4. Klykov D. Ju., Kondakova E. V. Metodika prepodavanija temy «Vidimoe dvizhenie svetil» v kursah as-tronomii dlja shkol i pedvuzov [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.astronet.ru/db/msg/ 1197730/17.html (data obrashchenija: 10.06.2015).
5. Laptev V. V., Nemtsev A. A. Uchebnye komp'juternye modeli // Informatika i obrazovanie. 1991. № 4. S. 70-73.
6. Ospennikov A. A., Ospennikova E. V. Formirovanie u uchashhihsja universal'nyh uchebnyh dejstvij v rabote s komp'juternymi modeljami // European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal sotsial'nyh nauk). 2014. № 7. T. 3. S. 111-118.
7. Robert I. V. Teorija i metodika informatizatsii obrazovanija (psihologo-pedagogicheskij i tehnologi-cheskij aspekty). M.: BINOM. Laboratorija znanij, 2014. 398 s.
8. Smirnov A. V. Metodika primenenija informatsionnyh tehnologij v obuchenii fizike. M.: Izd. tsentr «Akademija», 2008. 240 s.
9. Pasachoff J. M., Percy J. R. Teaching and learning astronomy. Cambridge University Press, 2009. 259 p.
10. Pasachoff N. E., Pasachoff J. M. (Eds). Innovation in Astronomy. Education Cambridge University Press, 2008. 384 p.
Н. В. Примчук
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
(Статья опубликована при финансовой поддержке Комитета по науке и высшей школе
Правительства Санкт-Петербурга)
В статье раскрываются ресурсы практикоориентированности процесса профессиональной подготовки студентов — будущих учителей. Рассматривается недостаточная готовность начинающего учителя к реализации вариативных профессиональных ролей, многомерной профессиональной коммуникации. Актуализируется проблема перехода ресурсов процесса профессиональной подготовки в собственные ресурсы студентов для их профессионального становления.
Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональная подготовка, профессиональные задачи, профессиональные роли учителя.
N. Primchuk
THE PROBLEM OF STUDENTS — FUTURE TEACHER'S PROFESSIONAL FORMATION IN THE PERIOD OF STUDY AT THE UNIVERSITY
The resources of practical orientation of professional training of students — future teachers are shown in this article. Author discusses the lack of preparedness of the beginning teacher to implement variable professional roles, multi-dimensional professional communication. The problem of transition professional training resources in students own resources for their personal professional development process is actualized.
Keywords: professional development, professional training, professional goals, professional roles of the teacher.
Профессиональное становление сегодня собственного профессионального пути [2]. рассматривается как личностный процесс Среди основных компонентов профессио-целеполагания, планирования, рефлексии нального становления выделяем:
- осмысление студентами собственной позиции в будущей профессиональной деятельности;
- развитие умения адаптации в профессиональной среде;
- развитие умения решать профессиональные задачи.
Выделенные компоненты в первую очередь обеспечиваются практикоориентиро-ванностью процесса профессиональной подготовки студентов — будущих учителей в вузе за счет следующих ресурсов.
1. Учебно-профессиональные задачи как ядро содержания профессиональной подготовки. Опыт такой работы в РГПУ им. А. И. Герцена показывает, что студенты:
- работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями;
- учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении;
- работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных ситуаций;
- учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.
В процессе решения этих задач происходит становление основных компетенций, которыми должен обладать современный учитель [6].
2. Вариативные роли профессиональной деятельности учителя, которые может реализовать студент во внеучебной деятельности, организуемой в вузе (исследовательской, художественно-творческой, общественной). Исследовательские команды, проектные группы, творческие коллективы, позволяющие студентам выступать руководителями, исполнителями, сопровождающими, организаторами, что согласуется с многомерностью профессиональной деятельности современного учителя.
3. Базы школ для практики студентов — будущих учителей, которые активно реализуют опытно-экспериментальную работу
(ОЭР). Так, студент может осуществлять педагогическую деятельность не только в рамках преподавания своего предмета, но и включаться в ОЭР.
Несмотря на создаваемые и реализуемые ресурсы в процессе профессиональной подготовки студентов — будущих учителей, в исследованиях отмечается, что начинающие учителя испытывают затруднения в профессиональном взаимодействии с коллегами, с социальными партнерами, выглядят растерянными в многомерности профессиональной деятельности учителя [5].
Например, в диагностическом исследовании И. В. Гладкой [1], проведенном с работающими молодыми учителями, зафиксированы ответы, которые респонденты сами предложили на вопрос «Чего, по вашему мнению, не хватает выпускнику вуза в профессиональной подготовке?» — «Понимание того, что школа — это не только уроки, а реальность — это разные дети, родители, аттестация, бумажная работа, женский коллектив», то есть это различные ролевые взаимодействия. В исследовании О. В. Кузьменковой [4] о представлениях учителей о своей профессиональной роли отмечается, что представления об учительской профессии у начинающих учителей являются однонаправленными, касающимися только образования и передачи знаний подрастающему поколению (67%).
Результаты исследований позволяют конкретизировать, что трудности со стороны молодого специалиста сосредотачиваются в реализации им профессиональных ролей, в роли: учителя — наставника, тьютора, консультанта и др., коллеги-партнера, учителя партнера для родителей и других представителей общественности; ответственного и инициативного сотрудника.
Возникает противоречивая картина из широкого спектра ресурсов, содействующих практикоориентированности процесса
профессиональной подготовки студентов — будущих учителей, и недостаточной готовности начинающего учителя к реализации вариативных профессиональных ролей, многомерной профессиональной коммуникации. В основе данного противоречия лежит проблема, которая заключается в следующем: создаваемые ресурсы процесса профессиональной подготовки не становятся собственными ресурсами студентов для их личностного процесса профессионального становления в силу:
- ограниченности (а иногда и невозможности) выбора ресурсов;
- отсутствия возможности влиять на эти ресурсы (создавать новые, видоизменять их);
- недостаточного взаимопроникновения и согласованности ресурсов в различных видах деятельности студента (учебная, исследовательская, художественно-творческая, общественная, практики).
Раскроем на примерах конкретных дея-тельностей выделенную проблему и связанные с ней трудности.
1. В учебной деятельности в аспекте выбора профессиональных задач создаются необходимые условия, среди которых:
- курсы по выбору, включенные в каждую образовательную программу и предлагаемые студенту на каждом курсе обучения, а их выбор зависит от мотивационной направленности студентов. Как подчеркивает И. В. Гладкая [2], именно эти курсы являются гибкими и мобильными, отражая новое научное знание, полученное в ходе исследований и теоретических разработок. Они способствуют построению студентом индивидуального образовательного маршрута, позволяют оперативно реагировать на потребности системы общего образования региона, интересы студентов, инновационные процессы, происходящие в практике школы;
- модули, представляющие собой целостный (условно завершенный) фрагмент
профессионального образования, в котором обобщаются знания дисциплин того или иного блока ФГОС ВПО. Цели и содержание модуля определяются целями образовательной программы, в рамках которой реализуется данный модуль, определяют особенности содержания образовательных технологий и контрольно-измерительных материалов для аттестации по курсам и модулю в целом. Такой модуль может быть гибко встроен в образовательную программу, а также заменен другим, сопоставимым по объему, но более актуальным для конкретной региональной системы образования, для студентов конкретного вуза, для работодателей.
Трудности заключаются в недостаточности возможностей у студентов влиять на эти ресурсы. Само влияние обнаруживается в проявлении инициативы студентов в образовательной коммуникации. Это возможно благодаря совместному проектированию студентами новых форм профессиональной подготовки в сочетании с интерактивными формами коммуникации (лекция вдвоем, лекция-провокация, лекции-пресс-конференции; дебаты, дискуссии, круглые столы и др.).
Выделяем два подхода к пониманию образовательной коммуникации: с одной стороны, коммуникация с целью получения информации, личностно значимой для обогащения образовательного опыта субъектов коммуникации; с другой — способ образования за счет вариативных каналов информации — СМИ, ТВ, кинофильмы, литература, сообщества и т. п. Для студента — будущего учителя чрезвычайно важна образовательная коммуникация, как направленная «на себя», для собственного развития и совершенствования, так и направленная «на других» за счет передачи информации личностно значимой для обогащения образовательного опыта субъекта взаимодействия и расширения его информационных каналов.
В учебной деятельности необходимо предоставлять студентам возможность проводить занятия, фрагменты занятий. Студент выступает в роли педагога, возможно, модератора, фасилитатора и др. Педагог оказывает консультационно-контрольное сопровождение хода подготовки и проведения студентами занятий. Важным является совместное проектирование преподавателями и студентами форм проведения таких занятий. Спектр форм разнообразен: дебаты, дискуссии, круглые столы и др. Особо подчеркнем потенциал для понимания студентами — будущими учителями ценности образовательной коммуникации «для других», которая возможна на основе интерактивных стратегий. Они обеспечивают многостороннюю форму коммуникации, не только позволяющую отказаться от монополии на истину, но и являющуюся необходимым условием для конструирования студентом своего знания. Исследователи [3] отмечают, что интерактивные стратегии в коммуникации обеспечивают каждому участнику возможность, встречаясь, сталкиваясь с позицией других, продвигаться в процессе конструирования знания (совместном по форме и индивидуальном по сути). Здесь каждый строит свое знание, на которое у него есть запрос сегодня и которое может развиваться по мере возникающей необходимости — завтра или через несколько лет после окончания университета.
2. Во внеучебной деятельности, реализуемой в вузе, в аспекте выбора вариативных ролей «близких» к профессиональной деятельности учителя, представляется недостаточным спектр самих ролей.
Так, каждая из деятельностей (исследовательская, художественно-творческая, общественная) имеют свой потенциал для реализации студентами профессиональных ролей учителя, особо полно это осуществляется в работе команд студентов
(студентов и преподавателей, возможно с участием партнеров). В командах могут быть: кооперация участников для достижения общей цели, что создает роли партнеров; руководящие, сопровождающие позиции.
Представляется востребованным взаимопроникновение деятельностей студентов: исследовательской, художественно-творческой, общественной. Например, команда художественно-творческой направленности организует и проводит мероприятие для команды-исследователей и т. д. При проведении мероприятия представители художественно-творческой сферы выступают в роли наставников, так как сообщают не все лучшее или вообще все, что знают о «творчестве», а то, что интересно и востребовано командой исследователей (выступление перед аудиторией для представления результатов исследования, оформление стендовых материалов, дизайн, макетирование и др.).
Отметим, что взаимопроникновение деятельностей не только расширяет спектр профессиональных ролей учителя, но содействует возможности влиять на эти ресурсы: создавать новые роли, достигать максимального эффекта в профессиональной деятельности.
3. В рамках практик студентов — будущих учителей не учитывается интерес студента к конкретному виду коллективной профессиональной деятельности (например, развитие социального партнерства, персонофицированное образование и др.). Для этого важно определение базы для практики студентов — будущих учителей, среди школ, которые активно реализуют опытно-экспериментальную работу, согласующуюся с интересами самих студентов.
Для возможности влияния студентов на выбор базы практики и саму работу в ней как ресурса практикоориентированности
профессиональной подготовки будущего учителя значима смена позиции ученика — от «вопрошающего» помощи к позиции студента как помощника учителю. Помощь со стороны студента возможна в реализации конкретных задач опытно-экспериментальной работы школы, соучастии в коллективных обсуждениях ОЭР.
Обозначенное нами третье затруднение в переводе создаваемых ресурсов процесса профессиональной подготовки в собственные ресурсы студентов для их профессионального становления, а именно: недостаточное взаимопроникновение и согласованность ресурсов в различных видах деятельности студента (учебной, исследовательской, художественно-творческой, общественной, практиках) можно конкретизировать как:
- реализация на практике не всего многообразия профессиональных задач, которым учат на базовых курсах. Отметим, что через включение и реализацию конкретных задач ОЭР в рамках экспериментальной работы школы этот аспект наиболее достижим;
- подготовка студентов не ко всему многообразию профессиональных ролей учителя, которые осуществляются в современной образовательной практике. За счет организованной профессиональной подготовки во внеучебной деятельности данное направление может рассматриваться как наиболее выполнимое. Так, в РГПУ им. А. И. Герцена успешно функционирует сопровождение педагогических олимпиад (школьников, студентов, аспирантов, молодых учителей) тьюторами из числа студентов. У студентов-тьюторов появляется возможность на олимпиаде реально, как на
практике, решать многие профессиональные задачи;
- коммуникация студентов в процессе профессиональной подготовки не охватывает всего многообразия профессиональной коммуникации учителя, особенно в отношении образовательной коммуникации «для других», которая возможна благодаря проведению студентами занятий или их фрагментов для других студентов.
Раскрываемая в статье проблема перехода создаваемых ресурсов процесса профессиональной подготовки в собственные ресурсы студентов для их профессионального становления является наиболее унифицированной для различных личностных характеристик самих студентов. Особо значимой здесь выступает мотивация студентов, ее учет чрезвычайно важен для профессионального становления.
В комплексном содействии профессиональному становлению студентов — будущих учителей в процессе профессиональной подготовки представляется рациональным и востребованным совместное проектирование преподавателями и студентами пространства профессионального становления, в котором:
- определяется интересующая студента сфера коллективной профессиональной деятельности;
- реализуется соответствующий выбор деятельности, наставников, согласование формы поддержки обучающихся;
- осуществляется совместное проектирование занятий и новых форм профессиональной подготовки посредством активизации образовательной коммуникации студентов в осуществлении ими профессиональных ролей учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гладкая И. В. Молодые учителя о своей готовности к профессиональной деятельности. http://cyberleninka.rU/article/n/molodye-uchitelya-o-svoey-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti
2. Гладкая И. В. Преемственность исследования профессионального становления будущих учителей на кафедре педагогики // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2015. № 174. С. 26-35.
3. Журавлева О. П., Михалева Л. П. Интерактивный режим организации современного образовательного процесса: Учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2012. 88 с.
4. Кузьменкова О. В. Структура и содержание представлений учителей о своей профессиональной роли. http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-predstavleniy-uchiteley-o-svoey-professionalnoy-roli#ixzz3Ua8ueQ6p
5. Профессиональная многомерность: Монография / Ф. Г. Ялалов. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.
6. Современная школа: проблема отчуждения учащихся: Коллективная монография / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Свое издательство, 2014. 195 с.
REFERENCES
1. Gladkaja I. V. Molodye uchitelja o svoej gotovnosti k professional'noj dejatel'nosti / Dostup: http://cyberleninka.ru/article/n/molodye-uchitelya-o-svoey-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti
2. Gladkaja I. V. Preemstvennost' issledovanija professional'nogo stanovlenija budustahih uchitelej na ka-fedre pedagogiki // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. 2015. №174. S. 26-35.
3. Zhuravleva O. P., Mihaleva L. P. Interaktivnyj rezhim organizatsii sovremennogo obrazovatel'nogo processa: Uchebno-metodicheskoe posobie / Krasnojar. gos. ped. un-t im. V.P. Astafeva. Krasnojarsk,
2012. 188 s.
4. Kuz'menkova O. V. Struktura i soderzhanie predstavlenij uchitelej o svoej professional'noj roli / Dostup: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-predstavleniy-uchiteley-o-svoey-professionalnoy-roli#ixzz3Ua8ueQ6p
5. Professional'naja mnogomernost': Monografija / F. G. Jalalov. Kazan': Tsentr innovatsionnyh tehnologij,
2013. 180 s.
6. Sovremennaja shkola: problema otchuzhdenija uchashhihsja: Kollektivnaja monografija / Pod red. A. P. Trjapitsynoj. SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2014. 195 s.
О. В. Яковлева
ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА: ВОЗМОЖНОСТИ ПОДДЕРЖКИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Рассматриваются современные подходы к изучению внеучебной деятельности студентов. Внеучебная деятельность студентов понимается как особый вид деятельности, в котором решаются задачи воспитания, социализации и профессионализации. Проводится анализ соответствия внеучебной деятельности современному информационному и коммуникационному поведению, образовательному запросу молодежи. Проводится анализ электронных сред, выявление наиболее эффективных моделей их построения, а также форм поддержки и отражения внеучебной деятельности. Электронная среда должна содержать в себе ценностные ориентиры, а также являться открытой для социальных партнеров с целью предоставления возможности для личностного и профессионального развития студентов. Поддержка и отражение внеучебной деятельности студентов реализуются в электронной среде вузов — через сайт, социальные сервисы, вузовские медиаресурсы.
Ключевые слова: электронная среда, внеучебная деятельность, студенты, информационные технологии.