Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СОДЕЙСТВИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОДЕЙСТВИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL SKILL IMPROVEMENT / TEACHER / PEDAGOGICAL MECHANISMS OF ASSISTANCE / GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серганова Зина Зайнутдиновна, Ярычев Насруди Увайсович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Совершенствование профессионального мастерства учителей является важной задачей государственной образовательной политики. Повышение конкурентных преимуществ российского образования на мировой арене связывается с совершенствованием профессионального мастерства педагогических кадров. Поэтому системе повышения квалификации педагогов необходимо определить педагогические механизмы содействия им в данном направлении. Цель исследования - обоснование подходов к определению педагогических механизмов содействия совершенствованию профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций. Методология (материалы и методы). В исследовании были использованы следующие методы: изучение и анализ нормативных документов в области образовательной государственной политики, анализ научных исследований по проблеме, анкетирование учителей общеобразовательных организаций. Результаты. Данные опроса учителей общеобразовательных организаций показали, что они в недостаточной степени мотивированны на обновление психолого-педагогических и методических знаний для совершенствования своего профессионального мастерства. Анализ научных источников позволил определить значимость выстраивания эффективных коммуникаций для эффективного обучения учителей. На основании этого были определены педагогические механизмы содействия учителям: сотрудничество, консультирование, наставничество и партнерство. Они могут реализоваться в различных формах повышения квалификации учителей. Такие формы можно отнести к трем группам: школы как самообучающейся организации, учреждения дополнительного профессионального образования учителей и самообразование. Особенностями применения педагогических механизмов содействия являются выделенные принципы для совершенствования профессионального мастерства учителей. Это принципы профессиональной рефлексии, самооценки процесса и результатов трудовой деятельности, принятия эффективных педагогических решений, мотивации к обновлению профессиональных знаний с учетом современных достижений науки и педагогической гибкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серганова Зина Зайнутдиновна, Ярычев Насруди Увайсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SKILLS IMPROVEMENT OF TEACHERS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS: FEATURES OF THE APPLICATION OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE MECHANISMS

The research problem and the rationale for its relevance. Improvement of teachers' professional skills is an important task of the state educational policy. Increasing the competitive advantages of Russian education on the world stage is associated with improving the professional skills of teachers. Therefore, the system of professional development of teachers needs to identify pedagogical mechanisms to assist them in this direction. The goal of the research is substantiation of approaches to definition of pedagogical mechanisms of assistance to improvement of professional skills of teachers of general education organizations. Methodology. The following methods were used in the research: study and analysis of regulatory documents in the field of educational public policy, analysis of scientific research on the problem, questionnaires of teachers of general educational organizations. Results. The survey of teachers of general education organizations showed that they are not sufficiently motivated to update their psychological, pedagogical and methodological knowledge to improve their professional skills. Analysis of scientific sources has helped to determine the importance of setting up effective communications for effective teacher education. Pedagogical mechanisms for teacher assistance were identified: cooperation, counseling, mentoring and partnership. These mechanisms can be implemented in various forms of teacher professional development. Such forms can be classified into three groups: schools as self-study organizations, institutions of additional professional education for teachers and self-study. Such forms can be classified into three groups: schools as self-study organizations, institutions of additional professional education for teachers and self-study. These are the principles of professional reflection, self-assessment process and work results, making effective pedagogical decisions, motivation to update professional knowledge taking into account modern scientific achievements and pedagogical flexibility.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СОДЕЙСТВИЯ»

Научные сообщения

УДК 371.123.37

Совершенствование профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций: особенности применения педагогических механизмов содействия

З. З. Серганова

https://orcid.org/0000-0002-9164-3110 zina.zaynutdinovna2020@mail.ru

Н. У. Ярычев

https://orcid.org/0000-0003-4667-8020 nasrudiny@mail.ru

Professional skills improvement of teachers in general education organizations: features of the application of pedagogical assistance mechanisms

Z. Z. Serganova N. ^ Yarychev

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Совершенствование профессионального мастерства учителей является важной задачей государственной образовательной политики. Повышение конкурентных преимуществ российского образования на мировой арене связывается с совершенствованием профессионального мастерства педагогических кадров. Поэтому системе повышения квалификации педагогов необходимо определить педагогические механизмы содействия им в данном направлении. Цель исследования -обоснование подходов к определению педагогических механизмов содействия совершенствованию профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций. Методология (материалы и методы). В исследовании были использованы следующие методы: изучение и анализ нормативных документов в области образовательной государственной по-

литики, анализ научных исследований по проблеме, анкетирование учителей общеобразовательных организаций. Результаты. Данные опроса учителей общеобразовательных организаций показали, что они в недостаточной степени мотивированны на обновление психолого-педагогических и методических знаний для совершенствования своего профессионального мастерства. Анализ научных источников позволил определить значимость выстраивания эффективных коммуникаций для эффективного обучения учителей. На основании этого были определены педагогические механизмы содействия учителям: сотрудничество, консультирование, наставничество и партнерство. Они могут реализоваться в различных формах повышения квалификации учителей. Такие формы можно отнести к трем группам: школы как самообучающейся организации, учреждения дополнительного профессионального образования учителей и самообразование. Особенно-

стями применения педагогических механизмов содействия являются выделенные принципы для совершенствования профессионального мастерства учителей. Это принципы профессиональной рефлексии, самооценки процесса и результатов трудовой деятельности, принятия эффективных педагогических решений, мотивации к обновлению профессиональных знаний с учетом современных достижений науки и педагогической гибкости.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. Improvement of teachers' professional skills is an important task of the state educational policy. Increasing the competitive advantages of Russian education on the world stage is associated with improving the professional skills of teachers. Therefore, the system of professional development of teachers needs to identify pedagogical mechanisms to assist them in this direction.

The goal of the research is substantiation of approaches to definition of pedagogical mechanisms of assistance to improvement ofprofessional skills of teachers of general education organizations.

Methodology. The following methods were used in the research: study and analysis of regulatory documents in the field of educational public policy, analysis of scientific research on the problem, questionnaires of teachers of general educational organizations.

Results. The survey of teachers of general education organizations showed that they are not sufficiently motivated to update their psychological, pedagogical and methodological knowledge to improve their professional skills. Analysis of scientific sources has helped to determine the importance of setting up effective communications for effective teacher education. Pedagogical mechanisms for teacher assistance were identified: cooperation, counseling, mentoring and partnership. These mechanisms can be implemented in various forms of teacher professional development. Such forms can be classified into three groups: schools as self-study organizations, institutions of additional professional education for teachers and self-study. Such forms can be classified into three groups: schools as self-study organizations, institutions of additional professional education for teachers and self-study. These are the principles of professional reflection, self-assessment process

and work results, making effective pedagogical decisions, motivation to update professional knowledge taking into account modern scientific achievements and pedagogical flexibility.

Ключевые слова: совершенствование профессионального мастерства, учитель, педагогические механизмы содействия, общеобразовательная организация, самообразование.

Keywords: professional skill improvement, teacher, pedagogical mechanisms of assistance, general educational organization, self-education.

Введение

Специалисты высокого уровня практически всегда ценились обществом, получали уважение людей и признание государства. Профессиональная компетентность человека выступает важным показателем его жизненной удовлетворенности и способствует улучшению благосостояния страны. Поэтому совершенствование профессионального мастерства должно войти в рейтинг жизненных ценностей каждого человека трудоспособного возраста. Когда речь идет о системе образования, то можно обнаружить множество противоречивых взглядов на современное ее состояние. Часть населения высказываются критически относительно различных трансформаций в сфере школьного образования, однако многие ожидают положительных сдвигов и связывают свои надежды улучшения образованности населения с профессиональным развитием учителей. Этим обусловлена реализация государственных проектов (Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда»), которые направлены на существенное улучшение качества образования, повышение конкурентных преимуществ российского образования на мировой арене.

На данном основании считаем, что актуальность вопроса совершенствования профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций является вполне очевидной. Для того чтобы эффективно выстроить данный процесс, необходимо выявить и реализовать соответствующие педагогические механизмы содействия совершенствованию профессионального мастерства учителей. Такие механизмы имеет смысл определить, опираясь на профессиональные запросы самих педагогических работ-

ников, а также научные подходы, описанные учеными.

Цель исследования. Обоснование подходов к определению педагогических механизмов содействия совершенствованию профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций.

Методологические основы исследования. В основе исследования базируются положения андрагогического подхода, определяющего особенности выстраивания обучения практикующих педагогических работников. Обучение, ориентированное на психологические особенности взрослого (наличие профессионального опыта, осознание своих дефицитов, стремление к кооперации, применимость в практике) [1], будет более эффективным для совершенствования его профессионального мастерства. Для достижения цели исследования использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы составляли изучение и анализ нормативных документов (Национальный проект «Образование», Федеральный проект «Учитель будущего», профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»). Эмпирический метод: анкетирование учителей общеобразовательных организаций Чеченской Республики.

Для исследования сформированности профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций нами был проведен опрос. В выборку вошли учителя г. Грозного различных учебных дисциплин (математических, естественно-научных, гуманитарных) и разного возраста (от 22 и свыше 55 лет). Всего число респондентов составило 347 человек, имеющих различный стаж работы (как начинающие учителя, так и педагоги с большим стажем).

Вопросы анкеты были направлены на выявление представлений учителей о сферах, связанных с развитием профессионального мастерства, определении доминирующих мотивов к профессиональному совершенствованию и необходимых мер педагогического сопровождения учителей. Представим данные опроса.

Третья часть педагогов связывают свое профессиональное мастерство с обогащением знаний в предметной области (32,3%). Они считают, что повышение квалификации стоит осуществлять

только в данном направлении. Четвертая часть (24,2%) опрошенных учителей считают, что необходимо устранять профессиональные дефициты в области психолого-педагогической науки (в части педагогического сопровождения различных кон-тингентов обучающихся). Кроме того, 15,3% учителей выразили потребности в обновлении правовых знаний. Также учителя проявляли интерес к цифровым технологиям (6,8%), проектно-исследовательской (4,2%) и управленческой деятельности (2,3%). Примечательно, что достаточная часть опрошенных (36,3%) выявили желание развивать деловые и личностные качества, требуемые для совершенствования профессионального мастерства.

Среди мотивов стремления к профессиональному мастерству 35,5% учителей указали материальные стимулы. Значимость благоприятной психологической атмосферы в коллективе отметили 24,5% респондентов.

Также были указаны такие мотивы, как стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации (12,4%) и обмен педагогическим опытом (18,7%). К сожалению, некоторая часть учителей не задумывались о мотивах профессионального развития (9%).

Среди мер сопровождения учителям в проявлении стремления к достижению профессионального мастерства были указаны разные. Основные позиции касались методических мероприятий, проводимых в образовательной организации (34,3%), сопровождения аттестационных процедур (24,5%) и традиционных форм организации повышения квалификации (24,2%).

Также учителя указывали возможность саморазвития через вовлечение в проектную педагогическую деятельность (12,1%), сопровождение их в процессе участия в конкурсах профессионального мастерства (8,9%) и индивидуальное консультирование со стороны специалистов муниципальной образовательной системы (14,4%). Среди менее популярных форм были указаны стимулирование к обмену знаниями, участию в профессиональных педагогических сообществах (5%) и поддержка самообразования средствами персонифицированных программ повышения квалификации (4%).

Полученные результаты указали на возможность следующих выводов:

- профессиональное мастерство учителя связывают, в первую очередь, со своей предметной

подготовкой, однако высказывают дефициты в области психолого-педагогических дисциплин, недостаточность межпредметных знаний, потребность в развитии личностных качеств;

- доминирующими мотивами к профессиональному мастерству выступают материальные стимулы и благоприятная психологическая атмосфера; в меньшей степени представлены мотивы к самосовершенствованию, творческой самореализации и обмену педагогическим опытом;

- учителя нацелены на традиционные формы повышения квалификации и педагогической поддержки в осуществлении совершенствования профессионального мастерства, однако инновационные формы тоже вызывают определенный интерес.

Вместе с тем данные результаты опроса могут свидетельствовать о том, что часть учителей не соответствуют требованиям профессионального стандарта педагога. Они не в полной мере могут осуществлять такие трудовые действия, как «постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера» или «применение психолого-педагогических технологий... для адресной работы с различными контингентами учащихся». К последним относятся социально уязвимые дети, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями и зависимостью.

Соответственно данные выводы могут служить основанием для выделения направлений в применении педагогических механизмов содействия совершенствованию профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций. Рассмотрим работы ученых, которые помогут определить особенности таких педагогических механизмов.

Обзор литературы

О. С. Бобина предлагает следующие пути совершенствования компетентности педагогов среднего профессионального образования. Она рекомендует применять персонифицированный подход в повышении профессиональной компетентности педагогов, опираться на ресурсы образовательной организации, инициировать участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, осуществлять их подготовку к аттестации, формировать конкурентную среду в образовательной организации [2]. Полагаем, что

данные решения могут служить основанием для совершенствования профессионального мастерства учителей. Однако мы не согласны с позицией, что необходимо формировать конкурентную среду в организации. Считаем, что это может привести к неоправданным конфликтам и возрастанию профессионального выгорания учителей. Педагогическая деятельность напрямую связана с коммуникацией, поэтому важно учитывать необходимость ориентации учителей на формирование конструктивных коммуникаций и содействовать им в расширении своих социальных компетенций.

Е. А. Медник утверждает, что оттачивать такой инструмент, как педагогическое мастерство учителя, необходимо через участие в профессиональных сообществах [3]. И. А. До-нина и М. Н. Певзнер утверждают, что виртуальные профессиональные сообщества способствуют развитию конкурентоспособности учителей, выступают эффективным инструментом их интерактивной коммуникации [4]. Ю. Л. Ко-фейникова раскрывает важность обучения в сотрудничества [5]. Таким образом, данные работы подчеркивают необходимость профессиональной коммуникации разного характера.

Зарубежные ученые говорят о ценности кооперативного или совместного обучения [6] S. Kagan, J. Stenlev подчеркивают эффективность совместного обучения для различных возрастных категорий. Выделяются так называемые Kagan Structures - это альтернативные ситуации, которые способствуют равенству и увеличению степени вовлеченности обучающихся, улучшая их успеваемость, навыки коммуникации и поведение.

C. M. Brody и N. Davidson пишут о том, что реформы в образовании требуют от учителя непрерывного развития, предлагая им применять совместное обучение для работы со школьниками, студентами и коллегами [7].

H. Shachar, H. Shmuelevitz провели изучение эффективности совместного обучения у учителей Израиля. Было выявлено, что оно способствует улучшению успеваемости школьников, повышению качества учителей. Кроме того, такие стратегии обучения благоприятно сказались на социальных отношениях участников образовательного процесса [8]. Эти выводы подтверждают влияние коммуникаций в совершенствовании мастерства учителей общеобразователь-

ных организаций. Итак, выстраивание профессиональной коммуникации может служить эффективным инструментом совершенствования профессионального мастерства учителей. Однако, принимая во внимание положения андрагоги-ческого подхода, отметим, что обучение взрослых должно осуществляться на механизмах корректного сопровождения, выверенного содействия. Важность содействия учителям в их профессиональном совершенствовании обоснована в исследованиях Л. Г. Бобковой [9]. М. Г. Домбровской [10], И. Е. Емельяновой [11]. Такое содействие рассматривается как взаимодействие между преподавателем и учителем, как создание условий, тьюторство, наставничество, адресность. Кстати значимость адресности во взаимодействии участников образовательных отношений прописывается и в профессиональном стандарте педагога.

Итак, эмпирический и теоретический анализ позволили выдвинуть следующее положения:

а) для совершенствования профессионального мастерства учителей необходимо развитие не только предметных, но и межпредметных знаний, а также личностных качеств;

б) такое совершенствование должно быть ориентировано не только на личные выгоды учителя, но и улучшения качества общего образования путем вовлечения учителей в партнерские взаимоотношения;

в) уместно учитывать современные тренды в системе образования и оправдавшие себя традиции, то есть опираться на цели национальных образовательных проектов и имеющиеся у учителей опыт и ценности;

г) педагогическое содействие рекомендуется строить на адресном подходе и эффективной коммуникации для мотивации учителей к совершенствованию профессионального мастерства.

Результаты и их описание

Научный обзор позволил сформулировать понятие исследования: педагогическое содействие совершенствованию профессионального мастерства учителей выступает в качестве адресного сопровождения процесса развития лич-ностно-профессиональных характеристик учителей, способствующих достижению высокого качества образования, путем интеграции культурных традиций и педагогических инноваций.

Профессиональное мастерство учителей общеобразовательных организаций мы рас-

сматриваем как высокий уровень предметной, методической, психолого-педагогической компетентности, базирующейся на комплексе профессионально-личностных характеристик, составляющих индивидуальный педагогический стиль. Результатом такого мастерства выступает обеспечение качественного образования вне зависимости от условий социальной среды и психофизиологических особенностей обучающегося.

Учитывая тот факт, что отечественные и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что обучение необходимо осуществлять через профессиональные коммуникации, то важно подчеркнуть механизмы такого содействия. Мы выделяем четыре механизма педагогического содействия в системе повышения квалификации: сотрудничество, консультирование, наставничество и партнерство (рис. 1). Процесс совершенствования профессионального мастерства учителей должен быть непрерывным. Повышение квалификации может осуществлять в различных формах: в рамках общеобразовательной организации, в учреждениях дополнительного профессионального образования учителей, муниципальных и школьных методических службах, самообразование через профессиональные сообщества, участие в конкурсах профессионального мастерства. Педагогическое содействие может осуществляться не только в условиях курсовой, но и межкурсовой подготовки учителей. На рисунке 1 показана взаимосвязь понятий: профессиональное мастерство, совершенствование профессионального мастерства и соответствующее педагогическое содействие. Треугольник символизирует лидерство, вершину (пик) развития, тонкие стрелки отражают динамичность этого процесса. Пронизывающие эти процессы большие стрелки показывают ведущие педагогические механизмы содействия совершенствованию профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций. Раскроем более детально данные механизмы и особенности их применения в системе повышения квалификации учителей. Педагогический механизм сотрудничества предполагает важность выстраивания такой коммуникации, которая позволит получить удовлетворение и взаимную выгоду каждому из участников взаимодействия: учителям, преподавателям, методистам руководителям общеобразовательных организаций и пр.

Традиции

Консультирование

Рис. 1. Педагогическое содействие совершенствованию профессионального мастерства учителей

Это зависит от того, в какой форме осуществляется совершенствование профессионального мастерства учителей: а) в общеобразовательной организации как самообучающейся системе; б) в организациях дополнительного профессионального образования педагогических работников; в) в виртуальных профессиональных сообществах, профессиональных конкурсах, деятельности методических объединений, иными словами, через самообразование;

Такой механизм педагогического содействия как консультирование предполагает расширение знаний учителей по отдельным аспектам профессиональной деятельности.

Консультации могут проводиться индивидуально или в группе, в очной форме или удаленно (с применением дистанционных цифровых технологий).

Данные мероприятия могут носить единичный формат или системный и предполагать привлечение дополнительных специалистов из смежных отраслей (врачей, юристов, сотрудников правоохранительных органов, учреждений дополнительного образования учащихся, спорта и культуры и пр.).

Педагогический механизм наставничества связывается с оказанием педагогической поддержки учителям, испытывающим некоторые дефициты в связи с теми или иными жизненными и профессиональными обстоятельствами. Наставником может стать учитель-стажист молодому специалисту в вопросах содействия адаптации к профессиональной деятельности. Возможен и другой вариант, когда молодому специалисту имеет смысл выступить в роли наставника опытному учителю, овладевающему современными цифровыми технологиями. Уместно выстроить обмен знаниями между учителями с целью восполнения точечных дефицитов. Наставничество может носить индивидуальный или коллективный характер. К примеру, педагогический коллектив преуспевающей школы (школы-лидера) может взять на поддержку школу, учащиеся которой проявляют низкие образовательные результаты.

И, наконец, механизм партнерства ориентирован на мотивацию учителей к долгосрочному, взаимовыгодному и эффективному для системы образования взаимодействию. Предполагаются, что учителя могут инициировать создание собственных профессиональных сообществ регио-

нального или муниципального уровня, например в социальных сетях. Это также предполагает возможность обратиться за помощью к научным работникам и преподавателям учреждений повышения квалификации учителей не только во время курсовой, но и межкурсовой подготовки. При этом такое взаимодействие предполагает и обратную связь. Преподаватель поддерживает учителя в определенном вопросе, а тот в свою очередь будет оказывать ему содействие в проведении научных исследований, предоставлении базы для проведения практических занятий, стажировок и пр.

Особенности применения педагогических механизмов содействия связаны с определенными принципами его осуществления. Мы выделяем следующие принципы: профессиональной рефлексии; самооценки процесса и результатов трудовой деятельности учителей; принятия эффективных педагогических решений; мотивации к обновлению профессиональных знаний с учетом современных достижений науки; педагогической гибкости.

Принцип профессиональной рефлексии связан с развитием умений у учителей осознавать потребности своего развития исходя из переосмысления имеющихся знаний. Осуществляя, к примеру, такой педагогический механизм, как сотрудничество, уместно отталкиваться от осмысления своих знаний и способностей, а также готовности обмениваться знаниями для восполнения пробелов в своей работе.

Принцип самооценки процесса и результатов трудовой деятельности учителей предполагает соотнесение приложенных усилий с полученными результатами, анализ эффективности своей работы. Так, проводя консультирование,

необходимо учитывать адекватность самооценки педагогической деятельности учителей. Также уместно осознавать, какие профессиональные дефициты учителей могут быть устранены преподавателем самостоятельно, а для каких необходимо привлекать соответствующих специалистов.

Принцип принятия эффективных педагогических решений связан с развитием наблюдательности, внимательности и мобильности учителей, умением осуществлять диагностику достижения образовательных результатов учащихся.

К примеру, осуществляя наставничество, необходимо ориентироваться на анализ тех решений, которые дали наиболее продуктивные результаты в педагогическом содействии. Принцип мотивации к обновлению профессиональных знаний с учетом современных достижений науки предполагает ориентацию учителей на выстраивание своей работы путем интеграции научной теории и педагогической практики. Выстраивая взаимодействие через механизмы сотрудничества, консультирования, наставничества и партнерства, важно быть согласованным с современными научными открытиями и тенденциями.

Принцип педагогической гибкости связан, с одной стороны, с развитием у учителей нестандартного видения ситуации, умением находить подход к разным контингентам обучающихся. С другой стороны, такой принцип предполагает выстраивание адресного подхода к учителям в осуществлении им педагогического содействия. Данные принципы применимы к различным педагогическим механизмам (табл. 1).

Таблица 1

Особенности применения педагогических механизмов содействия совершенствованию

профессионального мастерства учителей

№ Формы повышения квалификации Субъекты Механизмы Принципы

1 Самообучающаяся общеобразовательная организация Руководители, педагоги, специалисты службы сопровождения Сотрудничество. Консультирование. Наставничество. Партнерство - профессиональная рефлексия; - самооценка процесса и результатов трудовой деятельности; - принятие эффективных педагогических решений; - мотивация к обновлению профессиональных

2 Учреждения дополнительного профессионального образования педагогических работников Преподаватели, научные сотрудники методисты

3 Самообразование: - методические службы Методисты

№ Формы повышения квалификации Субъекты Механизмы Принципы

Самообразование: - сетевые педагогические сообщества Учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи и пр. знаний с учетом современных достижений науки; - педагогическая гибкость

Самообразование: - конкурсы профессионального мастерства Организаторы, жюри, участники конкурсов, коллеги

Итак, совершенствование профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций выступает необходимым условием для повышения качества образовательных результатов обучающихся. Обновление современной системы образования связывается с применением современных образовательных технологий, всесторонним развитием личности учителя. Для того чтобы процесс совершенствования профессиональной деятельности учителей был наиболее оптимальным, необходимо оказывать ему педагогическое содействие.

Исходя из того, в каких формах будет осуществляться повышение квалификации учителей, определяются конкретные субъекты, оказывающие такое содействие.

Если учитель повышает свою квалификацию в школе как самообучающейся организации, то содействие он может получать от администрации или коллег. Если совершенствование профессионального мастерства учителей осуществляется в учреждениях дополнительного профессионального образования, то педагогическое содействие оказывают учителя преподаватели, научные работники, методисты таких организаций.

При самообразовании педагогическое содействие учителям могут осуществлять методист методических служб, коллеги, организаторы конкурсов профессионального мастерства. Это зависит от форм самообразования: методические службы, сетевые педагогические сообщества, конкурсы профессионального мастерства педагогических работников.

Обсуждение

Основополагающими педагогическими механизмами содействия совершенствованию профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций были определены: сотрудничество, консультирование, наставничество и партнерство. Особенности их применения связаны с определенными принципами. Это принципы профессиональной рефлек-

сии, самооценки процесса и результатов трудовой деятельности учителей, принятия эффективных педагогических решений, мотивации к обновлению профессиональных знаний с учетом современных достижений науки, педагогической гибкости.

Выделенные педагогические механизмы содействия совершенствованию профессионального мастерства универсальны. Они могут применяться в различных формах повышения квалификации учителей:

- в школе, как самообучающейся организации;

- в учреждениях дополнительного профессионального образования учителей;

- при самообразовании в различных вариантах (деятельности методических служб, сетевых педагогических сообществ, конкурсах профессионального мастерства).

Однако есть определенные требования к субъектам, реализующим педагогические механизмы содействия совершенствованию профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций. В первую очередь, они должны характеризоваться развитыми коммуникативными способностями. Во-вторых, при осуществлении педагогического содействия учителям необходимо отличаться сформированными рефлексивными навыками и психологическими знаниями. В-третьих, субъекты, осуществляющие педагогическое содействие (руководители общеобразовательных организаций, преподаватели учреждений дополнительного образования, методисты и пр.) должны быть хорошо осведомлены об актуальных тенденциях в системе образования.

Заключение

Совершенствование профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций сегодня образовательный тренд, который должен поддерживаться системой дополнительного профессионального образования учителей. Для эффективного осуществления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

данного процесса необходимо осуществлять содействие учителям в различных формах повышения квалификации: школах, учреждениях дополнительного профессионального образования, методических службах и пр.

К сожалению, обнаруживается, что не все учителя имеют стремление к обновлению своих компетенций.

Научный обзор показал важность выстраивания обучения учителей при инициации их конструктивного взаимодействия.

На этой основе были определены ведущие педагогические механизмы содействия учителям: сотрудничество, консультирование, наставничество и партнерство. Их особенности связаны с применением в повышении квалификации следующих принципов: осуществления профессиональной рефлексии; самооценки процесса и результатов трудовой деятельности учителей; принятия эффективных педагогических решений; мотивации к обновлению профессиональных знаний с учетом современных достижений науки; педагогической гибкости.

Выстраивание обучения учителей, исходя из данных оснований, позволит значительно повысить уровень их мотивации к совершенствованию своего профессионального мастерства. Это очень важно для достижения стратегических задач российской системы образования.

Библиографический список:

1. Макарова, Т. А. Андрагогические особенности обучения учителей проектным технологиям / Т. А. Макарова, Р. И. Егорова. - Текст : непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №. 12. -С.160-163.

2. Бобина, О. С. Ресурсы образовательного учреждения для совершенствования профессиональной компетентности педагогов / О. С. Бобина. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6. -С.64-67.

3. Медник, Е. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов / Е. А. Медник. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 2 (18). - С. 80-84.

4. Певзнер, М. Н. Стратегии управления многообразием: информационно-маркетинговый под-

ход / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, И. А. Дони-на. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 62-1. - С. 228-232.

5. Кофейникова, Ю. Л. Психологическая природа сотрудничества как формы контекстного образования / Ю. Л. Кофейникова. -Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. - 2016. - № 2. - С. 92-99.

6. Kagan S. Cooperative Learning / S. Kagan, J. Stenlev. - San Clemente, CA, 2006. - 192 p. -Текст : непосредственный.

7. Brody C. M. Professional Development for Cooperative Learning: Issues and Approaches / C. M. Brody, N. Davidson. - SUNY Press, 1998. -335 p. - Текст : непосредственный.

8. Shachar H. Implementing cooperative learning, teacher collaboration and teachers' sense of efficacy in heterogeneous junior high schools / H. Shachar, H. Shmuelevitz. - Текст : непосредственный // Contemporary Educational Psychology. - 1997. - Volume 22, Issue 1, pp. 53-72.

9. Пан, С. М. Региональные подходы к организации профильного обучения в сельской школе / С. М. Пан, Л. Г. Бобкова, Н. А. Криво-лапова. - Текст : непосредственный // Профильная школа. - 2006. - № 1. - С. 24-31.

10. Домбровская, М. Г. Модель педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков / М. Г. Домбровская. - Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - Выпуск. 8. -№ 4.- С. 87-93.

11. Емельянова, И. Е. Формирование конфликтологической компетентности педагогов в процессе тьюторского сопровождения на курсах повышения квалификации / И. Е. Емельянова. - Текст : непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. -2014. - № 1 (27). - С. 67-71.

References:

1. Makarenko T. A., Egorova R. I. Andragogi-cal peculiarities of teaching the project technologies [Andragogicheskie osobennosti obucheniya uchitelej proektnym tekhnologiyam], Society: sociology, psychology, pedagogics, 2017, No. 12, pp.160-163.

2. Bobina O. S. Resources of an educational institution for improvement of the professional competence of the teachers [Resursy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya dlya sovershenstvovaniya profes-sional'noj kompetentnosti pedagogov], World of science, culture, education, 2012, No. 6, pp. 64-67.

3. Mednik E. A. Professional communities and their role in the teachers' professional development [Professional'nye soobshchestva i ih rol' v pov-yshenii kvalifikacii pedagogov], Professional education in Russia and abroad, 2015, No. 2 (18), pp.80-84.

4. Pevzner M. N., Petriakov P. A., Donina I. A. Strategies of diversity management: informationmarketing approach [Strategii upravleniya mnogoobraziem : informacionno -marketingovyj podhod], Problems of modern pedagogical education, 2019, No. 62-1, pp. 228-232.

5. Kofeinikova Yu. L. Psychological nature of cooperation as a form of the context education [Psihologicheskaya priroda sotrudnichestva kak formy kontekstnogo obrazovaniya], Pedagogy and psychology of education, 2016, No. 2, pp. 92-99.

6. Kagan S., Stenlev J. Cooperative Learning, San Clemente, CA, 2006. 192 p.

7. Brody C. M., Davidson N. Professional Development for Cooperative Learning: Issues and Approaches, SUNY Press, 1998. 335 p.

8. Shachar H., Shmuelevitz H. Implementing cooperative learning, teacher collaboration and teachers' sense of efficacy in heterogeneous junior high schools, Contemporary Educational Psychology, 1997, Volume 22, Issue 1, pp. 53-72.

9. Pan S. M., Bobkova L. G., Krivolapova N. A. Regional approaches to the organization of the profile education in a rural school [Regional'nye podhody k organizacii profil'nogo obucheniya v sel'skoj shkole], Profile school, 2006, No. 1, pp. 24-31.

10. Dombrovskaya M. G. Model of pedagogical assistance to formation of readiness of a teacher to patriotism education of teenagers [Model' peda-gogicheskogo sodejstviya stanovleniyu gotovnosti uchitelya k vospitaniyu patriotizma podrostkov], Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences, 2016, Vol. 8, No. 4, pp. 87-93.

11. Emelyanova I. E. Formation of the conflict resolution competence of teachers in the process of tutors' support at the courses of professional development [Formirovanie kon-fliktologicheskoj kompetentnosti pedagogov v processe t'yutorskogo soprovozhdeniya na kursah povysheniya kvalifikacii], Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University, 2014, No. 1 (27), pp. 67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.