Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА "СТО ДОРОГ - ОДНА МОЯ"'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА "СТО ДОРОГ - ОДНА МОЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОЕКТ "СТО ДОРОГ - ОДНА МОЯ" / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокудина Наталья Викторовна

Введение. В Кузбассе с 2018 г. действует долгосрочный профориентационный проект «Сто дорог - одна моя», целью которого является комплексная подготовка обучающихся к выбору будущей профессии. В статье предлагается опыт профориентационной работы с младшими школьниками: диагностика уровня сформированности профсамоопределения, динамика готовности обучающихся к выбору профессии и подготовка педагогов к дальнейшей работе со средним звеном школьников. Методология. В статье проблема отсутствия системной работы школьных педагогов по подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности решается посредством анализа современной научно-методической литературы, современного российского опыта работы по ранней профориентации, констатирующего эксперимента (тестирование, опрос и наблюдение), обобщения результатов наблюдения. Результаты. Диагностическое исследование уровня сформированности профессионального самоопределения младших школьников показало положительную динамику по когнитивному, мотивационно-ценностному и деятельностному критериям, выработанным центром профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «КРИРПО» на основе работ С. Н. Чистяковой и используемым при оценке готовности школьников ко взрослой жизни. Заключение. Системная и целенаправленная профориентационная работа позволяет подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, будущей профессиональной карьере и успешной взрослой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE WORK WITH PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT “ONE HUNDRED ROADS - ONE IS MINE”

Introduction. In Kuzbass, since 2018, there has been a long-term career guidance project “One Hundred Roads - one is mine”, the purpose of which is to provide comprehensive training for students to choose their future profession. The article presents the experience of career guidance work with primary school students: diagnostics of the level of professional self-determination formation, dynamics of students’ readiness to choose a profession, and preparation of teachers for further work with middle school students. Methodology. In the article, the problem of the lack of systematic work of school teachers to prepare students for future professional activities is solved by analyzing modern scientific and methodological literature, modern Russian experience in early career guidance, stating experiment (testing, survey and observation), generalization of the results of observation. Results. A diagnostic study of the level of formation of professional self-determination of younger students showed positive dynamics in cognitive, motivational-axiological and activity criteria elaborated by the center for career guidance and post-residential support by Kuzbass Regional Institute of Development of Professional Education based on the works of S. N. Chistyakova and used in assessing the readiness of schoolchildren for adult life.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА "СТО ДОРОГ - ОДНА МОЯ"»

3. Blinov V. I., Sergeev I. S. Koncepciya organizacionno-pedagogi-cheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah nepreryvnosti obrazovaniya [The concept of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in the context of continuous education]. Moscow, 2014, 38 p. (In Russian).

4. Zalyalileva D. R., Shafikova L. I. Realizaciya proforientacionnoj programmy v detskom sadu kak pervaya stupen' k opredeleniyu svoego mesta v sovremennom obshchestve [Implementation of a career guidance program in kindergarten as the first step to determining one's place in modern society]. Education and Training of Young Children, 2015, no. 5, pp. 18-19. (In Russian).

5. Ivanova N. V., Vinogradova M. A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty rannej proforientacii detej doshkol'nogo [Theoretical and practical aspects of early career guidance for preschool children]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, no. 3, pp. 38-46. (In Russian).

6. Proforientacionnyj netvorking [Vocational guidance networking]. Author-comp.: I. S. Sergeev, T. N. Chetverikova. St. Petersburg, 2020, 36 p. (In Russian).

7. Radina E. I. Oznakomlenie detej s trudom vzroslyh. Vospitanie doshkol'nikov v trude [Familiarization of children with adult labor. Education of preschool children in labor]. Moscow, 1994, 325 p. (In Russian).

8. Rylova N. T., Khvalevko N. G. Proforientacionnaya rabota s vospitannikami doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Career guidance work with pupils of preschool educational organizations]. Kemerovo, 2019, 94 p. (In Russian).

9. Chistyakova S. N. Professional'noe samoopredelenie: sovremen-nyj aspekt [Professional self-determination: a modern aspect]. Professional Education. Capital, 2015, no. 6, pp. 2-6. (In Russian).

10. Chistyakova, S. N. Ocenka sostoyaniya i perspektivy razvitiya professional'nogo samoopredeleniya kak vazhnejshaya sostavlyayushchaya vospitaniya i obucheniya podrastayushchego pokoleniya v sovremennyh usloviyah [Assessment of the state and prospects for the development of professional self-determination as the most important component of education and training of the younger generation in modern conditions]. Appendix to the journal "Professional education. Capital" 2016, no. 11, pp. 22-25.

УДК/UDC 37.048.45 Н. В. Прокудина

N. Prokudina

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «СТО ДОРОГ - ОДНА МОЯ»

CAREER GUIDANCE WORK WITH PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "ONE HUNDRED ROADS - ONE IS MINE"

Введение. В Кузбассе с 2018 г действует долгосрочный профориентационный проект «Сто дорог -одна моя», целью которого является комплексная подготовка обучающихся к выбору будущей профессии. В статье предлагается опыт профориентацион-ной работы с младшими школьниками: диагностика уровня сформированности профсамоопределения, динамика готовности обучающихся к выбору профессии и подготовка педагогов к дальнейшей работе со средним звеном школьников.

Методология. В статье проблема отсутствия системной работы школьных педагогов по подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности решается посредством анализа современной научно-методической литературы, современного российского опыта работы по ранней профориентации, констатирующего эксперимента (тестирование, опрос и наблюдение), обобщения результатов наблюдения.

Результаты. Диагностическое исследование уровня сформированности профессионального самоопределения младших школьников показало положи-

тельную динамику по когнитивному, мотивационно-ценностному и деятельностному критериям, выработанным центром профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «КРИРПО» на основе работ С. Н. Чистяковой и используемым при оценке готовности школьников ко взрослой жизни.

Заключение. Системная и целенаправленная профориентационная работа позволяет подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, будущей профессиональной карьере и успешной взрослой жизни.

Introduction. In Kuzbass, since 2018, there has been a long-term career guidance project "One Hundred Roads -one is mine", the purpose of which is to provide comprehensive training for students to choose their future profession. The article presents the experience of career guidance work with primary school students: diagnostics of the level of professional self-determination formation, dynamics of students' readiness to choose a profession, and preparation of teachers for further work with middle school students.

Methodology. In the article, the problem of the lack of systematic work of school teachers to prepare students for future professional activities is solved by analyzing modern scientific and methodological literature, modern Russian experience in early career guidance, stating experiment (testing, survey and observation), generalization of the results of observation.

Results. A diagnostic study of the level of formation of professional self-determination of younger students showed positive dynamics in cognitive, motivational-axiological and activity criteria elaborated by the center for career guidance and post-residential support by Kuzbass Regional Institute of Development of Professional Education based on the works of S. N. Chistyakova and used in assessing the readiness of schoolchildren for adult life.

Ключевые слова: ранняя профориентация, младшие школьники, проект "Сто дорог - одна моя", готовность к профессиональному самоопределению.

Keywords: early vocational guidance, junior schoolchildren, project "One hundred roads - one is mine", readiness to the professional self-determination.

Введение

Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» период с 2018 по 2027 г. объявлен Десятилетием детства. В рамках исполнения данного указа и с целью развития региональной системы профориентации в 2018 г. в Кемеровской области стартовал межведомственный долгосрочный профориентационный проект «Сто дорог - одна моя», который способствует реализации личностного и профессионального потенциала школьников, обеспечению их профессиональной успешности в какой-либо сфере деятельности. Целью проекта является проведение непрерывной профори-ентационной работы с обучающимися с 1-го по 11-й класс [9]. В проекте принимают участие не только образовательные организации, но и социальные партнеры, родители обучающихся, центры занятости населения и управления образованием.

В настоящее время формирование активной и развитой личности, проявляющей гибкость мышления и умеющей приспособиться к изменяющимся условиям современности, не теряет своей актуальности. Основная задача школы - формирование стремления к творческой самореализации, самопознанию, развитию и адаптации к обществу [2]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, подготовка

школьников к осознанному выбору профессии является важной государственной задачей воспитания и обучения [13] не только родителей, но и педагогов, социальных институтов и государства.

Одним из направлений деятельности по подготовке ко взрослой жизни является профориентация, которая охватывает все категории подрастающего поколения и все институты, принимающие участие в становлении и воспитании личности обучающихся.

Особую роль здесь играет ранняя профориентация, т. к. дошкольное и начальное образование закладывают основы будущей личности. Под ранней профориентацией мы понимаем комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, направленный на помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии на основе своих способностей, интересов и возможностей [5].

Е. А. Климов рассматривает профессиональное становление человека как непрерывный процесс, длящийся на протяжении всей жизни, каждая стадия которого является уникальной и значимой. На младший школьный возраст приходится стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет). В этот период интенсивно развиваются функции самоанализа и самоконтроля, способность планировать свою деятельность, формируются конкретно-наглядные представления о мире профессий [1]. Основными задачами профориентационной работы в этот период являются ознакомление обучающихся с миром профессий, расширение и углубление знаний о профессиях ближайшего окружения ребенка, создание условий для самопознания, формирование положительного отношения к учебной и трудовой деятельности [4].

В начальных классах у детей ведущей является предметно-практическая познавательная деятельность (по С. Н. Чистяковой), поэтому им следует давать систематизированные знания о профессиях, формировать у них мотивацию трудовой и учебной деятельности.

Особенностями профессиональной ориентации занимались такие ученые, как Т. В. Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова и другие [3; 6; 7; 11; 15], которые считают основным содержанием профориентации в начальных классах формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям посредством включенности ученика в практическую деятельность.

Сегодня в начальной школе отсутствует целенаправленная и системная профориентационная работа [10]. Работа носит нерегулярный и даже сти-

хийный характер, не проводятся диагностические мероприятия, не учитываются возрастные и индивидуальные особенности при работе со школьниками, редко применяются современные педтехнологии. Хотя именно школа должна оказать существенное влияние на формирование представлений о мире профессий, стать важным этапом процесса профессионального самоопределения учащихся [8].

С марта 2018 г. профориентационный проект «Сто дорог - одна моя» был запущен в пилотных муниципальных образованиях Кемеровской области (г. Кемерово, Новокузнецкий городской округ, Топкинский муниципальный район, Прокопьевский муниципальный район) на базе общеобразовательных организаций: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 им. С. А. Амелина» г. Кемерово; МБ НОУ «Лицей № 111» г. Новокузнецка; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Топкинского муниципального района; МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевского муниципального района [9].

Реализация проекта включает два этапа: диагностический и обучающий. Профориентационная диагностика - это комплекс мероприятий, направленных на выявление профессиональных склонностей и уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся. Для педагогов этот этап позволяет наметить дальнейшее направление работы и учесть интересы и способности диагностируемых. На обучающем этапе проводятся профориен-тационные мероприятия и консультации для школьников и их родителей, причем без диагностики и учета особенностей, интересов и способностей школьников эффект обучающего этапа будет нивелирован.

Методология

Исследование проводилось посредством анализа современной научно-методической литературы

в сфере современной профориентации, анализа существующего опыта ранней профориентации, результатов эксперимента, наблюдения, тестирования, а также путем опроса в форме анкетирования и обобщения результатов исследования.

Цель исследования, представленного в статье, выявить уровень сформированности профессионального самоопределения младших школьников. Для этого на основе анализа работ С. Н. Чистяковой и с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста нами были выбраны следующие критерии для оценки сформированности профессионального самоопределения: когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный.

Когнитивный критерий характеризует уровень знаний о профессиях и предметах труда. Для измерения ценностного отношения младших школьников к труду использовался мотивационно-ценностный критерий. Так как ценностное отношение к труду проявляется прежде всего в практической деятельности, был использован деятельностный критерий. Анализ данных по всем критериям выявляет уровень сфор-мированности профессионального самоопределения младших школьников.

Для исследования уровня представлений младших школьников о мире профессий (когнитивный критерий) нами были разработаны анкета «Знаешь ли ты профессии?» и тест «Предметы труда». С целью выявления отношения к учебной и трудовой деятельности и ценностных ориентаций (мотивационно-ценностный критерий) школьникам была предложена методика «Три желания» и «Исследование мотивации учения у младших школьников» М. Р. Гинзбурга. «Лист наблюдения участников профориентационных мероприятий» и «Лист наблюдения для родителей по выявлению отношения к труду младших школьников» были разработаны для измерения показателей по деятель-ностному критерию (табл. 1) [4].

Таблица 1

Оценка сформированности профессионального самоопределения обучающихся 1-2-го класса по критериям

Критерий Содержание критерия Средства диагностики

Когнитивный Знание о труде людей и мире профессий Знания о предметах труда профессий Анкета «Знаешь ли ты профессии?» Тест «Предметы труда»

Мотивационно-ценностный Сфера предпочтений Учебная мотивация Методика «Три желания» Исследование мотивации учения у младших школьников М. Р. Гинзбурга

Деятельностный Положительное отношение к труду, выполнение трудовых поручений Готовность обучающегося к профессиональному самоопределению Лист наблюдения участников профориентационных мероприятий образовательных организаций Лист наблюдения для родителей по выявлению отношения к труду младших школьников

Результаты

Мониторинг профессионального самоопределения младших школьников 1-го и 2-го класса проводится в конце каждого учебного года. Для выявления уровня сформированности профессионального самоопределения младших школьников на первом этапе исследования (диагностирующем) была определена контрольная группа, в которую вошли первоклассники пилотных общеобразовательных организаций: Лицей № 111 г. Новокузнецка, Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Топки, Трудармейская средняя образовательная школа Прокопьевского района, СОШ № 34 им. С. А. Амелина г. Кемерово. Общая численность респондентов - 100 обучающихся.

Проведенная диагностика показала:

- по когнитивному критерию: высокий уровень выявлен у 81 % респондентов, средний уровень -у 19 % обучающихся, низкий уровень не обнаружен, что говорит о наличии у большинства первоклассников необходимых знаний о мире профессий и предметах труда;

- по мотивационно-ценностному критерию: высокий уровень наблюдается у 34 % обучающихся, средний - у 56 % респондентов, низкий уровень выявлен у 10 %. Это указывает на недостаточный уровень понимания младшими школьниками значения труда в жизни человека;

- по деятельностному критерию: высокий уровень склонности к выполнению поручений и активному участию в коллективных делах характерен 55 % обучающихся; средний уровень выявлен у 43 % респондентов, низкий - у 2 % (рис. 1).

Данные первого этапа исследования позволяют говорить о профессиональном самоопределении

младших школьников в контрольной группе по следующим уровням:

- высокий уровень профессионального самоопределения выявлен у 54 % обучающихся;

- средний уровень наблюдается у 46 % респондентов;

- низкий уровень не выявлен.

Несмотря на высокие результаты младших школьников по когнитивному критерию, мы предлагаем для улучшения показателей по когнитивному критерию стимулировать интерес школьников к самостоятельному изучению профессий. Понимание ценности труда, учебная и трудовая мотивация сформированы недостаточно, поэтому необходимо уделить внимание мотивационному и деятельностному критериям, а именно: создавать условия для активного участия школьников в коллективной, творческой и исследовательской деятельности, прививать ответственное отношение к труду и результатам труда, поощрять трудовую и учебную инициативность.

На этапе формирующего эксперимента была создана система профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями, включающей в себя такие направления деятельности, как проф-диагностика, консультирование, информирование и сопровождение профессионального самоопределения. С учетом индивидуально-возрастных особенностей младших школьников подбирались современные форматы и методы профориентации.

В каждой пилотной общеобразовательной организации на основе дорожной карты проекта «Сто дорог - одна моя» разработана программа профориентационной работы и план ее реализации. Для обучающихся регулярно организовывались профориен-

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Когнитивный критерий

Мотивационно-ценностный критерий

Деятельностный критерий

И высокий уровень □ средний уровень В низкий уровень

Рис. 1. Результаты диагностики младших школьников на первом этапе исследования

тационные уроки, творческие мастерские, профори-ентационные часы общения, экскурсии на предприятия и встречи с профессионалами, квесты, а также мероприятия в рамках регионального плана проф-ориентационных мероприятий («Фестиваль профессий», «День выбора профессии», «Единый областной день профориентации, посвященный Дню Победы», «Единый областной день профориентации, посвященный Дню знаний «Урок успеха»).

Профориентационные уроки и часы общения отличались разнообразием форм и методов работы, активно использовались игровые и практико-ориентированные технологии, что позволило заинтересовать и повысить мотивацию к изучению мира профессий. На занятиях применялись профориентацион-ные игры и упражнения («Самая-самая», «Цвет профессии», «Профессия на букву», «Человек-профессия» и др.), карточные и настольные профориентационные игры, пословицы, загадки, ребусы, шарады, кроссворды о профессиях. Профориентационные часы общения были направлены на формирование интереса и положительного отношения к труду, на них рассматривались такие темы, как «Что такое профессия?», «Профдерево моей семьи», «Кто нас учит и воспитывает?», «Кто нас лечит?», «Профессии, которые мы выбираем», «Профессии связанные с защитой жизни человека» и др. Особый интерес у младших школьников вызвали квесты, которые проходили в форме активных командных игр по достижению определенной цели, где необходимо выполнить задания и преодолеть определенные препятствия.

Школьников на таких мероприятиях знакомили с новыми профессиями и профессиями будущего, учили принимать решения в нестандартных ситуациях. Для активизации интереса и подготовки школьников к дистанционному обучению активно применялись цифровые технологии, проводились интерактивные занятия и экскурсии.

Пилотные общеобразовательные организации провели большое количество совместных мероприятий с центрами занятости населения и социальными партнерами. Школьники посетили различные промышленные предприятия региона, встретились с профессионалами, смогли принять участие в профессиональных пробах, доступных для их возраста.

Обучающимся было интересно наполнять свое портфолио и видеть карту достижений, а также позволило фиксировать и отслеживать успехи в изучении мира профессий не только самим младшим школьникам, но и педагогам и родителям. Младшие школьники с удовольствием участвовали в профориентаци-

онных конкурсах, в том числе в областном конкурсе для воспитанников и обучающихся «Профессия, которую я выбираю» (ежегодно участвуют около 1500 чел.).

Родители участвовали в мероприятиях вместе с детьми, являлись членами жюри в конкурсах проф-ориентационной направленности, проводили мастер-классы, организовывали экскурсии на места работы. На всех пилотных площадках организовывались родительские собрания и индивидуальные консультации, где обсуждались промежуточные результаты проекта.

С целью повышения квалификации педагогических работников специалистами ГБУ ДПО «КРИРПО» разработана программа «Организация профориентацион-ной работы с младшими школьниками и их родителями». Педагогические работники, участвующие в проекте «Сто дорог - одна моя», активнее включались в образовательный процесс, в обсуждение вопросов и трудностей, с которыми столкнулись на практике. Для педагогов проводились вебинары, семинары, консультации, мастер-классы, круглые столы, конкурс методических разработок «Профориентир» и др.

Итоговое диагностическое исследование показало (рис. 2):

- по когнитивному критерию: высокий уровень выявлен у 93 % респондентов, средний уровень - у 7 % обучающихся, низкий уровень не обнаружен;

- по мотивационно-ценностному критерию: высокий уровень наблюдается у 50 % обучающихся, средний - у 49 % респондентов, низкий - у 1 %;

- по деятельностному критерию: высокий уровень выявлен у 51 % обучающихся; средний уровень обнаружен у 48 %, низкий - у 1 % респондентов;

Таким образом, результаты участников проекта позволяют говорить о сформированности профессионального самоопределения младших школьников в контрольной группе по следующим уровням:

- высокий уровень профессионального самоопределения - 68 % обучающихся;

- средний уровень - 32 % респондентов;

- низкий уровень не выявлен.

Таким образом, результаты диагностического исследования показали положительную динамику по всем критериям профессионального самоопределения у второклассников, а также рост уровня сфор-мированности профессионального самоопределения, что подтверждает результативность профориентаци-онной работы в проекте «Сто дорог - одна моя».

По итогам исследования в ГБУ ДПО «КРИРПО» изданы методические рекомендации «Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями» (Кемерово, 2019), рабочая

И высокий уровень □ средний уровень Н низкий уровень

Когнитивный критерий

Мотивационно-ценностный критерий

Деятельностный критерий

Рис. 2. Результаты диагностики младших школьников на итоговом этапе исследования

тетрадь по профориентации для 1-2-го классов «Сто дорог - одна моя» (Кемерово, 2020). Данные издания позволяют тиражировать опыт, способствуют тесному взаимодействию между начальным и средним звеном и созданию условий для подготовки педагогов к дальнейшей работе в области профессиональной ориентации.

Заключение

Профориентационная работа, системно и целенаправленно проводимая с начальных классов, помогает подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии и построению успешной профессиональной карьеры, а также способствует формированию у младших школьников таких важных для любой профессии качеств личности, как трудолюбие, уважение к представителям всех профессий, осознание важности профессиональной деятельности для человека. Эффективность мероприятий ранней профориентации основана на понимании особенностей школьников, их интересов, склонностей и задатков. Очень важна практическая включенность школьников в занятия по профориентации. Профориентационная диагностика, мероприятия, включающие современные практико-ориентированные формы и методы работы со школьниками и их родителями, проект «Сто дорог - одна моя» способствуют развитию системы профориентации в Кузбассе и делают ее актуальной и востребованной.

Литература

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2012. 304 с.

2. Леньков Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование. М., 2014. 192 с.

3. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М., 2014. 160 с.

4. Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями / И. А. Килина, Е. А. Дорен-буш, Н. В. Осипова, Е. В. Понамарева. Кемерово, 2019. 110 с.

5. Основы профориентологии / С. И. Вершинин, М. С. Савина, Л. Ш. Махмудов, М. В. Борисова. М., 2009. 176 с.

6. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М. ; Воронеж, 2003. 400 с.

7. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. М., 2013. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2010. 496 с.

9. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 марта 2018 г. № 67-р «О реализации в Кемеровской области долгосрочного профориентационного проекта «Сто дорог - одна моя» в 2018-2027 гг.».

10. Смирнов И. П. Человек. Образование. Профессия. Личность. М., 2002. 420 с.

11. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся / И. А. Килина, Н. В. Осипова, Е. В. Понамарева, Д. В. Траут. Кемерово, 2017. 168 с.

12. Сопровождение профессионального самоопределения школьников / И. А. Килина, Е. В. Понамарева, Н. Т. Рылова, Д. В. Траут. Кемерово, 2017. 170 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Мин-обрнауки России от 17.05.2012 г. № 413).

14. Формы и методы профориентации обучающихся / авт.-сост.: И. А. Килина, Е. В. Понамарева. Кемерово, 2013. 94 с.

15. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., 2005. 128 с.

References

Klimov E. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2012, 304 p. (In Russian).

Lenkov R. V. Social'noe prognozirovanie i proektirovanie [Social forecasting and design]. Moscow, 2014, 192 p. (In Russian).

3. Matyash N. V. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii. Proektnoe obuchenie [Innovative pedagogical technologies. Project training]. Moscow, 2014, 160 p. (In Russian).

4. Kilina I. A., Dorenbush E. A., Osipova N. V., Ponamareva E. V. Organizaciya proforientacionnoj raboty s mladshimi shkol'nikami i ih roditelyami [Organization of career guidance work with younger students and their parents]. Kemerovo, 2019, 110 p. (In Russian).

5. Vershinin S. I., Savina M. S., Makhmudov L. Sh., Borisova M. V. Osnovy proforientologii [Fundamentals of vocational guidance]. Moscow, 2009, 176 p. (In Russian).

6. Pryazhnikov N. S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnost-nogo samoopredeleniya [Methods of activating professional and personal self-determination]. Moscow, Voronezh, 2003, 400 p. (In Russian).

7. Pryazhnikov N. S., Rumyantseva L. S. Samoopredelenie i professional'naya orientaciya uchashchihsya [Self-determination and vocational guidance of students]. Moscow, 2013, 208 p. (In Russian).

8. Pryazhnikova E. U., Pryazhnikov N. S. Proforientaciya [Career guidance]. Moscow, 2010, 496 p. (In Russian).

9. Rasporyazhenie Kollegii Administracii Kemerovskoj oblasti ot 6 marta 2018 g. № 67-r «0 realizacii v Kemerovskoj oblasti dolgosrochnogo proforientacionnogo proekta «Sto dorog -odna moya» v 2018-2027 gg.» [Order of the Kemerovo Region Administration Board dated March 6, 2018 No. 67-r "On the implementation in the Kemerovo Region of a long-term

career guidance project "One hundred roads, one is mine" in 2018-2027"]. (In Russian).

10. Smirnov I. P. Chelovek. Obrazovanie. Professiya. Lichnost' [Man. Education. Profession. Personality]. Moscow, 2002, 420 p. (In Russian).

11. Kilina I. A., Osipova N. V., Ponamareva E. V., Trout D. V. Soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya obuchayu-shchihsya [Maintenance of professional self-determination of students]. Kemerovo, 2017, 168 p. (In Russian).

12. Kilina I. A., Ponamareva E. V., Rylova N. T., Trout D. V. Sopro-vozhdenie professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov [Maintenance of professional self-determination of schoolchildren]. Kemerovo, 2017, 170 p. (In Russian).

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 g. № 413) [Federal State Educational Standard of Secondary General Education (approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 413 dated May 17, 2012)]. (In Russian).

14. Kilina I. A., Ponamareva E. V. (author-comp.). Formy i metody proforientacii obuchayushchihsya [Forms and methods of vocational guidance of students]. Kemerovo, 2013, 94 p. (In Russian).

15. Chistyakova S. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samo-opredeleniya shkol'nikov [Pedagogical support of self-determination of schoolchildren]. Moscow, 2005, 128 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.