УДК 371 + 37.06
DOI: 10.14529^210304
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Л.Д. Платонова1'2
1 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия,
2МУ ДО «Красноармейский центр дополнительного образования детей», с. Миасское,
Красноармейский район, Челябинская область, Россия
Одной из задач современного образовательного процесса является содействие самоопределению обучающихся в личном, социальном и профессиональном плане. Успешное выполнение данной задачи зависит от профессиональной подготовки педагогов и обеспечивает формирование мировоззрения обучающихся, стратегию их развития и самореализации в соответствии с общепринятыми нравственными и морально-этическими нормами. Однако часто на практике готовность педагогов к выполнению данной задачи недостаточна для ее успешной реализации. В статье систематизируются исторические предпосылки развития системы подготовки педагогов к содействию самоопределению обучающихся, выявляются функции педагогов, способствующие или препятствующие самоопределению обучающихся. Представлен анализ современных исследовательских работ по определению готовности педагогов к содействию самоопределению обучающихся. При проведении исследования использовались методы научной ретроспективы, компаративистский анализ литературы, синтез научного знания. Результаты данного исследования могут быть использованы для планирования мероприятий по оценке готовности педагогов к содействию самоопределению обучающихся, при разработке программ дополнительного образования и повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова: самоопределение обучающихся, профессиональное самоопределение, личное самоопределение, гражданское самоопределение, готовность педагога к содействию самоопределению, признаки профессиональной деятельности.
Постановка проблемы
Система современного образования постоянно ставит перед педагогами новые задачи, которые обусловлены динамичным процессом развития общества, требует постоянного совершенствования знаний и умений, чтобы соответствовать современному социальному запросу. Одним из динамично развивающихся направлений образования является педагогическое содействие самоопределению обучающихся. Теоретическая разработка, переосмысление и практическое освоение данного направления позволит реализовать интересы государства и личности в самореализации, профессиональном выборе, гражданском и личном самоопределении.
Формирование личности, соответствующей социальной политике государства, являлось приоритетным направлением в любую историческую эпоху. Перед педагогами ставилась задача развития патриотизма, социальной ответственности и общественной значимости. Понятие самоопределения обучающихся появилось в педагогике относительно недавно, хотя развивалось достаточно давно
в рамках профориентационной работы, трудового воспитания, идеологической работы с молодежью.
К настоящему моменту проведено много исследований по профессиональной ориентации учащихся (Е.А. Климов, Е.В. Ананьена, Ю.А. Сардушкина, С.Н. Чистякова) в образовательных учреждениях среднего образования [33]. В них процесс самоопределения рассматривается как взаимосвязь внутренних мотивов личности и внешней работы педагогов над профессиональным, личным и социальным выбором. На эту тему защищается большое количество кандидатских диссертаций, пишутся монографии, в которых речь идет о готовности личности к самоопределению [2, 7, 18, 22, 24, 29, 32]. Стоит отметить, что до сих пор нет единого и четкого понятия, отражающего все аспекты и признаки самоопределения. По мнению Г.Н. Серикова, С.Г. Серикова, К.С. Бурова самоопределение личности - это «лонгитюдный процесс выявления своего мнения о лично ценных потребностях и осознание собственных возможностей, на которые человек, исполняя социаль-
ные функции, может опираться при их (потребностей) удовлетворении в отношениях с собой, а также с представителями окружения» [10, 28].
Процесс самоопределения имеет смысл рассматривать с двух сторон. С одной стороны - это самостоятельный процесс, основанный на поиске личностного смысла. С другой стороны - это процесс определения границ и пространства собственной деятельности. Некоторые ученые (А.К. Маркова, О.В. Москаленко, Н.С. Пряжников и др.) расширили понятие самоопределения, говоря о карьерном самоопределении [8]. То есть они рассматривали не только выбор профессии, но и сферу ее применения, продвижение по карьерной лестнице, стремление к определенному социальному статусу, получение определенной должности. То есть постепенно ученые подходят к более емкому понятию самоопределения в рамках личностного, социального и профессионального параметров. Методология исследования Для более полного понимания процесса педагогического содействия самоопределению обучающихся необходимо проанализировать историческое развитие данной профессиональной функции. При проведении исследования использовались методы научной ретроспективы, компаративистский анализ литературы, синтез научного знания. Также в работе представлено собственное мнение автора об историческом развитии системы содействия самоопределению, проблемах и перспективах развития этой отрасли. Ретроспективный анализ педагогического содействия самоопределению обучающихся Об изучении проблемы самоопределения педагогикой можно говорить, начиная с советской эпохи. В царской России, несмотря на первые попытки просветительской деятельности для всего населения, присутствовало четкое деление на социальные классы, по принципу которого определялась доступность образования и дальнейшего профессионального самоопределения. Также отмечалась дискриминация по половому признаку, о чем говорят многочисленные женские гимназии, институты благородных девиц, ориентация деления профессионального образования на женские и мужские профессии. Таким образом, до зарождения и развития советской школы свобода выбора профессии, самоопределения и само-
реализации была весьма ограничена. С приходом советской власти и всеобщего народного образования ситуация изменилась, хотя не обеспечила возможности самоопределения личности в современном понятии.
Конечно, становление идеи профессионального самоопределения в советской школе основывалось на предыдущих исследованиях и идеях педагогов. Основателем развития идеи самоопределения можно считать К.Д. Ушин-ского, который в 60-е годы XIX века обратил внимание на роль труда в воспитании и развитии личности [31]. Эта идея занимает центральную позицию в представлении В.И. Ленина о воспитании, который считал, что именно труд делает человека членом общества, на благо которого он должен трудиться. Идея воспитывающей функции труда была основополагающей в системе советского образования. Она была обусловлена тем, что общество испытывало дефицит квалифицированных кадров при общей тенденции индустриализации. Большую значимость приобрело развитие политехнического образования, в связи с чем задачей школы стала профориентация на инженерные профессии.
Марксистская идеология советской России основывалась на первостепенной роли труда, поэтому в педагогике основным направлением стала трудовая подготовка. В 1921 году по указу В.И. Ленина был открыт Центральный Институт труда, в котором была создана лаборатория профориентации. Подготовка педагогов и разработка программ профориентации входила в задачи деятельности этой лаборатории. В 1922 году в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании бюро по выбору профессий для подростков. Основным идеологическим деятелем в вопросах профориентации была Н.К. Крупская, которая курировала вопрос о привлечении подростков из села в город и обучения их трудовым профессиям для развития производства [19, 25].
Она также принимала большое участие в подготовке педагогов к гражданско-нравст-венному воспитанию обучающихся и являлась идейным вдохновителем и основателем пионерского движения. В своих программах для подготовки специалистов она обращала внимание на становление коллектива, взаимопомощь, воспитание патриотизма. Методами работы над формированием личностных качеств являлись такие мероприятия, как «Зарница», пионерские линейки, смотры строя и
песни, пионерские костры. Педагоги обучались технике сплочения коллектива, возможности учитывать индивидуальные способности учащихся и развивать их [16].
Н.К. Крупская также ввела такую значимую педагогическую должность, как вожатый, и разработала программу подготовки по ней, реализуемую в педагогических училищах и институтах. Задачей вожатых была организация деятельности досуга и отдыха детей, проведение мероприятий. Выпускник направления подготовки «Вожатый» должен был уметь организовать и сплотить детский коллектив, формировать нравственные и моральные нормы поведения, реализовать творческий потенциал детей [14].
Первых профконсультантов готовили на базе бирж труда, к 1930 г. было открыто 141 профориентационное бюро. В школе вводилась должность педолога, специалиста, который занимается вопросами профориентации, руководствуясь специальной профориента-ционной системой, разработанной правительством. Данный вопрос широко исследовался на научном уровне, за пять лет (1925-1930) было опубликовано более 300 работ по вопросам профориентации [4].
Педагоги получали дополнительную квалификацию педолога на краткосрочных курсах и семинарах, где изучали методику основных факторов развития и поведения ребенка. Педология считалась одной из первых служб содействия самоопределению в школе, задачей которой было объединить социальные, психологические и биологические свойства ребенка, влияющие на воспитание и обучение. На курсах подготовки педагогов основное внимание уделялось тестированию учащихся для обследования окружающей их среды и исследованию психических свойств и процессов. На основе результатов этих тестов проводилось комплектование учебных групп и отбор детей во вспомогательные школы [5]. В дальнейшем такой подход был подвергнут критике, так как результаты тестирования оказались недостаточными для формирования психолого-педагогического заключения о ребенке, возникла необходимость учитывать взаимосвязь социальных, культурных и образовательных факторов, влияющих на формирование личности.
Если обратиться к содержательной части программ подготовки педагогов, в профессиональном самоопределении обучающихся
большую часть занимает технология и методика трудового воспитания. В советское время школа стала политехнической. Гуманитарные аспекты образования реализовывались в меньшей степени и были связаны с формированием нравственных норм и морали. К содействию личностному самоопределению обучающихся готовили учителей музыки, рисования, литературы.
В 30-е годы большое внимание в педагогической теории уделялось возрастной периодизации и соответствующим возрастным особенностям детей, которые рассматривались П.П. Блонским, Л.С. Выготским [6, 12]. Этот вопрос вошел в учебные программы педагогики и методики преподавания в учебных заведениях. Из постановления Наркомпроса 1933 года следовало, что учителя школ должны были владеть способами диагностики способностей учащихся с целью поднятия качества образовательной и воспитательной работы и укрепления сознательной дисциплины. Следующим вопросом подготовки будущих педагогов была работа с трудными детьми, работа по профилактике детской трудновос-питуемости, профориентационная работа [5].
Учителя школ проходили переподготовку, осуществляемую областными и региональными методическими центрами в форме консультаций, семинаров и курсов. Эти же методические центры осуществляли практическую помощь в работе с неблагополучными детьми. Педагоги в рамках повышения квалификации выполняли индивидуальные задания по обследованию развития детей и установления взаимосвязи уровня воспитания и обучения с интеллектуальным развитием, политехническим кругозором, словарным запасом. На базе этих данных строились выводы о возможности педагогического содействия и индивидуального подхода в образовании. Накопление теоретических знаний было отражено в первых учебных пособиях для студентов педагогических вузов А.Д. Сазонова и Н.Н. Чистякова.
Вопрос подготовки педагогов к содействию самоопределению обучающихся также рассматривается в системе повышения квалификации педагогических кадров на базе дополнительного профессионального образования. Исторически целью этой системы было повышение качества образовательных услуг, создание условий для профессионального общения и совершенствования. Также на курсах
повышения квалификации педагогов задавалась и реализовывалась образовательная политика государства, обусловленная конкретной исторической эпохой. Так, в 1918 году было издано «Положение о единой трудовой школе», которое предполагало внедрение программ повышения квалификации педагогов с целью популяризации трудового обучения среди школьников [15]. С 20-х по 50-е годы программы повышения квалификации педагогов имели ярко выраженный политический характер, так как педагог являлся проводником между государством и подрастающим поколением в становлении идеалов и в сопровождении жизненного выбора.
Таким образом, подготовка педагогов к содействию самоопределению обучающихся с 1917 по 1950-е годы быстро развивалась и велась в нескольких направлениях, которые обозначены в следующей блок-схеме (рис. 1).
Пришли сталинские времена, и идею профориентации, которая изначально означала свободу выбора профессии, свели к тоталитарному навязыванию трудового обучения для последующего трудоустройства по рабочим специальностям. Однако нельзя сказать, что это означало отказ от профориентацион-ной работы. Она велась под лозунгом «Кадры решают все!» и относилась к ведомству парткомов и комитетов комсомола. Они выбирали талантливых и целеустремленных молодых людей для обучения и трудоустройства в стратегически важных областях. В такой момент о личных интересах мало кто спрашивал, давили на идеологию коммунизма.
Такое состояния отрасли профессионального самоопределения наблюдалось до 50-х годов. Проблемы школьной профориентации не исследовались, ориентация на свободу выбора была запрещена [34]. В 60-е годы возобновились исследования в области психологии и педагогики по данному вопросу. Были открыты лаборатории при НИИ для исследования профориентации школьников. Период хрущевской оттепели был ознаменован возвращением проблем профориентации в науку, хотя на практике педагоги реализовывали лишь коммунистические призывы: «Всем классом на ферму! ... на завод! ... на комсомольскую стройку!». Скорее всего, стране тогда были важнее интересы народного хозяйства и обороноспособности, чем вопросы личностного роста и самоопределения. Проф-ориентационная деятельность ушла из школы, как ни странно, в ведомство оборонных предприятий, на базе которых открывались проф-ориентационные службы.
Однако преувеличение функции труда было не всегда обосновано и в 70-е годы XX века подверглось критике. Ученые стали не только доказывать важность труда, но и исследовать внутренние мотивы трудовой деятельности, что и стало первыми попытками обоснования и выявления такого понятия, как самоопределение. К 80-м годам оно уже вошло в научный оборот и использовалось многими учеными, такими как Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн [21, 26]. Они рассматривали самоопределение как социальный процесс становления личности, вхождения
Рис. 1. Направления подготовки педагогов к содействию самоопределению обучающихся
ее в определенную социальную среду и усвоение ею норм, правил и ценностей этой среды. В то же время самоопределение рассматривалось с философской точки зрения как поиск смыслов. Происходит разделение понятия самоопределения на личное, профессиональное и социальное. Вышеупомянутые ученые говорят о том, что самоопределение необходимо для личностного роста, может изменяться в течение жизни согласно новым целям, сопутствующим реалиям и обстоятельствам. Теперь в науке выбор профессии рассматривается как один из этапов самореализации, хотя, по словам некоторых ученых (Л.И. Божович, И.С. Кон) является самым значимым. Изменение в подходах к профессиональному самоопределению требовало серьезной работы с педагогическим составом, чтобы сменить установки коллективизма на рассмотрение интересов личности.
1980-е годы можно назвать временем возрождения профориентационной работы в школах: создавались школьные психологические службы, началась активная подготовка профконсультантов. Интерес к данной сфере был вызван государственной политикой М.С. Горбачева, который выступал за расширение прав и свобод граждан [13].
Можно сказать, что в советской России процесс профессионального самоопределения рассматривался односторонне в угоду государственной политике, но он рассматривался емко и глубоко. Идея политехнической школы основывалась на работе педагогов с детьми, именно они прививали им ценность труда на благо общества. Демократизация общества в 1990-х годах привела к остановке работы по профессиональному самоопределению вообще, о чем говорят следующие исторические факты. «Закон о занятости населения» 1991 года перевел вопросы профориентации из школы в ведомство службы занятости. Закон РФ «Об образовании» 1992 года резко сократил финансирование школ и прежде всего профориентационную работу.
В это время вопросом самоопределения обучающихся не занималось ни Минобразования, ни Минтруда. Очень многое было упущено и прежде всего в самоопределении поколения 90-х, которое не могло самоопределиться в стремительно меняющихся условиях экономики. Более того, молодые люди не могли найти поддержки и сопровождения при выборе жизненного пути ни со стороны роди-
телей, которые воспитывались в советской школе, ни со стороны учителей, которые не получали должной переподготовки, чтобы оказать какое-либо содействие. Современное состояние системы содействия самоопределению обучающихся Повышение уровня безработицы, снижение уровня жизни привели к тому, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков пришлось вновь обратиться к вопросу самоопределения. С 90-х годов стала обновляться система образования в школах: вводились новые предметы, целью которых было расширить кругозор учащихся, познакомить их с современными тенденциями развития общества. Образовательные программы менялись и ориентировались на личные потребности учащихся, предлагались предметы по выбору, профильная дифференциация в старших классах. Однако не хватало специалистов-профконсультантов, которые могли бы сопровождать самоопределение обучающегося, исходя из многолетнего наблюдения за его успехами, интересами, талантами, а педагоги на себя такую функцию не брали в связи с неподготовленностью вести данную деятельность. В конце 90-х годов в российской педагогике начался этап гуманистических ориентаций, который позволил развивать систему образования таким образом, что каждый ребенок получает возможность реализации и развития своих интересов.
Одновременно с развитием профориентации в науку входит термин самоопределения. В 2000-е годы особое внимание уделялось изучению внешних факторов на самоопределение в общем и в частности на выбор профессии. Данная тема вновь обсуждается на конференциях и форумах. Отличительной особенностью современного подхода к самоопределению по сравнению с опытом советской школы стал событийный подход. В советской педагогике профориентация подразумевала долгосрочный ежедневный труд над формированием личности и интересов обучающихся, теперь мероприятия, направленные на содействие самоопределению, носят стихийный характер, связаны с освоением большого бюджета и приглашением «важного» гостя. Качественная подготовка педагогов к содействию самоопределению обучающихся заменена системой грантов, за которые идет борьба не как за научную деятельность, а как за способ дополнительного заработка [23].
Со сменой политического строя система повышения квалификации педагогов обратила внимание на такие вопросы, как личностно-ориентированный подход, ориентация на индивидуальность и непрерывность образования. В рамках гуманистического подхода назрела необходимость развития готовности педагогов содействовать самоопределению обучающихся. На курсах повышения квалификации рассматривались такие вопросы, как личностное, социальное и профессиональное самоопределение.
Одним из самых важных документов, определяющим дальнейшее направление дополнительного образования педагогов, стала концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, принятая в 2002 году. Теперь задачей педагога стало содействие определению направления подготовки в старших классах согласно способностям и стремлениям учащегося. Педагоги осваивали такие компетенции, как способность ориентироваться в разнообразии профессий, выявлять личные предпочтения и склонности учащихся, сопровождать индивидуальное развитие обучающихся. Данное направление стало особенно актуальным в настоящее время, но в связи с меняющимися тенденциями развития общества требует постоянной корректировки, доработки и усовершенствования.
Итак, современное состояние системы содействия самоопределению нельзя рассматривать в отрыве от ее исторических предпосылок. Процесс развития содействия самоопределению обучающихся в России с конца XIX века и по сегодняшний день можно рассматривать как систему, которой свойственны этапы зарождения, становления, зрелости распада и преобразования. Краткий исторический анализ развития данного вопроса представлен в следующей схеме (рис. 2).
Рассмотрев развитие педагогического сопровождения самоопределения личности как систему, можно сделать вывод, что в данный момент эта отрасль находится на этапе зарождения новой дочерней системы, но еще присутствуют элементы, не восстановленные после периода распада. Одним из этих элементов является подготовка педагогов к содействию самоопределению обучающихся, которая не имеет достаточно разработанную теоретическую и практическую базу, но явно отражена в социальном заказе.
Согласно статье 3 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в сфере образования является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания». Таким образом, возможность самоопределения обучающихся закреплена в главном законодательном документе Российской Федерации, на основании которого разработаны другие нормативно правовые акты.
Согласно особенностям возрастного психического развития процесс самоопределения обучающихся наиболее значим и требует педагогического сопровождения на этапе основного общего и среднего общего образования (7-11-е классы). Федеральные государственные образовательные стандарты для данной категории обучающихся направлены на «воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Предполагается развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформиро-ванность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы».
В настоящее время в Российской Федерации внедрен национальный проект «Образование» со сроком реализации до конца 2024 года. Одной из его задач является подготовка соответствующих профессиональных кадров, их
Платонова Л.Д. Историческое развитие и современное состояние
системы содействия самоопределению обучающихся
Материнская система
(противоречива, не способна далее выполнять свои функции) • Конец 19 века-до 1917
года
Профориентация на низком уровне
Распад (преобразование)
• С1950 года диктатура власти
• Неустойчивое развитие
• С 1991 смена политического строя
■ Сокращение фин ансирования образования
Становление дочерней системы
количественные накопления, дифференциация н интеграция, появление признаков нового качества
• с 1917 года
• Трудовое воспитание
• Определение профессионального выбора партией и комсомолом
Зрелость системы
определенность состава, структуры, функций с новыми качествами
• Профориентационная подготовка вожатых
• Применение педологии в школе
Зарождение новой дочерней системы
• С 2000 года
• Реформы в образовании, государственные программы, гранты
Рис. 2. Система развития педагогического сопровождения самоопределения личности
переподготовка и повышение квалификации. В профессиональном стандарте указано, что педагогу необходимо знать «основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализацию личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики».
Несмотря на неоднократное упоминание содействия самоопределению как одному из компонентов образовательного процесса, на практике готовность обучающихся к самоопределению находится на низком уровне, что является следствием недостаточной подготовки педагогов к реализации данной функции.
В ряде научных работ [1, 4, 30] отмечено, что не все педагоги владеют знаниями, методикой и умеют практически осуществлять работу по содействию самоопределению обучающихся. Это связано с высокой загруженностью, предпочтением использования общего подхода ко всем ученикам, приоритетом использования консервативных методик. В.А. Адольф в статье «Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников» отмечает, что у 18,2 % старшеклассников несамостоятельный уровень личностного самоопределения, ориентированно-самостоятельный - у 66,4 % и продуктивно-самостоятельный - только у 15,4 %.
Для создания условий самоопределения личности необходимо создать системное взаимодействие, объединяющее службы занятости, образовательные организации, муниципальные службы по труду, научные исследования. По данным исследований РАО, 50 % учащихся не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46 % респондентов ориентированы на поддержку взрослых; 67 % не имеют представления о научных основах выбора профессии; 44 % не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда [30]. Такая ситуация говорит о несфор-мированном самоопределении у подростков и о необходимости педагогического содействия.
На основании проекта основной образовательной Программы среднего общего образования, утвержденного Министерством просвещения РФ 28 июня 2016 года, можно сделать вывод, что перед педагогом для содействия самоопределению обучающихся ставятся следующие задачи:
1) обновлять содержание обучения таким образом, чтобы оно соответствовало современному развитию отрасли, пробуждало интерес к его изучению, имело связь с будущей профессиональной направленностью;
2) обращать внимание на связь теоретических знаний, полученных в школе, с их применением в той или иной профессии на практике;
3) развивать самостоятельность обучающихся в поиске и применении знаний, поддерживать мотивационный компонент на высоком уровне;
4) учитывать индивидуальные интересы учащихся, сопровождать развитие их знаний, содействовать дальнейшему профессиональному выбору;
5) реализовывать воспитательный компонент, прививать чувство патриотизма, нравственности, моральные устои и принципы.
Однако на практике эти требования выполняются лишь формально. Часто образовательный процесс ведется в рамках субъект-объектных отношений и сводится лишь к заучиванию и репрезентации материала. Учащимся не предоставляется возможность выражения собственного мнения, самостоятельного анализа, более глубокого погружения в интересующую отрасль.
Обобщим признаки профессиональной
деятельности учителя, способствующие самоопределению обучающихся, обозначенные в работах некоторых исследователей этой проблемы: Е.А Климова, А.Г. Миронова, Е.В. Ворониной, Е.В. Ананьиной. Во-первых, педагог должен организовать взаимодействие старшеклассников с педагогами, психологами, работодателями, инженерами, представителями учебных заведений профессионального образования, государственными служащими, обеспечивающее постижение выбираемой профессии школьником через личность профессионала и его опыт [17].
Во-вторых, в содействии самоопределению обучающихся важную роль играет региональный компонент, реализация которого позволит сформировать профессиональные кадры, требующиеся для развития региона, снизит отток молодых специалистов из экономически значимых отраслей. В рамках содействия самоопределению следует формировать положительный образ региона за счет раскрытия его потенциала для самореализации молодежи [23].
Следующим фактором профессиональной деятельности педагога, способствующим самоопределению обучающихся, является поддержка актуально присутствующих у школьника способностей, интересов и поддержка тех качеств, которые потенциально могут находиться в зоне ближайшего развития подростка [11]. Педагог может реализовывать данные функции через создание специально-организованных ситуаций-событий, проживая которые учащийся приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и взаимоотношения с ними [3].
Таким образом, можно выделить следующие признаки профессиональной деятельности педагога, которые способствуют самоопределению обучающихся: определение практической значимости знаний, взаимодействие с профессиональными учебными заведениями и работодателями, раскрытие потенциала региона, развитие способностей и интересов учащихся, повышение ценностности образования, личное саморазвитие педагога.
Однако есть признаки профессиональной деятельности педагога, которые препятствуют самоопределению обучающихся [23]. Главным признаком является отсутствие мотивации педагогов начальной и средней школы к организации раннего самоопределения обучающихся, содействия в получении ими до-
полнительного (предпрофессионального) образования. Очень часто помощь в самоопределении «однобокая» и заключается лишь в выборе профессии и учебного заведения вместо комплексного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Взаимодействие между учениками, педагогами, родителями, работодателями, государственными службами трудоустройства в решении профориентационных задач недостаточно выстроенное, а зачастую отсутствующее. Многие педагоги имеют устаревшие представления о престижных специальностях, не соответствующих реальным потребностям современного рынка труда вследствие незнания перспектив развития региона и внутренних противоречий в выборе профессии.
Учитывая разработанность признаков профессиональной деятельности педагогов, способствующих или препятствующих самоопределению обучающихся, можно выделить следующие основания для оценки наличия или отсутствия данного признака:
1) осуществление связи полученных знаний с их практическим применением;
2) организованность взаимодействия старшеклассников с педагогами, психологами, работодателями, представителями учебных заведений профессионального образования;
3) обозначение и разъяснение перспективы развития региона и рынка труда;
4) проведение работы по развитию индивидуальных интересов и способностей обучающихся;
5) наличие внутренней убежденности педагога в необходимости содействия самоопределению и мотивация к осуществлению данной деятельности;
6) саморазвитие и повышение уровня квалификации в вопросе содействия самоопределению обучающихся.
Данные основания являются общими для всего образовательного процесса, но так как содержательная сторона изучаемых предметов неоднородна, их реализация будет варьироваться согласно отрасли знаний. Поэтому имеет смысл уточнить функции педагогов, разделив школьные предметы на гуманитарные, естественнонаучные и математические, а профессиональное качества - на квалификационные и нравственные. Исходя из специфики предметов, большая часть работы по сопровождению самоопределения приходится на учите-
лей гуманитарных предметов. Так, например, учителя литературы могут содействовать личному самоопределению через примеры отрицательных и положительных героев, обсуждая их поступки, делая выводы и тем самым направляя поведение обучающихся, прививая им нормы этики. Учителя истории воспитывают ценностное отношение к родине, уважение к прошлому, чувство патриотизма и гордости за историю своей страны. Учителя обществознания формируют гражданскую позицию, определяют роль гражданина в обществе как субъекта отношений, определяют гражданскую ответственность.
Важную роль на этапе содействия самоопределению обучающихся играет личный пример педагога, поскольку он выполняет не только обучающую, воспитывающую и развивающую функцию, но еще и этическую. Педагог должен транслировать личную убежденность в необходимости знаний, следовать моральным и этическим принципам, быть высокоразвитой личностью. В быстро меняющейся образовательной среде педагог должен быть готов к постоянному саморазвитию и самообразованию.
Педагог на личном примере должен убедить обучающихся в ценности образования, добиться того, чтобы обучающийся сам был убежден, что ему нужно получить знания, которые в дальнейшем помогут ему реализоваться в личном, гражданском и профессиональном плане. Функция педагога - сопровождать обучающегося в самоопределении, а не навязывать ему свои убеждения, а это возможно только при субъект-субъектных отношениях в образовательном процессе. В этом случае педагог становится соратником, с помощью которого достигаются цели обучающегося. Таким образом, одной из главных задач содействия самоопределению является становление ценностного отношения к образовательному процессу.
Исторические предпосылки развития системы педагогического сопровождения самоопределения личности и современное состояние этой отрасли дают предпосылки для разработки программ обучения педагогов приемам содействия самоопределению обучающихся. При разработке данных программ необходимо учитывать следующие современные тенденции в образовании:
• глобализация и интернационализация образовательного процесса;
• развитие электронного дистанционного образования;
• индивидуализация образовательного пути с учетом интересов и склонностей обучающихся;
• выявление склонностей развития личности на раннем этапе для дальнейшего развития;
• специализация обучения в старших классах;
• гуманистический подход.
Современный ФГОС 3++ по подготовке
педагогов не предполагает овладение фундаментальными знаниями о процессе самоопределения обучающихся. Поэтому необходимые изменения нужно внести как на уровне базового педагогического образования, так и на уровне программ дополнительного образования педагогов. Необходимость разработки и внедрения дополнительной образовательной программы по подготовке педагогов к содействию самоопределению обучающихся доказана в исследованиях деятельности педагогов, классных руководителей и тьюторов. Результаты констатирующего эксперимента Н.П. Бур-натовой и В.И. Дружинина показали, что 25,5 % учителей находятся на высоком уровне компетентности; 49,8 % - на среднем уровне; 27,8 % - на низком уровне компетентности по содействию самоопределению обучающихся [9].
Содействие самоопределению обучающихся входит в профессиональные функции классных руководителей. Оценка целесообразности дополнительной подготовки будущего педагога к сопровождению самоопределения старшеклассников, проведенная Л.В. Ку-рочкиной, позволяет отметить, что 76,25 % респондентов осознают значимость этой работы с учащимися и необходимость подготовки к ней (65,62 %). По результатам этого исследования знания общепрофессиональных дисциплин недостаточно для эффективного осуществления педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников, так как значительная часть молодых педагогов (31,87 %) и студентов-практикантов (15,21 %) испытывают недостаток методических знаний, необходимых для реализации педагогического сопровождения самоопределения школьников [20].
В данный момент в систему образования введена новая структурная единица - учитель-тьютор. Одной из задач его деятельности яв-
ляется содействие самоопределению обучающихся. Однако по результатам исследований готовность тьюторов к сопровождению самоопределения школьников находилась на низком уровне. Мотивационный критерий: 80 % низкий и средний; деятельностный критерий: 80 % низкий; аналитический: 60 % низкий [27].
Таким образом, по данным последних исследований по выявлению уровня готовности педагогов к содействию самоопределению обучающихся можно сделать вывод, что педагоги не обладают достаточными профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также недостаточно демонстрируют внутреннюю мотивацию и осуществляют содействие самоопределению обучающихся не в полном объеме. Данная ситуация противоречит целям образовательного процесса, отраженным в социальном заказе и нормативных документах отрасли. В современной образовательной системе назрела необходимость внедрения программы дополнительного образования педагогов по содействию самоопределению обучающихся.
Результаты и их обсуждение
Ретроспективный анализ педагогического содействия самоопределению обучающихся подтверждает цикличность развития данной отрасти и ее зависимость от государственной политики и социального заказа. В настоящее время обострилось противоречие между социальным заказом на готовность обучающихся к самоопределению и уровнем подготовки педагогов к содействию самоопределению.
Для повышения уровня готовности педагогов к содействию самоопределению обучающихся необходимо разработать программу подготовки и переподготовки педагогических кадров, которая должна включать решение практических задач содействия самоопределению, основываясь на теоретических знаниях. В нашем представлении нужно внедрение системы, которая могла бы обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, организацию его развития по индивидуальной траектории согласно его склонностям и интересам, что впоследствии будет содействовать его самоопределению. Такие программы должны включать основы психодиагностики, методы индивидуального подхода, сопровождение в решении практических задач. Целью данного курса должно быть содействие педагогу в определении особенностей учащихся и
в дальнейшем построении индивидуального плана работы для содействия самоопределению.
Выводы
Данная статья представляет собой обобщение исторического опыта по вопросу содействия самоопределению обучающихся, анализирует готовность педагогов к выполнению этой функции, описывает современное состояние отрасли, обосновывает необходимость внедрения дополнительных образовательных программ, повышающих готовность педагогов к содействию самоопределению обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы для планирования мероприятий по оценке готовности педагогов к содействию самоопределению обучающихся, при разработке программ дополнительного образования и повышения квалификации педагогов.
Литература
1. Адольф, В.А. Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников / В.А. Адольф // Известия Сарат. ун-та. Новая серия. Сер. «Акмеология образования. Психология развития». - 2016. -Т. 5. - № 1 (17). - С. 82-86.
2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. - М. : Наука, 1977. - С. 246-247.
3. Ананьина, Е.В. Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению / Е.В. Ананьина // Человек. Спорт. Медицина. - 2007. - № 6. - С. 78.
4. Апостолов, О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы перспективы) / О.П. Апостолов. - М. : ИП Тата-ринов Михаил Васильевич, 2011. -184 с.
5. Баранов, В.Ф. Педологическая служба в советской школе 20-30-х гг. / В.Ф. Баранов // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. -С. 100-112.
6. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блон-ский. -М.: Педагогика, 1979.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. - 348 с.
8. Боткова, В. К. Генезис понятия «Карьерные стратегии молодёжи»: социально-культурный анализ / В.К. Боткова // Вестник
Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. -№ 6 (74). - С. 117-122.
9. Бурнатова, Н.П. Формирование готовности педагогов к профориентационному содействию школьникам: дис. ... канд. пед. наук /Н.П. Бурнатова. - Челябинск, 2004.
10. Буров, К. С. Профессиональное самоопределение как научное понятие / К.С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 4. - С. 57-67.
11. Воронина, Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е.В. Воронина // Концепт. - 2013. - № 4. -С. 94-99.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
13. Горбачёв, М.С. Избранные речи и статьи / М.С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1987.
14. Гриценко, Т.И. Подготовка специалистов для организации деятельности пионерского движения в условиях педагогического колледжа / Т.И. Гриценко // Роль школы в воспитании подрастающего поколения (к 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской). -2019. - С. 118—123.
15. Егорова, Р. И. Историко-философский аспект раскрытия сущности педагогического сопровождения личности / Р.И. Егорова // Наука и образование. - 2007. - № 1. - С. 94-99.
16. Зубкова, Н.К. Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогов в России / Н.К. Зубкова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2013. - № 9 (137). -С. 18-25.
17. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климова. -М. : Академия, 2004. - 304 с.
18. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. -С. 255-255.
19. Крупская, Н.К. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми / Н.К. Крупская. - М. : Директ-Медиа, 2014.
20. Курочкина, Л. В. Формирование готовности будущего педагога к деятельности классного руководителя по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников: дис. . канд. пед. наук / Л.В. Курочкина. - Йошкар-Ола, 2015. - 198 с.
21. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности /Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл. - 1993.
22. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. -С. 192-192.
23. Миронов, А.Г. Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях / А.Г. Миронов // Казан. пед. журнал. - 2015. - № 6. -С. 89-90.
24. Москаленко, О.В. Роль знаний в построении карьеры человека / О.В. Москаленко // Акмеология. - 2014. - № 3-4. - С. 115-116.
25. Пряжников, Н. С. Профориентология / Н. С. Пряжников. - М. : Юрайт, 2017. - 405 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издат. дом «Питер», 1998.
27. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов. - М. : Просвещение, 1988.
28. Сардушкина, Ю.А. Повышение эффективности профориентационной работы среди учащихся старших классов в системе профилизации школы / Ю.А. Сардушкина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2011. - № 6. -С. 126-132.
29. Севрюкова, А.А. Развитие готовности тьюторов общеобразовательной организации к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся / А.А. Севрюкова, Д.Ф. Ильясов, О.А. Костенко //Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2018. - № 8 (197). -С. 102-109.
30. Сериков, Г.Н. Факторы педагогического влияния на качество самоопределения обучающихся / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, К.С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 3. - С. 22-36.
31. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. - М. : Просвещение, 1968.
32. Чистяков, Н.Н. Профессиональная ориентация молодежи / Н.Н. Чистяков. -Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 1988. - 85 с.
33. Чистякова, С.Н. Концептуальные основания подготовки педагогов к профессиональной ориентации обучающихся / С.Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, И.И. Соколова // Педагогика. - 2017. - №. 2. - С. 84-96.
34. Чурекова, Т.М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Т.М. Черекова, Г.А. Грязнова. - Кемерово, 2014. -162 с.
Платонова Любовь Давидовна, педагог дополнительного образования, МУ ДО «Красноармейский центр дополнительного образования детей», с. Миасское, Красноармейский район, Челябинская область; аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности Политехнического института, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Поступила в редакцию 6 июня 2021 г.
DOI: 10.14529/ped210304
HISTORICAL DEVELOPMENT AND CURRENT STATE OF STUDENTS' SELF-DETERMINATION SUPPORTING SYSTEM
L.D. Platonova1,2, [email protected]
1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2Education Centre for Optional Education of Children in Krasnoarmeyskiy area, Miasskoye village, Krasnoarmeisky district, Chelyabinsk region, Russian Federation
One of the tasks of the modern educational process is to support students' self-determination in personal, social and professional spheres. The successful implementation of this task depends on the professional skills of teachers and ensures the formation of students' worldview, a strategy for their development and self-realization in accordance with social, moral and ethical norms. However, in practice, the readiness of
teachers to complete this task is not sufficient for its successful implementation. This article is an attempt to systematize the historical background for the development of training teachers to support students' self-determination, to identify the teachers' functions to support students' self-determination, to determine the readiness of teachers to support students' self-determination. The methods of comparative analysis and synthesis of scientific knowledge were used. The results of this study can be used to plan activities to estimate the teachers' readiness for students' self-determination support, for programs of additional education and teachers' advanced training.
Keywords: students' self-determination, professional self-determination, personal self-determination, civil self-determination, teacher's readiness to support self-determination, signs of professional activity.
References
1. Adol'f V.A. [Training Teachers for Work with Personal Self-Determination of High School Children]. Bulletin of the Saratov University. New Episode. Ser. Acmeology of Education, 2016, vol. 5, no. 1 (17), pp. 82-86. (in Russ.)
2. Anan'ev B.G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [About the Problems of Modern Human Science]. Moscow, Nauka Publ., 1977, pp. 246-247.
3. Anan'ina E.V. [Pedagogical Assistance in the Formation of High School Students' Readiness for Professional Self-determination]. Chelovek. Sport. Meditsina, 2007, no. 6, р. 78. (in Russ.)
4. Apostolov O.P. Professional'naya orientatsiya v Rossii (opyt, problemy perspektivy) [Professional Orientation in Russia (Experience, Perspective Problems)]. Moscow, IP Tatarinov Mikhail Vasil'evich, 2011. 184 p.
5. Baranov V.F. [Pedological Service in the Soviet School of the 20-30s.]. Psychology Issues, 1991, no. 4, pp. 100-112. (in Russ.)
6. Blonskiy P.P. Izbrannye pedagogicheskie i psikhologicheskie sochineniya [Selected Pedagogical and Psychological Works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1979.
7. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of Personality Formation: Selected Psychological Works]. Moscow; Voronezh, Institut prakticheskoy psikhologii Publ., 1995. 348 a
8. Botkova V.K. [The Genesis of the Concept "Career Strategies for Youth": Sociocultural Analysis]. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 2016, no. 6 (74), p. 117-122. (in Russ.)
9. Burnatova N.P. Formirovanie gotovnosti pedagogov k proforientatsionnomu sodeystviyu shkol'nikam. Dis. kand. ped. nauk [Formation of Teachers' Readiness for Career Quidance Assistance to Schoolchildren. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2004.
10. Burov K.S. [Professional Self-determination as a Scientific Concept]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2017, vol. 9, no. 4, pp. 57-67. DOI: 10.14529/ped170407
11. Voronina E.V. [Pedagogical Support for the Formation of Readiness for Professional Self-Determination of Schoolchildren]. Concept, 2013, no. 4, pp. 94-99. (in Russ.)
12. Vygotskiy L.S., Davydov V.V. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical Psycology]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 1996. 536 p.
13. Gorbachev M.S. Izbrannye rechi i stat'I [Selected Speeches and Articles]. Moscow, 1987.
14. Gritsenko T.I. [Training of Specialists for Organizing the Activities of the Pioneer Movement in the Conditions of a Pedagogical College]. The Role of the School in the Upbringing of the Younger Generation (to the 150th Anniversary of the birth of N.K. Krupskaya), 2019, pp. 118-123. (in Russ.)
15. Egorova R.I. [Historical and Philosophical Aspect of Disclosing the Essence of Pedagogical Support of a Person]. Science and Education, 2007, no. 1, pp. 94-99. (in Russ.)
16. Zubkova N.K. [Development and Improvement of the Professional Development System for Teachers in Russia]. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2013, no. 9 (137), pp. 18-25. (in Russ.)
17. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 304 p.
18. Kon I.S. Psihologiya ranney yunosti [Psychology of Early Adolescence]. Prosveshchenie Publ., 1989. 255 p.
19. Krupskaya N.K. Detskoe kommunisticheskoe dvizhenie. Pionerskaya i komsomol'skaya rabota. Vneshkol'naya rabota s det'mi [Children's Communist Movement. Pioneer and Komsomol Work. Extracurricular Activities with Children]. Moscow, 2014.
20. Kurochkina L.V. Formirovanie gotovnosti budushchego pedagoga k deyatel'nosti klassnogo ru-kovoditelya po pedagogicheskomu soprovozhdeniyu professional'nogo samoopredeleniya starsheklass-nikov. Dis. kand. ped. nauk [Formation of the Future Teacher's Readiness for the Activities of the Class Teacher in Pedagogical Support of Professional Self-determination of High School Students. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Yoshkar-Ola, 2015. 198 p.
21. Leont'ev D.A. Ocherkpsihologii lichnosti [Essay on Personality Psychology]. Moscow, Smysl Publ., 1993.
22. Markova A.K., Matis T.A., Orlov A.B. Formirovanie motivatsii ucheniya [Formation of Motivation for Learning]. Prosveshchenie Publ., 1990, pp. 192-192.
23. Mironov A.G. [Problems of Organizing Professional Guidance Activities of Students in Modern Conditions]. Kazan Pedagogical Journal, 2015, no. 6, pp. 89-90. (in Russ.)
24. Moskalenko O.V. Rol' znaniy v postroenii kar'ery cheloveka [The Role of Knowledge in Building a Person's Career]. Akmeologiya Publ., 2014, no. 3-4, pp. 115-116. (in Russ.)
25. Pryazhnikov N.S. Proforientologiya [Professional Guidance]. Moscow, Yurayt Publ., 2017. 405 p.
26. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Foundations of General Psychology]. Izda-tel'skiy dom "Piter" Publ., 1998.
27. Sazonov A.D. Professional'naya orientatsiya uchashhikhsya [Professional Orientation of Students]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988.
28. Sardushkina Yu. A. [Increasing the Effectiveness of ProfessionalGuidance Work among High School Students in the School Profiling System]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2011, no. 6, pp. 126-132. (in Russ.)
29. Sevryukova A.A., Il'yasov D.F., Kostenko O.A. [Development of the Readiness of Tutors of a General Educational Organization to Support the Professional Self-determination of Students]. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2018, no. 8 (197), pp. 102-109. (in Russ.)
30. Serikov G.N., Serikov S.G., Burov K.S. [Factors of pedagogical influence on the quality of self-determination of students]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2017, vol. 9, no. 3, pp. 22-36. DOI: 10.14529/ped170302
31. Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya [Selected Pedagogical Works]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968.
32. Chistyakov N.N. Professional'naya orientaciya molodezhi [Professional Guidance of Youth]. Kemerovo, Kemerovskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 1988. 85 p.
33. Chistyakova S.N., Rodichev N.F., Sokolova I.I. [Conceptual Foundations of Training Teachers for Professional Guidance of Students]. Pedagogy, 2017, no. 2, pp. 84-96. (in Russ.)
34. Churekova T.M., Grjaznova G.A. Samoopredelenie i professional'naya orientaciya uchash-chikhsya [Self-Determination and Professional Guidance of Students]. Kemerovo, 2014. 162 p.
Received 6 June 2021
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Платонова, Л.Д. Историческое развитие и современное состояние системы содействия самоопределению обучающихся / Л.Д. Платонова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2021. -Т. 13, № 3. - С. 45-58. БО!: 10.14529^210304
Platonova L.D. Historical Development and Current State of Students' Self-Determination Supporting System. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2021, vol. 13, no. 3, pp. 45-58. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped210304