Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1693
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова В.И.

Введение. В статье раскрыто значение профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях, рассматриваются теоретические основания, образовательные ресурсы профориентационной деятельности педагогов с обучающимися. Цель: обоснование проблемы формирования профессионального самоопределения обучающихся и определение перспектив ее решения. Методология. Исследование основано на комплексном изучении и анализе научной литературы, различных факторов и подходов к формированию профессионального и личностного самоопределения учащейся молодежи, профориентационной деятельности педагогов с обучающимися в образовательных организациях. Результаты исследования заключаются в обосновании процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся с учетом образовательных ресурсов, скоординированного функционирования педагогов образовательных организаций в подготовке обучающихся к профессиональному выбору. Заключение. В статье даны предложения по совершенствованию формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи на основе современных требований к профориентационной деятельности педагогов, личностному и профессиональному выбору обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF CAREER GUIDANCE

Introduction. In article value of professional self-determination of students in modern conditions is revealed, the theoretical bases, educational resources of career guidance activity of teachers with students are considered. The purpose: substantiation of the problem of formation of professional self-determination of students and determination of prospects of its solution. Methodology. The study is based on a comprehensive study and analysis of scientific literature, various factors and approaches to the formation of professional and personal self-determination of students, career guidance activities of teachers with students in educational organizations. Results of research consist in a substantiation of process of formation of professional self-determination of students on the basis of use of educational resources, coordinated functioning of teachers of the educational organizations in preparation of students for a professional choice. Conclusions. In article offers on perfection of formation of professional self-determination of students of youth on the basis of modern requirements to vocational guidance activity of teachers, a personal and professional choice of students are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

6. Petunin O. V. Elektivnye kursy v predprofil'nom i profil'nom biologicheskom obrazovanii shkol'nikov [Elective courses in preprofile and profile biological education of schoolchildren]. Education in a Modern School, 2003, no. 9, pp. 27-28. (In Russian).

7. Petunin O. V. Elektivnye kursy dlya profil'nogo biologicheskogo obrazovaniya [Elective courses for specialized biological education]. Public Education, 2003, no. 9, pp. 107-111. (In Russian).

8. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obshchego obrazovaniya [An approximate basic educational program of secondary general education]. Available at: https:// mosmetod.ru/files/dokumenty/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya. pdf (accessed 10.03.2020). (In Russian).

9. O plane dejstvijpo modernizacii obshchego obrazovaniya na 2011-2015 gody [On the action plan for the modernization of general education for 2011-2015]. Order of the Government of the Russian Federation No. 1507-R of September 7, 2010. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/6641306/ (accessed 10.03.2020). (In Russian).

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation]. Federal law No. 273-FZ of December 29, 2012. Available at: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/?yclid=1133730806300446568 (accessed 10.03.2020). (In Russian).

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart [Federal State Educational Standard]. Available at: https://base.garant.ru/

70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (accessed 10.03.2020). (In Russian).

12. Chistyakova S. N. Aktual'nost' problemy professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v sovremennyh usloviyah [The urgency of the problem of professional self-determination of students in modern conditions]. Vocational Education and the Labor Market, 2018, no. 1, pp. 54-60. (In Russian).

13. Chistyakova S. N. Professional'noe samoopredelenie lichnosti: mekhanizmy i obrazovatel'nye resursy [Personality's professional self-identity: mechanisms and educational resources]. Man and Education, 2014, no. 3, pp. 45-50. (In Russian).

14. Chistyakova S. N. Social'no-professional'noe samoopredelenie shkol'nikov v usloviyah profil'nogo obucheniya [Social and professional self-determination of schoolchildren in the conditions of specialized education]. School and Production, 2002, no. 2, pp. 75. (In Russian).

15. Chistyakova S. N., Pryazhnikov N. S., Rodichev N. F. Problemy i perspektivy razvitiya otechestvennoj proforientacii na sovre-mennom etape [Problems and prospects for the development of professional career guidance at the modern stage]. "My Landmark" career counseling portal. Available at: http://MOM-opMeHTMp.p$/ny6flM^MM/s-n-chistyakova-n-s-pryazhnikov-n-f-rodichev-problemy-i-perspektivy-razvitiya-otechestvennoy-profori/ (accessed 10.03.2020). (In Russian).

16. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Ot ucheby k professional'noj kar'ere [From study to a professional career]. Moscow, 2012, 176 p. (In Russian).

УДК/UDC 37.048.45

В. И. Сахарова V. Sakharova

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF CAREER GUIDANCE

Введение. В статье раскрыто значение профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях, рассматриваются теоретические основания, образовательные ресурсы профориентацион-ной деятельности педагогов с обучающимися. Цель: обоснование проблемы формирования профессионального самоопределения обучающихся и определение перспектив ее решения.

Методология. Исследование основано на комплексном изучении и анализе научной литературы, различных факторов и подходов к формированию профессионального и личностного самоопределения учащейся молодежи, профориентационной деятельности педагогов с обучающимися в образовательных организациях.

Результаты исследования заключаются в обосновании процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся с учетом образовательных ресурсов, скоординированного функционирования педагогов образовательных организаций в подготовке обучающихся к профессиональному выбору.

Заключение. В статье даны предложения по совершенствованию формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи на основе современных требований к профориентационной деятельности педагогов, личностному и профессиональному выбору обучающихся.

Introduction. In article value of professional self-determination of students in modern conditions is revealed, the

theoretical bases, educational resources of career guidance activity of teachers with students are considered. The purpose: substantiation of the problem of formation of professional self-determination of students and determination of prospects of its solution.

Methodology. The study is based on a comprehensive study and analysis of scientific literature, various factors and approaches to the formation of professional and personal self-determination of students, career guidance activities of teachers with students in educational organizations.

Results of research consist in a substantiation of process of formation of professional self-determination of students on the basis of use of educational resources, coordinated functioning of teachers of the educational organizations in preparation of students for a professional choice.

Conclusions. In article offers on perfection of formation of professional self-determination of students of youth on the basis of modern requirements to vocational guidance activity of teachers, a personal and professional choice of students are given.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение обучающихся, профессиональная ориентация, профориентационная деятельность.

Keywords: professional selfdetermination of students, professional orientation, vocational guidance.

Результаты

Анализ научной психолого-педагогической литературы показал многообразие подходов к толкованию термина «самоопределение», а именно, что он используется для выражения процесса взросления человека, формирования его перспектив и планов на жизнь, выбора дальнейшей профессии, также для выражения мнения человека относительно определенного факта или события. Таким образом, термин «самоопределение» исследователи используют для характеристик осмысленной и целенаправленной деятельности человека, которая приводит к достижению конкретной цели. Многие ученые связывают самоопределение человека с процессом выбора им собственной позиции, своего жизненного пути.

Э. Ф. Зеер подчеркивает, что профессиональное самоопределение представляется важнейшим фактором реализации человека в определенной профессии и культуре в целом [2]. Таким образом, составляющими профессионального самоопределения можно считать профессиональные ценностные направления, мотивы, интересы, взаимоотношения, установки. В явлении профессионального формирования человека данные элементы претерпевают изменения. Они

строят различные сочетания и связи, такие действия приводят к созданию более или менее устойчивых объединений направленности.

Проведенный анализ различных точек зрения на проблему профессионального самоопределения подростков и юношей и практической деятельности специалистов по профориентации показал, что профессиональное и личностное самоопределение настолько идентичны, что бывает трудно определить границы работы и личной жизни. Например, для многих людей хобби становится работой, их профессиональной деятельностью. На наш взгляд, профориен-тационная работа заключается не в выборе конкретной профессиональной сферы, а в поддержке молодых людей при поиске себя, своего призвания.

Поставленная задача является неким идеалом, так как на протяжении всей жизни человек занимается поиском себя. Можно предположить, какие навыки будут способствовать лучшей адаптации человека к современным условиям, создадут возможности для реализации себя. Скорее всего, к таковым можно отнести: прогнозирование и планирование своей жизни, умение принимать решения, готовность к труду, рефлексию. Как отмечает Н. С. Пряжников, уровень развития профориентационной работы обусловлен тем уровнем свободы выбора, который присутствует в обществе [6]. Мы согласны с тем, что необходима системная профориентационная работа, которая охватывала бы всех участников данного процесса - школьников, родителей, учителей и общество. Это работа, имеющая долгосрочную направленность на качественные сдвиги в профессиональном самоопределении.

С. Н. Чистякова выделила основные направления деятельности по выработке решений в области профессионального самоопределения, среди которых усиление интеграции обучения и внеучебной практики, консолидация всех ресурсов, оказание психолого-педагогической помощи учителю [9].

Для повышения качества решения проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи целесообразно вернуться к вопросам: каковы цели, задачи и критерии успешного профессионального самоопределения на уровне личности, семьи, школы, государства? Насколько они совпадают?

Существует определенное противоречие между потребностями, целями личности и государства. Для государства критерием эффективности профессионального самоопределения будет являться минимизация затрат, необходимых для прохождения пути от поиска своего дела до полной включенности в тру-

довой процесс, который подразумевает и производство определенных ценностей. Все усилия направлены на то, чтобы со школьной скамьи как можно большее число подростков определились с выбором профессии, сдали ЕГЭ на высокие баллы, поступили в техникум или вуз, завершили его, а затем трудоустроились по выбранной специальности. При этом предполагается, что работодателю придется значительно меньше вкладываться в обучение нового сотрудника. Именно поэтому эффективность многих профориен-тационных программ оценивается по критерию трудоустройства. Хотя это довольно спорный момент.

О том, насколько содержание среднего образования отвечает требованиям современности, рассуждала С. Н. Чистякова, которая определяла новые задачи образования в «конструировании целостной мировоззренческой картины бытия» [9]. Российская система образования выстроена таким образом, что школьники вынуждены делать выбор дальнейшего обучения в возрасте 14-15 лет, в 9-м классе. И дальнейшая траектория развития получается заданной и довольно жесткой: с 9-го класса школьник выбирает предметы для сдачи ОГЭ, предполагая, что эти же предметы он будет сдавать в 11-м классе, выбирает профильный класс, обучается у репетиторов или посещает курсы.

В погоне за статусной успешностью мы часто рассматриваем выбор профессии изолированно от других сторон развития личности. Именно личностное самоопределение приводит к постепенному формированию системы собственных убеждений, установок, отношений, позволяющих выстраивать собственную жизнь, другими словами - ставить цели, строить планы и осуществлять их. Приоритет личностного самоопределения обусловлен также возросшим числом институтов социализации, в числе которых социальные сети, Интернет, которые также транслируют определенные модели поведения, не всегда конструктивные.

Какие же методы будут наиболее соответствовать поставленной задаче? С учетом того, что процесс профессионального самоопределения является длительным, протяженным во времени, требующим постоянного внимания, одним из основных методов является беседа. Совершенно верно отмечают авторы [1], что формирование осознанного отношения к выбору своего будущего начинается с культуры обсуждения жизненной траектории. Беседы с маленькими детьми в семье закладывают основы внутреннего процесса рефлексии, учат ребенка обсуждать разные стороны жизни, затем этот диалог с родителями интериори-

зируется, присваивается ребенком. Будучи подростком, который обладает способностью к рефлексии, он может формировать собственное суждение, беседовать со значимыми взрослыми, тем самым обогащая свою картину мира.

Также к числу системных вопросов относится подготовка специалистов для профориентацион-ной работы. Упрощенный взгляд на профессиональное самоопределение, непонимание психологических оснований, а именно возрастных особенностей личности, особенностей потребностно-мотивационной сферы, закономерностей формирования интересов и способностей, самосознания, приводит к тому, что в эту сферу приходит много непрофессионалов [1].

В своих работах академик РАО С. Н. Чистякова отмечает «...декларированность и практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодежи в России; эпизодичность ее осуществления; неподготовленность учителей и других практических работников к ее реализации;недостаточную связь и преемственность школы, родителей, системы профессионального образования, производства, службы занятости и других социальных институтов; а отсюда - подмена и дублирование функций различными субъектами, ответственными за трудоустройство, обеспечение занятости и в целом за судьбу подрастающего поколения» [13, с. 119].

По мнению С. Н. Чистяковой, важная роль в подготовке обучающихся к профессиональному выбору отводится педагогам: «Сегодня требуется такая система подготовки педагогических кадров, которая способна обеспечить гибкое индивидуально ориентированное образование, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развития креативных способностей обучающихся, формирования одного из важнейших умений -умения учиться самостоятельно; обеспечить владение педагогом новыми средствами организации образовательного процесса, инновационными технологиями обучения, умением осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода» [12, с. 53].

На наш взгляд, задача педагогов состоит в том, чтобы повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному профессиональному самоопределению. В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», в перечне трудовых действий преподавателя, мастера производственного обучения, указано «консультирование обучающихся и их родителей (закон-

ных представителей) по вопросам профессионального самоопределения...». Отдельными трудовыми функциями выделяются «информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора» и «проведение практико-ориентированных профориентаци-онных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)». Согласно профессиональному стандарту, педагог должен уметь:

- использовать современные подходы, формы и методы профориентации, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор;

- установить контакт со школьниками и их родителями, стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентационных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку;

- знакомить школьников и их родителей с особенностями профессиональной деятельности: содержанием и условиями труда, образом жизни работников данной профессии, требованиями к их профессиональному образованию, личности и др. [4].

Мы убеждены в том, что профессиональная ориентация нацелена на активное вовлечение обучающегося в качестве субъекта в процесс собственной ориентации, на развитие у него сознательного и ответственного отношения к своему будущему на основе реалистической оценки всей совокупности знаний о себе и мире профессий и подготовку молодежи к жизни, к самостоятельной трудовой деятельности после окончания общеобразовательной школы. Профессиональная ориентация предполагает ответы на следующие вопросы:

- Как увеличить свободу профессионального выбора, формируя склонности обучающегося?

- Как научить подростка использовать все средства обучения, обусловленные его учебной ситуацией?

Речь идет об активном привлечении обучающихся к определению проектов на будущее, о предоставлении информации, позволяющей расширить их профессиональные горизонты и более обдуманно и мотивированно выбрать будущую профессию. Профессиональная ориентация реализуется через совместную работу учителей, психологов и про-фконсультантов по выявлению интересов и склонностей обучающихся, предоставление им информации о мире профессий с целью формирования профессиональных планов, учитывающих реальные возможности их реализации.

Для решения данной проблемы ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, успешное освоение которых организуется с преобладанием интеракций, использованием форм и методов личностно ориентированного, компе-тентностного, деятельностного подходов, проектирования и моделирования профессиональных ситуаций и экспериментальной работы.

Использование интерактивных форм и методов способствует повышению качества профориентаци-онной работы образовательных организаций, стимулированию мотивации и интереса педагогов к самообразованию и саморазвитию, повышению уровня активности и самостоятельности, развитию навыков анализа и рефлексии своей деятельности, стремлению к сотрудничеству (деловая игра, «Аукцион педагогических идей», «Педагогический ринг», методы «Квадро», «Синквейн», «SWOT-анализ» и др.). В увлекательной форме преподносится специфика профессий или специальностей, особенности организации образовательной деятельности. Обучающиеся и их родители имеют возможность стать участниками профессиональных конкурсов, мастер-классов, познакомиться с педагогическим коллективом и увидеть реальное взаимодействие образовательной организации с работодателями во время экскурсий [8].

Модернизация отечественного образования и профессиональной ориентации в XXI в. все-таки позволила использовать перспективные подходы к профессиональному самоопределению школьников, проектированию педагогических систем, моделей образовательных организаций с ориентацией на личностные запросы и потребности обучающихся через образовательные программы, включающие предметы по выбору и профессиональную специализацию, профильную и уровневую дифференциации старших классов, профориентационную направленность всех школьных курсов в контексте профиля школы, педагогические технологии развития мотивационно-потребностной и эмоционально-ценностной сфер личности, а также социально и профессионально значимых качеств.

Идеи оказания подросткам своевременной, научно обоснованной помощи, сообразной сложившейся социокультурной ситуации, материализуются в широком спектре работ представителей научной школы С. Н. Чистяковой «Педагогическое сопровождение профессионального и социального самоопределения

школьников и учащейся молодежи», созданной в продолжение идей Н. Н. Чистякова. На протяжении многих лет Светлана Николаевна и ее соратники занимаются разработкой и обновлением концептуальных оснований и внедрением практико-ориентированных технологий педагогической и психологической помощи школьникам, стоящим на пороге принятия решений о выборе профессионального пути и продолжения образования.

Творческий коллектив под научным руководством С. Н. Чистяковой рассматривает профессиональную ориентацию как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии, на формирование у обучающейся молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля [10]. Под руководством С. Н. Чистяковой и при ее участии разработана и опубликована издательским центром «Академия» серия учебно-методических комплектов по профессиональной ориентации школьников для 1-11-х классов: «Путешествие в мир профессий» (1-4-й классы), «Кем я хочу быть» (5-6-й классы), «Познаю себя и профессии» (7-8-й классы), «Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии» (9-й класс), «Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере» (10-11-й классы), а также учебно-методические комплексы для обучающихся и педагогов «Твоя профессиональная карьера», «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования», «Мой выбор», рекомендации Министерства образования и науки РФ по реализации предпрофильной подготовки и многое другое.

Вучебныхпособияхкомплекта«Профессиональное самоопределение» учитывается современное состояние рынка труда и прогнозируются перспективы развития экономики страны, ориентируют подрастающее поколение, в том числе на рабочие профессии. В учебно-методических пособиях реализована преемственность профессионального самоопределения на разных возрастных этапах. Учебные комплекты для каждого возраста сопровождают методические пособия и книги для родителей. Опубликованы издания для библиотек и кабинетов профориентации «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников», «Профессиональные пробы: технология и методика проведения», «Профессиональное самоопределение: словарь терминов».

Серия учебно-методических комплектов «Профессиональное самоопределение» не имеет аналогов среди современной российской учебной литературы для школьников. Рекомендуемые формы занятий, предусмотренные ФГОС (разноуровневые задания, пробы, игры, проекты, исследовательская деятельность) и адаптированные к возрасту, разнообразны; их тематика охватывает основные проблемы профессиональной деятельности человека: специфика разделения труда, классификация профессий, профессионально важные качества, описание широкого круга профессий. Содержание занятий способствует формированию представлений учащихся о себе, о труде в различных сферах профессиональной деятельности; помогает определить возможности построения будущего образовательного и профессионального маршрута, включает элементы диагностики и профессиональных проб. Авторским коллективом определены подходы к обеспечению поддержки профессионального самоопределения обучающихся (с учетом особенностей региональных рынков труда и услуг профессионального образования) в условиях государственных инициатив по обновлению системы профессиональной ориентации и конструированию ее региональной модели (на примере Москвы, Республики Саха (Якутия) и Кузбасса).

При проведении международных и всероссийских научно-практических конференций, круглых столов и семинаров оценивалась результативность учебных пособий, их роль в профессиональном самоопределении школьников. В настоящее время учебные и методические пособия активно используются в образовательных организациях Москвы, Кемеровской области, Калининграда, Республики Саха (Якутия), Хакассии, Белгорода, Благовещенска, Вологды, Казани, Курска, Новосибирска, Перми, Санкт-Петербурга, Томска и других регионов России.

Заключение

Кардинальные преобразования в социально-экономической сфере России, переориентация с одних областей профессиональной деятельности на другие, выдвигают новые требования к профессиональному самоопределению обучающихся выпускных классов общеобразовательных школ и требуют более точного профессионального самоопределения молодежи, чему, во многом, призвана способствовать эффективно организованная профориентационная работа.

Мы считаем, что в будущем для ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся нужно активно вовлекать в образовательную

деятельность специалистов других областей, в первую очередь, представителей реального сектора экономики. К новым форматам организации предпро-фильной подготовки мы относим: профессиональное обучение школьника на базе колледжа, техникума; трудовую деятельность обучающихся в ходе практики и в реальных условиях (профессиональные пробы, технопарк, кванториум, детская железная дорога, планетарий, киндерленд и др.).

Во-вторых, требуется изменение оборудования и программного обеспечения в образовательном процессе. Материально-техническая база должна полностью соответствовать современному этапу научно-технического прогресса. В образовательный процесс должны быть включены конвергентные технологии, компьютеризованные и компьютерные цифровые образовательные ресурсы. Именно на этой основе могут быть созданы совместные проекты смежных направлений. В условиях цифровой экономики, дающей бесчисленное количество вариантов выбора, в том числе и профессионального развития, крайне важно сформировать умение мыслить самостоятельно: находить, анализировать, отбирать информацию и принимать решения на основе полученной информации.

В-третьих, необходимо изменить саму деятельность субъектов системы образования, которая должна быть построена на принципе соответствия образовательного процесса (по содержанию и образовательным технологиям), направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, отраженным в Национальной технологической инициативе, Атласе новых профессий.

К технологическим инновациям, способным кардинально изменить школьное образование, исследователи относят Интернет вещей, автоматические семантические переводчики, высокоуровневый искусственный интеллект, 3D-печать, доступные биотехнологии, массовые нейроинтерфейсы и др. [14, с. 197]. Мы считаем, что в данном контексте профессиональная подготовка обеспечит благоприятные условия формирования надпрофессиональных компетенций и активизации самоопределения школьника в мире будущих профессий; успешную социализацию личности посредством профессиональных проб и практики в профессиональной деятельности как важной составляющей деятельности производственных предприятий и бизнеса, применяющих высокие наукоемкие технологии.

Средством для решения этих задач выступят карты компетенций для конкретных направлений

подготовки к участию в предпрофессиональных конкурсных соревновательных мероприятиях JuniorSkills, WorldSkills Russia.

В связи с этим, используя лучшие традиции отечественной профориентации и учитывая современные тенденции в сфере образования и экономики, исходя из принципа целостности индивидуального развития личности заложенного Б. Г. Ананьевым, необходимо рассматривать проблему профессионального самоопределения в контексте всего жизненного пути личности. Сегодня мы видим, что человек имеет возможности для интеграции всех уровней своего развития. В идеальном смысле профессия есть акт творчества, созидания себя, самовыражения себя, профессиональная деятельность является своеобразной декларацией ценностей человека, при этом он стремится к приращению этих ценностей.

Обновление системы профессиональной ориентации носит комплексный характер и должно быть согласовано со всеми заинтересованными структурами и участниками процесса по формированию профессионального самоопределения учащейся молодежи. На наш взгляд, в ближайшей перспективе необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:

- акцентировать внимание на последовательном проведении профориентационной политики в условиях цифрового образовательного пространства;

- привлекать представителей реального сектора экономики к профориентационной деятельности, включающей организацию и проведение профессиональных проб, профессионального обучения и проф-стажировок для обучающихся;

- обеспечивать научно-методическое сопровождение организации профессиональной ориентации обучающихся и формирования профессионального самоопределения в образовательных организациях, преемственность содержания программ профориен-тационной работы с обучающимися на всех уровнях их обучения и воспитания;

- создавать условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в области профессионального самоопределения обучающихся;

- осуществлять систематическое изучение рынка труда в аспекте будущей занятости выпускников, учитывать его результаты при разработке основных образовательных программ, программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- обновлять содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

педагогических работников в соответствии с современными принципами и моделями корпоративного образования;

- совершенствовать профориентационную работу с учетом новейших достижений в области педагогики, психологии и психофизиологии, а также успешного опыта и инновационных практик, действующих в образовательных организациях регионов Российской Федерации и за рубежом.

Литература

1. Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 31-38.

2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориенто-логия: теория и практика. М., 2006. 192 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996. 512 с.

4. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: profstandart.rosmintrud. ru/web/ps482179.

5. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / под ред. С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева. М., 2004. 112 с.

6. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008. 320 с.

7. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2008. 496 с.

8. Сахарова В. И. Современные образовательные технологии в профориентационной деятельности педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 32-38.

9. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54-60.

10. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. От учебы к профессиональной карьере. М., 2012. 176 с.

11. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., 2014. 159 с.

12. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Подготовка учителя к педагогическому сопровождению обучающихся к будущему профессиональному выбору // Платформа - Навигатор: развитие карьеры. 2018. № 1 (4). С. 51-61.

13. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 118-122.

14. Ястреб Н. А. Конвергентные технологии: философско-эпи-стемологический анализ. Вологда, 2014. С. 197.

References

1. Bochaver A. A., Zhilinskaya A. V., Khlomov K. D. Perspektivy sovremennyh podrostkov v kontekste zhiznennoj traektorii [Prospects of modern adolescents in the context of life trajectory]. Journal of Modern Foreign Psychology, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 31-38. (In Russian).

2. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Proforientologiya: teoriya i praktika [Proforientology: Theory and Practice]. Moscow, 2006, 192 p. (In Russian).

3. Klimov E. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don, 1996, 512 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Teacher of professional training, professional education and additional professional education]. Available at: profstandart. rosmintrud.ru/web/ps482179. (In Russian).

5. Pedagogicheskaya podderzhka professional'nogo samoopre-deleniya starsheklassnikov [Pedagogical support of professional self-determination of high school students]. Ed. S. N. Chistyakova, N. F. Rodicheva. Moscow, 2004, 112 p. (In Russian).

6. Pryazhnikov N. S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional Self-Determination: Theory and Practice]. Moscow, 2008, 320 p. (In Russian).

7. Pryazhnikova E. Yu., Pryazhnikov N. S. Proforientaciya [Professional orientation]. Moscow, 2008, 496 p. (In Russian).

8. Sakharova V. I. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v prof-orientacionnoj deyatel'nosti pedagogov [Modern educational technologies in vocational activities of teachers]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2, pp. 32-38. (In Russian).

9. Chistyakova S. N. Aktual'nost' problemy professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v sovremennyh usloviyah [Actuality of the problem of professional self-determination of students in modern conditions]. Vocational Education and the Labor Market, 2018, no. 1, pp. 54-60. (In Russian).

10. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Ot ucheby k professional'noj kar'ere [From studies to professional careers]. Moscow, 2012, 176 p. (In Russian).

11. Chistyakova S. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopre-deleniya shkol'nikov [Pedagogical support of self-determination of schoolchildren]. Moscow, 2014, 159 p. (In Russian).

12. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Podgotovka uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu obuchayushchihsya k budushchemu professional'nomu vyboru [Preparing a teacher for the pedagogical support of students for a future professional choice]. Platform - Navigator: Career Development, 2018, no. 1 (4), p. 51-61. (In Russian).

13. Chistyakova S. N. Professional'noe samoopredelenie obuchayu-shchihsya: problemy i puti resheniya [Professional self-determination of students: problems and solutions]. Professional Education in Russia and Abroad, 2015, no. 2 (18), pp. 118-122. (In Russian).

14. Yastreb N. A. Konvergentnye tekhnologii: filosofsko-epistemo-logicheskij analiz [Convergent technologies: philosophical and epistemological analysis]. Vologda, 2014, pp. 197. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.