ЧИЛПКРО
УДК 378.091.398+37.047
Роль психолого-педагогических знаний в освоении учителями общеобразовательных школ стратегий содействия профессиональному самоопределению обучающихся
К. С. Буров
https://orcid.org/0000-0003-1625-5414 [email protected]
The role of psychological and pedagogical knowledge in teachers' mastery of strategies to promote professional self-determination of schoolchildren in general education schools
К S. Burov
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся рассматривается как образовательная задача и вид педагогической деятельности учителя. Констатируются затруднения учителей в реализации данного вида деятельности в образовательной практике. Актуализируется проблема отбора значимых для осуществления содействия профессиональному самоопределению психолого-педагогических знаний и определения способов их представления в дополнительных профессиональных программах. Определяется цель -педагогическое обоснование значимого содержания образования в области содействия профессиональному самоопределению обучающихся и способов его представления в рамках освоения дополнительных образовательных программ ориентированных на устранение профессиональных дефицитов учителей общеобразовательных школ. Приводятся результаты обзора литературы, демонстрирующие интерес исследователей и действенность стратегии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, которая может быть применима в деятельности учителей общеобразовательных школ. Отмечается недостаток публикаций, в которых исследуемая представлена в виде комплексной целенаправ-
ленной деятельности, включающей описание соответствующего методического обеспечения. Представлена методология исследования позволяющая выявить роль психолого-педагогических знаний для формирования положительной субъектной позиции учителей и установки на освоение стратегий содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Научная новизна исследования заключается в обосновании значимости психолого-педагогических знаний в освоении учителями общеобразовательных школ стратегий содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Практическую значимость представляет описание элементов дополнительных образовательных программ, отражающих психолого-педагогические основания такого вида педагогической деятельности как содействие профессиональному самоопределению обучающихся.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The promotion of professional self-determination of a schoolchild is seen as an educational task and a type of pedagogical activity of a teacher. The difficulties of teachers in implementing this type of activity in educational practice are described. The problem of selection ofpsychologi-cal and pedagogical knowledge important for real-
ization of assistance to professional self-determination and determination of ways of its representation in additional professional programs is updated.
The goal of research is pedagogical substantiation of the significant content of education in the field of assistance to professional self-determination of schoolchildren and ways of its presentation within the limits of development of additional educational programs focused on elimination of professional shortages of teachers of comprehensive schools is defined. The results of the literature review are presented, demonstrating the interest of researchers and the effectiveness of the strategy of psychological and pedagogical support of professional self-determination, which may be applicable in the activities of teachers of general education schools. The lack of publications is noted, in which the investigated is presented in the form of complex purposeful activity, including a description of appropriate methodological support.
Methodology. The research methodology is presented, which allows to reveal the role of psychological and pedagogical knowledge for the formation of positive subjective position of teachers and the attitude to master strategies to promote professional self-determination of schoolchildren.
The scientific novelty of the research lies in the substantiation of the significance of psychological and pedagogical knowledge in the mastering by teachers of general education schools of strategies to promote professional self-determination of schoolchildren. The description of elements of additional educational programs reflecting psychological and pedagogical bases of such kind of pedagogical activity as assistance to professional self-determination of schoolchildren represents practical significance.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическое содействие, дополнительные профессиональные программы, психолого-педагогические знания, профессиональные дефициты учителей.
Keywords: professional self-determination, pedagogical assistance, additional professional programs, psychological and pedagogical knowledge, professional shortages of teachers.
Введение
Перспективные ориентиры общего образования, декларируемые в нормативно-правовых
ЧИППКРО
документах, связаны с реализацией таких способов педагогического содействия обучающимся, которые позволили бы им осознанно определять перспективы собственного развития.
Процесс выработки отношения, осознания потребностей, оценки собственных возможностей, самостоятельного определения целей и осуществления шагов для реализации определенной социально-полезной деятельности характеризуется как самоопределение человека. Одним из самых актуальных видов самоопределения для обучающихся средней школы является профессиональное самоопределение
Данный вид самоопределения связан с выбором направления профессиональной деятельности и осваиваемых компетенций на следующем уровне образования. Учитывая эту позицию, можно определить содействие профессиональному самоопределению и развитию компетенций, способствующих его реализации как одну из ведущих задач общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» декларирует направленность общего образования на подготовку обучающегося к самостоятельному жизненному выбору и продолжению образования.
В свою очередь, в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования есть указание на значимые личностные результаты, связываемые с построением индивидуальной образовательной траектории и осознанным выбором будущей профессии.
Интересно, что данные результаты имеют психолого-педагогическое обоснование и учитывают комплексное развитие высших психических функций, познавательных процессов социально-ориентированных компетенций, необходимых для осуществления данной деятельности. Результаты, достигаемые обучающимися, должны обеспечивать:
- формирование уважительного отношения и мотивации к труду; стимулирование потребности к приобретению профессии;
- освоение умений ставить цели в условиях наличия альтернатив, определять перспективы и выстраивать индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий;
- овладение технологиями поиска информации о профессиональном образовании и современном рынке труда и т. д.
Совершенно очевидна роль образовательной организации в создании условий для профессионального самоопределения, в том числе связанных с организацией системы работы педагогов, организации социального партнерства и сотрудничества с родителями. Еще более очевидна роль учителя в содействии профессиональному самоопределению обучающихся. Учитель не только является носителем информации о сфере научного знания и видов социально-значимой деятельности. Он выступает как наставник, который может способствовать осознанию целей и освоению компетенций, необходимых для реализации потребностей в профессиональном самоопределении. Так, например, Е. А. Климов, рассматривает профессиональную позицию учителей в качестве фактора, способствующего выбору профессии [1]. С. Н. Чистякова и Н. Ф. Родичев обращают внимание на роль учителя в формировании компетенций, необходимых для продолжения образования [2].
В то же время можно констатировать, что учителя испытывают значительные затруднения в осуществлении содействия профессиональному самоопределению обучающихся. В частности, результаты анализа мониторинговых исследований, проводимых среди учителей Челябинской области, позволяют выявить состояние отношения учителей к осуществлению содействия профессиональному самоопределения обучающихся как виду педагогической деятельности.
Анализ данных анкетирования 258 учителей начальных классов, математики, информатики, физики, русского языка и литературы, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования показал следующее: 12% респондентов считают, что на процесс профессионального самоопределения на современном этапе большее влияние оказывают СМИ и семейное воспитание, и признают усилия учителей весьма ограниченными. Содействие профессиональному самоопределению как функцию технологического образования и трудового воспитания рассматривают 7% учителей. 57% учителей соглашаются с тем, что интеграция с системой дополнительного образования и предоставление обучающимся широкого круга диагностических, образовательных, консультационных услуг является приоритетным путем
положительного сценария профессионального самоопределения обучающихся. Данные результаты свидетельствуют о том, что педагогические работники склонны к недооценке собственных педагогических воздействий в содействии профессиональному самоопределению и рассматривают данную деятельность как функцию специально организованной деятельности. Действительно, роль семьи и системы дополнительного образования для профессионального самоопределения достаточно значима, однако, в современных условиях далеко не все учащиеся находятся в благоприятных социальных условиях, позволяющих обучающимся опираться на поддержку родителей и пользоваться дополнительными образовательными услугами. Только 24% учителей убеждены, что содействие профессиональному самоопределению можно осуществлять в рамках предметной деятельности и проектных, практико-ориентированных образовательных технологий.
Более подробное изучение вариантов реализации содействия обучающимся в профессиональном самоопределении с помощью опросных методов позволяет выделить причины существующих затруднений. Среди ведущих причин можно назвать:
- отсутствие представлений об особенностях профессионального самоопределения у различных категорий обучающихся;
- неосвоенность практико-ориентированных технологий, которые можно использовать на уроке или занятии;
- отсутствие соответствующего методического обеспечения;
- фокусировку на образовательных задачах в рамках времени проведения урока.
Анализ данных причин свидетельствуют о том, что полученные во время профессионально обучения знания в области педагогической психологии и профессионального самоопределения личности нуждаются в обновлении и обогащении практико-ориентированного опыта деятельности. Именно психолого-педагогические знания будут определять успешность деятельности учителя как наставника, способного в разных условиях влиять на формирование компетенций профессионального самоопределения.
В этом плане актуализируется вопрос привлечения ресурсов системы дополнительного
профессионального образования для формирования положительной субъектной позиции и освоения компетенций в сфере содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Проблема исследования состоит в отборе значимых для осуществления содействия профессиональному самоопределению психолого-педагогических знаний и определения способов их представления в дополнительных профессиональных программах.
В соответствии с данной проблемой, целью нашего исследования мы можем определить педагогическое обоснование значимого содержания образования в области содействия профессиональному самоопределению обучающихся и способов его представления в рамках освоения дополнительных образовательных программ ориентированных на устранение профессиональных дефицитов учителей общеобразовательных школ.
Обзор литературы
Стоит отметить, что профессиональное самоопределение достаточно давно является предметом научных исследований. Вопросы профессионального самоопределения рассматривались, в основном в русле исследования процессов профессиональной ориентации. Нужно отметить, что вопросы профессиональной ориентации тесно связывались либо с вопросами трудового обучения и воспитания, либо с осуществлением специально организованных видов деятельности (профконсультирова-ние, профдиагностика и т. д.). Такой подход к профессиональной ориентации способствовал недооценке роли учителя в данной деятельности и ограниченности видов используемых в профориентации форм и методов.
В то же время психологические исследования осуществлялись с целью разработки диагностического инструментария. Разработанный инструментарий использовался для диагностики профессиональных склонностей взрослых людей. Интерес к профессиональному самоопределению школьников и его психологическим аспектам возник в конце XX века, что обусловило появление публикаций, ориентированных на популяризацию научных знаний в данной сфере, содействие самообразованию широкого круга субъектов профориентацион-ной деятельности: самих учащихся, учителей, специалистов, профессионально занимающихся
ЧИППКРО
профориентационной деятельностью. Например, книга исследователя проблем профориентации и автора известной диагностической методики профессиональных склонностей Е. А. Климова «Как выбирать профессию» адресована учащимся старших классов [1]. Данная книга содержит материал, который можно использовать в деятельности учителя и классного руководителя. Подобная информация в настоящее время содержится в публикациях интернет-порталов и учебных пособиях, что затрудняет их целенаправленный поиск.
Ряд современных исследований, выполненных в рамках исследования проблем профессионального самоопределения профессиональной ориентации, актуализировали проблему привлечения психолого-педагогических знаний для решения проблем педагогической практики.
Так, в публикациях М. Н. Нечаева, С. Л. Фроловой [3], И. С. Арон [4], Н. С. Пряжникова [5] профессиональное самоопределение рассматривается в контексте развития личности. Ситуация развития, направления профессионального самоопределения в поликультурной ситуации выбора, психологические и индивидуальные особенности данного процесса дают представления о возможностях педагогического влияния и учета психологических особенностей обучающихся. Исследование Т. И. Касьяновой, А. В. Мальцева, Д. В. Шкурина обосновывает значимость личностного развития для профессионального самоопределения обучающегося [6].
Другое направление исследований представляет возможности педагогического сопровождения как ведущей стратегии педагогического влияния на профессиональное самоопределение. Например, исследования Е. С. Ермач-ковой [7], Е. В. Ворониной [8] посвящены вариантам реализации психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения. В данных исследованиях указывается на комплексный характер данной деятельности и важность интеграции усилий педагогических работников. Исследования М. В Ососовой [9], И. А. Юрьевой [10], Т. А. Ярой [11], Л. И. Ко-бышевой [12] и др. доказывают действенность педагогического сопровождения профессионального самоопределения как способа, который ориентирован на оказания недирективного влияния, пробуждение интереса к труду и профессиональной деятельности, освоение спосо-
бов деятельности, которые необходимы обучающемуся для выбора направления профессионального образования.
Целый ряд современных публикаций представляет перспективные модели и позитивный опыт реализации профориентационной деятельности в педагогической практике общеобразовательных школ. Публикация В. И. Блинова, Е. Ю. Есениной, Н. И. Родичева, И. С. Сергеева поднимает проблематику использования современных форм педагогического сопровождения профессионального самоопределения в условиях школы [13]. Подчеркивается, что не только информирование обучающихся о круге профессий, но и освоение метапредметных компетенций будет способствовать успешности данной деятельности. Для этого необходимо активизировать самостоятельную когнитивную деятельность, осознание мотивов, рефлексию. Это можно осуществить только в формах коллективной деятельности, в том числе с использованием электронных ресурсов. В исследовании Л. В. Орловской и Р. В. Помарковой демонстрируются возможности предпрофильной подготовки для профессионального самоопределения [14]. В публикации А. А. Семенова рассматриваются способы реализации профессиональной ориентации в биологическом и экологическом образовании школьников [15]. В публикации Н. Е. Скриповой представляются инструменты профессиональной ориентации, которые задействуют активные формы освоения обучающимися трудового и профессионального опыта [16].
Выделим еще одно, менее объемно представленное направление исследований. Это публикации, посвященные вопросам подготовки педагога к профессиональному самоопределению и методического обеспечения данной деятельности. Так, в публикации С. Н. Чистяковой и Н. Ф. Родичева указывается на необходимость учета и развития готовности учителя к решению проблем профессионального самоопределения, в условиях современных образовательных организаций [2]. Действительно, не только желание, но и умение осуществлять данную деятельность, является фактором ее успешности. Исследование Д. Ф. Ильясова, Е. А. Селивановой, Н. Г. Каримовой, Л. С. Ведерниковой демонстрирует, что наличие психолого-педагогических знаний повышает уро-
вень осознания педагогами важности учета закономерностей развития психологических сфер обучающегося при совершенствовании форм и методов сотрудничества с родителями в сфере профориентационной деятельности [17]. В публикации Г. Н. Кузнецовой описывается вариант отбора содержания образования для подготовки педагогов к раннему самоопределению детей дошкольного возраста, отражаемого в дополнительных профессиональных программах [18]. Интересно, что в данных программах существенное место уделяется наличию модуля, содержащего психолого-педагогические основания данной деятельности.
Мы можем констатировать, что логика изучения проблем содействия профессиональному самоопределению обучающихся, актуализирует значимость психолого-педагогических научных знаний для результативного осуществления данной деятельности в практике работы учителя. Знание психологических основ, закономерностей и способов развития личности позволит уточнить способы предъявления необходимой информации и осмысленной работы с ней в рамках познавательной, коммуникативной и рефлексивной деятельности обучающегося. Современные публикации показывают интерес исследователей и доказывают действенность стратегии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, которая может быть применима в деятельности педагогических работников школ. В исследованиях и можно найти информацию о научно-обоснованных, современных, апробированных способах содействия профессиональному самоопределению. Данная тематика находит свое отражение в работах, посвященных изучению различных аспектов подготовки учителей к осуществлению содействия профессиональному самоопределению. В данных публикациях особое внимание уделяется освоению психолого-педагогических знаний. Вместе с тем можно отметить недостаток публикаций, в которых исследуемая представлена в виде комплексной целенаправленной деятельности, включающей описание соответствующего методического обеспечения.
Методология (материалы и методы)
При описании методологии нашего исследования мы опираемся на идею Л. С. Выготского о социальной ситуации развития [19]. Согласно
высказанным ученым положениям, социальное окружение оказывает существенное влияние на социальное развитие личности. В этом смысле стоит считать, что учитель любой образовательной области может внести существенный вклад в содействие профессиональному самоопределению обучающихся. Влияние учителя может рассматриваться не только в предоставлении информации, какие профессии могут быть связаны с конкретной образовательной областью и демонстрацией примеров успешной самореализации представителя той или иной профессии. Учитель может продемонстрировать, что те способы деятельности, которые обучающийся осваивает в качестве предметных, метапредметных и личностных результатов, могут содействовать более осмысленному выбору направления профессионального образования. Это такие способы самостоятельной учебной деятельности как распределение времени при подготовке к занятиям, постановка социально-значимых и реалистичных целей, построение индивидуального маршрута при освоении учебного материала, конкретной темы. Эти способы осваиваются учеником в рамках освоения межпредметных технологий, вместе с тем в рамках такой деятельности решаются учебные и методические задачи в рамках преподавания конкретного предмета. Для решения данных задач учитель привлекает методы организации самостоятельной работы. Например, в форме учебных заданий повышенного уровня, которые стимулируют познавательную активность и создают «ситуацию развития». Методы развития творческого мышления и проектной деятельности предполагают визуализацию цели и процесса деятельности, например, в виде «дорожной карты». Наконец, создание доверительной обстановки, поддержка ученика при затруднениях может стимулировать его к продолжению образования и освоению требуемых для профессиональной деятельности знаний и умений. То есть для учителя важно осознание его роли как активного субъекта содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Очевидно, что такие действия сложно осуществлять без осведомленности о возрастных и психологических закономерностях развития личности обучающегося, социально-значимых результатах образования, современных техно-
ЧИППКРО
логиях обучения. Это обстоятельство актуализирует наличие следующего методологического основания - концепции популяризации психолого-педагогических знаний. Данная стратегия, основанная на традициях и отражающая современные тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики, была представлена в ряде публикаций Д. Ф. Ильясовым [20]. При этом вопросы популяризации научных знаний предлагается рассматривать в интеграции с актуальными задачами, дополнительного профессионального образования. Предлагаются способы реализации популяризации, такие как: отражение научных психолого-педагогических знаний в содержании дополнительных профессиональных программ; применение практико-ориентированных методов, которые стимулируют учителей к применению научных знаний для решения педагогических ситуаций; использование эмоционально-насыщенных средств представления информации.
Данные способы могут быть применены при рассмотрении вопросов содействия профессиональному самоопределению обучающихся. В частности, необходимо обратится к изучению и отбору перспективных и показавших свою значимость научных исследований, которые могут иметь практическое применение. Это не только знания о процессе самоопределения, но и исследования в области практической психологии и педагогики, демонстрирующие методы активного обучения, перспективные образовательные технологии. Представление содержания образования стоит подкрепить учебным заданием, которое позволит слушателям предложить вариант реализации способов поддержки профессионального самоопределения с опорой на полученные знания и собственный опыт. Представление успешного опыта реализации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в образовательных организациях может вызывать интерес, мотивировать учителей на более внимательное изучение представленных позитивных педагогических практик. Демонстрация методического сопровождения источников информации, в том числе цифровых ресурсов, будет способствовать формированию уверенности учителя в получении устойчивого результата.
Таким образом, содействие в развитии положительной субъектной позиции и популяри-
зация научно-педагогических знаний является методологической основой, определяющей стратегию устранения профессиональных дефицитов учителей общеобразовательных школ в области содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Результаты и их описание
В качестве результатов деятельности предлагается описание элементов содержания дополнительного профессионального образования, ориентированных на освоение психолого-педагогических оснований, стратегий и методов содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Первым элементом является представление о требованиях профессионального стандарта и федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В данных документах представлены требования к такому виду педагогической деятельности учителя как содействие профессиональному самоопределению. В данных документах содержится прямое указание на необходимость осуществления учителем-предметником данной деятельности. Кроме того, в федеральном государственном образовательном стандарте представлен перечень мета-предметных результатов, среди которых перечислены некоторые элементы, относящиеся к психологическим сферам личности (познавательные, коммуникативные мотивационные), а также способы деятельности, которыми мотет овладеть обучающиеся для осмысленного профессионального самоопределения и выбора индивидуальной образовательной траектории. Изучение данных требований может указать учителям на обязательный характер педагогической деятельности по влиянию на профессиональное самоопределение. Кроме того, демонстрируется связь образовательных результатов и психолого-педагогических оснований, которые определяют успешность их достижения.
В качестве второго элемента выступают представления о психолого-педагогических концепциях, которые определяют закономерности процесса развития обучающегося. Это культурно-историческая теория Л. С. Выготского, системно-деятельностный подход, методология непрерывного образования, теория гуманно ориентированных форм учебно-педагогического взаимодействия (содействие, поддержка, наставничество, партнерство) и т. д.
Конкретизация данных оснований по отношению к профессиональному самоопределению обучающихся позволяет продемонстрировать целесообразность использования научно-обоснованных и стратегий педагогического взаимодействия.
Еще одним элементом содержания образования будет являться обзор современных образовательных технологий, которые можно продемонстрировать на примере ситуаций, в которых осуществляется содействие профессиональному самоопределению в урочной и внеурочной деятельности. Например, как использовать методы визуализации для постановки целей и самостоятельного выполнения учебных заданий или как применить учебные знания в контексте профессиональной ориентации и т. д. При этом стоит подчеркивать обоснованность использования каждой технологии, ее направленность на получение результата. Значимость развития таких «мягких навыков» для успеха обучающегося в учебной деятельности вообще и профессиональном самоопределении в частности достаточно очевидна. Это стоит продемонстрировать и слушателям. Также можно рассмотреть варианты применения данных технологий, исходя из особенностей возрастного развития или социальной ситуации обучающихся. Для этого можно применить метод анализа педагогических ситуаций.
Наконец, еще одним элементом содержания образования следует определить демонстрацию позитивных практик организации и психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения, реализующиеся в региональных образовательных организациях: создание атласа профессий, технопарки и кванториумы, организация профессионального обучения, сетевое взаимодействие и др. Это будет способствовать пробуждению интереса, стимулированию к изучению и воспроизведению интересного и успешного опыта педагогической деятельности. У учителей появится убеждение, что многие стратегии содействия профессиональному самоопределению вполне реализуемы в деятельности учителя общеобразовательной школы. К этому же элементу стоит отнести представление цифровых образовательных ресурсов, в том числе сетевых: атлас новых профессий, федеральные и региональные порталы о профориентационной деятельности и т. д.
Можно рекомендовать ознакомиться с публикациями, которые непосредственно не относятся к решению проблемы профессионального самоопределения, однако представляют способы применения практической психологии в деятельности учителя.
Представленные элементы содержания образования в целом будут способствовать повышению осведомленности о применении психолого-педагогических знаний в практической деятельности, освоению современных способов педагогической деятельности в области содействия профессиональному самоопределению обучающихся школ, развитию установки на реализацию данного вида деятельности. Стоит отметить, что данные элементы можно реализо-вывать как в рамках преподавания психолого-педагогического раздела, так и в рамках модульной дополнительной профессиональной программы.
Обсуждение
На обсуждение выносится вопрос о целесообразности специальной подготовки учителей к такому виду деятельности как содействие профессиональному самоопределению обучающихся в рамках дополнительного профессионального образования. Именно педагоги учреждений дополнительного профессионального образования, занимаясь научными и прикладными исследованиями, исполнением образовательных проектов, изучением позитивного педагогического опыта могут обеспечить актуальный уровень транслируемых научно-педагогических знаний. Вместе с тем стоит оценить перспективы неформального и инфор-мального повышения квалификации в решении заявленной проблемы. Например, как можно оценивать информацию, представленную в сетевых сообществах педагогов и в виде цифровых образовательных ресурсов.
Заключение
В заключение нашего исследования отметим, что проблема содействия профессиональному самоопределению обучающихся становится все более актуальной. На первый план выходит подготовка не к самой профессии, а освоение универсальных способов деятельности, так называемых «мягких навыков», вопросы целеполагания и построения индивидуальной образовательной траектории. Данные способы деятельности формируются на этапе об-
ЧИППКРО
щего образования. Следовательно, одной из задач учителя является понимание, освоение и реализация таких стратегий содействия профессиональному самоопределению, которые основаны на авторитетных, показавших свою действенность психолого-педагогических знаниях. Ресурсы системы дополнительного профессионального образования позволяют осуществить ознакомление с психолого-педагогическими знаниями и позитивным опытом содействия профессиональному самоопределению в рамках освоения дополнительных профессиональных программ.
Библиографический список:
1. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климова. - Москва : Просвещение, 1990. - 159 с. - Текст : непосредственный.
2. Чистякова, С. Н. О готовности учителя к решению проблем профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. -Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. -№ 2 (22). - С. 15-18.
3. Нечаев, М. П. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся / М. П. Нечаев, С. Л. Фролова. - Текст : непосредственный // Гаудеамус. - 2017. - № 2. - С. 9-16.
4. Арон, И. С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контекстесоциальной ситуации развития / И. С. Арон. - Текст : непосредственный // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 3 (11). - С. 20-27.
5. Пряжников, Н. С. Методы ориентировки в психологических «Пространствах» самоопределения / Н. С. Пряжников. - Текст : непосредственный // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 3 (27). - С. 144-150.
6. Касьянова, Т. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема / Т. И. Касьянова, А. В. Мальцев, Д. В. Шкурин. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2018. - № 7. -С. 168-187.
7. Ермачкова, Е. С. Психолого-педагогическая поддержка процесса профессионального самоопределения учащихся / Е. С. Ермачкова. -Текст : непосредственный // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2008. - № 4. - С. 210-214.
8. Воронина, Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е. В. Воронина. - Текст : непосредственный // Концепт. - 2013. - № 4 (20). - С. 94-99.
9. Ососова, М. В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся / М. В. Ососова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2011. -№ 4. - С. 166-172.
10. Юрьева, И. А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников / И. А. Юрьева. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). -С.120-122.
11. Ярая, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков / Т. А. Ярая. - Текст : непосредственный // Гуманитарные науки. -2016. - № 2 (34). - С. 101-107.
12. Кобышева, Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях школы-лицея / Л. И. Кобышева. - Текст : непосредственный // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2018. - № 2. -С. 46-49.
13. Блинов, В. И. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, Н. Ф. Родичев и др. -Текст : непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. -№ 3 (42). - С. 72-85.
14. Орловская, Л. М. Проблемы самоопределения гимназистов в предпрофильной подготовке и профильном обучении / Л. М. Орловская, Р. В. Помаркова. - Текст : непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2009.- № 1.- С. 105-111.
15. Семенов, А. А. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в биологическом и экологическом образовании школьников / А. А. Семенов. - Текст : непосредственный // Самарский научный вестник. - 2019. - № 3 (28). -С.321-325.
16. Скрипова, Н. Е. Новые педагогические инструменты профессиональной ориентации школьников / Н. Е. Скрипова. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 12. - С. 132-135.
17. Ильясов, Д. Ф. Эффективные стратегии взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками / Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова, Н. Г. Каримова. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5 (72). -С.86-90.
18. Кузнецова, Г. Н. Актуализация проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста в дополнительных профессиональных программах / Г. Н. Кузнецова. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 3. - С. 147-151.
19. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - Москва : Апрель-пресс : ЭКСМО-пресс, 2000. - 1006 с.
20. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей : монография / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск : ЧИППКРО, 2019. - 232 с. - Текст : непосредственный.
References:
1. Klimov, E. A. How to choose a profession [Cifrovizaciya obrazovatel'nogo processa (na pri-mere massovyh on-lajn kursov], Moscow, 1990. 159 p.
2. Chistyakova, S. N., Rodichev, N. F. About readiness of the teacher to the decision of problems of professional self-determination of students in modern conditions [O gotovnosti uchitelya k resheniyu problem profession-al'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v sovremennyh usloviyah], Professional education in Russia and abroad, 2016, No. 2 (22), pp. 15-18.
3. Nechaev, M. P., Frolova, S. L. Modern understanding of the students' vocational guidance problems [Sovremennoe osmyslenie problem proforientacii obuchayushchihsya], Gaudeamus, 2017, No. 2, pp. 9-16.
4. Aron, I. S. Professional self-determination of the high school students in the context of the social situation of development [Professional'noe samoo-predelenie starsheklassnikov v kontekstesocial'noj situacii razvitiya] ,National psychological journal, 2013, No. 3 (11), pp. 20-27.
5. Pryzhnikov, N. S. Orientation methods in psychological "spaces" of self-determination [Metody orientirovki v psihologicheskih "Pros-transtvah" samoopredeleniya], National psychological journal, 2017, No. 3 (27), pp. 144-150.
6. Kasyanova, T. I., Maltsev, A. V., Shkurin, D. V. Professional self-determination of high school students as a public problem [Professional'noe sa-moopredelenie starsheklassnikov kak ob-shchestvennaya problema], Education and science, 2018, No.7, pp. 168-187.
7. Ermachkova, E. S. Psychological and pedagogical support of the process of professional self-determination of students [Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka processa profes-sional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya], Bulletin of the Astrakhan State Technical University, 2008, No. 4, pp. 210-214.
8. Voronina, E. V. Pedagogical support of formation of readiness for professional self-determination of schoolchildren [Pedagog-icheskaya podderzhka formirovaniya gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu shkol'nikov], Concept, 2013, No. 4 (20), pp. 94-99.
9. Ososova, M. V. The model of psychological and pedagogical support of professional self-determination of students [Model' psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya profession-al'nogo samoopredeleniya uchashchihsya], Pedagogical education in Russia, 2011, No. 4, pp.166-172.
10. Yuryeva, I. A. The role of psychological and pedagogical support in the formation of professional self-determination of high school students [Rol' psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya v formirovanii professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov], Azimuth scientific research: pedagogy and psychology, 2015, No. 2 (11), pp.120-122.
11. Yaraya, T. A. Psychological and pedagogical support of professional self-determination of teenagers [Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'nogo samoopredeleniya podrostkov], Humanitarian sciences, 2016, No. 2 (34), pp. 101-107.
12. Kobysheva, L. I. Psychological and pedagogical support of professional self-determination of high school students in conditions of school-lyceum [Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhde-nie professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov v usloviyah shkoly-liceya], Bul-
letin of Taganrog Institute named after A. P. Chekhov, 2018, No. 2, pp. 46-49.
13. Blinov, V. I., Esenina, E. Yu., Rodichev, N. F., Sergeev, I. S. Pedagogical support of professional self-determination and its possible models in the conditions of uncertainty of society and labor markets [Pedagogicheskoe soprovozhdenie profession-al'nogo samoopredeleniya i ego vozmozhnye modeli v usloviyah neopredelennosti sociuma i rynkov truda], 2020, No. 3 (42), pp. 72-85.
14. Orlovskaya, L. M., Pomarkova, R. V. Problems of the gymnasium students self-determination in pre-profile preparation and profile training [Problemy samoopredeleniya gimnazistov v predprofil'noj podgotovke i profil'nom obuchenii], Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, 2009, No. 1, pp.105-111.
15. Semenov, A. A. Labor education and professional orientation in biological and ecological education of schoolchildren [Trudovoe vospitanie i professional'naya orientaciya v biologicheskom i ekologicheskom obrazovanii shkol'nikov], Samara Scientific Bulletin, 2019, No. 3 (28), pp. 321-325.
16. Skripova, N. E. New pedagogical tools for professional orientation of schoolchildren [Novye pedagogicheskie instrumenty professional'noj ori-entacii shkol'nikov], Modern pedagogical education, 2019, No. 12, pp. 132-135.
17. Ilyasov, D. F., Selivanova, E. A., Kari-mova, N. G., Vedernikova, L. S. Effective strategies of interaction of parents and children at a choice of the future profession by senior pupils [Effektivnye strategii vzaimodejstviya roditelej i detej pri vybore budushchej professii starsheklass-nikami], World of science, culture, education, 2018, No. 5 (72), pp. 86-90.
18. Kuznetsova, G. N. Updating of the problem of early career guidance of preschool age children in additional professional programs [Aktualizaciya problemy rannej proforientacii detej doshkol'nogo vozrasta v dopolnitel'nyh professional'nyh pro-grammah], Modern pedagogical education, 2020, No. 3, pp. 147-151.
19. Vygotsky, L. S. Psychology [Psihologiya], Moscow, 2000. 1006 p.
20. Ilyasov, D. F. Popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers : monograph [Populyarizaciya nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej : monografiya], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2019. 232 p.