Научная статья на тему 'Содержание педагогической практики бакалавров и магистрантов направления«Педагогическое образование»'

Содержание педагогической практики бакалавров и магистрантов направления«Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3003
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / TEACHING PRACTICUM / TEACHING / PRAXEOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Федотова Вера Сергеевна

В настоящее время среди выпускников педагогических направлений университета часто наблюдается невысокий интерес к педагогической профессии и отсутствие желания работать в школе. Эффективным способом разрешения данной проблемы является формирование у будущих учителей успешного педагогического опыта в период обучения в университете, в частности, в период прохождения педагогической практики.Цель научного исследования состоит в раскрытии роли педагогической практики в профессиональной подготовке будущих педагогов в университете и в разработке содержания всех видов практик в системе непрерывной подготовки учителя информатики на образовательной ступени бакалавриата и магистратуры.Научная значимость исследования состоит в научном обосновании содержательного наполнения всех видов практик с позиций праксиологического подхода теории успешной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая целостная система содержания практики бакалавров и магистров педагогического образования, включающая цель, средства, содержание и результаты каждого вида и этапа практики, может стать основой для разработки содержания практик других направлений профессиональной подготовки в университете.В качестве методологического основания организации педагогической практики в исследовании использован праксиологический подход, который обеспечивает открытость, целостность и высокую результативность практики, положительную мотивацию к педагогической деятельности, способствует формированию творческого типа профессионального поведения.Особое внимание к содержанию, технологиям организации педагогической практики обусловливает положительные результаты в приобретении студентами успешного педагогического опыта в период обучения в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Федотова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today’s graduates of pedagogical faculties often exhibit little interest in a career in education and unwillingness to work at school. An effective solution to this problem is the formation of successful pedagogical experience in future teachers at university, in particular, in the course of practicum.The study sets out to identify the role of practicum in the professional training of future teachers as well as the content of all types of practica in the continuous training of a teacher of informatics within bachelor’s and master’s programmes. The theoretical significance of the study lies in the justification of the content of all types of practica from the perspective of the praxeological approach theory of successful activities. The practical significance lies in that the presented integrated system of practicum content, which includes the goal, means, content, and results of each practicum stage, can be used in developing practica for other university programmes.As a methodological framework for organising pedagogical practica, the study uses the praxeological approach, which ensures the openness, integrity, and high efficiency of the practicum as well as positive motivation for teaching. It also facilitates the development of a creative type of professional behaviour. Special attention to the content and technology of organising practica results in successful teaching experience of university students.

Текст научной работы на тему «Содержание педагогической практики бакалавров и магистрантов направления«Педагогическое образование»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА

УДК 378.37.011.33

Т. А. Бороненко, В. С. Федотова

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В настоящее время среди выпускников педагогических направлений университета часто наблюдается невысокий интерес к педагогической профессии и отсутствие желания работать в школе. Эффективным способом разрешения данной проблемы является формирование у будущих учителей успешного педагогического опыта в период обучения в университете, в частности, в период прохождения педагогической практики.

Цель научного исследования состоит в раскрытии роли педагогической практики в профессиональной подготовке будущих педагогов в университете и в разработке содержания всех видов практик в системе непрерывной подготовки учителя информатики на образовательной ступени бакалавриата и магистратуры.

Научная значимость исследования состоит в научном обосновании содержательного наполнения всех видов практик с позиций праксиологического подхода — теории успешной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая целостная система содержания практики бакалавров и магистров педагогического образования, включающая цель, средства, содержание и результаты каждого вида и этапа практики, может стать основой для разработки содержания практик других направлений профессиональной подготовки в университете.

В качестве методологического основания организации педагогической практики в исследовании использован праксиологический подход, который обеспечивает открытость, целостность и высокую результативность практики, положительную мотивацию к педагогической деятельности, способствует формированию творческого типа профессионального поведения.

Особое внимание к содержанию, технологиям организации педагогической практики обусловливает положительные результаты в приобретении студентами успешного педагогического опыта в период обучения в университете.

Today's graduates of pedagogical faculties often exhibit little interest in a career in education and unwillingness to work at school. An effective solution to this problem is the formation of successful pedagogical experience in future teachers at university, in particular, in the course of practicum.

The study sets out to identify the role of practicum in the professional training of future teachers as well as the content of all types of practica in the continuous training of a teacher of informatics within bachelor's and master's programmes.

87

© Бороненко Т. А., Федотова В. С., 2014

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11. С. 87—101.

88

The theoretical significance of the study lies in the justification of the content of all types of practica from the perspective of the praxeological approach -theory of successful activities. The practical significance lies in that the presented integrated system of practicum content, which includes the goal, means, content, and results of each practicum stage, can be used in developing practica for other university programmes.

As a methodological framework for organising pedagogical practica, the study uses the praxeological approach, which ensures the openness, integrity, and high efficiency of the practicum as well as positive motivation for teaching. It also facilitates the development of a creative type of professional behaviour.

Special attention to the content and technology of organising practica results in successful teaching experience of university students.

Ключевые слова: педагогическая практика, педагогическое образование, праксиологический подход.

Key words: teaching practicum, teaching, praxeological approach.

Практика — это важный этап в профессиональной подготовке студентов педагогических направлений. Выступая связующим звеном между теоретическим обучением и будущей профессиональной деятельностью, практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, дает возможность углубить и закрепить полученные знания, апробировать их в реальных педагогических ситуациях.

На современном этапе развития образования вопросы организации практики и отбора ее содержания становятся особенно актуальными в связи с возрастанием роли практики, обозначенной в ФГОС ВПО. В учебных планах подготовки бакалавров и магистров педагогического образования практика является площадкой для реализации практического компонента вузовского образования, уникальным и многогранным феноменом; выполняет адаптационную (адаптация студента к будущей профессиональной деятельности), целевую (задает вектор развития профессиональной компетентности будущего учителя), обучающую (дополняет и обогащает теоретическую подготовку), воспитывающую (оказывает влияние на развитие личности будущего учителя), развивающую (формирование и развитие профессиональных качеств личности), рефлексивную (анализ собственной теоретической подготовки), диагностическую (выявление недостатков теоретической подготовки) функции. В содержании практики у бакалавров педагогического образования доминирующей составляющей является учебно-методическая деятельность, у магистров — научно-исследовательская. Содержание практики магистров ориентирует на научный поиск, инновационную деятельность и проектирование индивидуальной образовательной траектории, включает все составляющие научно-исследовательской деятельности, которые осваиваются на протяжении всего обучения (научный замысел, научная проблема, научная гипотеза, проектирование, методы исследования, рефлексия).

В ходе практики предусмотрена подготовка бакалавров и магистрантов к осуществлению следующих видов деятельности: познавательной, коммуникативной, преобразовательной, рефлексивно-оценочной, эстетической. Однако в действительности наблюдается противоречие между целями практики и ее реальными результатами. Ученые отмечают, что «содержание и структура практической подготовки студентов неоднократно изменялись, но практика так и не получила своего научного обоснования. Фактически она сводится к ситуативному «погружению» студента в жизнь конкретной школы, где, в лучшем случае, можно освоить лишь отдельные приемы деятельности учителя. Иными словами, есть отдельные практики, но нет целостной подготовки» [1]. Недостаточное внимание к содержанию, технологиям организации педагогической практики обусловливает отрицательные результаты, последствия которых выпускники педагогических специальностей ощущают непосредственно в процессе работы в школе: отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы, низкий уровень исследовательской компетентности студентов. Немаловажным становится и социальный фактор — проблема удержания учителя в школе, связанная с отсутствием у выпускника интереса к педагогической профессии, формальное завершение обучения по педагогическому направлению в университете для получения высшего образования. Проведенное анкетирование студентов педагогического направления Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) показало, что 67 % потенциальных учителей заканчивают университет ради получения высшего образования и не планируют работать по специальности, 20 % — пока не определились с выбором места работы, но и не отрицают возможность работы в школе; только 3 % видят себя в роли учителя. При этом большинство из них (96 %) представляют свою роль в школе только в передаче знаний, формировании умений и навыков у школьников. Будущие педагоги оказываются не подготовленными к самостоятельной профессиональной и исследовательской деятельности, к разработке и внедрению в образовательную практику новых методических решений.

Таким образом, выявляются проблемы с формированием у выпускников педагогических направлений университета положительной мотивации к педагогической деятельности, с подготовкой учителей-исследователей, способных к разработке и внедрению в школах педагогических инноваций, преодолению разрыва между теоретическим обучением и необходимостью эффективного решения реальных профессиональных педагогических задач. По нашему мнению, эффективным способом решения названной проблемы является усиление практико-ориентированного характера образования, формирование у будущих учителей успешного педагогического опыта в период обучения в университете. При этом главным инструментом формирования положительного опыта профессиональной педагогической деятельности является педагогическая практика. В качестве методологической основы организации педагогической практики, постановки ее целей, отбора содержания, выбора средств, прогнозирования результатов представляется целесообразным использование праксиологического подхода [11].

89

90

Понятие «праксиология» имеет статус философской и научной категории. Праксиология рассматривается как учение о практике. В широком смысле праксиология — общая теория эффективной («исправной») организации деятельности. Праксиологию можно определить «как теорию сознательного изменения, преобразования и усовершенствования природы, общества, человека на основе познанных законов и с помощью различного рода техник и технологий» [10].

Праксиология охватывает три группы проблем: аналитическое описание, характеристику, классификацию и систематизацию практических действий; изучение условий и законов, определяющих эффективность действий; изучение генезиса и развития различных видов деятельности, путей их совершенствования, движимых силой традиции и изобретательностью.

Праксиология как наука занята изучением исторических типов и видов практики — рациональных форм организации человеческих действий, направленных на изменение природы, общества и самого человека.

Праксиологическое знание предполагает рассмотрение субъекта практики (человека или группы людей), цели как субъективного образа будущего, целенаправленной деятельности по выбору средств и ресурсов практики, объекта деятельности и ее результата [9]. Рассмотрим практику в срезе компонентов праксиологического знания: цель, средства, результат.

Практика (от греч. ргакИке, ргакЙко8 — деятельностный, активный) понимается как целенаправленная деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания [7]. Структура практики представлена системой взаимодействующих элементов: цель (обусловленная потребностями и интересами субъекта действия, информационными механизмами сознания, мотивами); целесообразная деятельность, средства деятельности, используемые в процессе целереализа-ции; результаты — продукты деятельности.

В широком смысле практика носит общественно-исторический характер, поскольку рассматривается и анализируется деятельность не отдельного человека, а совокупная коллективная деятельность людей, человеческий опыт в его историческом развитии. Практика связана с деятельностью других людей, затрагивает их интересы, в то время как деятельность других людей также непосредственно или опосредованно влияет на практическую деятельность данного человека.

Как вид деятельности практика находится в единстве с теорией и познавательной деятельностью человека: человек как активный деятель эмпирическим путем познает и фиксирует значимые свойства и закономерности внешнего мира. Практика является источником научного познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения матери-

альных и духовных запросов общества и человека. Полученные в ходе практики знания используются в качестве руководства к действию по преобразованию действительности и удовлетворению запросов человека для улучшения и совершенствования жизни. В ходе такого преобразования изменяется, совершенствуется и развивается «идеальный» план деятельности.

Практика обосновывает объективность знания, служит критерием проверки истинности результатов познания, соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нем.

В Педагогическом словаре практика определяется как «один из системообразующих компонентов профессиональной подготовки учителя, предусматривающий включение студента в реальный педагогический процесс в образовательном учреждении и овладение им необходимыми умениями и навыками педагогической деятельности под руководством специалистов педагогического учебного заведения и образовательного учреждения» [6].

Педагогическая практика рассматривается как форма профессионального обучения [8], особая форма для проявления познавательной активности студента, пространство самоопределения студентами своей «пригодности» к профессии учителя [3], пространство преломления полученных знаний и процесс приобретения первоначального педагогического опыта, как средство профессиональной адаптации [2], вид учебно-профессиональной деятельности студента, особый этап педагогической подготовки, сфера самореализации практиканта, фактор профессионального становления будущего педагога в вузе [5], особый способ существования личности, своего рода инобытие для обучающегося [10], среда профессионального самоопределения студента [4].

Осмысление практики с учетом идей праксиологического подхода позволяет увидеть ее возможности в новом ракурсе — с точки зрения повышения эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов, последовательного усложнения решаемых задач на разных этапах практики и получаемых результатов [12].

Праксиологический подход как особый способ анализа и объяснения человеческой деятельности в аспекте ее целесообразности, рациональности, эффективности позволяет внести существенный вклад в развитие практики за счет постановки диагностичных целей, концеп-туальности (опора на теорию, знание способов деятельности), планирования содержания практики на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий обучающихся и используемых для этой цели средств, наличия обратной связи с соответствующей диагностикой и коррекцией выполняемых действий.

Организация практики на основе праксиологического подхода обеспечивает целостность построения содержания профессиональной деятельности, интеграцию различных составляющих профессиональной педагогической деятельности (теоретической, методической, исследовательской и др.), прогностичность и рефлексию результатов деятельности, выявление возникающих трудностей, коррекцию деятельности. Практика носит поэтапный усложняющийся характер: от обще-

91

92

го знакомства с учебно-воспитательной деятельностью образовательных учреждений различного типа, наблюдений и анализа педагогической информации через активную профессиональную деятельность и приобретение опыта к творческой самореализации, научно-исследовательскому поиску.

Успешное решение поставленных практикой задач достигается за счет четкого определения на каждом этапе целей и результатов практики, осознанного использования имеющихся средств, выявления внешних и внутренних причин, препятствующих достижению цели, определения возможных и наиболее эффективных путей для преодоления возникающих трудностей, при необходимости — коррекции действий.

Представим разработанное нами содержание педагогической практики бакалавров и магистрантов педагогического образования в контексте праксиологического подхода на примере организации практики будущих учителей информатики; определим цель, средства, содержание и результаты каждого вида и этапа педагогической практики.

Структура практики в системе непрерывной педагогической подготовки представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура педагогической практики в системе непрерывной педагогической подготовки бакалавров и магистров педагогического образования

Бакалавриат

Учебным планом подготовки бакалавров педагогического образования предусмотрены:

I. Учебная практика: а) учебная практика по педагогике, б) по информатике, в) педагогическая практика.

II. Производственная практика: методическая и стажерская практика по информатике.

I. Учебная практика проводится на втором курсе бакалавриата после изучения базовых дисциплин гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов (курсов педагогики, психоло-

гии, информатики, профессиональной этики) и является базой для дисциплины «Методика обучения информатике», для прохождения производственной практики на старших курсах.

А. Учебная практика по педагогике. Цель — ознакомление с образовательными организациями, содержанием и планированием основных форм учебной работы; формирование и развитие профессиональных навыков школьного педагога; овладение основами педагогического мастерства, умениями самостоятельного осуществления воспитательной работы. Учебная практика дает возможность студентам постепенно и поэтапно выработать необходимые навыки профессиональной педагогической деятельности и, наряду с изучением личности школьника и школьного коллектива, познать свои личностные особенности, коммуникативные и организаторские способности.

В ходе практики у студентов формируются навыки естественного поведения и общения в различных возрастных группах, умение работать с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся с разным уровнем обучаемости.

Средства учебной практики: теоретические знания по педагогике, психологии, возрастной анатомии и физиологии, основам медицинских знаний и здоровому образу жизни, безопасности жизнедеятельности, физической культуре, учебно-методическая литература, наглядные и технические средства обучения.

Содержание учебной практики по педагогике состоит в следующем: знакомство с учебно-воспитательной работой школы (беседа с администрацией, учителями, классными руководителями); изучение плана работы школы, классного руководителя; анализ расписания учебных занятий; знакомство с программами учебных дисциплин, учебниками, тематическими и поурочными планами учителя; посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий; изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; изучение специфики учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастов; знакомство с закрепленным классом; наблюдение за работой учителя, учеников; освоение современных педагогических технологий в преподавании учебных дисциплин; проведение воспитательного мероприятия.

Результат-продукт учебной практики по педагогике: приобретение знаний о ведущих тенденциях развития системы образования, методах и формах проведения уроков в соответствии с возрастными особенностями детей; формирование умений анализа урока (тип и структура урока, его содержание, используемые методы и приемы, результаты урока), характеристики внеклассного мероприятия (цель и задачи внеклассного мероприятия, его содержание, используемые в работе методы, их соответствие возрастным особенностям учащихся и уровню развития детей данного класса), оценки поведения учителя и учащихся на уроке; овладение навыками использования различных приемов углубления контакта с учащимися с целью повышения эффективности процесса учебного взаимодействия, способами саморегуляции, самоконтроля, профессиональной рефлексии.

93

94

Б. Учебная практика по информатике. Цель - формирование компетенций будущего учителя информатики в области использования современных информационных и коммуникационных технологий для решения педагогических и культурно-просветительских задач профессиональной деятельности.

Содержание учебной практики по информатике состоит в следующем: работа в качестве методического помощника в компьютерных классах школ, лицеев, колледжей, университета; разработка электронных учебных материалов; ведение баз данных; использование информационных систем в образовании.

Результат-продукт учебной практики по информатике: приобретение знаний о принципах создания мультимедиа-продуктов и использования мультимедийных технологий в образовательном процессе, о принципах построения и использования информационных ресурсов Интернета, о существующем программном обеспечении ПК и его обслуживании (установка, антивирусная защита, проверка, архивация и восстановление данных); формирование умений разработки электронных учебных материалов с использованием информационных технологий, использования информационных систем, относящихся к учебной деятельности и управлению учебным процессом; разработки компьютерных презентаций для проведения уроков информатики различного типа; ведения и обслуживания баз данных и информационных систем подразделений учебного заведения; овладение навыками использования разнообразного оборудования кабинета информатики, в том числе электронных изданий, ресурсов и учебных материалов для повышения эффективности учебного процесса.

В. Учебная педагогическая практика. Цель - углубление и закрепление теоретических и методических знаний, умений и навыков студентов по общепрофессиональным дисциплинам; стимулирование интереса студентов к педагогической деятельности, осознание социальной значимости профессиональной деятельности педагога.

Содержание учебной педагогической практики состоит в следующем: работа в качестве вожатого в детских оздоровительных лагерях, лагерях дневного пребывания, базах отдыха для детей, санаториях-профилакториях, детских спортивных учреждениях; изучение индивидуально-психологических особенностей детей; планирование воспитательных мероприятий и совместной жизнедеятельности членов отряда; создание условий для раскрытия способностей детей; проведение диагностики по выявлению их интересов и направленности личности; выявление лидеров.

Результат-продукт учебной педагогической практики: приобретение знаний о содержании воспитательной деятельности педагога в условиях оздоровительного лагеря, возрастных психологических и физиологических особенностях подростков и специфике взаимодействия с ними, способах выявления уровня воспитанности и развития подростков, методах диагностики и коррекции воспитательного процесса, социально-психологических проблемах детского коллектива, технологиях игровой и коллективной творческой деятельности; формирование уме-

ний решения типовых задач профессиональной деятельности, воспитания у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений, реализации личностно ориентированного подхода в образовании, проведения коррекции отклонений в развитии воспитанников; овладение навыками профессионального общения в педагогической деятельности, анализа собственной профессиональной деятельности, организации воспитательного воздействия на ребенка с учетом его возрастных психолого-педагогических особенностей.

II. Производственная практика является продолжением учебной практики и проводится на третьем и четвертом курсах бакалавриата после прохождения учебной практики и изучения базовых дисциплин профессионального циклов, в том числе курса методики обучения информатике.

Средства производственной практики: теоретические и практические знания по педагогике, методике преподавания информатики, информатике, информационным и коммуникационным технологиям, дистанционным технологиям в образовании, техническим и аудиовизуальным средствам обучения и другим специальным дисциплинам.

А. Первый этап производственной практики — методическая практика по информатике. Цель — приобретение навыков самостоятельного проектирования и проведения уроков информатики различных типов и внеклассного мероприятия в 5 — 9-х классах.

Содержание методической практики по информатике состоит в следующем: работа в качестве учителя информатики, классного руководителя, руководителя факультативного курса, кружка или преподавателя элективного курса; знакомство с особенностями организации учебно-воспитательной работы при обучении информатике, посещение уроков учителя по информатике, самостоятельная подготовка к проведению уроков информатики различных типов и внеклассного мероприятия в 5 — 9-х классах, в том числе разработка конспектов уроков, подготовка дидактических материалов, наглядных пособий по информатике; участие в работе по оформлению кабинета информатики.

Б. Второй этап производственной практики — стажерская практика по информатике. Цель — формирование базисных умений, направленных на практическую реализацию образовательных программ и учебных планов при выполнении функций учителя информатики и классного руководителя в 9 — 11-х классах средних школ и средних специальных учебных заведениях.

Содержание стажерской практики по информатике состоит в следующем: проектирование и проведение уроков информатики, внеклассного мероприятия в профильных классах; анализ с позиций современной науки содержания курсов информатики основной и профильной средних школ; применение в учебном процессе современных форм, методов и средств обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий (работа в качестве тьютора, дизайнера электронных образовательных ресурсов); творческое использование в образовательной практике закономерностей теории и методики обучения инфор-

95

матике; систематический анализ своей педагогической деятельности; проведение педагогического эксперимента по теме выпускной квалификационной работы (далее — ВКР).

Результат-продукт производственной практики: приобретение знаний о схемах анализа и самоанализа уроков информатики различных типов, требованиях к конспекту урока, методах и приемах проведения уроков, внеклассных мероприятий, средствах организации учебной деятельности школьников в соответствии с их возрастными особенностями; формирование умений организации и проведения учебно-воспитательного процесса на уроках информатики и во внеурочное время; составление календарно-тематического планирования уроков, внеклассной работы по информатике; овладение навыками самостоятельного проектирования урока и отбора его содержания, проведения уроков информатики, внеклассных мероприятий в 5 —11-х классах, осуществления педагогического эксперимента в рамках темы выпускной квалификационной работы и описания его результатов; разработка и использование на практике педагогических инноваций, современных образовательных технологий.

Производственная практика завершает процесс профессионального становления бакалавра — будущего учителя и свидетельствует о готовности выпускника к самостоятельной педагогической деятельности.

Непрерывное педагогическое образование в университете предусматривает продолжение обучения в магистратуре.

Магистратура

Учебным планом подготовки магистрантов предусматривается три вида практики: педагогическая, научно-исследовательская и научно-педагогическая.

В рамках выделенных видов практик мы определили этапы, соответствующие общей идее каждого из них (рис. 2).

1-й курс

Рис. 2. Этапы производственной практики в магистратуре

А) Педагогическая практика проводится на первом курсе магистерской подготовки. Цель — изучение основ педагогической и учебно-методической работы в профильном (старшая ступень общеобразовательной школы, профильный уровень), профессиональном среднем или высшем учебном заведении, инновационных направлений в образовательной деятельности, овладение навыками проведения отдельных видов занятий по дисциплинам кафедры.

Средства педагогической практики: теоретические знания по педагогике, психологии, методике преподавания информатики, учебно-методическая литература, наглядные средства, технические средства обучения. Важную роль играет личность самого педагога — руководителя практики как носителя знаний и опыта, богатое информационное пространство, предоставленная педагогом возможность обучающим самостоятельного выбора средств для осуществления педагогической деятельности.

Содержание педагогической практики состоит в следующем: на первом этапе (адаптационно-ознакомительном) студент-магистрант посещает и самостоятельно проводит уроки информатики разных типов и внеклассное мероприятие в профильной школе. Магистрант работает в качестве учителя информатики, классного руководителя, а также руководителя факультативного курса, кружка или преподавателя элективного курса. Основное внимание на данном этапе практики обращается на контроль знаний научно-методических основ разделов курсов информатики основной и профильной школы, навыков самостоятельного проектирования и проведения уроков информатики в профильной школе.

На втором этапе (учебно-методическом) магистрант изучает основы педагогической и учебно-методической работы в среднем профессиональном и высшем учебном заведении, осваивает способы конструирования, реализации и анализа результатов процесса обучения в области информатики и ИКТ, овладевает умениями проектирования содержания образования, изучает методы диагностирования уровня обученно-сти и затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения информатике и ИКТ.

Педагогическая практика включает выполнение следующих работ: ознакомление со структурой образовательного процесса, с программами и содержанием курсов, формами проведения учебных занятий (лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия); самостоятельную подготовку планов и конспектов занятий по учебным дисциплинам; разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне; подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий; проведение занятий по информатике и ИКТ, анализ проведенных занятий, выполнение корректирующей или развивающей деятельности в процессе работы с отдельными учащимися при изучении информатики.

Результат-продукт: получение знаний об инновационных направлениях в образовании, формах и методах обучения информатике и

97

98

ИКТ в профильной школе, среднем и высшем профессиональном учебном заведении; формирование умений проектирования и отбора содержания учебного материала на разных образовательных ступенях; овладение навыками проведения контролирующей и корректирующей педагогической деятельности.

Б) Логическим продолжением педагогической практики является научно-педагогическая практика (научно-профессиональный этап), подкрепленная элементами научного поиска в соответствии с тематикой исследования магистранта в рамках выполнения ВКР (второй курс магистратуры). Цель — подготовка магистранта к педагогической, проектной, методической, управленческой, культурно-просветительской профессиональной деятельности в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы магистратуры на основе новейших достижений педагогической науки и образовательной практики; приобретение практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, выработка умений применять полученные теоретические знания при решении конкретных вопросов, а также закрепление навыков педагогической деятельности.

Средства научно-педагогической практики: теоретические и практические знания по методологии науки, педагогике, проектированию методической системы обучения, инновационным процессам в образовании, информационным технологиям в образовании, специальным дисциплинам бакалавриата, система дистанционного обучения Blackboard, учебно-методические разработки по основным учебным курсам.

Содержание научно-педагогической практики: к основным видам выполняемых работ в период научно-педагогической практики относятся сбор, систематизация и обобщение практического материала для написания магистерской диссертации; апробация на практике результатов научно-исследовательской работы; проведение и методическое обеспечение занятий (подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических заданий, тестов и т. п. в соответствии с утвержденным научным руководителем планом), изучение опыта использования в обучении дистанционных образовательных технологий, самостоятельная разработка электронных образовательных ресурсов для дистанционного обучения, подготовка тезисов доклада на научную конференцию (сессию) или статьи для опубликования, проведение педагогического эксперимента и оформление его результатов по теме диссертации.

Совместно с руководителем практики магистрант определяет дисциплины и темы, по которым он должен провести аудиторные занятия для студентов. Тематика занятий связана с будущей темой диссертационного исследования. Для проведения занятий практикант разрабатывает и согласовывает с руководителем практики методическое обеспечение, включающее обоснование актуальности темы занятия, ее связь с предыдущими темами курса, основные теоретические положения темы, перечень вопросов, рассматриваемых на практических занятиях,

методические указания к изучению каждого вопроса темы, перечень контрольных вопросов для студентов, задачи, тесты, кейсы и т. п., относящиеся к изучаемым вопросам, список рекомендуемой литературы к каждому разделу темы с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу. После проведения каждого занятия практикант обсуждает его результаты с руководителем, в случае необходимости вносит коррективы в методическое обеспечение занятия.

Результат-продукт: приобретение знаний о технологии проведения педагогического эксперимента; формирование умений самостоятельно разрабатывать учебно-методические материалы в соответствии с целью занятия, получать и обрабатывать практический материал экспериментальной части магистерской диссертации; овладение навыками рационального выбора средств для повышения эффективности педагогической деятельности, поиска и устранения причин, препятствующих достижению желаемых образовательных и воспитательных эффектов.

В) Первый и второй курсы магистратуры дополнены научно-исследовательской практикой (исследовательский этап). Цель — формирование навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и экспериментирования, приобретение опыта в изучении актуальных научных проблем, систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, а также подбор необходимых материалов для выполнения магистерской диссертации.

Средства научно-исследовательской практики: теоретические и практические знания по методологии научного исследования, педагогике, информатике и информационным технологиям, учебно-методическое обеспечение исследовательской деятельности студентов.

Содержание научно-исследовательской практики: научно-исследовательская практика осуществляется в форме выполнения студентом исследовательского проекта в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению магистерской подготовки и темы выпускной квалификационной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание области исследований в рамках программы подготовки магистрантов педагогического образования предполагает разработку и апробацию специальных методов обучения информатике, организацию исследовательской деятельности средствами информационных технологий в системе образовательных учреждений различного типа, организацию педагогического эксперимента по реализации методической системы обучения по информатике, использование современных мультимедиа-технологий для создания современных средств обучения, проектирование содержания учебной дисциплины «Информатика» в условиях реализации профильной и высшей школы.

Результат-продукт: приобретение знаний об основных положениях методологии научного исследования; формирование умений применять методы научного исследования в работе над темой магистерской диссертации, использования современных методов сбора, анализа и обработки научной информации, изложения научных знаний по про-

99

блеме исследования в виде отчетов, реферативных обзоров, текстов научных публикаций и докладов, критически оценивать информацию, самостоятельно создавать научно-методические разработки (статьи, тезисы доклада и т. п.), планы и проекты преобразования педагогической действительности; овладение инструментальными средствами научного исследования, навыками научно-исследовательской работы.

Таким образом, разработка содержательного наполнения всех видов педагогической практики бакалавров и магистрантов педагогического образования в контексте праксиологического знания — цель, средства, содержание, результат — обеспечивает качественно новое технологическое и научно-методическое обеспечение практики, основанное на последовательности и взаимосвязи различных видов педагогической деятельности (коммуникативной, проектировочной, научно-исследовательской и др.).

Непрерывное и взаимообусловленное включение бакалавров и магистрантов в педагогическую практику повышает качество педагогического образования, обеспечивает осознанное понимание теоретического материала учебных курсов, формирует у выпускников педагогических направлений университета устойчивый интерес к педагогической профессии, желание стать учителем и непрерывно повышать свой профессиональный уровень, является источником создания и распространения педагогических инноваций в современном образовании.

Перспектива исследования состоит в разработке критериально-оценочного аппарата для диагностики эффективности практики, включающего в себя критерий результативности профессионально-педагогической деятельности; оптимальности; готовности обучающихся к профессионально-педагогической деятельности и др.

Список литературы

1. Болотов В. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1998. № 4. С. 24.

2. Буданова О. В. Педагогическая практика в педвузе как средство профессиональной адаптации будущих учителей начальной школы в условиях крупного города : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

3. Буданова О. В. Педагогическая практика в системе формирования профессиональной компетентности // СПО. 2007. № 4. С. 56—58.

4. Ведерникова Л. В. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студента // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 2. С. 98—107.

5. Иванищева Н. А. Педагогическая практика в системе высшего профессионального образования студентов-географов // Сборник конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. М., 2011. №22. С. 211—217.

6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : ИЦ «Академия», 2003.

7. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М. : Педагогика, 1989.

8. Лебедев С. А. Философия науки : словарь основных терминов. М. : Академический Проект, 2004.

9. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении // Человек и образование. 2012. № 2. С. 27 — 31.

10. Праксиология : хрестоматия / Госстрой России, ИОЦ ГП «Новый город». М. : ГУП ЦПП, 1997.

11. Федотова В. С. Праксиологический подход к организации исследовательской деятельности студентов // Вестник Самар. гос. ун-та. 2010. № 81. С. 116 — 121.

12. Философия / под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д : Феникс, 2003.

Об авторах

Татьяна Алексеевна Бороненко — д-р пед. наук, проф., Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург.

E-mail: tataleks@mail.ru

Вера Сергеевна Федотова — канд. пед. наук, доц., Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург.

E-mail: anton-science@yandex.ru

About the authors

Prof Tatyana Boronenko, A.S. Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg.

E-mail: tataleks@mail.ru

Dr Vera Fedotova, Associate Professor, A.S. Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg.

E-mail: anton-science@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.