Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 378.091.398+37.048.45
Использование ресурсов дополнительного профессионального образования для освоения педагогами способов содействия профессиональному самоопределению обучающихся
К. С. Буров
https://orcid.org/0000-0003-1625-5414 [email protected]
Using additional professional education resources to help teachers learn how to support schoolchilren's professional self-determination
К S. Burov
Аннотация
Актуальность. Выявлено, что профессиональное самоопределение сегодня рассматривается как образовательный результат, а содействие данному процессу является образовательной задачей и видом педагогической деятельности учителя. Констатированы затруднения учителей общеобразовательных школ в поиске и реализации адекватных форм педагогического влияния на профессиональное самоопределение. Актуализируется проблема поиска способов освоения педагогическими работниками перспективных стратегий содействия профессиональному самоопределению обучающихся. В связи с этим в качестве цели исследования определяется обоснование содержания и способов реализации дополнительных образовательных программ, направленных на освоение педагогическими работниками перспективных стратегий содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Приводятся результаты обзора литературы, демонстрирующие интерес исследователей к явлению профессионального самоопределения
обучающихся, вопросам педагогического влияния на данный процесс, ресурсам дополнительного профессионального образования в подготовке педагогов к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Указывается, что в существующем опыте недостаточное внимание уделяется способам влияния на личностные качества, знания и умения, важные для успешного профессионального самоопределения. Представлена методология проектирования дополнительных профессиональных программ, что позволило выявить ведущие принципы отбора содержания образования и реализации. Научная новизна исследования заключается в обосновании информативного, многоаспектного и полезного содержания дополнительной профессиональной программы, способствующей освоению педагогами способов содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Данная программа учитывает сформулированные принципы и включает в себя информацию о широком спектре способов содействия профессиональному самоопределению.
Практическую значимость представляет описание способов реализации данной программы, предлагающей к освоению не только информационные аспекты, но и возможности обмена знаниями и практической апробации полученной информации.
Abstract
Relevance. It has been revealed that professional self-determination today is considered as an educational result, and facilitation of this process is an educational task and type of pedagogical activity of the teacher. Difficulties of teachers of general education schools in finding and implementing adequate forms of pedagogical influence on professional self-determination have been established.
The problem of finding ways for pedagogical employees to master promising strategies to promote schoolchildren's professional self-determination is actualized. In this regard, the content and ways of implementing additional educational programs aimed at mastering promising strategies to promote schoolchildren's professional self-determination are defined as the purpose of the study. The results of the literature review, demonstrating the interest of researchers in the phenomenon of schoolchildren's professional self-determination, issues of pedagogical influence on this process, resources of additional professional education in the training of teachers to support the professional self-determination of schoolchildren are presented. It is pointed out that in the existing experience insufficient attention is paid to the ways of influence on personal qualities, knowledge and skills important for successful professional self-determination. The methodology of designing additional professional programs is presented, which allowed to identify the leading principles of educational content selection and implementation.
The scientific novelty of the study lies in the substantiation of informative, multidimensional and useful content of an additional professional program that promotes teachers' mastery of ways to promote schoolchildren's professional self-determination. This program takes into account the formulated principles, and includes information on a wide range of ways to promote professional self-determination.
Practical significance is the description of ways to implement this program, offering to master not only information aspects, but also opportunities to share knowledge and practical testing of the information obtained.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, содействие профессиональному самоопределению обучающихся, дополнительное профессиональное образование, дополнительная профессиональная программа, андраго-гика.
Keywords: professional self-determination, assistance in professional self-determination of schoolchildren, additional professional education, additional professional program, andragogy.
Ситуация, складывающаяся на рынке труда, показывает, что услуги по подбору профессии, повышению квалификации и переквалификации весьма востребованы населением. Многие взрослые люди признаются, что ищут место работы не только по экономическим причинам, но и потому, что они не видят перспектив профессионального развития. В системе профессионального образования также наблюдается тенденция к тому, что студенты не стремятся к освоению важных для профессии знаний, потому что не намерены связывать профессиональную карьеру с направлением обучения. Эти факты свидетельствуют о том, что у молодых людей не всегда успешно проходит процесс профессионального самоопределения.
На этапе общего образования ведущими формами содействия обучающимся в выборе направления профессионального образования являются информирование, экскурсии, тематические мероприятия. Такие формы выполняют функции получения представлений о сферах профессий и направлениях профессионального образования. Вместе с тем обучающемуся важно иметь положительное отношение к профессии, соответствующие мотивы для получения профессионального образования, владеть умениями планирования профессионального развития, уметь оценивать собственные возможности. Именно на эти элементы указывает федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, выделяя комплекс личностных образовательных результатов. Совершенно очевидно, что достижение указанных результатов является одной из задач школьного образования. Именно на этом этапе зарождаются ценностные ориентации, мотивы, способы деятельности, которые будут развиты и дополнены профессиональными знаниями и умениями.
Как показывает практика, учителя общеобразовательных школ затрудняются в поиске и реализации адекватных форм работы, обеспечивающих указанные результаты. Одной из ведущих проблем является недооценка возможностей педагогического потенциала преподаваемого предмета для содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Педагоги, обращая вынимание на вопросы освоения знаний и умений, не в полной мере раскрывают социально-культурный смысл и прикладной характер предлагаемого содержания образования.
Одной из причин данной ситуации является то, что педагоги не осведомлены о современных технологиях профориентационной деятельности и особенностях их применения в образовательной практике. Кроме того, ресурсы для поддержки профессионального самоопределении сосредоточены в специализированных организациях и реализуются в рамках социальных инициатив, информация о которых не всегда транслируется для педагогической общественности. Эта позиция актуализирует роль учреждений дополнительного профессионального образования по созданию программ повышения квалификации, направленных на популяризацию данного направления педагогической деятельности.
Опыт разработки и реализации подобных программ различными образовательными организациями свидетельствует о том, что данная практика не имеет широкого распространения. Например, в «Федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования», включены три программы интересующей нас направленности.
Анализ содержания существующих программ позволяет сделать ряд выводов. Чаще всего такие программы адресованы отдельным специалистам и описывают лишь часть аспектов профориентационной работы. Например, программы для педагогов-психологов и организаторов профориентационной деятельности сфокусированы на методах диагностики и консультирования. Программы для учителей представляют содержание курсов внеурочной деятельности, направленных на освоение представлений о профессиональной карьере. Программы для классных руководителей описывают отдельные технологии или мероприятия.
Конечно, данные аспекты важны, однако они не отражают всего спектра возможностей учителя в содействии профессиональному самоопределению обучающихся. В отдельных программах представлены вопросы интеграции деятельности специалистов школы в организации профориентационной деятельности.
Эти обстоятельства указывают на проблему поиска способов освоения педагогическими работниками перспективных стратегий содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Рассматривая в качестве ресурса для данной деятельности систему дополнительного профессионального образования, можно указать на ее научный, научно-методический потенциал, возможности организации обмена знаниями в ходе реализации дополнительных профессиональных программ.
В связи с этим в качестве цели нашего исследования мы определяем обоснование содержания и способов реализации дополнительных образовательных программ, направленных на освоение педагогическими работниками перспективных стратегий содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Обзор литературы
В научной периодике активно осмысливается понятие профессионального самоопределения. Являясь видом самоопределения и характеристикой личности, данное явление становилось предметом внимания преимущественно психологических исследований. Вместе с тем результаты педагогических исследований выдвигают на первый план характеристики социальной зрелости личности. Л. А. Пьянкова рассматривает профессионального самоопределения как многоэтапный процесс, на который в немалой степени оказывают влияние педагогические воздействия. Среди наиболее базовых форм осуществления целенаправленного содействия самоопределению рассматривается профессиональная ориентация [1].
Конечно, среди ведущих задач содействия профессиональному самоопределению чаще всего называют снижение неопределенности в отношении мира профессий. Однако это не единственный ресурс педагогического влияния. Так, О. Ю. Мартынюк пишет об эволюции теорий профориентационной работы от директивных - к гуманистическим. Автор публикации подчеркивает направленность подобного рода
педагогического воздействия не на внешние атрибуты профессиональной деятельности, а на внутренние качества образующейся личности: базовые ценности, характеризующие социальную роль труда, эмоционально-положительное отношение к профессии и своему месту в мире профессий, осознание себя в мире профессий, активность в достижении профессиональных целей, владение способами планирования профессионального развития [2].
Г. Н. Сериков, относя образование к явлениям социальным, соотносит успешность результатов образования с социальными ориентирами. Соответственно, потребности личности в образовании связываются, в том числе, с социальными ожиданиями. Другими словами, соотнося свои потребности и внутренние ресурсы с социальными ориентирами, человек получает возможность адекватной самореализации. Для того чтобы данный процесс проходил успешно, необходимо гуманное педагогическое влияние. Это обусловливает задачу содействия обучающемуся в самоопределении с перспективами жизнедеятельности. Это содействие связывается, в том числе с проектированием намерений по отношению к продолжению образования в образовательных организациях профессионального образования. Важно, что проектирование таких намерений осуществляется в образовательных отношениях с партнерами [3].
Совершенно очевидно, что ведущим субъектом, способствующим расширению кругозора в мире профессий и развития соответствующих умений, является педагог. Нужно сказать, что готовность педагогов к содействию профессиональному самоопределению также актуализируется и обсуждается в научной литературе. Так, в публикации И. А. Килиной и Е. В. Пона-маревой ставится проблема подготовки кадров для профессиональной ориентации [4]. Исследователи указывают на необходимость определения профессиональных функций для достижения комплексного эффекта данной деятельности. Также авторы описывают опыт создания целевых программ повышения квалификации для педагогов, реализуемых на базе центра профориентации.
Опора в реализации предлагаемых программ делается на продуктивные, активно-творческие методы обучения: тренинги, игры, кейс-метод, диалоговые методы. Это, по мнению авторов,
дает возможность практической отработки передаваемых знаний, умений. Особенностью реализации программ также является то, что в освоении содержания образования участвуют команды педагогов, что позволяет активизировать поиск информации, организовать создание комплексных проектов профориентационной деятельности. В других предлагаемых формах деятельности используются эффекты обмена знаниями участников обучения. Рассказано об опыте самопрезентации положительного опыта в рамках конкурса профессионального мастерства. Показано, что сопровождение профессионального самоопределения приобретает для учителя характер деятельности, в которой педагог находит новый смысл и перспективу для собственного профессионального развития. Это не может не сказаться на результате - внедрении профориентационных практик в повседневную работу педагогов. Опыт реализации таких форм повышения квалификации педагогов признан успешным, что доказывается эмпирическим материалом.
Еще одна публикация фокусируется на подготовке педагогов к профессиональному сопровождению детей и подростков с ОВЗ. Здесь внимание уделяется разработке и реализации программ индивидуальному консультированию в определении возможностей профессионального саморазвития [5].
Другой коллектив авторов описывает опыт разработки и реализации программ повышения квалификации, направленных на освоение современных идей и технологий поддержки обучающихся в планировании их развития в профессиональной сфере. Проектируемая программа направлена именно не комплексное обеспечение данной деятельности, и дает возможность освоить профессиональные компетенции для организации профессионального самоопределения обучающихся. В содержание программы авторами включены вопросы педагогического сопровождения указанного вида деятельности, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, проектирования образовательной среды и маршрутов обучения.
В целом предлагаемые авторские решения направлены на достижение комплексного эффекта, что требует значительных изменений в организации педагогической деятельности об-
разовательной организации в целом [6]. Подобная программа будет более эффективна, если ее реализовывать в системе внутриорганизацион-ного повышения квалификации.
Еще одна публикация посвящена проблемам подготовки тьюторов к профориентационной деятельности. Действительно, существует широкий выбор технологий, которые позволяют развернуть индивидуальную помощь в профессиональном самоопределении, развитие критического мышления, социальное проектирование, исследовательские технологии, интернет-проекты. Авторами статьи уделено внимание формам работы с педагогами. Это деятельностные методы работы с учителями: ситуационный анализ, моделирование ситуаций, дебаты, дискуссии, деловые игры, метод усложняющихся заданий, обзор обратной связи. Обращается внимание, что в рамках таких методов актуализируется мотивация: педагоги видят перспективы применения изучаемых технологий в ближайшей перспективе, получают возможность смоделировать методические продукты [7].
Таким образом, можно констатировать, что содействие профессиональному самоопределению является стратегической задачей общего образования и предметом профессиональной деятельность педагога. Вопросы подготовки педагога к данной деятельности активно обсуждаются. В этой деятельности значительную роль играют ресурсы дополнительного профессионального образования. Существует позитивный опыт проектирования дополнительных профессиональных программ по данному направлению. Вместе с тем стоит подробнее более объемно отражать спектр современных технологий, способствующих не только профи-лизации образования, но и осознанию ценности труда, самооценке возможностей личности, развитию умений проектирования намерений по отношению к продолжению образования.
Методология (материалы и методы)
В качестве ведущей идеи нашего исследования можно указать на формирующуюся на основе системно-деятельностного и андрагогического подходов, методологию проектирования дополнительных профессиональных программ. Данная методология сегодня находит свое отражение в публикациях, характеризующих ориентиры, учитываемые при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ различной
направленности. Одним из ведущих ориентиров является учет требований профессиональных стандартов и профессиональных затруднений педагогов [8]. Еще одним ориентиром является выявление приоритетов и ведущих тенденций в развитии образовательной системы, имеющих влияние на долгосрочные результаты образования [9]. Также среди ориентиров стоит выделить системную упорядоченность и модульный принцип построения программ. Это позволит обеспечить соответствие критериям полезности, информативности и многоаспектности [10]. Среди ориентиров, указывающих на особенности проектирования и реализации форм работы, можно указать на учет принципов андрагогики. Например, принципа востребованности результатов обучения практической деятельностью [11; 12]. В своих публикациях мы также писали о необходимости выработки принципов отбора содержания образования реализации программ повышения квалификации.
Опираясь на данные основания, можно утверждать, что среди ведущих принципов проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ, направленных на освоение педагогами способов содействия профессиональному самоопределению обучающихся, можно выделить следующие.
В качестве ведущего принципа можно выделить принцип ориентирования на задачи и функции педагогической деятельности, среди которых можно отдельно отметить содействие обучающемуся в профессиональном самоопределении.
Соблюдение этого принципа сориентирует педагога в выборе приоритетов педагогической деятельности и укажет на действия, которые он может выполнять, не выходя за рамки педагогических функций.
Другой принцип - это принцип соответствия критериям полезности, информативности и многоаспектности. Отбор содержания образования, выполненный согласно данным критериям, позволит выявить наиболее полезную и актуальную информацию о способах содействия профессиональному самоопределению, которая может пригодиться в осуществлении практической деятельности. Вместе с тем важно осветить такие аспекты деятельности, которые позволят составить о ней комплексное представление.
Принцип системной упорядоченности позволит выстроить содержание образования вокруг содержательных линий в виде модулей, отражающих нормативные, педагогические, прикладные аспекты содействия профессиональному самоопределению. Эти аспекты будут поддерживать названные выше критерии. Кроме того, становится понятной структура проектируемых результатов, форм и методов педагогического взаимодействия. Также появляется возможность учитывать потребности педагогов в более подробном освещении отдельных вопросов. Например, для педагогов-психологов можно осветить вопросы психологической диагностики профессионального самоопределения.
Наконец, принцип востребованности результатов в практической деятельности убеждает в необходимости организовать такие формы работы, которые позволили бы педагогам приступить к апробации освоенных знаний умений, упорядочить их в виде методического продукта, обсудить возможности его применения и приступить к реализации. Например, создать проект применения методов профориентации в конкретной педагогической ситуации.
Исходя из данных принципов, нами была спроектирована модульная программа: «Новые инструменты профессиональной ориентации: цифровые ресурсы, технологии наставничества, коллективные проекты, программы профессионального обучения».
Данная программа учитывает сформулированные принципы, и включает в себя информацию о широком спектре способов содействия профессиональному самоопределению. Основной целью программы явилось освоение педагогами современных способов и средств содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Особенностью данной программы является то, что она адресована педагогам общеобразовательных школ, которые, освоив ее, могут организовать комплексную, согласованную деятельность по данному направлению. Среди ожидаемых результатов можно назвать совершенствование профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях.
Первый раздел программы характеризовал современные нормативно-правовые основания деятельности педагогов в содействии профессиональному самоопределению обучающихся. В этом разделе было важно отразить направле-
ния образовательной политики, изложенные в приоритетных национальных проектах. Эти направления (например, «успех каждого ребенка», «молодые профессионалы») непосредственно связаны с обеспечением условий для самоопределения и успешного профессионального развития личности. Еще одна группа документов описывает возможности образовательной организации в развертывании форм профессионально ориентированного образования. Например, основания для реализации программ профессионального бучения в общеобразовательной организации. Важно ознакомить педагогов с теми трудовыми функциями, которые позволяют педагогам реализовывать содействие профессиональному самоопределению в рамках осуществляемых трудовых действий. Кроме того, обращалось внимание на требования федеральных государственных стандартов, которые описывают образовательные результаты в части личностных качеств, способствующих успешному личностному и профессиональному самоопределению. Получение данных представлений может способствовать активизации мотивов для осуществления работы по данному направлению.
О важности включения в программу психолого-педагогического раздела мы уже писали в своих публикациях. В данной программе был реализован раздел «Психолого-педагогические основы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». Здесь были представлены научные знания о процессе профессионального самоопределения, его целостности, связи с процессом образования. Освещены признаки данного процесса, которые являются ориентиром для осуществления педагогической деятельности: осознание ценностей и собственного отношения к труду и профессиональной деятельности, самооценка собственных возможностей, проектирование саморазвития. Предусмотрено общее знакомство со способами диагностики профессионального самоопределения. Понимая особенностей протекания процесса профессионального самоопределения, педагогу надо подобрать необходимые элементы для реализации на уроке и во внеурочной и консультационной деятельности. Также важно представить специфику профориентационной работы с
обучающимися с различными уровнями познавательных возможностей, способностей и склонностей.
Раздел «Содержательные и процессуальные аспекты сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» посвящен описанию способов организации содействия профессиональному самоопределению в деятельности педагога и образовательной организации. Представлены возможности общероссийских инициатив: волонтерские практики, World Skills, «точки роста», робототехника, лего-конструирование и т. д. Описывается комплексный подход к организации профессиональной ориентации в общеобразовательной организации с использованием ресурсов педагогической команды. Такой подход можно осуществить на основании общей значимой идеи, и показать на примере практики деятельности инновационных площадок. Например, повышение интереса к естественно-математическим дисциплинам на основе интереса к «космическим» профессиям. Освещаются позитивные педагогические практики реализации программ профессионального обучения (в сфере сельского хозяйства, промышленности, обслуживания и др.) в образовательных организациях общего образования. Среди перспективных стратегий, показавших свою эффективность, демонстрируются возможности коллективных проектов для осознания и развития гибких компетенций личности качеств в аспекте предполагаемой профессиональной деятельности. Отражены вопросы многообразия моделей наставничества в приобщении школьников к миру профессий.
Раздел «Прикладные аспекты сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» направлен на представление конкретных технологий и ресурсов, которые могут быть применены в деятельности педагога. В первую очередь это ресурсы наставнической деятельности: консультирование, коучинг, диалоговые методы. Также указано на способы ориентирования обучающихся в самооценке собственных ресурсов для образовательной и профессиональной деятельности. Классным руководителям интересно ознакомится с технологией профориентационных деловых игр и упражнений, способствующих осознанию своей позиции, технологии осознания значимых социальных ценностей и т. д. Продемонстрированы ресурсы метода кинопедагогики для об-
суждения проблем профессионального самоопределения с обучающимися разного возраста. Подробно представлены цифровые ресурсы поддержки взаимодействия педагогов и обучающихся в проектировании стратегий профессионального самоопределения школьников: интернет-проекты, сайты профориентационных организаций, образовательных организаций профессионально образования, онлайн-сервисы поддержки педагогического взаимодействия и т. д. Освоение конкретных технологий и приемов взаимодействия позволяет педагогу обогатить свою педагогическую деятельность и увидеть возможности применения конкретных способов содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Данное содержание достаточно многоаспектно и информативно представляет педагогическую деятельность по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных школ. Критерию полезности отвечают представляемые педагогам технологии и инструменты работы. Данное содержание было реализовано в ходе апробации программы.
Результаты и их описание
Дополнительная профессиональная программа была апробирована в ходе работы с педагогами общеобразовательных школ Челябинской области. В ходе апробации в освоение программы было вовлечено 180 человек. Отметим, что педагоги представляли команды образовательных организаций: представителя администрации, педагоги-предметники, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, тьюторы.
При освоении программы акцент сделан на активные формы и методы обучения взрослых, эффективность которых доказана результатами научных исследований. Теоретический материал излагался в виде лекций, предполагающих активное обсуждение и обмен знаниями, подкреплялся демонстрацией позитивных педагогических практик. Работа по развертыванию комплексной профориентационной работы предполагала командное методическое проектирование. Освоение технологий наставничества связано с решением кейс-заданий. Возможности перспективных способов профориентации демонстрировались в форме мастер-классов. В качестве формы итоговой аттеста-
ции педагогам предложено проектирование «дорожной карты» деятельности образовательной организации индивидуальной или командной профориентационной работы.
Таким образом, слушателям были предложены не только информационные аспекты, но и возможности обмена знаниями и практической апробации полученной информации. Также указывалось на необходимость расширить круг представлений о компетенциях содействия профессиональному самоопределению с опорой на интернет-ресурсы.
После освоения данной программы был проведен опрос педагогов, которые оценили программу по критериям полезности, информативности и многоаспектности, а также обозначили свои намерения в использовании результатов обучения в практической деятельности. Получены следующие результаты.
Более 70% слушателей положительно оценили содержание программы с точки зрения ее информативности. Они отметили, что в значительной степени удовлетворили свой интерес по отношению к данной теме и получили новую информацию, расширяющую из представления. Также 82% слушателей сочли достаточными для освоения темы, представленные нормативные психолого-педагогические и технологические аспекты представленного материала. 74% слушателей высоко оценили полезность представленных технологий содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Предложенные формы работы сочли уместными и интересными 68% слушателей. Что качается намерений использования данных технологий, что 56% слушателей высказали уверенность в том, что будут использовать освоенные формы педагогического взаимодействия, 34% выразили мнение, что предложенный материал, требует осмысления и методической проработки. Часть педагогов не связывали полученные знания с перспективами своей педагогической деятельности, возможно, это обусловлено тем, что они не в полной мере осознали задачу продвижения обучающегося в профессиональном самоопределении.
В ходе обмена знаниями выяснилось, что у педагогов появились мотивы к осуществлению педагогической деятельности. Этому способствовала демонстрация позитивного опыта образовательных организаций и практических
методов на занятиях. Также педагоги проявили значительный интерес к цифровым ресурсам поддержки профессионального самоопределения. В целом опыт апробации программы «Психолого-педагогические основы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» можно считать успешным.
Обсуждение
На обсуждение выносится вопрос о том, насколько широко деятельность по сопровождению профессионального самоопределения может быть реализована в согласованных действиях педагогических работников общеобразовательных школ, что может оказать влияние на отбор содержания подобных программ. Также интересны принципиальные подходы к проектированию и реализации дополнительных профессиональных программ рассматриваемой в статье направленности с точки зрения их реализации в формальном и неформальном повышении квалификации. Опыт показывает, что ресурсы обмена знаниями наиболее активизируются при организации неформального общения. Это актуализирует вопрос о применимости дополнительных профессиональных программ подобной тематики во внутриорганизационном обучении.
Заключение
В заключение нашего исследования отметим, что содействие профессиональному самоопределению является стратегической задачей общего образования и предметом профессиональной деятельность педагога. В свою очередь, проблема поиска способов освоения педагогическими работниками перспективных стратегий содействия профессиональному самоопределению обучающихся весьма актуальна. Расширяется спектр требований к образовательным результатам, в составе которых выделяются и такие, которые связаны с самоопределением, в том числе профессиональным. Рассматривая в качестве ресурса для данной деятельности систему дополнительного профессионального образования, можно указать на возможности такого ресурса как дополнительные профессиональные программы. Эти вопросы отражаются в научной периодике. Существует позитивный опыт проектирования дополнительных профессиональных программ по данному направлению. Вместе с тем в суще-
ствующем опыте недостаточное внимание уделяется способам влияния на личностные качества, знания и умения, важные для успешного профессионального самоопределения. Существующая методология проектирования дополнительных профессиональных программ позволяет выявить принципы отбора содержания образования и реализации. На основании данной методологии нами представлен опыт проектирования модульной дополнительной профессиональной программы: «Новые инструменты профессиональной ориентации: цифровые ресурсы, технологии наставничества, коллективные проекты, программы профессионального обучения». Данная программа учитывает сформулированные принципы и включает в себя информацию о широком спектре способов содействия профессиональному самоопределению. Предложенное содержание достаточно многоаспектно и информативно представляет педагогическую деятельность по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных школ. Дополнительная профессиональная программа была апробирована в ходе работы с педагогами общеобразовательных школ Челябинской области. Результаты апробации показали интерес педагогов к сопровождению профессионального самоопределения, внимание к практико-ориентированным ее элементам, представляющим конкретные способы работы и позитивный опыт их применения. Актуализируется вопрос о содержании подобных программ и их применимости во внутриорганизационном обучении.
Библиографический список:
1. Пьянкова, Л. А. Анализ современных зарубежных концепций профессионального самоопределения / Л. А. Пьянкова. - Текст : непосредственный // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. -2021. - № 1 (35). - С. 48-53.
2. Мартынюк, О. Б. Процесс профессионального самоопределения личности в аспекте теорий профориентационной работы / О. Б. Мартынюк // Гуманитарные науки. -2016. - № 2 (34). - С. 113-119.
3. Сериков, Г. Н. Задачи продвижения образования человека к социально значимой цели / Г. Н. Сериков. - Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного
университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2015. - № 3. - С. 28-46.
4. Килина, И. А. Подготовка кадров в сфере профориентации обучающихся: проблемы и перспективы / И. А. Килина, Е. В. Понамаре-ва. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2013. - № 3 (11). - С. 28-31.
5. Афанасьева, Р. А. Подготовка специальных педагогов и психологов к разработке и реализации индивидуальных программ содействия профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / Р. А. Афанасьева, З. А. Ду-латова. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. -С.108-113.
6. Нечаев, М. П. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся / М. П. Нечаев, С. Л. Фролова. - Текст : непосредственный // Гаудеамус. - 2017. - № 2. -С. 9-16.
7. Севрюкова, А. А. Развитие готовности тьюторов общеобразовательной организации к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся / А. А. Севрюкова, Д. Ф. Ильясов, О. А. Костенко. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2018. - № 8 (197). - С. 102-109.
8. Ратников, В. В. Программы дополнительного профессионального педагогического образования: разработка и внедрение / В. В. Ратников, Л. Н. Горбунова, Т. Г. Новикова. - Текст : непосредственный // Народное образование. -2012. - № 8. - С. 117-121.
9. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов / О. Д. Федоров, О. Н. Журавлева, Т. Н. Полякова. - Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 71-90.
10. Ильясов, Д. Ф. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации руководителей образовательных учреждений / Д. Ф. Ильясов. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2005.- № 2. - С. 88-93.
11. Змеёв, С. И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении
квалификации специалистов / С. И. Змеёв. -Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2014. - № 1 (38). - С. 8-14.
12. Гоглева, Е. Б. Алгоритм разработки и реализации образовательной программы с учетом принципов андрагогики и индивидуализации / Е. Б. Гоглева. - Текст : непосредственный // Вестник Университета Российской академии образования. - 2019. - № 1. - С. 37-43.
References:
1. Pyankova, L. A. Analysis of modern foreign concepts of professional self-determination [Analiz sovremennyh zarubezhnyh koncepcij profession-al'nogo samoopredeleniya], Bulletin of the Siberian State Industrial University, 2021, No. 1 (35), pp.48-53.
2. Martyniuk, O. B. The process of professional self-determination of personality in the aspect of theories of career guidance [Process profession-al'nogo samoopredeleniya lichnosti v aspekte teorij proforientacionnoj raboty], Humanities, 2016, No. 2 (34), pp. 113-119.
3. Serikov, G. N. Tasks of promoting human education to a socially significant goal [Zadachi prodvizheniya obrazovaniya cheloveka k social'no znachimoj celi], Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences, 2015, No. 3, pp. 28-46.
4. Kilina, I. A., Ponamareva, E. V. Personnel training in the field of career guidance for students: problems and prospects [Training in the field of vocational guidance for students: problems and prospects], Professional Education in Russia and abroad, 2013, No. 3 (11), pp. 28-31.
5. Afanasyeva, R. A., Dulatova, Z. A. Training of special educators and psychologists to develop and implement individual programs to promote the professional self-determination of children and adolescents with disabilities [Podgotovka special'nyh peda-gogov i psihologov k razrabotke i realizacii individu-al'nyh programm sodejstviya professional'nomu sa-moopredeleniyu detej i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya], Siberian Pedagogical Journal, 2012, No. 6, pp. 108-113.
6. Nechaev, M. P., Frolova, S. L. Modern comprehension of problems of professional orientation
of students [Sovremennoe osmyslenie problem proforientacii obuchayushchihsya], Gaudeamus, 2017, No. 2, pp. 9-16.
7. Sevryukova, A. A., Ilyasov, D. F., Kosten-ko, O. A. Development of readiness of tutors of general educational organization to support students' professional self-determination [Razvitie gotovnosti t'yutorov obshcheobrazovatel'noj organ-izacii k soprovozhdeniyu professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya], Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2018, No. 8 (197), pp. 102-109.
8. Ratnikov, V. V., Gorbunova, L. N., Noviko-va, T. G. Programs of additional professional pedagogical education: development and implementation [Programmy dopolnitel'nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya: razrabot-ka i vnedrenie], Narodnoe Obrazovanie, 2012, No. 8, pp. 117-121.
9. Fedorov, O. D., Zhuravleva, O. N., Polyako-va, T. N. Educational strategies for designing additional professional programs for teachers: the choice of priorities [Obrazovatel'nye strategemy proektirovaniya dopolnitel'nyh professional'nyh programm dlya pedagogov: vybor prioritetov], Education Issues, 2018, No. 2, pp. 71-90.
10. Ilyasov, D. F. Technology of designing educational programs to improve the qualifications of the heads of educational institutions [Tekhnologi-ya proektirovaniya obrazovatel'nyh programm povysheniya kvalifikacii rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij], Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2005, No. 2, pp. 88-93.
11. Zmeev, S. I. Application of andragogic principles of education in training and professional development [Primenenie andragogicheskih principov obucheniya v podgotovke i povyshenii kvalifikacii specialistov], Man and Education, 2014, No. 1 (38), pp. 8-14.
12. Gogleva, E. B. Algorithm of development and implementation of the educational program taking into account the principles of andragogy and individualization [Algoritm razrabotki i real-izacii obrazovatel'noj programmy s uchetom prin-cipov andragogiki i individualizacii], Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2019, No. 1, pp. 37-43.