Научная статья на тему 'Развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников'

Развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Анна Владимировна, Маковецкая Юлия Геннадьевна

Эффективная профессиональная ориентация школьников возможна при условии готовности педагогических работников к указанной деятельности. В то же время, по мнению авторов, существует ряд причин, препятствующих данному процессу. В статье авторами уделено существенное внимание описанию одного из инструментов развития профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников. В качестве указанного инструмента выступают дополнительные профессиональные программы. Авторы обращают внимание на эффективность привлечения педагогических работников к разработке и реализации данного рода программ. При этом обосновывается утверждение о том, что результатом данной деятельности является не только повышение субъектной позиции участников образовательных отношений, но и ориентация содержания повышения квалификации на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Анна Владимировна, Маковецкая Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers'' professional competencies development in schoolchildren'' professional orientation

The effective schoolchildren' professional orientation is possible in the case if the pedagogical staff is ready for this activity. However, according to the authors, there are a number of reasons that hinder this process. The authors of this article pay significant attention to the description of one of the tools for developing the professional competencies of teachers in matters of schoolchildren' professional orientation. The additional professional programs serve as this tool. The authors draw attention to the effectiveness of involving pedagogical workers in the development and implementation of this type of programs. At the same time, the statement that the result of this activity is not only an increase in the subjective position of the participants in educational relations, but also the orientation of the content of continuing education for satisfying the educational and professional needs of teachers is justified.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников»

\

Современная школа

УДК 378.091.398+37.047

Развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников

А. В. Ильина, Ю. Г. Маковецкая

Teachers' professional competencies development in schoolchildren' professional orientation

A. V. Ili'na, Yu. G. Makovetskaya

Аннотация. Эффективная профессиональная ориентация школьников возможна при условии готовности педагогических работников к указанной деятельности. В то же время, по мнению авторов, существует ряд причин, препятствующих данному процессу. В статье авторами уделено существенное внимание описанию одного из инструментов развития профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников. В качестве указанного инструмента выступают дополнительные профессиональные программы. Авторы обращают внимание на эффективность привлечения педагогических работников к разработке и реализации данного рода программ. При этом обосновывается утверждение о том, что результатом данной деятельности является не только повышение субъектной позиции участников образовательных отношений, но и ориентация содержания повышения квалификации на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогов.

Abstract. The effective schoolchildren' professional orientation is possible in the case if the pedagogical staff is ready for this activity. However, according to the authors, there are a number of reasons that hinder this process. The authors of this article pay significant attention to the description of one of the tools for developing the professional competencies of teachers in matters of

schoolchildren'professional orientation. The additional professional programs serve as this tool. The authors draw attention to the effectiveness of involving pedagogical workers in the development and implementation of this type of programs. At the same time, the statement that the result of this activity is not only an increase in the subjective position of the participants in educational relations, but also the orientation of the content of continuing education for satisfying the educational and professional needs of teachers is justified.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, удовлетворение потребностей, профессиональные компетенции, непрерывное образование, профессиональная ориентация.

Keywords: additional professional training, satisfaction of needs, professional competences, continuing learning, professional guidance.

В настоящее время на всех уровнях управления пристальное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций. В то же время указанный феномен на различных этапах развития системы общего образования трансформировался в такие составляющие, как профессиональная направленность, профессиональная пригодность, профессиональная успешность и др.

А. В. Ильина, Ю. Г. Маковецкая

Развитие профессиональныхкомпетенций педагогов...

При этом, безусловно, различное понимание рассматриваемого феномена определяло отбор форм помощи учащемуся в выборе им будущей профессии. В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС общего образования) ставят задачу создания условий для достижения учащимися трех групп результатов (личностных, метапредметных и предметных), среди которых существенное внимание уделяется личностному, профессиональному и жизненному самоопределению школьников [1]. Соответственно педагогические работники общеобразовательных организаций должны быть готовы к данного рода деятельности и учитывать тенденции развития экономики и производства не только Российской Федерации в целом, но и конкретного региона в частности.

Актуальными становятся вопросы, связанные с необходимостью выстраивания профори-ентационной работы обучающихся на всех уровнях образования, определяющие различные аспекты ее преемственности и освоения педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций проектных методов; навыков отбора педагогических технологий, обеспечивающих успешность профессиональной ориентации учащихся, а также определением содержания части, формируемой участниками образовательных отношений, с точки зрения необходимости и достаточности отражения региональных особенностей в основных общеобразовательных программах, реализуемых на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Именно поэтому особую остроту и значимость приобретает проблема развития профессиональных компетенций педагога в части выстраивания профориентационной работы обучающихся.

Отметим, что структура понятия «компетенция» является полиморфной и представляет собой совокупность знаний, умений и способов деятельности, владение которыми позволяет педагогическому работнику осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне.

В то же время необходимо отметить, что проблема организации профориентационной работы учащихся в современной системе образования заключается в том, что такая работа в

образовательных организациях недостаточна системна.

Среди причин такой недостаточности можно отметить:

- недостаточную информированность обучающихся о содержании и характере труда, которым они могут заниматься по окончании школы;

- повышенный уровень тревожности выпускников современной школы;

- несоответствующие (завышенные или заниженные) ожидания молодых людей в отношении дальнейшего профессионального пути;

- недостаточную мотивацию современных выпускников к профессиональной деятельности;

- отсутствие у педагогов образовательной организации компетенций по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на разных уровнях образования.

Соответственно, как никогда становится актуальной позиция развития кадрового потенциала общеобразовательных организаций. При этом необходимо отметить, что в сложившихся обстоятельствах эффективным условием развития кадрового состава является непрерывное образование имеющихся работников, которое в свою очередь может осуществляться в системе дополнительного профессионального образования. Такой подход особенно актуален в связи с тем, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом дополнительное профессиональное образование в своем содержании ориентируется на удовлетворение их образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [2].

Безусловно, в данных условиях одним из приоритетных направлений является совершенствование научно-методического сопровождения педагогических работников. Указанного рода сопровождение представляет собой совокупность мероприятий (взаимосвязанных и взаимообусловленных), которые не только позволяют нивелировать возникающие у педагогов затруднения в части организации профессиональной ориентации школьников, но и способ-

ствуют развитию их профессиональной компетентности на протяжении всей профессиональной деятельности. В контексте рассматриваемой проблемы компетентность целесообразно рассматривать как интегральную характеристику личности, проявляющуюся в интериориза-ции приобретенных компетенций [3].

Представленную совокупность мероприятий возможно реализовать в рамках дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, построенных по модульному принципу (далее - программы). Но уникальным элементом является не собственно указанное построение программ, а то, что в разработку и реализацию их содержания вовлекаются практики - педагогические работники общеобразовательных организаций, являющихся региональными инновационными площадками. В качестве примера приведем наименования двух таких дополнительных профессиональных программ повышения квалификации: «Образовательная агломерация как эффективный механизм реализации Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»» и «Профессиональная ориентация учащихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования».

При разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, ориентированных на развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников, необходимо учесть следующие обстоятельства:

- необходимость освоения педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций проектных методов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

- наличие у педагогических и руководящих работников затруднений, связанных с отбором педагогических технологий, обеспечивающих успешность профессиональной ориентации учащихся на профессии, востребованные на территории Челябинской области;

- необходимость и достаточность отражения региональных особенностей профессиональной ориентации учащихся в основных общеобразовательных программах, реализуемых на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Соответственно целевой установкой реализации программ может являться формирование

у руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций представлений о формах, методах и приемах педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, отражающего специфику Челябинской области как промышленного региона.

Реализация указанной установки осуществляется в условиях:

1) актуализации представлений о психологических особенностях профессиональной ориентации учащихся в ходе освоения ими содержания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

2) определения подходов к эффективному управлению ресурсами общеобразовательной организации, обеспечивающими организацию профессиональной ориентации учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

3) актуализации необходимости взаимодействия педагогических работников при организации профессиональной ориентации учащихся и их педагогическом сопровождении.

Выделенные позиции находят свое отражение в содержательном компоненте дополнительных профессиональных программ, ориентированных на развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников.

Так, говоря о современных нормативно-правовых основах образования, целесообразно представить особенности организации образовательной деятельности в контексте соблюдения законодательства в сфере образования, а также уделить внимание педагогической деятельности в условиях действия профессиональных стандартов. Бесспорно, важно акцентировать внимание на комплексном подходе к формированию нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, регламентирующих процессы реализации содержания общего образования и являющихся основанием для проектирования образовательной деятельности общеобразовательной организации, в части осуществления профессиональной ориентации учащихся.

Рассматривая психолого-педагогические основы профессиональной деятельности по профессиональной ориентации учащихся, необхо-

А. В. Ильина, Ю. Г. Маковецкая

Развитие профессиональныхкомпетенций педагогов...

димо сформировать у слушателей представления о психологических особенностях учащихся, необходимых для осуществления профессиональной ориентации в ходе освоения ими содержания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). При этом немаловажную роль следует уделить закономерностям развития мо-тивационной сферы личности в младшем школьном, подростковом и юношеском периодах, а также рассмотреть факторы, влияющие на формирование мотивации к различным видам деятельности у школьников. Кроме того, необходимо уделить внимание формированию понимания сущности понятия «профессиональная ориентация», которое, как мы уже отметили ранее, на разных этапах развития системы общего образования отождествлялось с различными составляющими.

Использование активных методов работы со слушателями позволит им освоить содержательно-процессуальные аспекты профессиональной деятельности по профессиональной ориентации учащихся. В частности, на данном этапе целесообразно организовать работу по освоению слушателями современных подходов к изучению феномена мотивационной сферы личности. Немаловажная роль отведена овладению методами, приемами организации образовательной деятельности, способствующей профессиональному самоопределению учащихся. Особый интерес возникнет у слушателей, если на данном этапе уделить внимание анализу типичных ошибок, затруднений и рисков организации профориентационной работы в образовательном процессе.

Овладение практическими аспектами организации образовательной деятельности по профессиональной ориентации учащихся позволяет выстроить эффективную профориентационную среду в школе. Кроме того, приобретенные в ходе освоения программы компетенции позволять определить перспективы педагогической и управленческой деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания общего образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и с учетом специфики Челябинской области как промышленного региона. Особую значимость в данном контексте имеет рассмотрение механизмов взаимодействия урочной и внеурочной деятельности в формиро-

вании у учащихся интереса к профессиям, возможности использования потенциала элективных и факультативных курсов, через которые возможно формировать ценностно-смысловые ориентации учащихся к профессиям. Существенное внимание в данном случае уделяется раскрытию взаимосвязи общего и дополнительного образования в становлении профессионального самоопределения учащихся.

Представленный подход к определению структуры программ не случаен.

В частности, вопросы применения современного законодательства и психолого-педагогические аспекты профессиональной ориентации школьников представляют инвариантную совокупность, так как их содержание, в первую очередь, связано с изучением и осмыслением нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательной организации в условиях действия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, важным аспектом является как ознакомление педагогов с возможностями профориентационной деятельности на различных уровнях образования, так и освоение ими психолого-педагогических основ профессиональной ориентации учащихся.

Содержание же практических занятий представляют собой вариативный компонент программ, так как определяется особенностями общеобразовательных организаций, на базе которых реализуется та или иная программа. Среди методических особенностей построения учебных занятий следует выделить их ориентацию на овладение слушателями практических умений. При этом, организуя учебные занятия, важно создать одновременно интеллектуально напряженную атмосферу, но в то же время эмоционально комфортную.

Значительное место при реализации дополнительных профессиональных программ, ориентированных на развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников, следует уделить активным формам работы со слушателями, что предполагает использование различных источников, в том числе использования ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В то же время освоение программ не исключает и дистанционного обучения, что позволяет индивидуализировать процесс [4].

\

Развитие кадрового потенциала общеобразовательных организаций требует мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых подходах к развитию профессиональных компетенций, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и образовательных учреждений [5]. Соответственно, одной из эффективных форм реализации дополнительных профессиональных программ, ориентированных на развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников, является стажировка на базе общеобразовательных организаций, имеющих эффективный опыт осуществления профориентационной деятельности.

Таким образом, одним из инструментов развития профессиональных компетенций педагогов по вопросам профессиональной ориентации школьников является разработка и реализация дополнительных профессиональных программ при непосредственном участии педагогических работников общеобразовательных организаций. При этом в качестве результатов, получаемых в ходе такой совместной деятельности, можно выделить:

- повышение субъектной позиции участников образовательных отношений;

- практико-ориентированная направленность программ дополнительного профессионального образования;

- ориентация содержания повышения квалификации на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогов.

Библиографический список:

1. Смирнягина М. М. Методические материалы к модульному курсу «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования» / под ред. Ю. Г. Маковецкой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 300 с.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 05.02.2018).

3. Пырьев Е. А. Психология труда : учеб. пособие / Е. А. Пырьев. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 465 с.

4. Рихтер Т. В. Особенности создания дистанционной образовательной среды в рамках системы повышения квалификации педагогических кадров [Электронный ресурс] / Т. В. Рихтер // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2012. - № 3 (март). - С. 41-45. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2012/1225.htm (дата обращения: 10.01.2018).

5. Кузнецова И. Ю. Развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации : монография / И. Ю. Кузнецова ; под науч. ред. Л. Н. Вавиловой. - Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. - 136 с.

References:

1. Smimyagina M. M. Methodical materials for the module course "Professional self-determination of students in the conditions of introduction and implementation of Federal state educational standard basic general education " [Metodicheskiye materialy k modul'nomu kursu "Professional'noye samoopredeleniye uchashchikhsya v usloviyakh vvedeniya i realizatsii FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya"], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014. 300 p.

2. Federal Law of 12/29/2012 No. 273-FZ "About Education in the Russian Federation" [Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii] [Web resource], access mode: www.consultant.ru (accessed date: 02/05/2018).

3. Pir'yev Ye. A. Labor Psychology: Textbook [Psikhologiya truda: ucheb. posobiye], Moscow; Berlin: Direkt-Media, 2016. 465 p.

4. Rikhter T. V. Features of creating a distance learning environment within the system of professional development of pedagogical staff [Osobennosti sozdaniya distantsionnoy obrazovatel'noy sredy v ramkakh sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh], Scientific and methodical electronic magazine "Concept", 2012, No. 3, pp. 41-45 [Web resource], access mode: http://e-koncept.ru/ 2012/1225.htm (accessed date: 01/10/2018).

5. Kuznetsova I. Yu. Development of teacher's subjective position in the process of professional development: monograph [Razvitiye sub"yektnoy pozitsii pedagoga v protsesse povysheniya kvalifikatsii], Kemerovo, 2014. 136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.