Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности у будущих бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»'

Формирование профессиональной компетентности у будущих бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE / COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS / LIFE SAFETY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ребко Эльвира Михайловна

Статья посвящена вопросу формирования профессиональной компетентности учителя основ безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Внимание автора сосредоточено на модели формирования и проверке уровней сформированности профессиональной компетентности, описании их содержательной части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the professional competence of future bachelors in profile «Edukation in the safety of life»

The article focuses on the formation of the professional competence of the teacher of life safety fundamentals in pedagogical high school. The author's attention is focused on models of formation and check the levels of formation of professional competence, description of the content part.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности у будущих бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьевские чтения — 2. Образование и психология. 2001. Доступ: http://psihologia.biz/ psihologiya-pedagogicheskaya/obrazovanie-psihologiya.html

2. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. 2001. Доступ: http://sbiblio. com/biblio/archive/resvanov_obrasovanie/02.aspx

3. Конструктивный подход в эпистемологии и науках о человеке / Отв. ред. В. А. Лекторский. М., 2009.

4. Наука глазами гуманитария / Отв. ред. В. А. Лекторский. М., 2005.

REFERENCES

1. Anan'evskie chtenija — 2. Obrazovanie i psihologija. 2001. Dostup: http://psihologia.biz/psihologiya-pedagogicheskaya/obrazovanie-psihologiya.html

2. Anoshkina V. L., Rezvanov S. V. Obrazovanie. Innovacija. Budushhee. 2001. Dostup: http://sbiblio. com/biblio/archive/resvanov_obrasovanie/02.aspx

3. Konstruktivnyj podhod v jepistemologii i naukah o cheloveke / Otv. red. V. A. Lektorskij. M., 2009.

4. Nauka glazami gumanitarija / Otv. red. V. A. Lektorskij. M., 2005.

Э. М. Ребко

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Статья посвящена вопросу формирования профессиональной компетентности учителя основ безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Внимание автора сосредоточено на модели формирования и проверке уровней сформированности профессиональной компетентности, описании их содержательной части.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенция, компоненты профессиональной компетентности учителя, безопасность жизнедеятельности.

E. Rebko

FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN PROFILE «EDUCATION IN THE SAFETY OF LIFE»

The article focuses on the formation of the professional competence of the teacher of life safety fundamentals in pedagogical high school. The author's attention is focused on models of formation and check the levels offormation ofprofessional competence, description of the content part.

Keywords: professional competence, competence, components of professional competence of teachers, life safety, education.

Существенное возрастание количества чрезвычайных ситуаций, происходящих в мире, усиление интеграции различных сфер общественной жизни и деятельности, неуклонное расширение знаний в области

обеспечения безопасности ведут к повышению требований к педагогу как к личности и профессионалу. В этих условиях важнейшей задачей высшего педагогического образования становится непрерыв-

ный рост профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

Теоретический анализ нормативно-правовых документов и широкого спектра научных трудов, обращенных к вопросам формирования профессиональной компетентности, позволил определить ряд противоречий между:

- потребностью рынка труда и школы в непрерывном повышении профессионализма учителя безопасности жизнедеятельности и отсутствием целостной системы формирования профессиональной компетентности у будущих бакалавров образования по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» (согласно ФГОС 3+ [9]);

- постоянно растущим количеством опасностей, влияющих на человека, и отсутствием современных подходов к гибкому включению механизмов формирования предметно-профильной подготовки;

- постоянными изменениями требований к основной образовательной программе подготовки педагога и отсутствием возможностей по корректировке ООП.

Понятие компетентности не является новым для современной педагогической науки, однако в условиях непрерывных изменений в сфере высшего образования

приобретает новые очертания, характеристики и назначение. В связи с этим существует необходимость принципиального обновления процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности.

В своих исследованиях В. Н. Введенский неоднократно обращается к пониманию профессиональной компетентности как профессионализма специалиста, его способности считаться профессионалом в какой-либо профессии [7, с. 37]. Авторский коллектив Герценовского университета (В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тря-пицына) под профессиональной компетентностью понимает интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [2, с. 12].

Основываясь на данном определении и ФГОС третьего поколения [9], мы понимаем профессиональную компетентность педагога как совокупность методической, педагогической, психологической, научно-исследовательской и профессионально-предметной компетентности (см. табл.).

Компоненты профессиональной компетентности учителя

Понятие компетентности в современных исследованиях и научной литературе В каких действиях студента проявляется сформированная компетентность

Методическая компетентность Интегративное свойство личности педагога, определяющее его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения [6] - Обладает совокупностью методических знаний, навыков, умений и индивидуальных, субъектных, личностных качеств; - способен адаптировать, организовывать и контролировать обучающий, познавательный, воспитательный и развивающий аспекты учебно-воспитательного процесса; - способен отбирать содержание, а также подбирать правильные и адекватные приемы, методы и технологии обучения; - готов разрабатывать новые подходы к обучению безопасности жизнедеятельности; - готов использовать технологии, соответствующие возрастным особенностям обучающихся и отражающие специфику учебного предмета [1]

Понятие компетентности в современных исследованиях и научной литературе В каких действиях студента проявляется сформированная компетентность

Педагогическая компетентность Интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями [5] - Осуществляет обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательного стандарта; - готов обеспечивать образовательную деятельность с учетом особых образовательных потребностей; - готов организовывать взаимодействие с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями обучающихся, участие в самоуправлении школьным коллективом для решения профессиональных педагогических задач; - способен формировать образовательную среду для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; - готов осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост; - готов обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса

Психологическая компетентность Профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации при решении педагогических задач - Обладает совокупностью знаний, умений и навыков по психологии, четкостью позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; - умеет использовать психологические знания в педагогической работе; - умеет увидеть за поведением ребенка его состояние; - обладает способностью оценивать психологическую ситуацию в отношении с ребенком и коллективом детей; - может проводить диагностические мероприятия

Научно-исследовательская компетентность Качество личности, совокупность знаний, ценностных ориентаций, потребностей и опыта исследовательской деятельности, проявляющейся в готовности и способности выполнять функции ее субъекта - Способен самостоятельно ставить проблему, формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу; - владеет методами и методиками исследования; - находит новые способы и средства для получения результатов и их использования в дальнейшем познании [4]

Профессионально-предметная компетентность Совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по данному предмету; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику - Обладает высоким уровнем знаний предметной области безопасности жизнедеятельности; - способен качественно отбирать содержание для организации образовательного и воспитательного процесса; - способен осуществлять самообразование в области предметных знаний безопасности жизнедеятельности

Базируясь на положении о том, что компетентность — некая личностная характеристика, включающая ряд компетенций (определяется как отдельная профессиональная и функциональная характеристика [7, с. 37],

способность решать профессиональные задачи), мы предположили, что сформирован-ность каждого компонента профессиональной компетентности включает сформиро-ванность круга компетенций. В свою оче-

редь, формирование каждой из компетенций происходит в ходе комплекса образовательных мероприятий (изучение курсов и дисциплин, прохождение практик, выполнение заданий самостоятельной и научно-исследовательской работы, подготовка и прохождение испытаний промежуточной и итоговой государственной аттестации), что подробным образом представлено на схеме.

Необходимо понимать, что представленные компетенции развиваются параллельно, на основе взаимодействия теории и практического опыта. Не менее важно и то, что одни и те же компетенции одновременно формируются в разных компонентах профессиональной компетентности, что позволяет говорить как об их уникальности, так и многогранности.

Модель профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ё о

с

§

о

К

Методическая компетентность

Педагогическая компетентность

Психологическая компетентность

Научно-исследовательская компетентность

4

Профессионально-предметная компетентность

4

е

з

е

у

р

о Ф

вт

с

д

е р

с

х

л

н ч

ноч §

о

о Ф

« §

ч о т

К П в о

о про

§

т ь

л у

00

е р

3

т с

естат

ОК-3,4,5,6

ОПК-2 ПК-2А5Л3

ОК-4,5,6,7 ОПК-1,2,3,5 ПК-1,2,3,4, 5,6,7,8

ОК-4,5,6 ОПК-3 ПК-9,3,2

ОК-1,6 ОПК-1,5 ПК-11,12

ОК-2,6,7,9 ОПК-1,4,6 ПК-14,10

А

V

А

V

Модули и дисциплины базовой части, направленные на формирование профессиональных компетенций

А А А А

V

V

V

Модули и дисциплины вариативной части, направленные на формирование компетенций

А А А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф V V

Учебная практика — музейная, ознакомительная Производственная практика — летняя, научно-исследовательская, педагогическая, производственная

V

л

V

Итоговая государственная аттестация

Проверка уровня сформированности тех или иных компетенций происходит посредством применения фондов оценочных средств при проведении испытаний промежуточной и итоговой государственной аттестации (ИГА). При этом фонды оценочных средств, применяемые для проведения промежуточной аттестации, существенно отличаются по содержанию и структуре от применяемых при ИГА.

Оценка сформированности отдельных компетенций по итогам освоения модуля (дисциплины) направлена на решение конкретных, частных профессиональных задач. В то время как фонды оценочных средств, применяемых в ходе итоговой государственной аттестации, направлены на оценку сформированности профессиональной компетентности как интегрального свойства личности будущего педагога. При

этом задача студента продемонстрировать применение отдельных компетенций по отношению к реальной педгогической деятельности, в которой компетенции взаимодействуют друг с другом и вступают в разнообразные комбинации в зависимости от решаемых профессиональных задач [3, с. 4].

Подводя итог сказанному, отметим, что формирование профессиональной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности включает в себя не только и не столько усвоение определенного объема теоретических знаний, сколько формирование сложных психических систем профессионального поведения личности, свойственных представителям педагогической профессии, направленных на постоянное самообразование, самосовершенствование и углубленное развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василенко Н. В. Модель развития методической компетентности педагогов в условиях последипломного образования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3427 (дата обращения: 12.11.2015).

2. Даутова О. Б. Профессиональная компетентность педагога-воспитателя (Содействие развитию Я-концепции школьника): Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 95 с.

3. Задания для самостоятельной работы по курсу «Введение в педагогическую деятельность»: развитие профессиональных компетенций: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 75 с.

4. Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 67-68. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/ article/view?id = 23069 (дата обращения: 29.05.2016).

5. Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии // Педагогическое мастерство: Материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 276-279.

6. Люботинский А. А. Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 820-825.

7. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.

8. Соловьева Е. В. Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 460-463.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (уровень высшего образования магистратура) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. http://www.herzen.spb.ru/img/files/alex6864/44.04.01_Pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf (дата обращения: 20.05.2016).

REFERENCES

1. Vasilenko N. V. Model' razvitija metodicheskoj kompetentnosti pedagogov v uslovijah poslediplomnogo obrazovanija // Psihologija, sociologija i pedagogika. 2014. № 7 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://psychology. snauka.ru/2014/07/3427 (data obrashhenija: 12.11.2015).

2. Dautova O. B. Professional'naja kompetentnost' pedagoga-vospitatelja (Sodejstvie razvitiju Ja-koncepcii shkol'nika): Uchebnoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005. 95 s.

3. Zadanija dlja samostojatel'noj raboty po kursu «Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost'«: razvitie professional'nyh kompetencij: Uchebno-metodicheskoe posobie dlja prepodavatelej i studentov / Pod red. A. P. Trjapicinoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009. 75 s.

4. Lazarenko L. A. Psihologicheskaja kompetentnost' pedagoga kak faktor professionalizacii // Sovremen-nye naukoemkie tehnologii. 2008. № 1. S. 67-68. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view? id=23069 (data obrashhenija: 29.05.2016).

5. Lomakina G. R. Pedagogicheskaja kompetentnost' i kompetencija: problemy terminologii // Pedagog-icheskoe masterstvo: Materialy mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, aprel' 2012 g.). M.: Buki-Vedi, 2012. S.276-279.

6. Ljubotinskij A. A. Strukturno-funkcional'naja model' metodicheskoj kompetentnosti budushhih uchitelej inostrannogo jazyka v uslovijah innovacionnoj obrazovatel'noj sredy // Molodoj uchenyj. 2014. № 8. S. 820-825.

7. Vvedenskij V. N. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga // Pedagogika. 2003. № 10. S. 51-55.

8. Solov'eva E. V. Uslovija i faktory realizacii predmetno-metodologicheskoj kompetentnosti uchitelja kak resursa kachestva obrazovanija // Molodoj uchenyj. 2012. № 4. S. 460-463.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija (uroven' vysshego obrazovanija magistratura) po napravleniju podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanije. http:// www.herzen.spb.ru/img/files/alex6864/44.04.01_Pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf (data obrashhenija: 20.05.2016).

Н. В. Нечаева

ПОПУЛЯРНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ ЖАНРА TALK: ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА И СТИЛЯ

Статья посвящена изучению популярной публичной лекции жанра talk как особого типа лекции. Автор исследует основные особенности языка и стиля популярной публичной лекции. Основное внимание уделяется анализу популярных публичных лекций, представленных на платформе TED.

Ключевые слова: лекция, публичная лекция, жанр talk, язык, стиль.

N. Nechaeva

PUBLIC TALK: LANGUAGE AND STYLE

The paper is devoted to the study of the public talk, which is considered to be a type of a lecture. The author is considering some major peculiarities of language and style characteristic for the public talk. The paper focuses on the analysis of the public talk located on the e-platform TED.

Keywords: lecture, public lecture, public talk, language, style.

Лекция сегодня уже перестала быть только академическим явлением и постепенно становится элементом массовой культуры. Популярные публичные лекции

на конференциях TED, Slam Science, Science Notes, Open Talks заслужили признание как профессионалов, так и простых обывателей во всем мире. Возросшая по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.