Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ...
УДК 378.1
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© 2017
Белова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика начального и дошкольного воспитания» Ефимова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика начального и дошкольного воспитания» Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме (627750, Россия, Ишим, улица Ленина,], e-mail: efimova1975@mail.ru, belova2007-74@mail.ru)
Аннотация. В современных условиях, когда гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы современной системы образования, самореализация рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. С точки зрения современной педагогической науки, обучение должно быть ориентировано на творческую самореализацию личности. Это требование вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований человека. Одним из основополагающих условий творческой самореализации начинающего учителя может стать знакомство с таким принципиально значимым подходом к процессу творческой самореализации, как ситуация успеха. Проблема взаимосвязи между творческой самореализацией начинающего учителя и созданием ситуации успеха не только актуальна в нынешней социальной ситуации, но и сложна. Решение этой проблемы важно как для каждого учителя, так и в целом для общества. Авторами, на основе анализа психолого-педагогической литературы, рассмотрена сущность понятий «творческая самореализация» и «ситуация успеха», являющимися ключевыми в исследуемой нами проблеме, а также влияние успеха на профессиональную деятельность. Подробно представлены и обоснованы приёмы создания ситуации успеха для эффективной творческой самореализации начинающего учителя.
Ключевые слова: самореализация, саморазвитие, творческая самореализация, творчество, адаптация, профессиональная адаптация, успех, ситуация успеха, приёмы создания ситуации успеха, формирование, условия, начинающий педагог, деятельность, профессиональная деятельность.
CREATION OF SUCCESS SITUATION AS ONE OF THE CONDITIONS OF FORMATION OF BEGINNER TEACHER'S CREATIVE SELF-REALIZATION
© 2017
Belova Tatiana Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of The Department "Theory and Methods of Primary and Pre-School Education" Efimova Elena Alekseevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Theory and Methods of Primary and Pre-School Education" Tyumen State University, branch in Ishim (627750, Russia, Ishim, Lenina street 1, e-mail: efimova1975@mail.ru)
Abstract. In modern conditions when humanization and democratization are declared as the basic principles of modern education system, self-realization is considered to be one of the means of safe and comfort existence and self-development of personality in the modern world. From the point of view of modern Pedagogics, training should be oriented to creative self-realization of personality. This requirement is quite natural as self-realization is an internal condition, a driving force and motive of implementation of subject and social transformations of personality. Acquaintance to such an essentially significant approach to process of creative self-realization as success situation can become one of the fundamental conditions of beginner teacher's creative self-realization. The interrelation problem between the beginner teacher's creative self-realization and the creation of success situation is not only urgent in the present social conditions, but also is difficult. The solution of this problem is important both for a teacher and the society. The authors on the basis of the analysis of psychological and educational literature consider the essence of the concepts «creative self-realization» and «success situation» which key in the researched problem, and also the influence of success on professional activity. The authors also show the ways of creating success situations for the effective beginner teacher's creative self-realization.
Keywords: Self-Realization, Self-Development, Creative Self-Realization, Creativity, Adaptation, Professional Adaptation, Success, Success Situation, Ways of Creation of Success Situations, Formation, Conditions, Beginner Teacher, Activities, Professional Activity.
Модернизация разных областей образования и интеграция России в мировую систему высшего образования требует пересмотра стержневых направлений профессиональной подготовки педагогов. В настоящее время одним из главных направлений в образовании выступает воспитание творческого педагога, способного к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях.
С точки зрения современной педагогической науки, обучение должно ориентироваться на творческую самореализацию личности. Это требование вполне обоснованно потому, что самореализация выступает внутренним условием, стимулом и мотивом реализации предметных и социальных преобразований человека.
В педагогической науке «самореализация» трактуется как «одна из целей педагогического процесса и заключается в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая
полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность» [1]. Также самореализацию определяют как процесс воплощения потенциальных возможностей и способностей индивида в конкретных результатах его предметной деятельности [2] и как наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей [3].
«Творческую самореализацию учителя - В.И.Андреев понимает как процесс осуществления его творческих замыслов для достижения намеченных целей в решении личностно-значимых педагогических проблем, позволяющих личности максимально полно реализовать свой творческий потенциал» [4].
Доказано, что личность реализует себя в деятельности. В педагогической деятельности имеются свои особенности, которые заключаются в совместной деятельности учителя и учащегося. Это деятельность над деятельностью, т.е. деятельность по управлению деятельностью учащегося. Педагог должен актуализировать личность учащегося на творческую самореализацию. Это означает, что он должен, прежде всего, творчески
Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна педагогические
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ... науки
реализовываться в профессиональной деятельности.
Важным является тот факт, что проблема личности будущего учителя чаще решается с точки зрения ее назначения и специфики педагогической профессии. Педагогическая профессия при этом выступает как сформировавшаяся система. В исследованиях, касающихся педагогической профессии, делается акцент на профессиональном аспекте, так как личность, принимающая на себя социально-профессиональную роль учителя, лишь в той мере оказывается способной к ее исполнению, в какой она овладевает содержанием и структурой педагогической деятельности [5,6,7.8].
В последнее время наряду с традиционным подходом к профессиональному становлению будущего учителя наметилась тенденция к выделению личностного фактора, способного оказать большое влияние на самостоятельный выбор учителем способов и условий его деятельности в зависимости от особенностей своей индивидуальности.
По определению М.И.Ситниковой и И.Ф.Исаева, сущность самореализации педагога заключается в том, что внешнее (объективное), т.е. педагогический опыт человечества, преломляясь через внутреннее (субъективное), становится его достоянием, переводится в область сознания личности учителя, чтобы найти своё отражение в результатах дальнейшей профессиональной деятельности [9].
По мнению В.А.Сластёнина, сущность педагогической самореализации есть «воплощение педагогом в своей профессиональной деятельности собственных намерений и образа жизни» [10].
Придерживаясь данных трактовок сущности творческой самореализации, можно выделить следующее определение понятия сущности творческой самореализации начинающего учителя.
Сущность творческой самореализации начинающего учителя определяется нами как воплощение, «опредмечивание» им в рамках профессиональной деятельности своего творческого потенциала, включающего в себя систему личностных смыслов, направленность и меру педагогической активности, способность к рефлексии и внутренний диалогизм [11].
Мы считаем, что одним из условий творческой самореализации начинающего учителя может стать знакомство с таким принципиально значимым подходом к процессу творческой самореализации как ситуация успеха, которая использовалась и используется мастерами педагогического труда. Автор феномена ситуации успеха А.С.Белкин определяет понятие «ситуация успех» как сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех, т.е. состояние радости - результат подобной ситуации. Успех человека способствует формированию самоуважения - важнейшего компонента образа «Я» - личности, ее самосознания [12].
В исследованиях С.Л. Рубинштейна рассматривается влияние успеха на деятельность. Исследователь доказывает, что успех вызывает позитивное эмоциональное влияние на деятельность, активизирует ее, особенно давшийся с известным трудом и воспринимаемый как заслуженный результат приложенных усилий; но слишком легко давшийся успех может ослабить усилия в деятельности, вызвать самоуспокоение и склонность впредь положиться на случайную удачу [13].
Ю.П. Азаров в своих трудах также раскрывает влияние успеха на деятельность, организованную на трудовом усилии. Он доказал, что успех в общении с коллегами развивает деловые, дружеские взаимоотношения, которые в совокупности с самой деятельностью образуют нравственные начала и развивают способности личности. В связи с этим Ю.П. Азаровым выделяется оптимальный стиль отношений в общении (он называет его защищенностью), воспитывающий сильную личность, высокое чувство собственного достоинства [14].
Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечает, что
успех в деятельности образует мощную эмоциональную доминанту, выражающуюся в уверенности в успехе, вере в свои силы, готовности принять в учении помощь других, в стремлении к сотрудничеству, самопознанию, в укреплении уз товарищества и дружбы, в мажорном мироощущении [15].
Проанализировав действенность успеха в основных сферах деятельности личности учителя и для самой структуры личности, можно ответить на вопрос: что дает успех начинающему учителю?
В результате проведённого анализа ряда исследований можно выделить следующие аспекты влияния успеха на развитие личности учителя: повышение уровня достижений; повышение уровня притязаний; повышение самооценки; воспитание самоуважения; формирование оптимистической перспективы к результатам деятельности; воспитание установки на сотрудничество с учениками; становление таких мотивов - целей, как образование, знание, познавательный интерес; способность ставить в учении и профессиональной деятельности трудные цели и решать трудные задачи; формирование позитивного отношения на общение с коллегами; умение не радоваться первым успехам и огорчаться неудачам; гуманистическая позиция к детям и др.
Все это доказывает, что успех создает оптимальные условия для творческой самореализации личности учителя и устойчивую мотивацию у начинающего учителя по отношению к самому себе, что делает его успешным в профессиональной деятельности. А сам успех - результат «ситуации успеха», где «ситуация успеха» - является совокупностью условий, обеспечивающих успех.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно ситуация успеха является самым эффективным педагогическим средством воспитания интереса у начинающих учителей. Поэтому основным смыслом деятельности администрации школы и опытных коллег является создание каждому учителю «ситуации успеха», которая должна часто использоваться и стать «образом жизни» начинающих учителей в школе.
Наряду с теоретическими исследованиями, решением данной проблемы занимаются и педагоги-практики, которые нашли ей практическое применение.
В педагогической деятельности А.С. Белкина исследуются возможности для создания педагогически целесообразных ситуаций успеха в обучении, способствующих формированию творческой личности; реализуются варианты ситуации успеха; пути их создания; рассматриваются педагогически значимое и нежелательное влияние успеха на нравственное развитие личности. Автором используются различные виды ситуации успеха: «сбывшаяся радость», «неожиданная радость», «общая радость», «радость познания», «семейная радость», которые укрепляют веру личности в себя, в успех; формируют новые, более высокие уровни мотивации; повышают уровни самоуважения, самооценки, притязаний, стимулируют творческое и нравственное развитие личности [12].
Г.И. Щукина отмечает, что на становление ситуации успеха влияют и такие факторы, как педагогический оптимизм, взаимная поддержка в процессе обучения обучающего и обучающихся [16].
Ю.К. Бабанский рассматривает следующие условия создания в учебно-воспитательном процессе ситуации успеха: поощрение промежуточных действий обучающихся; создание благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе учебной деятельности [17].
Е.Н. Ильин доказывает необходимость создания комфортных условий, ситуации взаимного успеха и дружбы посредством общения и оказания помощи (внимания) каждому участнику учебной деятельности [18].
Исходя из этого, мы определяем ситуацию успеха в профессиональной деятельности как комплекс оптимальных приемов, создаваемых с целью включения каждого учителя в активную профессиональную дея-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ...
тельность на уровне его потенциальных возможностей. Администрация школ подтверждает, что ситуация успеха становится эффективным средством воспитания положительного отношения к профессиональной деятельности, если она осуществляется в деятельном процессе, на основе дифференцированного подхода к учителям.
69% опрошенных нами начинающих учителей творческую самореализацию связывают с доброжелательным отношением, созданием условий к успеху в педагогической деятельности и предлагают использовать ситуации успеха типа «неожиданная радость», которую определяют как результат продуманной деятельности администрации школы.
Остановимся подробнее на создании ситуации типа «общая радость», суть которой заключается в том, что учитель достиг нужной для себя реакции коллектива или той его части, мнение которой ему особенно важно. Речь идет о положительной, нравственной реакции, потому что другая может оказаться ненужной или даже опасной.
«Общая радость» может быть организована администрацией, коллегами. Может быть спонтанной, нечаянной, заметной, незаметной, высказанной, невысказанной.
«Общей радостью» считаются только те реакции коллектива, которые дают возможность учителю почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия, имеют нужные последствия как для самого учителя, так и для окружающих.
Это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Это радость за тех, кого уважают, либо в успехах которого видят общий престиж.
В ходе работы по овладению теорией создания ситуации успеха предполагается выделить следующие главные вопросы:
- осмысление понятия «ситуация успеха»;
- знакомство с видами и приемами создания ситуации успеха (с целью изучения данного явления и самоанализа своей собственной деятельности и оптимального решения педагогических задач);
- подготовка к созданию ситуации успеха (создание условий для развития самостоятельности и творчества).
Создание ситуации успеха, формирование у учителей банка своих индивидуальных приемов создания ситуации успеха, на основе изученного опыта работы учителей-мастеров, позволяет начинающим учителям испытать радость творчества.
Иными словами, у начинающих учителей развиваются предпосылки, установка на формирование «учительского образа» и мотивация на гуманистический стиль общения. Этими предпосылками и условиями могут выступать: восприятие учащимися учителя как творческой, активной, индивидуальной личности; переход учителя на демократический стиль взаимодействия с учащимися; педагогическая этика и сформированные коммуникативные способности; анализ современных отечественных и зарубежных исследований в области гуманной педагогической мысли и практики; осознание сущности «ситуации успеха» в педагогическом процессе как значимого условия педагогического взаимодействия.
Применение в профессиональной деятельности приемов создания «ситуации успеха», на наш взгляд, вызывает интерес к профессии педагога и преобразование его в личностно значимое качество. В некотором смысле имеется трудность осознания понятия «ситуация успеха», несмотря на то, что в настоящее время уже накоплен большой опыт разработки этой проблемы.
Можно выделить следующие этапы организации данной деятельности:
Первый этап. Беседа с руководителями школ о понимании сущности ситуации успеха. В результате беседы обнаружилось, что большинство руководителей не владеют знаниями, не могут дать точное толкование терми-
на, рассказать о приемах создания ситуации успеха.
На основе полученных данных, мы определили уровни понимания «ситуации успеха». Большинство опрошенных находятся на низком и среднем уровне (38%). А начинающие учителя - на низком (до 26%).
Так как создание ситуации успеха невозможно без понимания сути «ситуации успеха», на втором этапе мы знакомили весь педагогический коллектив с понятием «ситуация успеха» и показали педагогические возможности ситуации успеха.
С целью внедрения в деятельность администрации приемов становления эмоционально-оптимистической перспективы был положен ряд условий:
- знание общепедагогических приемов воздействия на становление оптимистической эмоциональной атмосферы и возможностей применения этих приемов в зависимости от стиля работы администрации;
- умение организовать собственное поведение и управлять своим самочувствием в целях оптимизации эмоциональной атмосферы учебно-воспитательного процесса в школе.
Для реализации разработанных приемов на третьем этапе нами была предложена программа деятельности начинающего учителя:
- разработка способов организации приемов становления эмоционально-оптимистической перспективы в ходе занятий;
- анализ своего поведения и обычного психологического состояния на занятиях и разработка мер по их коррекции;
- наблюдение за изменениями мотивации к учебной деятельности у учеников в процессе опытной работы.
Важным условием реализации ситуации успеха в деятельности как администрации, так и учителей являются следующие положения:
- необходимость повышения у учителя уровня понимания ситуации успеха;
- предложенные задания должны быть доступными, а трудности должны нарастать постепенно;
- администрация должна верить в учителя, а учитель в ученика, в его возможности и способности, в перспективу его развития;
- педагогическая деятельность должна вызывать удовлетворение, а для этого она должна носить творческий характер;
- усилия учителя и ученика должны быть положительно оценены.
В своём экспериментальном исследовании мы использовали приёмы создания ситуации успеха, предложенные Зубаревой С.Л., которые и, на наш взгляд, обеспечивают наибольшую эффективность процесса творческой самореализации [19]. Эти приемы также способствуют установлению взаимоотношений в системе «администрация школы - учитель», что может стать моделью будущих взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Подход к учителю с позиции «ситуации успеха» заключается в том, что ему не диктуются и не навязываются действия, обобщения и выводы, учитель не ущемляется в процессе поиска истины. Такое сотрудничество администрации школы и учителей предполагает создание ситуации успеха, радости в совместном поиске истины и обретении педагогических находок.
К таким приемам постановки эмоционально-оптимистической перспективы мы отнесли:
- поощрение инициативы и самостоятельности со стороны администрации. Именно это укрепляет у учителя и у ученика веру в свои возможности;
- добровольность, предполагающая возможность выбора учениками развития в различных формах познавательной деятельности (творческие проекты, сочинение, элементы исследования и т.д.);
- позитивное отношение к творческим удачам - это умение администрации школы видеть одаренных начинающих учителей в решении педагогических проблем;
Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ..
- положительная критичность - умение администрации школы тактично отнестись к ошибкам учителя, а учителя к ошибкам ученика, направляя в нужное русло, напоминая, советуя;
- принятие администрацией учителя, а учителем ученика, стремление изучить и понять, оказать помощь в том, что волнует, вникнуть в личные дела и трудности;
- эмпатия - готовность и способность учителя сопереживать и сочувствовать ученику;
- свобода оценок предполагает со стороны администрации не навязывание своей точки зрения на проблемы, а стремление убедить в ее правильности учителя; терпимость к критическим замечаниям; уважение к собственному мнению и оценке учителя;
- импровизация предполагает отход от шаблона, использование новых идей и технологий в преподавательской деятельности, что является условием развития и мерой творческой самореализации [20].
Указанные приемы позволяют создать для личности отдельную радость, удовлетворение, общую радость от процесса и результатов деятельности и учителя. Такой характер взаимоотношений между администрацией и учителем, между учителем и учеником непосредственно может способствовать становлению интеллектуальной творческой личности учителя.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие всей сути проблем, связанных с творческой самореализацией молодых учителей, и рассматривается нами как один из шагов в решении поставленной в исследовании проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия. 2002. 528 с.
2. Психолого-педагогический словарь (для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений) / под ред. П.И. Пидкасистого. Ростов на Дону. Изд-во: Феникс. 1998. 544с.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. М.: Изд.центр «Академия». 2000. 176 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: в 2-х кн. Казань: Изд-во Казанского ун-та. 1996. Кн.1. 487с.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогическая наука и развитие творчества учителей // Избр. педагогические труды. М. 1989. С. 367 - 379.
6. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе. М.1965.260 с.
7. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования. Самара. 1994.165 с.
8. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: Знание. 1985. 32 с.
9. Исаев, И.Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Белгород: БГУ. 1999. 224 с.
10. Сластёнин, В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение. 1976. 160 с.
11. Ефимова Е.А. Компетентностный подход в формировании творческой самореализации будущих педагогов // Актуальш проблеми дошкшьно! та початково! освгги: збiрник матерiалiв Мiжнародно! на-уково- практично! конференци «Актуальш проблеми дошкшьно! та початково! освгга» 4-5 травня 2011 р. Херсон: Айлант. 2011. С. 253-256
12. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение. 1991. 176 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика. 1989. 488 с.
14. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. М.; Просвещение. 1985. 448 с.
15. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманное основы педагогического процесса. Минск: Изд-во университетское. 1990. 560 с.
16. Щукина ГИ. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.:1971. 352с._
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методический аспект). М.: Просвещение. 1982. 192 с.
18. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск. М.:Педагогика. 1988. 266 с.
19. Зубарева С.Л. Ситуация успеха как средство воспитания интереса к профессиональной деятельности у будущих учителей. - Дисс... канд. пед. наук. Екатеринбург. 1997. 185 с.
20. Белова Т.В. Создание педагогически комфортной среды в образовательном учреждении как средство профессиональной адаптации молодых учителей (в условиях малых городов): дисс.. .канд. пед.наук. Екатеринбург. 2004. 213 с.