УДК 37.047
В. В. Афанасьев, С. М. Куницына, М. П. Нечаев, С. Л. Фролова
Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития
Аннотация
Актуализация проблемы повышения качества профессиональной подготовки в системе высшего образования обусловлена необходимостью соответствовать мировым образовательным стандартам. Исследованиями доказано, что решение данной проблемы тесно связано с эффективностью ранней профориентационной работы со школьниками — будущими студентами вузов. В связи с этим профориентация становится одной из важнейших задач современной школы. Цель исследования — теоретико-методологическое обоснование системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Методы исследования: теоретические методы (изучение теоретических источников и научных публикаций, интернет-ресурсов, анализ, синтез, обобщение); диагностические методы (анкетирование); статистические методы обработки экспериментальных данных.
Результатом исследования явилось обоснование необходимости разработки новой системы профориентации, описание истории становления и развития профориентационной работы в России, определение современных тенденций в развитии профориентации, описание существующей модели профориентации, выявление основных проблем и определение методологических подходов к разработке системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
I Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, выбор профессии, система психолого-пе' дагогического сопровождения профессионального самоопределения.
V. V. Afanasiev, S. M. Kunitsina, M. P. Nechaev, S. L. Frolova
Career guidance system: issues, trends, implementation experience and development prospects
Abstract
The need to meet international educational standards has caused the reconsideration of the issues of improving the quality of professional training in the system of higher education. Research has shown that the solution of this problem is closely related to the effectiveness of early career guidance in the work with schoolchildren and university students to be. In this regard, career guidance becomes one of the most urgent tasks of the modern school. the purpose of the research is the theoretical and methodological substantiation of the system of psychological and pedagogical sup-
port of professional self-determination of students. Research methods include theoretical methods (the study of theoretical sources and scientific publications, Internet resources, analysis, synthesis, generalization), diagnostic methods (questionnaire survey), and statistical methods for processing experimental data.
The result of the study is the rationale for working out a new career guidance system, describing the history of the formation and development of career guidance in Russia, identifying current trends in career guidance, describing the existing career guidance model, identifying major problems and defining methodological approaches to developing a system of psychological and pedagogical support for students' professional self-determination.
I Keywords: career guidance, professional self-determination, choice of profession, system of psychological and pedagogical support of professional self-determination.
Актуальность исследования. Существующая сегодня в Российской Федерации система профориентационной работы не в полной мере удовлетворяет потребности обучающихся в информации, обеспечивающей сознательный выбор профессии. Ситуация осложняется стремительными изменениями в социально-экономической сфере. Футурологи затрудняются дать точный ответ, какие профессии будут востребованы на рынке труда через 5-10 лет. Именно поэтому в России нужна такая система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, которая способствовала бы не только и не столько правильному выбору профессии, но и формированию готовности к профессиональному самоопределению и образованию в течение всей жизни.
Кроме того, необходимость соответствия общемировым образовательным стандартам актуализировала проблему повышения качества профессиональной подготовки, которое, как известно, в значительной степени зависит от уровня мотивации обучающихся. Наблюдающаяся сегодня не достаточно высокая мотивация к качественному обучению, профессиональному совершенствованию, повышению профессиональной компетентности чаще всего связана с выбором профессии, к которой студент не испытывает интереса. Чаще всего при выборе будущей профессии и высшего учебного заведения у выпускников школ преобладают утилитарно-практические мотивы, которые считаются слабодейственными в познавательной деятельности и не могут способствовать повышению качества образования. Именно поэтому школьникам необходимо вовремя оказать квалифицированную профориентационную помощь.
Таким образом, качество профессионального образования напрямую зависит от успешного профессионального самоопределения школьников,
потому что если профессия выбрана правильно, в соответствии с интересами и склонностями, то мотивация к обучению высокая, и в лице выпускника вуза государство получает компетентного работника.
Сказанное выше доказывает актуальность проблемы профориентации, потому что от её эффективности напрямую зависит социально-экономическое состояние России, развитие рынка труда, занятость населения, повышение уровня жизни населения.
Целью данного исследования является теоретико-методологическое обоснование системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
В качестве основных методов исследования указанной проблемы выступают: теоретические методы — изучение теоретических источников и научных публикаций, интернет-ресурсов, анализ, синтез, обобщение; диагностические методы (анкетирование и тестирование); статистические методы обработки экспериментальных данных.
Следует отметить, что главная цель анкетирования и тестирования —выявление основных мотивов выбора высшего учебного заведения и мотивов выбора профессии. Обучающимся не были предложены готовые варианты ответов, что способствовало получению «разброса» мнений.
В качестве инструментария использовалась анкета, включающая четыре вопроса, два из которых были связаны с выявлением мотивов выбора вуза и профессии, один — с выявлением цели получения профессионального образования, один — с планами трудоустройства по окончании вуза.
Изучение теоретических источников и научных публикаций подтвердило актуальность разработки новой системы профориентации, позволило определить современные тенденции в развитии профориентационной работы, постро-
ить модель профориентации в Российской Федерации, выявить основные проблемы и определить методологические подходы к разработке системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Обзор зарубежных и отечественных исследований. Внимание ученых и педагогов-практиков всегда привлекали проблемы выбора профессии, условия достижения в ней высоких результатов, вопросы самореализации в профессиональной деятельности, механизмы «развертывания» и адекватного применения широкого спектра способностей и потенциала личности.
Актуальность и значимость разработки новых форм, методов, технологий профориентационной деятельности образовательных организаций, а также оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в профессиональном самоопределении подтверждается многочисленными исследования ученых и практиков [2, 7, 14, 16, 18, 20].
Профессиональное самоопределение тесно связано с понятием профессиональной ориентации, которая, как известно, представляет собой раздел науки о труде, а также комплексную работу с молодыми людьми, направленную на их дальнейшее трудоустройство. По своей сути профессиональная ориентация — это психологическое и социальное сопровождение самоопределяющейся личности.
За рубежом в настоящее время профориентации уделяется достаточно большое внимание. Например, в США регулярно дополняется справочник востребованных профессий. В справочнике каждая профессия подробно описана; для профессии даются прогнозы дальнейшего развития, указываются средние зарплаты в отрасли, требуемые навыки и рекомендации по выбору профильного образования.
История профориентационной работы в нашей стране насчитывает примерно сто лет. И на протяжении этого времени ученые тесно связывали профориентацию с профессиональным и личностным самоопределением. Профессиональное самоопределение — это не создание пределов развития человека, не профессиональная ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на различных возрастных этапах.
Отечественные ученые рассматривают процесс профессионального самоопределения не как единичный акт, совершающийся одномоментно, а
как длительный процесс поиска себя в профессии [3, 5, 6, 13].
Зарубежные исследования подтверждают актуальность и значимость проблемы профессионального самоопределения и ее междисциплинарный характер. Среди зарубежных концепций, оказавших наиболее существенное влияние на развитие учения о профессиональном самоопределении, можно назвать концепцию профессионального развития D. Super [23], сценарную теорию Э. Берна [2], концепцию самоактуализации А. Маслоу [4], типологическую теорию J. Holland [17], теорию компромисса с реальностью Э. Гинз-берга и др.
Согласно концепции Д. Сьюпера, профессиональные предпочтения личности можно рассматривать как ее попытки осуществлять Я-концепцию. Субъект высказывает суждения относительно конкретной профессии, и именно они затем определяют его профессиональную Я-кон-цепцию. Выбор профессии осуществляется тогда, когда требования, предъявляемые к этой профессии, обеспечат субъекту выполнение той роли, которая согласуется с его Я-концепцией. Происходит формирование некого тезауруса, который используется для профессионального выбора субъектом. Но это происходит только в том случае, когда характеристики его общей Я-концепции совпадают, или хотя бы коррелируются с характеристиками профессиональной Я-концепции [23].
Своеобразная «антитеза» концепции Д. Сьюпера — позиция Э. Берна, который считал, что в выборе профессии человек не является субъектом, потому что руководствуется тем сценарием, который сформировался под влиянием родителей в раннем детстве [2].
А. Маслоу в качестве центрального понятия профессионального самоопределения выделил самоактуализацию, т. е. идеальное функционирование, достижение счастья «здесь и сейчас». Самоактуализированный человек удовлетворен достигнутым социальным и профессиональным статусом и личной жизнью. Он спокоен, уверен в завтрашнем дне, успешен, материально самодостаточен. С точки зрения психолога, самоактуализация возможна только тогда, когда человек выбрал профессию, соответствующую его природным склонностям [4].
Дж. Холланд ставил выбор профессии в зависимость от сформированного типа личности. Ученый выделил шесть личностных типов (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический), которые позволяют соотнести личностные
особенности с требованиями той или иной профессиональной среды [17].
Э. Гинзберг считал, что выбор профессии можно рассматривать как развивающийся процесс, в котором есть серия «промежуточных решений». Эти промежуточные решения важны сами по себе, потому что ограничивают свободу выбора и в итоге в совокупности приводят к окончательному решению [цит. по 7].
Оригинальную концепцию профориентации предлагают B. Burnett и D. Evans. Будущая жизнь, включая профессию, рассматривается ими как объект дизайна. Вначале выявляются проблемы, а затем создается эскиз «желаемой жизни». После тестирования различных эскизов выбирается наиболее подходящий [15].
Немецкий психолог К. Фопель профориента-ционную работу выстраивает на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии. Его психологические игры помогают детям в самопознании, учат эффективному взаимодействию с взрослыми и сверстниками, без чего, по мнению психолога, невозможно правильно самоопределиться в профессии [10, 11]. По мнению многих современных ученых, опыт немецких специалистов по профессиональному самоопределению заслуживает пристального внимания. Программы школ нацелены на то, чтобы подготовить обучающихся к самостоятельной жизни, осуществить взаимосвязь общеобразовательных предметов с их жизненным опытом и индивидуальными особенностями [22].
Результаты исследования. В целях подтверждения актуальности выбранного направ-
ления исследования мы провели анкетирование студентов ряда вузов, предполагающее выявление мотивов выбора вуза и профессии. Результаты исследования представлены в таблице.
Анализ приведенных данных свидетельствует о низкой профессиональной мотивации студентов, потому что желание получить качественное образование занимает восьмую позицию рейтинга и под интересующей специальностью (четвертая позиция), как выяснилось, понимается не профессия, вызывающая интерес, а профессия, привлекающая прежде всего с точки зрения престижности, востребованности и высокой оплачиваемости. Результаты показывают, что у студентов при выборе будущей профессии и высшего учебного заведения преобладают утилитарно-практические мотивы, к которым гуманистическая педагогика, опирающаяся на широкие общественные мотивы, еще не выработала определенного отношения. Считается, что утилитарно-практические мотивы оказываются довольно сильными в конкурентной среде. Однако социальная и общественная значимость таких мотивов сводится к нулю, поскольку личность в данной ситуации направлена на получение выгод, прежде всего, для себя.
Утилитарно-практические мотивы считаются слабодейственными в познавательной деятельности, поскольку материально или статусно-пози-ционно мотивированный студент рассматривает обучение в вузе не как цель, а как средство, благодаря которому он получит диплом. В этом случае именно диплом является главной целью для обучающегося. Причем довольно часто к работе по специальности, указанной в дипломе, выпускник вуза и не приступает.
Мотивы выбора вуза и профессии студентами первого курса
Место в рейтинге Мотив выбора вуза Мотив выбора профессии
1 Стоимость обучения Актуальность и востребованность на рынке
2 Уровень сложности зачисления в вуз Престижность
3 Перспективы трудоустройства Материальная стабильность
4 Наличие интересующих специальностей Интерес к профессии
5 Положительные отзывы родственников и знакомых Возможность сделать карьеру
6 «За компанию с другом» Возможность открыть «свое дело»
7 Близость вуза к месту жительства Мода на профессию
8 Фактор качества образования Возможность трудоустройства за границей
9 Уровень сложности обучения в вузе Возможность путешествовать
10 Общественное мнение о вузе «За компанию с другом», по совету знакомых, родных
Действенными мотивами качества обучения являются профессиональные интересы, профессиональные склонности и идеалы, что позволяет выявить профессиональная диагностика как составляющая профориентации.
Выявленные тенденции мотивации и выбора профессии подтверждаются публикациями многих исследователей [14, 16, 18, 19, 24, 25 и др.]. Значимость эффективной профориентационной работы в общеобразовательных организациях подчеркивается в ряде государственных документов. Так, например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 в статье 66 п. 3 говорится, что «среднее общее образование направлено на <...> формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1].
Итак, профориентация обучающихся сегодня — одна из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной организацией. В то же время, начиная с момента принятия Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», система школьной профориентационной работы почти полностью разрушилась. И в настоящее время педагоги, к сожалению, не обладают профориентационной компетенцией. Кроме того, накопленные на сегодняшний день методы и средства профориента-ционной работы уже не обеспечивают ее эффективность, поскольку не учитывают реалии нашего времени и индивидуальные запросы обучающихся. Ситуацию усугубляет и родительская обще-
ственность, ориентированная на обязательное поступление ребенка в вуз и непременно на юридические, экономические, управленческие, журналистские факультеты, несмотря на то, что значительная часть этих профессий сегодня в масштабах России не востребована.
Ниже приведены диаграммы, отражающие прогноз потребности в кадрах в Российской Федерации по уровням образования (рис. 1) и по производственным сферам (рис. 2).
Со стороны обучающихся наблюдается изолированность от реальности, невключённость в современные и перспективные профессиональные практики, смутное представление о профессиях, поэтому и выбор профессии многими из них оказывается случайным.
Следует различать профессиональное самоопределение и профессиональную ориентацию. Профессиональное самоопределение — активная деятельность личности, осуществляющей «поиски» себя в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях; создание образа профессиональной карьеры и профессионального идеала. Цель профессионального самоопределения — выбор профессии самой самоопределяющейся личностью.
Профессиональная ориентация — целенаправленно организуемое взаимодействие взрослых и детей, которое позволяет самоопределяющейся личности лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире профессий и потребностях общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Целью профессиональной ориентации является предоставление обучающимся необходимой информации о мире профессий и оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии, создание условий для реализации жиз-
Рис. 1. Прогноз потребности в кадрах по уровням образования
Рис. 2. Прогноз потребности в кадрах по производственным сферам
ненных планов, формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности.
В настоящее время проблема профориентации стоит особенно остро в силу разных причин. По данным Института образования НИУ «Высшая школа экономики», в ближайшее двадцатилетие эксперты прогнозируют снижение численности населения в России на 16 млн человек.
К 2025 году страна потеряет каждого шестого работника. Сегодня предприятия тратят до 40% своего бюджета на обучение персонала, на доучивание выпускников вузов (в то время как на Западе эти расходы составляют всего 15-20%). 50% обучающихся не связывают выбор будущей профессии со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда. 67% школьников не имеют полного представления о научных основах выбора профессии. 46% респондентов ориентированы в выборе вуза и будущей профессии на поддержку со стороны взрослых. 44% не располагают сведениями о возможностях продолжения образования [5].
И, главное, очень изменился рынок профессий. Слушая футурологов, уже очень сложно точно сказать, что будет востребовано на рынке труда буквально через 5-10 лет.
Проведенный анализ позволил выявить тенденции, о которых современные выпускники школ должны знать при выборе профессии, чтобы прогнозировать свою будущую занятость:
1. Компенсация за труд может быть не связана с формальной производительностью труда работника. Это значит, что модели оплаты труда се-
годня сильно изменились. Помимо той зарплаты, что получает сотрудник, он может получить некий бонус, который, по его усмотрению, может разделить между своими коммуникантами, т. е. коллегами, с которыми он наиболее часто общается. Другая модель оплаты труда связана с целеполага-нием. Работодатель предлагает работнику самому сформулировать цели, от реализации которых будет зависеть оплата его труда. В этом случае можно «напланировать» столько, сколько хочешь заработать. Но риск не успеть всё это сделать есть. Это очень «умная» модель, формирующая ответственность. Обе модели требуют, чтобы нынешние выпускники учились эффективному общению и целеполаганию.
2. Не работники, а работодатели могут стать конкурентами, стараясь привлечь в свою компанию лучших специалистов. Данная тенденция, как кажется, уже не будущее, а настоящее. Каждый руководитель хотел бы, чтобы у него трудились компетентные работники. При этом он готов платить им высокую зарплату, понимая, что от производительности труда лучших сотрудников зависит степень конкурентоспособности его предприятия, фирмы или организации. Данный тренд не может не мотивировать выпускников добиваться в обучении высоких результатов. Зависимость зарплаты от компетенций здесь очевидна.
3. В списке будущих профессий присутствует и такая, как собиратель команды сотрудников, которую можно потом в полном составе предложить работодателю. В этом есть рациональность,
особенно для работодателя, которому не придется подыскивать работников по одному и тратиться на услуги кадровых агентств. Ему выгоднее сразу, руководствуясь принципом синергетики, взять на работу команду. Данная тенденция опять-таки подчёркивает востребованность коммуникативных компетенций. Выпускники должны понимать, что чем лучше они коммуницируют, тем проще им будет устроиться на работу.
4. Очень важны ИКТ-компетенции. Сегодня когда-то существовавшая грань между «технарь» и «гуманитарий» стирается. От соискателя вакансий требуется, чтобы он умел работать с компьютером. Причём следует отметить необходимость ИКТ-компетентности буквально во всех сферах общественной жизни.
5. Появляется необходимость формировать личный бренд. Бренд, согласно современному толковому словарю русского языка Ефремовой [9], — торговая марка товара или продукта в наиболее предпочтительном образе, имеющем высокую репутацию у потребителя. Это значит, что выпускники школ должны уметь работать над своим имиджем. В будущем не столько диплом, сколько имидж будет определять конкурентоспособность. Человек должен будет уметь «подать» себя, чтобы выгоднее «продать» свой труд. Детям можно и нужно говорить, что необходимые в современном мире компетенции можно получить самому. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 (ред. от 29 июля 2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации» узаконивает формальное, неформальное и информальное образование. Дети должны знать об этом, а также о том, что нет ничего страшного в отсутствии такого-то диплома. Работодатель будущего будет ориентироваться не на диплом, а на компетентность соискателя вакансии.
Как видим, в профориентации сегодня очень важно доносить обучающимся мысль, что очень многое зависит не от «корочек», полученных даже в самом престижном вузе, а от самого соискателя, от профессиональных и личностных компетенций, среди которых на первое место выходит коммуникативная компетенция.
Анализ существующей системы профориентации показал, что она представлена следующими основными институтами:
• интернет-ресурсы — такие сайты, как ucheba. ru // Учёба.ру; proforientator.ru // Профори-ентатор; postupi.online // Поступи онлайн; profguide.ru // ПрофГид; Мой ориентир http:// xn—jtbibbrldcuew.xn--p1ai/; http://metodkabi. net.ru/ Методический кабинет профориентации Галины Резапкной и др. специализируются
на профориентации школьников; специализированные сайты поиска вакансий — FinanceJob, RABOTA.RU, SuperJob, hh.ru;
• центры профориентации, например ПрофГид — центр профориентации Эльмиры Давыдовой (Москва), столичный центр профориентации «Разумный выбор» (Москва), центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» (Ярославль) и др.;
• школьные системы профориентационной работы;
• детские движения, например движение JuniorSkills и др.
Основные противоречия профессиональной ориентации, негативно влияющие на процесс профессионального самоопределения обучающихся:
• между потребностью в развитии высокотехнологического и наукоемкого производства и недостаточной ориентацией системы образования и её субъектов (обучающихся и их родителей) на освоение соответствующих профессий;
• между потребностями и ожиданиями старшеклассников в оказании им педагогической поддержки в профессиональном самоопределении и недостаточной научно-методической и организационной готовностью общеобразовательных организаций к решению этой проблемы;
• между необходимостью разработки инновационной системы профориентационной работы и недостаточной разработанностью современных профориентационных средств, учитывающих реалии времени и индивидуальные запросы обучающихся;
• между огромной значимостью профориентации как для отдельной самоопределяющейся личности, так и для общества в целом и реальной недооценкой данной работы, выражающейся в недостатке времени на нее, в слабой подготовке специалистов-профконсультантов;
• между необходимостью подготовки самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному выбору и построению карьеры в меняющихся условиях и имеющейся практикой преимущественно профоконсультацион-ной помощи, организованной без активизации самих консультируемых [8].
Все сказанное убедительно доказывает, что для решения проблем необходима системная организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, включающаяся в себя профориентацию как одну из важнейших составляющих.
Разработка системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, отвечающей вызовам и потребностям нового времени, должна осуществляться на основе экзистенциального, акмеологи-ческого, аксиологического, рефлексивного, сре-дового и других подходов. С нашей точки зрения, эти подходы выведут профориентацию на новый уровень развития и помогут сделать систему психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личностно ориентированной.
Экзистенциальный подход («экзистенция», от позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto — существую). Профессиональная деятельность играет в жизни человека важнейшую роль, потому что он занимается ею значительную часть своей жизни. И кроме того, профессиональная деятельность является источником средств к существованию человека, позволяет реализовать его природные задатки и способности, добиться экзистенциальной удовлетворенности, которую можно рассматривать как самоактуализацию, т. е. максимально полную реализацию талантов, способностей, потенций [4]. Экзистенциальный подход к профессиональной ориентации предполагает учет профессиональных притязаний обучающихся, помощь им в осознании профессиональных целей.
Акмеологический подход («акме», от греч. akme — вершина, остриё). Акмеология как специальная отрасль психологии считает, что жизненный путь человека «привязан» к образовательному маршруту и профессиональной деятельности, к продуктам и поступкам, которые могут быть успешными и неуспешными. От профессиональной деятельности зависит качество жизни человека, обретение им смысла жизни посредством достижения «акме». Акмеологический подход рассматривает проблему профессионального самоопределения с позиций акмеологической направленности личности, стремящейся к наивысшим профессиональным достижениям. Центральным понятием акмеологии является «созидание», выражающееся в самостроительстве профессиональной личности в соответствии с идеальной моделью. Акмеологический подход требует учета в профориентации не только профессиональных интересов, склонностей и притязаний обучающихся, но и их представлений об идеальных моделях профессиональной карьеры.
Аксиологический подход (гр. axios — ценный плюс logos — учение). В каждой профессиональной деятельности есть свое ценностное содержание, свой ценностный потенциал. Интеграция,
т. е. вхождение в профессию, означает полное принятие профессионально значимых ценностей. Самоопределяющийся в профессии школьник должен знать об этом.
Рефлексивный подход (от позднелат. ^ехю — обращение назад). Рефлексивный подход, ключевыми категориями которого являются «осмысление», «осознание», «значение», «анализ», «самоанализ», «оценка», «самооценка», позволяет акцентировать внимание самоопределяющегося старшеклассника на значимости выбора профессии лично для него и значимости выбранной профессии для его Я-концепции.
Средовой подход. В средовой педагогике под средой понимают всё то, что окружает человека, на что он реагирует, под влиянием чего происходит его личностное формирование. Отсюда представляется оправданным считать, что в образовательной среде есть потенциал и для профессионального самоопределения школьников. Задача педагогов — выявить этот потенциал и построить модель профориентационной среды в целях эффективной профориентации обучающихся. В данную модель, как нам кажется, целесообразно включить образовательные организации среднего профессионального образования, высшего образования, производственные предприятия, культурные организации и т. п.
Идеалоориентированный подход. Современный выпускник школы должен обладать способностью и готовностью к осознанному выбору профессии, а современный выпускник вуза — профессиональной направленностью, готовностью к продуктивной профессиональной деятельности, способностью к творческому преобразованию профессии и себя как профессионала. С нашей точки зрения, непрерывное образование через всю жизнь следует понимать не как бесконечный процесс смены профессий, а как постоянное пополнение знаний, развитие компетенций в целях профессионального совершенствования, строительства карьеры, роста профессионального мастерства.
Это возможно только при наличии у человека профессионального идеала, который является высшей профессиональной целью, выполняет функцию «путеводной звезды», направляющей профессиональное совершенствование. Профессиональный идеал является основой карьеро- и жизнестроительства, так как человек живет и трудится в соответствии со своим представлением об идеальном профессионале. Являясь обязательным компонентом сознания, идеал формируется на основе потребностей и интересов, которые опре-
деляются природными склонностями человека. Отсюда следует, что содержание профессионального идеала как бы задано природой, потому что связано с профессиональным предназначением. Если предназначение удастся понять, «угадать», то процесс формирования профессионального идеала будет естественным, соответствующим психологической природе ребенка, а значит, гармоничным. Ведомый идеалом, ребенок сначала интуитивно, а затем сознательно овладевает необходимыми знаниями и способами деятельности — с интересом учится, ясно представляет цели обучения, осознанно выбирает профессиональное образовательное заведение и успешно осваивает профессию, становясь не просто компетентным специалистом и мастером профессии, но и творцом самой профессии [12].
Практико-ориентированные подходы
Прогностический подход заключается в прогнозировании профессий будущего и навигации старшеклассников по приоритетным направлениям развития экономики региона и страны в целом.
Мониторинговый подход предполагает целенаправленное, систематическое, многократное и многоаспектное изучение готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Этот подход требует регулярной не только психологической, но и педагогической диагностики, в частности, изучения профессиональных интересов и идеалов школьников.
Суть игрового подхода заключается в организации игрового профориентационного пространства, которое представляет собой одну из составляющих модели профориентационной среды. Это серии деловых, имитационных профориентацион-ных игр, предоставляющих возможность «вхождения» в профессию, «проигрывания» различных профессиональных ролей; серии карточных и настольных игр, активизирующих внутреннюю готовность школьников к выбору профессии.
Для практической реализации перечисленных научных подходов можно рекомендовать следующие формы работы:
1) в рамках экзистенциального подхода — классные часы на темы самопознания; индивидуальные беседы со школьниками с целью выявления, чего больше всего они хотят от будущей профессии; групповые и индивидуальные консультации, во время которых педагог дает информацию о предоставляемом той или иной профессией потенциале для реализации способностей; познавательные и просветительские лекции о самореализации и самоактуализации в профессиональной деятельности; профессиональные пробы;
2) в рамках акмеологического подхода — знакомство с профессиограммами, профессиональными стандартами в адаптированной форме; классные часы с приглашением успешных в профессиональной деятельности специалистов; рассказы о выдающихся профессиональных личностях; разработка моделей идеальной профессиональной карьеры; просмотры документальных и художественных фильмов об успешных специалистах; интервью с работодателями успешных фирм и т. п.;
3) в рамках аксиологического подхода — знакомство обучающихся с ценностным содержанием той или иной профессии; составление ценностных характеристик профессий; педагогические мастерские ценностных ориентаций; сочинения «Мой профессиональный идеал», «Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным... (юристом, врачом, учителем)?» и др.; педагогическая диагностика сформированности профессионально значимых качеств; исследовательская и проектная деятельность обучающихся;
4) в рамках рефлексивного подхода — рефлексивная диагностика профессиональных идеалов обучающихся; разработка стратегий профессионального самоопределения; знакомство с интернет-сайтами по профориентации; тренинги общения; обучение методикам самопознания;
5) в рамках средового подхода — дни открытых дверей в вузах и колледжах; экскурсии на предприятия; профориентационные мастерские и мастер-классы с привлечением специалистов;
6) в рамках практико-ориентированных подходов — профессиональное консультирование и информирование обучающихся о состоянии рынка труда; ярмарки профессий, ярмарки вакансий, праздники труда и др.; выполнение проектов на тему «Профессии будущего» и т. п.; целенаправленное, систематическое, многократное и многоаспектное изучение готовности обучающихся к профессиональному самоопределению; деловые, имитационные профориентационные игры и др.
Опираясь на лучшие традиции профориен-тационной работы в нашей стране и за рубежом, общеобразовательная организация может создать эффективную систему профориентационной работы. Профессиональная ориентация обучающихся должна стать органичной частью воспитательной работы общеобразовательной организации, если она действительно заинтересована в успешности своих выпускников, в их дальнейшем профессиональном самоопределении и профессиональной карьере. Представляется важным отметить, что по критерию профессиональной
успешности выпускников школы можно судить и об эффективности деятельности общеобразовательной организации в целом.
Выводы. Качество профессиональной подготовки выпускников вузов зависит от степени мотивации к освоению профессии. Это, в свою очередь, зависит от соответствия будущей профессиональной деятельности интересам и склонностям обучающихся, именно поэтому важнейшим компонентом рефлексивно-ценностной системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является своевременное выявление профессиональных интересов, склонностей и идеалов. Формирование профессионального идеала начинается до поступления в высшее учебное заведение. Уже в
раннем детстве в сознании ребенка существует до-профессиональный идеал, который проявляется в детской игре. В школьные годы активно формируется предпрофессиональный идеал, проявления которого можно наблюдать в познавательных интересах обучающегося. К старшим классам при условии педагогического сопровождения, опирающегося на комплекс подходов (экзистенциальный, акмеологический, аксиологический, рефлексивный, средовой, идеалоориентированный), формируется собственно профессиональный идеал. Очевидно, что путь личностно-профессионального становления такого школьника в вузе будет более гармоничным и эффективным.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. — М.: Эксмо, 2013. — 208 с.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений / Эрик Берн; перевод с англ.; предисловие и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Sweden, 2016. — 166 с.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. Ф. Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
4. Маслоу, А. Г. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья [Электронный ресурс] / А. Г. Маслоу. — Режим доступа: http://hpsy.ru/ public/x1359htm (дата обращения: 21.02.2017).
5. Нечаев, М. П. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся / М. П. Нечаев, С. Л. Фролова // Гаудеамус. — 2017. — Т. 16, № 2. — С. 9-16.
6. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — С. 30-54.
7. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. — СПб.: Питер, 2010. — 816 с.
8. Сивцева, К. Н. Проблемы профориентации студенческой молодежи в России / К. Н. Сивцева, А. Р. Атла-сова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 26. — С. 476-480.
9. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/273155/%D0 %B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4 (дата обращения: 05.03.2018).
10. Таточенко, Е. В. Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Е. В. Таточенко. — Режим доступа: http://superinf.ru/view_-helpstud. php?Id=2786 (дата обращения: 05.03.2018).
11. Фопель, К. Психологические группы / К. Фопель; пер. Е. Патяева. — М.: Генезис, 2013. — 288 с.
12. Фролова, С. Л. Инновационное осмысление профориентации обучающихся / С. Л. Фролова // Профильная школа. - 2016. - Т. 4, № 2. - С. 36-41.
13. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения / С. Н. Чистякова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 2 (18). - С. 118-122.
14. Worthington, Andrew, Higgs, Helen. Factors explaining the choice of an economics major. The role of student characteristics, personality and perceptions of the profession // International Journal of Social Economics. -2004. - T. 31, № 5-6. - P. 593-613.
15. Designing Your Life: How to Build a Well-Lived, Joyful Life / B. Burnett, D. Evans. - Knopf, 2016. - 129 p.
16. Fursov, A. L. System of indicators of social and economic efficiency of system of vocational guidance of region's population and methods of assessment // Economics. Society: Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Summer-2015, Varna, Bulgaria) Compiling Editor Dr.Sc., Prof. E. Sibirskaya. Yelm, WA, USA, 2015. -P. 60-63.
17. Holland, J. H. Adaptation in Natural and Artificial Systems. An Introductory Analysis with Applications to Biology, Control, and Artificial Intelligence / J. H. Holland. - MIT Press, 1992. - 225 p.
18. Hoxby, C. M. Would school choice change the teaching profession? // Journal of Human Resources. - 2002. -Т. 37, № 4. - P. 846-891.
19. Keschyan, N. A., Balabanova, A. O. Network interaction between educational institutions of secondary education and universities as a means of improving the quality of vocational guidance of youth // Sochi Journal of Economy. -2017. - № 11-3 (3). - P. 167-173.
20. Meyser, J. Berufspädagogische Genese des Produktionsschulprinz Von den Ursprungen im 18. Jahrhundert zur aktuellen Situation / J. Meyser. - Frankfurt a. M., 2009. -67 p.
21. Occupational Outlook Handbook, 2018-2019 (Occupational Outlook Handbook (Paper-Bernan).
22. Ries, W. Berufsbildene Schulen / W. Ries. - Fredenberg, 2014. - 96 p.
16
HHHOBapoHHbie npoeKTbi h nporpaMMM B oOpa30BaHHH № 1, 2019
23. Super, D. E. The psychology of careers / D. E. Super. — N. Y., 1957.
24. Teuscher, U. Evaluation of a decision training program for vocational guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. — 2003. — T. 3, № 3. — P. 177-192.
25. Van Esbroeck, R. An introduction to the Paris 2001 IAEVG declaration on educational and vocational guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. - 2002. - T. 2, № 2. - P. 73-83.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalniy zakon (ot 29 dekabrya 2012 g.) [On education in the Russian Federation: Federal law (of 29 December, 2012)]. — M.: Eks-mo, 2013. — 208 p.
2. Berne, E. Igri, v kotoriye igrayut ludi. Psikhologhiya chelovecheskikh otnosheniy [Games people play: the psychology of human relationships] / Eric Berne; tr. from English, preface and notes by A. I. Fet. — Philosophical arkiv, Sweden, 2016. — 166 p.
3. Zeer, E. F. Psikhologhiya professionalnogo obrazovaniya: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovani-ya [Psychology of professional education: textbook for university students] / E. F. Zeer. — Moscow: Izdatelkiy tsentr «Akademiya», 2013. — 416 p.
4. Maslow, A. H. Samoaktualizirovanniye lyudi — issledo-vaniye psikhologhicheskogo zdorovya [Self-actializaed people: research on a healthy personality] [electronic resourse]. — URL: http://hpsy.ru/public/x1359htm (accessed 21.02.2017).
5. Nechaev, M. P. Modern judgment of problems of students' career guidance / M. P. Nechaev, S. L. Frolova // Gaudeamus. — 2017. — Vol. 16, № 2. — P. 9-16.
6. Pryazhnikova, E. Yu. Proforientatsiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Career guidance: textbook for university students] / E. Yu. Pryazhnikova, N. S. Pry-azhnikov. — Moscow: Izdatelskiy tsentr «Akademiya», 2010. — P. 30-54.
7. Rice, F. Psikhologhiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [The adolescent: development, relationships and culture] / F. Rice, K. Dolgin. — SPb.: Piter, 2010. — 816 p.
8. Sivtseva, K. N. Problemy proforientatsii studencheskoy molodezhi v Rossii [Problems of career guidance in work with Russia students] / K. N. Sivtseva, A. R. Atlasova // Kontsept. Scientific and methodological electronic journal. — 2015. — Vol. 26. — P. 476-480.
9. Sovremenniy tolkoviy slovar russkogo yazika Efremovoy [Modern defining dictionary ofthe Russian language] [Electronic resource]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ efremova/273155/%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B-D%D0%B4 (accessed 05.03.2018).
10. Tatochenko, E. V. Istoricheskiye aspekty stanovleniya i razvitiya proforientacionnoy raboti v Rossii i za rubezhom [Historical aspects of career guidance development in Russia and abroad] [Electronic resourse]. — URL: http://superinf. ru/view_-helpstud.php?Id=2786 (accessed 05.03.2018).
11. Vopel, K. Psikhologhicheskiye gruppy [Psychological groups] / K. Vopel; tr. by Patyaev E. — Moscow: Ghenezis, 2013. — 288 p.
12. Frolova, S. L. Innovative interpretation of a professional orientation of schoolchildren / S. L. Frolova // Profilnaya
shkola [Profession-oriented school]. — 2016. — Vol. 4, № 2. — P. 36-41.
13. Chistyakova, S. N. Professional self-determination of students: problems and solutions / S. N. Chistyakova // Professional education in Russia and abroad. — 2015. — № 2(18). — P. 118-122.
14. Worthington, Andrew, Higgs, Helen. Factors explaining the choice of an economics major. The role of student characteristics, personality and perceptions of the profession // International Journal of Social Economics. — 2004. — Vol. 31, № 5-6. — P. 593-613.
15. Designing Your Life: How to Build a Well-Lived, Joyful Life / B. Burnett, D. Evans. — Knopf, 2016. — 129 p.
16. Fursov, A. L. System of indicators of social and economic efficiency of system of vocational guidance of region's population and methods of assessment // Economics. Society: Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Summer-2015, Varna, Bulgaria) Compiling Editor Dr.Sc., Prof. E. Sibirskaya. Yelm, WA, USA, 2015. — P. 60-63.
17. Holland, J. H. Adaptation in Natural and Artificial Systems. An Introductory Analysis with Applications to Biology, Control, and Artificial Intelligence / J. H. Holland. — MIT Press, 1992. — 225 p.
18. Hoxby, C. M. Would school choice change the teaching profession? // Journal of Human Resources. — 2002. — T. 37, № 4. — P. 846-891.
19. Keschyan, N. A., Balabanova, A. O. Network interaction between educational institutions of secondary education and universities as a means of improving the quality of vocational guidance of youth // Sochi Journal of Economy. — 2017. — № 11-3 (3). — P. 167-173.
20. Meyser, J. Berufspädagogische Genese des Produktionsschulprinz Von den Ursprungen im 18. Jahrhundert zur aktuellen Situation / J. Meyser. — Frankfurt a. M., 2009. — 67 p.
21. Occupational Outlook Handbook, 2018-2019 (Occupational Outlook Handbook (Paper-Bernan).
22. Ries, W. Berufsbildene Schulen / W. Ries. — Fredenberg, 2014. — 96 p.
23. Super, D. E. The psychology of careers / D. E. Super. — N. Y., 1957.
24. Teuscher, U. Evaluation of a decision training program for vocational guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. — 2003. — T. 3, № 3. — P. 177-192.
25. Van Esbroeck, R. An introduction to the Paris 2001 IAEVG declaration on educational and vocational guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. — 2002. — T. 2, № 2. — P. 73-83.