Научная статья на тему '«Здесь начинается Россия»: экспедиция студентов НИУ ВШЭ по изучению образования на Камчатке'

«Здесь начинается Россия»: экспедиция студентов НИУ ВШЭ по изучению образования на Камчатке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспедиция / Камчатский край / Елизовский район / профессионально-образовательная траектория / проект социального воздействия / исследовательская деятельность / проектная деятельность / профориентационная работа / expedition / Kamchatsky Krai / Elizovsky district / professional and educational trajectory / social impact project / research activities / project activities / career guidance work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич, Овакимян Елена Вячеславовна

В статье представлено описание реализации экспедиции осени 2022 года со студентами НИУ ВШЭ в Камчатский край с целью исследования школ Елизовского района. Основной фокус исследования дан на взаимодействие школ с локальным сообществом, практики реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся, профориентационную работу школ с учащимися и образовательно-профессиональные траектории выпускников школ после 9-х и 11-х классов. Статья предваряет работы студентов, написанные по материалам экспедиций, а также представляет иные полученные результаты, в том числе фильм, созданный об экспедиции. Экспедиция стала предпроектным исследованием для проекта социального воздействия, который начал реализовываться Институтом образования НИУ ВШЭ в 2023 году на Камчатке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич, Овакимян Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Russia Begins Here”: Expedition of HSE University Students Dedicated to Studying the Education in Kamchatka

The following article describes the realization of the HSE University student expedition to the Kamchatsky Krai, dedicated to the research of Elizovsky district schools. The research was mostly focused on the interaction of schools with the local society, implementation of the research and project activities of students, career guidance work that schools carry out with students and the professional and educational trajectories of school graduates after grades 9 and 11. This article precedes the articles written by students based on the expedition materials, and presents the other obtained results, including the film about an expedition. The expedition was the pre-project research for the social impact project, which began to be implemented in 2023 by the HSE University Educational Institute in Kamchatka.

Текст научной работы на тему ««Здесь начинается Россия»: экспедиция студентов НИУ ВШЭ по изучению образования на Камчатке»

«Здесь начинается Россия»:

экспедиция студентов НИУ ВШЭ по изучению образования на Камчатке__

Обухов Алексей Сергеевич, Овакимян Елена Вячеславовна, Анчиков Константин Михайлович

«Здесь начинается Россия»: экспедиция студентов НИУ ВШЭ по изучению образования на Камчатке

"Russia Begins Here": Expedition of HSE University Students Dedicated to Studying the Education in Kamchatka

Аннотация. В статье представлено описание реализации экспедиции осени 2022 года со студентами НИУ ВШЭ в Камчатский край с целью исследования школ Елизовского района. Основной фокус исследования дан на взаимодействие школ с локальным сообществом, практики реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся, профориентационную работу школ с учащимися и образовательно-профессиональные траектории выпускников школ после 9-х и 11-х классов. Статья предваряет работы студентов, написанные по материалам экспедиций, а также представляет иные полученные результаты, в том числе фильм, созданный об экспедиции. Экспедиция стала предпроектным исследованием для проекта социального воздействия, который начал реализовывать-ся Институтом образования НИУ ВШЭ в 2023 году на Камчатке. Ключевые слова: экспедиция, Камчатский край, Елизовский район, профессионально-образовательная траектория, проект социального воздействия, исследовательская деятельность, проектная деятельность, профориентационная работа

Abstract. The following article describes the realization of the HSE University student expedition to the Kamchatsky Krai, dedicated to the research of Elizovsky district schools. The research was mostly focused on the interaction of schools with the local society, implementation of the research and project activities of students, career guidance work that schools carry out with students and the professional and educational trajectories of school graduates after grades 9 and 11. This article precedes the articles written by students based on the expedition materials, and presents the other obtained results, including the film about an expedition. The expedition was the pre-project research for the social impact project, which began to be implemented in 2023 by the HSE University Educational Institute in Kamchatka. Keywords: expedition, Kamchatsky Krai, Elizovsky district, professional and educational trajectory, social impact project, research activities, project activities, career guidance work

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher», г. Москва e-mail: aso-issl@yandex.ru

Овакимян

Елена Вячеславовна,

эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва e-mail:

eovakimyan@hse.ru

Анчиков

Константин Михайлович,

аспирант, аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва e-mail: kanchikov@hse.ru

Елизовский район Камчатского края — территория, где экспедиция студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провела исследования осенью 2022 года (26 сентября — 7 октября), предваряющие трехлетний проект социального воздействия.

Цель экспедиции — изучить возможности получения качественного образования и выстраивания позитивной социально-образовательной траектории на территории со сложными географическими, природно-климатическими и социальными условиями. В профессиональную команду экспедиции вошли магистранты и аспиранты Института образования НИУ ВШЭ, а также студенты бакалавриата, которые учатся на майноре «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» [Обухов, Овакимян, 2023], с образовательных программ «Международные отношения», «Мировая экономика», «Государственное и муниципальное управление». Кроме того, все исследовательские мероприятия фиксировала медиагруп-па из студентов факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. В их числе были как практикующие педагоги, так и студенты, которые только начинают свой путь в сфере преподавания.

Руководили экспедицией главный редактор журнала «Исследователь/Researcher», канд. психол. наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ А. С. Обухов и эксперт того же центра Института образования Е. В. Овакимян. Состав участников: аспирант К. М. Анчиков; магистранты А. М. Анненкова, Н. С. Гетманов, А. М. Гумеров; бакалавры Д. Д. Галаванова, А. А. Кириллова, А. О. Котенева, А. А. Литвиненко, Д. В. Литвинов, М. А. Смирнова, Э. М. Теперик, Н. А. Шмакин.

Особое внимание уделяется двум аспектам: проектно-ис-следовательской деятельности учащихся и профориентацион-ной работе в школах. Внедрение проектно-исследовательской деятельности в образование связано с развитием универсальных способностей, которые помогают активно, продуктивно и эффективно жить в быстро меняющемся мире [Обухов, 2019]. В какой-то мере они противопоставлены позиции выученной беспомощности. Именно в этом заключается влияние реализации проектно-исследовательской деятельности в школах на дальнейшую профессиональную судьбу выпускников, а через них — на весь регион.

Проведенные участниками экспедиции исследования в школах Елизовского района предваряют трехлетний проект социального воздействия, который позволит улучшить общее образование в Камчатском крае в контексте задач развития региона в целом. Глубокое погружение в контекст, работа со спецификой региона — необходимый этап для любого проекта социального воздействия. За две недели команде экспедиции

Обухов Алексей Сергеевич, Овакимян Елена Вячеславовна, Анчиков Константин Михайлович

удалось посетить 15 школ Елизовского района (как городских, так и сельских), в каждой была проведена комплексная исследовательская работа.

Сам проект социального воздействия [Проект социального воздействия..., 2023] запущен с осени 2023 года и мы будем в последствии отражать его результаты, так как одна из линий этого проекта — формирование социально-позитивных образовательно-профессиональных траекторий обучающихся общеобразовательных организаций Камчатского края с использованием сетевого взаимодействия. При этом методы проектного и исследовательского обучения в этом проекте рассматриваются как один из основных способов подготовки к осознанному проектированию обучающимися образовательно-профессионального маршрута. Данное проектирование мы рассматриваем как процесс, включающий в себя исследование обучающимся возможных вариантов жизненных траекторий, прояснение собственных и общественных интересов и ценностей, анализ перспектив на рынке труда, оценку имеющихся ресурсов и возможностей и результат проектирования в форме плана действий по достижению желаемого образа будущего. Реализация данного проекта потребует проявления и развития цифровой грамотности (будет осуществляться на цифровой платформе и с применением цифровых инструментов), правовой грамотности (анализ актуальных правовых норм в интересующей сфере деятельности) и финансо--вой грамотности (оценка затрат и доходов, финансовых возможностей с учетом социально-экономического контекста региона).

В экспедиции (а также на этапе подготовки к ней и обработки полученных данных после) было проведено смешанное исследование. Так, для проведения «этнографического» полевого исследования в школах были выбраны качественные методы. Большое внимание было уделено разработке гайдов для фокус-групп, тренингов с учениками, интервью с родителями, учителями,директорами.

В ходе экспедиции была проведена работа в следующих школах Елизовского района Камчатского края (Рисунок 1):

Alexey

Obukhov,

Ph. D. in Psychology, Docent, Leading Expert of the A.A. Pinsky Center for General and Additional Education, Institute of Education, National Research University "Higher School of Economics", Editor-inChief of the "Researcher" journal, Moscow

Elena

Ovakimyan,

Leading Expert of the A.A. Pinsky Center for General and Additional Education, Institute of Education, National Research University "Higher School of Economics", Moscow

Konstantin

Anchikov,

Postgraduate, Analyst of the A. A. Pinsky Center for General and Additional Education, Institute of Education, National Research University "Higher School of Economics", Moscow

1) Елизовская средняя школа № 1 8) Пионерская средняя школа

им. М. В. Ломоносова. им. М. А. Евсюковой.

2) Елизовская средняя школа № 2. 9) Нагорненская средняя школа.

3) Термальненская средняя общеоб- 10) Елизовская средняя школа № 9.

разовательная школа. 11) Елизовская средняя школа № 3.

4) Паратунская средняя школа. 12) Елизовская средняя школа № 8.

5) Средняя школа Вулканного город- 13) Елизовская средняя школа № 7

ского поселения. им. О. Н. Мамченкова.

6) Корякская средняя общеобразова- 14) Лесновская основная школа.

тельная школа. 15) Начикинская средняя школа.

7) Раздольненская средняя школа

им. В. Н. Ролдугина.

сО,

9

ВумАЬ*

I

Рисунок 1. Расположение школ, в которых побывали участники экспедиции

ф Всего за время экспедиции было

проведено более 60 фокус-групп и интервью с администрацией, учениками, учителями и родителями. Было проведено более 40 профориентаци-онных тренингов для учеников 7-11-х классов и три семинара с учителями по проблемам исследовательского и проектного обучения. Поясним эти форматы работы детальнее.

Первый вид работы, который проводился со школьниками — это диагностические фокус-группы. Задачей участников экспедиции было вывести учеников на искренний разговор, чтобы они поделились своими реальными размышлениями по поводу дальнейших образовательных планов в регионе или вне него. В группах по 6-7 человек школьники рассказывали о том, какие перспективы они видят на Камчатке, есть ли смысл оставаться до 11-го класса, а также какие профессии являются перспективными, и где лучше всего им обучаться. Также часть вопросов была посвящена изучению семейного фактора: кем работают родители, родились ли они на Камчатке или переехали сюда позже, какие профессии они советуют выбрать, хотят ли отправить детей на материк или нет. После посещения 15 школ стал заметен довольно широкий разброс в зависимости от семей: если учащиеся, чьи родители работают высококвалифицированными специалистами в городе, хотят получить образование в сфере бизнеса, маркетинга, то школьники, чьи родители работают продавцами, автомеханиками в сельской местности, задумываются о карьере в спасательных, силовых структурах, карьере технолога. У некоторых учащихся родители приехали из других регионов России (все по работе). Подавляющее большинство учащихся хочет уехать, главная причина — отсутствие хороших университетов. При этом многие отмечают, что если бы в регионе были возможности развития (как образования, так и мест работы), то они бы остались на Камчатке.

С учащимися школ проводился профориентационный тренинг, направленный на ознакомление с инструментами, которые необходимы при выборе карьеры, и помощь с расстановкой приоритетов. Школьники в игровой форме учились выявлять, что они любят, что умеют, и как совместив две эти сферы можно прийти к занятию, которое будет полезно обществу, которое можно превратить в профессию. У некоторых учеников были проблемы с выявлением занятий, которые они любят: им было тяжело придумать что-то, кроме биологических потребностей (люблю есть, люблю спать). Тогда студенты и магистранты пытались вместе с ними найти занятия, которые приносят

Обухов Алексей Сергеевич, Овакимян Елена Вячеславовна, Анчиков Константин Михайлович

им удовольствие, и зачастую оказывалось, что многое из этого можно было связать с выбором профессии (любовь к спорту, тяга к общению с людьми, креативность).

Также были проведены интервью с директорами школ и представителями администрации — из них участники экспедиции узнали о специфике региона (например, оказалось, что во всех школах Елизовского района есть трудовые бригады), формах организации проектно-исследовательской деятельности, образовательных траекториях учеников и их желании уехать с Камчатки, взаимодействии школ с внешним сообществом. Команде НИУ ВШЭ удалось поговорить и с родителями школьников, узнать об их включенности в жизнь школы и влиянии на профессиональный выбор детей.

Важным этапом исследования стали беседы с учителями. Они не только показали, как на практике реализуются образовательные процессы, но и позволили сформировать запрос на дальнейшее развитие проектно-исследовательской деятельности. Собранные материалы лягут в основу при разработке курса повышения квалификации для учителей, который станет частью трехлетнего проекта. Учителя — одно из тех открытий, которые удивили команду экспедиции. В условиях ограниченности ресурсов именно инициатива учителей во многом двигает образовательный процесс вперед.

Например, мы провели интервью с заслуженным учителем России, которая работает в своей школе с момента ее основания — с 1970 года. Но нас впечатлили не только опытные представители профессии, но и молодые и идейные сотрудники школ. Участники экспедиции познакомились с учителем химии Начикинской школы — молодым педагогом из Калмыкии, который приехал на Камчатку 8 лет назад сразу после вуза. Он отработал 5 лет на севере Камчатки в труднодоступных регионах, а затем стал заместителем директора по инвестициям. Также команда встретила молодого учителя истории и обще-ствознания в Лесновской школе — маленькой школе среднего общего образования, где даже столовая размещена в одном из кабинетов (там нет горячего цеха). Общение с учениками в фокус-группах показало, что именно такие учителя и мотивируют учащихся. Педагог из Лесновской школы помимо школьных предметов занимался со школьниками финансовой грамотностью, и ребята все как один (даже немотивированные) отмечали практическую пользу компетенции.

В предпоследний день экспедиции А. С. Обухов в Корякской школе по ее запросу провел семинар для учителей. В нем участвовали представители нескольких школ, с которыми команда экспедиции успела поработать.

Также всем школам команда привезла методические материалы и издания журнала «Исследователь/Researcher», предоставила большое число информационных ресурсов

по реализации исследовательском и проектной деятельности со школьниками. Несколько учителей из камчатских школ приняли участие в конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (http://issl-konf.ru/).

Двухнедельная экспедиция стала небольшой, но очень важной частью начинающегося трехлетнего проекта социального воздействия в Камчатском крае. Именно на основе собранных данных выстроилось понимание особенностей региона, что позволит разработать методические материалы для школ и программу курсов повышения квалификации для учителей Камчатки. «Было бы замечательно вернуться в те же школы и сравнить результаты до и после внедрения программы развития образования на Камчатке» — отмечает Мария Симонова, как и многие другие участники экспедиции. Но это будет позже, а по результатам этой экспедиции участникам предстояло расшифровать и проанализировать все полученные данные и попытаться сформировать общую картину — не забывая, тем не менее, об уникальности каждой школы.

Все планы экспедиции реализованы, цели достигнуты, задачи решены. Заключительный день экспедиции был спланирован для того, чтобы ее участники смогли все собранные материалы заархивировать, систематизировать и описать. В этот день руководители экспедиции А. С. Обухов и Е. В. Овакимян провели две важные встречи. Первая встреча — с руководителем Управления образования Елизовского района Еленой Александровной Кудрявцевой. На встрече были представлены первичные результаты экспедиции, дана обратная связь по школам в аспекте перспектив реализации проекта социального воздействия, который запускается в Камчатском крае. Отмечались сильные стороны и потенциал школ Елизовского района, основные дефициты и задачи развития. Намечены многоаспектные линии сотрудничества по развитию проектной и исследовательской деятельности школьников, по подготовке к этой практике педагогов школ Елизовского района, а также расширению практик профориентационной работы со школьниками в контексте задач развития как района, так и Камчатского края в целом.

Вторая встреча — с руководством и педагогическим составом психолого-педагогического факультета Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга. Данная встреча прошла вместе с коллегами с кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Л. И. Адамян и Е. В. Казенной. Были достигнуты договоренности о перспективах сотрудничества и соучастия КГУ им. В. Беринга в реализации проекта социального воздействия.

Прошла также обобщающая встреча всей экспедиционной группы вместе с коллегами из Института образования

Обухов Алексей Сергеевич, Овакимян Елена Вячеславовна, Анчиков Константин Михайлович

НИУ ВШЭ К. С. Серегиным, А. И. Кухаревым и Н. И. Исаевой, которые на этой неделе работали в школах Мильковского района Камчатского края. Две команды сопоставили свои наблюдения за ситуацией деятельности школ в сложных территориальных и социальных условиях.

Реализация насыщенной программы экспедиции стала возможна благодаря проекту поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», который дает возможность выйти за рамки университета. Данная экспедиция была поддержана в рамках проекта «Больше, чем путешествие» АНО «Россия — страна возможностей». Оператором реализации всей сложной логистики экспедиции стал «Камчатинтур». Данная поддержка позволила максимально сосредоточиться на содержательной части экспедиции, не думая о большинстве организационных вопросов, которые взяли на себя поддерживающие организации.

Участники экспедиции, помимо школ, смогли побывать на Халактырском пляже Тихого океана, на Мысу Маячный и у скал Три брата в Авачской бухте, на горячих источниках в с. Паратунка, погулять по Никольской и Мишенной сопкам. Посетить музеи г. Петропавловска-Камчатского (Краеведческий, Вулканариум, Океанрыбфлота).

В экспедиции собралась продуктивная и вовлеченная команда, что делает ее максимально эффективной и эмоционально комфортной. В целом команде экспедиции получилось за короткое время со многими повстречаться и пообщаться. Было выявлено высокое разнообразие школьных практик и особенности взаимосвязи деятельности школ с социальным контекстом конкретных поселков и микрорайонов города. Стало понятно, что планируемые в дальнейшем курсы повышения квалификации по организации и проектной деятельности учащихся в школах Камчатского края явно должны быть не стартовые, так как во многих школах уже есть достаточно разнообразный и интересный опыт в этом направлении. Самое важное, что было замечено — учащиеся с увлечением включаются в такой формат построения образования, а учителя видят особую ценность исследований и проектов для самоопределения самих школьников, их дальнейшей жизненной и профессиональной траектории. Школы Елизовского района имеют многоаспектную поддержку и продуктивные связи с муниципалитетами и различными краевыми и федеральными программами. Во многих школах учителя ориентированы на развитие современных компетенций и жизненных навыков школьников, значимых для построения позитивной жизненной траектории. Значимый ресурс для реализации проекта социального воздействия — открытость и искренность подростков, педагогов, администрации школ.

Собранный в экспедиции материал лег в основу курсовых и дипломных работ участников экспедиции, по нему написан научные статьи [Анчиков, Обухов, 2024; Литвинов, 2023; Симонова, 2023] представлены доклады на научных семинарах и конференциях.

Так, на встрече с губернатором Камчатского края В. В. Солодовым 19 января 2023 года были представлены выявленные траектории выпускников школ Елизовского района (детальнее описано в статье М. А. Симоновой в этом номере журнала [Симонова, 2023]), а также первичные обобщения и предложения.

В качестве выявленных ресурсов образования было выделено:

• наличие оснащенности школ для реализации образовательных задач, исследований и проектов;

• практики трудовых бригад в школах и поселениях;

• нацеленность учащихся на трудовую деятельность (самостоятельный заработок);

• наличие практик (чаще не системных) профориентационной работы (особенно при территориальной близости колледжей);

• осознание большей частью учителей значимости исследовательской и проектной деятельности учащихся;

• высокий разброс в степени осознанности жизненно-профессиональных траекторий у учащихся разных школ.

В качестве наиболее явных проблем было выделено:

• замкнутость школ внутри себя, малочисленность внешних контактов для решения проектной, исследовательской и профориентационной деятельности;

• неготовность к территориальной мобильности педагогов и семей для использования внешних ресурсов образования;

• высокая социальная детерминация образовательных запросов (социальное неравенство) и эффект «узкой колеи» при выборе собственных жизненных перспектив;

• непродуктивность шаблонных (одинаковых для всех) решений в силу высоких различий между школами в связке с социальными контекстами их деятельности;

• при наличии высокого образовательного запроса у семей нет видения перспективы реализации этого запроса на Камчатке (даже при желании остаться в крае);

• ограничения развития практики сетевого взаимодействия школ с внешними организациями и ведомствами (бюрократические затруднения и отсутствие способов решений).

Были предложены следующие общие принципы решения в рамках магистральной темы «Проектирование школьниками своих жизненных траекторий в связке с развитием края». Пути реализации: • «Распаковать» школы — запустить процессы социального взаимодействия через развитие экосистемности в образовании.

Обухов Алексей Сергеевич, Овакимян Елена Вячеславовна, Анчиков Константин Михайлович

• Обеспечить максимально частые выходы детей за пределы школы.

• Ввести новые институциональные нормы на уровне края (например, реализация технологии «жизненный проект» в 9-х и 10-х классах).

• Содействовать активизации горизонтальных практик взаимодействия участников системы образования и за ее пределами.

Подходы к реализации при задействовании трех уровней развития практики:

1. Регион:

• агрегатор карьерных туров;

• агрегатор проектов учащихся;

• фонд поддержки и конкурс детских предпринимательских проектов;

• онлайн-курс про образовательные и карьерные возможности Камчатки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• актуализация задач трудовых бригад;

• готовые пакетные шаблоны реализации мероприятий (документы, подрядчики...).

2. Территория:

познакомить школы с практиками друг друга; каждая школа — центр компетенций в отдельной области; защиты проектов в других школах.

3. Школа:

лектории и мастер-классы от специалистов; экскурсии на предприятия;

трудовые бригады с профессиональными задачами; практики рефлексии и обмена мнениями; корпоративные классы;

внимание к проектной и учебно-исследовательской деятельности с локализацией задач на местности. Перспективные задачи, требующие краевой поддержки: лектории и мастер-классы от специалистов; экскурсии на предприятия;

трудовые бригады с профессиональными задачами; практики рефлексии и обмена мнениями; корпоративные классы;

внимание к проектной и учебно-исследовательской деятельности с локализацией задач на местности. На семинаре Института образования НИУ ВШЭ 19 октября 2023 года и на конференции «Психологическая антропология и антропопрактика: развитие и саморазвитие» в МПГУ 16-17 ноября 2023 года А. С. Обухов и К. М. Анчиков представили результаты анализа собранных материалов в экспедиции. Основные обобщения будут детально опубликованы в ряде научных журналов, а здесь приведем только общие выводы:

1. Замкнутость школ: малочисленность внешних контактов для решения проектной, исследовательской и профориен-тационной деятельности.

2. Низкая мобильность: неготовность к территориальной мобильности педагогов и семей для использования имеющихся внешних ресурсов образования.

3. Эффект колеи: высокая социальная детерминация образовательных запросов (социальное неравенство) и эффект «узкой колеи» при выборе собственных жизненных перспектив.

4. Несоответствие перспектив запросу: при наличии высокого образовательного запроса у семей нет видения перспективы реализации этого запроса на Камчатке (даже при желании остаться в крае).

5. Институциональные барьеры: ограничения развития практики сетевого взаимодействия школ с внешними организациями и ведомствами (бюрократические затруднения и отсутствие способов решений).

Экспедиция дает значимые результаты не только для исследования изучаемых феноменов, но и существенный толчок в профессиональном, социальном и личностном развитии ее участникам. Представим также фрагменты из интервью с участниками экспедиции, собранные по ее итогам:

Анастасия Литвиненко, ОП «Мировая экономика», 3-й курс: «Я поехала в экспедицию, чтобы увидеть, как живут и учатся школьники на другом конце страны. Я всегда интересовалась сферой образования и понимала: такой опыт мне на благо. Даже не думала, что от детей будет настолько большая отдача на тренингах и фокус-группах. Особенно приятно, когда они спрашивают о твоем опыте и просят дать советы, как готовиться к экзамену или выбрать направление обучения. Мне понравилось проводить профориен-тационные тренинги: можно помочь детям со стороны посмотреть на себя и на выбор профессии. К тому же эта экспедиция навела меня на мысли, что конкретно можно и нужно улучшить в школах. И конечно, огромное впечатление произвели природа Камчатки и Тихий океан. Здесь ощущается простор и спокойствие, которых в Москве не найти».

Мария Симонова, «Государственное и муниципальное управление», 3-й курс: «Я давно мечтала принять участие в образовательном проекте. Кроме того, я люблю путешествовать и была рада посетить Камчатку. Мне понравилось проведение фокус-групп для ребят. Общение с ними дает позитивную энергию. В каждой школе беседа проходила по-разному, и интересно сравнивать статистику. Экспедиция порадовала уровнем организации и оказалась невероятно полезным опытом. Я рада, что смогла перенять знания у более опытных участников и научиться новому».

Алиса Котенева, ОП «Международные отношения», 3-й курс: «Поначалу мне казалось, Камчатка — это так далеко и холодно! Но потом я поняла, что такая поездка — уникальная возможность. Для меня как для студентки программы «Международные отношения» важно изучать Россию и понимать, как развиваются разные сферы государства, чтобы сотрудничество с другими странами было наиболее эффективным. В нашей команде были опытные магистранты, аспиранты и преподаватели, поработать с которыми

Обухов Алексей Сергеевич, Овакимян Елена Вячеславовна, Анчиков Константин Михайлович

в экспедиции мне удавалось каждый день. Я развивала навыки коммуникации, выступления и проведения интервью. Делилась опытом со школьниками, а ребята рассказывали мне о своих целях. Выходные дни мы проводили на природе — на берегу океана, вершинах сопок, в бассейне с водой из гейзеров. Я получила огромное удовольствие от экспедиции и буду рада продолжить работу над исследованием».

Даниил Литвинов, ОП «Государственное и муниципальное управление», 3-й курс: «Я поехал в экспедицию, чтобы познакомиться с преподаванием и профориентацией в камчатских школах. Кроме того, хотел увидеть природные красоты края. Все получилось! Понравилась организация экспедиции, а также насыщенная рабочая программа».

Увидеть, а не только прочитать данную статью про экспедицию, можно в фильме «Здесь начинается Россия. Образование на Камчатке» (2022), созданным медиа-группой экспедицией: https://youtu.be/z8teYA6QWCA (заставка фильма Рисунок 2).

И/R

Литература:

Анчиков, Обухов, 2024 — Анчиков К. М, Обухов А. С. Взаимодействие школы с внешней средой как способ сокращения оттока молодежи: кейс школ Елизовского района Камчатского края // Мир психологии. 2024. (в печати)

Литвинов, 2023 — Литвинов Д. В. Управленческие модели организации исследовательской, проектной и профориентационной деятельности учащихся 7-11-х классов в школах Елизовского района Камчатского края // Исследователь/Researcher, 2023. № 4. С. 321-338.

Обухов, 2019 — Обухов А. С. Психологические ориентиры образования личности в мире неопределенности // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Ереван: Российско-Армянский университет, 2019. С. 286-297.

Обухов, Овакимян, 2023 — Обухов А. С., Овакимян Е. В. Майнор «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху»: развитие педагогических компетенций у студентов непедагогических направлений подготовки: учеб.-метод. пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 226 С.

Проект социального воздействия..., 2023 — Проект социального воздействия в сфере образования в Камчатском крае «Формирование социально-позитивных образовательно-профессиональных траекторий обучающихся общеобразовательных организаций Камчатского края с использованием сетевого взаимодействия». URL: https://ioe.hse.ru/ kamchatkapsv/_(дата обращения: 01.11.2023).

Симонова, 2023 — Симонова М. А. Вариативность траекторий поступления выпускников 9-х и 11-х классов школ Елизовского района Камчатского края // Исследователь/Researcher? 2023. № 4. С. 300-320.

ЗДЕСЬ

. rJJ Ii I. r.i =1 in:

Россия

Рисунок 2. Заставка фильма об экспедиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.