бы нелепо для тех, кто хочет посвятить себя воспитательной деятельности, ограничиться изучением одной педагогики в смысле собрания правил воспитания. Что сказали бы вы о человеке, который, не зная ни анатомии, ни физиологии, ни патологии, не говоря уже о физике, химии и естественных науках, изучил бы одну терапию и лечил бы по её рецептам, то же почти можете высказать и о человеке, который изучил бы только одни правила воспитания, обыкновенно излагаемые в педагогиках, и соображался бы в своей воспитательной деятельности с одними этими правилами» [5, с. 113].
Немаловажную роль играет категориальный аппарат педагогики, содержание и основные дефиниции которого формулируются в ходе диалога, научной дискуссии. Один из известных методологов отечественной науки, профессор Томского государ-
Библиографический список
ственного университета А.К. Сухотин утверждал, что теория есть движение мысли по структуре объекта, а метод представляет собой движение мысли по структуре самой теории. Представляется, что философские основания педагогики можно было бы определить именно таким образом. Теоретическая педагогика - это движение мысли по структуре практической педагогической деятельности, а философия - это движение мысли по структуре самой теоретической педагогики. Современная педагогика, продолжая традиции фундаментальных исследований в области воспитания подрастающих поколений, нуждается в философском анализе своих фундаментальных категорий. Одной из фундаментальных категорий педагогики, нуждающейся в постоянной философской рефлексии, является категория деятельности.
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Санкт-Петербург Питер, 2000.
2. Чешев В.В. Антропологический смысл категории «деятельность». Вопросы философии. 2016; 2: 22 - 32.
3. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. Москва: Шк. культ. полит., 1995.
4. Гершунский Б.С. Философия образования. Москва: МПСИ, 1998.
5. Ушинский К.Д. Избранные труды. Москва: Издательский дом Амонашвили, 1998.
References
1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika. Sankt-Peterburg Piter, 2000.
2. Cheshev V.V. Antropologicheskij smysl kategorii «deyatel'nost'». Voprosy filosofii. 2016; 2: 22 - 32.
3. Schedrovickij G.P. Izbrannye trudy. Moskva: Shk. kul't. polit., 1995.
4. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya. Moskva: MPSI, 1998.
5. Ushinskij K.D. Izbrannye trudy. Moskva: Izdatel'skij dom Amonashvili, 1998.
Статья поступила в редакцию 21.05.18
УДК 378
Kibizova Ye.K., postgraduate, Department of Pedagogy, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: valida.tarieva@mail.ru
FORMING LEGAL COMPETENCE OF GRADUATES OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article studies the development of actual professional and personal quality of graduates of higher educational institution with a special focus on its legal competence. The work defines ways and means of how to form legal competence in the system of higher professional education. Now there is an urgent question about the need for the "advanced" development of legal competence, methods and technologies, having mastered that graduate of higher educational institution will be able to achieve the legitimacy and correctness of educational relations in the new conditions. Actual problem situations create conditions for forming legal competences necessary in the process of training of the future teacher on the basis of modeling of various circumstances of a university life.
Key words: law, teacher, education, legal competence, legal knowledge, higher professional education.
Е.К. Кибизова, аспирант каф. педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт,
г. Владикавказ, E-mail: valida.tarieva@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья посвящена проблемам развития актуального профессионально-личностного качества выпускников высшего педагогического образовательного учреждения - его правовая компетентность. В статье речь идет об определении путей и средств формирования правовой компетентности в системе высшего профессионального образования. Сейчас остро стоит вопрос о необходимости «опережающего» развития правовой компетентности, о методах и технологиях, освоив которые выпускник высшего педагогического образовательного учреждения сможет и в новых условиях самостоятельно добиться правомерности и корректности образовательных отношений. Актуальные проблемные ситуации создают условия формирования правовых компетенций, необходимых в процессе обучения будущего педагога на основе моделирования различных обстоятельств вузовской жизни.
Ключевые слова: право, педагог, образование, правовая компетентность, правовые знания, высшее профессиональное образование.
В современном обществе наблюдается тенденция актуализации правовых знаний и осознания их практической значимости и функциональности в профессиональной деятельности специалистов всех направлений, в том числе и педагогов. Обязательная интеграция правовых знаний в профессиональную деятельность будущего специалиста требует модернизации традиционной системы российского вузовского образования. В связи с этим одной из ведущих задач инновационных изменений российского образования, решаемой на фоне активной интеграции России в мировое образовательное пространство, является задача подготовки специалистов нового типа. Под специалистом нового типа в рамках данного исследования мы будем понимать специалиста-практика, который умеет самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, готов к решению нестандартных задач
и в этой связи обладает практико-ориентированными компетенциями, в полной мере реализуемыми в рамках правового поля профессиональной деятельности, определяемого параметрами законодательной базы специализированной деятельности, законодательной защитой деятельности специалиста, характером регулирующего вмешательства государства, обеспечивающего свободу и законность деятельности специалиста, а также уровень её адаптивности, при этом специалист нового типа должен быть способным к творческому преобразованию действительности, а также профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.
Следует констатировать, что в образовательном пространстве возникает противоречие, которое связано с высокими требованиями к профессионально-правовой подготовленности
будущих педагогов и недостаточным уровнем их реализации в процессе обучения в высших педагогических образовательных учреждениях. В этой связи не вызывает сомнения актуальность и значимость исследования проблемы формирования правовой компетентности выпускников высшего педагогического образовательного учреждения.
Отметим, что ряд научных исследований рассматривает компетентность как самостоятельно реализуемую способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, которая основана на учебном и жизненном опыте, ценностях и склонностях, приобретённых обучающимся.
Э.Ф. Зеер рассматривает компетентность как целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний [1, с. 34]. М.А. Чошанов, считает, что компетентность заключается не только в обладании определённым спектром знаний, но и в постоянном стремлении их обновлять и использовать в конкретных условиях [2, с. 27].
Не менее интересно понимание компетентности у А.Г. Бер-муса, который рассматривает её как системное единство, которое интегрирует личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты [3, с. 51]. В определении компетентности, по мнению А.М. Аронова, ключевым является готовность специалиста включиться в определённую деятельность [4, с. 35].
По мнению ряда учёных, правовая компетентность - это «составляющая профессиональной компетентности, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, которая является характеристикой, отражающей способность решать социально-правовые проблемы субъектов образовательного процесса на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими принципами, приоритетом прав человека, социальными стандартами, профессиональными обязанностями будущего педагога, нормативными рамками деятельности» [5, с. 1о].
Третьи под правовой компетентностью понимают «инте-гративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения» [6, с. 257].
Мы же считаем, что правовая компетентность - это результат овладения правовыми компетенциями, который включает и знание права, и практические умения как опыт правоприменения в профессиональной деятельности.
Следует заметить, что к современному педагогу предъявляются требования «сформированности ключевых компетенций для эффективного осуществления учебного процесса, организации результативного взаимодействия с участниками образовательных отношений, успешного управления своей педагогической деятельностью». В связи с этим, принципиально важным аспектом компетентности выпускников высшего педагогического образовательного учреждения является представление о нормативно-правовом обеспечении учебно-воспитательного процесса вуза, содержании правового регулирования системы образования.
В настоящее время правовая компетентность педагога определяется Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав защиты ребенка, Национальной доктриной образования РФ, Федеральным за коном «Об образовании в РФ», а также целым рядом документов регионального, муниципального уровня и локальными нормативными актами. Базовыми и концептуальными положениями указанных выше документов определяется необходимость овладения педагогами специальными компетенциями, которые обеспечивают качество образования и сопровождения различных категорий детей [7, с. 152]. Вместе с тем, их применение в образовательной практике является проблемным, потому что обуславливается субъективным выбором, личной оценкой и собственным поступком, совершаемым каждый педагогом как основным участником образовательного процесса.
Следует отметить, что при всех положительных моментах подготовки будущего педагога, следует отметить и негативные моменты. Значительным препятствием к изменению образовательных отношений является, в первую очередь, недостаточная готовность выпускников высшего педагогического образовательного учреждения к профессиональному росту, однако проблема гораздо серьезнее.
Результат стагнации в развитии правовой компетентности определяется тем, что педагоги, как правило, не знают содержания новых государственных актов в сфере образования, решают проблемные вопросы в образовательной сфере на основе интуиции или устаревших правовых норм, не владеют умением предотвращения правонарушений и конфликтных ситуаций в системе образования, не учитывают изменения факторов социально-экономического характера, а также не осознают риска поступков участников образовательного процесса.
Необходимо отметить, что выбирая методы и средства, которые будут способствовать развитию правовой компетентности выпускников высшего педагогического образовательного учреждения, надо учитывать, что в педагогическом образовании эффективно реализуются разные учебные педагогические ситуации, которые, как представляется, нужно применять и для развития правовой компетентности. В таком случае, в соответствии с контекстным подходом, содержание образования должно носить «проблемный профессионально-ориентированный характер, связанный с педагогическими и правовыми аспектами образовательных отношений».
Исследования учёных подтвердили, что тип реализуемых в учебном процессе профессионально-ориентированных проблемных ситуаций должен соответствовать этапам развития компонентов компетентности [1, с. 53]. Учитывая выделение этапов формирования и развития правовой компетентности, можно сказать, что «типология проблемных ситуаций включает актуальные и перспективные проблемные ситуации. В свою очередь, перспективные проблемные ситуации обеспечивают развитие правовых компетенций будущей профессиональной деятельностью педагога, взаимодействия педагога и других участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, коллег, руководства). Перспективные проблемные ситуации формируют определенный ресурс прогностических методик, который позволяет в будущем действовать адекватно правовой ситуации» [8, с. 65].
В педагогическую модель развития правовой компетентности будущего педагога включены цели, задачи, методологические подходы, принципы их реализации, организационно-педагогические условия, этапы процесса развития, обеспечивавшие его методику и технологию, результат процесса.
Так, к организационно-педагогическим условиям необходимо отнести следующие позиции:
- процесс развития правовой компетентности выпускников высшего педагогического образовательного учреждения направлен на освоение актуальных и перспективных компетенций в системе образовательных отношений;
- в учебном процессе используется комплекс профессионально-ориентированных проблемных ситуаций, различавшихся по проблемности, «содержательной направленности, средствам реализации и виду самостоятельной деятельности выпускников высшего педагогического образовательного учреждения;
- осуществлять проектирование правовых ситуаций, определяющих профессиональный контекст правового образования студентов на основе интеграции содержания дисциплин базовых и вариативных частей учебных планов подготовки будущего педагога, ресурсов Центра образовательного законодательства и правовых Интернет-ресурсов.
В методику развития правовой компетентности входит комплексное освоение правовых компетенций путем реализации профессионально-ориентированных проблемных ситуаций. В качестве средств реализации комплекса проблемных ситуаций служат «самостоятельный информационный поиск правовой информации, мини-кейсы, профессионально-ориентированные диалоги, деловые игры, сетевые интернет-взаимодействия, технология адаптивного проектирования» [9, с. 73].
Необходимо подчеркнуть, что в связи с внедрением результатов исследования в практику педагогического образования может снизиться острота противоречий в развивающемся демократическом обществе, что, в свою очередь, будет способствовать снижению уровня криминогенности в образовании, степени рисков конфликтных ситуаций, повышению правовой культуры молодежи.
Таким образом, изучение процессов развития правовой компетентности выпускников высшего педагогического образовательного учреждения - это важная и современная проблема профессионального образования; предполагающая универсальные научно-исследовательские процедуры. Её решение станет предпосылкой повышения качества педагоги-
ческого образования, реализации подлинно демократических правовых основ образовательных отношений. Процесс развития интенсифицируется при реализации в учебном процессе, самостоятельной работе и педагогической практике будущего педагога проблемных ситуаций актуального и перспективного характера.
Библиографический список
В заключение надо отметить, что при подготовке педагога и его адаптации в образовательном учреждении правовая компетентность как интегративное качество субъекта формируется как результат осуществления комплекса мер в образовательной сфере: аттестации, повышении квалификации и переподготовки, каждый из которых имеет свои особенности.
1. Зеер Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании. Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 5. Москва, 2007.
2. Чошанов МЛ. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. Москва, 1996.
3. Бермус А.Г. Введение в педагогическую деятельность. Москва, 2013.
4. Аронов А.М. Психология и педагогика. Лекции к курсу. Красноярск, 2007.
5. Гаджиева П.Д. Актуальные вопросы подготовки будущего учителя права в условиях педагогического университета. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 10 - 11.
6. Гладченкова Н.Н. Правовая подготовка как условие становления профессиональной компетентности современного педагога. Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. Материалы IV-ой Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2014: 256 - 260.
7. Киндяшова A.C., Волкова Н.Р. Правовая компетентность как структурный элемент компетентности педагога. Современные проблемы науки и образования. 2017; 6: 151 - 154.
8. Аникина A.C. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Тагил, 2011.
9. Асильдерова М.М., Аминов У.К. Правовая компетентность как совокупность профессиональных установок педагога. Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. К 100-летию великой октябрьской революции в России. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2017: 71 - 75.
References
1. Zeer 'E.F. Ponyatijno-terminologicheskoe obespechenie kompetentnostnogo podhoda v professional'nom obrazovanii. Ponyatijnyj apparat pedagogikii obrazovaniya. Vyp. 5. Moskva, 2007.
2. Choshanov M.A. Gibkaya tehnologiya problemno-modul'nogo obucheniya: metodicheskoe posobie. Moskva, 1996.
3. Bermus A.G. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost'. Moskva, 2013.
4. Aronov A.M. Psihologiya ipedagogika. Lekciikkursu. Krasnoyarsk, 2007.
5. Gadzhieva P.D. Aktual'nye voprosy podgotovki buduschego uchitelya prava v usloviyah pedagogicheskogo universiteta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 10 - 11.
6. Gladchenkova N.N. Pravovaya podgotovka kak uslovie stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo pedagoga. Yazyk i pravo: aktual'nye problemy vzaimodejstviya. Materialy IV-oj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2014: 256 - 260.
7. Kindyashova A.S., Volkova N.R. Pravovaya kompetentnost' kak strukturnyj 'element kompetentnosti pedagoga. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 6: 151 - 154.
8. Anikina A.S. Formirovanie pravovoj kompetentnosti buduschego pedagoga s ispol'zovaniem kompleksa professional'no-orientirovannyh pravovyh zadach. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Tagil, 2011.
9. Asil'derova M.M., Aminov U.K. Pravovaya kompetentnost' kak sovokupnost' professional'nyh ustanovok pedagoga. Gumanizaciya innovacionnogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah: perspektivy i dostizheniya. K 100-letiyu velikoj oktyabr'skoj revolyucii v Rossii. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 71 - 75.
Статья поступила в редакцию 23.05.18
УДК 37
Kolesov A.Yu., postgraduate, Bunin Yelets State University (Yelets, Russia), E-mail: al.kolesov@list.ru
THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF A BACHELOR STUDENT IN CLASSES ON ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION. The article presents a model of how to develop professional mobility of bachelor students in classes on adaptive physical education. This model is based on system-activity, competence, personality-oriented, subject-subject, contextual approaches. The practice of teacher's support is defined as a key mechanism for the formation of professional mobility. The specifics of the projected activity is that the most relevant forms of its implementation are extracurricular activities (curatorial hours), non-formal education and practice. The practice of support is carried out by means of technologies and technological methods, among which the leading ones are individual cards of professional self-development and portfolio.
Key words: professional mobility, higher education, professional activity, adaptive physical education.
А.Ю. Колесов, аспирант, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец,
E-mail: al.kolesov@list.ru
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В данной статье представлена модель формирования профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре. Данная модель базируется на установках системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ори-ентированного, субъект-субъектного, контекстного подходов. В качестве ключевого механизма формирования профессиональной мобильности определена практика сопровождения. Особенностью проектируемой деятельности является то, что наиболее релевантными формами ее осуществления является внеучебная деятельность (кураторские часы), неформальное образование и практика. Практика сопровождения осуществляется посредством корпуса технологий и технологических приемов, среди которых ведущими являются индивидуальные карты профессионального саморазвития и портфолио.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, высшее образование, профессиональная деятельность, адаптивная физическая культура.
Профессиональная мобильность относится к тем сложным личностным структурам, формирование и развитие которых не является обязательным в условиях профессиональной подготовки студентов по образовательным программам высшего обра-
зования. Профессиональная мобильность формируется в ходе профессиональной деятельности индивида, поэтому в сфере высшего образования представляется возможным развитие у обучающихся тех качеств и видов деятельности, которые состав-