YAK 371.134 ББК 74.04п
T.B. БЕЛОВА, E.A. ЕФИМОВА
T.V. BELOVA, E.A. EFIMOVA
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАУИИ
PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE BEGINNING TEACHER IN THE PERIOD OF PROFESSIONAL ADAPTATION
В статье характеризуется одно из направлений педагогической поддержки начинающего учителя - методическая поддержка. Методическая поддержка рассматривается как вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений начинающего учителя.
In article one of the directions of pedagogical support of the beginning teacher - methodical support is considered. Methodical support is considered as the type of interaction of methodical service and teachers focused on joint identification, understanding of social and pedagogical problems and assistance in overcoming difficulties of the beginning teacher.
Ключевые слова: поддержка, педагогическая поддержка, методическая поддержка, адаптация, профессиональная адаптация, творчество, самореализация, творческая самореализация.
Key words: support, pedagogical support, methodical support, adaptation, professional adaptation, creativity, self-realization, creative self-realization.
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы учителя. И не каждый учитель, а тем более начинающий, может справиться с ними.
Важным фактором улучшения качества деятельности начинающего учителя является педагогическая поддержка, оказываемая по всем направлениям профессиональной деятельности.
Рассматривая педагогическую поддержку начинающего учителя, мы ограничимся одним из её направлений - методической поддержкой.
В словаре С.И. Ожегова слово «поддержка» трактуется как помощь, содействие [4, с. 433].
По мнению В.Г. Решетникова, «методическая поддержка - это разные виды методической работы по достижению поставленной цели.
Цель методической поддержки - освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности обучающихся к реализации задач новых образовательных стандартов; обмен опытом между обучающимися, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению» [5, с. 175].
Е.А. Кудрявцева рассматривает методическую поддержку «как вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов...» [3, с. 140].
Особое значение методическая поддержка имеет в период профессиональной адаптации начинающего учителя. Немалую роль в адаптации учителя выполняет школьная методическая работа. Оказание методической поддержки молодому учителю начинается со знакомства с педагогической и методической литературой. Это имеет важное значение в развитии функциональных и операционных умений начинающих специалистов, таких как умение проектировать педагогический процесс, осуществлять рефлексию
собственной деятельности, регулярно заниматься самообразованием. Продолжать работу в методическом кабинете начинающим учителям важно для того, чтобы усовершенствовать свою методическую подготовку, сформировать положительную мотивацию к педагогической деятельности; научиться диагностике и выбору адекватных средств обучения и воспитания, познакомиться с передовым педагогическим опытом, имеющимся в образовательном учреждении.
Становление профессиональных качеств начинающего учителя - довольно продолжительный процесс, начинающий формироваться ещё при обучении в ВУЗе. На начальном этапе практической деятельности в образовательном учреждении активными помощниками молодого специалиста выступают завуч, директор школы и педагоги-наставники. Они помогают молодому учителю в формулировке темы своей авторской концепции и предоставляют возможность принять участие в различных мероприятиях для молодых учителей городского и регионального уровня. С этой целью создаются следующие условия:
- выделение свободного дня для самосовершенствования профессиональных знаний и умений;
- включение молодых учителей в активную работу методических объединений, где учитель может познакомить со своей педагогической идеей, подготовить творческий отчет, защитить свою авторскую концепцию, проанализировать затруднения, возникшие в практической деятельности.
Некоторые руководители ограничиваются лишь проведением предметно-методических консультаций. В связи с этим актуальным является поддержка адаптационного интереса молодых специалистов, готовность членов педагогического коллектива к методическому сотрудничеству, прикрепление начинающих учителей к опытным педагогам-наставникам.
Таким образом, нами в процессе опытно-поисковой работы в план методической поддержки начинающему учителю была включена помощь по повышению теоретических знаний начинающего специалиста. Наставниками, администрацией школ создавались условия для формирования у молодых учителей умений самостоятельно решать педагогические задачи в реальной педагогической практике. Молодым учителям вручались методические материалы, которые могут оказать помощь в начале его профессиональной деятельности. Благодаря этому молодые учителя могут получить довольно четкие представления о современных требованиях к своей профессиональной деятельности и об особенностях её начального этапа.
Также особое внимание уделяется созданию условий для получения категории при аттестации учителей.
На каждого начинающего учителя заведена «визитная тетрадь», в которой проводится анализ конспектов, просмотренных уроков и даются рекомендации общего и индивидуального характера, проводятся индивидуальные собеседования и консультации с наставниками и руководителями образовательных учреждений [1, с. 142].
Успешной адаптации содействовало включение начинающих учителей в экспериментальную работу школы: коллективную разработку учебных программ, некоторых проблем воспитательной работы с учащимися и их родителями.
Многим начинающим учителям, изучающим передовой педагогический опыт и достижения науки и практики, даётся возможность принять активное участие в еще одной значимой форме работы, направленной на успешность процесса адаптации - ежегодной научно-практической конференции, проводимой на базе ИПИ им. П.П. Ершова.
Как правило, конференция проводится в течение нескольких дней. На многих мероприятиях выступают студенты, начинающие учителя с темами своих авторских концепций, методических разработок, с обобщением трудностей, анализом ошибок в их деятельности для получения более высоких ре-
зультатов (знаний, умений видеть и решать психологические проблемы, способы самоорганизации и др.). Кроме того, проводятся панельные дискуссии, «круглые столы», индивидуальные консультации, постерные секции. Панельная дискуссия и постерная секция являются инновационными формами организации и проведения конференции, это один из способов напрямую познакомиться с начинающими и опытными педагогами, возможность представить свою авторскую концепцию большому количеству слушателей и ответить на их вопросы.
Заключительный этап - обсуждение итогов конференции со студентами, преподавателями кафедр, учителями, особенно начинающими.
По итогам конференции молодым учителям предоставляется возможность опубликовать тезисы авторской концепции в сборнике научных материалов [1, с. 143].
Администрация образовательного учреждения нацеливает начинающего учителя на анализ своей педагогической деятельности, проводит индивидуальные консультации с каждым учителем отдельно. Исходя из интересов и возможностей начинающего учителя, разрабатывается его личный творческий план.
Для реализации личного творческого плана применялся игропракти-кум, где использовались упражнения, выполнение которых способствовало оказанию определённой меры помощи начинающему учителю в постановке цели, поиске средств её достижения, алгоритма обозначенных действий, определения их приоритетов. В ходе выполнения упражнений применялся метод мозговой атаки. Начинающие учителя были сориентированы на использование внутреннего диалога как способа самопознания. На наш взгляд, разговор с самим собой поможет начинающему учителю выполнять разные функции и роли в профессиональной деятельности и анализировать себя; выйти за рамки стандартов и найти новые аспекты, новые пути профессионального самосовершенствования; при помощи внутреннего спора начинающий учитель может воспринять «чужое» и рассмотреть его как резерв для своего дальнейшего развития.
При оказании методической поддержки мы особое внимание уделили технологическому компоненту - профессиональным умениям. Общеизвестно, что овладение умениями осуществляется только в деятельности.
Опираясь на деятельностный подход, предполагающий опору на модель деятельности педагога можно выделить аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения, влияющие на успешность профессиональной адаптации. Рассмотрим их более подробно.
Аналитические умения. Сформированные аналитические умения - это наиболее важный критерий готовности, так как при помощи данного критерия начинающие учителя опираются на свои знания, полученные из жизни. Через аналитические умения проявляется умение обобщенно педагогически мыслить. В.А. Сластенин и другие в этом выделяют умения разделять педагогические процессы на составные компоненты (причины, стимулы, мотивы, средства, условия, формы проявления и др.); умения рассматривать каждую часть в целом и во взаимодействии с другими сторонами, выделять в теории педагогики идеи, закономерности, выводы, исходя из логики изучаемых явлений; умения точно диагностировать их, то есть определить, к какой категории понятий относятся данные явления; умения формулировать основную педагогическую задачу и находить способ её эффективного решения [6, с. 67].
Прогностические умения. Сформированность прогностических умений включает в себя ориентацию начинающего учителя на итоговый результат, предвидение цели, педагогическое прогнозирование. Исходя из объекта прогнозирования данные умения целесообразно объединить в три группы: прогнозирование развития коллектива (его структура, особенности системы взаимоотношений, степень активности отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.); прогнозирование развития личности (личностно-
деловые качества, чувства, воля и поведение, возможные отклонения развития личности, трудности установления взаимоотношений со сверстниками и т.п.); прогнозирование педагогического процесса (образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного материала, затруднения учащихся в учебной и других видах деятельности, результата использования различных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п.).
Педагогическое прогнозирование предполагает овладение такими педагогическими методами, как выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др.
Проективные умения. Триада «анализ - прогноз - проект» требует выделения специальной группы умений, отражающихся в результатах педагогического прогнозирования. Логика заключается в формировании проекта деятельности и заключается в умении переводить цели и содержание процесса деятельности в конкретные воспитательные задачи; выделять совокупность главных и подчиненных задач; выбирать вид деятельности, адекватный поставленным целям и задачам; планировать индивидуальную работу в целях развития творческих умений; учитывать при определении способов и средств организации профессиональной деятельности потребности, свой жизненный опыт, материально-техническое оснащение образовательного учреждения.
Рефлексивные умения реализуются в контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Для результативного самоконтроля начинающий учитель должен иметь способность к рефлексии, позволяющую проанализировать свои суждения, поступки и деятельность в целом с точки зрения их соответствия замыслу и условиям. Выделение рефлексивных умений определено группой причин. Исходя из того, что анализ результатов педагогической деятельности без глубокого анализа их достижения не может считаться нормой, для педагога всегда важно определить, в какой степени положительные и отрицательные результаты являются следствием его деятельности. В связи с этим, появляется необходимость анализа собственной деятельности, который требует умений анализировать адекватность поставленных целей и задач; соответствие содержания деятельности поставленным целям и задачам, организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.; эффективность используемых методов, средств и приемов педагогической деятельности; причин успехов и неудач, ошибок и затруднений в процессе решения поставленных задач; опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с критериями и рекомендациями.
На основе анализа причин неуспешной адаптации для повышения качества подготовки будущих учителей начальной школы, на педагогическом факультете мы внесли коррективы в процесс в процесс подготовки будущих учителей. Нами была разработана и предложена система по обеспечению успешной адаптации, ориентированная на интегративный подход. Суть реализации интегративного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей состояла в том, чтобы обеспечить непрерывность профессионально-личностного развития и саморазвития учителя, объединив этапы педагогического образования в вузе и профессионального совершенствования начинающих учителей в школе.
При оказании методической поддержки особое внимание мы уделяем процессу формирования творческой самореализации начинающего учителя, одним из этапов которого является формирование технолого-инновационной готовности к творческой самореализации. Результатом профессиональной деятельности начинающего учителя должно стать умение мыслить и действовать на основе научных знаний.
С целью повышения технолого-инновационной готовности начинающего учителя к творческой самореализации были использованы способы управляющего воздействия: усвоение начинающим учителем способов деятельности технолого-инновационной готовности к творческой самореализации; стимулирование информационной потребности начинающего учителя в из-
учении педагогической теории и применения её на практике; развитие способностей начинающего учителя быстро перестраиваться в изменяющихся условиях; стимулирование на переход к внутреннему диалогу как способа самопознания и выражения на личностном уровне диалога внешнего; создание обстановки востребованности творческого потенциала начинающего учителя в процессе решения проблемно-конфликтных педагогических ситуаций; стимулирование его креативных способностей [2, с. 112].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешная адаптация начинающего учителя в профессиональной деятельности невозможна без организации методической поддержки.
Литература
1. Белова, Т.В. Создание педагогически комфортной среды в образовательном учреждении как средство профессиональной адаптации молодых учителей (в условиях малых городов) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Белова. -Екатеринбург, 2004. - 213 с.
2. Ефимова, Е.А. Формирование творческой самореализации будущего педагога) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Ефимова. - Ишим, 2007. - 214 с.
3. Кудрявцева, Е.А. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Кудрявцева. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/metodicheskaya-podderzhka-pedagogov-detskogo-sada-v-razvitii-konstruktivnogo-vzaimodeistviya (дата обращения 13.12.2014).
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
5. Решетников, В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / В.Г. Решетников. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-i-metodicheskaya-podderzhka-deyatelnosti-pedagogov-v-usloviyah-modernizatsii (дата обращения 13.12.2014).
6. Сластёнин, В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки [Текст] / В.А. Сластёнин. - М. : Просвещение, 1976. -160 с.