Научная статья на тему 'ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ К НАСТАВНИЧЕСТВУ ДЛЯ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ'

ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ К НАСТАВНИЧЕСТВУ ДЛЯ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профессиональное самоопределение / ООО «Бюро профориентации» / инновационная цифровая платформа «ПРОФИТУР» / наставничество / рабочие профессии / WorldSkills. / vocational guidance / professional self-determination / LLC "Bureau of vocational guidance" / innovative digital platform "PROFITUR" / mentoring / blue-collar occupations / WorldSkills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Юлия Николаевна, Королёв Владимир Владимирович, Кудряшова Наталья Владимировна

В статье обосновывается необходимость возрождения системы наставничества в современных условиях дефицита рабочих кадров на рынке труда через призму профориентационной работы. Авторами предлагается к рассмотрению опыт профориентационной деятельности в Ленинградской области. В статье анализируется деятельность специализированной организации, направлениями работы которой является профориентация в Ленинградской области. В статье описывается эффективный инструмент – инновационная ИТ-платформа, с помощью которой осуществляется профориентационное сопровождение обучающихся общеобразовательных организаций Ленинградской области и профессиональное самоопределение взрослых. Авторы статьи посредством анализа результатов собственной деятельности по профессиональной ориентации и анализа лучших практик наставничества, обосновывают вывод о необходимости преемственности сферы образования и производственной сферы через возрождение системы наставничества на предприятиях реального сектора экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Юлия Николаевна, Королёв Владимир Владимирович, Кудряшова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

(FROM PROFESSIONAL ORIENTATION TO MENTORING FOR WORKING PROFESSIONS: ISSUES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND FORMATION)

The article substantiates the need to revive the mentoring system in modern conditions of a shortage of workers in the labor market through the prism of vocational guidance work. The authors propose to consider the experience of career guidance in the Leningrad region. The article analyzes the activities of a specialized organization, the directions of which are vocational guidance in the Leningrad region. The article describes an effective tool an innovative IT platform, with the help of which vocational guidance is provided for students of educational institutions of the Leningrad Region and the professional self-determination of adults. The authors of the article, by analyzing the results of their own professional orientation activities and analyzing the best mentoring practices, substantiate the conclusion about the need for continuity in the education and manufacturing sectors through the revival of the mentoring system at enterprises in the real sector of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ К НАСТАВНИЧЕСТВУ ДЛЯ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ»

VIII Международная научно-практическая конференция УДК 316.35

Акимова Юлия Николаевна Akimova Yulia Nikolaevna

кандидат психологических наук, доцент, руководитель проектов PhD in Psychology, Associate Professor,

project manager https://orcid.org/0000-0002-1354-9284 Королёв Владимир Владимирович Korolev Vladimir Vladimirovich руководитель службы технической разработки technical development manager https://orcid.org/0000-0002-0211-8104 Кудряшова Наталья Владимировна Kudryashova Natalia Vladimirovna

генеральный директор general manager ООО «Бюро профориентации» LLC «Bureau of career Guidance»

ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ К НАСТАВНИЧЕСТВУ ДЛЯ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

И СТАНОВЛЕНИЯ

(FROM PROFESSIONAL ORIENTATION TO MENTORING FOR WORKING PROFESSIONS: ISSUES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND FORMATION)

Аннотация. В статье обосновывается необходимость возрождения системы наставничества в современных условиях дефицита рабочих кадров на рынке труда через призму профориентационной работы. Авторами предлагается к рассмотрению опыт профориентационной деятельности в Ленинградской области. В статье анализируется деятельность специализированной организации, направлениями работы которой является профориентация в Ленинградской области. В статье описывается эффективный инструмент - инновационная ИТ-платформа, с помощью которой осуществляется профориентационное сопровождение обучающихся общеобразовательных организаций Ленинградской области и профессиональное самоопределение взрослых. Авторы статьи

«Научные исследования и инновации» посредством анализа результатов собственной деятельности по профессиональной ориентации и анализа лучших практик наставничества, обосновывают вывод о необходимости преемственности сферы образования и производственной сферы через возрождение системы наставничества на предприятиях реального сектора экономики России.

Abstract. The article substantiates the need to revive the mentoring system in modern conditions of a shortage of workers in the labor market through the prism of vocational guidance work. The authors propose to consider the experience of career guidance in the Leningrad region. The article analyzes the activities of a specialized organization, the directions of which are vocational guidance in the Leningrad region. The article describes an effective tool - an innovative IT platform, with the help of which vocational guidance is provided for students of educational institutions of the Leningrad Region and the professional self-determination of adults. The authors of the article, by analyzing the results of their own professional orientation activities and analyzing the best mentoring practices, substantiate the conclusion about the need for continuity in the education and manufacturing sectors through the revival of the mentoring system at enterprises in the real sector of the Russian economy.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, ООО «Бюро профориентации», инновационная цифровая платформа «ПРОФИТУР», наставничество, рабочие профессии, WorldSkills.

Key words: vocational guidance, professional self-determination, LLC "Bureau of vocational guidance", innovative digital platform "PROFITUR", mentoring, blue-collar occupations, WorldSkills.

Стремительное изменение социально-экономических процессов формулирует вызовы к поиску эффективных форм реагирования. В настоящее время одним из крайне значимых акцентов для российской промышленности является дефицит квалифицированных рабочих кадров. Острота вопроса на рынке труда рабочих профессий с должным уровнем компетенций опосредует проблемы в организации труда на предприятиях реального сектора экономики России. Экономика требует для удовлетворения своих нужд высококвалифицированные рабочие кадры, а это, в свою очередь, невозможно без

VIII Международная научно-практическая конференция профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация обеспечивает осознанный самостоятельный профессиональный выбор человека, опираясь на его личностные особенности и профессиональные склонности с учетом ситуации на рынке труда.

В 2011 году, при поддержке Комитета по занятости населения Правительства Санкт-Петербурга было создано общество с ограниченной ответственностью «Бюро профориентации» путем выделения субсидии на открытие собственного дела учредителю Кудряшовой Н.В. Основным направлением работы бюро в первые годы было консультирование различных категорий граждан по вопросам профессионального самоопределения, карьерного роста и эффективного трудоустройства. ООО «Бюро профориентации» на протяжении пяти лет издавались справочники для абитуриентов, разрабатывались и публиковались информационно-справочные издания, информационно-методические пособия. Специалисты ООО «Бюро профориентации» проводили обучение технологиям профессиональной ориентации, организовывали региональную практическую конференцию по профессиональной ориентации для образовательных организаций Ленинградской области по заказу Комитета по образованию Ленинградской области, проводили мероприятия по психологической поддержке безработных граждан Ленинградской области. В 2017 году, генеральный директор ООО «Бюро профориентации» Кудряшова Н.В. в составе рабочей группы участвовала в разработке концепции по профессиональной ориентации Ленинградской области до 2030 года [2]. С 2019 года осуществляется деятельность по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений Ленинградской области (услуги получили 20 000 школьников Ленинградской области).

В 2016 году В.В. Королёвым и А.Н. Кудрявцевым создается инновационная цифровая платформа «ПРОФИТУР», запатентованная

«Научные исследования и инновации» авторами. Данная профориентационная платформа используется в

Ленинградской области в качестве инструмента, помогающего

специалистам по профессиональной ориентации, осуществлять

профориентационное сопровождение обучающихся в

общеобразовательных организациях. Автоматизация процесса

диагностики с помощью дистанционного тестирования, позволила

психологам-профконсультантам значительно сократить затраты на

обработку и анализ результатов тестов. Кроме этого, программа

позволила не только обрабатывать каждый тест, но и получать

интегрированные обобщенные результаты по трем методикам, с

выходом на рекомендации конкретных профессий. Для

дополнительного информирования школьников и педагогов на

платформе были размещены материалы: ТОП-25 наиболее

востребованных профессий в Ленинградской области, справочник

профессиональных образовательных организаций. На платформе

размещена характеристика рынка труда Ленинградской области:

описательные характеристики по каждому району, ведущие

предприятия-работодатели, отраслевые характеристики,

характеристики занятости/не востребованности тех или иных

специалистов, включена анкета пользователей, направленная на

выявление уровня информированности старшеклассников о рынке

труда, образования и качества профориентационных услуг в

Ленинградской области.

Платформа «ПРОФИТУР» зарекомендовала себя как необходимый и важный инструмент реализации профориентационных программ Ленинградской области, о чем свидетельствует динамика количества протестированных за период работы цифровой платформы: 2017 год - 7817 человек, 2018 год - 5303 человек, 2019 - 6231 человек, 2020 - 14969 человек, 2021 - 9170 человек. Охвачены все районы Ленинградской области. Очевидна эффективность автоматизации

VIII Международная научно-практическая конференция диагностики и было принято решение использовать данную площадку

не только для обучающихся в образовательных организациях, но и для

взрослого населения, перед которым стоит задача профессионального

самоопределения, смены сферы деятельности, трудоустройства. Таким

образом появился новый раздел: профориентация взрослых в рамках

государственной услуги по психологической поддержке безработных

граждан.

В 2019 году ООО «Бюро профориентации» получена лицензия на образовательную деятельность (дополнительное профессиональное образование взрослых). В рамках сетевого взаимодействия ООО «Бюро профориентации» в 2019-2020 годах участвовало в реализации национального проекта Российской Федерации «Повышение производительности труда» и программы «Опережающее обучение» по повышению квалификации сотрудников предприятий. Повышение квалификации сотрудников проводилось на предприятиях Ленинградской области: ООО «Респираторный комплекс», ООО ТД ЭКСИМПАК-Ротопринт, АО «ЛОЭСК», ПАО «Выборгский судостроительный завод».

Программы, которые были реализованы, помогли обозначить проблемные зоны профориентации, которые невозможно решить в рамках существующего подхода. Выявлено, что профессиональная ориентация в современном мире не может восприниматься как результат определенных действий специалистов, направленных на конкретного человека. Темп развития экономики, технологий заставляет нас относится к профориентации как к непрерывному процессу, который будет сопровождать современного человека всю жизнь (приобретение новых компетенций, навыков и т.д.). На первый план выходит такое направление профориентации, как профессиональная адаптация. Передача любых знаний и навыков наиболее эффективна, когда это идет в субъект-субъектных

«Научные исследования и инновации» взаимодействиях, от более опытного профессионального - новичку,

который только выбирает свой путь. Возрождаемая технология

наставничества, позволяет и школьнику, и студенту, и молодому

специалисту эффективно реализовать себя в профессии, получить

необходимые компетенции, увидеть карьерные перспективы.

Недостаток рабочих кадров на рынке труда с должным уровнем умений и навыков, и, как следствие, - неэффективность организации трудовой деятельности на предприятии стали главными аргументами в пользу наставничества. Одним из самых успешных практик наставничества как инструмента популяризации престижа рабочих профессий является деятельность WorldSkills International путем организации и проведения региональных, национальных и международных, мировых чемпионатов профессионального мастерства по рабочим профессиям. Чемпионаты WorldSkills являются признанными лидерами в популяризации рабочих профессий, а также являются площадкой для эффективного взаимодействия государственных органов, образовательных организаций, представителей реального сектора экономики и общественных организаций. Подходы, реализуемые этим движением в мировой практике, необходимо изучать и применять, исходя из специфики условий предприятия [4].

В целях обеспечения интеграции основного, дополнительного и неформального образования детей и молодежи, а также развития регионов АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» реализует проект «Кадры будущего для регионов». Участники в возрасте 14-17 лет обучаются на специальных программах под руководством наставников и проходят стажировки в различных отраслях экономики на предприятиях региона [1].

Таким образом, профессиональная ориентация должна выступить инструментом формирования преемственности сферы

VIII Международная научно-практическая конференция образования и производственной сферы, и наставничеству здесь

отводится особая роль. Наставник помогает наставляемому осознать

себя в профессии, оценить свои сильные и слабые стороны, сделать

собственный выбор будущей профессии и выстроить дальнейшую

профессиональную стратегию.

Библиографический список:

1. Кадры будущего для регионов [Электронный ресурс] // URL : https: //asi.ru/leaders/initiatives/education_leaders/futurestaff/

2. Концепция развития системы профессиональной ориентации населения в Ленинградской области до 2030 года (утв. Координационным комитетом содействия занятости населения Ленинградской области (протокол №1 от 30.07.2018 г.) [Электронный ресурс] // URL : https://job.lemW.m/media/content/docs/2099/%D0%9A%D0%BE%D0%B D%D 1 %86%D0%B5%D0%BF%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F%20%20%D 0%BD%D0%B0%2030%20%D0%B8%D 1 %8E%D0%BB%D 1 %8F.pdf (дата обращения: 13.05.2021).

3. О стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона «О концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года». Областной закон принят Законодательным собранием Ленинградской области 13 июля 2016 года [Электронный ресурс] // URL : https://edulenobl.ru/media/uploads/userfiles/2019/11/04/76.pdf (дата обращения: 13.05.2021).

4. Официальный сайт WorldSkills Russia [Электронный ресурс] // URL : https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/robert-urazov-v-2017-godu-v-chempionatax-worldskills-prinyali-uchastie-82-tyisyachi-rebyat.html (дата обращения: 13.05.2021).

«Научные исследования и инновации» 5. Сулейманова Н. Как сделать наставничество эффективным

[Текст] // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом),

2012, N 9.

© Ю.Н. Акимова, В.В. Королёв, Н.В. Кудряшова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.