учебного заведения, адекватно реагируют на новые социально-психологические условия жизни, однако испытывают некоторые трудности в процессе обучения. Они контактируют не со всеми одногруппниками, к занятиям относятся добросовестно, хотя не все идет гладко: где-то они недопонимают материал, не всегда успевают конспектировать за преподавателем.
Студенты с низким уровнем адаптации имеют большое количество пропусков уроков, опозданий. Они часто приходят не готовыми к занятиям, некоторые из них не знают, где находится библиотека, потому что они там не записаны. Практически ни с кем из одногруппников не общаются. Кроме того, у студентов, входящих в данную группу, может отмечаться отрицательное или безразличное отношение к учебному заведению, проявляющееся в нарушениях дисциплины, фрагментарном усвоении знаний,
нерегулярной подготовке к занятиям.
Сравнив данные, полученные в обеих группах испытуемых, можно сказать, что уровень социально-психологической
адаптации студентов-первокурсников КПИ и КПК к учебному процессу различен. Если для студентов-первокурсников, обучающихся в педагогическом институте, более характерен высокий уровень адаптации, то в колледже наблюдается преобладание средних показателей (53%) над низкими (27%) и высокими (20%).
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что студенты средних специальных и высших учебных заведения испытывают одинаковые трудности при вхощдении в новый коллектив, сложности в усвоении новых учебных дисциплин, в фиксации и усвоении нового материала, работы с научной литературой. И у тех, и у других иногда возникает непонимание требований преподавателей. У большинства первокурсников наблюдается отсутствие
навыков самостоятельной работы, неумение осуществлять психологическое
саморегулирование поведения и деятельности.
Тем не менее, у студентов института выявлен более высокий уровень адаптированности. Это объясняется их большей подготовленностью к поступлению в ВУЗ, лучшим знанием русского языка, коммуникабельностью, более быстрым усвоением социальной роли студента. Студенты колледжа прибывают, как правило, из сельской местности, в связи с чем перед ними возникают проблемы адаптации к городу, к общежитию, переживание разлуки с близкими, а также языковой барьер.
Полученные нами данные можно использовать при определении основных направлений деятельности кураторов академических групп, при разработке системы организационного, научно-методического сопровождения воспитательной и внеучебной работы со студентами первых курсов.
Литература
1. Бирюкова, М.В. Социальные основы организации процесса адаптации студентов к условиям обучения в ССУЗе [Электронный ресурс] / М.В.Бирюкова, http: //www.msnauka. com/7. _DN_2007/Pedagogic а/20334. do с. htm
2. Будко, И.А. О первичной адаптации студентов / И .А. Будко // Специалист - 2009. - № 10. - С 13-17.
3. Каган, В.Е. Психогенные формы дезадаптации / В.Е. Каган // Вопросы психологии. 1984. - № 4. - С. 58-61.
4. Лусканова, Н.Г. Диагностические аспекты проблемы дезадаптации / Н.Г. Лусканова. - М.: Сфера, 2009. - 92 с.
5. Малёнова, А.Ю. Личностные особенности студента как основа формирования профессионально важных качеств специалиста / А.Ю. Малёнова, A.A. Маленов // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональная, правовая и духовная культура в подготовке специалиста и формировании личности» / Под ред. А.И. Барановского. - Омск, 2003. - С. 214-218.
6. Моисеева, Л.А. Комплексная характеристика социализации и адаптации в процессе обучения первокурсников ССУЗов / Л.А. Моисеева, A.A. Жихарева // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - № 2. - 2007. - М.: Изд-во МГОУ. - С. 188-192
Е.Л Иргит
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Статья посвящена проблеме формирования профессионализма будущего учителя в ходе его педагогической практики в школе. Профессиональная компетентность рассматривается как основная характеристика качества подготовки учителя, а ведущим ее компонентом - методический. Ключевые слова: профессиональная компетентность, учитель, методическая подготовка.
Irgit E.L.
Methodical preparation offuture teachers at the pedagogical practice
The problem of the formation of the future teacher professionalism during his teaching practice in schools. Professional competence is seen as the main characteristic of the quality of teacher training, and leading its component methodical.
Keywords: professional competence, the teacher, methodical preparation.
Проблема подготовки будущего учителя волнует многих исследователей. Какими качествами он должен обладать, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда в современных условиях инновационной школы? Модернизация российского образования требует подготовки учителя, способного к работе в новых условиях адаптированного к педагогическим новациям.
Современные концепции инновационной школы основывается на комплексном подходе. Инновационность рассматривается как изменение всех структурных уровней и элементов образовательного процесса — от содержания до организации среды. Кадры являются важнейшей составляющей инновационной школы. Современный учитель в своей работе постоянно ищет новую цель, видит следующий рубеж, а не просто совершенствует уже отработанный учебно-воспитательный процесс. Реализация идей такой системы образования требует соответствующей подготовки специалистов нового качества, которые смогли проанализировать современную педагогическую действительность, выдвигать новые нестандартные идеи, использовать в практике рациональные, отвечающие современному уровню школы технологии, методы и средства.
Проблема подготовки учителя для новой развивающейся школы является довольно острой. Студент педвуза должен овладеть навыками научного прогнозирования и проектирования учебной деятельности, что поможет проводить саморефлексию и переконструирование хода учебной деятельности. Овладение навыками научного управления учебно-воспитательным
процессом на стадии подготовки к совместной деятельности учителя и ученика является основным путем индивидуализации обучения ребенка. Проблема формирования
профессионализма будущего учителя решается не только в ходе его теоретического обучения в педвузе, а в значительной степени в ходе его педагогической практики в школе.
Конечной целью обучения в педвузе и основной характеристикой качества подготовки учителя становится
профессиональная компетентность, а ведущим
ее компонентом методический.
Профессиональную компетентность студента педвуза следует понимать как единство его теоретической готовности педагогически мыслить и практической готовности педагогически действовать.
Можно выделить пять составляющих подготовки учителя: профессиональные знания, уровень коммуникативной культуры, психолого-педагогические знания, стремление к профессиональному росту, способность к рефлексии. Одним из эффективных средств подготовки будущего учителя является педагогическая практика, организованная на основе личностного подхода к студентам.
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования зафиксированы четыре блока дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические, общие математические и естественно-научные дисциплины, общепрофессиональные и дисциплины предметной подготовки. При этом взаимосвязь педагогической практики прослеживается с дисциплинами всех блоков. Это означает, что для эффективной организации прохождения педагогической практики необходимо опираться на все виды профессиональной подготовки будущего учителя.
Знания, полученные из дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического блока, применяются студентами в качестве научно-теоретической основы для работы с информацией, для осмысления педагогической действительности, для выбора модели поведения, для формирования педагогической культуры и т.д.; естественно-научные дисциплины необходимы будущему учителю для создания правильных представлений о физиологических особенностях детей, для безопасной организации учебного труда.
Дисциплины общепрофессионального и предметного блоков становятся при этом основным. Они не только обусловливают профессиональную подготовку студента, но и выполняют ориентирующую теоретико-методологическую, деятельностную функции, т.е. являются фундаментом профессионального образования.
Педагогическая практика, как одно из
условий формирования педагогической и методической умелости будущего учителя выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, самообразовательную, адаптационную, развивающую и диагностическую.
Обучающая функция выражается в том, что теоретические знания проверяются практикой, и студенты, находясь в условиях практики, формируют определенные умения и навыки. Воспитывающая функция выражается в том, что большое значение имеет общая атмосфера в учебно-воспитательном учреждении, которая складывается по отношению практике и к студентам. Самообразовательная функция проявляется в стремлении студента-практиканта искать, узнавать новые более эффективные методы, приемы и формы организации учебного труда школьников.
Адаптационная функция проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами учебных учреждений и организаций работы в них, но и привыкает к ритму педагогического процесса, начинает ориентироваться в системе внутришкольных отношений. Диагностическая функция педпрактики является одной из важнейших, поскольку только в практике студент может оценить свое эмоциональное состояние в общении с детьми, учителями, администрацией, родителями, т.е. в реальной педагогической деятельности выявляются личностные; профессиональные качества будущего учителя. Развивающая функция дисциплины заключается в том, что в период практики у студента развиваются педагогические способности, студент развивается в личностном плане: учится думать и поступать как педагог.
Основополагающим моментом данной системы практической подготовки является возможность преобразования знаний, умений, навыков будущим учителем от педагогических установок, идей к индивидуальному педагогическому опыту.
Педагогическая практика в подготовке учителя проводится в определенной системе. В нее входят следующие виды: летняя воспитательная практика (после шестого семестра), учебно-воспитательная педагогическая практика на 4 курсе (восьмой семестр), учебно-воспитательная практика на 5 курсе (девятый семестр).
Летняя практика является самостоятельной педагогической работой с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей и подростков, их полноценный отдых и развитие, Специфичны
время и место этой работы. Время - каникулы, когда дети совсем иначе воспринимает окружающий их мир и все, что с ними происходит, Место - лагерь, чаше загородный, или внешкольное учреждение.
В процессе данного вида практики решаются следующие задачи:
• приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул;
• овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей;
• развитие творческого и ответственного отношения к проведению воспитательной работы с детьми подростками.
Летняя практика предусматривает следующие виды деятельности:
• организационно-педагогическую работу (знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря, беседы с родителями, составление плана работы отряда, формирование органов самоуправления и работа с ними):
• изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояния их здоровья, условий жизни и воспитания;
• организацию коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания;
• организацию режима, активного отдыха детей, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию;
• проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками,
В процессе летней практики студенты должны овладеть следующими умениями:
• определять цели и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками в лагере;
• составлять план оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей;
• организовывать разнообразную деятельность детей и подростков (сборы и беседы, конкурсы, фестивали, праздники, сбор лекарственных растений, трудовые десанты и т.д.):
• сочетать индивидуальную и коллективную работу с детьми;
• устанавливать педагогически правильные отношения с детьми и подростками, с коллегами;
• педагогически осмысливать и анализировать опыт своей педагогической деятельности.
Учебно-воспитательная практика на 4 курсе проводится с целью выработки у студентов профессиональных умений и навыков организации учебно-воспитательного процесса в подготовительных и 1-4 классах преимущественно городских
общеобразовательных школ.
Основные задачи учебно-воспитательной практики на 4 курсе:
• освоение программы начального обучения и воспитания;
• формирование умения работать с методической литературой, учебниками, школьной документацией, дидактическими материалами и наглядными пособиями при подготовке учебно-воспитательной работы в школе; формирование умения осуществлять различные формы организации учебно-воспитательной работы (урок, воспитательное дело, внеклассное занятие по предмету, дополнительное занятие), обеспечивая при этом развитие личности учащегося, ознакомление с приемами изучения учебно-воспитательного процесса, анализа деятельности учащихся, учителя, воспитателя, куратора, сбора педагогических фактов и их обработки;
• формирование у студентов исследовательского подхода к педагогической деятельности с целью проведения педагогического эксперимента при написании курсовых работ;
• формирование комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу, к его планированию, проведению и анализу.
В процессе проведения уроков и занятий студенты выполняют следующие виды деятельности:
• знакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителей и кураторов (изучают технические средства, наглядные пособия, календарно-тематические и внеурочные планы, конспекты учителя);
• проводят уроки и внеклассные занятия по предметам;
• проводят экспериментальные исследования по теме курсовой работы;
• посещают и анализируют уроки и внеклассные занятия других практикантов.
В процессе данного вида практики студенты должны овладеть следующими умениями:
• планировать уроки и внеклассные занятия по различным предметам, разрабатывать конспекты уроков и внеклассных занятий;
• работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, творчески отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам и занятиям;
• выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;
• проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированное™ у школьников знаний, умений и навыков по предмету или общеучебных умений и навыков;
• выполнять в работе с классом санитарно-гигиенические нормы и требования;
• разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям; осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов.
Таким образом, именно педагогической практике принадлежит ведущая роль в процессе профессионального становления студента, развития его методической компетентности от курса к курсу, от одного вида практики к другой идет накопление системы профессиональных умений и навыков для работы будущих учителей в условиях развивающейся школы. Учитывая то, что педагогическая практика есть
системообразующий компонент подготовки учителя, необходимо создавать дидактико-методические условия ее организации и проведения. Педпрактика должна быть личностно ориентированной, комплексной, усложняющейся, непрерывной и творческой.