Научная статья на тему 'Творческая самореализация будущего педагога в процессе проектной деятельности'

Творческая самореализация будущего педагога в процессе проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОГРАММА УЧЕНИКА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / CREATIVE SELF-REALIZATION / PROJECT CULTURE / PROJECT THINKING / TEACHER''S PROFESSIONOGRAM / STUDENT''S PROFESSIONOGRAM / PERSONAL-PROFESSIONAL PERSONIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламов Артем Эдикович, Адигамова Эльмира Борисовна

В центре внимания данной статьи творческая самореализация личности будущего специалиста в контексте формирующей парадигмы образовательного пространства профессиональной школы, которая определяется авторами как «проективно-культурная». Подчеркивается, что стратегическая цель социокультурного проектирования образования сводится к формированию «личности проектирующей», обладающей проектным мышлением, умеющей решать профессионально-педагогические проблемы в нестандартных ситуациях, способной к креативному измерению своих достижений. Цель статьи раскрыть формирование проектной культуры как научно-методический ресурс организации персонифицированного, творческого образовательного процесса, определяющего профессионально-личностную траекторию развития будущего учителя. В статье отражены результаты проектирования студентами профессиограмм учителя и ученика в интеграционном единстве их структурных компонентов как основы для постоянного совершенствования и творческого применения знаний в изменяющихся условиях социально-педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REATIVE SELF-REALIZATION OF THE FUTURE TEACHER IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITY

The focus of this article is the creative self-realization of the personality of the future specialist in the context of the forming paradigm of the educational space of the vocational school, which is defined by the authors as "projective and cultural". It is emphasized that the strategic goal of socio-cultural design of education is to form a "person designing", possessing project thinking, able to solve professional and pedagogical problems in non-standard situations, capable of creative measurement of their achievements. The purpose of the article is to disclose the formation of the project culture as a scientific and methodical resource of the organization of a personified, creative educational process that determines the professional and personal trajectory of the future teacher's development. The results of designing by the students of professiograms of a teacher and a student in the integration unity of their structural components as a basis for the continuous improvement and creative application of knowledge in the changing conditions of social and pedagogical practice are reflected.

Текст научной работы на тему «Творческая самореализация будущего педагога в процессе проектной деятельности»

УДК 378

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Э. Исламов, Э.Б. Адигамова

Аннотация. В центре внимания данной статьи - творческая самореализация личности будущего специалиста в контексте формирующей парадигмы образовательного пространства профессиональной школы, которая определяется авторами как «проективно-культурная». Подчеркивается, что стратегическая цель социокультурного проектирования образования сводится к формированию «личности проектирующей», обладающей проектным мышлением, умеющей решать профессионально-педагогические проблемы в нестандартных ситуациях, способной к креативному измерению своих достижений. Цель статьи - раскрыть формирование проектной культуры как научно-методический ресурс организации персонифицированного, творческого образовательного процесса, определяющего профессионально-личностную траекторию развития будущего учителя. В статье отражены результаты проектирования студентами профессиограмм учителя и ученика в интеграционном единстве их структурных компонентов как основы для постоянного совершенствования и творческого применения знаний в изменяющихся условиях социально-педагогической практики.

Ключевые слова: творческая самореализация, проектная культура, проектное мышление, профессиограмма учителя, профессиограмма ученика, личностно-профессиональная персонификация.

REATIVE SELF-REALIZATION OF THE FUTURE TEACHER IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITY

A. Islamov, E. Adigamova

Abstract. The focus of this article is the creative self-realization of the personality of the future specialist in the context of the forming paradigm of the educational space of the vocational school, which is defined by the authors as "projective and cultural". It is emphasized that the strategic goal of socio-cultural design of education is to form a "person designing", possessing project thinking, able to solve professional and pedagogical problems in non-standard situations, capable of creative measurement of their achievements. The purpose of the article is to disclose the formation of the project culture as a scientific and methodical resource of the organization of a personified, creative educational process that determines the professional and personal trajectory of the future teacher's development. The results of designing by the students of professiograms of a teacher and a student in the integration unity of their structural components as a basis for the continuous improvement and creative application of knowledge in the changing conditions of social and pedagogical practice are reflected.

Keywords: creative self-realization, project culture, project thinking, teacher's professionogram, student's professionogram, personal-professional personification.

На современном этапе развития профессионально-педагогического образования, характеризующегося динамичностью и изменчивостью, в сознании профессионала начинает доминировать проектный тип культуры, который постепенно становится одним из центральных механизмов его преобразовательной деятельности.

Формирование проектной культуры

профессионала-специалиста становится основой новой образовательной парадигмы XXI века [1, 12]. Наибольшую ценность приобретают те знания, которые получены студентами -субъектами учебной и профессиональной деятельности на основе самостоятельности и творчества.

Творческое самоопределение студентов в профессиональной сфере должно происходить на основе гармонизации процессов персонализации и персонификации [1, 3]. В современной социокультурной ситуации доминирует персонализация, в основе которой лежат ориентации на внешнее: статус, положение, достижение успеха и материального благосостояния, т.е. стремление быть значимым («казаться). В основе персонификации (ориентации на внутреннее) - стремление быть самим собой, реализовать свою сущность и творческие способности, актуализировать свое «я» («быть»), самореализоваться в профессиональной деятельности, внести вклад в социальное развитие. Именно данные ценности, духовные по своей сути, должны лежать в

основе педагогического процесса,

обеспечивающего творческую самореализацию будущего учителя [11].

Новый взгляд на проектирование в его методологической функции начал

формироваться в настоящее время [3, 5, 8]. Именно в этих работах сформировано представление о мыследеятельностном проектировании, которое сегодня называют рефлексивным. В современных исследованиях становление нового типа проектной деятельности обусловливается развитием культуры проектирования.

Работа над проектом для студентов выступает условием творческой

самореализации. Осуществление проектной деятельности студента в процессе профессиональной подготовки требует выбора новых стратегических и тактических ориентиров. В стратегическом значении проектная деятельность студента - это пошаговое становление образа будущей профессии [4, 6]. Тактика проектной деятельности проявляется в ее уникальных возможностях, проявляющихся в таких личностно-развивающих функциях как развитие свободы и творческой инициативы, критическое мышление, эмоционально-ценностное

обогащение жизнедеятельности; социально-нравственной ориентации.

В процессе профессиональной подготовки будущего учителя целесообразны особые образовательные творческие проекты. Они расширяют сознание будущего педагога, содействуют в понимании себя как субъекта собственного развития, помогают в становлении целостного образа мира и своего «я», рефлексируемой самости, учит студента смыслу свободно творящей жизни. Работа над проектами - своеобразная школа эмоций, где радость совместных переживаний и открытий определяет единение эмоционального и рационального, познавательного.

Опыт определения студентами собственных версий, формирования ими культурологических и нравственных проблем в образовательном проекте, затем диалог и столкновение позиций, создание оригинальных текстов убеждает, что в самовыражении проявляются педагогические идеи, которые свойственны «большой науке»

[7].

Особое внимание уделяется рефлексивному анализу результатов студенческих

образовательных проектов. Изучение рефлексии деятельности студентов происходит при помощи самых различных методик: рисуночного или

графического изображения изменений, происходящих со студентами в течение занятий, семинаров, дня, недели. Рефлексия деятельности дает студентам уверенность в возможности соизмерять формулируемые цели с реальными сроками и другими условиями обучения [2, 9].

Для того, чтобы будущему педагогу работать в ситуации постоянных изменений и адекватно на них реагировать, ему необходимо активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе «резервные» способности.

Мы предложили студентам педагогической образовательной сферы спроектировать профессиограммы ученика и педагога.

Профессиограмма современного ученика.

1. Цель, результаты и средства ученической деятельности.

1.2. Каковы цели деятельности ученика?

1.3. Каковы орудия ученического труда?

1.4. Назовите трудности, с которыми сталкивается ученик.

1.5. Каковы преимущества ученической деятельности по сравнению с педагогической?

1.6. Сравните условия труда педагога и ученика.

2. Качества, знания и умения ученика, необходимые для успешной учебы.

2.1. Какие качества ученика способствуют успеху педагогической деятельности?

2.2. Какие ученики нравятся педагогам?

2.4. Какие ученические качества воспитывают родители в своих детях?

2.5. Какими не должны быть ученики?

3. Обязанности и права ученика.

3.1. Назовите обязанности ученика.

3.2. Какие права имеет ученик?

3.3. Как должна стимулироваться ученическая деятельность?

3.4. Что ученики считают результатом своего образования?

«Профессиограмма современного педагога».

1 блок. Цель, результаты и методы работы учителя.

1.1. Целевые установки педагогической деятельности.

1.2. Каково учебно-техническое оснащение труда учителя?

1.3. Трудности, встречающиеся в педагогической деятельности.

1.4. Специфика профессионального труда учителя в сравнении с другими профессиями.

1.5. В чем выражается публичность труда педагога.

2 блок. Качества, знания, навыки учителя.

2.1. Качества учителя, способствующие

эффективности педагогического труда.

2.2. Каких учителей выбирают ученики?

2.4. Каких педагогов предпочитают родители?

2.5. Кому противопоказано быть педагогом? Каким не должен быть педагог?

3 блок. Характеристика прав и обязанностей педагога.

3.1. Назовите обязанности учителя.

3.2. Какими правами обладает педагог?

3.3. Как должен стимулироваться труд учителя?

3.4. Главное явление профессиональной гордости педагога

3.5. Почему люди выбирают профессию педагога?

3.6. Что учителя считают результатом своего труда?

Мы предложили будущим педагогам ответить на вопросы спроектированной профессиограммы учителя.

В первом блоке данной профессиограммы «Цель, результаты и методы работы учителя» основной целью педагогической деятельности студенты определили:

- поделиться опытом с учениками (до 59%);

- нравственное развитие личности ученика (до 28%);

- эффективное усвоение учениками программного материала по образовательным и профессиональным дисциплинам в интеграционном единстве (до 18%);

- развитие гармоничной личности (до 19%);

- формирование готовности к использованию полученных навыков на практике (до 14%).

В процессе формулировки трудностей в педагогической деятельности, ответы студентов прозвучали следующим образом:

- особенности детской психологии (до 19%);

- недостаточное доверие ученика педагогу (до 18%);

- социально запущенные ученики (до 24%);

- недостаточная заработная плата учителя (до 79%);

- отсутствие материально-технического обеспечения преподавания отдельных учебных дисциплин (до 68%);

- отсутствие базовых опорных знаний у учеников (до 37%).

Результативными показателями труда педагога студенты назвали

следующие показатели:

- личностное развитие ученика (до 67%);

- авторские педагогические учебно-методические рекомендации по преподаваемой учебной дисциплине (до 28%);

- систематической повышение профессиональной квалификации (до 24%);

- победы учеников в учебных конкурсах и олимпиадах (до 11%);

- воспитание социально адаптированной личности ученика (16%).

Во втором блоке профессиограммы отражены профессиональныезнания, навыки, умения учителя. В качестве знаний и умений, необходимых педагогу для успешной профессиональной деятельности студенты отметили следующие умения и знания:

- знания возрастной психологии (35%);

- знания и навыки коммуникативного общения (69%);

- умение вызвать у ученика интерес к учебному предмету (38%);

- умение индивидуализировать учебный процесс (51%).

Профессиональными качествами,

помогающими учителю сделать учебный процесс эффективным, студенты называют:

- любовь к ученикам (72%);

- красноречие (35%);

- интеллигентность (25%);

- эрудированность (37%)%

- грамотность (11%);

- профессионализм (до 35%);

- педагогическая эмпатия (до 12%).

Студенты так определили, какой человек не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

должен заниматься педагогической

деятельностью:

- не любящий детей (82%);

- не умеющий держать себя в руках (69%);

- недобрый человек (до 11%);

- эгоистичный (до 13%);

- уважающий только себя (22%);

- грубый (до 13%);

- нечуткий (5%);

- плохо знающий содержание своего предмета (19%).

Третий блок профессиограммы содержит высказывания студентов о правах и обязанностях учителя:

Обязанности:

- воспитать социально-ориентированную личность ученика (до 68%);

- высокая профессиональная квалификация знание (65%);

- развитие нравственно-этической культуры ученика (11%);

- обязательная профессиональная дисциплина (17%);

- упорядоченное ведение учебно-методической документации в соответствии с требованиями администрации (55%);

- соблюдение условий, прописанных в трудовом договоре (13%).

Права:

- свободный выбор методических средств обучения (до 56%);

- право пользования материальными выплатами и льготами; досрочный выход на пенсию (до 87%);

- свободный выбор учебно-методических комплексов и программ (до 28%);

- иметь право открыто высказывать свою точку зрения (до 17%);

- иметь гражданские права (до 22%);

- право отстаивать свое профессиональное и личностное достоинство (до 17%);

- право на реализацию своего «педагогического кредо» в учебно-воспитательном пространстве образовательной организации (до 15%).

Студенты так отвечали на вопрос о мотивации выбора профессии учителя:

- профессия педагога - мое призвание (79%);

- помочь детям быть успешными и востребованными в социуме (21%);

- желание учить детей (52%);

- поделиться с детьми своими знаниями и умениями (27%);

- продолжают семейную традицию (17%);

- просто любят детей (27%).

Особое внимание в своих ответах студенты уделили взаимосвязи профессионального и личностного развития учителя, которую студенты раскрыли так:

- личностные качества педагога должны соответствовать выбранной профессии (31%);

- обязательное согласование профессиональных и нравственно-этических установок в профессиональной деятельности (22%);

- личностное взаимообогащение учителя и ученика в образовательном процессе (57%).

Разработка и осмысление профессиограмм педагога и ученика позволяют студентам осуществить проектирование будущей профессиональной деятельности в контексте субъект-субъектного взаимодействия.

В целом, ответы студентов педагогической сферы в контексте проектной разработки профессиограмм педагога и ученика

подтверждают необходимость выхода на применение технологий, обеспечивающих развитие его творческого потенциала.

Формирование проектной культуры профессионала-специалиста становится основой новой образовательной парадигмы XXI века, определяющей необходимость творческой самореализации личности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки, которая определяется авторами как «проективно-культурная». Проведенное исследование позволило выявить необходимость разработки особых образовательных творческих проектов, помогающих будущему учителю в становлении целостного образа своей будущей профессии. Использование студентами технологии проектирования профессиограмм учителя и ученика обеспечивает персонифицированный, творческий образовательный процесс, который на основе совместных переживаний и открытий определяет единение эмоционального и рационального, познавательного в

профессионально-личностной траектории

развития будущего педагога.

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Краснояр. краев, ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. - Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.

2. Вахонина О.В. Практика применения метода проектов в образовательной области «Технология». - 2014. - № 9. - С.9-15.

3. Гейн М.Е. Реализация проектного подхода к обучению. // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 5. - С.26-31.

4. Ефрос Н.В. Программа элективного курса «Основы проектной деятельности». // Пед. Мастерская (Основа). - 2014. - №9. - С.41-49.

5. Кохановская М.И. Метод проекта в многокультурном образовании: от апробации зарубежного опыта к введению новых стандартов / М. И. Кохановская, И.О. Дементьев // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014. - Т. 18, № 16(143). - С.148-151.

6. Малыгин С.Ю. Проектная деятельность как инструмент профессионального самоопределения детей и подростков. // Методист. - 2014. - №5. -С.33-38.

7. Павлова И. Особая папка: проект. / Практический журнал для учителя. - 2014. - №5. -С.21-28.

8. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. 2009 / А.И. Савенков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: education@ pmpractice.ru

9. Сергеев Н.К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели // Педагогика. 2010. №5. - С. 66-72.

10. Сиденко Е.А. Разработка педагогического проекта. // Народное образование. - 2012. - №5. -

С.146-151.

11. Ситникова Е.А. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся. // Технология (Основа). - 2014. - №2. -С.22-29.

12. Текучева Е.Н. Опыт использования исследовательской и проектной деятельности в обеспечении нового качества образования. / Методист. - 2014. - №2. - С.61.

13. Тигров В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды. // Педагогика. - 2013. - №10. - С.43-49.

Сведения об авторах:

Исламов Артем Эдикович (г. Елабуга, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедра теории и методики профессионального образования, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: [email protected]

Адигамова Эльмира Борисовна (г. Казань, Россия) старший преподаватель кафедры Теоретической и прикладной механики и математики Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

A. Islamov (Elabuga, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chair of Theory and Methodology of Professional Education, Elabuga Institute (Branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Kazan (Privolzhsky) Federal University", e-mail: [email protected]

E. Adigamova (Kazan, Russia), senior lecturer of the Department of Theoretical and Applied Mechanics and Mathematics of the Kazan National Technical University named after. A.N. Tupolev, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.