Научная статья на тему 'Интеграция методических и психолого-педагогических знаний как фактор повышения качества естественно-математического и технологического образования'

Интеграция методических и психолого-педагогических знаний как фактор повышения качества естественно-математического и технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / QUALITY OF EDUCATION / NATURAL AND MATHEMATICAL EDUCATION / TECHNOLOGICAL EDUCATION / INTEGRATION OF METHODOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / ADVANCED TRAINING OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Буров Константин Сергеевич, Селиванова Елена Анатольевна, Погорелов Дмитрий Николаевич, Коваленко Екатерина Викторовна

В статье актуализируются педагогические аспекты проблемы повышения качества современного естественно-математического и технологического образования в общеобразовательной школе. Решение данной проблемы связывается с усилением значимости интеграции методических и психолого-педагогических знаний для практической деятельности учителя. Целью статьи является изучение способов обеспечения интеграции методических и психолого-педагогических знаний. Проведенный анализ научной литературы подтвердил предположение о том, что изучение естественнонаучных дисциплин в школе влияет на развитие высших психических функций обучающихся, а интеграция методики с психолого-педагогическими знаниями способствует успешности преподавания предмета. Выбор и обоснование методологических позиций позволило определить способы интеграции методических и психолого-педагогических знаний. Теоретическое описание данных способов как содержания профессионально-педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы составляет новизну полученных результатов. Характеристика дополнительных профессиональных программ для педагогических работников, ориентированных на обеспечение интеграции методических и психолого-педагогических знаний представляет практическую значимость для повышения качества естественно-математического и технологического образования. Полученные эмпирические результаты по итогам реализации данных программ свидетельствуют о положительной динамике субъектной позиции учителей по отношению к идее интеграции методических и психолого-педагогических знаний для практической деятельности учителя-предметника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Буров Константин Сергеевич, Селиванова Елена Анатольевна, Погорелов Дмитрий Николаевич, Коваленко Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF METHODOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE AS A FACTOR FOR IMPROVING THE QUALITY OF NATURAL, MATHEMATICAL AND TECHNOLOGICAL EDUCATION

The article actualizes the pedagogical aspects of the problem of improving the quality of modern natural, mathematical and technological education in secondary schools. The solution to this problem is associated with the increasing importance of integrating methodological, psychological and pedagogical knowledge for the practical activity of the teacher. The goal of the article is to study ways of ensuring integration of methodological, psychological and pedagogical knowledge. The analysis of scientific literature confirmed the assumption about the influence of the study of scientific disciplines at school on the development of higher mental functions of schoolchildren, and the integration of methods with psychological and pedagogical knowledge contributes to the success of teaching the subject. The choice and substantiation of methodological positions made it possible to determine ways of integrating methodological, psychological and pedagogical knowledge. Theoretical description of these methods as the content of professional and pedagogical activity of a general education school teacher is a novelty of the results obtained. Characterization of additional professional programs for teachers, aimed at ensuring the integration of methodological, psychological and pedagogical knowledge is of practical importance to improve the quality of natural, mathematical and technological education. The empirical results obtained from the implementation of these programs indicate a positive dynamics of the subjective position of teachers in relation to the idea of integration of methodological, psychological and pedagogical knowledge for the practical activities of the subject teacher.

Текст научной работы на тему «Интеграция методических и психолого-педагогических знаний как фактор повышения качества естественно-математического и технологического образования»

Интеграция методических и психолого-педагогических знаний как фактор повышения качества естественно-математического и технологического образования

Ильясов Динаф Фанильевич,

докт. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования E-mail: dinaf.ilyasov@gmail.com

Буров Константин Сергеевич,

канд. пед. наук, доц., доц. Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования E-mail: burov_ks@ipk74.ru

Селиванова Елена Анатольевна,

канд. психол. наук, доц., доц. Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

E-mail: selivanova_ea@ipk74.ru

Погорелов Дмитрий Николаевич,

старший преподаватель Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

E-mail: pogorelovdn@mail.ru

Коваленко Екатерина Викторовна,

преподаватель Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования E-mail: ev_ipk@mail.ru

В статье актуализируются педагогические аспекты проблемы повышения качества современного естественно-математического и технологического образования в общеобразовательной школе. Решение данной проблемы связывается с усилением значимости интеграции методических и психолого-педагогических знаний для практической деятельности учителя. Целью статьи является изучение способов обеспечения интеграции методических и психолого-педагогических знаний. Проведенный анализ научной литературы подтвердил предположение о том, что изучение естественнонаучных дисциплин в школе влияет на развитие высших психических функций обучающихся, а интеграция методики с психолого-педагогическими знаниями способствует успешности преподавания предмета. Выбор и обоснование методологических позиций позволило определить способы интеграции методических и психолого-педагогических знаний. Теоретическое описание данных способов как содержания профессионально-педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы составляет новизну полученных результатов. Характеристика дополнительных профессиональных программ для педагогических работников, ориентированных на обеспечение интеграции методических и психолого-педагогических знаний представляет практическую значимость для повышения качества естественно-математического и технологического образования. Полученные эмпирические результаты по итогам реализации данных программ свидетельствуют о положительной динамике субъектной позиции учителей по отношению к идее интеграции методических и психолого-педагогических знаний для практической деятельности учителя-предметника.

с Ключевые слова: качество образования, естественно-мате-

" матическое образование, технологическое образование, ин-

еЗ теграция методических и психолого-педагогических знаний,

еЗ повышение квалификации учителей. со

Введение. Рост темпов технологического развития Российской Федерации требует подготовки высококвалифицированных кадров. В любой сфере экономики, необходимы специалисты, владеющие цифровыми технологиями, способные выдвигать и реализовывать новые идеи. Основой подготовки таких кадров является естественно-математическое и технологическое образование. Это не просто совокупность знаний, которые можно освоить в ходе профессиональной подготовки. Например, о хорошем специалисте говорят, что он обладает не столько знаниями, сколько «инженерным мышлением» или «технологической культурой».

Очевидно, что подобные личностно-профес-сиональные характеристики формируются постепенно, в том числе на уровне общего образования. В этом плане оправданно внимание общества и государства к содержанию и организации естественно-математического и технологического образования в общеобразовательной школе. В последние годы на федеральном уровне были разработаны: «Концепция развития математического образования», «Концепция развития географического образования», Концепция преподавания предметной области "Технология"». В образовательной системе Челябинской области в виде образовательных проектов реализуются: «Концепция развития естественно-математического и технологического образования "ТЕМП"», «Образовательный технопарк "ТЕМП"». Реализация данных проектов пробудила интерес профессионального сообщества учителей к обновлению содержания, освоению новых форм и методов, реализации современных технологий преподавания естественнонаучных дисциплин.

Вместе с тем все чаще можно услышать мнение учащихся и их родителей о «ненужности» естественнонаучных знаний в повседневной жизни, усложнении учебных программ и т.д. Подобными причинами объясняется потеря интереса к циклу естественно научных дисциплин, и как следствие, снижение образовательных результатов. Данная ситуация обусловлена в том числе и тем, что процесс преподавания естественнонаучных дисциплин, даже для хорошо мотивированных детей, фокусируется на подготовке к прогнозируемым сценариям реализации научных знаний: контрольно-оценочные мероприятия, ЕГЭ, олимпиады и т.п. Критерии «успешности» и задачи обучающегося становятся сугубо утилитарными: оценка на экзамене, поступление в «нужный» вуз. При

этом на периферии внимания остаются важные для формирования того же «инженерного мышления» качества: способность запоминать, сравнивать, применять знания в нестандартной ситуации, взаимодействовать в коллективе и т.п. Педагог, в свою очередь, при выборе содержания и методов обучения ориентируется либо на хорошо мотивированных к обучению детей, либо на слабоуспевающих учащихся. Можно утверждать, что сами учителя, дети и их родители недооценивают потенциал естественно-научных предметов, в формировании личностных результатов образования и развитии высших психических функций.

Подобная взаимосвязь комплекса личностных и предметных образовательных результатов отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах. Вместе с тем очевидно, что обеспечение достижения этих результатов, требует не только методической проработки, но и педагогического осмысления. У рядового учителя возникает множество вопросов. Как проектировать методики обеспечивающие достижение личностных результатов? Как работать с разными категориями детей? Как применить психолого-педагогические знания в повседневной практике? Актуализируется проблема интеграции методических и психолого-педагогических знаний, и их практической реализации в образовательном процессе школы. В соответствие с этим целью нашей статьи является изучение способов обеспечения интеграции методических и психолого-педагогических знаний для повышения качества естественно-математического и технологического образования.

Обзор литературы. Необходимость обновления содержательных, процессуальных, организационных аспектов естественно-математического и технического образования рассматривается в контексте реформирования системы образования. По мнению О.В. Кобыльской, Д.С. Немцева, И.С. Панченко для промышленных регионов естественно-математическое и технологическое образование является значимым, и, соответственно, высокий уровень знаний по этому направлению также необходим [5].Ученые отмечают, что на данном этапе профессионально-квалификационный уровень специалистов и сотрудников многих российских предприятий заметно уступает современным требованиям рынка труда. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров является важным процессом. Такой процесс имеет пролонгированный характер и должен начинаться в школе, что требует повышения качества естественно-математического и технологического образования.

В.Т. Урусов убежден, что в общеобразовательных организациях нет конкретной цели по подготовке выдающихся ученых, например великих математиков или ученых-физиков. Школа лишь направляет обучающихся на определение индивидуальных способностей, на развитие интереса к учебе посредством изучения естественно-математических и гуманитарных предметов [10]. Ис-

следователь предлагает делать акцент на развитии речи и мышления учащихся, а также их коммуникации для повышения эффективности преподавания предметов естественно-математического цикла.

Позиция ученых Ф.М. Сабировой и Л.Н. Лати-повой [8], рассматривающих актуальные проблемы естественно-математических и технических наук, состоит в необходимости пересмотра теоретических и практических аспектов предыдущих наработок. Отмечается важность генерализации новых идей по выстраиванию траектории для воспитания нравственной, ответственной, активной и компетентной личности. По сути, генерализация нового строится на некой интеграции существующих фундаментальных научных положений с новыми решениями.

Процессы интеграции давно исследуются в различных научных областях. Е.В. Чухина рассматривает интеграцию в качестве движения и развития [13], которые способствуют качественной трансформации составляющих компонентов и их свойств. Ученый описывает преимущества интеграции психолого-педагогических и методических знаний, правда в аспекте профессиональной подготовки студентов. Но главная идея такой интеграции, по мнению автора, заключается не только в получении нового познавательного результата, но в осуществлении реального личностного превосходящего развития обучающихся.

М.А. Пуйлова исследовала значение психологической информации в практической деятельности будущих учителей в условиях инноватики. Ею отмечается, что студенты прекрасно осознают важность знания общей психологии (особенно по темам «Мышление», «Память», «Внимание»), возрастной и педагогической психологии в своей будущей педагогической деятельности [7]. Отметим, что положения общей отечественной и педагогической психологии строятся на концепции Л.С. Выготского, а понимание возрастных особенностей современных детей отражаются в зарубежных теориях, например теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса.

Повышение качества естественно-математического и технологического образования в школе рассматривается также путем осуществления интеграционных процессов. М.С. Таранов описывает интегрированное обучение физике и информатике в профильной школе, раскрывая перспективные направления решения проблемы на уровне психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в профильной школе [9]. Однако важно понимать, что не каждый специалист может успешность осуществлять такую интеграцию.

О необходимости развития интегративной компетентности современного педагога пишет Н.Ю. Кийкова. Ею предлагаются ресурсы системы повышения квалификации в создании условий дополнения и определения перспективных мотивов профессионального развития педагогов [6].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Итак, повышение качества естественно-математического и технологического образования обусловлено потребностью современной экономики в высокопрофессиональных специалистах, которые начинают свое профессиональное становление еще со школьной скамьи. Одним из инструментов повышения качества образования в современных исследованиях предлагается выстраивать интеграционные процессы. Для гармоничного развития личности ребенка необходимо интегрировать содержание естественно-научных дисциплин с психологическими основами. Для этого учителю важно повышать свою компетентность в данном направлении.

Методология. Методологией исследования выступают культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса, а также идеи о влиянии сети Интернет и цифровых технологий в образовании на формирование и развитие когнитивных способностей (Г.В. Солдатова, Т.А. Нестик., Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова).

Авторы статьи исходили из представлений о культурно-исторической обусловленности человеческой психики. Согласно концепции Л.С. Выготского высшие психические функции социально обусловлены [1]. В качестве одного из ключевых положений представленного исследования выступает идея о том, что педагогу необходимо не только иметь представление о содержании, формировании и развитии высших психических функций, но и таким образом организовывать процесс обучения, чтобы способствовать актуализации развития высших психических функций обучающихся. Авторы статьи полагают, что педагоги не всегда видят потенциал своего предмета в развитии высших психических функций. Необходимо акцентировать внимание не только на развитии предметных, но и на развитии личностных результатов обучения.

Для представленного исследования особую значимость приобретают идеи Н. Хоува и У. Штрауса, согласно которым ценности поколений формируются в результате воздействия воспитания и социокультурной среды [14]. Данные авторы полагают, что люди, которые родились в тот или иной период времени (каждые 16-20 лет), характеризуются сходными жизненными ценностями и социально-психологическими особенностями. Данные идеи основываются на предположении о том, что каждое поколение формируется в конкретных исторических условиях. Процессы социализации поколений формируются под влиянием значимых исторических событий, а также социальных, культурных и экономических особенностей региона. Важно также учитывать факторы семьи и ближайшего окружения человека.

5 Целесообразно отметить, что на сегодняшний

0 момент, благодаря повсеместному распространению сети Интернет, наблюдаются значительные

° изменения социокультурной среды, в которой раз-

1 вивается ребенок. Данная среда наполняется циф-

ровыми элементами (в частности, гаджетами), что находит свое отражение в изменении, через процессы интериоризации, познавательных процессов современных обучающихся [12]. В том случае, если цифровые элементы окружающей среды становятся для современного ребенка необходимыми компонентами деятельности и общения, то это, безусловно, отражается на развитии высших психических функций. Элементы цифровой реальности интериоризируются в высшие психические функции - в связи с этим, трансформируется процесс развития высших психических функций. Таким образом, представители поколения Z характеризуются спецификой формирования высших психических функций, что, безусловно, необходимо учитывать педагогам при выборе содержания и форм обучения.

Результаты. Рассмотренные положения ученых выступили основанием для определения способов интеграция методических и психолого-педагогических знаний для повышения качества естественно-математического и технологического образования. Они отражаются в трех смысловых линиях: а) осознание учителем необходимости систематического и целенаправленного применения психолого-педагогических знаний в своей профессиональной деятельности; б) конструирование занятия с опорой на психолого-педагогические знания, начиная с этапа разработки рабочих программ дисциплины; в) получение методической поддержки в совершенствовании стиля педагогической деятельности, основанного на интеграции методических и психолого-педагогических знаний.

Детализируем эти смысловые линии. Повышение качества естественно-математического и технологического образования связывается нами в первую очередь с осознанием учителем значимости интеграции методических и психолого-педагогических знаний. Это необходимо для успешного развития личности ребенка на разных уровнях (интеллектуальном, социальном, нравственном). В законе «Об образовании в РФ» [11] качество образования трактуется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, соответствующая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Соответственно учителю важно ориентироваться не только на предметную подготовку ребенка к сдаче экзаменов (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) и подготовку к олимпиадам, но и на личностное развитие каждого обучающегося. Для этого целесообразно учитывать интересы и потребности детей и их родителей.

В ранних исследованиях мы обосновывали значимость личностного плана, выделяемого в понятии «качество образования» [2]. Авторский коллектив придерживается той позиции, что для ребенка важнее найти свой жизненный путь в этом сложном мире. Родителей также будет в первую

очередь интересовать успешность их ребенка в различных жизненных аспектах (социализации, коммуникации, профессионализации, интеллектуальных и творческих достижениях). Все перечисленное является второй стороной проявления качества образования - обеспечение личностной успешности обучающегося. Личностную успешность человека определяют сформированные высшие психические функции. Вполне очевидно, что хорошее внимание, отличная память креативное мышление, грамотная речь, эмоциональная устойчивость, развитая воля позволят человеку быть успешными в любой сфере деятельности.

Иными словами, учителю важно понимать, что качество образования определяется не только высокими баллами школьника по ЕГЭ и успеваемостью в целом, а тем - насколько он успешен, компетентен, мобилен и психологически здоров. Причем все это определяется сформированностью у обучающегося высших психических функций. Они, в свою очередь, развиваются на различных дисциплинах, в том числе естественно-математического и технологического цикла. В научной литературе в данном случае используется термин «качество ума» школьников. Поэтому в преподавании таких дисциплин как математика, физика, технология ориентироваться надо не на «натаскивание» школьника к экзаменам, а на повышение его «качества ума» (мышления, памяти, воображения). Именно такой подход позволит школьнику решать не только учебные, но и жизненные задачи.

Осознание значимости психолого-педагогических знаний, интегрированных с методическими, позволит учителю применять их на разных этапах образовательного процесса. Психолого-педагогические знания должны найти отражение не только в процессе преподавания дисциплин, но и в планировании их содержания. Речь идет об этапе разработки рабочей программы дисциплин естественно-математического и технологического образования. Основная образовательная программа (ООП) начального, основного или среднего общего образования предполагает обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Причем возвращаясь к понятию качества образования, сформулированному в ФЗ «Об образовании в РФ», отметим, что это качество, помимо всего прочего, предполагает, в том числе, и степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Поэтому личностные и метапредметные результаты, хотя и прописываются в ООП, не всегда целенаправленно формируются учителем. Приоритет зачастую отдается предметным образовательным результатам. Поэтому интеграция методических и психолого-педагогических знаний должна начинаться с разработки рабочих программ учителей, включением в них личностной составляющей.

В предыдущих работах мы на примере отдельных учебных дисциплин показывали взаимосвязь личностных и предметных результатов. В таблице

1 приведен пример такой взаимосвязи на уровне основного общего (физика) и среднего общего (астрономия) образования.

Таблица 1. Взаимосвязь личностных и предметных результатов

№ п/п

Учебный предмет

Физика

Астрономия

Личностный результат

Сформирован-ность ценности здорового и безопасного образа жизни

Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей

Предметный результат

планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья [3]

понимать роль отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области [4]

Итак, понимая взаимосвязь личностных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, учитель на этапе проектирования своей работы будет применять методические знания на базе психолого-педагогических.

Однако, для того, чтобы эффективно осуществлять интеграцию методических и психолого-педагогических знаний учителю целесообразно повышать свою квалификацию в данном направлении. Поэтому в учреждения дополнительного профессионального образования необходимо разрабатывать и реализовывать интегрированные дополнительные профессиональные программы (ДПП) для педагогических работников. Примером такой программы может выступать ДПП «Педагогическая психология в обучении младших школьников математике» (16 ч.) для учителей начальной школы. Приведём небольшой фрагмент рекомендуемых вопросов.

Темы 1-2. Готовность учителя начальных классов к использованию работе психолого-педагогических знаний в аспекте требований профессионального стандарта педагога (лекция, 1 ч.). Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях. Роль когнитивных процессов в становлении успешной учебной деятельности младшего школьника. Применение учения Л.С. Выготского в обучении младших школьников математике. Теория поколений Н. Хоува и У. Штрауса. Влияние психологических особенностей детей поколения Z на изучение математики (практическое занятие, 1 ч.).

Темы 3-5. Развитие ощущения и восприятия младших школьников средствами обучения математике. Внимание и его роль в обеспечении успешной учебной деятельности младших школь-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

2

ников. Свойства и закономерности памяти младших школьников. Тренировка памяти средствами обучения математике. Речевая деятельность младших школьников на уроке и ее влияние на активизацию мышления (Лекция, 3 ч.).

Тема 6. Формирование у младших школьников математических понятий как основа овладения знаково-символическими системами. Подготовка первоклассников к усвоению понятия числа. Совершенствование методики работы по формированию понятия числа (приемы обучения с опорой на разные каналы обучения) (практическое занятие, 4 ч.).

Указанные темы позволяют учителям наиболее успешно осуществлять интеграцию методических и психолого-педагогических знаний в своей профессиональной деятельности для повышения качества естественно-математического и технологического образования.

Данная программа была реализована специалистами кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКрО совместно учеными других институтов на курсах повышения квалификации (КПК) учителей. Также была разработана и реализована программа «Педагогическая психология в обучении физики». Всего обучение прошли 229 педагогов общеобразовательных организаций Челябинской области.

С целью определения ориентации педагогов на готовность осуществлять интеграцию методических и психолого-педагогических знаний был проведен опрос в начале курсов и в конце (таблица 2).

Таблица 2. Готовность учителей интегрировать методические и психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности

Вопрос и вариант ответа Педагоги (в %)

До КПК После КПК

Требуется ли учителю-предметнику изучение актуальных психолого-педагогических концепций?

а) да, эти знания, безусловно, необходимы 26,2 67,2

б) в первую очередь важно сосредоточиться на предметных знаниях 56,3 26,2

в) нет 17,5 6,6

Считаете ли Вы, что интеграция методических и психолого-педагогических знаний поможет обеспечить качество естественно-математического и технологического образования

а) да, я полностью разделяю это убеждение 30,6 78,6

б) частично 43,2 17

в) нет 26,2 4,4

Готовы ли Вы осуществлять интеграцию методических и психолого-педагогических знаний в своей профессиональной деятельности?

а) да, я имеют такую интегративную компетентность и готов ее применять 17,5 66,4

б) есть, определенный интерес, но нет соответствующей компетентности 51,9 20,5

в) нет 30,6 13,1

Таким образом, можно ответить, что только каждый пятый педагог (26,2%) осознает важность изучения актуальных психолого-педагогических концепций. Однако прохождение курсов повышения квалификации позволило убедить большинство педагогов в необходимости этих знаний для современного учителя.

Лишь третья часть учителей считают, что интеграция методических и психолого-педагогических знаний поможет обеспечить качество естественно-математического и технологического образования. Вместе с тем, освоение новых знаний позволило изменить данную позицию в большинстве случаев (78,6%). Учителя смогли рассмотреть преимущества интеграции и возможности ее применения на школьных уроках. Но все же 17% только отчасти уверены, что интеграция методических и психолого-педагогических знаний поможет обеспечить высокое качество естественно-математического и технологического образования.

Изначально только 17,5% учителей отмечали готовность осуществлять интеграцию методических и психолого-педагогических знаний в своей профессиональной деятельности. Более 50% высказывали свой интерес в этом направлении, но недостаточную компетентность. Обучение по программе повышения квалификации позволило повысить процент учителей с готовностью осуществлять интеграцию таких знаний (до 66,4%). Однако определенной части учителей (33,6%) требуется дальнейшее углубление знаний по данной тематике и развитие мотивации по применению интегрированных психолого-педагогических и естественно-математических знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом отношение большей части учителей к интеграции знаний существенно изменилось, особенно в части необходимости дальнейшего профессионального развития с целью повышения профессионального мастерства, влияющего на качество естественно-математического и технологического образования.

Заключение. Экономический потенциал страны определяется как техническими, так и человеческими ресурсами. Качество профессиональной деятельности специалистов, особенно в сфере промышленности, определяется их знаниями, особенно в области естественно-математических и технологических дисциплин. Качество современного образования зависит от ряда аспектов: ориентации на личностные потребности обучающихся, развитие у них «качеств ума», применение учителем интегрированных знаний из разных областей. Обзор научных работ показал, что интеграция психолого-педагогических знаний с предметными позволит значительно повысить качество естественно-математического и технологического образования.

Считаем, что такая интеграция должна основываться на нескольких смысловых линиях. Первая линия предполагает осознание учителем необходимости систематического и целенаправленного применения психолого-педагогических знаний

в своей профессиональной деятельности. Вторая линия связана с необходимостью конструирования учителем занятия с опорой на психолого-педагогические знания, начиная с этапа разработки рабочих программ дисциплины. Третья линия ориентирована на получение учителем соответствующей методической поддержки в совершенствовании стиля педагогической деятельности, основанного на интеграции методических и психолого-педагогических знаний. Данные линии могут найти отражение в повышении квалификации учителей, на примере таких программ как «Педагогическая психология в обучении младших школьников математике», «Педагогическая психология в обучении физики». Эффективность таких программ обоснована их апробаций и доказана результатами опроса.

Литература

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982

2. Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений: монография / М.И. Солодко-ва, Д.Ф. Ильясов, Ю.Ю. Баранова и др.; науч. ред. д-р пед. наук В.Н. Кеспиков. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015.- 300 с.

3. Диагностика личностных планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: учебно-методическое пособие / Д.Ф. Ильясов, А.А. Севрюкова, В.В. Кудинов, Е.А. Селиванова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2017.- 176 с.

4. Диагностика личностных планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования: учебно-методическое пособие / Д.Ф. Ильясов, А.А. Севрюкова, В.В. Кудинов, Е.А. Селиванова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2019.- 264 с.

5. Кобыльская, О.В. Пути и механизмы повышения уровня естественно-математического и технологического образования в школе / О.В. Кобыльская, Д.С. Немцев, И.С. Панчен-ко // Научное обозрение. Педагогические науки.- 2017.- № 2. - С. 60-64.

6. Кийкова Н.Ю. Межпрофильная интеграция как возможность актуализации мотивов профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации / Н.Ю. Кийкова// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- 2017.- № 4 (33). - С. 27-34.

7. Пуйлова М.А. Значение психологической информации в практической деятельности будущих учителей в условиях инноватики / М.А. Пу-лова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова.- 2008.- № 1c. - С. 150-156.

8. Сабирова, Ф.М. Актуальные проблемы истории естественно-математических и техниче-

ских наук и образования: анализ и обобщение опыта / Ф.М. Сабирова, Л.Н. Латипова // Теория и практика общественного развития.-2015. - Научная электронная библиотека «Ки-берленинка». - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/aktualnye-problemy-istorii-estestvenno-matematicheskih-i-tehnicheskih-nauk-i-obrazovaniya-analiz-i-obobschenie-opyta.

9. Таранов, М.С. Принципы реализации интегрированного обучения физике и информатике в профильной школе / М.С. Таранов // Интеграция образования.- 2008.- № 3. - С. 19-23.

10. Урусов, В.Т. Педагогические условия обучения предметам естественно-математического цикла в сельских национальных школах: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Т. Урусов. - Уфа, 1998.- 194 с. - URL: https://www.dissercat.com/ content/pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-predmetam-estestvenno-matematicheskogo-tsikla-v-selskikh

11. Федеральный закон от 29.12.2012 №73-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020). URL: https://clck.ru/BaFcT (дата обращения: 10.08.2020).

12. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Не-стик, Е.И. Рассказова. - Фонд Развития Интернет Москва, 2013.- 144 с.

13. Чухина, Е.В. Способы интеграции психолого-педагогических и методических знаний в профессиональной подготовке будущего учителя / Е.В. Чухина // Омский научный вестник.- 2015. - Научная электронная библиотека «Киберленинка». - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sposoby-integratsii-psihologo-pedagogicheskih-i-metodicheskih-znaniy-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-uchitelya

14. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Company, 1991. 554 p

integration of methodological, psychological and pedagogical knowledge as a factor for improving the quality of natural, mathematical and technological education

Ilyasov D.F., Burov K.S., Selivanova E.A., Pogorelov D.N., Kovalenko E.V.

Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators

The article actualizes the pedagogical aspects of the problem of improving the quality of modern natural, mathematical and technological education in secondary schools. The solution to this problem is associated with the increasing importance of integrating methodological, psychological and pedagogical knowledge for the practical activity of the teacher. The goal of the article is to study ways of ensuring integration of methodological, psychological and pedagogical knowledge. The analysis of scientific literature confirmed the assumption about the influence of the study of scientific disciplines at school on the development of higher mental functions of schoolchildren, and the integration of methods with psychological and pedagogical knowledge contributes to the success of teaching the subject. The choice and substantiation of methodological positions

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

made it possible to determine ways of integrating methodological, psychological and pedagogical knowledge. Theoretical description of these methods as the content of professional and pedagogical activity of a general education school teacher is a novelty of the results obtained. Characterization of additional professional programs for teachers, aimed at ensuring the integration of methodological, psychological and pedagogical knowledge is of practical importance to improve the quality of natural, mathematical and technological education. The empirical results obtained from the implementation of these programs indicate a positive dynamics of the subjective position of teachers in relation to the idea of integration of methodological, psychological and pedagogical knowledge for the practical activities of the subject teacher.

Keywords: quality of education, natural and mathematical education, technological education, integration of methodological and psychological and pedagogical knowledge, advanced training of teachers.

References

1. Vygotsky L.S. Collection of essays, Vol. 1, Moscow: Pedagogy, 1982.

2. Solodkova M.I., Ilyasov D.F., Baranova Yu. Yu. State and public management of general education quality: specifics of implementation at different levels of decision making: monograph, ed. by V.N. Kespikov, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015, 300 p.

3. Ilyasov D.F., Sevrukova A.A., V.V. Kudinov, Selivanova E.A. Diagnostics of the personal planned results of mastering by schoolchildren of the basic educational program of the basic general education: educational and methodical manual, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2017, 176 p.

4. Ilyasov D.F., Sevrukova A.A., V.V. Kudinov, Selivanova E.A. Diagnostics of the personal planned results of mastering by schoolchildren of secondary general education of the basic general education: educational and methodical manual, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2019, 264 p.

5. Kobylskaya O.V., Nemtsev D.S., Panchenko I.S. Ways and mechanisms of the natural-mathematical and technological education level increase at school, Science Review. Pedagogical sciences, 2017, No. 2, pp. 60-64.

6. Kiikova N. Yu. Interdisciplinary integration as an opportunity to actualize motives of professional development of teachers in the system of advanced training, Scientific support of a system of advanced training, 2017, No. 4 (33), pp. 27-34.

7. Puilova M.A. Value of the psychological information in practical activity of the future teachers in conditions of innovation, Bulletin of A. P. Chekhov Taganrog Institute, 2008, No. 1, pp. 150-156.

8. Sabirova F.M., Latipova L.N. Actual problems of history of natural-mathematical and technical sciences and education: analysis and generalization of experience, Theory and practice of social development, 2015, Scientific Electronic Library "CyberLeninka". URL: https://cyberleninka.ru/article/n7aktual-nye-problemy-istorii-estestvenno-matematicheskih-i-tehnich-eskih-nauk-i-obrazovaniya-analiz-i-obobschenie-opyta.

9. Taranov M.S. Principles of implementation of the integrated teaching of physics and informatics in profile school, Integration of education, 2008, No. 3, pp. 19-23.

10. Urusov V.T. Pedagogical conditions of teaching the subjects of the natural and mathematical cycle in rural national schools: dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences, Ufa, 1998, 194 p. URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogich-eskie-usloviya-obucheniya-predmetam-estestvenno-matemat-icheskogo-tsikla-v-selskikh.

11. Federal Law of 2012/12/29 N273-FZ (ed. from 31.07.2020) "About Education in the Russian Federation". URL: https://clck. ru/BaFcT (accessed date: 2020/08/10).

12. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I. Digital competence of the Russian teenagers and parents: results of the Russia research, Internet Development Fund Moscow, 2013, 144 p.

13. Chukhina E.V. Ways of integration of the psychological, pedagogical and methodical knowledge in professional training of the future teacher, Omsk scientific bulletin, 2015, Scientific electronic library "CyberLeninka". URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sposoby-integratsii-psihologo-pedagogicheskih-i-metodiches-kih-znaniy-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-uchi-telya.

14. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Company, 1991, 554 p.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.