УДК 371.13
Е. В. Береснева
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
В статье раскрыто авторское видение технологического подхода в обучении. Автором разработана методическая система непрерывной подготовки учителя к технологизации обучения химии, состоящая из трех этапов и включающая вузовскую подготовку (1-й этап), подготовку в системе дополнительного профессионально-педагогического образования (2-й этап) и инновационную деятельность учителя (3-й этап).
In this article author's opinion on technological approach in teaching is disclosed. Author developed methodological system of continuous preparation of teacher for technologisation of chemistry training which consists of three stages and include preparation in institutes of higher education (1st stage), preparation in system of profession al development (2nd stage) and innovation teacher's work (3d stage).
Ключевые слова: технологизация, технологический подход, методическая система, подготовка учителя, цель, результат, обучение химии.
Keywords: technologisation, technological approach, methodological system, preparation of teacher, purpose, result, chemistry training.
Проблема технологизации обучения - одна из наиболее сложных для практики школьного образования, так как требует изменения мышления учителя, перевода его на качественно новый уровень. Технологизация учебного и воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана, по мнению М. В. Кла-рина, с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом» [1].
Процесс технологизации охватил всю структуру образования, в том числе и предметное обучение. Это требует четкого определения некоторых понятий этого процесса. Современными исследованиями по проблеме технологизации обучения, в том числе и нашими, доказано, что ориентация на репродуктивный уровень и стандарты образования приводит к сжатию во времени учебного процесса, оставляя место для творчества [2]. В настоящее время создано немало технологий творческого характера.
Исходя из этого, под технологическим подходом мы понимаем реализацию в процессе обучения единства репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, ориентацию на поиск таких моделей обучения, которые позволяют учащимся не только достигать запланированных
© Береснева Е. В., 2010 96
результатов, но и самостоятельно осваивать новый опыт в ходе поисковой деятельности.
Данное достаточно широкое определение ориентирует учителя на использование при реализации технологического подхода разных, но целесообразных для решения выделенных идей и поставленных целей моделей и технологий обучения. В качестве основной идеи мы берем идею гуманистического, развивающего обучения и расширения круга технологий, усиливающих интерактивность образовательного процесса.
Такой подход к обучению обусловлен тем, что развитие личности осуществляется в ходе реализации как воспроизводящей, так и творческой деятельности учащихся, что зависит от уровня освоения стандарта образования, выбранной идеи, концепции, модели и целей обучения.
При исследовании и реализации технологического подхода важно определить собственную позицию и понимание самой технологизации обучения. В своем исследовании мы ориентируемся на системный подход, отраженный в материалах ЮНЕСКО, и технологический подход применяем относительно той или иной системы химического образования и предметного обучения. Под технологизацией процесса обучения мы понимаем процедуру трансформации и широкого внедрения различных педагогических технологий и их элементов в реальные системы обучения.
Учитывая, что наше исследование посвящено технологической подготовке студентов в системе «человек - человек», мы особое внимание придаем гуманизации и демократизации образовательных процессов и максимальной адаптации технологического подхода к ним, даже в условиях усиливающейся стандартизации и минимизации химического образования. Выходом из этого положения и является технологизация и рационализация учебного процесса.
Однако реализации технологического подхода в химико-методической подготовке учителя препятствуют следующие противоречия:
- между технологизацией учебного процесса на протяжении XX в. и новыми взглядами на технологичность учебного процесса в XXI в.;
- между продекларированными позициями в области использования педагогических технологий и невозможностью применения многих из инновационных технологий в связи со стандартизацией обучения и введением единого государственного экзамена;
- между недостаточным выделением единства и различий в понятиях «педагогические технологии» и «технологии обучения», «методика обучения» и «технология обучения»;
- между разносторонней исследованностью и разработанностью в науке теоретических основ многих педагогических технологий и недостаточ-
ным вниманием к их реализации в сфере методической подготовки учителя химии и, как следствие этого, низким уровнем их использования в практике обучения в школе;
- между важностью формирования у студентов и учителей стремления к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и недостаточным уровнем развития у них умений и опыта самообразования, самоконтроля деятельности, творческой самореализации в профессии.
Несмотря на имеющиеся противоречия, тех-нологизация образования реализуется в школьной практике как через внедрение в нее целостных инновационных технологий обучения, так и через целесообразное и комплексное использование элементов разных технологий.
В настоящее время, к сожалению, имеются лишь немногочисленные исследования, посвященные использованию современных педагогических технологий или их элементов в обучении химии в школе. Еще менее разработан вопрос о подготовке учителя к технологизации обучения химии.
В связи с вышесказанным очевидно, что разработка проблемы подготовки учителя к техно-логизации обучения химии имеет несколько значений:
- научное, состоящее в раскрытии методологии и теоретических основ подготовки учителя химии к процессу технологизации, к проектированию и использованию современных педагогических технологий в предметном обучении;
- социальное, состоящее в подготовке профессионально грамотного и компетентного педагога, который сможет перевести процесс обучения в школе на качественно новый интенсивный уровень путем внедрения передовых педагогических технологий, в том числе технологий предметного обучения, что, в свою очередь, будет способствовать формированию активной личности, способной к полноценному восприятию и усвоению знаний;
- прикладное, состоящее в реализации системы подготовки учителя к технологизации обучения химии, служащей базой для методики поэтапного освоения педагогами технологий обучения химии и нахождения конкретных путей для реализации своих творческих возможностей.
Нами разработана методическая система непрерывной подготовки учителя к технологиза-ции обучения химии, которая обеспечивает формирование профессионализма педагога.
Под методической системой подготовки учителя химии к технологизации обучения мы понимаем целостное образование взаимосвязанных компонентов процесса обучения (целей, предметно-методического междисциплинарного содержания, методов и средств обучения, деятельности субъектов образовательного процесса, предпо-
лагаемых образовательных результатов), а также методов контроля за усвоением выделенного содержания и приемов анализа достижений поставленных целей.
Методическая система поэтапной подготовки учителя к технологизации обучения химии включает вузовскую подготовку, подготовку в системе дополнительного профессионально-педагогического образования и инновационную деятельность учителя. Каждый этап системы непрерывного профессионально-методического образования учителя химии должен быть направлен на реализацию разных и при этом достаточно конкретных самостоятельных целей. Совокупность этих целей позволит придать целостный характер процессу подготовки учителя химии к техно-логизации обучения.
Главным звеном в нашей системе, обеспечивающим овладение будущими учителями системными и действенными знаниями по технологиза-ции процесса обучения, видам и конкретным технологиям, возможностям и приемам их включения в ту или иную модель обучения химии, является первый технолого-методический этап вузовской подготовки.
Сложившаяся система обучения в педагогических вузах предполагает изучение предметов методического цикла, осуществляющих профессиональную направленность преподавания, только на старших курсах, а учеба на младших курсах ориентирована в основном на овладение большим объемом учебной информации по предмету. Профессиональная направленность обучения в этом случае, по нашему мнению, явно недостаточна. Вследствие этого выпускники педвузов реально овладевают профессией только в процессе работы в образовательных учреждениях.
По нашему мнению, профессионально-методическая подготовка должна осуществляться в рамках всех дисциплин как их неотъемлемая составная часть. Она должна быть непрерывной, иметь междисциплинарный характер и отражать практическую и профессиональную направленность обучения.
В Вятском государственном гуманитарном университете на химическом факультете сложилась и успешно работает система непрерывной профессионально-методической подготовки студентов, которая в том числе включает и овладение студентами технологическим подходом в обучении.
На I и II курсах вуза проводится усиление мотивации и ориентация будущих учителей на предстоящую педагогическую деятельность, вырабатывается у них потребность в самообразовании, осуществляется междисциплинарное формирование профессионально значимых умений студентов (интеллектуальных, экспериментальных
и методических), играющих в дальнейшем важную роль в освоении конкретных технологий обучения химии.
Хотя к началу обучения в высшей школе человек уже имеет большой опыт восприятия информации, при обучении в вузе добыванию профессиональной информации необходимо специально учить. Не освоив действий, необходимых для профессионального восприятия информации, студент не сможет стать полноценным специалистом.
Данные констатирующего этапа эксперимента показали, что первокурсники приходят из школы с низким уровнем сформированности как экспериментальных, так и интеллектуальных умений. Восполнить эти пробелы и с первых занятий ориентировать студентов на предстоящую профессиональную деятельность помогают спецкурсы «Техника химического эксперимента», «Охрана труда», «Организация внеклассной работы по химии».
На этих спецкурсах студенты знакомятся со школьным кабинетом химии, с требованиями, предъявляемыми к его организации и оснащению. Полученные на лекциях и семинарах теоретические знания закрепляются в период летней педагогической практики на первом курсе, в ходе которой студенты знакомятся с лучшими кабинетами химии школ города Кирова и с учителями-предметниками, которые руководят педагогической практикой на IV и V курсах. В каждой школе учитель химии рассказывает о создании кабинета, его особенностях, об использовании кабинета в учебной и внеклассной работе, знакомит с дидактическими материалами по классам и темам, с опытом реализации инновационных педагогических технологий в обучении химии.
Семинарские и лабораторные занятия на спецкурсах проходят в различной форме: и в виде индивидуальной самостоятельной работы, и в виде групповой деятельности, и в игровой форме. Контроль знаний и умений осуществляется не только с помощью заданий репродуктивного характера, но и конструктивного, и творческого. Этих рекомендаций стараются придерживаться и преподаватели химических дисциплин.
На первом курсе преподавателями всех дисциплин осуществляется выработка у студентов умений по проведению репродуктивного и иллюстративного эксперимента. На лабораторно-прак-тических занятиях по курсам общей и неорганической химии студенты выполняют демонстрационные и лабораторные опыты, отчет по которым мы рекомендуем оформлять в виде таблицы, которая известна студентам со школы и будет использоваться ими в дальнейшем на педагогической практике при проведении практических работ с учащимися.
Помимо лабораторных опытов, проводимых студентами на своих рабочих местах, преподаватели по возможности привлекают их к проведению демонстрационных опытов. Подготовка и проведение демонстрационных опытов на занятиях по специальным химическим дисциплинам учит студентов организовывать целенаправленное наблюдение и комментировать ход химического процесса. Эта работа готовит будущего преподавателя химии к проведению школьного эксперимента на иллюстративном уровне.
При подготовке и проведении демонстрационных опытов на II курсе студенты уже имеют право выбирать наиболее удачный, по их мнению, вариант проведения опыта как с точки зрения техники эксперимента, так и с позиций развития ученика (иллюстративная или проблемная демонстрация), что помогает накапливать материал для осуществления в дальнейшем технологического подхода к обучению.
На III и IV курсах в цикле методических дисциплин («Теория и методика обучения химии», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Технологии обучения химии», «Организация внеклассной работы по химии», «Обучение учащихся решению задач», «Методика углубленного изучения химии», «Конструирование и моделирование приборов») осуществляется профессионально-методическая подготовка. Студенты изучают основы технологического подхода к обучению, современные педагогические технологии, моделируют уроки химии с использованием элементов различных технологий.
На этом этапе профессионально-методической подготовки учителя химии мы особое внимание уделяем самостоятельной деятельности студентов, которая должна быть адекватна его профессиональной деятельности по содержанию и по структуре. Для того чтобы деятельность студента была равноценной по содержанию его будущей профессиональной деятельности, мы включаем в занятия профессионально значимый материал. Профессиональная значимость определяется связью изучаемого материала со школьной программой по данной теме и возможностью отработки тех знаний и умений, которые необходимы для его преподавания в школе.
Для того чтобы деятельность студентов была адекватна профессиональной по структуре, на занятиях по методике обучения химии мы применяем такие технологии, которые позволяют включать студентов в педагогическую деятельность. К таким технологиям относятся взаимообучение и имитационные формы обучения.
Взаимообучение может осуществляться как по горизонтали, так и по вертикали. Оно включает привлечение «сильных» студентов с одного курса или старших курсов к подготовке и проведе-
нию практических занятий или их отдельных элементов, работу в парах сменного состава, проверку отчетов по выполненной работе. Такая работа проводится не только на занятиях по методике обучения химии, но и на некоторых других предметах.
Оптимальным вариантом осуществления имитационной формы обучения в условиях лабора-торно-практических занятий является микропреподавание (проведение фрагментов уроков). Оно не требует дополнительных затрат времени и органично вписывается в ход занятия. Основная идея микропреподавания - это целенаправленная и систематическая отработка у студентов технолого-методических умений. Микропреподавание активно применяется на занятиях по курсам «Теория и методика обучения химии», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Технологии обучения химии». Студентам даются задания: разработать проект урока по той или иной теме с обязательным написанием конспекта и провести его или его фрагмент для своих товарищей. После урока проводится самоанализ и анализ деятельности будущего учителя на уроке, высказываются пожелания и предложения по совершенствованию методики и технологии проведения урока.
Мы считаем, что процесс обучения в вузе должен носить интерактивный, проблемный, исследовательский характер, что предполагает переход студента из позиции обучаемого в позицию обучающегося. Это возможно лишь при условии широкого использования таких форм занятий, как выступление студентов с лекциями (самостоятельная подготовка и чтение лекции - один из видов контрольных мероприятий в курсе «Теория и методика обучения химии» и в некоторых других дисциплинах), докладами перед сокурсниками (используется при изучении всех дисциплин), взаимное оппонирование, проведение дискуссий, ролевых игр (реализуется на семинарах по технологиям обучения химии), анализ конкретных ситуаций практической деятельности (применяется во время педагогических практик и на любых занятиях при необходимости) и т. п. Если мы хотим, чтобы студент был познавательно активным, необходимо сделать его субъектом своего образования, чтобы он ставил цели, планировал пути их достижения и реализовал их в деятельности.
Одним из таких способов обучения является применение технологического подхода к преподаванию той или иной учебной дисциплины, так как, чтобы преподавать в дальнейшем химию, используя современные педагогические технологии, студент должен сначала «попробовать» их на себе.
На химическом факультете курс «Теория и методика обучения химии» изучается студента-
ми с использованием технологии модульного обучения в сочетании с рейтинговой системой оценки знаний и умений.
Применение модульной технологии в курсе «Теория и методика обучения химии» предусматривает:
- работу студентов по самостоятельному добыванию знаний;
- выбор студентами уровня сложности и темпа работы;
- использование заданий творческого характера;
- систематический и объективный контроль усвоения материала, в том числе само- и взаимоконтроль студентов.
Помочь освоить теоретические основы некоторых современных педагогических технологий обучения химии, а также показать конкретные пути для реализации творческих возможностей будущего учителя наиболее успешно может семинарская форма проведения занятий.
Наши семинары по спецкурсу «Технологии обучения химии» проходят следующим образом. Первый семинар проводит педагог, показывая, как организуется и ведется такая форма обучения. В дальнейшем ведущим семинара всегда является студент, который сам (чаще по желанию) выдвигает свою кандидатуру на эту роль. Все студенты заранее предупреждены о том, что формы семинаров не должны повторяться и лучше, если они будут нетрадиционными, с практическим использованием той педагогической технологии, теория которой обсуждается на данном семинаре.
Нетрадиционные формы проведения семинарских занятий по технологии обучения химии способствуют:
• вовлечению студентов в процесс обучения;
• деятельностному освоению современных технологий обучения химии;
• более глубокому рассмотрению проблемы и поиску пути ее решения;
• развитию навыков работы в коллективе, так как поиск путей решения проблемы объединяет студентов в одну команду;
• развитию дедуктивных методов мышления (движение от общих теоретических знаний к какой-либо конкретной проблеме), и индуктивных (обобщение каких-либо фактов);
• формированию научной речи студентов;
• функционированию системы «знания - умения - опыт творческой деятельности - ценностные отношения к миру».
На IV и V курсах происходит применение приобретенных технологических умений и профессионально-методической компетентности студентов во время педагогических практик в школах разного типа.
Работающих учителей также необходимо готовить к использованию технологического подхода в обучении. Учителя со стажем прошли через традиционные технологии профессиональной подготовки учителя, которые не предусматривали практического освоения элементов педагогических технологий активного обучения. Молодые учителя слабо владеют умением трансформировать имеющиеся технологии в условиях обучения и недостаточно оперируют диагностическими приемами. В связи с этим профессиональная деятельность тех и других часто приобретает исключительно репродуктивный характер.
Нами разработана программа подготовки учителей к технологизации обучения химии для курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования (2-й этап профессионально-методической подготовки учителя химии - профессионально-технологический), которая предусматривает совершенствование профессиональной деятельности педагогов путем детального изучения теоретических основ технологи-зации обучения, организации реального педагогического процесса с использованием педагогических технологий или их элементов и обмена опытом своей работы. Занятия проходят в режиме лекционно-семинарской системы и заканчиваются защитой творческой работы по презентации учителем своего опыта с использованием технологического подхода в обучении.
На третьем, рефлексивно-оценочном, этапе (инновационная деятельность учителя) педагог дает открытые уроки, выступает с сообщениями на конференциях и семинарах, делится своим опытом с коллегами и студентами-практикантами, сам учится у коллег и занимается самообразованием, повышая свой профессиональный рост.
В результате такой постоянной и кропотливой работы по профессиональному самосовершенствованию учителя постигают основы технологично построенных уроков, их особенности и условия проведения.
Конечным результатом такой подготовки должна стать профессионально-методическая компетентность учителя химии, понимаемая нами как готовность, способности, умение и опыт педагогической деятельности с использованием технологического подхода в обучении.
Примечания
1. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. С. 7.
2. Там же; Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: учеб. пособие. М.: Центрхимпресс, 2004. 144 с.; Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Модернизация общего образования. СПб.: КАРО, 2003. 128 с.; Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000. 224 с.; Кузнецова Н. Е.
Педагогические технологии в предметном обучении: лекции. СПб.: Образование, 1995. 50 с.; Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 272 с.; Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 240 с.; и др.
УДК 371.31:004
И. В. Вылегжанина
СЕТЕВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В работе анализируются теоретические и методологические положения, составляющие исходные позиции автора для обоснования сетевой формы обучения; определяется категориальный аппарат, анализируется структура, выявляются дидактические свойства сетевой формы обучения; показываются возможности сетевой формы для реализации лич-ностно-ориентированного подхода в обучении.
In the given article, the author establishes the foundation of a network system of education as an institution and dwells upon its possibilities for realizing person-orientated approach.
Ключевые слова: форма обучения, сетевая форма обучения, открытая педагогическая система, образовательная среда, синергетика.
Keywords: network form of study, open education al system, learning environment, synergetics.
Современная педагогическая система развивается в быстро изменяющихся социально-экономических и технологических условиях становления информационного общества. Во-первых, динамика социальных процессов включает обучающихся в разнообразные социальные связи и отношения. Во-вторых, появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и т. д. обеспечивает обучающимся открытый доступ к культурно-историческим ценностям, различным образовательным источникам, инструментам творчества, а информационные ресурсы теперь становятся понятными детям, порой без специального посредничества учителей и родителей. В-третьих, развитие современной образовательной системы основного и дополнительного образования предоставляет учащимся возможность выбора деятельности и общения в различных учебных коллективах и сообществах. В этих условиях педагогическое взаимодействие учащихся с образовательной средой не ограничивается рамками школы, а выхо-
© Вылегжанина И. В., 2010