УДК 373.5.047:81-13
DOI: 10.14529/ped210102
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ ЛИНГВИСТИКИ
И МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ
КАК РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Е.Н. Ярославова, Ю.В. Полякова, Л.И. Шестакова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
В социальной ситуации развития старшеклассников важным является учебно-профессиональное самоопределение, в результате которого осуществляется выбор учебно-профессионального направления и в дальнейшем - профессионального образования. Несмотря на наличие интересных практик в деятельности образовательных организаций, профориентационная работа не всегда эффективна и требует новых подходов к ее организации, основанных на идее непрерывного педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Задачами педагогического сопровождения являются содействие старшеклассникам в выборе сферы будущей деятельности, а также развитие компетенций, необходимых для самостоятельной ориентации. В статье описана технология педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, реализуемая в рамках деятельности Малой академии Института лингвистики и международных коммуникаций (ИЛиМК) ЮУрГУ.
Для выявления приемов и форм педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников были использованы методы обзора научной литературы и анализа педагогических практик; анкетирование и анализ статистических данных применялся для определения продуктивности этого направления деятельности Малой академии. В результате сделан вывод, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся заключается в создании профориентационного пространства как системы возможностей для самостоятельного свободного выбора обучающимися своей профессиональной деятельности с целью саморазвития и самореализации; актуализация профессионального самоопределения личности инициируется образовательными событиями. Определены этапы, приемы и формы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Данные анкетирования и статистики позволили наметить пути совершенствования работы Малой академии.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, профориентационное пространство вуза.
Введение
Задача формирования системы выявления, поддержки и развития способностей у подрастающего поколения, реализации их интересов в различных видах деятельности, направленной на профессиональную ориентацию и самоопределение, обозначена в качестве приоритета в национальном проекте «Образование» [9]. Доказано, что успешная профессиональная карьера начинается сегодня фактически на этапе обучения в школе. Ее необходимыми условиями являются своевременный и осознанный выбор профиля обучения и траектории профессионального образования, углубленное изучение предметов и развитие компетенций в соответствующих областях, формирование мотивации к труду и навыков ответственного
трудового поведения, в том числе с учетом выявленных талантов [4, с. 143-144].
При этом в условиях быстрых изменений рынка труда, многообразия образовательных услуг подходы к профессиональному самоопределению, профильному и предпрофессио-нальному обучению требуют систематизации и научного обоснования. Они должны строиться «нелинейно», гибко, с опорой на выбор обучающегося и с возможностью сочетания курсов из разных предметных областей по его выбору и при необходимости с коррекцией маршрута на основе опытной проверки интересов и возможностей ребенка, а также характеристик рынка труда [4, с. 144].
В деятельности образовательных учреждений накоплен существенный опыт локаль-
ных интересных практик и реализации успешных проектов, однако, как показывают исследования, профориентационная работа не всегда результативна, при этом наблюдается отложенный выбор профессии [17]. Исходя из этого, система поддержки профессионального самоопределения должна включать комплекс мероприятий, включающий диагностику склонностей и способностей (понимания сильных сторон и собственных ограничений), знакомство с профессиями и тенденциями рынка труда, освоение навыков выбора профессии и построения карьеры, профессиональные пробы и др. [15].
Профессиональное самоопределение обучающихся начинается в старших классах школы. Это период ранней юности, который характеризуется психологами как период реалистической оптации, где важной задачей становится выбор профессии. В данный период профессиональные планы расплывчаты и аморфны, профессиональные намерения диф-фузны и неопределённы [1]; они еще не обладают достаточным жизненным опытом; находятся под воздействием постоянно возрастающего потока информации. Ведущим типом деятельности становится учебно-профессиональная. Именно потребность в самоопределении является детерминантом социальной ситуации развития старшеклассников (А.Г. Ас-молов, Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.А. Климов, Д.Б. Эльконин и др.). Это стадия «вторичной реалистичной оптации» (Э.Ф. Зеер) профессионального самоопределения личности, которая проявляется в ее намерениях и устремлениях, проявлении не только познавательных, но и профессиональных интересов, формировании жизненных планов. Способами профессионального самоопределения являются ситуативный выбор учебно-профессионального направления и выбор профессионального образования [1, с. 116].
При этом выбор будущей профессиональной карьеры школьниками сопровождается рядом противоречий: между знаниями, представлениями обучающихся о потенциальном поле профессиональной деятельности и ее реальной сущностью; между способностями, личностными качествами и профессиональными требованиями; между собственными желаниями и потребностями общества, рынка труда и др.
Таким образом, для старшеклассников принципиально важным является учебно-
профессиональное самоопределение, которое реализуется в осознанном выборе учебно-профессионального направления и своего профессионального образования [1-3, 13]. Эффективность профориентации и построения молодым человеком своего профессионального пути связана не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, страны в целом [15].
Данная проблема активно прорабатывается на региональном уровне. В частности, недавно утверждена Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области [7], которая является документом, регулирующим деятельность всех заинтересованных в реализации региональной кадровой политики сторон и обеспечивающим поддержку населения области, нуждающегося в профессиональном самоопределении для дальнейшей эффективной самореализации в жизни [7]. На значимость исследуемой проблемы указывают аналитические данные, приведённые в документе. По результатам мониторинга образовательных предпочтений выпускников 9-х классов, проводимого ГБНОУ ОК «Смена» в 2020 году, менее 50 % обучающихся определились с направлением профессионального образования. Мониторинг, проводимый ГБУ ДПО «РЦОКИО», выявил и проблему ранней профессиональной ориентации: лишь 16 % выпускников 11-х классов задумались о своей будущей специальности в 5-9-х классах. Большинство респондентов (78 %) приняли решение о будущем месте обучения в старших классах. При этом рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обуславливают необходимость профессионального самоопределения человека в более раннем возрасте с целью формирования у него к моменту окончания школы осознанного профессионального выбора и определения пути дальнейшего профессионального образования [7].
Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) уделяет большое внимание профориентационной работе со школьниками, где существенная роль принадлежит центрам предпрофессиональной подготовки. Координирующим звеном системы довузовского профориентационного сопровождения в ЮУрГУ является Центр по работе с абиту-
риентами [18], который наряду с традиционными формами работы («дни открытых дверей», фестивали, предметные олимпиады, конкурсы для учащихся школ, встречи с работодателями и лучшими выпускниками университета) реализует постоянно действующие профориентационные проекты - Центры предпрофессиональной подготовки.
Принимая участие в мероприятиях центров, школьники смогут получить представление, чем именно занимаются специалисты конкретной сферы деятельности, и, будучи потенциальными субъектами профессионального труда, прийти к пониманию, как они могут развиваться в своей области.
Малая академия лингвистики и международных коммуникаций - один из профориен-тационных проектов, задача которого - помочь школьнику в профессиональном и личностном самоопределении, включиться в самостоятельную познавательную, творческую и научно-исследовательскую деятельность, расширить знания по лингвистическим и политическим наукам с целью развития интересов, раскрытия индивидуальных особенностей, осознания способностей и потребностей, нахождения личностных смыслов в выборе дальнейшего жизненного пути. Иными словами, речь идет о педагогическом сопровождении процесса профессионального самоопределения школьников, а роль академии предполагается в качестве ресурса такого сопровождения.
Цель статьи: на основе обобщения исследований в области профессионального самоопределения и профессиональной ориентации проанализировать разработанную технологию педагогического сопровождения, реализуемую в рамках деятельности Малой академии, выявить потенциал различных педагогических форм на процесс профессионального самоопределения, наметить пути дальнейшего развития.
Постановка проблемы.
Обзор литературы
Психолого-педагогическая и философская сторона проблемы профессионального самоопределения детально изучена в трудах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, П.Г Щедро-вицкого и др. [5, 14, 21]. Имеется ряд диссертационных работ, посвященных отдельным аспектам педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения [11-13, 16].
Профессиональное самоопределение является системообразующим фактором личностного самоопределения и в дальнейшем -самореализации личности (Е.А. Климов) [5].
Рассматривая общие вопросы развития подрастающего человека в качестве потенциального субъекта профессионального труда, Е. А. Климов видит самоопределение как «важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [5, с. 26]. Профессиональное самоопределение в общем виде понимается ученым «как деятельность человека, обретающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда» [5, с. 27]. При этом содержание этой деятельности, по мнению автора, заключается прежде всего в построении «образов желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения... средствами, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межлюдских отношений» [5, с. 27]. Итогом развития учащихся на этапе школьного образования должна быть готовность к выбору профессии, проектированию вариантов профессионального развития, что может проявляться в личном профессиональном жизненном плане.
H.С. Пряжников указывает на связь понятия «самоопределение» с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция» и считает возможным «определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [14, с. 10].
На основе обобщения анализа понятия профессионального самоопределения личности, проведенного Э.Ф. Зеером, выделим наиболее значимые для нашего поля исследования моменты:
I. Профессиональное самоопределение -важная характеристика социально-психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации.
2. Профессиональное самоопределение -это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
3. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учётом своих склонностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями [1, с. 105].
Подчеркнем, что профессиональное самоопределение - это непрекращающийся процесс: он не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранному направлению, а продолжается в течение всей профессиональной жизни [1, 5, 14]. При этом «развитие человека как субъекта профессиональной деятельности идет по пути пошагового возникновения и даже преднамеренного создания им некоторых возможностей, из которых какие-то выбираются для реального осуществления» [1, 5]. На современной стадии развития общества (четвертая промышленная революция) происходит ускорение обновления технологий и следующих за ними квалификаций, и неоднократное образовательное и профессиональное самоопределение, происходящее в различных формах, становится нормой, а готовность к профессиональной мобильности является одним из обязательных требований к субъекту труда [6].
Профессиональная ориентация представляет систему последовательных, научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение профессионального самоопределения и построения индивидуальной образовательной и трудовой траектории человека в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями развития экономики [15]. Иными словами, речь идет о формировании готовности старшеклассников к осознанным, адекватным действиям в ситуации выбора для дальнейшего продолжения образования либо в направлении осуществления трудовой деятельности.
В Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанной в Федеральном институте развития образования [6], подчёркивается необходимость перехода на новые научно обоснованные профориента-ционные модели, основанные на идее непрерывного сопровождения профессионального самоопределения. Целью такого сопровождения могут быть: а) помощь в выборе опреде-
ленной сферы деятельности; б) содействие становлению субъекта профессионального самоопределения в плане развития компетенций, необходимых для самостоятельной ориентации и осуществления правильного выбора [6]. Так, к числу наиболее важных компетенций, по мнению С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Роди-чева, можно отнести следующие действия:
• испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле;
• выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;
• приобретать опыт создания личностно-значимых образовательных продуктов, играющих роль профессиональных проб, проводить их рефлексивное осмысление;
• владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и др. [19].
Таким образом, основная ценность сопровождения профессионального самоопределения заключается в содействии профессиональной и личностной самореализации обучающихся, которая отражает высший уровень его ожидаемых результатов - формирование человека как субъекта самоопределения, способного к осознанному выбору и проектированию своего жизненного профессионального пути.
В другом документе разработчика [10] конкретизируются базовые принципы современной концепции профориентации работы:
• продолжительность, преемственность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения;
• многоуровневое социальное партнёрство в масштабах региона;
• практикоориентированность профори-ентационной работы [10].
Также необходимо подчеркнуть, что в отличие от педагогической поддержки, которая носит компенсаторный характер, педагогическое сопровождение отличает соединение действий сопровождаемого с сопутствующими действиями сопровождающего с целью достижения более оптимальных результатов [19].
Исходя из вышесказанного, педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения обучающихся мы видим в создании профориентационного пространства как системы возможностей для самостоятельного свободного выбора обучающимися своей профессиональной деятельности с целью саморазвития и самореализации. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется образовательными событиями.
Образовательное событие определяется как изменение, оцениваемое обучающимся как значимое для образования и активно включенное в его межсобытийные связи. Как отмечает Н.Б. Крылова, «событийность задаёт творческую включенность субъекта в деятельность, исключая стороннее наблюдение и стороннее восприятие. Событийность совместно создаётся, но индивидуально понимается» [8, с. 152]. Образовательные события трактуются нами как необходимый элемент пред-профессиональной подготовки, реализующей ценности и цели индивидуализации посредством технологии педагогического сопровождения, места разворачивания интенсивных проб обучающихся на пределе знаний и возможностей, инициирующих актуализацию профессионального самоопределения.
Технология
педагогического сопровождения
Малая академия лингвистики и международных коммуникаций включает в себя сочетание лучших традиций классического гуманитарного образования и новейших разработок в области современной лингвистики, международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения, апробированных Институтом лингвистики и международных коммуникаций. На базе Малой академии работают 2 школы: Школа международных отношений, политологии и регионоведения и Школа лингвистики и перевода.
Исходя их теоретических положений, представленных выше, в организации своей деятельности по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся мы опираемся на компетентно-стый, личностно-деятельностный и проектный подходы и руководствуемся принципами непрерывности, уровневости, открытости, интеграции, комплексности, регионализации, субъектности, доступности.
Педагогическое сопровождение осуществляется поэтапно с постепенным погружени-
ем обучающихся в различные формы и виды деятельности в вариативных режимах с привлечением различных участников, в том числе профессионалов-практиков, где каждое мероприятие рассматривается как событие:
• по виду контактного взаимодействия: оффлайн с использованием дистанционных образовательных технологий;
• форме организации: летние и зимние школы, выездные мероприятия в другие города и районы области;
• формату проведения занятий: мастер-классы, конкурсы, вебинары, деловые игры, интерактивные лекции от ведущих преподавателей института, тестирование, квесты, проекты и др. (табл. 1).
На вводно-ознакомительном этапе обучающиеся самоопределяются по отношению к выбору направления подготовки. Мероприятия, предваряющие начало занятий в Малой академии (регистрация, информирование на сайте о планах работы, анкетирование), позволяют сформировать первичную готовность к выбору школы.
Церемония открытия академии носит мотивирующий, целеформирующий и командо-образующий характер, в котором участвуют директор ИЛиМК, президент академии, руководители школ, студенты-волонтёры, партнеры Малой академии: Ассоциация иностранных студентов, Центр социо-культур-ной адаптации. Используются также игровые технологии: знакомство в формате Speed-dating, «Задай 100 вопросов иностранному студенту», «Вокруг света». На данном этапе слушатели знакомятся с форматом работы школ посредством вводных лекций, мастер-классов, демонстрации видео по направлениям подготовки, встреч в формате «Вопрос -ответ» с лучшими студентами ИЛиМК и преподавателями. Результатом данного этапа является выбор направления занятий, который происходит в формате «школ».
Первичное погружение в поле профессиональной деятельности происходит в виде интерактивных лекций, мастер-классов, конкурсов, деловых игр, вебинаров, занимательных лекций от ведущих преподавателей института, квестов, тестирования для определения своих способностей. Учитывая существующие ограничения, в настоящий момент все мероприятия проходя в онлайн-формате.
Таблица 1
Этапы и формы педагогического сопровождения профессионального самоопределения средствами Малой академии
Этапы Задачи Формы Участники
Вводно- ознакомительный Выявление интересов и потребностей обучающихся. Построение команды. Выбор направления МА Информирование средствами Интернет (сайт ЮУрГУ, ИЛиМК, соц-сети: УК, РасеЪоок, 1ш1а^аш). Прямые рассылки информационных писем в администрации школ г. Челябинска и области, в управления образования Челябинской области, участникам МА прошлых лет, участникам Летней школы с целью продолжения обучения. Презентация МА в образовательных учреждениях г. Челябинска и Челябинской области: регистрационные формы, анкеты, торжественное открытие, командная работа. Ознакомительные презентации школ, мастер-классы. Игры. Встреча в формате «Вопрос - ответ» Руководство ИЛиМК, руководители школ ИЛиМК, партнеры и друзья МА: ассоциация иностранных студентов, Центр социокультурной адаптации, волонтеры ИЛиМК, студсовет
Первичное погружение Ознакомление с отдельными аспектами будущего поля профессиональной деятельности. Подготовка к проектно-исследовательской деятельности Интерактивные лекции. Эвристические беседы. Мастер-классы. Тренинги. Деловые игры. Круглые столы. Видеобатлы. Лектории. Квесты. Викторины. Вебинары Преподаватели ИЛиМК, волонтеры, слушатели МА
Включение в проектно-исследовательскую деятельность Формирование у слушателей навыка исследовательской деятельности универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе освоения новых знаний, развития творческой активности личности с целью самоопределения и самореализации Проекты: • исследовательские; • информационные; • творческие проекты Директор ИЛиМК, руководитель МА, ответственные за проектную деятельность, научные руководители, ППС, слушатели МА
Включение в творческую деятельность Стимулирование творческой активности, повышение мотивации к дальнейшему совершенствованию знаний и навыков в избранном поле интересов, развитие творческого потенциала, самопознание, актуализация способностей Конкурсы. Квесты. Фестивали. Клубы. Литературное кафе Руководитель МА, руководители школ, ППС ИЛиМК, волонтеры, студенты, слушатели МА
Профессиональные пробы Развитие навыков межкультурной коммуникации, снятие языкового барьера, расширение кругозора, осведомленности о предмете профессионального интереса Ученический саммит «Встреча на высшем уровне» Слушатели МА Школьные учителя ППС ИЛиМК Студенты-волонтеры
Аналитико-рефлексивный Анализ полученных компетенций, способностей, самопознание Построение личной профессиональной перспективы. Построения личного профессионального плана. Формирование личного портфолио Руководитель МА, руководители школ, слушатели, консультанты
Таблица 2
Формы педагогического сопровождения Школы международных отношений, политологии и регионоведения на этапе первичного погружения
Форма мероприятия Тематика мероприятия
Интерактивные лекции «Познание. Научное познание» «Международные отношения в современном мире: основные тренды развития» «Демократия: теория и практика» «Как защитить себя от манипулирования сознанием» «Школа молодежной политики и дипломатии - старт успешной карьеры» «Дипломатия: вчера, сегодня, завтра» «Корпоративный и политический этикет» «Устойчивое общественное развитие - стратегия планеты Земля» «Конфликты на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы урегулирования»
Эвритическая беседа «Религия в современном мире»
Тренинг Стратегия и тактика избирательной кампании
Круглые столы: «Проблемы глобализации» «Реализация национальной образовательной политики России в условиях международных / постковидных трансформаций или межкультурных коммуникаций» «Основные тренды развития мировой политики: проблемы и решения»
Видеобатл Россия - НАТО: дипломатические пути урегулирования международных проблем
Интерактивное занятие «Курганы с „усами": от Синьцзяня до Урала (история одного археологического памятника)»
Вебинар «5 принципов выбора профессии. Что думают студенты»
При этом тематика мероприятий постоянно обновляется с учетом запросов слушателей (по результатам опросов), а также текущих событий. Примеры форм работы Школы международных отношений, политологии и регионоведения приведены ниже (табл. 2).
Задача данного этапа: ознакомить слушателей с отдельными аспектами будущего поля профессиональной деятельности и подготовить к проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность направлена на дальнейшее развитие исследовательских умений, в частности овладение методами научного познания (постановка проблемы, формулировка гипотезы, определение задач, выбор методов исследования, сбор и обработка информации, анализ и представление полученных результатов), способствует раскрытию научного и творческого потенциала, развитию навыков научной коммуникации. Итоговый проект представляет собой исследование, выполняемое слушателем под руководством научного руководителя с целью продемонстрировать результаты научного поиска и обобщения, персональные достижения в самостоятельном исследовании проблемы в избранной области знаний и видов деятельности. Защита проекта является обязательным условием получения сертификата об успешном прохождении обучения
в Малой академии лингвистики и международных коммуникаций (табл. 3).
Включение в творческую деятельность позволяет слушателям развить свой потенциал, актуализировать имеющиеся способности. В течение учебного года слушателей активно вовлекают в различные типы творческой деятельности, которые организуются как в рамках МА, так и в соответствии с планами творческих мероприятий ИЛиМК / ЮУрГУ (табл. 4).
Профессиональные пробы - комплекс практико-ориентированных мероприятий, предполагающий выполнение заданий, связанных с определённым видом профессиональной деятельности, на основе погружения слушателей в специально смоделированную профессиональную среду.
Основанная на идее профессора С. Фу-куямы (Япония) профессиональная проба выступает в качестве системообразующего фактора формирования готовности старшеклассников к выбору профессии. Учащиеся получают определенный опыт и представление о потенциальном виде профессиональной деятельности, могут определить соответствие характера выполняемой деятельности со своими способностями [20]. Таким образом, происходит интеграция знаний учащихся о мире профессий данной сферы, психологических особенностей деятельности профессио-
нала и проверка на практике своих личностных особенностей и отношения к сфере профессиональной деятельности [20]. Так, результатом профессиональной пробы может быть выбор соответствующей профессии либо отказ от неё, что также содействует обучающемуся продвинуться в процессе самопознания и самоопределения [15].
Примером таких проб может служить ежегодно проводимый конкурс-фестиваль «Ученический Саммит. Встреча на высшем уровне», который представляет собой социо-моделирующую дипломатическую игру для учащихся 8-11-х классов образовательных учреждений г. Челябинска и Челябинской области. Модель и тематика проведения саммита меняется ежегодно. Из учащихся формируются дипломатические миссии выбранных стран-участниц саммита (состав дипломатических миссий). Слушатели Малой академии в качестве участников одной из делегаций,
представляющей одну из многочисленных стран: Великобритания, Вьетнам, Египет, Израиль, Ирландия, Испания (Каталония), Италия, Португалия, США, Новая Зеландия, Бельгия, Китай, Бразилия, принимают участие в работе каждой дипломатической миссии и могут попробовать себя в следующих ролях:
• специалиста Министерства иностранных дел по вопросам внешней и внутренней политики в рамках участия в Большой Интеллектуальной Игре по теме «Дипломатия и страноведение»;
• переводчика, атташе иностранных дел по вопросам переговоров, пресс-атташе дипломатических миссий в подкомиссии Министерства иностранных дел по вопросам международного сотрудничества - работая в подкомиссии по вопросам международного сотрудничества, учащиеся Малой академии реализуют себя в качестве членов парламента, атташе по вопросам юстиции и др.
Таблица 3
Виды и тематика проектов Школы международных отношений, политологии и регионоведения
Вид проекта Тематика
Информационный Технологии социальной инженерии в Сети. Роль Личности в политике (на примере личности политического лидера по выбору автора. Роль России в современном политическом процессе. Южноуральцы в Китае (1918-1940 гг.)
Исследовательский Экологические и демографические проблемы современного мира. Пути их решения. Политическая элита Челябинской области: вчера, сегодня, завтра. Гражданское общество в России: духовные основы, экономические возможности, политические предпосылки. Анализ этнической политики Челябинской области
Творческий Институты Конфуция как инструмент мягкой силы Китайская клавиатура или методы ввода иероглифов. Китайская мифология. Прогулка по Пекину
Таблица 4
Виды и тематика творческих мероприятий Малой академии лингвистики и международных коммуникаций
Тип мероприятия Вид Тематика
Конкурсы Поэтический конкурс «Поэтический ринг», «Турнир чтецов», «Стихи-и-я», «Литературный ПИР ШексПИРа»
Конкурс перевода Конкурс на лучший перевод текста на английском языке. Конкурс перевода и художественного чтения
Конкурс каллиграфии, эссе Конкурс для изучающих китайский язык
Театрализованные представления Концерты Дни испанизации, франкофонии, китайского, испанского и итальянского языков. Концерт «Чему мы научились за год». «Шоу талантов»
Фестивали Дни культур (китайской, арабской). «Мы разные, но мы вместе». День славянской письменности
Аналитико-рефлексивный этап предполагает формирование персонального портфолио, анализ полученных компетенций, способностей с целью построения проектирования личной профессиональной перспективы, построения личного профессионального плана
Результаты
Малая академия функционирует с 2018 года в нескольких форматах: а) на постоянной основе оффлайн/онлайн (в зависимости от эпидемиологических условий), где занятия проводятся 2 раза в месяц по 4 часа; б) летние и зимние школы (интенсив в течение 3-4 недель); в) «выездные школы» в города и районы области (Миасс). Целевая аудитория -учащиеся 8-11-х классов. Статистические данные по годам представлены в табл. 5.
Как показывает аналитика, за 2 года работы Малой академии в ИЛиМК поступило 16 человек из 39 слушателей выпускного класса (48 %), что говорит об эффективности организации ее работы.
Ежегодное анкетирование свидетельствует
об удовлетворенности слушателей уровнем организации данной программы (рис. 1, 2). В целом слушатели получают представление о потенциальном поле профессиональной деятельности.
Наиболее продуктивными формами, по мнению обучающихся, позволяющими в перспективе сделать профессиональный выбор, могут быть мастер-классы, проекты и профессиональные пробы.
Проведенный анализ позволил наметить некоторые пути совершенствования работы Малой академии, которые в дальнейшем будут дополнены:
1. Необходима разработка диагностического инструментария на вводно-ознакоми-тельном этапе для получения данных о предпочтениях, склонностях, возможностях, навыках потенциальных слушателей академии для осознанного выбора профиля обучения в ИЛиМК (контент интервьюирования, дополнительной диагностики для оценки входных знаний, умений и компетенций учащегося).
Контингент слушателей МА Таблица 5
Формат работы Год Количество зачисленных слушателей Количество закончивших программу Поступило в ИЛиМК
Школа МОПР 2018/2020 35 29 / *4 чел. 2
Выездная школа МОПР 2019/2020 38 13 / *5 чел. 2
Летняя школа 2018 128 (3 смены) 100 / *12 чел. 3
2019 136 (3 смены) 110 класс / *10 чел. 3
Школа лингвис- 2018/2019 25 16 / *4 4
тики и перевода 2019/2020 20 10 / *4 2
*Количество слушателей 11-го класса.
Рис. 1. Соответствие мероприятий МА ожиданиям слушателей
Ярославова Е.Н., Полякова Ю.В., Шестакова Л.И.
2. На основе имеющихся разработок в области компетенций профессионального самоопределения составить матрицу таких компетенций.
3. В рамках осуществления проектно-исследовательской деятельности разработать анкету для учащихся, научных руководителей (ЮУрГУ и партнеров) с целью выявления эффективности качества совместной работы, разработки четкого регламента работы над проектом совместно с научным руководителем из школы, учащимся и научным руководителем из университета.
4. Разработать типологию профессиональных проб с конкретизацией действий участников по циклам и этапам.
5. На аналитико-рефлексивном этапе проводить профбеседы и профконсультации с привлечением психологов для диагностики и оказания помощи в подготовке к вступительным испытаниям, снятия психологических барьеров. Разработать систему мониторинга и срезов по диагностике готовности к профессиональному самоопределению учащихся на основе выделенных компетенций.
Заключение
Для старшеклассников осознанный выбор учебно-профессионального направления и своего профессионального образования является важным этапом на пути к профессиональному самоопределению и самореализации. Как показывают результаты исследования, необходим переход от «мероприятийного подхода» к формам педагогического сопровождения на основе компетентностного подхода путем поэтапного включения обучающихся в познавательно-профессиональную
Малая академия лингвистики
деятельность, используя вариативные формы и форматы работы, опираясь на принципы непрерывности, уровневости, открытости, комплексности, регионализации, субъектно-сти, доступности. Используя разнообразный арсенал педагогических средств (анкетирование, лекции, мастер-классы, профессиональные пробы, портфолио), педагоги содействуют активизации процессов самопознания обучающихся, развитию компетенций, необходимых для успешного самоопределения путем консультирования, разработки рекомендаций по проектированию индивидуальной траектории развития с ориентацией на дальнейшее поступление в ИЛиМК ЮУрГУ. Однако следует заметить, что это только первичный опыт, который требует дальнейшего изучения: влияния различных методик на развитие конкретных компетенций, использования дополнительных методик диагностики, привлечения специалистов из сопряженных областей (психодиагностика) и др.
Литература
1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов/Э.Ф. Зеер. -М. : Академ. проект: Фонд «Мир», 2008. - 336 с.
2. Зеер, Э.Ф. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося /Э.Ф. Зеер, В.С. Третьякова, М.В. Зиннатова // Образование и наука. -2020. - Т. 22. - № 3. - С. 83-115.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.
и международной коммуникации.
Рис. 2. Представление о будущей профессиональной деятельности
4. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Я.И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П.С. Сорокин и др.; под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина. - М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2019. - 284 с. В01: 10.7256/1811 -9018.2016.10.20570
5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М. : Издат. центр «Академия», 2004. -304 с.
6. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др. - М.: Изд-во «Перо», 2014. -38 с.
7. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области. - http://docs.cntd.ru/document/ 571017437 (дата обращения: 13.12.2020).
8. Крылова, Н.Б. Условия проявления событийности образования / Н.Б. Крылова // Событийность в образоват. и пед. деятельности. - 2010. - Вып. 1 (43). - С. 136-143.
9. Национальный проект «Образование». - https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 13.12.2020).
10. Организация профессиональной ориентации школьников: метод. рек. / В.И. Блинов, З.К. Дулаева, Е.Ю. Есенина и др.; под ред. В.И. Блинова. - М.: Изд-во «Перо», 2018. -100 с.
11. Поломошнова, С.А. Педагогическое управление профессиональным самоопределением старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Поломошнова. - Великий Новгород, 2018. - 24 с.
12. Попкова, Г.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Попкова. - Улан-Удэ, 2013. -25 с.
13. Попович, А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы:
автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.Э. Попович. -М., 2011. - 47 с.
14. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. -320 с.
15. Распоряжение об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». -https://docs.edu.gov.ru/document/9b13cece54db 601d1a8c0e9cc6b7a7d7 (дата обращения: 13.12.2020).
16. Утемуратова, Б. К. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников в ресурсном центре: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Б.К. Утемуратова. -Екатеринбург, 2014. - 29 с.
17. Харченко, И.И. Парадоксы профессиональной ориентации молодежи: что в приоритете - интересы и самореализация или потребности экономики / И.И. Харченко, Н.М. Арсентьева // Социодинамика. - 2019. -№ 12. - С. 86-102. Б01: 10.25136/2409-7144. 2019.12.31800
18. Центр по работе с абитуриентами. -https://sites.google.com/view/projectcra/%D0% Б3%00%ББ%00%Б0%00%Б2%00%Б0%00% B0%D1 %8F-%D1 %81 %D1 %82%D1 %80% D0%Б0%D0%БD%D0%Б8%D1 %o86%D0%Б0 (дата обращения: 25.12.2020).
19. Чистякова, С.Н. Материалы курса «Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении»: лекции 1-4 / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев.-М. : Пед. ун-т «Первое сентября», 2006. - 64 с.
20. Чистякова, С. Н. Материалы курса «Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении»: лекции 5-8 / С.Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. - М. : Пед. ун-т «Первое сентября», 2006. - 88 с.
21. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) / П.Г. Щедровицкий. - Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1993. - 156 с.
Ярославова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, директор Института лингвистики и международных коммуникаций, доцент кафедры иностранных языков, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Полякова Юлия Вячеславовна, старший преподаватель кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Института лингвистики и международных коммуникаций, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Шестакова Людмила Ивановна, кандидат технических наук, заведующий кафедрой международных отношений, политологии и регионоведения Института лингвистики и международных коммуникаций, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Поступила в редакцию 11 декабря 2020 г.
DOI: 10.14529/ped210102
JUNIOR ACADEMY OF LINGUISTICS
AND INTERNATIONAL COMMUNICATIONS AS A RESOURCE OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS
E.N. Yaroslavova, [email protected],
Yu.V. Poliakova, [email protected],
L.I. Shestakova, [email protected]
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
Educational-and-professional self-identification of high school students is important in the social situation of their development. This process results in the conscious choice of the educational-and-professional direction and one's professional education in the future. Despite the availability of a considerable experience within practices in the activity of educational organizations, the occupational guidance work is not always effective. Therefore, new organizational approaches based on the idea of continuous pedagogical support of personality professional self-determination are needed. Pedagogical support for high school students is aimed to provide assistance in choosing a field of future professional activity, as well as developing competences required for their successful self-identification. The article describes the technology of pedagogical support for high school students' professional self-identification implemented in Junior Academy of the SUSU Institute of Linguistics and International Communications (ILIC).
Literature review and the analysis of pedagogical experience were used to define the methods and forms of pedagogical support. A questionnaire and statistical data analysis methods were used to define the effectives of Junior Academy activity. It was concluded that pedagogical support of professional self-identification of students implies the creation of an occupational guidance space as a system of opportunities for students' independent and free choosing their professional activity for the purpose of self-development and self-fulfillment. Actualization of a person's professional self-identification is invoked by educational events. The stages, methods and forms of pedagogical support of professional self-determination of students are determined. The survey data and statistics made it possible to outline the ways to improve the work of Junior Academy.
Keywords: pedagogical support, professional self-identification, university occupational guidance space.
References
1. Zeer E.F. Psikhologiya professiy: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Psychology of Professions: Textbook for University Students]. Moscow, Akademicheskiy proekt: Fond "Mir", 2008. 336 p.
2. Zeer E.F., Tretyakova V.S., Zinnatova M.V. [Innovative model of socio-professional development of a student's personality]. The Education and Science Journal, 2020, vol. 22, no. 3, pp 83-115. (in Russ.)
3. Zeer, E.F. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya v ranney yunosti: ucheb. posobie [Psychology of Professional Self-determination in Early Adolescence: Textbook]. Moscow; Voronezh, 2008. 256 p.
4. Kuz'minov Ja.I., Frumin I.D., Sorokin P.S., Abankina I.V. et al. Kak sdelat' obrazovanie dvi-gatelem social'no-ekonomicheskogo razvitiya? [How to Make Education the Driver of Social and Economic Development?]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2019. 284 p. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.10.20570
5. Klimov Ye.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobiye dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy [Psychology of Professional Self-determination: Textbook for Students of Higher Educational Institutions. Moscow, Academia Publ., 2004. 304 p.
6. Blinov V.I., Sergeyev I.S. et al. Kontseptsiya organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhde-niya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh nepreryvnosti obrazovaniya [The Concept of Organizational and Pedagogical Support of Students Professional Self-Determination in the Context of Continuous Education]. Moscow, Pero Publ., 2014. 38 p.
7. Kontseptsiya organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya Chelyabinskoy oblasti. [The Concept of Organizational and Pedagogical Support for the Professional Self-determination of Students in the Chelyabinsk Region]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/571017437 (accessed 13.12.2020).
8. Krylova N.B. [Conditions for the Manifestation of Eventfulness in Education]. Sobytiynost' v obrazovatel'noy i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Eventfulness in educational and pedagogical activities], 2010, iss. 1, pp. 136-143. (in Russ.)
9. Natsional'nyy proyekt "Obrazovaniye" [National project "Education"]. Available at: https:// edu.gov.ru/national-project/ (accessed 13.12.2020).
10. Blinov V.I., Dulayeva Z.K., Yesenina Ye.Yu. et al. Organizatsiya professional'noy oriyentatsii shkol'nikov: metodicheskiye rekomendatsii [Organization of Vocational Guidance for Schoolchildren: Guidelines]. Moscow, Pero Publ., 2018. 100 p.
11. Polomoshnova S.A. Pedagogicheskoye upravleniye professional'nym samoopredeleniyem starsheklassnikov. Avtoref. kand. dis. [Pedagogical Management in High School Students' Professional Self-determination. Abstractofcand.diss.]. Velikiy Novgorod, 2018. 24 p.
12. Popkova G.N. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov. Avtoref. kand. dis. [Pedagogical support in High School Students' Professional Self-determination. Abstract of cand. diss.]. Ulan-Ude, 2013. 25p.
13. Popovich, A.E. Professional'noye samoopredeleniye starsheklassnikov v pedagogicheskom protsesse obshcheobrazovatel'noy shkoly. Avtoref. dokt. diss. [Professional Self-determination of High School Students in the Pedagogical Process of a Comprehensive School. Abstract of doct. diss.]. Moscow, 2011. 47 p.
14. Pryazhnikov N.S. Professional'noye samoopredeleniye: teoriya i praktika: ucheb. posobiye dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy [Professional self-determination: theory and practice. Textbook for Students of Higher Educational Institutions]. Moscow, Academia Publ., 2008. 320 p.
15. Rasporyazheniye ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy o realizatsii proyekta "Bilet v budushcheye" v ramkakhfederal'nogoproyekta "Uspekh kazhdogo rebenka" [Order on the Approval of Methodological Recommendations on the Implementation of the "Ticket to the Future" Project within the Framework of the Federal Project "Success of Every Child"]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/ document/9b13cece54db601d1a8c0e9cc6b7a7d7 (accessed 13.12.2020).
16. Utemuratova B.K. Formirovaniye professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov v re-sursnom tsentre. Avtoref. kand. dis. [Developing Professional Self-determination of High School students in the Resource Center. Abstract of cand. diss.] Ekaterinburg, 2014. 29 p.
17. Kharchenko I.I., Arsent'yeva N.M. [Paradoxes in Professional Orientation of Young People: What is the Priority - Interests and Self-realization or the Needs of the Economy]. Sociodynamics, 2019, no. 12, pp. 86-102. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.12.31800
18. Tsentr po rabote s abituriyentami [Applicants' Centre] Available at: https://sites.google.com/ view/projectcra/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81% D1%82%D1 %80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 (accessed 25.12.2020).
19. Chistyakova S.N., Rodichev N.F. Materialy kursa "Obrazovatel'no-professional'noye samo-opredeleniye shkol'nikov v predprofil'noy podgotovke i profil'nom obuchenii": lektsii 1-4. [Educational and Professional Self-Determination of Schoolchildren in Pre-profile Training and Profile Education. Materials to the Course. Lectures 1-4]. Moscow, Pervoye sentyabrya Publ, 2006. 64 p.
20. Chistyakova S.N., Rodichev N.F. Materialy kursa "Obrazovatel'no-professional'noye samo-opredeleniye shkol'nikov v predprofil'noy podgotovke i profil'nom obuchenii": lektsii 5-8. [Educational and Professional Self-Determination of Schoolchildren in Pre-profile Training and Profile Education. Materials to the Course. Lectures 5-8] Moscow, Pervoye sentyabrya Publ, 2006. 88 p.
21. Shchedrovitskiy P.G. Ocherki po filosofii obrazovaniya (stat'i i lektsii) [Essays on the philosophy of education (articles and lectures] Riga, Eksperiment Publ., 1993. 156 p.
Received 11 December 2020
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Ярославова, Е.Н. Малая академия лингвистики и международной коммуникации как ресурс педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников / Е.Н. Ярославова, Ю.В. Полякова, Л.И. Шестакова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2021. - Т. 13, № 1. - С. 18-31. БО!: 10.14529^210102
Yaroslavova E.N., Poliakova Yu.V., Shestakova L.I. Junior Academy of Linguistics and International Communications as a Resource of Pedagogical Support of Professional Self-Identification of High School Students. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2021, vol. 13, no. 1, pp. 18-31. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped210102