СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ MODERN PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITY
УДК/UDC 37.048.45 (470.41) М. Р. Шаехов, Л. А. Давлетшина, Н. Б. Кондратьева
M. Shaekhov, L. Davletshina, N. Kondratyeva
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: A SYSTEMATIC APPROACH
Введение. В статье актуализирована проблема системной организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся, нацеленной на эффективное взаимодействие всех субъектов по вопросам профориентационной работы со школьниками. Цель статьи - анализ результатов мониторинга системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан.
Методология. Исследование проведено на основе системного подхода, применение которого обусловило выделение для анализа полученных данных таких направлений, как профессионально-образовательная навигация, профориентационный ивент и профориентационный нетворкинг. Основным применяемым в ходе мониторинга стал метод опроса, в качестве респондентов выступили классные руководители старших классов общеобразовательных организаций республики.
Результаты. В статье представлен анализ результатов мониторинга системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобра-
зовательных организаций Республики Татарстан. Выявлены и обобщены риски функционирования данной системы по выделенным направлениям в современной школе.
Заключение. Авторы исследования отмечают, что анализ результатов мониторинга системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан позволил представить целостную картину функционирования данной системы, ориентированной на взаимодействие всех заинтересованных субъектов.
Introduction. The article actualizes the problem of systematic organization of students' professional self-determination support, focused on the effective interaction of all subjects on vocational guidance work with schoolchildren. This article aims to analyze the results of the monitoring of the system of support for professional self-determination of students in schools of the Tatarstan Republic.
Methodology. The study is based on a systematic approach, the application of which led to the selection of
such areas as vocational and educational navigation, events of career guidance and career guidance networking for the analysis of the obtained data. The main method used for the monitoring was the survey among the class teachers of the senior classes of the republic's schools.
Results. The article presents an analysis of the results of the monitoring of the system of support students' professional self-determination in the schools of the Tatarstan Republic. The risks of the functioning of this system in the selected areas in the modern school are identified and generalized.
Conclusion. The authors of the study note that the analysis of the results of the monitoring of the system of support for professional self-determination of students in the senior grades of schools in Tatarstan Republic made it possible to present a comprehensive picture of this system functioning focused on the interaction of all stakeholders.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение обучающихся, общеобразовательные организации, системный подход, профессионально-образовательная навигация, профориентационный ивент, профориентационный нетворкинг.
Keywords: professional self-determination of students, school, systematic approach, vocational and educational navigation, events of career guidance, career guidance networking.
Введение
Проблема профессионального самоопределения обучающихся становится приоритетной в условиях модернизации образовательного пространства. О стратегической важности этого вопроса свидетельствуют и решения на уровне государственных структур, затрагивающие нормативно-правовые аспекты данной сферы. В майском указе Президента Российской Федерации (2018 г.) в качестве одной из приоритетных задач реализации национального проекта в сфере образования обозначено «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» [1, п. 5]. Критерием реализации данного положения должна стать согласованность государственных, общественных и личностных интересов в процессе поиска «работника, обладающего квалификацией и мотивацией» [2, c. 4], с одной стороны, и «работодателя, обладающего соответствующим рабочим местом» [2, c. 5], - с другой.
В данном контексте актуализируется проблема организации целенаправленной профориентацион-ной работы в общеобразовательных учреждениях. В современных условиях готовность выпускников к самоопределению выступает одним из основных показателей, определяющим эффективность образовательного процесса. В то же время специалисты в области профессиональной ориентации справедливо отмечают, что работа в этом направлении требует системности, то есть запланированной и скоординированной работы всех субъектов [2]. Так, в работе Е. Л. Соколовой обоснована необходимость повышения степени согласованности не только в деятельности школы и семьи, но и работодателей, а также представителей системы профессионального образования [3]. Именно наличие системной профориентации определяет эффективность и результативность данной работы в таких зарубежных странах, как Германия, Франция, Япония, Финляндия и других [4].
В нашей стране сопровождение профессионального самоопределения школьников имеет достаточно серьезное нормативно-правовое обеспечение, созданы и реализуются федеральные проекты «Проектория» и «Билет в будущее», в системе службы занятости функционируют специализированные отделы профориентации, в то же время, как отмечает А. А. Баканова, системная работа в общеобразовательных организациях практически отсутствует [4, с. 3]. Именно по этой причине существующая школьная система профориентации не способна в полной мере удовлетворить потребности обучающихся в информации, обеспечивающей сознательный выбор профессии и способствующей выстраиванию успешного карьерного пути. Не случайно системность выдвигается в качестве одного из критериев эффективности проводимой в школе профориента-ционной работы: в ходе исследования А. В. Ходы-кин и Н. В. Авдошина пришли к выводу о том, что система профориентации в г. Самаре не является влиятельным социальным институтом выбора профессии школьников [5, с. 218].
По мнению ряда авторов, системность профори-ентационной работы определяется, в том числе, наличием различных субъектов, взаимодействующих по вопросам сопровождения профессионально-личностной самореализации школьников. Так, Д. А. Парнов отмечает, что система профориентаци-онной работы должна быть основана на взаимосвязанной деятельности педагогического коллектива школы как с родителями обучающихся, так и с другими социальными партнерами [6, с. 110]. А. А. Овсян-
ников и Л. В. Лакеева объединяют в единую систему не только общеобразовательные и профессиональные организации, но и государственные органы управления образованием, средства массовой информации, семью и работодателей [7, с. 74]. Л. В. Захаров предлагает модель системной организации профори-ентационной работы со школьниками на базе муниципального Центра занятости населения [8].
Большинство исследователей сходятся во мнении, что именно школа выступает в качестве основного центра системы профориентации, поскольку она организует работу с обучающимися как внутри, так и за пределами образовательной организации. Даже качество школьного образования можно связать с успешностью профессионального самоопределения учеников, так как предпосылки необдуманного выбора профессии формируются на уровне общеобразовательного учреждения, а реализуются на уровне организаций профессионального образования [9].
В то же время, как отмечают специалисты, для школ характерны малозатратные подходы к организации профориентационной работы, лишенные системной методологии. Тематические мероприятия, направленные на оказание помощи учащимся в выборе профессии, осуществляются фрагментарно, что связано с отсутствием специалиста, профессионально занимающегося этой работой [10, с. 190]. На это накладывается и определенная рассогласованность рынка труда и имеющихся элементов профориентации институтов образования [11, с. 14].
Таким образом, назрела объективная необходимость формирования единых подходов к определению механизмов и форм профориентации на системной основе, способствующей созданию единой среды профессионального самоопределения обучающихся, в которой интересы различных стейкхолдеров (образовательные организации различного уровня, государственные и негосударственные службы, работодатели, обучающиеся и их родители и др.) и формы их взаимодействия не противоречат, а взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Методология
В процессе выбора методов исследования авторы исходили из идеи, что процесс сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организаций должен строиться на принципе системности, который предполагает приобщение к данной работе всех заинтересованных субъектов с предварительным выделением четкого контура их конкретных задач, в том числе в части
обеспечения полноценного педагогического сопровождения самоопределения школьников [12].
В рамках исследования был проведен мониторинг системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан по таким направлениям, как профессионально-образовательная навигация, профориентационный ивент и проф-ориентационный нетворкинг. Фиксация на трех выделенных направлениях обусловлена применением системного подхода к анализу региональных систем профессиональной ориентации школьников, предложенного учеными ФИРО РАНХиГС (Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций) [13].
Термин «профессионально-образовательная навигация» был сформулирован коллективом исследователей, которые предложили объединить в рамках данного направления ряд широко известных элементов профориентационной работы - профинформирова-ние, профдиагностику и профконсультирование [14]. В этом контексте на первый план выходят «такие умения и навыки, связанные с ориентацией в профори-ентационно значимом пространстве, как персональное целеполагание и проектирование личного профессионального плана, самостоятельный обоснованный выбор и воплощение в жизнь принятого решения с использованием различных внутренних и внешних ресурсов» [12, с. 18].
В то же время системная организация профори-ентационной работы предполагает не только проф-диагностику и профинформирование, но и реализацию широкого спектра тематических событий. «Профориентационный ивент предполагает приобщение к профориентационной работе с обучающимися специалистов различного профиля (педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, профконсультантов, мастеров производственного обучения, наставников на производстве и др.) с четким определением их конкретных задач в обеспечении единого процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» [12, с. 22].
Одной из форм работы, способствующей систематизации деятельности по профориентации, является сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций с различными предприятиями и учреждениями профессионального образования. Согласно определению, «под профориентационным нетвор-кингом понимается особое направление профориен-
тационной деятельности, нацеленное на формирование системы актуальных и перспективных связей, значимых для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения обучающихся» [15, с. 28].
Профориентационный нетворкинг организуется в виде различных треугольников, вершины (участники взаимоотношений) которого меняются с учетом выбранных приоритетов заинтересованной стороны, например «ребенок - родитель - работодатель» или «ребенок - родитель - профессиональное учебное заведение». Локальная профориентационная задача определяется выбранным форматом и может «состоять как в поиске подходящих площадок для взаимодействия, так и в специальной точечной организации сетевого сотрудничества» [16, с. 14].
В основу проведенного мониторингового исследования был положен опросный метод. Опрос проведен среди классных руководителей 8-11-х классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан по формализованной анкете. Всего было опрошено 1854 человека, из которых 32,4 % составили классные руководители 8-х классов, 34,2 % - 9-х классов, 17,7 % - 10-х классов, 15,7 % - 11-х классов. География исследования охватывает 40 муниципальных образований Республики Татарстан, в том числе два городских округа (г. Казань и г. Набережные Челны).
Большинство опрошенных классных руководителей - из средних общеобразовательных школ (68,4 %), еще 12,7 % - из лицеев (гимназий), 10,5 % респондентов работают в основных общеобразовательных школах, 7,2 % - в средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов.
Результаты
В ходе исследования был проведен анализ результатов мониторинга системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан по трем направлениям: профессионально-образовательная навигация, профориентационный ивент и профориентационный нетворкинг.
Профессионально-образовательная навигация выступает одним из самых значимых направлений системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся, поскольку объединяет сразу три элемента профориентационной работы - профин-формирование, профдиагностику и профконсультиро-вание. Согласно Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, «конечной целью
профессионально-образовательной навигации обучающихся выступает формирование различных умений и навыков, связанных с самонавигацией в профориен-тационно значимом информационном поле» [12, с. 20].
Наиболее популярными мероприятиями по проф-диагностике и профконсультированию среди классных руководителей является проведение диагностики по выявлению профессиональных интересов учащихся (62,3 %), а также проведение опросов по выявлению проблем учащихся по профессиональной ориентации (46,3 %). Треть опрошенных реализуют в своих классах такие формы, как индивидуальные и групповые профконсультации учащихся (38,6 %), индивидуальное консультирование родителей по вопросам профессионального самоопределения учащихся (37,5 %) и тренинги профориентационной направленности (35,4 %).
В рамках профинформирования наиболее часто в старших классах общеобразовательных учреждений республики проводятся классные часы профориента-ционной направленности (89,3 %). Половина опрошенных педагогов проводит для обучающихся встречи с представителями различных профессий (53,8 %), каждый третий организует экскурсии и встречи со специалистами центра занятости (31,6 %), каждый пятый обеспечивает участие обучающихся в работе «Ярмарки вакансий» (20,3 %).
Как показал анализ полученных данных, в приведенных ответах можно проследить некоторый риск сужения проблематики профориентационных услуг, которые в школах ограничиваются только профдиагно-стикой или профинформированием. На наш взгляд, для достижения системности профориентационной работы помощь должна носить комплексный характер, то есть включать, кроме вышеперечисленных, еще профотбор и профподбор, а также морально-эмоциональную поддержку, помощь в конкретном выборе, в том числе при планировании карьеры. Результатом проведенной работы должна стать пошаговая карта достижения желаемого профессионального будущего [17].
Профориентационный ивент в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан включает в себя достаточно широкий спектр событий: от проведения родительских собраний, лекториев профориентационной направленности (66,4 %) до проведения круглых столов для обучающихся и их родителей с приглашением представителей профессиональных учебных заведений (22,4 %). В особую группу следует выделить следующие мероприятия:
- организация экскурсий обучающихся на место работы родителей - 31,3 %;
- проведение месячников по профориентации, конкурсов, выставок, конференций, интеллектуальных игр и т. д. - 31,6 %;
- привлечение обучающихся к участию в конкурсах профориентационного содержания - 32,4 %;
- организация предметных недель, декад (по направлениям) - 38,7 %.
Около половины опрошенных классных руководителей считают, что неотъемлемой частью проф-ориентационной системы является участие обучающихся в работе ученических трудовых бригад (48,8 %). Еще треть педагогов отметили, что организация общественно полезного труда школьников может выступать в качестве пробы сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т. д.) - 35,2 %.
Один из главных рисков профориентационного ивента заключается в том, чтобы проводимые тематические мероприятия не создавали имитацию видимости деятельности, основанной на минимальных материальных затратах и максимальных объемах отчетности (общий охват мероприятиями, количество участников и т. д.). Это может привести к дальнейшему развитию формализма и дискредитации школы как проводника профориентационного ивента в глазах остальных субъектов системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Значимым направлением сопровождения профессионально-личностной самореализации школьников является профориентационный нетворкинг, основой которого является создание системы актуальных связей между всеми субъектами, обязательных для выстраивания системной и полноценной работы. Согласно полученным данным, в рамках профориентационного нетворкинга «ребенок -родитель - профессиональное учебное заведение» чаще всего организуются экскурсии обучающихся в профессиональные учебные заведения города, муниципального района (55,7 %), а также обеспечивается участие школьников в днях открытых дверей, организуемых профессиональными образовательными организациями (60 %). Гораздо реже в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан реализуется такая практико-ориентированная форма профориентации, как проектно-исследова-тельская деятельность обучающихся, причем с привлечением специалистов из учреждений профессионального образования (15,5 %). Участие школьников в профессиональных пробах сильно разнится в зависимости от ступени образования: процент профпроб, организуемых в учебных заведе-
ниях среднего профессионального образования (СПО), составляет 14,7 %, что практически в два раза выше, чем в учебных заведениях высшего образования (ВО) - 8,5 %.
Часть классных руководителей отметили, что их ученики принимают участие в чемпионатах WorldSkills (11,4 %), что свидетельствует о планомерной работе общеобразовательных учреждений по внедрению новых форматов профориентации. В то же время специалисты предупреждают о рисках «административного единообразия», излишней стандартизации и унификации профориентационной работы, ее упрощения, сведения к быстрым и дешевым формам работы, дающим внешний эффект, удобный для отчета перед вышестоящими инстанциями. Как показывает практика, «это уже происходит в форме активного продвижения конкурса профессионального мастерства WorldSkills, который позиционируется как наиболее современное, наиболее эффективное и едва ли не исчерпывающее средство профориентации» [18, с. 42]. На самом деле конкурс WorldSkills - это преимущественно инструмент профессиональной пропаганды, то есть не более чем один из многих элементов системы профессиональной ориентации.
В организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организаций значимая роль также отводится предприятиям-работодателям на основе механизма сетевого сотрудничества. В рамках профориентаци-онного нетворкинга «ребенок - родитель - работодатель» организуются экскурсии школьников на предприятия (55 %) и встречи с работодателями (35 %). Как показали результаты мониторинга, далеко не во всех общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан реализуются такие актуальные формы профориентации, как проектно-исследовательская деятельность обучающихся с привлечением специалистов предприятий (14,3 %), а также участие школьников в профессиональных пробах на базе предприятий и/или организаций (15,6 %).
В целом результаты мониторинга свидетельствуют о постепенном формировании на местах понимания того, что профессиональный выбор обучающихся становится предметом социального договора всех субъектов системы сопровождения профессионального самоопределения школьников. Иными словами, данную систему невозможно представить без создания сети коммуникативных площадок различного уровня с участием не только образовательных организаций и работодателей, но и представителей власти, родительской общественности и др.
Заключение
Таким образом, анализ результатов мониторинга системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан позволил представить целостную картину функционирования данной системы, нацеленной на эффективное взаимодействие всех субъектов по вопросам профессиональной ориентации школьников.
Кроме того, по итогам исследования можно обобщить риски, которые подстерегают систему сопровождения профессионального самоопределения школьников в ходе формирования плана профориентацион-ной работы по трем выделенным направлениям.
Во-первых, сосредоточение внимания педагогов общеобразовательных организаций только на про-фдиагностике и / или профинформировании без обращения к другим методам и приемам профессионально-образовательной навигации может привести к дальнейшей формализации и фрагментарности профори-ентационной работы. Нивелирование этого перекоса возможно в условиях расширения доступа обучающихся и их родителей к интересующей их информации, что позволит повысить эффективность существующей системы сопровождения профессионального самоопределения школьников.
Во-вторых, в силу определения эффективности работы на основе формальных показателей (количество и охват мероприятий, количество участников и т. д.) и непроработанности критериев эффективности профориентационной работы на уровне исполнителей педагогические и иные работники образовательных организаций стремятся выполнить больший объем работы с минимальными затратами. Это может привести не только к формализации профориентаци-онного ивента, но и к утрате доверия в целом к образовательным организациям со стороны остальных субъектов системы сопровождения профессионального самоопределения школьников.
В-третьих, в части выстраивания сетевого взаимодействия для достижения целей будущего профессионального продвижения обучающихся по итогам мониторинга выявлен риск замещения сложившихся эффективных форм и методов новомодными, эффектными формами профориентации, которые могут только дополнять существующий налаженный процесс, а не быть его самоцелью. В этом плане педагогам и иным специалистам необходимо соблюдать баланс между традиционными и инновационными приемами в ходе выстраивания профориента-ционного нетворкинга в образовательном учрежде-
нии. Определяющими критериями для выбора эффективных связей должны служить не только их малоза-тратность и внешняя привлекательность, но и продуктивность и применимость в конкретной организации.
Учет обозначенных рисков по трем выделенным направлениям профориентационной работы позволит повысить эффективность системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организаций республики.
Литература
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201805070038?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 7.06.2021).
2. Организация профессиональной ориентации школьников / В. И. Блинов, З. К. Дулаева, Е. Ю. Есенина, Л. Н. Куртеева, И. С. Сергеев. М., 2018.
3. Соколова Е. Л. Профориентационная работа в Ямало-Ненецком автономном округе: современное состояние в оценках ее субъектов [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 7. URL: Ь|Мр:// dom-hors.rU/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2020/7/sociology/ sokolova.pdf (дата обращения: 27.05.2021).
4. Баканова А. А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2021. № 1 (9). С. 3-10. URL: https://koirojoumal.ru/realises/ g2021/02aprl2021/kvo101/ (дата обращения: 4.06.2021).
5. Ходыкин А. В., Авдошина Н. В. Система профориентации российских школьников в ракурсе социологического исследования (на примере эмпирического исследования школ г. Самара) // СКИФ. Вопросы студенческой науки. 2018. № 11 (27). С. 205-220.
6. Парнов Д. А. Социально-педагогический компонент профессиональной ориентации школьников // Социальная педагогика. 2011. № 6. С. 107-114.
7. Овсянников А. А., Лакеева Л. В. Рассогласованность рынка труда и системы профессиональной ориентации в России [Электронный ресурс] // Народонаселение. 2019. № 4. С. 62-75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rassoglasovannost-rynka-truda-i-sistemy-professionalnoy-orientatsii-v-rossii (дата обращения: 30.05.2021).
8. Захаров Л. В. О системном подходе к сопровождению профессионального самоопределения подростков и юношества // Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2017. С. 94-102.
9. Вильданова Л. Х., Веприкова Е. А. Проблемы эффективности профессиональной ориентации обучающихся // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2019. № 2. С. 9-16.
10. Амбарова П. А., Немировский М. В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 1 (195). С. 188-199.
11. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития / В. В. Афанасьев, С. М. Куни-цына, М. П. Нечаев, С. Л. Фролова // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 1 (61). С. 6-16.
Contemporary tendencies in professional education development
12. Блинов В. И., Сергеев И. С. Основные положения Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования // Гуманитарные науки. 2016. № 2 (34). С. 11-23.
13. Формирование региональных систем профессиональной ориентации школьников в Российской Федерации: опыт системного анализа / В. И. Блинов, З. К. Дулаева, Е. Ю. Есенина, Л. Н. Куртеева, И. С. Сергеев // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 8. С. 13-23.
14. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 72-85.
15. Недоспасова Н. П. Нетворкинг в системе профессиональной ориентации // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 2 (65). С. 27-30.
16. Сергеев И. С. Нетворкинг в системе профессиональной ориентации // Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2018. № 1 (3). С. 12-19.
17. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008.
18. Блинов В. И., Сергеев И. С. Движение WorldSkills Russia как инструмент профориентации: выгоды и риски // Актуальные проблемы профессионального образования. М., 2016.
References
1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossij-skoj Federacii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204. Available at: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038?i ndex=0&rangeSize=1 (accessed 7.06.2021). (In Russian).
2. Blinov V. I., Dulaeva Z. K., Yesenina E. Yu., Kurteeva L. N., Ser-geev I. S. Organizaciya professional'noj orientacii shkol'nikov [Organization of vocational guidance for schoolchildren: guidelines]. Moscow, 2018. (In Russian).
3. Sokolova E. L. Proforientacionnaya rabota v Yamalo-Neneckom avtonomnom okruge: sovremennoe sostoyanie v ocenkah ee sub''ektov [The vocational guidance in the yamal-nenets autonomous region: the present state in the assessments of its subjects]. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2020, no. 7. Available at: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2020/7/socio-logy/sokolova.pdf (accessed 27.05.2021). (In Russian).
4. Bakanova A. A. Analiz modelejproforientacionnojraboty so shkol'nikami: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt [Analysis of models of vocational guidance work with schoolchildren: foreign and domestic experience]. Scientific and methodological electronic journal "Kaliningrad Bulletin of Education" 2021, no. 1 (9), pp. 3-10. Available at: https://koirojournal.ru/realises/g2021/ 02aprl2021/kvo101/ (accessed 4.06.2021). (In Russian).
5. Khodykin A. V., Avdoshina N. V. Sistema proforientacii rossijskih shkol'nikov v rakurse sociologicheskogo issledovaniya (na prim-ere empiricheskogo issledovaniya shkol g. Samara) [The system of vocational guidance of russian schoolchildren from the perspective of sociological research (on the example of empirical research of Samara schools)]. SKIF. Problems of Student Science, 2018, no. 11 (27), pp. 205-220. (In Russian).
6. Parnov D. A. Social'no-pedagogicheskij komponent professio-nal'noj orientacii shkol'nikov [Socio-pedagogical component of professional orientation for students of educational institutions]. Social pedagogy, 2011, no. 6, pp. 107-114. (In Russian).
7. Ovsyannikov A. A., Lakeeva L. V. Rassoglasovannost' rynka truda i sistemy professional'noj orientacii v Rossii [Discrepancy
between the labor market andthe system of vocational training in russia]. Population, 2019, no. 4, pp. 62-75. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7rassoglasovannost-rynka-truda-i-sistemy-professionalnoy-orientatsii-v-rossii (accessed 30.05.2021). (In Russian).
8. Zakharov L. V. O sistemnom podhode k soprovozhdeniyu professional'nogo samoopredeleniya podrostkov i yunoshestva [On a systematic approach to support of professional self-determination of adolescents and youth]. Actual problems of development of the system of vocational guidance and socially useful activities of students: Collection of articles. materials of the All-Russian scientific-practical conference. Petrozavodsk, 2017, pp. 94-102. (In Russian).
9. Vildanova L. Kh., Veprikova E. A. Problemy effektivnosti professional'noj orientacii obuchayushchihsya [Problems of the effectiveness of vocational guidance of students]. Modern education: topical issues and innovations, 2019, no. 2, pp. 9-16. (In Russian).
10. Ambarova P. A, Nemirovskii M. V. Novye podhody k professional'noj orientacii v shkole v usloviyah izmenyayushchegosya mira pro-fessij [New approaches to vocational guidance at school in the changing world of professions]. Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture, 2020, vol. 26, no. 1 (195), pp. 188-199. (In Russian).
11. Afanasiev V. V., Kunitsina S. M., Nechaev M. P., Frolova S. L. Sistema proforientacii: problemy, tendencii, opyt realizacii i pers-pektivy razvitiya [Career guidance system: issues, trends, implementation experience and development prospects]. Innovation Projects and Programs in Education, 2019, no. 1 (61), pp. 6-16. (In Russian).
12. Blinov V. I., Sergeev I. S. Osnovnye polozheniya Koncepcii organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professio-nal'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya [The main positions of the concept of support of professional self-determination of students in the conditions of continuous education]. Humanities, 016, no. 2 (34), pp. 11-23. (In Russian).
13. Blinov V. I., Dulaeva Z. K., Yesenin E. Yu., Kurteeva L. N., Ser-geev I. S. Formirovanie regional'nyh sistem professional'noj orientacii shkol'nikov v RossijskojFederacii: opyt sistemnogo analiza [Formation of regional systems of vocational guidance for schoolchildren in the Russian Federation: the experience of systems analysis]. Professional Education. Capital, 2018, no 8, pp. 13-23. (In Russian).
14. Blinov V. I., Esenina E. Yu., Rodichev N. F., Sergeev I. S. Pedagog-icheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya i ego vozmozhnye modeli v usloviyah neopredelennosti sociuma i rynkov truda [Pedagogical support of professional self-determination and its possible models in the conditions of uncertainty of society and labor markets]. Vocational Education and the Labor Market, 2020, no. 3, pp. 72-85. (In Russian).
15. Nedospasova N. P. Netvorking v sisteme professional'noj orientacii [Networking in the system of vocational guidance]. Education. Career. Society, 2020, no. 2 (65), pp. 27-30. (In Russian).
16. Sergeev I. S. Netvorking v sisteme professional'noj orientacii [Networking in the system of vocational guidance]. Platform-navigator: Career Development, 2018, no. 1 (3), pp. 12-19. (In Russian).
17. Pryazhnikov N. S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional self-determination: theory and practice]. Moscow, 2008. (In Russian).
18. Blinov V. I., Sergeev I. S. Dvizhenie WorldSkills Russia kak instrument proforientacii: vygody i riski [Movement of WorldSkills Russia as a tool of career guidance: benefits and risks]. Actual problems of vocational education. Moscow, 2016. (In Russian).