Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:ОТНОШЕНИЕ И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ1'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:ОТНОШЕНИЕ И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / МОТИВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Тамара Владимировна

1Введение. В статье охарактеризованы результаты психолого-педагогического исследования отношения и готовности педагогов к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, возможности использования полученных данных для разработки дополнительных профессиональных программ подготовки педагогов, педагогов-психологов. Методология исследования строилась на представлении о природе «человека рефлексивного», выступающего субъектом собственной активности, заявленного в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского; общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева; теории единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна; а также методологических подходах научной школы профессиональной ориентации С. Н. Чистяковой; основных положениях андрагогики [1; 3; 6-8]. Результаты психолого-педагогического исследования показали, какие группы мотивов и виды мотивации способствовали выявлению отношения педагогов и их готовности к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. На их основе приведены показатели готовности педагогов к решению задач в профориентационной деятельности. Заключение. Выделены социальные и познавательные мотивы профориентационной деятельности педагогов всех возрастных групп в начале и по завершении проводимых научно-методических семинаров. Отмечены компетенции педагогов в области профессиональной ориентации. Предложены различные профориентационные формы, методы и средства для успешного осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION: TEACHERS' APPROACH AND READINESS2

Introduction. The article describes the results of psychological and pedagogical research of teachers’ approach and readiness for pedagogical support of students’ professional self-determination, the possibility of using the obtained data to develop additional professional training programs for teachers and pedagogical psycho-logists. Methodology. The research was based on the concept of the nature of a “reflexive man” acting as a subject of his own activity stated in L. S. Vygotsky’s cultural-historical concept; A. N. Leontiev’s general psychological theory of activity; S. L. Rubinstein’s theory of unity of consciousness and activity; and the methodological approaches of S. N. Chistyakova’s scientific school of professional orientation; the main provisions of andragogy [1; 3; 6-8]. Results. The results of psychological and pedagogical research showed which groups and types of motivation contributed to the identification of teachers’ attitudes and their readiness for pedagogical support of students’ professional self-determination. On their basis, the indicators of teachers’ readiness to solve problems in vocational guidance activities are given. Conclusion. The social and cognitive motives of career guidance activities of teachers of all age groups at the beginning and at the end of the conducted scientific and methodological seminars have been identified. The competences of teachers in the field of professional guidance have been pointed out. Various career guidance forms, methods and tools for successful implementation of pedagogical support of students’ professional self-determination are proposed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:ОТНОШЕНИЕ И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ1»

14. Фролова С. Л. Инновационное осмысление профориентации обучающихся. М., 2016. С. 36-41.

15. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., 2007. 128 с.

16. Яценко О. В. К вопросу о создании новых технологий профориентации современных подростков // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XIX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 2020. С. 191-195.

References

1. Bekoeva M. I. Osnovnye napravleniya proforientacionnoj dey-atelnosti v sovremennojobshcheobrazovatelnoj shkole [Main areas of activity vocational guidance in a modern comprehensive school]. Baltic Humanitarian Journal, 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 159-162. (In Russian).

2. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Proektirovanie karernoj strategii: ot idei do realizacii [Designing a career strategy: from idea to implementation]. Ulyanovsk, 2019, 162 p. (In Russian).

3. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Stanovlenie pro-fessionalnoj identichnosti sovremennogo professionala [The formation of the professional identity of the modern professional]. Ulyanovsk, 2020, 124 p. (In Russian).

4. Gudkova E. V. Osnovy proforientacii i professionalnogo konsul-tirovaniya [Fundamentals of Career Guidance and Vocational Counseling]. Ed. E. L. Soldatova. Chelyabinsk, 2004, 125 p. (In Russian).

5. Dochkin S. A, Kuznetsova I. Yu. Cifrovaya transformaciya profes-sionalnoj orientacii i professionalnogo samoopredeleniya molo-dezhi [Digital transformation of professional orientation and professional self-determination of youth]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 3 (39), pp. 27-35. (In Russian).

6. Pakhomova E. A., Demchenko A. R., Kasatkina N. Eh. et al. Inno-vacionnye modeli v professionalnoj orientacii obuchayushchikh-sya v usloviyakh rynka truda [Innovative models in vocational guidance for students in the labor market]. Novosibirsk, 2015, 171 p. (In Russian).

7. Klimov E. A. Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya [The psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004, 304 p. (In Russian).

8. Panina S. V. Upravlenie proforientacionnoj rabotoj v obshcheobra-zovatelnoj organizacii v usloviyakh FGOS [Management of career counseling work in educational organization under federal state general education standards]. Azimuth of Scientific Researches: Pedagogy and Psychology, 2017, vol. 6, no. 1 (18), pp. 147-151. (In Russian).

9. Professionalnye psikhologicheskie testy [Professional psychological tests]. Available at: https://vsetesti.ru; https://onlinetest-pad.com; https://banktestov.ru. (In Russian).

10. Pryazhnikova E. Yu. K voprosu ob istorii razvitiya proforientacii i professionalnogo samoopredeleniya [On the History of Vocational Guidance and Professional Self-Determination]. Educational Studies Moscow, 2006, no. 3, pp. 224-230. (In Russian).

11. Psikhologicheskie testy onlajn [Psychological tests online]. Available at: https://psytests.org/profession/. (In Russian).

12. Sakharova V. I. Formirovanie professionalnogo samoopredele-niya obuchayushchikhsya v processe proforientacii [Formation of professional self-determination of students in the process of career guidance]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 3 (39), pp. 113-119. (In Russian).

13. Testometrika [Testometrics]. Available at: https://testometrika. com/business/test-to-determine-career/. (In Russian).

14. Frolova S. L. Innovacionnoe osmyslenie proforientacii obuchay-ushchikhsya [Innovative thinking about career guidance for students]. Moscow, 2016, pp. 36-41. (In Russian).

15. Chistyakova S. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopre-deleniya shkolnikov [Chistyakova S. N. Pedagogical support of students' self-determination]. Moscow, 2007, 128 p. (In Russian).

16. Yacenko O. V. K voprosu o sozdanii novykh tekhnologij profori-entacii sovremennykh podrostkov [On the creation of new technologies for career guidance for modern adolescents]. Problems of theory and practice of modern psychology. Proceedings of the XIX All-Russian Scientific-Practical Conference with international participation. Irkutsk, 2020, pp. 191-195. (In Russian).

УДК/UDC 37.048.45 Т. В. Королева

DOI 10.54509/22203036_2021_4_136

T. Koroleva

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОТНОШЕНИЕ И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ1

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION:

TEACHERS' APPROACH AND READINESS2

Введение. В статье охарактеризованы результаты чающихся, возможности использования полученных

психолого-педагогического исследования отноше- данных для разработки дополнительных профессио-

ния и готовности педагогов к педагогическому сопро- нальных программ подготовки педагогов, педагогов-

вождению профессионального самоопределения обу- психологов.

1 Работа выполнена при поддержке Фонда президентских грантов по проекту № 19-1-017933.

2 The work was carried out with the support og the Presidential Grants Fund under project No. 19-1-017933.

Методология исследования строилась на представлении о природе «человека рефлексивного», выступающего субъектом собственной активности, заявленного в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского; общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева; теории единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна; а также методологических подходах научной школы профессиональной ориентации С. Н. Чистяковой; основных положениях андрагогики [1; 3; 6-8].

Результаты психолого-педагогического исследования показали, какие группы мотивов и виды мотивации способствовали выявлению отношения педагогов и их готовности к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. На их основе приведены показатели готовности педагогов к решению задач в профориентацион-ной деятельности.

Заключение. Выделены социальные и познавательные мотивы профориентационной деятельности педагогов всех возрастных групп в начале и по завершении проводимых научно-методических семинаров. Отмечены компетенции педагогов в области профессиональной ориентации. Предложены различные профориентационные формы, методы и средства для успешного осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Introduction. The article describes the results of psychological and pedagogical research of teachers' approach and readiness for pedagogical support of students' professional self-determination, the possibility of using the obtained data to develop additional professional training programs for teachers and pedagogical psychologists.

Methodology. The research was based on the concept of the nature of a "reflexive man" acting as a subject of his own activity stated in L. S. Vygotsky's cultural-historical concept; A. N. Leontiev's general psychological theory of activity; S. L. Rubinstein's theory of unity of consciousness and activity; and the methodological approaches of S. N. Chistyakova's scientific school of professional orientation; the main provisions of andragogy [1; 3; 6-8].

Results. The results of psychological and pedagogical research showed which groups and types of motivation contributed to the identification of teachers' attitudes and their readiness for pedagogical support of students' professional self-determination. On their basis, the indicators of teachers' readiness to solve problems in vocational guidance activities are given.

Conclusion. The social and cognitive motives of career guidance activities of teachers of all age groups at the beginning and at the end of the conducted scientific and methodological seminars have been identified. The competences of teachers in the field of professional guidance have been pointed out. Various career guidance forms, methods and tools for successful implementation of pedagogical support of students' professional self-determination are proposed.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности, мотивы профориентационной деятельности, компетенции педагогов в области профессиональной ориентации.

Keywords: professional self-determination, career guidance self-determination of individual, motives of career guidance activities, competence of teachers in the field of professional guidance.

Введение

В стремительно изменяющемся мире профессиональное самоопределение личности становится сущностной характеристикой человека, отражающей творческий поиск и его способность ориентироваться в шквале информации, осознанно и творчески относиться к себе и собственной жизни, что в современной психологии называют жизнетворчеством (Д. А. Леонтьев), и совершать свободный и ответственный личностный выбор в мире труда и профессий [4; 5].

Для человека, живущего в эпоху быстрых экономических, социально-культурных перемен, профессиональное самоопределение личности мы не рассматриваем только в аспекте адаптационных процессов. Изменчивость современного мира проявляет себя через многообразие возможностей для молодого человека. Поэтому именно педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности как процесс, ориентированный на взаимодействие «педагог - обучающийся», опосредованное предметным содержанием, общей целью, направленное на развитие субъекта самоопределения: понимание себя (Образ Я), своих индивидуальных особенностей, приобретение представления о себе в разнообразных видах деятельности и через них субъективный интерес к содержанию деятельности, рефлексии, осознание собственного выбора профессии в изменяющихся социально-экономических культурных условиях [7; 8].

Примем во внимание и тот факт, что без особого осмысления со стороны родителей и педагогов оста-

ются ценностно-смысловые ориентации обучающихся, их мировоззренческие позиции, отношение к миру, к выбору профессии, поскольку педагоги, родители более ориентированы на результаты успеваемости и экзаменов, поступление в учебные заведения высшего или среднего профессионального образования.

Изучение проблем профессионального самоопределения и выбора профессии обучающимися первых курсов колледжей, входящих в Ассоциацию учреждений профобразования Калининградской области, содержательный анализ результатов проведенных исследований в 2017-2021 годах показывают, что основами выбора профессии студентами первых курсов являются: неуверенность в сдаче ЕГЭ для 87 % опрошенных обучающихся; возможность обучения на бюджетной основе - для 84 % опрошенных; советы родителей - 81 %; географическое расположение колледжа - 72 %. Следует отметить, что 85 % опрошенных первокурсников имеют поверхностные представления о профессиональном образе мира, о выбранной профессии, образе «человека-профессионала».

Содержательный анализ результатов анкетных опросов, профориентационного опыта педагогов разного возраста, беседы с обучающимися и классными руководителями позволили определить проблемное поле в профессиональной ориентации обучающихся школ Калининградской области: недостаточное внимание к вопросам педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности как важнейшего компонента образования обучающихся, неготовность педагогических работников сопровождать процесс профессионального самоопределения обучающихся различных возрастных групп, детей с ОВЗ, детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе реализации проекта «Профориента-ционный интерактивный фестиваль (ПИФ) «Ориентир» было проведено изучение: мотивации педагогов к профориентационной деятельности, их отношения к различным средствам профориентационной деятельности, затруднения в использовании разных групп методов профориентационной работы с обучающимися, потребности и запросов педагогов в новых знаниях; компетенции педагогов в области профессиональной ориентации.

По мнению С. Н. Чистяковой, компетенции педагогов в области профессиональной ориентации -это готовность к решению следующих групп задач: понимание запроса ученика на оказание ему помощи в подготовке к профессиональному самоопределению; подготовка, планирование, организация проф-ориентационного процесса; работа с профориентаци-

онно значимой информацией; взаимодействие с органами управления, родителями, учреждениями профориентации [7; 8].

Методология

В психолого-педагогическом исследовании мы использовали теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы по проблеме подготовки педагогов к профориентационной деятельности, анализ и обобщение педагогического опыта профориентационной работы образовательных организаций - участников проекта; беседа, наблюдение, анкетирование; содержательный анализ полученных результатов.

Исследование проводилось с октября 2019 г. по февраль 2020 г. Экспериментальная база исследования: восемь площадок, реализующих проектную идею: Профориентационный интерактивный фестиваль «Ориентир»: ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» (г. Светлый), МБОУ «Залесовская средняя общеобразовательная школа», МОУ СОШ «Школа Будущего» (п. Большое Иса-ково), Школа-интернат № 1 (г. Калининград), Колледж сервиса и туризма (г. Калининград), МБОУ «Храбров-ская СОШ», Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Наш дом» (г. Зеленоградск), МОУ СОШ № 2 г. Гвардейска.

В исследовании приняли участие 440 педагогических работников образовательных организаций Калининградской области, работающих с обучающимися различных возрастных групп, детьми с ОВЗ, детьми, оставшихся без попечения родителей, из 59 организаций. Особенностью педагогических работников -участников научно-методических семинаров является формально высокий уровень образования с преобладанием высшего педагогического (96 %); возрастной состав педагогов представлен всеми возрастными группами; количественный состав представили педагогические работники - женщины (94 %), что свидетельствует о наличии серьезной проблемы и вполне отражает общероссийскую ситуацию.

В проводимом психолого-педагогическом исследовании мы изучали мотивационную основу деятельности педагогических работников, участвующих непосредственно в региональных научно-методических семинарах и овладевающих теоретическим содержанием концептуальных основ профориентации и практикой организации профориентационной работы на различных площадках проекта ПИФ «Ориентир» в процессе их участия в различных формах общения, практико-ориентированных занятиях: профессио-

нальные пробы, профориентационные экскурсии, круглые столы, работа в малых группах, рефлексивно-ценностный диалог по итогам семинаров.

В исследовании особый интерес для нас представляли побуждения педагогических работников различных образовательных организаций Калининградской области, принимающих участие в научно-методических семинарах с октября 2019 г. по февраль 2020 г. Причины, побуждающие к действиям, дают возможность понять мотивацию человека. В психолого-педагогической литературе выделяют различные группы мотивов в зависимости от выбранной классификации. В нашем исследовании мы выделяем две основные группы мотивов: социальные и познавательные.

К социальным мотивам мы отнесли осознание педагогическими работниками значимости работы по профессиональной ориентации; стремление к общению с коллегами; чувство долга: желание помогать подросткам в сложной ситуации выбора профессии; стремление быть конкурентоспособным, планировать дальнейшую карьеру в своей образовательной организации; стремление улучшить свое материальное положение через участие в профориентационной работе школы (на основе балльно-рейтинговых систем заработной платы в образовательных организациях).

К познавательным мотивам мы отнесли стремление педагогических работников к овладению новыми знаниями, необходимыми для организации профори-ентационной работы с обучающимися разных возрастных групп в колледже, школе-интернате для детей с ОВЗ, центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей; стремление расширить свой кругозор, изучить опыт педагогических команд образовательных организаций, разобраться с трудностями собственной работы по профессиональной ориентации.

При изучении структуры мотивационной сферы личности мы учитывали тот факт, что мотивы, побуждающие к действию (учению, изучению нового), осознаются и могут быть количественно оценены. Количественная оценка проводилась по пятивариа-тивной шкале выраженности мотивов: «+2» - определенно имею; «+1» - пожалуй, имею; «0» - затрудняюсь ответить; «-1» - пожалуй, не имею; «-2» - определенно не имею. По каждому мотиву определялся средний балл оценок всех педагогических работников - участников научно-методических семинаров на 8 площадках проекта и динамика мотивов педагогических работников (команда педагогов проекта).

По видам мотивации педагогические работники всех возрастных групп, имеющие различный стаж педагогической работы, приезжающие для участия

в региональных научно-методических семинарах, дали высокую оценку познавательным мотивам, особенно желанию получить знания, необходимые для построения нового содержания профориентационной работы с обучающимися в школе (колледже, школе-интернате, центре, ДЮЦ) (+1,2037).

Высоко были оценены как социальные, так и познавательные мотивы: осознание значимости работы по профессиональной ориентации молодежи в образовательной организации; чувство долга: желание помогать подросткам в сложной ситуации выбора профессии (+1,1031); познавательные мотивы: желание познакомиться с опытом работы по профессиональной ориентации (образовательной организации -участника проекта ПИФ «Ориентир»); желание изучить новый опыт работы по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся и использовать в собственной педагогической работе (+1,1031); желание посмотреть открытое занятие (профессиональные пробы, профориентаци-онные экскурсии, уроки профориентационной направленности, защиты проектов, встречи с социальными партнерами и др.) (+0,9584); стремление разобраться в трудностях собственной работы по профессиональному самоопределению обучающихся (+0,9031).

Педагоги высоко оценили социальный мотив: стремление к общению с коллегами в рамках семинара, с широким кругом людей (+0,9031). У педагогических работников, приезжающих на семинары, отсутствовали мотивы: стремление улучшить свое материальное положение через участие в работе по профессиональной ориентации в организации (-1,2801); случайное стечение обстоятельств (-1,5070).

При подготовке научно-методических семинаров (содержательных аспектов, интерактивных форм и методов взаимодействия педагогических работников) мы использовали основные положения андраго-гики: взрослый знает, зачем он учится; взрослый обучаемый ценит свой жизненный и профессиональный опыт, т. к. его опыт - часть его самого, поэтому в программах научно-методических семинаров были организованы круглые столы, работа в малых группах по разработке стратегий развития профориентационной работы в образовательной организации ^ОТ-ана-лиз профориентационной деятельности), рефлексивно-ценностный диалог после завершения семинаров.

Результаты

В процессе участия педагогов в восьми научно-методических семинарах мы отмечаем изменения в структуре мотивационно-ценностной сферы педа-

гогических работников (команда проекта). В октябре 2019 года мотивы подготовки были связаны с желанием получить знания, необходимые для построения нового содержания профориентационной работы с обучающимися в школе (колледже, школе-интернате, центре, ДЮЦ), в феврале 2020 года доминирующим мотивом становится мотив, связанный с осознанием значимости работы по профессиональной ориентации молодежи в образовательной организации; чувство долга: желание помогать подросткам в сложной ситуации выбора профессии. Таким образом, с изменением уровня содержательной подготовленности педагогических работников (октябрь 2019 г. - февраль 2020 г.), изменяется иерархия мотивов, т. е. происходит «сдвиг мотива на цель деятельности» (А. Н. Леонтьев).

В результате содержательного анализа полученных данных нами было выявлено, что у 89 % педагогических работников (31-40 лет; 41-50 лет; 51-60 лет; 61-70; независимо от стажа педагогической работы) и у 78 % педагогов (до 25 лет; 26-30 лет), которые участвовали в разных региональных научно-методических семинарах на восьми площадках проекта, 94 % педагогов - педагогической команды проекта, участвующих во всех семинарах, выражены и социальные, и познавательные мотивы профориен-тационной деятельности.

На наш взгляд, для успешной профориентационной работы, осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся педагогам необходимо целенаправленное применение различных профориентационных методов.

Проведенное исследование показало, что 98 % из опрошенных педагогических работников всех возрастных групп и педагогического стажа работы выразили свое положительное отношение к различным методам и средствам профессиональной ориентации: информационно-справочным, диагностики и консультирования, эмоциональной поддержки, оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения, проведения профессиональных проб и социальных практик, а также их целесообразности.

1. Отношение педагогических работников к целесообразности и значимости применения информационно-справочных методов представлено в порядке их значимости для респондентов:

25 % - отметили организацию экскурсий обучающихся, воспитанников на предприятия и в учебные заведения;

22 % - организацию встреч школьников с выпускниками образовательных организаций;

14 % - посещение образовательных выставок, профориентационных форумов, ярмарок профессий;

10 % - использование справочной литературы по профессиональной карьере;

10 % - организацию встреч обучающихся, воспитанников с представителями предприятий, учреждений, организаций, фирм и т. д.;

10 % - использование видеофильмов профориен-тационной тематики;

9 % - использование средств компьютерно-опосредованной коммуникации по вопросам профессионального выбора.

2. Отношение педагогических работников к целесообразности и значимости применения методов диагностики и консультирования:

29 % - отметили важность использования диагностических методик изучения: мотивации, склонностей, опросников профессиональной направленности и т. д.;

28 % - метод наблюдения за подростками непосредственно в процессе профессиональных проб и социальных практик;

25 % - использование различных игровых и тре-нинговых ситуаций, значимых для профессиональной ориентации;

18 % педагогов выделили беседу как один из психолого-педагогических методов диагностики.

3. Отношение педагогических работников к целесообразности и значимости применения методов эмоциональной поддержки обучающихся следующим образом:

50 % - отметили профориентационно значимые события: праздники труда, встречи с профессионалами;

50 % - тренинги общения.

4. Отношение педагогических работников к целесообразности и значимости оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

48 % - отметили построение различных вариантов действий подростка по подготовке к профессиональному выбору;

35 % - построение цепочки основных (последовательных) действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей обучающимся;

17 % - использование таблиц принятия решения, схем альтернативного выбора.

5. Отношение педагогических работников к целесообразности и значимости применения профессиональных проб и социальных практик представлены в порядке их значимости для респондентов:

50 % - организация и проведение профессиональных проб в организациях социально-культур-

ного, производственного территориального окружения, в профессиональных образовательных организациях;

50 % - организация и проведение социальных практик в организациях социально-культурного, производственного территориального окружения, в профессиональных образовательных организациях.

Таким образом, выявлено положительное отношение педагогических работников к использованию в педагогической деятельности различных проф-ориентационных методов для организационного и педагогического сопровождения «профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, нахождения себя в образах профессионального мира» (С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев) в условиях постоянных изменений в мире труда и профессий [8].

Выявлены также методы, вызывающие у педагогов затруднения в практике профориентационной работы с обучающимися.

1. Информационно-справочные методы:

25 % педагогов отметили затруднения в методике профориентационных уроков со школьниками;

23 % педагогов затрудняются в работе с професси-ографическим материалом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 % - методика организации и проведения профориентационных экскурсий для школьников на предприятия и в учебные заведения;

12 % - подбор достоверной справочной литературы, информации; 12 % - использование профессиональной рекламы;

10 % - методы организации познавательных и просветительских лекций-бесед по вопросам профессионального самоопределения личности;

5 % - организация встреч школьников со специалистами различных профессий;

2 % - использование учебных фильмов и видеофильмов.

2. Методы психолого-педагогической диагностики:

34 % - затрудняются в составлении программ

и проведении профессиональных проб;

27 % - использование игровых и тренинговых ситуаций, моделирующих различные аспекты профессиональной деятельности;

15 % - проведение бесед;

12 % - использование методов психолого-педагогического наблюдения;

7 % - работа с проективными методиками;

5 % - использование метода анкетирования.

3. Методы эмоциональной поддержки:

28 % педагогов затрудняются в подготовке и проведении тренингов общения для обучающихся в различных ситуациях делового общения;

26 % педагогов затрудняются в применении профориентационных активизирующих методов (игр);

24 % - организации праздников, фестивалей, мастер-классов, повышающих престиж конкретных профессий;

22 % - различных формах группового общения («клубные» формы работы).

4. Методы активизации профессионального самоопределения:

45 % педагогов затрудняются в проведении рефлексивно-ценностного диалога;

36 % - в проведении профориентационных игр с обучающимися;

19 % - в активизирующих профориентационных опросниках, развивающих диагностических методиках.

5. Методы оказания помощи в процессе выбора:

54 % педагогов затрудняются в использовании различных схем альтернативного выбора, из имеющихся вариантов у обучающегося (выбора учебного заведения; профессии, специальности);

46 % - построение профессиональной траектории - последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей в ситуации профессионального самоопределения.

В процессе исследования были выявлены причины затруднений педагогов в работе по профессиональной ориентации:

24 % опрошенных педагогов отмечают недостаточность психолого-педагогических знаний, необходимых для профориентационной работы с обучающимися;

21 % - отсутствие системной работы по профессиональной ориентации в образовательной организации;

17 % - отсутствие методической помощи в процессе профориентационной работы;

16 % - недостаточность знаний основ профориен-тационной работы с обучающимися разных возрастных групп;

12 % - недостаточность опыта педагогической работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;

10 % педагогов отметили, что профориентацион-ная работа с обучающимися требует много сил и времени, но не является престижной, мало оплачивается.

Затруднения в использовании определенных групп методов профориентационной работы, выявленные у педагогов, поставили вопрос о потребности

в дополнении и обновлении знаний. В своем исследовании мы основывались на точке зрения А. Н. Леонтьева и других психологов, которые рассматривают потребность как внутреннее состояние человека, сложившееся под влиянием объективной необходимости в новых знаниях, опыте, личностных качествах и условиях (методических, дидактических, психолого-педагогических, информационно-технологических и др.), обеспечивающих успешность работы, в нашем случае по профессиональной ориентации.

Используя методы наблюдения, беседы, анализ результатов анкетирования, мы выявили следующие потребности и запросы объективного и субъективного характера. Большинство опрошенных педагогов (всех возрастных групп) - 91 % отметили потребность в методической подготовке по вопросам методики подготовки и проведения профессиональных проб; 89 % педагогических работников отметили потребность в вопросах теории и практики социализации детей с ОВЗ, вовлечения их в повседневную жизнь; 85 % испытывают потребность в знаниях и методах мотивации детей с ОВЗ; 89 % педагогов в возрасте до 25 лет и 26-30 лет, 31-40 лет испытывают потребность в знаниях психологии и педагогики. Педагоги возрастных групп (41-50 лет, 51-60 лет, 61-70 лет) испытывают потребность в научном анализе, осмыслении и описании опыта работы образовательной организации и профессиональной ориентации. 95 % педагогических работников отметили потребность в знаниях по вопросам профилактики профессионального выгорания, способах и методах вовлечения педагогов в профориентационную работу со школьниками, а также неподготовленность педагогов к проф-ориентационной деятельности с обучающимися разных возрастных групп.

Заключение

Компетенции педагогов в области профессиональной ориентации мы изучали на основе их готовности к решению следующих групп задач: понимание запроса ученика на оказание ему помощи в подготовке к профессиональному самоопределению; подготовка, планирование, организация профориентаци-онного процесса; работа с профориентационно значимой информацией; взаимодействие с органами управления, родителями, учреждениями профориентации (С. Н. Чистякова).

Изучение было организовано в два этапа: педагоги оценивали свою готовность к решению задач по профессиональной ориентации до участия в научно-методических семинарах и после семинаров.

Оценивали готовность к решению следующих задач в области профориентации по шкале: «1» - минимальный уровень готовности; «5» - максимальный уровень готовности; «3» - означает, что данная задача реализуется осознанно, но с низкой эффективностью (рис. 1).

Результаты исследования показывают положительную динамику относительно готовности педагогов решать профориентационные задачи: до семинаров педагоги определяли готовность осознанно решать профориентационные задачи, но с низкой эффективностью (+3,2), то после семинаров показатель имел положительную динамику (+4,3).

С нашей точки зрения, подготовительный этап подготовки семинаров совместно с педагогическими командами школ, создание на каждом научно-методическом семинаре содержательного и позитивно заряженного «смыслового поля» позволял педагогическим командам школ почувствовать свою сопричастность и авторство в проводимой профориентаци-

Запрос и использование информации,

значимой для школьника ^^^^^^^^^^^^^^^^^

Разработка и проведение мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению

Подготовка, планирование, организация

профориентационного процесса I

Понимание запроса ученика на помощь

в профессиональном самоопределении ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

0 1 2 3 4 5

■ После семинара □ До семинара

Рис. 1. Средние показатели готовности педагогов к решению задач профориентационной работы (по результатам на 8 площадках проекта)

онной работе в своей школе, в социокультурном внутреннем и внешнем пространстве.

Педагогические работники - участники семинаров из других образовательных организаций погружались в позитивные содержательные ситуации, ситуации-размышления и открытости коллег, которые делились своим опытом по организации сложной педагогической деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Создаваемые организационные и позитивные психолого-педагогические условия на семинарах способствовали ощущению того, что от педагога что-то зависит и в школе, и в классе по вопросам педагогической поддержки школьника в жизненно важном выборе -выборе профессии [2]. Субъективную оценку участники семинаров выражали и в своих ожиданиях после каждого научно-методического семинара по шкале (рис. 2). Средний показатель оценки педагогами после всех семинаров составил 8,86.

90,1 % участников семинаров отметили интересное содержание научно-методических семинаров и полезное для их работы, лишь 9,89 % педагогических работников отметили, что было содержательно интересно, но они не смогут использовать представленное содержание и практику в своей работе.

Проведенное исследование готовности педагогов, их отношения к профориентационной работе позволило выявить:

виды мотивации педагогических работников: у 89 % педагогических работников (31-40 лет; 41-50 лет; 51-60 лет; 61-70 лет, независимо от стажа педагогической работы), 78 % педагогов (до 25 лет; 26-30 лет), 94 % педагогов педагогической команды проекта выражены социальные и познавательные мотивы, свя-

занные с профориентационной деятельностью с обучающимися;

динамику мотивов у педагогических работников (команда проекта): в начале проекта преобладал познавательный мотив (желание получить знания, необходимые для построения нового содержания профориентационной работы с обучающимися (+1,407), в феврале доминирующим мотивом становится мотив, связанный с осознанием значимости работы по профессиональной ориентации молодежи в образовательной организации; чувство долга: желание помогать подросткам в сложной ситуации выбора профессия-

положительное отношение педагогов (98 %) к различным методам профессиональной ориентации: информационно-справочным, диагностики и консультирования, эмоциональной поддержки, оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения, проведения профессиональных проб и социальных практик, а также их целесообразности;

затруднения, вызывающие у педагогов трудности в практике профориентационной работы с обучающимися;

охарактеризованы профориентационные компетенции педагогических работников;

представлены результаты динамики готовности педагогов к решению задач профессиональной ориентации на площадках проекта (октябрь 2019 г. - февраль 2020 г.);

выявлена положительная динамика готовности педагогов решать профориентационные задачи: до семинаров: (+3,2), после семинаров: (+4,3).

В современную эпоху, обнажающую многие проблемы воспитания, образования и развития личности, актуальной остается профессиональная ориентация,

Школа № 2 г. Гвардейск Храбровская СОШ КСТ

Школа-интернат № 1 Школа будущего Залесовская школа КМиПИ

■ Максимальная оценка ожиданий □ Результат

Рис. 2. Средние показатели субъективных ожиданий педагогов после семинаров на 8 площадках проекта

10

12

педагогическое сопровождение личности в поиске ответов на вопросы «Кем быть?», «Каким быть?» через специально организованную систему педагогической деятельности, способствующей развитию и раскрытию потенциала, способностей, индивидуальности, неповторимости, самостоятельности обучающихся в выборе профессии [7; 8].

Таким образом, результаты проведенного психолого-педагогического исследования позволяют внести изменения в содержание дополнительных профессиональных программ подготовки педагогических работников к профориентационной деятельности в постоянно изменяющихся социально-культурных, технологических и производственных условиях современного мира труда и профессий.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология. М., 2000. 1008 с.

2. Королева Т. В., Курбатова М. В., Яцута Е. И. Динамика смысловых образований личности в процессе профессионального переобучения в зрелом возрасте // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово, 2002. С. 297-302.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

4. Леонтьев Д. А. Симбиоз и адаптация или автономия и транс-ценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово, 2002. С. 3-34.

5. Леонтьев Д. А., Яцута-Баронская Е. И. Первая международная конференция по позитивной психологии // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 141-142.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1. 485 с.

7. Чистякова С. Н., Грачева Л. Ю. Идеи «Образование в течение жизни» и основные направления построения содержания

общего среднего образования // Самоопределение ребенка. Серия научно-методических изданий «Новые ценности образования». 2010. № 3 (45). С. 85-107.

8. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., 2007. 128 с.

References

1. Vygotsky L. S. Psihologiya [Psychology]. Moscow, 2000, 1008 p. (In Russian).

2. Koroleva T. V., Kurbatova M. V., Yatsuta E. I. Dinamika smyslovyh obrazovanijlichnosti v processe professional'nogo pereobu-cheniya v zrelom vozraste [Dynamics of meaning formations of the person during professional retraining in mature age]. Personality in the modern world: from the strategy of survival to the strategy of life-creation. Kemerovo, 2002, pp. 297-302. (In Russian).

3. Leontiev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, 1975, 304 p. (In Russian).

4. Leontiev D. A. Simbioz i adaptaciya ili avtonomiya i transcenden-ciya: vybor lichnosti v nepredskazuemom mire [Symbiosis and adaptation or autonomy and transcendence: personal choice in an unpredictable world]. Personality in the modern world: from the strategy of survival to the strategy of life-creation. Kemerovo, 2002, pp. 3-34. (In Russian).

5. Leontiev D. A., Yatsuta-Baronskaya E. I. Pervaya mezhdunarod-naya konferenciya po pozitivnoj psihologii [The first international conference on positive psychology]. Voprosy Psychologii, 2003, no. 1, pp. 141-142. (In Russian).

6. Rubinstein S. L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. Moscow, 1989, vol. 1, 485 p. (In Russian).

7. Chistyakova S. N., Gracheva L. Y. «Obrazovanie v techenie zhizni» i osnovnye napravleniya postroeniya soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya [The ideas of "Education during life" and the main directions of building the content of general secondary education]. Child's self-determination. Series of scientific and methodical publications "New Values of Education" 2010, no. 3 (45), pp. 85-107. (In Russian).

8. Chistyakova S. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopre-deleniya shkol'nikov [Pedagogical support of self-determination of schoolchildren]. Moscow, 2007, 128 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.