не хотят «тратить два года впустую», или боятся ЕГЭ, или уже нашли для себя сферу, в которой хотят развиваться и идут в специализированный колледж. Одиннадцатиклассники при этом в большинстве своем хотят поступить «на материк» и часто не имеют свободного времени на внеурочную деятельность — многие занимаются с репетиторами или целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ, используя необходимые ресурсы в интернете.

По всей видимости важно развивать практико-ориентиро-ванные форматы профориентационной деятельности, в том числе максимально используя ресурс учебных исследований и проектов именно в связке с профессиональными пробами и выбором учащимися профессионально-образовательных траекторий. ш

Литература:

62 % жителей Камчатки., 2021 — 62 % жителей Камчатки мечтают навсегда уехать с полуострова: электронный ресурс // VostokToday, 31.08.2021. URL: https://vostok.today/39817-62-zhitelej-kamchatki-mechtajut-navsegda-uehat-s-poluostrova.html (дата обращения 31.04.2023).

Долгосрочный план развития, 2023 — Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2030 года: электронный ресурс. URL: http://static.government.ra/media/fnes/vGGBfyROAXejlkvwy5fi7nT9Ds4n xE02.pdf (дата обращения: 15.04.2023).

Камчатский край, 2023 — Официальный сайт Камчатского края. URL: https://kamgov.ru/overview?ysclid=liif4i5plq446219897 (дата обращения: 16.04.2023).

Камчатстат, 2022 — Демографические итоги 2022 года Камчатстат: электронный ресурс. URL: https://41.rosstat.gov.ru/population?ysclid=lihyyb1lfo5901651 (дата обращения: 20.04.2023).

Мастер-план развития, 2023 — Мастер-план развития Петропавловска-Камчатского: электронный ресурс. URL: https://kamgov.ru/mintrud/news/vladimir-solodov-prezentoval-koncepciu-strategiceskogo-master-plana-stolicy-kamcatki-54426?ysclid=liiewcojvu869750773 (дата обращения: 15.04.2023).

Морские порты мира, 2023 — Морские порты мира: электронный ресурс. http://logistics. lonak.com/ru/ports (дата обращения 20.04.2023).

Муниципальная программа Елизовского района, 2022 — Постановление 07.06.2022 № 915 О внесении изменений в муниципальную программу «Создание условий для развития отдельных направлений экономики Елизовского муниципального района на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Администрации Елизовского муниципального района от 13.11.2019 № 1320 (в редакции от 16.05.2022 № 774).

Обухов, Жуков, 2017 — Обухов А. С., Жукова Е. В. Реальность выбора — значимое условие становления субъектности в контексте профессионализации студентов бакалавриата // Проблемы современного образования, 2017. № 5. С. 72-90.

Пинская и др., 2013 — Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Фрумин И. Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах: Электронный ресурс // Вопросы образования, 2013. № 4. С. 148-177. URL: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2011-4-148-177 (дата обращения 30.04.2023).

Рейтинг регионов., 2022 — Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП: электронный ресурс. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d22/gosudarstvenno_chastnoe_ partnerstvo/reyting_regionov_po_urovnyu_razvitiya_gchp/?ysclid=liigi83hic821441378 (дата обращения 31.04.2023).

Сысоева, 2003 — Сысоева И. В. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: автореф. дис. . канд. психол. наук М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.