УДК 37
Е.В. БОГДАНОВА1
'ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко», г. Луганск
СТРУКТУРА ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация: В статье проведен анализ научно-педагогических источников, в которых рассматривается проблема исследования структуры профессиональной компетентности учителей. Интерпретация этого понятия рассматривается различными авторами в психолого-педагогических исследованиях. В настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Поскольку инклюзивная компетентность студентов относится к категории профессиональных компетентностей и имеет свою структуру, нами в частности и рассматривается структура инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза. Данная компетентность отражает специфику конкретной сферы профессиональной деятельности, т. е. инклюзивного образования. Структура инклюзивной компетентности студентов относится к профессиональным компетентностям и состоит из мотивационного, рефлексивного и когнитивно-информационного компонентов. Ключевые содержательные компетенции, входящие в состав инклюзивной компетентности, можно трактовать как способность осмысления содержания профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения с учетом тенденций развития современного информационного общества.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, инклюзивная компетентность, информационно-образовательная среда вуза, студенты, компоненты, мотивация, рефлексия, когнитивная компетенция, информационная компетентность.
E.V. BOGDANOVA1
'GOU VPO LC "Luhansk state University named after Taras Shevchenko
BOGDANOVA E.V. THE STRUCTURE OF THE INCLUSIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Abstract: In the article the analysis of scientific pedagogical sources, which explores the structure of professional competence of teachers. The interpretation of this concept is seen by different authors in psychological and pedagogical research, and currently there is no unambiguous definition of professional competence. Because of the inclusive competence of students to apply to the category of professional competence and has its own structure, us in particular, and describes the structure of the inclusive competence of students in the information educational environment of the University. This competence reflects the specifics of the particular sphere of professional activity, i.e. inclusive education. The structure of the inclusive competence of students related to professional competencies and consists of motivation, reflective and cognitive information components. Key content
competencies included in the inclusive competence, can be interpreted as the ability of understanding the content of professional activity in the conditions of inclusive education.
Keywords: competence, competence, competence inclusive, information-educational environment of high school students, components, motivation, reflection, cognitive competence, informational competence.
Развитие современного общества детерминирует уважение человеческого разнообразия, установление принципов солидарности и безопасности, что обеспечивает защиту и полное интегрирование в социум всех слоев населения, прежде всего лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено определением главной цели социального развития - создание «общества для всех». В основу такого интегрирования положена концепция целостного подхода, который открывает путь к реализации прав и возможностей для каждого человека, прежде всего, предусматривает равный доступ к получению качественного образования и становится возможным при внедрении инклюзивного образования. Инновационные процессы по развитию инклюзивного образования, происходящие в современной школе, требуют качественного изменения содержания образовательного процесса. Это послужило выработке новых ориентиров в образовательной политике, в частности в подготовке специалистов для инклюзивного образования. Новый принцип в подготовке студентов, будущих педагогов, которые будут работать в массовых школах не связан с предметными знаниями учителя. Знаниевая парадигма как преимущественная репродукция академических знаний должна быть переориентирована на компетентностную[7]. Данный подход был применен при разработке ФГОС ВПО третьего поколения. Компетентностный подход позволил нам в своем исследовании отразить структуру инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза.
Компетентность - это не только сложное, но и составное образование, предполагающее наличие достаточно разнородных компонентов педагогического профессионализма: теоретического, личностного и деятельностного и включающего целый список специальных компетенций. Мы в структуру инклюзивной компетентности студентов включили следующие ключевые содержательные компетенции: мотивационная, рефлексивная, когнитивно-информационная, - которые и будем рассматривать как компоненты инклюзивной компетентности. Ключевые содержательные компетенции, входящие в состав инклюзивной компетентности, можно трактовать как способность осмысления содержания профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения. В их состав входят: мотивационная, рефлексивная, когнитивно-информационная компетенции.
Мотивационный компонент инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза включает мотивационную компетенцию, характеризующуюся глубокой личностной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, совокупность мотивов (социальных, познавательных, профессиональных, личностного развития и самоутверждения, собственного благополучия и пр.). Мотивационный компонент профессиональной компетентности учителя выделен в исследованиях различных исследователей. В научной психолого-педагогической литературе мотивация определяется как совокупность причин психологического характера, обосновывающих поведение,
направленность и активность этого поведения [15]. Мотивационная компетенция определяется как способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного обучения, мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий. Сформированность данного компонента говорит о мотивационной готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Понимая под ценностью значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений, их соответствие основным потребностям общества и индивида, мы говорим о том, что ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека. Мотивационный компонент профессиональной компетентности определяется системой побудительных сил, определенных притязаний, поощрений, а ценностный - содержит доминанту педагогического менталитета и мировоззрения, систему личностных убеждений, ориентированных на выявление ценности педагогической деятельности. Студенту, как будущему педагогу, для успешного осуществления педагогической деятельности в условиях инклюзии, необходимо наличие системы ценностей, определяющей его отношению к осуществляемой деятельности, включающей как личностные ценности, так и профессиональные. Под личностными ценностями мы понимаем систему ценностных ориентаций личности, отражающую ее целевую и мотивационную направленность. Профессиональные (педагогические) ценности -это те ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и осуществляет свою профессиональную деятельность[17]. Профессиональные ценности педагога только в том случае будут исполнять роль ориентиров деятельности, если они будут представлять целостную систему. Так, исследователи Т. Князева, А. Масалимова, М. Батюта констатируют, что ценностно-смысловые образования личности, детерминируя процесс целеполагания, оказывают существенное влияние на процесс саморегуляции, тем самым определяя поступки и поведение человека [4]. Наиболее значимой для данной компетенции является направленность личности будущего педагога. Это, во-первых, общая гуманистическая направленность личности, а во-вторых, положительная направленность на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с разными образовательными потребностями, понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, глубокое осознание его гуманистического потенциала. Качества личности (нравственные и социальные позиции, установки, черты педагога) в структуре профессиональной компетентности ученые отражают путем выделения личностного, профессионально-личностного, эмоционально-волевого и эмоционального компонентов. Мотивационная компетенция служит связующим звеном в процессе развития специалиста. Мотивы, потребности, цели, ценностные установки определяют уровень заинтересованности человека в приобретении профессиональных компетенций, а также мотивацию достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к само-мотивированию, уверенность в себе, оптимизм. В структуре мотивации можно выделить 4 компонента: удовольствие от самой деятельности; значимость для личности непосредственного результата деятельности; мотивирующая сила вознаграждения за деятельность; принуждающее давление на личность. Мотивы бывают внешние и внутренние. От преобладающих мотивов зависит готовность к освоению и реализации себя в деятельности.
Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности включает в себя рефлексивную ключевую компетенцию. Рефлексивная компетенция признается необходимой составляющей профессионального педагогического образования. Важной частью обучения при этом является обучение навыкам саморефлексии. В педагогике данное понятие было изучено недостаточно и в основном в педагогической литературе используется термин «рефлексивная компетентность», которое было введено в научный оборот О. Полищук. Под рефлексивной компетентностью исследователь понимает «профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности». Данное определение было принято и в педагогической психологии и в педагогике, т. к. универсальность трактовки позволяла применить её к любой профессиональной сфере, и к педагогическому образованию. Исследование проблем профессиональной подготовки в научной литературе выявило наличие различных трактовок категории «рефлексивная компетентность». По мнению Ю. Кушеверской [6], рефлексивная компетентность - системообразующий компонент профессиональной педагогической деятельности и качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексию, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в учебной и профессиональной деятельности, достижению их максимальной эффективности и результативности. Рефлексивная компетентность проявляется в способности к осмыслению учителем основ своей деятельности, в ходе которого осуществляется оценка и переоценка своих способностей, личностных достижений; сознательный контроль результатов своих профессиональных действий, анализ реальных педагогических ситуаций [9]. По определению других исследователей, рефлексивная компетентность - это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивных способностей, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности. Рефлексивная компетентность обеспечивая результативность его педагогической деятельности, является неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности и может рассматриваться как качество личности, которое позволяет наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексию, что способствует развитию и саморазвитию, творческому подходу в учебной и профессиональной деятельности. Рефлексивная компетентность - это сложный психолого-педагогический и профессионально значимый феномен, имеющий определенную структуру. Рефлексивная компетентность, входящая в систему инклюзивной компетентности, представляет собой способность к рефлексии в учебной и квазипрофессиональной деятельности в условиях подготовки к осуществлению инклюзивного обучения, а также к рефлексии в профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения, которая включает в себя:
- анализ опыта реализации идей инклюзивного обучения, собственного опыта учебной, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности и опыта своих коллег;
- выбор оптимального решения в различных педагогических ситуациях инклюзивного обучения;
- адекватную оценку результатов своей учебной, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности, умение замечать свои ошибки и стремиться их исправить;
- потребность в профессиональном и личностном росте и повышении уровня своей инклюзивной компетентности [11].
Когнитивно-информационный компонент инклюзивной компетентности включает в себя когнитивную и информационную ключевые компетенции. Ю. Драгнев подчеркивает, что по классификации И. Зимней, информационная и когнитивная компетенции объединены в одну группу. Умения данных компетенций неразрывно связаны и соединены между собой. В частности, умение осуществлять поиск и отбор информации одновременно относится и к информационной компетенции, так как это умение производить операции с информацией, и к когнитивной компетенции, отражающей способность использовать данную информацию для получения новых знаний [3].
Под когнитивной компетенцией мы понимаем качество личности, обеспечивающее её готовность к самообразованию, личностному и профессиональному росту. Когнитивная компетенция обеспечивает целостность представлений о педагогической деятельности, активизирует познавательную деятельность личности, способствует развитию и обогащению компонентов когнитивного опыта, определяется как способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент для решения тех или иных теоретических и практических задач информацию. Когнитивная компетенция, входящая в состав инклюзивной компетентности, - это способность педагогически мыслить на основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для осуществления инклюзивного обучения. Вопросы, связанные с определением и сущностью развития и формирования когнитивной компетенции обучающихся, рассматривались в работах Е. Вязовой, И. Зимней, М. Холодной и др. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные подходы к определению понятия «когнитивная компетентность» и «когнитивная компетенция». По мнению Л. Осиповой, когнитивная компетентность представляет собой «интегральное качество личности, обеспечивающее её стремление и готовность реализовать свой потенциал (знание технологии учебной деятельности, умение применять эти знания в практике, наличие опыта самостоятельной учебной деятельности) при успешном решении проблемных задач в процессе учебной и других видов деятельности» [10]. Европейское сообщество трактует когнитивную компетенцию как «готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию» [14]. Успешное формирование когнитивной компетенции опирается на значимость цели; динамичность и способность модели к изменениям; единство дискретности и целостности процесса познания и обучения; связь теории с практикой, системность проводимых мероприятий; специфику профессиональной подготовки и дальнейшую корректировку связей между компонентами когнитивной компетенции. Рассматривая компетенцию как результат образовательного процесса, который состоит в освоении обучаемыми знаний определённой области, в умениях мыслить её категориями и решать предметно-ориентированные задачи, мы можем определить когнитивную компетенцию как структурный компонент инклюзивной компетентности студентов и совокупность знаний, умений и опыта познавательной деятельности, сформированных на основе актуализации
когнитивных механизмов и процессов. Владение когнитивной компетенцией предполагает овладение логической, методологической и общеучебной деятельностью, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Важность компетентности в сфере познавательной деятельности (а именно когнитивной компетентности) обусловлена тем, что познавательная деятельность:
- способствует формированию знаний, умений, навыков;
- направлена на воспитание мировоззрения, а также нравственных качеств обучаемых;
- развивает стремление личности к познавательной активности и самостоятельности;
- выявляет и реализует познавательный и образовательный потенциал обучаемых;
- вовлекает обучаемых в активную исследовательскую, поисковую, эвристическую и творческую деятельность.
Далее рассмотрим составляющую когнитивно-информационного компонента -информационный компонент инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза. В условиях развития информологии, информатизации общества и системы профессионального образования, информационная компетенция становится необходимым компонентом качественного преподавания, представляя собой самостоятельный блок компетенций и в психолого-педагогической литературе рассматривается как «информационная компетентность», так и «информационная компетенция». Необходимо отметить, что в современном научном дискурсе сосуществуют родственные термины, а именно: «медиакомпетентнисть», «медиаграмотность», «информационно-технологическая компетентность», «информационная компетенция», «компьютерная грамотность» «информационная культура специалиста», содержание которых во многих случаях отождествляется [3].
Поскольку в научно-педагогической литературе нет единого мнения по поводу использования терминов «информационная компетенция» и «информационная компетентность» в нашем исследовании будет логично рассмотреть и термин «информационная компетентность». Различные аспекты проблематики формирования информационной компетентности исследуются в трудах российских и зарубежных ученых, в частности: вопросы повышения качества высшего образования; психологически педагогические, организационные, технические, теоретические и практические аспекты использования информационных технологий; вопросы профессиональной подготовки; проблемы формирования информационной культуры и компетентности специалистов [3].
По мнению О. Мироновой, информационная компетентность определяется как способность эффективно выполнять информационную деятельность (при решении профессиональных задач, обучении, в повседневной жизни) с использованием ИКТ, что предполагает владение информационной компетенцией и сложившейся готовностью (содержащий и личностные качества) к решению соответствующих задач с учетом приобретенного опыта, с возможностью самостоятельной организации собственной деятельности, с осуществлением самоконтроля и осознанием личной роли при их реализации и возможных последствий осуществления [8]. Несмотря на широкую изученность вопроса о развитии и формировании информационной компетентности специалиста, сейчас не существует единой структуры составляющих вышеупомянутого образования. Подходы ученых к определению структурных компонентов основываются на различных точках зрения и превалировании различных аспектных составляющих. А. Хуторской в структуру
компонентов информационной компетентности включает объективный (профессионально-информационный) и субъективный (личностный) компоненты. Объективный компонент включает требования, предъявляемые социумом к профессиональной деятельности специалиста. Субъективный компонент дополняет его информационную компетентность личностными качествами, показывающими способность специалиста к успешному выполнению профессиональной деятельности [12].
Исследователь О.Миронова, рассматривая составляющие информационной компетентности и ссылаясь на Н. Баловсяк, включала в состав информационной компетентности личности три составляющие: 1) информационная составляющая, которая определяет способность эффективной работы с информацией в различных формах ее представления; 2) компьютерная (компьютерно-технологическая) составляющая, которая определяет умения и навыки по работе с современной компьютерной техникой и программным обеспечением; 3) процессуально-деятельностная составляющая, определяющая способность применять современные средства информационно-компьютерных технологий для работы с информационными ресурсами и решением различных задач [8].
Информационная и компьютерная составляющая определяет общие компетенции будущего специалиста. Процессуально-деятельностная составляющая содержит общие и специальные компетенции. Последние определяются содержанием и направлением профессиональной деятельности специалиста и касаются решения профессионально-ориентированных задач современными средствами компьютерной техники. Информационная компетентность включает следующие элементы: осуществление поиска информации, интерпретация информации, систематизация и структурирование информации, критическое оценивание информации, анализ полученной информации с позиции решаемой задачи, аргументированные выводы, использование полученной информации при планировании и реализации деятельности в той или иной ситуации, представление информации в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. Сущность информационной компетентности выражается в том, что, преломляясь через профессиональную деятельность, она проявляется в более высоком качестве этой деятельности и более высоком уровне развития целостной индивидуальности и личности будущего педагога. Информационная компетентность как субъективное явление отличается динамичностью, изменчивостью. С другой стороны, информационная компетентность как понятие и объективное явление также постоянно обогащается, уточняется, совершенствуется в связи с развитием самой информационно-образовательной среды. Информационная компетентность тесно связана с информационной культурой и является одним из обязательных компонентов информационно развитой личности. Таким образом, мы видим, что информационная компетентность позволяет человеку определить свои информационные потребности, выбрать наиболее адекватные информационные технологии для их удовлетворения и применения в своей деятельности, освоить эти технологии, а затем использовать их возможности для повышения эффективности профессиональной деятельности, что особенно актуально при инклюзивном обучении. Проанализировав выше приведенные определения «информационная компетенция» и «информационная компетентность», можно прийти к выводу, что общим для этих определений является следующее: связь со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами
информационных технологий, необходимых для реализации инклюзивного обучения [1,2,18,19].
Таким образом, в стратегии инклюзивного образования особое значение придается не только знаниям, способностям, профессиональному поведению, но и компетентностям учителя. Особое место среди профессиональных компетентностей занимает инклюзивная компетентность студентов в информационно-образовательной среде вуза. Задачей высшей школы является подготовка студента, будущего учителя, обладающего инклюзивной компетентностью, состоящей из мотивационного, рефлексивного и когнитивно-информационного компонентов, сформированной в условиях информационно-образовательной среды вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балаюрова С.Ю. Павленко В. В. 1нформацшна компетентшсть управлшця в контекст «культури реально'1 вiртуальностi» // Вiсник НТУУ «КП1». Фiлософiя. Психологiя. Педагогiка. 2012. Вип. №1.
2. Гамаюнова А.Н. О структуре профессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр») [Электронний ресурс]. URL: http://www.mgppu.ru/foreign_affairs
3. Драгнев Ю.В. Принципы построения педагогической системы профессионального развития будущего учителя физической культуры в условиях информационно-образовательного пространства // European Researcher, 2013, Vol.(41), №2-2.
4. Князева Т.Н., Масалимова А.Р., Батюта М.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2016. №2. С.31.
5. Курлыгина О.Е. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5.
6. Кушеверская Ю.В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа: автореферат дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.08. Петрозаводск, 2007. С.21.
7. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.
8. Миронова О.1. Формування шформацшно'1 компетентности студенпв як умова ефективного здшснення шформацшно'1 дiяльностi // Вюник ЛНУ iменi Тараса Шевченка. 2010. № 17 (204).
9. Окуловский О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. 2012. №12. С. 499-500.
10. Осипова Л.А. Информационно-образовательные проекты как средство формирования у студентов когнитивной компетентности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Брянск, 2008. 25 с.
11. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного
педагогического университета». 2006. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf (дата обращения: 18.10.2012)
12. Роберт И.В., Лавина Т.А. и др. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2012. 96 с.
13. Романовская И.А., Хафизуллина И.Н. Представления будущих учителей о проблемах качества образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. №3. С. 180— 183.
14. Скворцова С.О. Формирование профессиональной компетентности учителя. [Электронний ресурс]. URL: http://skvor.info/publications/articles/view.html.
15. Сманцер А.П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компетентностного похода // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е/ Белорусский государственный университет, Минск, 2010. 8-12 с.
16. Тишина Т.М., Семенко А.А. Подготовка специалистов к работе в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. №2(34). URL: http://www.sisp.nkras.ru
17. Турченко И.А. Диагностика уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента инклюзивной компетентности у слушателей переподготовки. [Электронний ресурс]. URL: http:// yandex.uaelib.bspu.by
18. Молокова О.А., Погодаева М.В., Ушева Т.Ф. Формирование ключевых компетенций в педагогическом образовании: коллективная монография. Иркутск: ФГБОУ ВПО ИГЛУ, 2014. 188 с.
19. Хитрюк В.В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. №3 (79). С. 189-194.
20. Чайковский М.Е. Инклюзивная компетентность как составляющая профессиональной компетентности субъектов учебно-воспитательного процесса // Педагопка i психолопя професшно!' освгги. 2012. №2. С. 15-21.
REFERENCES
1 Balakirova S.Ju. Pavlenko V. V. Informacijna kompetentnist' upravlincja v konteksti «kul'turi real'noï virtual'nosti» [Informatsiyna kompetentnist upravlintsya in konteksti "Culture realnoï virtualnosti"]. VisnikNTUU«KPI». Filosofija. Psihologija. Pedagogika, 2012, vol. 1.
2. Gamayunova A.N. O strukture professional'noj kompetentnosti bakalavra psihologo-pedagogicheskogo obrazovanija. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050400 «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie» (kvalifikacija (stepen') «Bakalavr») [In the structure of professional competence of bachelors psychology-pedagogical education. Federal state educational standard of institutions of higher education in the direction of preparation 050400 Psycho-pedagogical education (qualification (degree) "Bachelor")]. Available at: http://www.mgppu.ru/foreign_affairs (in Russian).
3. Dragnev Yu.V. Principy postroenija pedagogicheskoj sistemy professional'nogo razvitija budushhego uchitelja fizicheskoj kul'tury v uslovijah informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva [Principles of pedagogical system of professional development of future teacher of physical culture in the conditions of informatively-educational space]. European Researcher, 2013, vol.41, no. 2-2 (in Russian).
4. Knyazeva T.N., Masalimova A.G., Batuta M.B. Osobennosti cennostnyh i smyslozhiznennyh orientacij studentov - budushhih pedagogov [Specifics of value and life orientations of students future teachers]. VestnikMininskogo universiteta, 2016, no. 2, p. 31 (in Russian).
5. Kulagina O.E. Professional'naja kompetentnost' pedagoga: teoreticheskij aspekt [Professional kompetentnost teacher: theoretical aspect]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2014, no. 5 (in Russian).
6. Kusevitsky Y.V. Formirovanie refleksivnoj kompetentnosti studentov v obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo kolledzha. Dis. kandidata ped. nauk [Formation of the reflexive competence of students in educational process of pedagogical College. Cand. ped. sci. diss.]. Petrozavodsk, 2007. P. 21 (in Russian).
7. Medintseva S.P. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii [Competence approach in education]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II mezhdunar. nauch. konf [Teaching skills: materials II Intern. scientific. Conf. Moscow, December 2012]. Moscow, Buki-Vedi Publ., 2012. (In Russian)
8. Mironova E. I. Formuvannja informacijno'i kompetentnosti studentiv jak umova efektivnogo zdijsnennja informacijno'idijal'nosti [Formation of information competence of students as a condition for the effective implementation of information activities]. Visnik LNU imeni Tarasa Shevchenka, 2010, no. 17, p.204.
9. Okulovskiy A.S. Kompetencii i kompetentnostnyj podhod v obuchenii [Competence and competence approach in training]. Molodoj uchenyj, 2012, no. 12, pp. 499-500 (in Russian).
10. Osipova L.A. Informacionno-obrazovatel'nye proekty kak sredstvo formirovanija u studentov kognitivnoj kompetentnosti. Diss. kand. ped. nauk. [Information-educational projects as a means of formation of students ' cognitive competence. Cand. med. sci. diss.]. Bryansk, 2008. P.25 (in Russian).
11. Radionova N.F., Tryapitsyna A.P. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competence approach in pedagogical education.]. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta», 2006. Available at: http://www.Omsk.edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf (accessed 18.10.2012) (in Russian).
12. Robert S.V. Lavina T.A. i dr. Tolkovyj slovar' terminov ponjatijnogo apparata informatizacii obrazovanija [Explanatory dictionary of terms of the conceptual apparatus of education Informatization]. Moskow, iio RAO, 2012. P. 96 (in Russian).
13. Romanovskaya S.A., Khafizullin I.N. Predstavlenija budushhih uchitelej oproblemah kachestva obrazovanija [Submission of future teachers about the problems of education quality]. Vektor nauki TGU. Serija: Pedagogika, psihologija, 2012, no. 3, pp. 180-183 (in Russian).
14. Skvortsova S.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti uchitelja [Formation of professional competence of teachers]. Available at: http://skvor.info/publications/articles/view.html. (in Russian).
15. Smantser A.P. Podgotovka budushhih uchitelej k rabote s det'mi v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija na osnove kompetentnostnogo pohoda [Preparation of future teachers to work with children in conditions of inclusive education competency-based campaign]. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Serija E/ Belorusskij gosudarstvennyj universitet. Minsk, 2010. Pp.8-12 (in Russian).
16. Tishina T.M., Semenko A.A. Podgotovka specialistov k rabote v inkljuzivnom obrazovanii [Training to work in inclusive education)]. Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal), 2014, no. 2(34). Available at: www.sisp.nkras.ru (in Russian).
17. Turchenko I.A. Diagnostika urovnja sformirovannosti motivacionno-cennostnogo komponenta inkljuzivnoj kompetentnosti u slushatelej perepodgotovki [Diagnostics of level of formation of motivational-value component of the inclusive competence of the trainees training]. Available at: http:// yandex.uaelib.bspu.by
18. A. A. Molokov, N.V. Pogodaeva, T.F. Osawa Formirovanie kljuchevyh kompetencij v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaja monografija [The formation of key competencies in teacher education: collective monograph]. Irkutsk, the NEEDLE VPO, 2014. P. 188 (in Russian).
19. Khitruk V. Gotovnost' pedagogov k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija [The Willingness of teachers to work in conditions of inclusive education ]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ja. Jakovleva, 2013, no. 3 (79), pp. 189-194 (in Russian).
20. Tchaikovsky M.E. Inkljuzivnaja kompetentnost' kak sostavljajushhaja professional'noj kompetentnosti subektov uchebno-vospitatel'nogo processa. [Inclusive competently as a component of professional competence of subjects of educational process]. Pedagogika ipsihologijaprofesijnoi osviti, 2012, no. 2, pp. 15-21.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT AUTHOR
Богданова Елена Виталиевна - аспирант кафедры Bogdanova Elena Vitaliyevna - postgraduate student of
теории и методики физического воспитания, ГОУ the Department of theory and methodology physical
ВПО ЛНР «Луганский государственный университет education, HPE LC " Lugansk state University named
имени Тараса Шевченко», заведующая отделом after Taras Shevchenko", head of Department of
реабилитации студентов с особыми образовательными rehabilitation students with special educational needs,
потребностями, г. Луганск Lugansk