Научная статья на тему 'К проблеме методической подготовки с учётом требований образовательного стандарта ФГОС НОО'

К проблеме методической подготовки с учётом требований образовательного стандарта ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПОДГОТОВКА / PREPARATION / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / METHODICAL PREPARATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Татьяна Владимировна

Проблема методической подготовки не только остро актуальна, но и сложна, так как имеет огромное значение для всей последующей профессиональной деятельности учителя, а решение этой проблемы важно как для каждого учителя, так и в целом для образовательного процесса в школе. В статье определена значимость методической подготовки для будущих и начинающих учителей начальной школы. Проведён анализ практики и оценка готовности педагогов практиков к методической работе, значение и место формирования этой готовности в структуре профессиональной подготовки в вузе. Охарактеризованы пути и способы подготовки будущих и начинающих учителей к методической работе в школе. С целью повышения качества методической подготовки будущих учителей начальной школы предложена система по обеспечению адаптации молодых учителей, которая ориентирована на интегративный подход, обеспечивающий непрерывность профессионально-личностного развития и саморазвития учителя, гармонично объединив этапы базового педагогического образования и профессионального совершенствования молодых учителей в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF METHODOLOGY OF TRAINING IN VIEW OF THE REQUIREMENTS OF EDUCATIONAL STANDARD GEF LEO

The problem of methodical preparation not only acutely relevant, but also difficult, since it has great mportance for all subsequent professional work of the teacher, and the solution to this problem is important for every teacher, and as a whole for the educational process at school. The article defines the importance of methodical preparation for future and aspiring primary school teachers. The analysis of the practice and evaluation of readiness of teachers practitioners to methodical work, the meaning and the place of formation of readiness in the structure of vocational training in high school. We characterize the ways and means to prepare future teachers for beginners and methodical work at school. To improve the quality of methodical preparation of the future teachers of a primary school, a system to ensure the adaptation of young teachers, which is focused on an integrative approach that ensures the continuity of professional and personal development and self-development teacher, harmoniously combining the basic stages of teacher education and professional development of young teachers in the school.

Текст научной работы на тему «К проблеме методической подготовки с учётом требований образовательного стандарта ФГОС НОО»

Белова Татьяна Владимировна педагогические

К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ... науки

УДК 371. 134

К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ФГОС НОО

© 2016

Белова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика начального и дошкольного воспитания» Ишимский педагогический институт им.П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

(627750, Россия, Ишим, улица Ленина,1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Проблема методической подготовки не только остро актуальна, но и сложна, так как имеет огромное значение для всей последующей профессиональной деятельности учителя, а решение этой проблемы важно как для каждого учителя, так и в целом для образовательного процесса в школе. В статье определена значимость методической подготовки для будущих и начинающих учителей начальной школы. Проведён анализ практики и оценка готовности педагогов - практиков к методической работе, значение и место формирования этой готовности в структуре профессиональной подготовки в вузе. Охарактеризованы пути и способы подготовки будущих и начинающих учителей к методической работе в школе. С целью повышения качества методической подготовки будущих учителей начальной школы предложена система по обеспечению адаптации молодых учителей, которая ориентирована на интегративный подход, обеспечивающий непрерывность профессионально-личностного развития и саморазвития учителя, гармонично объединив этапы базового педагогического образования и профессионального совершенствования молодых учителей в школе.

Ключевые слова: адаптация; профессиональная адаптация; компетенции; подготовка; методическая подготовка; профессиональная деятельность; профессионально-педагогическая деятельность; образовательный стандарт; модернизация образования.

THE PROBLEM OF METHODOLOGY OF TRAINING IN VIEW OF THE REQUIREMENTS

OF EDUCATIONAL STANDARD GEF LEO

© 2016

Belova Tatiana Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Theory and methods of primary and pre-school education" Ishim pedagogical Institute P.P. Ershov (branch) of Tyumen state University (627750, Russia, Ishim, Lenina street,] e-mail: [email protected]) Abstract. The problem of methodical preparation not only acutely relevant, but also difficult, since it has great mportance for all subsequent professional work of the teacher, and the solution to this problem is important for every teacher, and as a whole for the educational process at school. The article defines the importance of methodical preparation for future and aspiring primary school teachers. The analysis of the practice and evaluation of readiness of teachers - practitioners to methodical work, the meaning and the place of formation of readiness in the structure of vocational training in high school. We characterize the ways and means to prepare future teachers for beginners and methodical work at school. To improve the quality of methodical preparation of the future teachers of a primary school, a system to ensure the adaptation of young teachers, which is focused on an integrative approach that ensures the continuity of professional and personal development and self-development teacher, harmoniously combining the basic stages of teacher education and professional development of young teachers in the school.

Keywords: adaptation; professional adaptation; competence; preparation; methodical preparation; professional activity; professional and educational activities; educational standard; modernization of education.

Новый стандарт образования предполагает новый взгляд на подготовку будущих педагогов.

Новые стандарты и концептуально, и методологически, и технологически существенно отличаются от предыдущего поколения стандартов.

Внедрение стандартов нового поколения требует от учителя не только высокого уровня квалификации, непрерывности профессионального развития, но и творческого подхода к работе в современных условиях [1-11].

Сегодня образовательный процесс в школе, прежде всего сосредоточен на развитии личности ученика через вовлечение его в активные виды учебной и внеучебной деятельности. Это требует не только существенного изменения самого образовательного процесса, но и изменения традиционной роли учителя. Он перестаёт быть вещателем в передаче и интерпретации знания, перед ним ставятся такие задачи, как организация ученического общения; планирование и проведение учебных занятий с учётом мотивации к серьёзному, вдумчивому усвоению знаний обучающихся; руководство проектной деятельностью школьника; выполнение исследовательской и научно-методической работы и многие другие. Решая перечисленные задачи, педагоги начальной школы во взаимодействии с коллегами и родителями учеников обеспечивают полноценное личностное развитие ребёнка, формирование его личности с опорой на предыдущий опыт.

Подчеркнём, что в нашей статье мы акцентируем внимание на методической подготовке будущих и начинающих учителей. Поскольку есть определённые трудности у педагогов в создании и использовании учеб-66

но-методических пособий, дидактических материалов, практических методик, применяемых в учебно-познавательной практике.

Анализ школьной документации, планов, программ, опрос администрации и педагогов школы приводит нас к выводу, что достаточно большое количество детей начальной школы (около 40 %) не могут освоить учебный материал в объёме и темпе, предусмотренном ФГОС НОО, наблюдается осложнённый психоэмоциональный статус детей, их зависимость от различного рода компьютерных игр, информационных программ. Анализ школьной практики показал, что центральным звеном в системе методических объединений педагогов является оказание методической помощи молодому учителю. Традиционно она начинается со знакомства с педагогической литературой в методическом кабинете. Это имеет существенное значение в развитии функциональных и операционных умений молодых специалистов, таких, как умение строить педагогический процесс, осуществлять самоанализ, в системе заниматься самообразованием. Однако необходимо продолжить индивидуальную работу методического кабинета с начинающими учителями, чтобы совершенствовать методическую подготовку учителя, формировать положительную мотивацию к педагогической деятельности; учить диагностике и выбору адекватных средств обучения и воспитания, знакомить с передовым педагогическим опытом, накопленным в школе (открытые уроки, внеклассные мероприятия, рефераты учителей и учащихся). Следует отметить, что в школах постоянно следят за новинками рынка образовательных средств и приобретают необходимые АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

педагогические науки

Белова Татьяна Владимировна К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ...

учебники, пособия, программы, при этом школы получают сегодня возможность стать современным центром инновации, методической лабораторией.

Наше исследование предусматривало не только диагностику уровня методической помощи начинающему учителю в школе, но и практические шаги. Так, нами была разработана программа помощи и поддержки молодому учителю по повышению его теоретических знаний. Совместными усилиями преподавателей, наставников, администрации школ создаются реальные условия для развития у молодых учителей умения самостоятельно решать педагогические задачи в реальной педпрактике. Каждому молодому учителю вручается папка, в которой находятся методические материалы, крайне необходимые педагогу, совершающему первые самостоятельные шаги. Папка состоит из пяти разделов: учебная работа молодого учителя; работа классного руководителя; работа учителя с детскими организациями; работа воспитателя группы продленного дня; работа со школьной документацией и примерные рекомендации по психолого-педагогическому анализу урока; основные требования к различным урокам и этапы подготовки к ним и др.

На каждого учителя была заведена «визитная тетрадь», в которой анализируются конспекты и посещенные уроки, после чего давались рекомендации общего и индивидуального характера, проводились индивидуальные собеседования и консультации наставниками и руководителями школы. По мнению директоров школ, это позволяет проследить индивидуальное продвижение молодого учителя в аспекте его профессионального роста.

Повышению методической подготовленности способствует вовлечение молодых учителей в экспериментальную работу школы: совместную разработку учебных программ, отдельных вопросов воспитательной работы с учащимися их родителями. Благодаря этому молодые учителя получают достаточно четкие представления о современных требованиях к своей профессиональной деятельности и об особенностях его первого этапа.

Традиционно заметный вклад в методическую подготовку молодого педагога вносит деятельность методического кабинета. Исследование показало, что содержание методического кабинета представлено следующими разделами:

1. Методическая литература:

-подборка книг (или картотека) по вопросам дидактики, педагогики, психологии; программы по предметам; учебные, справочные пособия; методические журналы по предметам; научные журналы; папки с подборками статей по дидактике, педагогике, психологии;

2.Опыт организации учебно-воспитательного процесса, который классифицирован следующим образом: разработки открытых уроков; разработки внеклассных мероприятий; материалы заседаний методического совета; картотеки индивидуальных заданий для молодых учителей; памятки для молодых учителей, советы по организации самообразования учителю и др. [12]

Анализируя методические материалы, мы убедились, что наиболее сильны позиции опытных учителей в таких элементах урока, как обеспечение мотивационного этапа, наличие широкого спектра заданий развивающего характера, частое использование ситуации диалога, способность корректировать свои действия, создавая ситуацию успеха ученику на уроке.

С введением ФГОС меняются цели и задачи обучения. Учитель должен привить обучающемуся две группы новых умений. К первой группе относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Как мы уже отмечали, становление профессиональных качеств молодого педагога - достаточно длительный процесс, в какой- то мере формируется при подго-

товке в вузе. Наши наблюдения, оценка экспертов показали, что каждый начинающий педагог в школе выстраивает свою педагогическую деятельность с учётом мнений всех субъектов образовательного процесса, но в большей степени завуча и директора школы. Они помогают молодому учителю сформулировать тему своей методической разработки и дают возможность принять участие в семинарах для молодых учителей, школьных педагогических чтениях, на мероприятиях городского масштаба.

На наш взгляд, чтобы этот процесс протекал более успешно, необходимо создать условия: выделение свободного дня от учебных занятий для самосовершенствования профессиональных знаний и умений; обеспечение активной роли школьных и районных методических кабинетов самообразования учителя; создание мотивирующей образовательной электронной среды (в которой бы находилась база данных, справочная, учебная, нормативная документация, методическая литература и др.)

Основываясь на материалах опроса молодых педагогов (стаж работы до 5 лет) и студентов-выпускников, мы выявили некоторые затруднения, возникающие при реализации учебного процесса.

Значительное число педагогов указывает на собственно дидактические проблемы, связанные с методикой обучения: трудности в доступном изложении материала (18%); сложность соотнесения содержания с реальной готовностью учащихся к его восприятию (20%); затруднения при обучении чтению и письму (24%); проблемы создания позитивного эмоционального фона на уроке (20%). Подчёркиваем, что все отмеченные затруднения и проблемы возникают при организации учебного процесса. Важно отметить, что среди начинающих учителей со стажем до 3-х лет доля фиксируемых затруднений гораздо выше.

Обобщая результаты исследования, следует отметить, что учитель был и остаётся ключевой фигурой образовательного процесса в школе, а уровень его профессиональной, в частности, методической подготовки остаётся важным фактором его успешной учебной деятельности.

Вооружение прочными знаниями в области методики обучения и воспитания всегда считалось основным направлением вузовского образования. Однако, как показывают результаты практики, сами знания не обеспечивают умение пользоваться ими. Проблема методической подготовки, формирования профессиональных умений педагога на сегодняшний день актуальна и ждёт своего решения.

Мы выделим лишь некоторые пути поиска решения данной проблемы. Так, с целью повышения качества методической подготовки будущих учителей начальной школы, в содержание обучения педагогического факультета были внесены коррективы. Нами разработана система по обеспечению адаптации молодых учителей, которая ориентирована на интегративный подход. Реализация интегративного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей состояла в том, чтобы обеспечить непрерывность профессионально-личностного развития и саморазвития учителя, гармонично объединив этапы базового педагогического образования и профессионального совершенствования молодых учителей в школе.

Система работы по обеспечению адаптации молодых учителей включает:

1. Экспериментальный Спецкурс на педагогическом факультете по плану:

- планирование, подготовка, проведение и анализ урока; использование школьного эксперимента в учебных целях; организация проектной деятельности учащихся; планирование и проведение внеклассной работы и др.

2. Сотрудничество с другими вузами по проблеме (участие в конференциях, стажировка).

Белова Татьяна Владимировна педагогические

К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ... науки

3. Встречи с руководителями школ на районных, городских совещаниях, конференциях с целью выявления отношения к проблеме и включения их в решение данной проблемы.

4. Практикумы со студентами и молодыми учителями в школе.

5.Включение в цикл психолого-педагогических дисциплин проблемы методической подготовки учителя начальной школы, начиная с первого курса.

7. Создание условий для осознания будущими педагогами значимости овладения методикой обучения и воспитания в период педагогической практики в школе: организационные инструктажи и обучающие семинары; электронный дневник практики в электронном порт-фолио студента, что позволит отслеживать результаты, полученные студентом в течение прохождения всего периода практики.

Методическая подготовка будущих педагогов должна начинаться вхождением студента в образовательное пространство, начиная с первого курса обучения, а точнее, с первого семестра. Это позволяет создать условия для рефлексии, т.е. оценки средств, методов обучения и воспитания, выработки и принятия собственных практических решений, собственной включённости во всё, что происходит с ребёнком в школе.

На наш взгляд, особую значимость для решения обозначенной проблемы имеет привлечение к ежегодной научно-практической конференции на базе ИПИ им. П.П.Ершова под названием «Дни студенческой науки»

Как правило, «дни студенческой науки» проводится в течение нескольких дней по определённой схеме. В первый день на пленарном заседании перед участниками выступают ректор или проректор института, преподаватели кафедр. В последующие дни организуется система мероприятий, где выступают студенты, молодые педагоги с темами своих методических разработок, с обобщением трудностей, анализом ошибок в их деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умений видеть и решать психологические проблемы, способы самоорганизации и др.).

Учителя представляют опыт по применению различных технологий на уроках, внеклассных мероприятиях. Это проходит в различных формах: сообщение, игра, мастер-класс, презентация. Коллективный поиск решений имеет массу достоинств. Такая коллективная работа позволила большинству педагогов, познакомившись с ФГОС НОО, переосмыслить свои профессиональные установки, повысить внутреннюю мотивацию к творчеству, приобрести умения планировать свою деятельность. Еще один день посвящен дискуссиям, «круглым столам», индивидуальным консультациям. Заключительный день - обсуждение итогов «декады» со студентами, преподавателями кафедр, учителями, особенно начинающими.

Опыт последних лет показал, что на такие конференции приезжает примерно 50% молодых учителей. Это, конечно, затрудняет оказание помощи каждому начинающему педагогу. В то же время руководители школ утверждают, что включение молодых учителей в разнообразные формы послевузовского образования под руководством преподавателей в значительной мере улучшает процесс вхождения начинающих учителей в профессиональную деятельность.

Сегодня одним из направлений в системе работы по методической подготовке будущего и начинающего учителя начальной школы может стать создание электронной образовательной среды [13-19], а точнее сетевого сообщества.

Сетевые сообщества педагогов легко решают ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече и обмене информацией по почте или через электронные носители. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных населённых пунктах об-68

щаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный, в частности, методический уровень.

Цели сетевого сообщества могут быть разными, можно назвать главные:

создание единого информационного пространства; обмен опытом, поддержка и сотрудничество; распространение успешных педагогических практик; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; повышение профессионального уровня; поддержка новых образовательных инициатив; и, наконец, методическая работа: в рамках своих компетенций подготовка методических материалов по вопросам обучения и воспитания; участие в оценке уровня организации методической подготовки в школе и ВУЗе.

Завершая статью, мы не можем не отметить, что сегодня модернизация образования предполагает рост требований к профессионализму учителей, в том числе к их методической подготовке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Макеева Е.Д. Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 71-74.

2. Воронина М.А., Кочетова Н.Г. Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 11-16.

3. Антонюк Н.А. Сущность понятия «диалогические умения будущих учителей начальной школы» // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 7-9.

4. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14.

5. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.

6. Сундеева Л.А., Зеленкова Ю.В. Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка в начальных классах // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 106-108.

7. Карпычева А.А. К вопросу о готовности педагогов начального образования к инновационной деятельности // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 25-27.

8. Федорова Т.В., Борзенкова О.А. Совершенствование методико-математической подготовки бакалавров дошкольного и начального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 46-48.

9. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 39-41.

10. Жеребченко Т.И. Стимулирование инновационного труда учителей на основе активизации взаимодействия социальных партнеров // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 68-71.

11. Панченко О.В. Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 23-24.

12. .Белова Т.В. Создание педагогически комфортной среды в образовательном учреждении как средство профессиональной адаптации молодых учителей (в условиях малых городов): дисс.. .канд. пед.наук. Екатеринбург. 2004. 213 с.

13. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов

педагогические науки

Белова Татьяна Владимировна К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ...

// Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.

14. Аниськин В.Н. Технологическая подготовка педагога в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 66-75.

15. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.

16. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.

17. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.

18. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

19. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.