Научная статья на тему 'Создание условий для профессиональных проб студентов - будущих учителей в образовательной среде вуза'

Создание условий для профессиональных проб студентов - будущих учителей в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL SAMPLES / UNIVERSITY'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT SPACE / PROFESSIONAL ROLES OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Примчук Надежда Викторовна

В статье раскрывается сущность понятия «профессиональные пробы» и его конкретизация для процесса профессиональной подготовки студентов будущих учителей. Рассматриваются условия образовательной среды вуза для профессиональных проб студентов будущих учителей в учебной, внеучебной деятельности, практиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Примчук Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating Conditions for Professional Samples of Students - Future Teachers in Educational Environment of the University

The essence of the concept «professional samples» in relation to the process of professional training of students future teachers are shown in this article. The conditions of the educational environment for professional samples of students future teachers in professional training, extracurricular activities, practices are revealed.

Текст научной работы на тему «Создание условий для профессиональных проб студентов - будущих учителей в образовательной среде вуза»

8. Эйхенбаум Б. М. «Чрезмерный писатель»: К 100-летию рождения Н. С. Лескова // Эйхенбаум Б. М. О прозе: Сб. статей. Л., 1969. С. 327-345.

9. ЭткиндМ. Г. Борис Михайлович Кустодиев. Л.; М., 1960. 219 с.

REFERENCES

1. Volynskij A. L. N. S. Leskov: Kriticheskij ocherk. SPb., 1923. 220 s.

2. Dokuchaeva V. N. Boris Kustodiev: Zhizn' v tvorchestve. M., 1991. 205 s.

3. Zheri K. Filosofija jazyka v russkoj proze XIX veka: «leksikocentrizm» N. S. Leskova // Leskovskij palimpsest. SPb., 2006. Vyp. 7. S. 56-66.

4. Zamjatin E. I. Bloha. Igra v 4 d. L., 1926. 94 s.

5. Zamjatin E. I. Bloha // Zamjatin E. I. Sobr. soch. M., 1929. T. 1. S. 174-255.

6. Perepiska s E. I. Zamjatinym i B. M. Kustodievym po povodu spektaklja «Bloha» // Dikij A. D. Stat'i. Perepiska. Vospominanija. M., 1967. S. 279-356.

7. Halizev V. E. Hudozhestvennyj mir pisatelja i bytovaja kul'tura (na materiale proizvedenij N. S. Leskova) // Kontekst-1981. M., 1982. S. 110-145.

8. Jejhenbaum B. M. «Chrezmernyj pisatel'«: K 100-letiju rozhdenija N. S. Leskova // Jejhenbaum B. M. O proze: Sb. statej. L., 1969. S. 327-345.

9. JetkindM. G. Boris Mihajlovich Kustodiev. L.; M., 1960. 219 s.

Н. В. Примчук

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье раскрывается сущность понятия «профессиональные пробы» и его конкретизация для процесса профессиональной подготовки студентов — будущих учителей. Рассматриваются условия образовательной среды вуза для профессиональных проб студентов — будущих учителей в учебной, внеучебной деятельности, практиках.

Ключевые слова: профессиональные пробы, образовательная среда вуза, профессиональная подготовка, профессиональное становление, профессиональные роли учителя.

N. Primchuk

CREATING CONDITIONS FOR PROFESSIONAL SAMPLES OF STUDENTS — FUTURE TEACHERS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The essence of the concept «professional samples» in relation to the process of professional training of students — future teachers are shown in this article. The conditions of the educational environment for professional samples of students — future teachers in professional training, extracurricular activities, practices are revealed.

Keywords: professional samples, University's educational environment, professional training, professional development space, professional roles of the teacher.

Сегодня профессиональная деятельность учителя в школе очень разнообразна, это далеко не только работа у доски в классе. В материалах общероссийского исследования «Успешная адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов Российской

Федерации» [2] отмечается, что школам нужен учитель, не только знающий предмет, но и способный заниматься организаторской деятельностью, дополнительными занятиями.

Современный учитель — это специалист, способный выполнять разнообразный перечень типов работ: от домашнего воспитателя до менеджера образования и специалиста в области образовательного права; от разработчика нового образовательного контента до специалиста в реализации образовательных проектов; от разработчика и технолога образовательных тестов до специалиста в реализации индивидуальных программ, связанных с особыми возможностями ребенка. А еще существуют организаторы самостоятельной работы учащихся, руководители проектных работ, эксперты по различным отраслям знаний и пр. В настоящее время можно выделить примерно с десяток различных «новых» профессиональных позиций «в учительской деятельности», отличающихся самим типом действий: тьютор, учитель, воспитатель, сетевой администратор, консультант, репетитор, тренер, модератор, фасилитатор (помощник), гувернер, разработчик нового образовательного контента — программ, упражнений, учебно-методических комплектов, методист, эксперт-аналитик и пр.

Это означает, что нужно говорить о подготовке к широкой и разносторонней профессиональной образовательной деятельности.

В статье рассматриваем профессиональную подготовку в период обучения в вузе, согласно синтетической теории профориентации Д. Сьюпера [1] это стадия исследования. Ученый выделяет в профессиональном развитии ряд последовательных стадий и фаз. Стадии эти следующие: стадия пробуждения (до 14 лет); стадия исследования (15-24 года); стадия консолидации (25-44 года); стадия сохранения (45-65 лет); стадия спада (с 65 лет).

Теория утверждает, что профессиональное самоопределение состоит, в сущности, в развитии и реализации «Я-концепции». На ранних стадиях развитием «Я-концепции» можно управлять, с одной стороны, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и, с другой стороны, поддерживая его в стремлении «попробовать» реальной профессиональной жизни. Взаимодействие «Я-концепции» и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии или в реальной жизни. Удовлетворенность профессией зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в ситуациях профессиональной деятельности.

В тентативной фазе стадии исследования (15-17 лет) осуществляется апробируемый в фантазии или в реальности предварительный профессиональный выбор, который дает возможность оценить собственные качества. В фазе перехода стадии исследования (18-24 года) происходит попытка реализации, а в некоторых случаях доформирования и переформирования «Я-концепции».

Значимыми в развитии синтетической теории профориентации Д. Сьюпера представляются теоретические основы, раскрытые А. В. Прудило [3] и реализуемые в практике моделирования и организации профессиональных проб как основы учебно-производственной подготовки студентов-психологов на факультете психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. Опыт применения профессиональных проб позволяет автору заключить, что это достаточно эффективный метод формирования и развития профессиональной «Я-концепции» личности.

Профессиональная проба выступает связующим звеном процесса профессионального самоопределения. При выполнении профессиональных проб студент получает

опыт той работы, которую он выбрал и имеет возможность определить, соответствует ли характер данной работы уровню его специальных способностей, профессиональных умений и навыков.

В качестве рабочего определения, вслед за А. В. Прудило, профессиональную пробу рассматриваем как профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного направления профессиональной деятельности, имеющее завершенный технологический процесс, способствующий сознательному, обоснованному освоению профессии и направленный на студента, выступающего в качестве субъекта процесса профессионального самоопределения и развития.

Целью профессиональной пробы является актуализация процесса профессионального самоопределения через специально организованную, профессионально направленную, учебно-производственную, познавательную деятельность.

Опираясь на рабочее определение, конкретизируем понимание профессиональных проб студентов для будущих учителей:

- моделирование элементов конкретного направления профессиональной деятельности может осуществляться за счет реализации студентами близких профессиональных ролей учителя, направленных на решение конкретных профессиональных задач за определенный период времени, например, в РГПУ им. А. И. Герцена успешно функционирует сопровождение педагогических олимпиад (школьников, студентов, аспирантов, молодых учителей) тьюторами из числа студентов. У студентов-тьюторов появляется возможность за время олимпиады реально решать конкретные профессиональные задачи;

- завершенный технологический процесс может обеспечиваться реализацией студентами профессиональных ролей учителя в деятельностях, организуемых в процессе профессиональной подготовки: учебная, внеучебная (исследовательская, художественно-творческая, общественная), практики. Значимым выступает вовлечение студентов в интересующую сферу коллективной профессиональной деятельности, посредством инициации преподавателями создания команд (исследовательских, творческих и др.) или поддержки инициативы от студентов. Востребована разработка различных профессионально-коммуникативных ситуаций для их проживания студентами в процессе профессиональной подготовки, содействующих приобретению опыта общения на профессиональном языке с коллегами, партнерами (участие в обсуждении программ и планов, работа с коллегами, включение в опытно-экспериментальную работу школ, тренинг «Разговор с коллегами на "языке понимания"» и др.);

- студент может выступать в качестве субъекта процесса профессионального самоопределения и развития за счет предоставления ему возможности инициативы в образовательной коммуникации. Это возможно посредством совместного проектирования со студентами новых форм профессиональной подготовки с интерактивными формами коммуникации (лекция вдвоем, лекция-провокация, лекции-пресс-конференции; дебаты, дискуссии, круглые столы и др.).

Выделяем два подхода к пониманию образовательной коммуникации: с одной стороны, как коммуникация с целью получения информации, личностно-значимой для обогащения образовательного опыта субъектов коммуникации; с другой стороны, как способ образования за счет вариативных каналов информации — СМИ, ТВ, к/ф, литература, сообщества и т. п. Для студента — будущего учителя чрезвычайно важна образовательная коммуникация, направленная как «на себя», для собственного развития и совершенствования, так

и, направленная «на других», за счет передачи информации личностно-значимой для обогащения образовательного опыта субъекта взаимодействия и расширения его информационных каналов.

Рассмотрим условия в образовательной среде вуза, содействующие реализации студентами — будущими учителями профессиональных проб.

В учебной деятельности необходимо предоставлять студентам возможность проводить занятия, фрагменты занятий. Студент выступает в роли педагога, возможно, модератора, фасилитатора и др. Педагог оказывает консультационно-контрольное сопровождение за ходом подготовки и проведения студентами занятий. Важным выступает совместное проектирование преподавателями и студентами форм проведения таких занятий. Спектр форм представляет собой большое разнообразие: дебаты, дискуссии, круглые столы и др. Особо подчеркнем потенциал для понимания студентами — будущими учителями ценности образовательной коммуникации «для других», которая возможна на основе интерактивных стратегий. Они обеспечивают многостороннюю форму коммуникации, не только позволяющую отказаться от монополии на истину, но и являющуюся необходимым условием для конструирования студентом своего знания. Исследователи [4] подчеркивают, что интерактивные стратегии в коммуникации обеспечивают каждому участнику возможность, встречаясь, сталкиваясь с позицией других, продвигаться в процессе конструирования знания (совместном по форме и индивидуальном по сути). Здесь каждый строит свое знание, на которое у него есть запрос сегодня и которое может развиваться по мере возникающей необходимости — завтра или через несколько лет после окончания университета.

Во внеучебной деятельности особо ценным представляется совместное проектирование преподавателями и студентами профессиональной роли учителя (или близкой профессиональной роли) в условиях разнообразной (исследовательская, художественно-творческая, общественная) деятельности. Необходимо обеспечение возможности:

• выбора деятельности, открытой для реализации профессиональных ролей учителя;

• возможность выбора наставников и реализуемых ими форм сопровождения процесса профессионального становления студентов;

• инициативы в образовательной коммуникации.

Каждая из деятельностей (исследовательская, художественно-творческая, общественная) имеют свой потенциал для реализации студентами профессиональных ролей учителя, особо полно это реализуется в работе команд студентов (студентов и преподавателей, возможно с участием партнеров). В командах возможны: кооперации участников для достижения общей цели, что создает роли партнеров; руководящие, сопровождающие позиции.

Важным выступает взаимопроникновение деятельностей студентов (исследовательская, художественно-творческая, общественная), например, команда художественно-творческой направленности организует и проводит мероприятие для команды — исследователей и т. д. При проведении мероприятия представители художественно-творческой сферы выступают в роли наставников, так как преподносят не все лучшее или вообще все, что знают о «творчестве», а то, что интересно и востребовано командой исследователей (выступление перед аудиторией для представления результатов исследования, оформление стендовых материалов, дизайн, макетирование и др.).

В рамках реализации практик студентов — будущих учителей значимым представляется расширение профессиональных ролей учителя, в которых выступают студенты. Сту-

дент на практике не только в роли учителя «у доски», но и, например, помощник учителю в реализации конкретных задач опытно-экспериментальной работы школы (ОЭР), соучастник коллективных обсуждений ОЭР.

Среди условий в образовательной среде вуза выделяем:

- сопровождение практики рефлексивными методиками (до и после прохождения практики) с целью выявления студентами сильных личностных качеств, способностей, возможностей, мотивов для достижения максимального эффекта в профессиональной деятельности;

- вариативность выбора у студента содержательной направленности практики (участие в развитии направления, которое реализует конкретная школа). Выбор студентом содержательного направления практики, исходя из его интересов, опыта, желания;

- реализация на практике профессиональных задач, которым учат на базовых курсах через включение и реализацию конкретных задач ОЭР в рамках экспериментальной работы школы.

Связь раскрытых профессиональных проб студентов — будущих учителей может выстраиваться студентом как самостоятельно, так и при сопровождении преподавателей вуза в прогностический план профессионального развития студента.

Реализация студентами — будущими учителями профессиональных проб с учетом раскрытых условий образовательной среды вуза может обеспечить:

- осмысление студентами собственной позиции в будущей профессиональной деятельности;

- развитие умения адаптации в профессиональной среде;

- развитие умения решать профессиональные задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьевские чтения — 2. Образование и психология, 2001 Доступ: http://psihologia.biz/ psihologiya-pedagogicheskaya/obrazovanie-psihologiya.html

2. Общероссийское исследование «Успешная адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов Российской Федерации»/ Доступ: http://www.young-teacher.ru/default/index/information-materials

3. Прудило А. В. Проектирование профессиональных проб по психологии: учеб.-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2007. 56 с.

4. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе/ М. А. Гусаковский, Л. А. Ященко, С. В. Костюкевич и др.; Под ред. М. А. Гуса-ковского. Минск: БГУ, 2004. 279 с. (Universitas).

REFERENCES

1. Anan'evskie chtenija — 2. Obrazovanie i psihologija, 2001 Dostup: http://psihologia.biz/psihologiya-pedagogicheskaya/obrazovanie-psihologiya.html

2. Obshherossijskoe issledovanie «Uspeshnaja adaptacija i professional'noe razvitie molodyh pedago-gov Rossijskoj Federacii»/ Dostup: http://www.young-teacher.ru/default/index/information-materials

3. Prudilo A. V. Proektirovanie professional'nyh prob po psihologii: Ucheb.-metod. posobie. Grodno: GrGU, 2007. 56 s.

4. Universitet kak centr kul'turoporozhdajushhego obrazovanija. Izmenenie form kommunikacii v uchebnom processe/ M. A. Gusakovskij, L. A. Jashhenko, S. V. Kostjukevich i dr.; Pod red. M. A. Gusa-kovskogo. — Minsk: BGU, 2004. 279 s. (Universitas).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.